Чем заканчивается ветхий завет

Читаем Ветхий Завет

Всту­пить в Завет с Богом

Об умении ждать и тер­петь

Пере­хо­дим к важ­ней­шему собы­тию, кото­рое про­изо­шло во время стран­ствия еврей­ского народа по пустыне. Речь идет о явле­нии Бога, кото­рого народ спо­до­бился на горе Синай. Смысл этого явле­ния – заклю­че­ние с наро­дом Завета. В книгах, бесе­дах, в про­по­ве­дях посто­янно гово­рится о десяти запо­ве­дях, кото­рые полу­чил Моисей на горе Синай, поэтому подробно рас­смот­рим только неко­то­рые моменты, с точки зрения биб­лей­ской.

Сна­чала сле­дует ска­зать о тех обсто­я­тель­ствах, кото­рые сопро­вож­дали заклю­че­ние Завета. Кстати, почему еврей­ский народ пришел в эту точку? Синай – горная система, там в свое время, до исхода из Египта, сорок лет жил Моисей и пас овец и коз тестя своего Иафора. Именно здесь явился ему Бог в виде огнен­ного Куста и сказал, что дает ему зна­ме­ние: при­дешь на это место и покло­нишься вместе с наро­дом. Испол­няя это, Моисей явля­ется на Синай и покло­ня­ется Богу и заклю­чает здесь Завет, пони­мая, что Бог их здесь ждет. Это место чрез­вы­чайно уда­лено от всех кара­ван­ных путей, и здесь народу можно неко­то­рое время про­быть, так ска­зать, уеди­ненно, чтобы отстра­ниться от суеты, дотя­нуться до того, что хочет ска­зать ему Бог.

И вот они пришли туда и стали станом; Моисей под­ни­ма­ется на гору, где пре­бы­вает сорок дней. Вместо него остав­лен, и народ к этому привык, стар­ший брат Моисея Аарон. Еще в Египте Моисей мало общался с наро­дом, устами его был Аарон – у Моисея был опре­де­лен­ный недуг, свя­зан­ный с речью. Аарон не свя­щен­ник в прямом смысле, пер­во­свя­щен­ник, каким он будет потом, – он посред­ник, своего рода заме­сти­тель Моисея.

Устав ждать Моисея, народ начи­нает воз­му­щаться: где Моисей, на что он нас бросил, как нам жить дальше? Нет, ничего страш­ного не про­ис­хо­дит, никто не ата­кует, манна падает, вода есть – бежит доста­точно боль­шой ручей, рабо­тать не надо, климат тер­пи­мый, а Моисея нет сорок дней.

Но они не могут дождаться Моисея и пред­по­чи­тают сде­лать изоб­ра­же­ние бога в виде золо­того тельца и потом покло­ня­ются ему. Здесь важно то, что народ этим пока­зы­вает: он совер­шенно не готов тер­петь.

Хри­стос в Еван­ге­лии гово­рит слова, кото­рые доступны каж­дому чело­веку неза­ви­симо от меры его духов­но­сти или физи­че­ских сил: «Тер­пе­нием вашим спа­сайте души ваши». Что бы с вами ни слу­чи­лось – тер­пите, тер­пите, и в этом ваше спа­се­ние. Еврей­ский народ ока­зы­ва­ется совер­шенно к тер­пе­нию не гото­вым – ничего не про­ис­хо­дит, он просто не может тер­петь неиз­вест­но­сти, ему надо делать так, как он привык, посту­пать по дви­же­нию своей стра­сти и похоти, по дви­же­нию своей гре­хов­ной воли.

И, ока­зы­ва­ется, это его и дово­дит до такого духов­ного гре­хов­ного обвала, что он делает себе тельца – идола, кото­рому покло­ня­ется как Богу. Это страш­ный грех; гнев Божий обру­ши­ва­ется на этот народ (нам важно понять, что эта исто­рия на самом деле про всех нас).

