Чем заменить аккорд f на гитаре без баррэ
Уроки игры на гитаре, аккорды и ноты для рок-гитары
Надеюсь, эта маленькая заметка (объем материала на гордое звание статьи не тянет) поможет начинающим гитаристам расширить свой репертуар, производя замену аккорда F на гитаре на приемлемые для них варианты без баррэ. Перед тем, как мы начнем, хочу подчеркнуть, что каждый мной приведенный аккорд в одних случаях может подходить по звуковому смыслу и удобству игры, в других же быть неудобным или звучать «как не от пьесы сей». Так же, перед чтением, рекомендую ознакомиться с простыми аккордами для начинающих гитаристов.
В приведенных гитарных аппликатурах (постановке пальцев) аккорда F римскими цифрами указывается лад, арабскими — пальцы (указательный палец — «1», средний — «2», безымянный — «3», мизинец — «4»), красным кружочком — основной звук аккорда (в нашем случае это всегда будет нота фа (F)), а крестиками — струны, на которых не играют (глушат или просто не ударяют). Подробнее о чтении гитарных схем здесь.
Итак, начальная форма аккорда. Играем аккорд F с большим баррэ (о том как взять большое баррэ читайте здесь):
Аккордовые формы аккорда F. Первая позиция
Если F с большим баррэ трудно взять (а его трудно взять, иначе бы это вами и не читалось), то заменяем его на аккорд F с малым баррэ :
Первый палец зажимает две первые струны одновременно. Для многих музыкантов это уже выход. Но есть категория гитаристов, которым брать его все же не комфортно. Кстати, я один из них. Да, аккорд от ноты F с большим баррэ мне играть удобно, а с малым нет. Ну что ж, все люди разные и руки у всех тоже отличаются.
Замечу, что это очень распространенная аппликатура. Именно так часто играл аккорд F Джимми Хендрикс, а теперь подобный аккорд можно увидеть в нотах Ленни Кравитца. Не буду голословным, вот пример.
Кстати, в этом отрывке специально указал на вариацию этой формы (с глушением первой и второй струн).
Кроме этих, наиболее приемлемых вариантов аккорда F, могу посоветовать еще один без баррэ. Интересный, звучащий низко, вариант.
Стандартный F еще можно заменить аккордом F так называемой прогрессивной (от слова «прогрессия») аппликатурой. Такое широкое расположение звуков в аккордах пропагандировал педагог-джазмен В. Молотков.
Лично для меня этот вариант оказался, хоть и красиво звучащим, но сложным при игре в связке с другими аккордами. Возможно все решает практика, не берусь судить.
В этом варианте прогрессивного аккорда F береться с басом A (5 лад). Довольно удобный. Привожу в двух вариантах:
Здесь мы басом ставим C и берем такой Фа-аккорд на восьмом ладу
Эти аккорды очень насыщены тембрально. Люблю употреблять, когда нужно подчеркнуть движение баса.
Аккорд F. Вниз про грифу
Для аккорда в высоком регистре предлагаю такую распальцовку (первый палец на третьем ладу).
Для аккомпанемента ценность аккорда F такой формы спорна, но для обыгрывания его в соло — вещь незаменимая.
Fmaj7, F6 и F5: замена с добавлением или изъятием нот
Второй вариант чрезвычайно удобен после и перед аккордом Am. Сравните:
Аппликатура этой замены сродни аккорду Dm, только с басом F.
Рад, если помог.
Желаю удачи и удобных гитарных грифов!
Экспериментируйте!
P. S. Некоторые идеи по теме этой статьи вы можете найти в таблице аккордов, представленных в материале о том, как зажимать простые аккорды на гитаре. (Таблица находится в самом конце указанного материала).
Аккорд F на гитаре. Как играть аккорд Фа и чем его заменить. 30 вариаций
Аккорд F – это тот самый прием баррэ, которого боятся все новички. Вы можете избегать его, тем самым ограничивая свой репертуар. Но, если вы действительно хотите научиться играть на гитаре, то рано или поздно вам придется научиться играть баррэ. Тем более что ничего сложного в нем нет. Если вы будете регулярно заниматься, то быстро освоите аккорд F.
Аппликатуры и запись аккордов
Аккорды обозначаются заглавными латинскими буквами (A, B, C, D, E, F, G). F – это фа-мажор. Дополнительные буквы и цифры после заглавной буквы указывают на конкретную вариацию аккорда. Например, буква m – на то, что это минорное созвучие. Цифра 7 на то, что это септаккорд и т.д.
В отличие от фортепианной клавиатуры, гитарный гриф позволяет сыграть одно и то же созвучие в разных позициях. Для конкретизации того, как должен быть сыгран аккорд, используется аппликатура. Она выглядит следующим образом.
Пример аппликатуры
На аппликатуре изображается, в каком месте грифа нужно прижать конкретную струну.
Строение мажорных и минорных трезвучий F
Фа-мажор (F) состоит из звуков: фа (F), до (C), ля (A).
Фа-минор (Fm) состоит их звуков: фа (F), до (C), соль-диез (G#).
Ноты, входящие в созвучие, нужно запоминать, чтобы сыграть аккорд в любом месте грифа. Это очень полезно, когда вы играете в ансамбле или рок-группе с двумя гитарами.
F (фа-мажор) и Fm (фа-минор) на гитаре
Возьмите в руки гитару и начните зажимать аппликатуры аккордов.
Фа-мажор в первой позиции
Возьмите баррэ на 1 ладу. Средним пальцем прижмите 3 струну на 2 ладу, безымянный палец и мизинец расположите на 3 ладу, на 5 и 4 струнах.
Фа-мажор в 1позиции
Сыграйте аккорд. Наверняка первые две струны звучат глухо или не звучат вовсе. Если это действительно так, то немного согните и выверните указательный палец в сторону гитарной деки. Найдите оптимальное положение, при котором звучат все струны. При этом ни в коем случае не превращайте свой указательный палец в скрюченный коготь. Он должен быть или прямым или плавно согнутым.
ВАЖНО! Положение большого пальца
Когда играете аккорды с баррэ, ставьте большой палец посередине тыльной стороны грифа. Так ваше усилие будет сосредоточено на пальцах, а не на кисти и предплечье. В такой позиции рука будет уставать гораздо меньше.
Фа-минор в первой позиции
Fm от F отличается только положением среднего пальца. При игре минорного трезвучия он остается свободным.
Фа-минор в 1позиции
F на 3 ладу
Вы можете взять F от 3 лада. При этом аппликатура будет похожа на форму ре-мажора. Попробуйте поставить пальцы так, как показано на изображении ниже, и сыграть аккорд.
Фа-мажор на 3 ладу
Fm на 3 ладу
Минорное трезвучие фа от 3 лада имеет форму аккорда ре-минор. На практике не применяется из-за того, что из этой позиции неудобно переходить к другим созвучиям.
Фа-минор на 3 ладу
F с малым баррэ на 5 ладу
А эта вариация F похожа на до-мажор. Только сыгранный не на 1, а на 6 ладу.
Фа-мажор с малым баррэ на 5 ладу
Fm на 5 ладу
Такую необычную аппликатуру Fm можно встретить только в композициях гитарных фриков вроде Роберта Фриппа и Фрэнка Заппы. Обычный гитарист фа-минор так никогда не сыграет.
Фа-минор на 5 ладу
F и Fm c баррэ в восьмой позиции
Аппликатуры F и Fm с баррэ в 8 позиции используются при игре на электрогитаре в случаях, когда инструменту нужно придать более яркое звучание инструменту.
Аппликатуры выглядят следующим образом.
Фа-мажор в 8 позиции
Фа-минор в 8 позиции
F и Fm после 12 лада.
После 12 лада все аппликатуры аккордов повторяются, потому что повторяются ноты на гитарном грифе. Они только становятся на октаву выше. Например, F на 17 ладу выглядит так же, как и на 5.
Фа-мажор на 5 ладу
Фа-мажор на 17 ладу
Если не получается сыграть фа-мажор
Новички обычно откладывают изучение фа-мажора до последнего. Если вам тяжело зажимать баррэ, есть еще один способ сыграть фа-мажор на первых ладах. Посмотрите аппликатуру и зажмите струны так, как изображено.
Альтернативный способ сыграть фа-мажор
Обратите внимание, первые 2 струны нужно зажимать одним указательным пальцем.
Все равно выучите баррэ. Описанный выше способ игры фа-мажора нужен, чтобы ваше обучение не затормозилось. Но эта аппликатура не является полноценной заменой обычному фа-мажору.
Популярные вариации аккорда F
Из-за того, что созвучия F играются с баррэ, популярных вариаций не слишком много. На практике гитаристы используют вариации с диезом и квинтаккорд. Реже ‑ нонаккорды и септаккорды.
Большой мажорный септаккорд фа (F7)
Аппликатура этой вариации выглядит следующим образом.
Большой мажорный септаккорд фа
Чтобы получить F7, зажмите F и уберите с грифа мизинец.
Фа-диез минор (F#m)
Фа-диез минор – самая популярная вариация созвучий F. Он зажимается так же, как и фа-минор, но не на 1 ладу, а на 2.
Фа-диез минор
Большой нонаккорд фа (F9)
F9 зажимается как F7 с мизинцем на 1 струне, 3 лад.
Большой нонаккорд фа
Квинтаккорд фа (F5)
Обратите внимание, что в квинтаккорде нужно играть только три струны. Остальные вы должны глушить ладонью левой руки.
Квинтаккорд F5 можно сыграть как в 1, так и в 8 позициях.
Квинтаккорд фа в 1 позиции
Квинтаккорд фа в 8 позиции
В музыкальной среде квинтаккорды называют «квинтами», или «пауэр-аккордами» (от англ. power chords).
Некоторые гитаристы опускают 6 струну на тон ниже. Благодаря этому квинтаккорд можно зажать одним пальцем.
Этот прием называется дроп-тюн. Его часто применяют музыканты, работающие в тяжелых жанрах рок-музыки.
Упражнение «Популярные последовательности»
Прежде чем приступить к изучению песен с F, потратьте немного времени на тренировку переходов от баррэ к открытым аккордам и обратно. Самая большая проблема новичков – неспособность быстро зажать все струны указательным пальцем и поставить остальные пальцы в нужные позиции. Но избавиться от этой проблемы можно только с помощью регулярных тренировок.
Ниже последовательности аккордов, игру которых вам нужно практиковать.
Последовательности с открытыми аккордами
Самая популярная прогрессия: Am F C E.
Выучив эту комбинацию созвучий, вы без труда сыграете такие песни как «Все идет по плану», «Я искала тебя», «Просвистела», «Враг мой, бойся меня», «Половинка» и еще десяток других.
Комбинация: Dm F E.
Играя эту последовательность, вы отрабатываете переход Dm – F, а затем F – E. При первой смене позиции не отрывайте средний палец от 3 струны. Перемещайте только указательный и безымянный пальцы и мизинец. При второй смене позиции просто сдвигайте руку, не меняя положение пальцев.
Получится, что ми-мажор вы зажимаете средним, безымянным пальцами и мизинцем. Это неправильно с точки зрения аппликатуры E, но очень удобно на практике.
Последовательности с баррэ
Первая последовательность с баррэ: F C G.
Когда вы ее играете, вы отрабатываете переход от одного вида баррэ к другому. Если вы планируете когда-нибудь взять в руки электрогитару, то вам обязательно нужно освоить эту последовательность.
Следующий ряд аккордов: Am, G, F, E.
Здесь все аккорды нужно сыграть с помощью баррэ. Получится, что вы двигаетесь вниз по грифу. В таком порядке эти 4 аккорда, сыгранные с баррэ, иногда называют «испанской последовательностью».
Третья прогрессия с баррэ включает аккорд с диезом: F#m, Bm, A, G.
Если вы освоили две предыдущие прогрессии аккордов, то сыграть эту вам будет совсем несложно. F#m часто встречается в песнях. И почти всегда он идет в паре с Bm.
СОВЕТ: Думайте наперед
Когда вы собираетесь играть какую-то песню, то перед началом исполнения просмотрите последовательность созвучий. Представьте, как вы будете сменять один аккорд другим. Определите удобные позиции. Где сыграть с открытыми струнами, а где взять баррэ.
Лучше посидеть полминуты, изучая аккорды, чем остановиться в середине песни, подбирая нужную аппликатуру.
В дальнейшем, когда у вас уже будет определенный опыт, весь процесс анализа последовательностей будет занимать доли секунд. Но в начале обучения этому стоит уделить больше времени.
Популярные песни на гитаре с использованием аккордов F
Ниже представлен список популярных песен, в которых встречаются F, F7, F#m, Fm. Сначала для изучения возьмите 1-2 песни. Выучите их так, чтобы играть по памяти. Репертуар расширяйте постепенно. Старайтесь добавлять только те песни, которые вам нравятся. Потому что их приятнее играть.
Внимание! Повышенный уровень сложности
Если вы чувствуете в себе силы, то попробуйте сыграть вступительный рифф песни «Song 2» группы Blur. В этой композиции используется квинтаккорд F.
Тональности F dur (фа-мажор) и F moll (фа-минор)
В таблице приведены созвучия, которые можно использовать при игре в тональностях F.
Изучаем упрощенные аккорды для гитары
Казалось бы, что может быть проще Am, Dm и E на первых ладах. Простейшие из простейших? Не совсем так. Есть ещё и упрощенные аккорды для гитары на основе этих и других стандартных аппликатур. Что это такое? С практической точки зрения: меньше струн прижимать, легче брать на грифе, но при этом аккорд сохраняет своё звучание; либо он немного меняет свою звуковую окраску (появляются надстройки), но тем самым только украшает аккомпанемент к песне.
Однако не спешите делать выводы, что это удел только ленивых: как бы не заниматься на гитаре, не набивать мазоли на пальцах – и чтобы все темы играть. Ничего подобного. Это особый приём аккордовой техники – и начинающим в помощь, и для гитаристов с опытом.
Когда пригодятся упрощенные аккорды:
Далее в статье познакомимся с лёгкими аппликатурами часто используемых аккордов (Am, Dm, E, F, Fm, B, Bm, Cm, Gm) и примерами их использования в распространённых аккордовых последовательностях (в том числе и для популярных песен).
Для занятий сгодится любая гитара. Будь то электрическая или акустическая. По вашему усмотрению.
Аккорды
Познакомимся с упрощенными аккордами применительно к каждой стандартной аппликатуре. То есть – как обычно берётся тот или иной аккорд и дополнительные его более лёгкие варианты.
Обратите внимание! В целях удобства указанную в аккордовых сетках постановку пальцев иногда можно изменять (полностью или частично).
Ля минор – как есть:
И упрощённые его аппликатуры на гитаре:
Без 4 струны. Если перебором – она просто не участвует. Если боем – нужно приглушить подушечкой второго пальца: прижимает третью струну и слегка касается соседней четвёртой.
Am7 – не 3 пальца, а два, но септаккорд. Если классно звучит под мотив, можно задействовать. Удобно переходить на E7, E, Em и С (только ещё один палец добавить).
Всего три верхних струны. Если для песни только под гитару в качестве основного аккорда – тускловато. Но вот если на быстрый переход (штрих-два, щипок, какой-то перебор) или добавочная партия в аранжировке группы – прозвучит.
На основе этой формы ля мажор:
Вот такие варианты:
Упрощенный без 1 и 6 струны. Четыре струны – указательным пальцем, но 1-ая не звучит. Тем, кому совсем неудобно размещать три пальца на одном ладу.
И его небольшая модификация под пауэр-аккорд. Насыщенное звучание на басовых можно использовать для акцентирования.
A7 – малый мажорный септаккорд. Если переходить с Am (с ля минора): не снимая пальцы, только третий – на вторую струну.
И от этой аппликатуры – ещё проще: без 4-ой струны, прижимается только 2-ая. Подойдёт для переборов.
Тоже без 4-ой. Но она глушится подушечкой второй пальца. Можно сыграть и боем аккорд в такой аппликатуре.
Dm6 – c 6-ой ступенью (си – 2-ая открытая). Вместо основной формы; и как добавочный – с Am на Dm6 и потом Dm (в примерах подробней разберём эту последовательность) и другие варианты.
Dsus2 – задержанный аккорд. Пусть это и не минорный аккорд в чистом виде (нет минорной терции – фа), но может интересно прозвучать вместо Dm. И также как дополнительный оттенок: если довольно долго нужно «зависать» на ре миноре (1 такт, два), можно чередовать оборот D sus2 ¬– Dm на какие-то отдельные штрихи или по долям.
D5/A – считай, пауэр-аккорд с Ля (квинтой) в басу. Звучит рычаще, мощно даже и на акустике. Играть легче – 1-ую струну прижимать не нужно.
Dm/A – почти как и предыдущий, но 3-ая глушится третьим пальцем (прижимая 2-ую струну, он должен слегка касаться третьей). Вместо стандартного ре минора вполне сойдёт. И даже мощи прибавиться (на басовых – 5 и 4 струне – «рычащая» кварта).
Dm/F – ещё один из категории «пауэр». Только на басовых, но все ноты минорного аккорда. Звук суровый, поэтому, наверное, больше для роковых тем. А ещё – красивые быстрые переходы. Попробуйте на одну долю в связке с F в разных ритмах – Am – F + Dm/F – E7.
Dm/F – дополнение к предыдущему: добавляется третья струна (на 2 ладу – ля). Не только просто, но и интересно. Пример, как соригинальничать на заезженной последовательности: все стандартные аппликатуры без 1 струны и Dm/F как изображён в сетке – Am – Dm/F – E – Am.
Dsus2 – мы уже рассматривали его как вариант для ре минора. Но если в аккордовой последовательности D (ре мажор), его можно использовать тоже для замены (если гармонирует с мелодией) и как дополнительный D sus2 – D. И постановка пальцев здесь отличается – по аппликатуре ре мажора. Если нужна стандартная аппликатура, нужно только второй палец добавить на первую струну.
D6 – прибавляется 6-ая ступень (2-ая открытая – си). Это и оттенок к D, и в некоторых песнях применим как основной. Например в ми миноре: …Am/ D6/ G…
D add11 (без квинты – ля) – немного «затуманенный» относительно мажорного трезвучия. При помощи него можно упростить в аппликатуре стандартный ход – D + D add11 (только 1 струна – вторым пальцем, а 2 – третьим) – G (на четырёх струнах – третьим 1 струну на 3 ладу, см. аппликатуру далее в статье).
D (no 5) – такая же форма, но без 11-ой. Третий палец на второй струне слегка касается третьей струны для приглушивания.
Cmaj7 – самый обычнейший большой мажорный септаккорд. Или если хотите «лесенка» без первого пальца на второй струне. Проще и может быть красивей. Пробуйте – как гармонирует с другими аккордами по песне и на мотив.
С – без 4-ой. Вариант для песни перебором.
Cmaj9 – по строению аккорд сложный (большой мажорный септаккорд + 9-ая ступень), а вот по аппликатуре – всего-то нужно зажать 5-ую струну на 3 ладу (вот такая специфика для гитары). Но больше даёт оттенков – если перебором. В основном применяется в связке с C для разнообразия звучания (С – Cmaj9 – C, С – Cmaj9 – Am7). Будет полезен для начинающих – для тех, кто ещё не владеет заковыристыми формами с надстройками в позициях.
Cmaj9/G – предыдущая аппликатура дополненная G в басу. На все 6 струн. Рекомендации для Cmaj9, естественно, распространяются и на этот аккорд.
С add9 – c 9-ой ступенью (4-ая открытая – ре), но не септаккорд. Если по песне пару долей такта, а то и больше нужно играть С, добавьте этот аккорд. Красивые надстройки без лишних заморочек с пальцами. Хотя бы взять наипопулярнейшую последовательность: Am – Dm – G – C + C add9 – Am. Хотите боем, перебором – как хотите. По идее будет интересно, и избавитесь от стандартного звучания.
С maj7 – ещё одна аппликатура большого мажорного септаккорда – квинтаккорд + открытые струны.
C add9 – к мажорном аккорду добавляется 9-ая ступень. Красиво звучит, легко играть при переходе с G (имеется в виду форма с открытыми струнами, не на баррэ). Но это, разумеется, как один из вариантов. Берите в свой аккордовый арсенал для экспериментов.
Как уже и говорилось в начале статьи, одно из преимуществ упрощённых аппликатур – возможность брать некоторые аккорды без баррэ. И тем самым облегчать себе задачу в аккомпанементе – когда есть определённые сложности с прижиманием всех струн в позициях; или чтобы больше уделять внимания вокалу.
И вот один из таких аккордов – Cm (далее будут и другие упрощённые, которые обычно играются на баррэ).
Стандарт До минора – баррэ на 3 ладу в форме Am. Однако есть и другие его версии:
Cm – три струны – три звука минорного аккорда. Первый палец прижимает 5-ую струну на третьем ладу и одновременно глушит нижней частью подушечки 4-ую струну. 1-ая и 6-ая не звучат. Конечно, не так сочно как на баррэ, тем не менее, и это Cm.
Cm – предыдущий вариант, но с 1-ой струной. Опять же, чтобы звука было чуть больше.
Cm/Eb – на первых ладах, в басу Eb (терция). Возможно, кому то он покажется сложнее чем баррэ. Хотя это скорей всего первое впечатление. В некоторых гармонических моделях эта аппликатура определённо выручает. Так легче. К примеру (стандартные формы + упрощённый Cm/Eb): … – Dm – Cm/Eb – D7 – Gm – …
Cm/Eb – но если и предыдущая форма для вас тяжела, вот её вариант без первой струны. Как A7 только на первом ладу.
Cm – ещё несколько «вариаций» по этой аппликатуре:
С тоникой (основным тоном – до) в басу:
Cm add9 – c 9-ой ступенью:
C5 – по набору звуков это квинтаккорд (тоника + квинта – по два звука) с использованием верхних струн – и ни мажор, ни минор. Но вместо Cm может вполне сносно прозвучать. Как использовать – смотрите в примерах (во второй части статьи).
Как «обойти» это баррэ на 3 ладу:
Gm6 – с 6-ой ступенью, звучит шикарно. Часто используется в ре миноре: Dm/ Gm6/ A7/ Dm. А если без 1-ой струны – «чистый» соль минор, без надстроек.
Gm – на басовых, мрачновато.
Добавляем звук на второй струне – ярче:
Gm/Bb – отличный вариант для переборов. Вот, если, допустим такой ход в открытой позиции: Dm – Gm/Bb – A7 sus4 – A7.
Gm/D – малое баррэ, с квинтой в басу (ре). Нагрузка на пальцы меньше, если всё-таки в позиции на 3 ладу. И вообще отличный способ для тех, кто только начинает изучать приём баррэ.
Чуть посложнее – на четыре струны:
Полный, сочный, может быть и без первой струны (а пальцам куда легче):
Но если добавить и первую открытую (не прижимая на 3 ладу, как требует того стандартная форма), появляется 6-ая ступень в аккорде.
А этот вариант мощно прозвучит и с дисторшн на электрогитаре. Главное хорошо приглушить 5-струну третьим пальцем (слегка пригните его к соседней струне, не отпуская 6-ой).
G/D – для начинающих – для тех, кто не справляется со стандартным G в первые месяцы игры на гитаре, или если очень быстро нужно «перепрыгивать».
Сам по себе несложный, но и в этой незатейливой форме есть кое-какие хитрости:
Em7 – септаккорд. Ступеней больше, а струн прижимать меньше. 4-ая (ре) и есть септима.
Второй палец прижимает четвёртую и глушит пятую. С одной стороны – сомнительная заморочка, с другой – может понадобиться, как подготовка пальцев для перехода на другие аккорды (B, С, Am и другие).
Ещё один септаккорд. Пригодится, например, если – Em7/A7… Em7/ Cmaj7… Em7/С add9…
E7 – септаккорд, проще чем E. Кстати, есть ещё один E7 на этих же ладах, но в нём требуется задействовать четыре пальца. Так что альтернатива неплохая. А если даже в последовательности только E, попробуйте заменить на такой септаккорд. «Фишка» к аккомпанементу.
Для перебора. Только одну струну нужно прижать – и самый обычный E по звучанию.
Без басовых. Слегка диссонирующий, но переливистый. Отлично подойдёт для Am7/ E7/ Am7.
А если какой-нибудь перебор, можно так:
Ну прежде всего – это все упрощённые баррэ:
Просто пережимаем двумя пальцами лад. Но для боя не подойдёт: 5-ая и 4-ая не звучат.
Fm/Eb – с септимой в басу. Очень своеобразное звучание. Но может получиться красивый переход. Сыграйте каким-нибудь перебором – Am – Fm/Eb – E.
Fm6/D – c 6-ой ступенью (ре) в басу, малое баррэ.
Ещё две простые аппликатуры Fm6, но уже без баррэ:
F аккорд без 6-ой струны, но зато не нужно пережимать все струны на первом ладу. Только 1-ую и 2-ую.
Ещё два варианта с мини-баррэ на первых двух струнах:
F6/D – в басу ре (D) – открытая 4 струна. Кстати, если ре принять за основной тон – то получается Dm7.
F/A – упрощенный аккорд F на 3 струнах:
F (b5) – с пониженной 5-ой ступенью (вместо до нота си – 2-ая открытая струна). Диссонирующий, звучит довольно напряжённо. Но иногда именно такой оттенок и нужен в аккомпанементе. Ну и конечно постановка простая – а-ля «лесенка».
F maj7 – большой мажорный септаккорд. Нельзя сказать, что такой вариант универсальный и подойдёт во всех песнях на замену обычного баррэ F. Но если «вписывается» в последовательность, на мотив – украшает, добавляет особый колорит.
Ещё один по ступеням сложный, а в аппликатуре простой – Fmaj7 add13. Как основной не совсем хорош, в больше степени проходящий. То есть без особых аппликатурных премудростей можно сделать более насыщенный аккомпанемент: Am – Dm – Fmaj7 add13 – F (на 4 струны) – E, или G6 (1-ая открытая) – F maj7 – Fmaj7 add13 – Am.
Fmaj7 add #11/C – на басовых как бы часть баррэ без 6-ой, а верхние струны открытые. Или просто смещённый на лад вперёд E (ми мажор). Если страшно читать название, закройте глаза на «музыкальную математику» и вспомните просто испанскую корриду на гитаре (наверняка хоть раз слышали). Определённо аккорд в этой стилистике. Хотя бы если так: E – Fmaj7 add #11/C (и повторять этот ход). Но его холодное, напряжённое звучание будет в самый раз и для какой-нибудь роковой темы (в примерах ещё вернёмся к этой форме).
Fmaj7 (b5) – тоже «родственник» семейства «maj7», но c пониженной пятой ступенью. Если есть в последовательности большой мажорный септаккорд, попробуйте добавить и этот оттенок. Сделайте последовательность аккордов с надстройками в пределах Fmaj7.
Один из примеров такого подхода в упрощённых аккордах: Fmaj7 – Fmaj7 (b5) – Fmaj7 add13 – Fmaj7 Играть легко – в базовой аппликатуре только лишь добавляется/убирается палец для надстройки.
В последовательности: Am – Dm – G7 – C – Fmaj7 (или Fmaj7 – Fmaj7 (b5) – Fmaj7 add13) – Dm – E7 – Am
F6 – можно представить как квинтаккорд с «добавками» на 4-ой и 3-ей струне. Соответственно и по звуку – «рычание» в нижнем регистре.
Рассмотрим аккорд B на гитаре в упрощённых версиях на основе выше представленных стандартных аппликатур:
Лёгкий B7 без 1-ой струны:
Но если первая звучит открытая – B7 add11:
Для перебора с тоникой (си) в басу:
C квинтой (фа-диез) в басу: второй палец прижимает 6-ую струну и глушит 5-ую.
Bsus4 – задержанный, без мажорной терции: пауэр-аккорд + открытые струны. Но в некоторых песнях подойдёт вместо B или B7.
B add11/F# – пальцы как бы в постановке на баррэ или как форма A в открытой позиции, но на 2 ладу струны не прижимаются. Особенно красиво звучит перебором.
Ещё о таких аккордах – в этой статье (блок «Эксперименты… »).
B/F# – без 5-ой, чтобы не прижимать все струны.
B (no5) – без пятой ступени (квинты). Звучит сухо, только три струны.
Си минор (или как его ещё называют – «аккорд бм»):
Разберём, как можно сыграть аккорд Bm на гитаре без баррэ:
Bm/F# – своего рода «лесенка», верхняя часть стандартной формы на баррэ.
Почти такой же, но 4-ая не прижимается. В басу терция (ре).
Bm7 – септаккорд. Удобный в связке с Em7, Am7, С add9.
Bm7 add11 – без тоники (си), но может отлично прозвучать в аранжировке с участием других инструментов (бас-гитары, клавиш).
B5/F# – без 3-ей ступени (минорной терции). Поэтому сгодится не только для замены баррэ Bm, но и B, B7.
Примеры аккордовых последовательностей с упрощёнными аппликатурами
Сначала разберём некоторые популярные песни для гитары – как можно их сыграть, частично или полностью используя упрощённые формы стандартных аппликатур.
«Кукушка» (гр. «Кино»):
В оригинале:
Куплет: Am/ G / Dm
Припев: G/ F/ Am
В акустической версии может быть такой вариант аккомпанемента:
«Батарейка» (гр. «Жуки»):
В оригинале на баррэ: Bm – A – G – F#
Но если неудобно перепрыгивать из позиции в позицию, можно так:
Конечно, звучание несколько другое, но ход аккордов такой же.
Практически все аппликатуры в пределах второй позиции. Хотя и открытые струны используются.
«Просвистела» (гр. «ДДТ»):
Ещё часто используемые последовательности в песнях:
Обратите внимание, что аккорды с надстройками (7, 6, 9 и другие дополнительные ступени) не всегда хорошо звучат в аккомпанементе к песне. Всё зависит от мелодии. Определяйте на слух – подходит аккорд или нет.
В буквенно-цифровом обозначении – стандартный вариант (как обычными аккордами играть), а в сетках – упрощённый вариант.
Рассматриваемые модели вы можете изменять – удалять, добавлять аккорды, менять их местами, изменять надстройки. То есть их можно брать за основу, когда придумываете аккомпанемент к какой-то песне.
№1: Cm – G – Cm – Fm – G – Cm
Можно сыграть практически без баррэ на первых ладах:
№4: Em7 – Bm7 – Am7 – Em
Без баррэ, «не покидая» первые три лада.
№5: Em – B – Em – Am – B – Em
«Трудный» си мажор во второй позиции заменяем квинтаккордом со второй открытой струной.
№6: Gm – Cm – D – Gm
По обыкновению это всё играется на баррэ. Но можно и проще:
№7: Dm – Bb – Gm – A7 – Dm
«Избавляемся» от баррэ Bb и Gm, добавляем надстройки.
На этом завершаем статью. Пусть упрощённые аккорды помогут вам преодолеть трудности с аппликатурами и поспособствуют в создании оригинального, красивого аккомпанемента. Удачи!