Чем заканчивается стихотворение ломоносова кузнечик как вы понимаете последние строки
Чем заканчивается стихотворение ломоносова кузнечик как вы понимаете последние строки
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Объясните значение слова привилегия, подберите к нему синонимы.
Синонимы к слову «привилегия»: — право — льгота — преимущество — прерогатива.
Ломоносов разрабатывал проект привилегий Академии наук, проект нового университетского и гимназического регламента. Проект привилегий предусматривал дарование Академии наук независимости «в произвождении ученых дел». Ученым и учащимся предоставлялось «без вычету жалованья» на весь июль месяц «летнее прохлаждение и отдохновение дабы в течении трудов годичного обращения на несколько освободиться от утомления мыслей», то есть, говоря нашим языком, ежегодный отпуск. Как правило в западноевропейских университетах средних веков «привилегии» подтверждали и закрепляли определенные права университетов, к примеру: право выдавать дипломы и присваивать признаваемые ученые степени, права на академические свободы, гарантировали корпорации ученых определенные материальные условия, предоставляли судебный иммунитет, освобождали от подотчетности органам власти.
Какими словами М.В. Ломоносов характеризует кузнечика? Подумайте, почему поэт представляет кузнечика воплощением беззаботного существования.
«презренна тварь», «царь», «ты ангел во плоти», «беззаботен», «не просишь ни о чём, не должен никому».
Мне кажется, что поэт представляет кузнечика воплощением беззаботного существования, потому что это насекомое порхает, всегда у него есть еда, кров, ему не надо задумываться о каких-либо проблемах. Его жизнь легка.
Найдите в стихотворении риторическое обращение. Какую роль оно играет в передаче смысла произведения, в его композиции?
Риторическое обращение в стихотворении М.В. Ломоносова:
Риторическое обращение в данном стихотворении служит для выражения отношения к кузнечику, для усилинеия выразительности речи. Подчёркивает тоску лирического героя по свободе, которой наделён маленький кузнечик.
Риторическое обращение «кузнечик дорогой» подчёркивает тоску лирического героя по свободе, которой наделён маленький кузнечик. Беззаботности кузнечика противопоставлено состояние усталости от забот лирического героя.
Выпишите из стихотворения риторическую фигуру, которая передаёт восторг и восхищение автора свободной и беззаботной жизнью кузнечика.
Выпишите из стихотворения рифмующиеся слова. Какая рифма не соответствует современным нормам произношения.
Слова бесплотность и беззаботность соединены рифмой. Беззаботность воспринимается как следствие бесплотности. Сочетание этих слов рождает мысль о том, что в этом мире невозможно быть до конца свободным. Полная свобода – удел ангелов, души, покинувшей плоть. Человек не может быть беззаботен.
Что воспевает поэт в этом стихотворении? В чём он видит счастье, блаженство?
Счастье и свобода – для поэта синонимы. Преобладает мотив стремления человека к внутренней свободе и невозможности её обретения в земном существовании.
Чем заканчивается стихотворение? Как вы понимаете последние строки? Весёлое или грустное это стихотворение?
Чем заканчивается стихотворение Ломоносова «Кузнечик»?
Чем заканчивается стихотворение Ломоносова «Кузнечик»?
Как вы понимаете последние строки стихотворения «Кузнечик»?
Давайте рассмотрим какими строчками заканчивается стихотворение Кузнечик:
Как видим, автор по-доброму завидует свободе и беззаботности кузнечика для которого весь мир, который он видит представляет его вотчину. У кузнечика нет определенного дома как у человека, ибо везде ему дом. Автор определенно сравнивает свою жизнь и вообще жизнь человека, обремененного заботами (человек часто вынужден что-то просить или может быть кому-то должен) и жизнь кузнечика для которого таких понятий вовсе не существует.
Стихотворение «Кузнечик» Михаил Васильевич Ломоносов сочинил в 1761 году по дороге в Петергоф;
Ломоносов ехал просить подписания привилегии для Академии;
Ездил за подписанием привилегии он уже не первый раз и ему постоянно отказывали;
Вот этими двумя последними строками Ломоносов закончил своё стихотворение «Кузнечик»:
Данное стихотворение «Кузнечик» Лермонтов написал в дороге в Петергоф. Целью его поездки было прошение привилегии для Академии.
В последней строчке стихотворения как раз идёт речь о прошении.
Автор завидует кузечику, его воле, свободе. От этом свидетельствуют строки, где он пишет, что он свободен и беззаботен.
Стихотворение Парус Лермонтов написал, когда ему было всего 18 лет. В нем отражены мечты и надежды автора, размышления о будущем.
Написано стихотворение в 1832 году, впервые опубликовано в 1841 году. Стихотворение и сегодня остается одним из самых популярных произведений Лермонтова.
В детском стихотворении поэта Сергея Михалкова «Зяблик» главная мысль о том, что человек, даже и если это ребенок, ответственен за того,кого он приручил,взял к себе, что о животном нужно заботиться, кормить, поить его, не бросать.
Мальчик из стихотворения мечтал о певчей птичке и, когда накопил денег, купил на птичьем рынке себе зяблика, маленькую певчую птичку, которая его радовала, птичка пела песенки, развлекала малыша.
Но, он признался, что за две недели зяблик ему надоел, он уехал из дома на несколько дней, оставив птичку одну. По приезду, увидел, что голодный и обессилевший зяблик лежит в клетке, умирает.
Выходив птичку, мальчик выпустил ее на волю и признался, что еще не готов постоянно иметь животных, за которыми нужны постоянный уход и забота. Он отказался от предложения подарить ему на День рождения щенка. И это хорошо, что ребенок осознал серьезность и ответственность за другое существо и это не игрушка, с которой можно поиграть и бросить.
Бедная птичка лежала в пустой кормушке, видимо, в голодном обмороке. Мальчик вернул его к жизни, выходил. А потом выпустил на волю. А когда мальчику захотели подарить щенка, он отказался. Сказал, что он пока не готов. (Хотя я думаю, это неправдоподобно.)
Уйду на рассвете.
Никто и не вспомнит
Отрекшись от мира, в котором живу
Уйду на рассвете..
В каком же ты мире?
Пусть все пропадёт
Растает, исчезните, иссохнит умрет
Теперь все не важно
Когда не горит больше внутренний свет
Уйду на рассвете..
Запри крепко дверь
Ромео Джульетте, чужим стал теперь
Она умерла, отгорела до тла
Запри крепко дверь, посиди, погрусти
Но грусть не поможет
Пустым взглядом в окно
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится» написано в 1836 году. Стихотворение написано в духе такого литературного течения как «чистое искусство«. Другим ярким представителем этого течения был А. А. Фет. Но вернёмся к стихотворению.
Стихотворение имеет сюжет: борьба времен года, обыгранный автором посредством олицетворения. Юная красавица весна противопоставлена злой зиме. Так как лирические герои противопоставлена друг другу, то можно с уверенностью сказать, что Тютчевым использовался приём антитезы.
Из изобразительно-выраз ительных средств автором применяются эпитеты:»злая», «прекрасное», «румяная».
События в произведении развиваются очень динамично, чему способствует использование большого количества глаголов.
Также динамичности способствует использование Тютчевым в качестве стихотворной размера разностопного ямба в сочетании с перекрестной рифмой.
Всё это призван показать стремительную смену времен года, происходящую в соответствие с природным циклом.
ГДЗ по литературе 6 класс учебник Меркин часть 1 страница 113-144
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов
Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф
В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА М.В. ЛОМОНОСОВА
1. Объясните значение слова привилегия, подберите к нему синонимы.
Право, преимущество, вольность, льгота, прерогатива, экскуссия.
2. Какими словами М.В. Ломоносов характеризует кузнечика? Подумайте, почему поэт представляет кузнечика воплощением беззаботного существования.
«презренна тварь», «царь», «ты ангел во плоти», «беззаботен», «не просишь ни о чём, не должен никому».
Мне кажется, что поэт представляет кузнечика воплощением беззаботного существования, потому что это насекомое порхает, всегда у него есть еда, кров, ему не надо задумываться о каких-либо проблемах. Его жизнь легка.
3*. В стихотворении содержится противопоставление презренна тварь — царь. В чём его смысл?
4. Найдите в стихотворении риторическое обращение. Какую роль оно играет в передаче смысла произведения, в его композиции?
Риторическое обращение в стихотворении М.В. Ломоносова:
Риторическое обращение в данном стихотворении служит для выражения отношения к кузнечику, для усилинеия выразительности речи. Подчёркивает тоску лирического героя по свободе, которой наделён маленький кузнечик.
Риторическое обращение «кузнечик дорогой» подчёркивает тоску лирического героя по свободе, которой наделён маленький кузнечик. Беззаботности кузнечика противопоставлено состояние усталости от забот лирического героя.
5. Выпишите из стихотворения риторическую фигуру, которая передаёт восторг и восхищение автора свободной и беззаботной жизнью кузнечика.
6. Выпишите из стихотворения рифмующиеся слова. Какая рифма не соответствует современным нормам произношения?
Кузнечик дорого́й, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одаре́н!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в са́мой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти́, иль, лучше, ты безплотен!
Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твоё; везде в своём дому,
Не просишь ни о чём, не должен никому.
В современном языке произносим ОДАРЁН.
7*. Обозначьте приставки в словах бесплотен — беззаботен и определите значение этих слов. Подумайте, случайно ли М.В. Ломоносов ввёл эти слова в рифму.
8. Что воспевает поэт в этом стихотворении? В чём он видит счастье, блаженство?
1. Расскажите о М.В. Ломоносове, опираясь на статью учебника и репродукцию портрета, созданного художником Л.С. Миропольским.
2. Каким в изображении М.В. Ломоносова предстаёт Пётр I? Что особенно привлекает в императоре поэта, какие его заслуги перед Россией подчёркнуты в стихотворных строках («Се образ изваян премудрого героя. »)?
В художественном изображении Петр 1 предстает существом высшего порядка, образ его грандиозен и принимает вид полубога: «Кругом его из облаков гремящие перуны блещут,и, чувствуя приход Петров, дубравы и поля трепещут».
3. Обратите внимание на средства художественной выразительности в стихах М.В. Ломоносова, назовите их.
Инверсия: Охотник где не метил луком,древа отягощают),
Олицетворения: Прекрасны летни дни, сияя наисходе, Богатство с красотой обильно сыплют в мир; Надежда радостью кончается в народе; Натура смертным всем открыла общий пир. Созрелые плоды древа отягощают И кажут солнечным румянец свой лучам! И руку жадную пригожством привлекают; Что снят своей рукой, тот слаще плод устам
Метафора : (общий пир)
Синекдоха : и руку жадную пригожство привлекают
Сравнение: Так Нил смиренно протекает, брегов своих он не терзает, но пользой выше прочих рек: своею сладкою водою, в лугах зелёных пролитою, златой даёт Египту век
Перифраз: Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина. рука господня
4. Подготовьте для выразительного чтения фрагмент из оды «На взятие Хотина».
5. Вы познакомились с несколькими произведениями М.В. Ломоносова, узнали некоторые сведения о нём. Сформулируйте вывод о том, почему Ломоносова называют энциклопедистом.
Энциклопедистом мы называем человека действительно обширных познаний в самых разных отраслях науки. Причем знания эти не должны быть поверхностными, а действительными и глубокими.
Михаил Ломоносов как раз был таким самородком. Он отметился в самых разных отраслях знаний и везде сумел создать что-то новое, свое.
Так он занимался молекулярно-кинетической теорией и объяснял возникновение теплоты движением атомов и молекул.
Ломоносов наблюдал Венеру и выявил наличие атмосферы у этой планеты.
Он сумел получить твердую ртуть, тем самым доказав, что это металл.
Ломоносов формулировал закон сохранения массы, он занимался физической химией, он объяснял возникновение атмосферного электричества.
Кроме того, Ломоносов занимался написанием стихов, истории России, географических атласов, изготавливал цветное стекло и создавал мозаики.
Это был самый настоящий ученый-энциклопедист.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский
1. Что вы знаете о личности и творчестве В.А. Жуковского? Каким поэт предстаёт на портрете, написанном К.П. Брюлловым?
Глядя на портрет Брюллова, я представляю Жуковского как человека умиротворенного и гармоничного. Он сложил руки на коленях, его голова склонена набок. Кажется, что поэт кого-то внимательно слушает или же размышляет о будущих произведениях. Все линии мягкие, плавные. Нет и намека на злость, жестокость. На портрете мы видим лишь глубину мысли и мягкость поэта.
2. О чём говорится в самом начале баллады «Светлана»? Что вы знаете о гаданиях?
3. Как совмещается реальное и фантастическое в тексте? Какими приёмами это достигается?
Реальное и фантастическое в балладе «Светлана» Жуковского совмещается вполне гармонично. Из реальности Светлана попадает в другой фантастический мир под названием «сон». Реальность в этой балладе есть в начале и в конце произведения. Композиция произведения полностью фантастическая. Во сне Светлана видит то, что она не хотела бы в реальной жизни. После сна она пробуждается и понимает, что это был сон. Но ей очень тревожно, потому что она боится, что сон вещий. В развязке баллады все встаёт на свои места, и к Светлане приезжает ее жених целый и невредимый.
4. Чем заканчивается баллада и в чём смысл такого финала?
В финале, несмотря на плохие предчувствия, Светлана все-таки встречается со своим суженым. Финал произведения торжественный и светлый. На протяжении долгого времени девушка оставалась верной своему чувству, поэтому в награду за это получила земную любовь.
5. Найдите в тексте «Светланы» завязку, кульминацию и развязку.
6*. Как вы понимаете слова автора «Лучший друг нам в жизни сей / Вера в Провиденье»?
Это цитата из баллады Жуковского «Светлана»:
В балладе рассказывается о том, что Светлана гадала вечером на Крещенье, а потом уснула. Ей приснился страшный сон, в котором она видела своего любимого мертвым. Когда девушка проснулась, то узнала, что ее любимый приехал и все хорошо. Поэтому Жуковский этими строками дает понять, что нужно верить в лучшее, верить в свою судьбу (божью волю, провидение). «Благ зиждителя закон», то есть закон Бога добр, и несчастья проходят как сон, а после наступает пробуждение, то есть счастье.
1. Перескажите подробно содержание сна Светланы.
2.Подготовьте выразительное чтение всего произведения, подчеркнув интонацией реальные и фантастические моменты событий. Послушайте запись выразительного чтения заключительного фрагмента баллады.
3*. Подготовьте сообщение о святочных гаданиях, прокомментируйте строки в начале баллады, где речь идёт о действиях гадающих. Вы можете оформить своё сообщение в виде компьютерной презентации.
Чем заканчивается стихотворение ломоносова кузнечик как вы понимаете последние строки
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Вывод: лирический герой [Прославления писцов] отрицает именно то, что восхваляет Хети, и провозглашает, что все земное преходяще, пирамиды разрушаются, люди умирают, забываются даже их имена, но остается книга, которая вечно хранит мудрые мысли, истину.
Уроки 46-Отзвуки древнегреческой культуры в русской поэзии НА ПЕРЕВОД «ИЛИАДЫ» Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи:
Старца великого тень чую смущенной душой».
Чем же вы будете заниматься, как вы думаете Дима. Греческой поэзией.
Юля. Русской поэзией.
У. Как вы понимаете слово «отзвуки» Дима. Рифмы.
Павлик. Сходство и различие.
Юля. Строки, которые взяли из греческой культуры.
У. Вы будете читать произведения русской поэзии, но такие, которые каким-то образом связаны с греческой культурой.
Кто же первым осуществляет «связь времен», связь литератур разных времен и народов Д. Переводчики, ведь они должны сначала перевести произведения с древнегреческого языка на русский.
У. (ЗК). Да, первыми связь культур осуществляют переводчики. Именно они делают произведения далеких и чужих культур доступными читающей публики своей страны, своим современникам.
А. Пушкин. «На перевод «Илиады».
У. (ЗК) Верно, связь времен прежде всего осуществляют переводчики. Недаром так высоко ценил Пушкин труд переводчика, сравнивал его с подвигом. Недаром у него родилось и двустишие «На перевод Илиады», ставшее эпиграфом нашего урока. Благодаря переводу Николая Гнедича для Пушкина оживает давно умолкнувший звук речи древних эллинов, речи, которую он называет «божественной». Именно перевод приближает его к создателю «Илиады».
А почему его душа смущена Д.
У. И какую стихотворную форму использует Пушкин, чтобы передать смущение своей души перед божественным Гомером Д. Двустишие, написанное так же, как писали двустишия древние греки, например, Феогнид: одна строка – гекзаметр, а вторая – пентаметр.
У. (ЗК) Использование древней стихотворной формы еще больше подчеркивает благоговение Пушкина перед творчеством Гомера, «божественной эллинской речью». И в то же время является одним из «отзвуков» древнегреческой поэзии в русской поэзии. В этом Пушкин не одинок. Подобные двустишия писали и другие поэты.
Анакреонт. «К цикаде» – задание 13 в тетради по литературе.
Стр.тетради Задание Сравни подстрочный перевод А.Михайловой стихотворения Анакреонта «К цикаде» со стихотворными переводами М.Ломоносова и Н.Гнедича. В чем их различие Какой текст тебе интереснее читать Почему АНАКРЕОНТ К цикадеПодстрочный перевод А.Михайловой Я считаю тебя счастливым, кузнечик, Потому что на вершинах деревьев Немного влаги выпив, Словно царь поешь ты, Будто всё, что ты видишь в полях, И что питают леса – твое.
Ты собеседник земледельцев, Ничем нисколько не вредишь;
Ты уважаемый среди смертных Сладкий вестник лета;
Тебя любят Музы, Любит и сам Феб.
Он дал тебе звонкую песню, И старость не мучит тебя.
Искусный, из земли рожденный, любящий песни, Не знающий страданий, не имеющий крови в теле, Ты почти подобен богам.
перевод М.Ломоносова * * * Кузнечик, дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь;
перевод Н.Гнедича * * * О счастливец, о кузнечик, На деревьях на высоких Каплею воды напьешься И, как царь, ты распеваешь.
Все твое, на что ни взглянешь, Что в полях цветет широких, Что в лесах растет зеленых.
Друг смиренный земледельцев, Ты ничем их не обидишь, Ты приятен человеку, Лета сладостный предвестник:
Музам чистым ты любезен, Стихотворение, приписываемое Анакреонту. В оригинале по-гречески цикада «он».
Ты любезен Аполлону:
Ты и старости не знаешь, О, мудрец, всегда поющий, Сын, жилец земли невинный, Безболезненный, бескровный, Ты почти богам подобен! Дети читают стихи (в слове «одарен» произносится звук [э], как говорили в ХVIII в.).
У. Эти переводы относятся к особому типу, называемому «вольным переложением». Как вы это понимаете Тата. Не дословно, а сам рассказывает.
Юля. Пересказывает своими словами.
Павлик. Он туда свои мысли и чувства вкладывает.
У. О «вольном переложении» говорят тогда, когда переводчик «вольно» обращается с подлинником.
Давайте найдем, в чем же проявились вольности обоих переводчиков. Сравните переводы Ломоносова и Гнедича с подстрочным переводом А.Михайловой. Сначала выполните это задание письменно в тетрадях.
Дети выполняют задание.
У. А теперь подумаем все вместе. Есть ли что-то общее в переводах Д. Не цикада, а кузнечик.
У. А что еще сразу бросается в глаза Тата. Общее сравнение с царем.
У. Попробуем разобраться. Почему лирический герой Ломоносова сравнивает кузнечика с царем Тата. Он свободен.
У. А почему Гнедич сравнивает кузнечика с царем Д. Потому что «Все твое, на что ни взглянешь».
У. Ломоносов сравнивал кузнечика с людьми: кузнечик счастливее людей, он свободен.
Гнедич тоже пишет о кузнечике и людях, но что для него важно Д. «Друг смиренный земледельцев. / Ты ничем их не обидишь. / Ты приятен человеку, / Лета сладостный предвестник».
У. А почему кузнечик любезен Апполону Музам Дима. За свой дар.
У. Кого же подразумевает лирический герой Гнедича под кузнечиком Д. Поэта.
У. Да. За кузнечиком скрывается поэт, он распевает свои песни, его любят музы и Апполон.
А почему кузнечик «почти богам подобен» Почему он «мудрец» Д. Потому что мудрый, старости не знает.
У. Какую роль отводили древние греки поэту Вспомните, как сказано у Феогнида: «Вестник муз и слуга, особое знанье имея, / Мудрость не должен свою только себе оставлять».
Что же важно Гнедичу, а что Ломоносову Дима. Ломоносову важна свобода человека.
М.Ломоносов.Разговор с Анакреонтом.
У. Но Ломоносов обращался к творчеству Анакреонта и другим способом. Он не только перевел на русский язык четыре оды, приписываемые этому поэту, но и на каждую ответил своими стихами. Прочитайте отрывок из «Разговора с Анакреонтом».
Разговор с Анакреоном А н а к р е о н Л о м о н о с о в Ода 1 Ответ Мне петь было о Трое, Мне петь было о нежной, О Кадме1 мне бы петь, Анакреон, любви;
Да гусли мне в покое Я чувствовал жар прежней Любовь велят звенеть. В согревшейся крови, Я гусли со струнами Я бегать стал перстами Вчера переменил По тоненьким струнам И славными делами И сладкими словами Алкида2 возносил; Последовать стопам.
Да гусли поневоле Мне струны поневоле Любовь мне петь велят, Звучат геройский шум.
О вас, герои, боле, Не возмущайте боле, Прощайте, не хотят. Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славы вечной Я больше восхищен.
Между 1756 и 1761 г.
Дети читают (в словах «одарен» и «восхищен» произносится [э]).
У. Чего же хочет лирический герой древнегреческого поэта Настя. Ему надо петь о героях, но его гусли хотят петь о любви.
Юля. У него наоборот: он хотел петь про любовь, но его струны «поневоле» поют о героях.
У. Лирический герой Ломоносова восхищен вечной славой героев. Что же в результате получилось Миша. Герои стихов поют о разном.
Андрей. Вступают в спор.
У. Получился спор поэтов. И хотя Анакреонт давно умер, Ломоносов спорит с ним понастоящему, как с живым.
(ЗК) Это еще один тип «отзвуков» – поэт вступает в диалог с древним автором как со своим современником.
А.Пушкин. Вакхическая песня» У. Но вы знаете, что Анакреонт привлекал последующие поколения поэтов, как в Древней Греции, так и много позже, именно тематикой, заявленной в «Оде», с которой спорит Ломоносов. Какая тематика привлекала последующих подражателей Анакреонту Д. Беззаботное отношение к жизни, любовь, воспевание вина и веселья.
У. И эту связь тем осуществляли многие поэты. Образцом анакреонтической поэзии считается «Вакхическая песня» А.Пушкина. Послушайте (читает).
Вакхическая песня Что смолкнул веселия глас Раздайтесь, вакхальны1припевы! Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас! Полнее стакан наливайте! На звонкое дно В густое вино Заветные кольца бросайте! Подымем стаканы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! А теперь попробуйте доказать текстом песни, почему же ее считают «образцом» анакреонтической поэзии.
Ф. Тютчев. «Весенняя гроза».
У. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» вам давно знакомо. Может быть, ктонибудь помнит его наизусть Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный, Вакханалия – праздник в честь Вакха (Бахуса, Диониса), бога вина, веселья, покровителя виноградарства и виноделия.
Ты скажешь: ветреная Геба1, Кормя Зевесова орла, Громкокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
1828,Дети читают «Весеннюю грозу».
У. Почему же мы отнесли это стихотворение к «отзвукам древнегреческой культуры» Дима. Это греческие стихи. Зевесов орел.
У. Разве Тютчев пишет про грозу в Греции Дима. Он показывает, как представляли греки грозу, торжественность передает.
У. В каком именно месте текста вы видите «отзвук» Древней Греции Д. В последней строфе.
У. И кто же такая Геба Д. Дочь Зевса и Геры, богиня юности.
У. А почему лирический герой называет ее «ветреной» Д. (наперебой). Она легкая. Беззаботная. Красивая.
У. Она же богиня юности! Какое настроение обычно возникает, когда бывает гроза Д. Гнетущее. Страшно. Тревожно.
У. А какое настроение у лирического героя Тютчева Д. Веселое. Легкое. Торжественное.
У. Зачем же Тютчеву Геба Д. Она помогает ему передать настроение.
В сборниках, издаваемых для детей, это стихотворение часто печатается без последней строфы. Почему, как вы думаете Андрей. Дети не знают мифов.
У. Что же заимствовал Тютчев у древних греков Андрей. Богов.
Алеша. И торжественность. Величие.
О. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. » У. А теперь обратимся к тексту Осипа Мандельштама. Это очень сложный поэт ХХ в., один из тех, кто глубоко знал, понимал, чувствовал древнегреческую культуру. Когда вы будете взрослыми, вы еще встретитесь с его стихами, а сейчас, хотя это и трудно, попробуйте понять его стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. » Послушайте (читает).
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.
Кого же слушать мне И вот Гомер молчит, И моря черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
У. Ну и ну! А мне казалось, что понять это стихотворение трудно. Проверим, как вы его поняли.
У. У кого бессонница Д. У Гомера. У лирического героя.
У. Образованному человеку ясно, что герой читает «Илиаду» Гомера, где во второй главе дан список кораблей, отправившихся к Трое. А как понять «тугие паруса» Алеша. Это корабли.
Тата. Он представляет то, что читает.
У. «Длинный выводок» Миша. Корабли.
У. «Поезд журавлиный» Д. Корабли вытянулись клином, как журавли.
У. А тугие паруса похожи на белые крылья. И этот «поезд журавлиный» покидает Грецию.
Какой оттенок придает тексту слово «сей», да еще два раза повторенное Аня. Время Гомера.
У. Возвышенный стиль, звучит «по-старинному». И все это встает в воображении лирического героя, когда он читает Гомера.