Когда мы вопро­шаем Бога, молимся о какой-то про­блеме, недуге, о дости­же­нии какого-то плода жизни, мы ведь изне­мо­гаем очень быстро. Ищем волю Божию, спра­ши­ваем «Гос­поди, как посту­пить?» – и изне­мо­гаем очень быстро. Мы не готовы к напря­же­нию ожи­да­ния. А ведь от нас на самом деле ничего больше и не тре­бу­ется. Вопроси Бога, открой перед Ним жела­ния свои, скажи: «Гос­поди, не знаю, как в этой ситу­а­ции посту­пить». И жди ответ. Неважно сколько – неделю, две, три, четыре, год; жди столько, сколько надо. И ответ обя­за­тельно будет. Жди, и обсто­я­тель­ства обя­за­тельно раз­ре­шатся. Просто у нас нет дове­рия, нам кажется, что Бог нас оста­вил, забыл про нас, и мы начи­наем роп­тать. «Я молился, а Он не отве­чает». Да и вообще, решают: «греш­ные, и что, вопро­шать не будем – надо ехать, где-то что-то искать или идти к кому-то, но искать выхода иного». И многие обра­ща­ются к цели­те­лям непра­во­слав­ным, не к хри­сти­ан­ским святым, а именно цели­те­лям, потому что в Церкви они не смогли сразу полу­чить исце­ле­ние своего недуга или недуга ребенка. А эти слова застав­ляют тер­петь. В тер­пе­нии мы достиг­нем спа­се­ния.

Моисей спус­ка­ется через сорок дней с горы, слышит крики, шум, пьяные песни, весе­лье и сразу пони­мает, что про­изо­шло, когда видит с высоты золо­того тельца. И он, держа в руке две камен­ные доски, назы­ва­е­мые скри­жа­лями (эти доски неру­ко­твор­ные, пись­мена на них неру­ко­твор­ные), в гневе спус­ка­ется и в гневе бро­сает их в про­пасть, раз­би­вает их, и народ насти­гает гнев Божий.

Он бро­сает скри­жали не только в порыве гнева. Он спус­ка­ется, освя­щен­ный при­сут­ствием Бога, и реа­ги­рует, как рев­ность Божия, как реа­ги­рует рев­ность, видя измену: народ, ради кото­рого он там был, изме­нил Богу (именно совер­шил измену в семей­ном, быто­вом смысле этого слова), и он реа­ги­рует, как реа­ги­рует Дух Божий.

Такая реак­ция – не его каприз или раз­дра­же­ние, нет; это именно про­яв­ле­ние Духа Божия, кото­рым сейчас дышит Моисей. Рев­ность Божия, что народ изме­няет.

Народ нака­зан, вра­зум­лен, опре­де­лен­ная же часть его оста­лась верна Гос­поду, за это почтена и ста­но­вится особым родом левит­ским, из кото­рого будут про­ис­хо­дить свя­щен­ники и слу­жи­тели при храме за то, что в этой сумя­тице сохра­нили вер­ность Богу. А Моисей под­ни­ма­ется еще на сорок дней на гору и умо­ляет Бога не нака­зы­вать народ; эта мольба Моисея ясно сви­де­тель­ствует, что посту­пок его, когда он раз­би­вает скри­жали, не каприз и не гнев раз­дра­жен­ного чело­века: это Бог раз­гне­вался на народ.

Бог пред­ла­гает Моисею: «давай народ этот уни­что­жим, а от тебя Я про­из­веду новый народ» – Бог пони­мает, что потомки Авра­ама в массе своей не при­несли ожи­да­е­мого плода, верны только Моисей, да еще несколько чело­век. И он пред­ла­гает начать исто­рию сна­чала.

Моисей умо­ляет Бога не уни­что­жать народ; его слова пока­зы­вают глу­бо­чай­шую любовь этого чело­века не только к Богу, но и к своему народу.

И это очень важно пони­мать – на самом деле боль Моисея за народ неиз­бывна. Он всеми силами души еще с дет­ских лет мечтал о спа­се­нии этого народа. Он пони­мает, что теперь его народ этого блага не достоин, но у него не опус­ка­ются руки, он готов еще и еще слу­жить этому народу, мило­вать, про­щать, забо­титься, делать все воз­мож­ное для своего народа, чтобы если не все, но хотя бы неко­то­рые, спас­лись.

Так же потом будет молиться за своих еди­но­пле­мен­ни­ков апо­стол Павел, когда они будут отри­цать Христа, – он будет молиться за них, потому что любо­вью, даже к своим врагам, дышит каждый чело­век, кото­рого кос­ну­лась бла­го­дать Божия.

И Моисей умо­ляет Бога, спус­ка­ется вниз на соро­ко­вой день, дает опре­де­лен­ные настав­ле­ния Аарону, народу, орга­ни­зует, назна­чает ста­рей­шин и третий раз под­ни­ма­ется на гору. Еще сорок дней пре­бы­вает в посте и молитве и спус­ка­ется, держа в руках камен­ные скри­жали, сде­лан­ные его руками, и пись­мена, напи­сан­ные пер­стом Божиим, неру­ко­твор­ные.

Это и есть те самые десять запо­ве­дей – Деся­ти­сло­вие, кото­рое известно, навер­ное, каж­дому чело­веку.

Моисей объ­яв­ляет народу запо­веди. Назна­ча­ется осо­бен­ный день: Бог при­гла­шает мужчин встать перед Его Лицом, а ста­рей­шего при­гла­шает взойти на гору вместе с Мои­сеем. Это нужно, чтобы всту­пить с Богом в Завет. Народ не отка­зы­ва­ется всту­пить в Завет, а отка­зы­ва­ется под­ни­маться на гору – люди боятся при­бли­зиться к Богу, встать перед Его Лицом.

Это состо­я­ние тоже очень пока­за­тельно. Каждый из нас испы­ты­вает страх перед Испо­ве­дью. Даже если у нас нет вели­ких грехов, мы все равно тре­пе­щем. И каждый раз при­хо­дится что-то в себе сло­мать, чтобы душу вывер­нуть перед Лицом Бога, перед свя­щен­ни­ком, и пока­зать всю ее нечи­стоту. Это всегда трудно. И если это нам так страшно сде­лать, каково же будет пред­стать на Суд Божий…

Мы обли­ча­емся соб­ствен­ной сове­стью и неспо­собны выне­сти обли­че­ния. Оно – сви­де­тель­ство, что надо гото­виться к страш­ной встрече с любя­щим Богом. А страш­ной встреча ста­но­вится, поскольку мы ее недо­стойны, мы не готовы, не делали все по любви к Богу.

Народ, кото­рый не любит Бога, боится встать перед лицом Бога. Только Моисей и Иисус Навин могут взойти на гору – не потому что не грешны: осо­зна­ние гре­хов­но­сти гасится любо­вью.

Сколько бы ни ста­ра­лись, осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти не исчез­нет. Фео­до­сий Печер­ский отве­чает, умирая, на просьбу брата помо­литься о нем на Суде Божием – «если буду иметь дерз­но­ве­ние, помо­люсь».

Это дерз­но­ве­ние перед Богом, обес­пе­чи­ва­ется любо­вью к Нему. Нет чело­века, кото­рый мог бы пред­стать перед Богом и ска­зать: нет, я не грешен. И чем более пра­ведно чело­век живет, тем острее он сознает свою гре­хов­ность. Но она урав­но­ве­ши­ва­ется любо­вью.

Любовь, как гово­рит Иоанн Бого­слов, прочь изго­няет всякий страх.

Поэтому любовь необ­хо­дима.

Как известно, запо­веди делятся на две части. Четыре первых запо­веди регу­ли­руют отно­ше­ния чело­века и Бога, а осталь­ные шесть гово­рят об отно­ше­нии чело­века к чело­веку.

Мне хоте­лось бы, не рас­тол­ко­вы­вая смысл этих запо­ве­дей, сде­лать малень­кое заме­ча­ние. Взять первые запо­веди: «почи­тай Гос­пода Бога твоего и не будет у тебя богов иных», и «не сотвори себе кумира». Мы очень часто думаем: вот уж чем-чем, но этим мы не грешны – в храм ходим, Бога чтим, ничего, кроме икон, у нас в домах нет, слава Богу, нор­маль­ные хри­сти­ане, поп-звезд не почи­таем… Но на самом деле речь идет не только об идолах. По этой запо­веди, нельзя наде­яться на чело­века. Как гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние, «будь про­клят всяк, наде­ю­щийся на чело­века».

Наде­ясь на чело­века, мы этого чело­века счи­таем богом, источ­ни­ком какого-то блага, нам насущно необ­хо­ди­мого. Мы, конечно, не заду­мы­ва­емся, но на самом деле это так: когда мы наде­емся на чело­века, мы отре­ка­емся от Бога. Внут­ренне это именно так. Мы так при­выкли зави­сеть от людей, так при­выкли искать помощи у силь­ных мира сего во всех сферах нашей жизни, что надо при­кла­ды­вать боль­шое усилие, чтобы отучаться от этого. Дей­стви­тельно, во всех мело­чах и во всех боль­ших делах, обра­ща­ясь ли к кому-то, ища ли у кого-то помощи, наде­яться надо на Источ­ник вся­кого блага – на Бога.

Заме­ча­ние, каса­ю­ще­еся запо­ве­дей по отно­ше­нию к чело­веку: фак­ти­че­ски все они, за исклю­че­нием пятой, гово­рят о запре­тах. Запрет, как содер­жа­ние запо­веди, пока­за­те­лен для Вет­хого Завета: «Не делай то, не ходи туда, не думай, не твори, не совер­шай тех или иных поступ­ков. Не делай пло­хого». А что делать хоро­шего? Почему Бог не гово­рит в этих запо­ве­дях, что надо делать по отно­ше­нию к чело­веку? Об этом скажет Хри­стос, но на скри­жа­лях об этом не гово­рится. По глу­бо­чай­шей мысли Свя­щен­ного Писа­ния, спо­соб­ность тво­рить добро, спо­соб­ность любить при­но­сятся на землю только Хри­стом. «Без Меня не можете тво­рить ничего», – гово­рит Хри­стос в Еван­ге­лии. «Я – лоза, вы – ветви, и только когда вы во Мне уко­ре­нены, вы можете давать плод». Поэтому Хри­стос Своим Еван­ге­лием про­дол­жает (или как бы допол­няет) запо­веди, как Он Сам гово­рит: «Не думайте, что Я пришел нару­шить Закон или про­ро­ков: не нару­шить пришел Я, но испол­нить». Люби, служи, иди, твори, неси – отныне чело­век полу­чает силу тво­рить добро, любить.

Источник

Читаем Ветхий Завет

При­не­сена новая, совер­шен­ная Жертва

При­дер­жи­ва­ясь опре­де­ле­ния, дан­ного про­ро­ком Дани­и­лом, насчи­ты­вая три Пасхи обще­ствен­ного слу­же­ния Иисуса Христа, тол­ко­ва­тели Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета в основ­ном схо­дятся на том, что именно три с поло­ви­ной года про­дол­жа­лось земное слу­же­ние Иисуса Христа, хотя сама цифра – три с поло­ви­ной года, пол­сед­мины, взята из Книги про­рока Дани­ила.

И жертва в поло­вину сед­мины пре­кра­тится. Это то зна­ме­ние, кото­рое про­изо­шло в момент смерти Иисуса Христа, когда завеса в храме разо­дра­лась надвое, что сим­во­ли­зи­рует собой разрыв, кото­рый про­ис­хо­дит– вет­хо­за­вет­ная жертва поте­ряла всякий смысл, потому что при­не­сена новая, совер­шен­ная Жертва. И вет­хо­за­вет­ное бого­слу­же­ние ста­но­вится больше недей­стви­тель­ным, в бук­валь­ном смысле слова, сует­ным.

Кроме этого, в про­ро­че­стве про­рока Дани­ила гово­рится еще об одной, особой сед­мине, кото­рая при­ве­дет к тому, что город Иеру­са­лим будет совер­шенно раз­ру­шен, именно как после навод­не­ния. Пред­ска­за­ние Дани­ила отно­сится к семи­лет­ней иудей­ской войне с 66-го по 73‑й год по Рож­де­ству Хри­стову, кото­рая закон­чи­лась совер­шен­ным уни­что­же­нием Иеру­са­лима,– в 70‑м году войска Тита взяли Иеру­са­лим, раз­ру­шили его почти цели­ком. Но война на этом не закон­чи­лась. После вос­ста­ния извест­ного наци­о­наль­ного героя, или бун­тов­щика, кому как нра­вится, Бар-Кохбы, город вновь был взят вой­сками Тита, и место, где нахо­дился храм Иеру­са­лим­ский, было, в бук­валь­ном смысле слова, вспа­хано. Место было вспа­хано, о чем гово­рил Хри­стос в своем извест­ном про­ро­че­стве о храме Иеру­са­лим­ском: «камня на камне не оста­нется». Эта тер­ри­то­рия была пере­па­хана, чтобы пока­зать, что здесь нико­гда ничего будто бы и не было. Чуть позже, во вре­мена импе­ра­тора Адри­ана, на месте Иеру­са­лима была постро­ена такая язы­че­ская фак­то­рия, селе­ние, были воз­двиг­нуты капища язы­че­ским богам с целью осквер­нить это место, а иудеям вход в это селе­ние был запре­щен под стра­хом смерти.

Все это про­дол­жа­лось до извест­ных времен, когда Елена, мать свя­того импе­ра­тора Кон­стан­тина, обрела на месте раз­ру­шен­ного Иеру­са­лима Живо­тво­ря­щий Крест Гос­по­день. Дей­стви­тельно, храм нико­гда не был вос­ста­нов­лен, и на этом месте уста­но­ви­лась мер­зость запу­сте­ния. Бук­вально до при­хода арабов на месте, где нахо­дился храм, постро­ен­ный воз­вра­щен­ными иуде­ями, была свалка. Арабы очи­стили это место и воз­двигли здесь со вре­ме­нем свою мусуль­ман­скую свя­тыню. Итак, даты, посчи­тан­ные совер­шенно опре­де­ленно, делают рев­ность, упор­ство книж­ни­ков и фари­сеев во вре­мена земной жизни Иисуса Христа совер­шенно неле­пыми, не оправ­дан­ными, ведь и место, и время, и обсто­я­тель­ства явле­ния в мир Иисуса Христа были с точ­но­стью пред­ска­заны.

Когда волхвы пришли с востока в Иеру­са­лим и спро­сили у тамош­них книж­ни­ков: «Где должно родиться царю Иудей­скому?», те четко ука­зы­вают место – в Виф­ле­еме иудей­ском. И точно так же по вре­мени явле­ния. Неда­ром Хри­стос гово­рит: вы умеете заме­чать, как погода меня­ется, вы гово­рите, если закат баг­ря­ный, то будет жаркий день, а посчи­тать вре­мена, кото­рые ука­заны в ваших книгах, вы не можете, или, вернее ска­зать, не хотите.

Все эти вещи дей­стви­тельно делают совер­шенно явным упор­ство воли, неже­ла­ние при­знать в этом Чело­веке Мессию, а не непо­ни­ма­ние фари­сеев и книж­ни­ков. И неже­ла­ние это обу­слов­лено именно тем, что Он пришел не в вели­чии славы, Он пришел не для того, чтобы дости­гать поли­ти­че­ского могу­ще­ства Изра­иля, а для того, чтобы уме­реть, постра­дать. Причем, постра­дать от языч­ни­ков, и при­не­сти учение биб­лей­ское, вет­хо­за­вет­ное по всем своим корням, кото­рое гордым и тще­слав­ным серд­цем фари­сей­ским не было при­нято. Они не захо­тели при­нять такого Христа, хотя по всем пока­за­те­лям видели, что это Он. Но Он им такой был не нужен.

На эту тему есть хоро­шая аллю­зия, пара­фраз в зна­ме­ни­той легенде «О вели­ком инкви­зи­торе» в «Бра­тьях Кара­ма­зо­вых»: он там тоже гово­рит, пере­нося исто­рию в эпоху нового вре­мени, о том же самом, что люди, зная точно, что это Хри­стос, тем не менее не хотят Его при­нять.

Еще один момент, свя­зан­ный с эсха­то­ло­ги­че­скими про­ро­че­ствами Книги про­рока Дани­ила, связан с апо­ка­лип­ти­че­скими виде­ни­ями самого про­рока. Этих апо­ка­лип­ти­че­ских виде­ний много, хотя мы назы­ваем их апо­ка­лип­ти­че­скими просто по сло­жив­шейся тра­ди­ции. Более пра­вильно было бы их назвать эсха­то­ло­ги­че­скими, потому что они гово­рят о послед­них судь­бах мира, о том, как мир подой­дет к своему пре­делу, почему он подой­дет к своему пре­делу, и как этот предел, кон­чина мира будет осу­ществ­ляться в тех обра­зах, кото­рые вос­при­ни­ма­ются про­ро­ком Дани­и­лом и могут быть вос­при­няты чело­ве­ком, слу­ша­ю­щим слово Божие.

Источник

Читаем Ветхий Завет

Иона как про­об­раз Христа

Все должны пере­стать вку­шать и пить, причем это рас­про­стра­ня­лось даже на скот и на мла­ден­цев, чтобы вопль, кото­рый до этого вос­хо­дил перед лицом Бога о грехах народа, заме­нился воплем этого страж­ду­щего перед Богом насе­ле­ния.

Понятно, коровы мычат, лошади ржут, дети плачут, малыши просят кушать, жен­щины плачут перед мужьями, что дети их плачут. Все вокруг вопит и плачет от того, что они стра­дают перед Богом, авось, Бог сжа­лится и поми­лует.

Иона вышел за пре­делы города и ждет, что из этого будет, но ничего не про­ис­хо­дит. И Иона, как ска­зано, раз­дра­жился. Не рас­стро­ился, не огор­чился – Библия при­во­дит такое слово: «раз­дра­жился». Его посе­тило раз­дра­же­ние, он в гневе. И он спорит с Богом: «о, Гос­поди! не это ли гово­рил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побе­жал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и мило­сер­дый, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый и сожа­ле­ешь о бед­ствии. И ныне, Гос­поди, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне уме­реть, нежели жить. И сказал Гос­подь: неужели это огор­чило тебя так сильно?» – раз он гово­рит это с раз­дра­же­нием, то, оче­видно, не вполне адек­ватно опи­сы­вает то состо­я­ние, по при­чине кото­рого он сбежал. Тем более, что он мог видеть, что изра­иль­ские города вку­шают плоды гнева Божия. Но он раз­дра­жился, и Гос­подь, что уди­ви­тельно, его не нака­зы­вает. А ведь Иона ведет себя совсем не так, как все осталь­ные про­роки, и вели­кие, и малые – таких резких, раз­дра­жи­тель­ных слов я не читал ни в одной Книге про­ро­ков.

Гос­подь пре­по­дает Ионе урок, очень кра­си­вый, просто шедевр педа­го­ги­че­ской прак­тики – очень кра­си­вый, очень тро­га­тель­ный и очень запо­ми­на­ю­щийся урок. Неожи­данно, поскольку это пустыня, жаркий зной иссу­шает тело, печет голову Ионе, он изне­мо­гает, и это уси­ли­вает его раз­дра­же­ние. И Гос­подь пове­лел, чтобы упало семечко и выросло рас­те­ние (пред­по­ло­жи­тельно, тыква) с боль­шими листьями, кото­рые не только давали тень и про­хладу. Это был лист, несу­щий в себе жизнь, что очень обра­до­вало Иону. Он успо­ко­ился, почти даже обрел мир. Но рас­те­ние, опять-таки по воле Божией, под­то­чил червь, и оно к утру засохло… «Когда же взошло солнце, навел Бог зной­ный восточ­ный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изне­мог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне уме­реть, нежели жить.

И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огор­чился ты за рас­те­ние? Он сказал: очень огор­чился, даже до смерти.

Тогда сказал Гос­подь: ты сожа­ле­ешь о рас­те­нии, над кото­рым ты не тру­дился и кото­рого не растил, кото­рое в одну ночь выросло и в одну же ночь и про­пало:

Мне ли не пожа­леть Нине­вии, города вели­кого, в кото­ром более ста два­дцати тысяч чело­век, не уме­ю­щих отли­чить правой руки от левой, и мно­же­ство скота?» – они живые, и они взы­вают ко Мне о мило­сер­дии. Неужели Мне их не поща­дить? Вот ты рас­стро­ился из-за рас­те­ния, так Я тем более хочу пожа­леть город, где такое коли­че­ство жизней. Причем жизней, не сде­лав­ших ника­кого греха.

На этом книга закан­чи­ва­ется. Тем, кто заин­те­ре­су­ется Книгой про­рока Ионы, реко­мен­дую почи­тать тол­ко­ва­ние пре­по­доб­ного Ефрема Сирина на слова про­рока Ионы. Сирин как бы допи­сы­вает Книгу про­рока Ионы в своей манере, пока­зы­вая, насколько духов­ная жизнь жите­лей Нине­вии на поверку ока­за­лась выше духов­ной жизни насе­ле­ния Изра­иля, ведь они-то пове­рили про­по­веди про­рока Ионы, а жители Изра­иля не верили про­ро­кам.

И Хри­стос об этом же гово­рит, что иногда люди языч­ники ока­зы­ва­ются к вести о Боге, о про­ро­че­стве более вос­при­им­чивы, чем люди, к кото­рым эта про­по­ведь напря­мую обра­щена.

На неко­то­рые моменты надо обра­тить вни­ма­ние. Осо­бенно на вопрос с пре­бы­ва­нием Ионы во чреве кита. Понятно, что это про­ро­че­ство о смерти и Вос­кре­се­нии Христа. Это оче­видно хотя бы просто потому, что в Еван­ге­лии Сам Хри­стос ука­зы­вает на этот образ: как Иона провел во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын чело­ве­че­ский на третий день вос­крес­нет. Именно такое тол­ко­ва­ние: Иона как про­об­раз Христа, пре­бы­ва­ю­щего в аду.

Дей­стви­тельно, если вчи­таться во 2‑ю главу Книги про­рока Ионы, ста­но­вится оче­видно, что опи­са­ние отно­сится не к внут­рен­но­стям желудка кито­вого. Оно мета­фи­зи­че­ский аспект имеет. Эта про­ро­че­ская песнь про­рока Ионы стала образ­цом для созда­ния 6 песни всех пра­во­слав­ных кано­нов. Он-то поет ее, молится ею, вдох­нов­ля­е­мый Святым Духом. Потому что он не реа­ли­стично опи­сы­вает внут­рен­ность того чудо­вища, внутри кото­рого ока­зался, а гово­рит именно о реаль­но­сти того, что испы­тал Сын Божий, спус­ка­ясь в пре­ис­под­нюю земли. Он такие образы исполь­зует – ад, пре­ис­под­няя земли, душа моя спу­сти­лась в саму пучину смерти: «к Гос­поду воз­звал я в скорби моей, и Он услы­шал меня; из чрева пре­ис­под­ней я возо­пил, и Ты услы­шал голос мой. Ты вверг меня в глу­бину, в сердце моря, и потоки окру­жили меня, все воды Твои и волны Твои про­хо­дили надо мною. И я сказал: отри­нут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заклю­чила меня; мор­скою травою обвита была голова моя. До осно­ва­ния гор я нисшел, земля своими запо­рами навек загра­дила меня; но Ты, Гос­поди Боже мой, изве­дешь душу мою из ада. Когда изне­могла во мне душа моя, я вспом­нил о Гос­поде, и молитва моя дошла до Тебя, до храма свя­таго Твоего. Чтущие сует­ных и ложных богов оста­вили Мило­сер­даго своего, а я гласом хвалы при­несу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Гос­пода спа­се­ние!».

Источник

Ветхий Завет

Чем заканчивается ветхий завет. Смотреть фото Чем заканчивается ветхий завет. Смотреть картинку Чем заканчивается ветхий завет. Картинка про Чем заканчивается ветхий завет. Фото Чем заканчивается ветхий завет

Что такое Ветхий Завет?

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

Первоначальный вид и язык Священного Писания

Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.

Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.

История возникновения ветхозаветных книг

Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).

Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу. Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил… народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн). Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.

Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.

Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности. Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.

Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:

1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.

3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.

4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн. пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.
)

Чем заканчивается ветхий завет. Смотреть фото Чем заканчивается ветхий завет. Смотреть картинку Чем заканчивается ветхий завет. Картинка про Чем заканчивается ветхий завет. Фото Чем заканчивается ветхий завет

Ветхий Завет: ответы священников

Читайте также

Ветхий Завет. Книга Бытия. Слушать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *