Чем заканчивается слово о полку игореве и почему

Чем заканчивается «Слово о полку Игореве»

Слово о полку Игореве — поэма авторства неизвестного монаха. Точно сказать, кто и когда написал данную поэму, невозможно, однако известно, что поэма переводится с древнерусского языка, что показывает, что произведение создано задолго до того, как появилось большинство литературных произведений.

В начале поэмы князь Игорь собирается в поход на половцев, ведомый желанием разгромить поганых, получить славу и богатую добычу. Однако в начале похода и по мере его продвижения князь и его войска встречают мрачные предзнаменования. Таким предзнаменованием, например, становится солнечное затмение.

Тем не менее, князь Игорь считает, что лучше он погибнет в битве с половцами, чем будет сидеть у себя в палатах за городскими стенами, дожидаясь, пока они совершат набег на его территорию. Он хочет достигнуть дойти до территории половцев и разгромить их там — смелый шаг, на который ранее мало кто решался.

Вместе с Игорем в поход решил уйти его родной брат. Поначалу войскам Игоря и его брата удалось разгромить половецкие полки и взять богатую добычу, однако тогда, когда они решили заночевать в поле, их разбивают орды половецких ханов, прибывшие на поддержку разбитым войскам.

Автор поэмы описывает, что даже природа оплакивает поражение русских князей. После того, как Игорь был поражён в борьбе с половцами, на Руси князья перестали защищаться от набегов совместными силами и направляют свои войска только для охраны собственных территорий.

Из-за разобщенности русских князей половцам проще нападать на Русь, чем они постоянно пользуются. Жёны оплакивают витязей из дружины Игоря, половцы обложили высокими податями города на Руси. Русские князья начинают ссориться, они потеряли преимущество перед половцами, добытое киевским князем Святославом. Проигрыш на Каяле становится причиной потери авторитета Руси.

Святослав видит тревожный сон, видит воронов, которые каркают. Это говорит о надвигающейся беде. Этот сон ему разъясняют бояре, рассказывая, что половцам удалось пленить его младших родственников.

Все остальные князья решают встать на защиту родины. Им удаётся победить половцев, однако автор жалеет, что храброе войско Игоря погибло.

Ярославна, жена Игоря, оплакивает своего мужа на городской стене Путивля, заклиная при этом силы природы помочь плененному князю.

Источник

Анализ «Слова о полку Игореве»

Чем закончилось?

Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.

Концовка «Слова о полку Игореве» благополучная, хотя многим покажется странной. Князь благополучно возвращается на родину, где его ждет теплый прием. Весь народ радуется прибытию своего правителя, славит его доблесть и отвагу. Поражение «против нашествий поганых» люди восприняли победой, когда Игорь сумел вырваться из плена самостоятельно. Вот, как заканчивается произведение, однако не понятно, почему же нет траурного колокольного звона по многочисленным убитым дружинникам, почему горожане забыли о вдовьем горе обыкновенных женщин, пострадавших из-за самодурства власть имущего? Наверное, судьба маленького человека мало интересовала автора, или же масштаб его идеи не позволял охватить маленькие трагедии подданных.

Чему учит произведение?

«Слово о полку Игореве» вселяет в нас гордость за историю отечества. Оно учит подлинному патриотизму, а также прославляет нравственные ценности. Вывод из прочитанного текста прост: нужно следовать моральным канонам и пресекать в себе гордыню, эгоизм, тщеславие. Ведь несложно любить родные края, поддерживать близких людей, быть верным своему слову и чувству. Зато эти нехитрые установки помогают нам стать частью чего-то большего, чем мы: поучаствовать в строительстве дома для наших потомков, защитить его, если придется, менять мир к лучшему своим маленьким светлым вкладом в его доброту, справедливость, любовь. Великое всегда начинается с малого. А древняя книга вдохновляет нас вложить наши скромные усилия в созидание, а не в разрушение. На государственном уровне эта мораль выражается в объединении земель и народа, на личностном – в гармонии в семейных отношениях.

Источник

«Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187)

Цитата: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (пер. Д. С. Лихачёва).

Сведения об авторе: Имя автора «Слова. » неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.

Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному: иногда «слово», иногда «песнь».

Однако вполне определённо можно сказать, что «Слово о полку Игореве» включает черты целого ряда традиционных жанров. Из числа эпических жанров, представленных в «Слове. », можно назвать и героическую песнь, и воинскую повесть, и прозаическое рассуждение (авторские отступления). Лирическое начало представлено в «Слове.» плачем Ярославны и прославлением князей.

Жанровые особенности: «Слово о полку Игореве» не имеет жанровых аналогов.

Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.

История создания

В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.

Значение произведения

«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.

Действующие лица

Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.

Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.

Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.

Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.

Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.

Краткое содержание

Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.

А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.

И тогда князь Святослав произносит «Золотое слово»: упрекает Игоря и Всеволода в том, что они о Руси не думали, а себе славы желали; призывает всех князей русских помочь, отомстить за раны Игоревы, забыть о вражде и вспомнить, что они все — потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.

Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть картинку Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Картинка про Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему

В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.

Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.

За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.

«Слово о полку Игореве» завершается величанием князей.

Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.

Важное и интересное

Спустя более, чем 600 лет после создания «Слова о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей, совершил удачную покупку — приобрёл у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря рукописную (как мы помним, книгопечатание ещё не было изобретено) книгу под названием «Хронограф». В этой книге граф и обнаружил текст «Слова о полку Игореве».

В 1797 г. в немецком журнале появилась статья неизвестного автора (по всей видимости, Н. М. Карамзина), в которой древнерусская литературная находка упоминалась и сравнивалась с поэмами Оссиана, легендарного кельтского поэта. Эта статья стала предисловием к первому изданию «Слова о полку Игореве» (1800).

Оригинал списка (рукописной копии) «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.

«Слово о полку Игореве» повлияло на многие произведения последующей русской культуры. Отголоски «Слова. » мы находим в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина, «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя. Нельзя не упомянуть также об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и картинах В. М. Васнецова на сюжет «Слова о полку Игореве»

Экранизации

«Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972); «Слово о полку Игореве» (Россия, 2010).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто помог князю Игорю бежать из плена?

Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.

Как была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»?

Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.

Назовите персонажа «Слова о полку Игореве», который произносит «Золотое слово».

Источник

Краткое содержание «Слово о полку Игореве» ⭐

Дата публикации: 1800 | Форма произведения: поэма | Жанр: исторический | Время событий: средние века | Место событий: Россия | В школе: 9 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа |

Темы: верность и предательство, война и мир, героизм, добро и зло, дружба, любовь, милосердие и жестокость, патриотизм, религия и бог, свобода, смелость и трусость, человек и природа

Вступление

Автор начинает повествование, сообщая о полном соответствии рассказываемого им историческим реалиям.

Часть 1

Князь Игорь вместе со своими дружинниками ждал брата Всеволода: они собирались вместе пойти в поход на половцев. Когда настал день отправляться, князь Игорь посмотрел на солнце: светило было закрыто тенью. Однако, несмотря на это недоброе предзнаменование, Игорь не стал откладывать или отменять поход. После краткой речи князя войско выдвинулось в дорогу в сторону половецких земель, и на протяжении всего пути его сопровождали дурные знамения: вой волков, тревожные крики птиц, ночная гроза.

Бой с половцами дружина Игоря начала на рассвете, после ночлега в степи. Она одержала победу и забрала богатую добычу, также захватив в плен девушек-половчанок. Тем временем половецкие ханы Гзак и Кончак направили свои войска – самые крупные силы половцев — вслед русичам, но дружина Игоря была готова к еще одной схватке. Тут случилось еще одно недоброе предзнаменование – рассвет окрасился в кроваво-красный цвет.

Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть картинку Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Картинка про Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему

Автор «Слова». Иллюстрация В. Фаворского

Автор несколько отступает от основного повествования, расстраиваясь, что воины рано забыли о грозных походах Олега, предка Игоря. Олег вел крупные междоусобные войны в борьбе за власть. Автор говорит, что в то время Русь видела множество сражений, однако не было среди них подобного этому.

Сражение дружины Игоря с половцами у реки Каялы было страшным и жестоким. На третий день половцы победили. Князь Игорь и его брат Всеволод, который сражался отважнее всех, попали в плен. Словно сочувствуя русичам, деревья низко склонили свои ветви, вся степь наполнилась печалью.

Трудные времена настали на Русской земле. Бессчетное число воинов погибли на поле битвы. Прекратили князья давать отпор врагам, вместо этого воюя друг с другом. Отовсюду стали идти враги на Русь, пользуясь междоусобицей.

Дорога на Русскую землю была открыта для бед и горестей Игорем и Всеволодом. Не так давно их отец Святослав разгромил половцев, взял в плен хана Кобяка, а теперь снова половцы, ничего не боясь, наступают на Русь и побеждают.

Часть 2

Великий князь Святослав в Киеве увидел тревожный сон, объяснить значение которого он не смог. Во сне его, лежащего на тисовой кровати, одевали в черное покрывало. Черпали синее вино, смешанное с горем, и пустыми колчанами крупные жемчужины на грудь сыпали. Святослав поведал боярам о своем сне, и они истолковали его так: Игорь и Всеволод проиграли битву с половцами.

Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть картинку Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Картинка про Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему

Кадр из фильма-оперы «Князь Игорь». 1969

С горькой печалью обратился Святослав к младшим князьям, упрекая их в том, что в неподходящее время начали делить между собой земли и решили найти славу только для себя, забыв о Родине. Сам он «никому не даст гнезда в обиду», но не оказывают ему помощь князья, занятые борьбой за власть. После поражения Игоря пришли половцы на Русь. Во время защиты Переяславля ранение получил князь Владимир. Святослав призвал князей спасти родную землю и отомстить за Игоря с Всеволодом, которые, отправившись в поход, оказались единственными продолжателями его дела, пытаясь дать отпор половцам, а не заниматься междоусобицами.

Не понимает автор, почему еще не защищают Русь князья Ингвар, Всеволод и три Мстиславича. Призывает он выступить за землю родную и галицкого князя Ярослава – умного и сильного человека. Никто не охраняет русские рубежи: князь Изяслав Полоцкий пытается защитить их в одиночку, но погибает на поле сражения – не явились к нему на подмогу князья.

Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть картинку Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Картинка про Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему

Битва с половцами. Иллюстрация В. Фаворского

Автор обращается ко всем князьям, говоря, что им нужно прекратить вражду и понять, что они проиграли в междоусобицах: на их родную землю пришел враг. Он рассказывает про судьбу Всеслава, который жил в конце языческого периода. Всеслав воевал со многими княжествами и сам познал разные беды. Идеальным защитником Родины автор называет старого Владимира, сравнивая его со своими современниками Рюриком и Давыдом, которые никогда не жили в согласии.

Часть 3

Жена князя Игоря Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Голос ее разносится до самых дальних русских границ, слышно его даже на берегах Дуная.

Печальная княгиня обращается ко всем природным силам. Она упрекает ветер в том, что он развеял ее радость, спрашивает у солнца, почему оно отвернулось от дружины ее мужа. Главную реку – Днепр – она просит сохранить любимого князя на дальней стороне. Природа будто поняла слова княгини – море всколыхнулось, а вихрь помчался в ту сторону, где был дом князя Игоря.

Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть картинку Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Картинка про Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

В полночь не мог спокойно спать князь, думая о том, как ему вернуться домой. Вдруг он услышал условный свист. Овлур – один из половцев – приготовил коней для побега и звал князя. Побежали они из плена. Игорь вскоре обратился в горностая, а потом «поплыл, как гоголь, по волне, полетел, как ветер, на коне» вместе со своим помощником. После, когда они загнали коней, Игорь полетел соколом, а Овлур побежал волком.

В полях и лесах не было слышно криков галок, сорок и ворон, соловьи же, наоборот, радостно пели вдалеке. Нужное направление беглецам указывали дятлы своим стуком.

Игорь разговаривает с рекой Донец. Река сказала, что князь несет радость на землю Русскую, возвращаясь из плена. Игорь благодарит Донец за то, что он приютил его на своих берегах и предупреждал об опасностях во время отдыха.

Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть картинку Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Картинка про Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему

Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета

Половецкие ханы Гзак и Кончак стали искать сбежавшего князя. Гзак предложил: раз улетел к гнезду сокол (то есть князь Игорь), нужно соколенка (его сына Владимира) расстрелять золочеными стрелами. Кончак сказал, что соколенка можно опутать красной девицей, на что Гзак возразил: тогда не будет ни девицы, ни соколенка: вернется он в свой терем, и русичи станут нас снова бить в поле Половецком.

Возвратился князь Игорь из плена. Его приезд на Родину автор произведения сравнивает с появлением солнца на небе. Радуются все русские люди: «песни с дальнего Дуная» доносятся до самого Киева. Удалой князь Игорь по Боричеву подъему направляется к церкви Богородицы Пирогощей.

В заключение автор прославляет храбрую дружину князя Игоря.

Источник

Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?

Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Смотреть картинку Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Картинка про Чем заканчивается слово о полку игореве и почему. Фото Чем заканчивается слово о полку игореве и почему

Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?

Каково авторское отношение к князю Игорю по «Слову о полку Игореве».

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве».

Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова. » является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место. Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово. », главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.

Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А га любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизм

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев. Предполагают, что автором произведения был участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого, близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным «книжником», хороню знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом, идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.

Патриотизм «Слова…» проявляется уже в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по былям нашего времени – не по замышлению Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.

Поразительна осведомленность автора «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…), имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество было в основном едино, единым был, несмотря на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен, сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи. Словами Ярославны, плачущей на стене в Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним. Гордостью проникнуты его слова о воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы».

Приемы ораторской речи в произведении: риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться… Хочу, – сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича… не по жеребью ли победы власть себе вы похитили. Заградите в поле врата своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря. »

«Слово о полку Игореве» никогда не утратит своей магической силы воздействия на читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленным высокой идеей патриотизма.

Нравственные проблемы «Слова…».

Кроме великой патриотической идеи объединения Руси, автор «Слова» поднимает и нравственные проблемы героев произведения. С небольшими силами, не объединившись с соседями-князьями, отправился Игорь в далекий поход на половцев, надеясь застать из врасплох, рассчитывая «Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать». Не хотели больше Игорь и его брат Всеволод жить славою предков и решили: «Помужествуем сами, прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!». Поражение Игоря Святославовича имело тяжелые последствия для всей русской земли. Но автор видит главное причину этого поражения не в слабости русских воинов, а в князьях, которые действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.

-проблема единения княжеств в том, что князья гнались за собственной славой, а не всегда думали о судьбе земли русской;

— мужество в бою русского войска: стойкость дружины Игорева;

— женщины, в лице Ярославны, ждали своих мужей с ратных сражений и переживали за судьбу русской земли и судьбу своих родных.

Сравнение стихотворения «Прощание» и «Я вас любил: любовь ещё, быть может. »

Некрасова «Прощание» посвящено Авдотье Панаевой, с которой поэту посчастливилось прожить в гражданском браке 15 лет. Между влюбленными было все: радость, переживания, ссоры, расставание. Все свои душевные переживания, связанные с любовью к Панаевой, поэт переложил в стих, которые вошли в «Панаевский цикл» стихотворений. «Прощание» описывается расставание влюбленных. В строках сквозит не просто грусть – любовь лирического героя настолько сильна, что разлуку он сравнивает со смертью. Стихотворение написано легким пером. Лирический герой просит свою возлюбленную:

У «Прощание» написано трехстопным ямбом с пиррихиями, использованы художественные приемы: сравнение (И святы, как цветы с могилы, С могилы сердца моего ),эпитет (роковом «прости»).

Пушкинское стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. Художественные средства стихотворения: мета­фора («любовь… угасла»), развернутое сравнение («Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть дру­гим»), анафору («Я вас любил: любовь еще, быть может… Я вас любил безмолвно, безнадежно… Я вас любил так искренно, так нежно…»).

Стихотворения на одну тему –любовь, на тему «разлука» с разным отношением к расставанию. Один( у не может отпустить возлюбленную из «души», другой ( у ) дает свободу чувствам своей любимой, хотя любит.

Сопоставить фрагменты рассказов »Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий». В чем схожи Тонкий и Червяков?

— мастер короткого рассказа. В его рассказах, которые предстоит сравнить, дается краткая характеристика героям по нескольким замечаниям в их адрес. Например, сразу понятно общественное положение Тонкого и Червякова. Легкие зарисовки, портретные мазки дают читателю понимание о материальном положении, об отношении к чиновникам выше по положению, о тщедушии «маленьких людей». Рассказы написаны в одно время и посвящены теме «маленького человека» В рассказе «Толстый и тонкий» писатель попытался показать, как герой сам отстраняется от обыкновенного человеческого понятия «дружба»,выстраивая «на лету» стену поклонения своему старому другу, лишь только узнал, что друг детства Толстый добился высокого положения («… Сам он сгорбился, сузился, съежился…»). Это же самое происходит и с членами семьи, целиком поддерживающими своего отца и мужа («…подбородок жены стал ещё длиннее, Нафанаил вытянулся во фрунт.»). А в рассказе «Смерть чиновника» также использована тема чинопочитания, доведенная до абсурдного душевного состояния Червякова, чихнувшего на генерала в театре. Обеспокоенный этим «событием» герой мучается из-за своего «поступка» и в конце концов умирает, не поверив в то, что это просто «чих», который случается со всеми, но, если этот «чих» пришелся на генерала, то это непростительно. В обоих рассказах писатель с юмором смотрит на недостатки людей, используя иронию. И сегодня часто можно встретить таких людей с низкой самооценкой, пытающихся ничем не навредить себе, заигрывающих с людьми, стоящими выше по положению, иначе говоря «маленьких людей».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *