Чем заменить палитру для масляных красок
Палитры для масляной живописи
Виды палитр
Для масляной живописи традиционно используют деревянную палитру.
Также подойдёт пластиковая. Но она должна быть большой, непрозрачной, чистой и без луночек для красок.
Для начинающих рекомендуются палитры прямоугольные из стекла, окрашенного снизу белилами или оклеенного белой бумагой. На такой палитре легче находить нужные оттенки.
Главным свойством палитры для масляной живописи является её сопротивление к впитыванию краски. Лёгкость, жёсткость и прочность просто обеспечивают комфортную работу. Но устойчивость к впитыванию — это главное.
Исходя из этого, не так важно, из чего сделана палитра для масляных красок. Важно, какой поверхностью она обладает. Также не последнюю роль играет её цвет. Если он белый, то глаз художника автоматически сопоставляет нужный цвет с белым. Это помогает точнее определять тональность подбираемых оттенков. К тому же когда художник использует полупрозрачные смеси красок, чтобы увидеть, как они будут смотреться на белом грунте холста, белый цвет палитры придётся как нельзя кстати.
Палитра должна быть не менее 30 х 40 см. По мнению опытных художников этого размера вполне достаточно, чтобы и краски друг на друга не налезали, и палитра не слишком часто пустовала.
Можно на первых порах использовать в качестве палитры и загрунтованный холст, а ещё лучше — оргалит (он же ДВП).
Холст-палитру вы потом можете заимприматурить, просто размазав по нему остатки тех смесей, которые получили, и использовать для следующей картины, а в качестве палитры взять новый холст. Получится как бы безотходное производство.
Совет. Ни в коем случае не выкидывайте то, что остаётся на палитре после сеанса работы. Эти остатки можно использовать для имприматуры, разных экспериментов по мазюканию, подмалёвков и многого другого.
Подготовка палитры
Пластиковая палитра не требует подготовки.
А вот деревянную надо покрыть горячим льняным маслом. Производитель палитры уже обрабатывает её на фабрике маслом или лаком, но как правило этого недостаточно.
Надо самостоятельно несколько раз промаслить деревянную палитру, и тогда она будет служить вам многие годы. Если этого не сделать, то масло из красок будет уходить в древесину, тянуть за собой цветной пигмент, палитра испачкается и вы её просто не ототрёте, а если забыть очистить от краски, то можно её уже выбрасывать на помойку. Кроме того, теряя масло, краски будут густеть.
Итак, подогреваете льняное масло в ёмкости и выливаете его на палитру (кисточки от горячего масла могут испортиться, поэтому лучше просто вылить). Лучше это сделать 2-3 раза с просушкой каждого слоя в течение 2-3 дней.
Палитру можно покрыть лаком — масляным или акриловым.
Чем можно заменить палитру
Не стоит использовать небольшие пластиковые или бумажные тарелочки. Получить нужный цвет на таком пятачке размером максимум с две ладошки, а то и меньше, очень трудно. А после двух-трех смешиваний краски начинают залезать друг на друга, неизбежно внося в цвет грязь.
Если уж вам лень чистить палитру и вы предпочитаете её выбрасывать, то в этом случае намного удобнее будет взять используемую в отделке помещений пластиковую панель. Вы можете отрезать от неё кусок подлиннее, и у вас появится простор как для самих красок, так и для их смешивания — есть где разгуляться кисти и даже мастихину. Да и чистить такую палитру удобно, хотя можно при желании и выкинуть.
Другой вариант для ленивых — покрытие деревянной палитры полиэтиленовой плёнкой: свернул плёнку по окончании работы, выкинул её и натянул новую. Но тут вас подстерегает опасность: плёнка может порваться от движения кистью, а тем более мастихином. Да и смешивать на плёнке очень сложно: как ни натягивай её, она всё равно морщится и коробится — двигаешь кистью, а плёнка вслед за ней елозит. Какое уж тут творчество, если только и делаешь, что воюешь с палитрой.
Есть ещё так называемые многоразовые палитры, т. е. многослойные бумажные ламинированные палитры, слои которых можно отрывать и выкидывать.
Работа с палитрой
Прежде всего, следует позаботиться о порядке наложения красок на палитру.
Беспорядочное размещение красок крайне затрудняет поиски нужных оттенков и часто является причиной грязного цвета смесей. Лучше всего уже на палитре разделить краски на тёплые и холодные оттенки. Тогда легче будет «угадать», какие краски входят в состав искомого цвета, и удобнее смешивать их на палитре.
Как выбрать палитру для рисования
Я уже рассказывала вам как выбрать холст, масляные краски и кисточки, теперь пришло время и для палитры. Незаменимая вещь для всех, кто учится рисовать и работать с красками. Читайте мой подробный гид, о том какие бывают палитры, для чего они нужны, и как правильно выбрать ту, которая подойдет именно вам!
Зачем художнику палитра?
Прежде чем ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, давайте я уточню, что же такое палитра для красок?
Палитра – это как правило небольшая доска, из пластика или дерева, чаще овальной формы, с небольшим отверстием для пальца, на которой художник смешивает краски для рисования.
Свое название палитра получила от немецкого слова palitter, которое было образовано, как и многое в мире, от латинского слова paleterum – что значит «пластинка» или «дощечка».
Для чего же художнику нужна палитра?
Если вы собрались написать картину, не состоящую из 2-3 цветов, например, в стиле авангардистов, то рано или поздно вам придется смешивать масляные краски.Конечно, есть художники с очень экспрессивной манерой письма, которые выдавливаю краску из тюбика сразу на холст и там уже смешивают. Но это скорее исключение, да и смешивать краски на палитре удобнее, чем на холсте – не придется ничего исправлять, если случайно не тот цвет добавите при смешивании.
Масляные краски продаются в тубах, и в отличие от гуаши и акрила, которые уже в баночках, масло так просто не достать. Такую краску нужно выдавливать, иначе ей просто не воспользуешься нормально. А куда лучше всего выдавить такую краску, не израсходовав лишнего? Правильно, на палитру.
С палитрой вам не придется постоянно искать нужный тюбик, ведь краска всегда будет у вас буквально в руках. Плюс, если правильно располагать цвета на палитре, то можно экономить не только материал, но и время. но об этом позже.
А сейчас давайте разберемся, какой должна быть палитра для смешивания масляных красок?
Как выбрать палитру? Основные критерии
Художественные палитры, как правило, отличаются материалом, размером и формой, а иногда еще и покрытием. И каждый, кто занимается живописью, должен подобрать максимально удобную для себя палитру. Рассмотрим подробнее каждый из этих критериев для выбора.Материал для палитры, конечно, может быть разным, но лучше дерева, пожалуй, еще ничего не придумали.
Обработанное дерево имеет гладкую и ровную поверхность, а также, такая палитра достаточно легкая по весу. А это очень важно, так как в большинстве случаев, вам придется держать ее в руке по несколько часов почти без перерыва.
Деревянная палитра для масляных красок, это то, что вам нужно, если вы планируете рисовать постоянно. А если вы хотите только попробовать и не думаете написать больше одной картины, то можно сэкономить и взять пластиковую палитру.
Теперь о размерах палитры. В большинстве случаев, для стандартных холстов 30х40, 50х40, берут палитру размером 25х30 или 30х40 см.
Вообще, размер вашей палитры будет зависеть от размеров холста и объема работы – сколько цветов придется смешивать. Сразу скажу, что маленькой палитрой, которая умещается в ладошку лучше не пользоваться, так как на ней просто не будет хватать места и вы смешаете краски, которые не нужно смешивать.
А вот большая палитра, 50х60 см идеально подойдет для работы над картиной больше 1 метра. Вот только держать ее будет не так удобно. Кстати, почему я так заостряю внимание на том моменте. Что вам придется постоянно держать палитру в руках?
Дело в том, что краски на палитре не должны отличаться от красок на холсте. А это может произойти из-за разного освещения, если палитра будет все время на столе, а вы у холста.
Чтобы точно угадать с размером, при выборе палитры подержите ее в руке и представьте, как будете смешивать краску и набирать ее кисточкой для будущих мазков на картине. Вам должно быть удобно и комфортно.Как я уже говорила, по форме палитра может быть овальной, прямоугольной или квадратной, со скошенными углами, с отверстием для пальца, а также с местом для расположения масленки.
Овальную палитру 20х30 очень удобно держать в руке
Принципиальной разницы нет, какой формы палитру выбрать, так как в палитре все-таки главное материал и размер доски. Но по опыту могу сказать, что прямоугольная палитра со скошенными углами обычно самая универсальная.
Так же при выборе стоит обратить внимание на выемку для пальца – вам также должно быть удобно держать палитру в руке, а в прорези не должно быть никаких дефектов.Выбирая деревянную палитру, помните также и о защитном покрытии. Так как масляная краска состоит из масла и пигментов, то без покрытия дерево будет впитывать это самое масло при нанесении краски, и работать будет не очень удобно.
Поэтому, перед использованием деревянной палитры, пропитайте ее льняным маслом, просушивая каждый слой в течении нескольких дней.
Также важно знать, что в процессе использования, ваша деревянная палитра «посереет» от количества оставшегося цвета на ней. Но не пугайтесь, такую палитру выкидывать не нужно, наоборот, смешивать краски на сером фоне гораздо удобнее, так как он не дает искажения цветов, как белый или коричневый, например.
Теперь, подводя итог по выбору палитры, вот вам несколько практических рекомендаций, как выбрать палитру для рисования.
Чек-лист: как выбрать палитру и пользоваться ей
Размер палитры будет зависеть от размера холста и вообще размаха вашей работы – чем больше холст и количество цветов, тем больше и палитра.
Прямоугольная палитра с гладкими, скошенными краями – самая классическая форма.
Дерево – лучший материал для вашей палитры, но помните, что его нужно обработать перед первым использованием.
Если живопись для вас – всерьез и надолго, купите несколько палитр для сравнения. Плюс, так вы сможете собирать понравившиеся оттенки, а не смешивать их по новый каждый раз.
Не используйте слишком много красок сразу. Так у вас есть вероятность запутаться в цветах и не получить нужный оттенок.
Располагайте каждый цвет на небольшом расстоянии друг от друга, в спектральной последовательности.
Ухаживайте за своей палитрой, и она прослужит вам долгие годы.
Чем можно заменить палитру для красок
Многие начинающие художники часто спрашивают меня – а что еще можно использовать вместо палитры?
Действительно, а стоит ли вкладываться в новые палитры, которые стоят не дешево, или можно взять что-то другое на время? Конечно можно! Но, как у любого материала, у этих аналогов тоже есть свои плюсы и минусы.
Например, если вы участвуете в мастер-классе или просто хотите быстро написать одну картину, чтобы попробовать свои силы в живописи, можно взять пластиковую или бумажную тарелку (или палитру).
Они не требуют особого ухода, их в принципе можно выкинуть после написания картины. Но вот постоянно пользоваться такими палитрами я не рекомендую.
Пластик имеет пористую поверхность, поэтому краска въедается и остается на палитре, чем бы вы ее не очищали. Тоже самое касается и пластиковых панелей для отделки и ремонта.
Существует также одноразовая бумажная палитра, но это тоже не самый популярный вариант, так как она дорогая.Некоторые художники делают себе палитру из стекла, зеркала или керамических плит/тарелок.
Чистить такие палитры удобно, да и не страшно поцарапать, например, при работе мастихином. А вот из недостатков, это хрупкость, а в некоторых случаях и тяжесть.
Тяжелыми и не практичными будут палитры из куска металла, а еще у такой поверхности будет плохая связка с краской.
Если же вы уже выбрали классическую деревянную палитру для масляных красок, но хотите, чтобы она как можно дольше оставалась более новой – оберните ее пищевой прозрачной пленкой.
Так после использования пленку можно просто выкинуть и сэкономить время на мытье палитры. Но из минусов будет то, что вы уже не вернете нужный вам оттенок, а еще часто пленка скатывается и мешает смешиванию красок. Ну и конечно же, легко рвется, поэтому не подходит для мастихиновой живописи.
Выбрать палитру не сложно, но, чтобы понять, какая лучше всего подходит именно вам, сверяйтесь с моим чек-листом и не забудьте подержать палитру в руках перед покупкой, если будет такая возможность!
Понравилась статья? Тогда поставьте 5 звезд!
Палитра для масляных красок. Требования к палитре художника.
Палитра для живописи маслом отличается от палитры для акварели или гуаши, причём значительно. Благодаря специфичности технологии живописи в том и другом случае необходимы разные качества и технические особенности. То есть, палитра выбирается под каждый тип красок своя, в соответствии с определёнными критериями.
Кроме того, каждый художник выбирает палитру под себя, по размеру, форме, тяжести и материалу изготовления. Особенности живописной техники и, например, способы рисования маслом, тоже диктуют свои условия относительно качества палитры для живописи.
Рассмотрим основные критерии выбора палитры для рисования маслом и определим, какую палитру купить и как подготовить палитру к занятиям живописью. Также немного поговорим о культуре палитры художника и о том, как использовать палитру для живописи маслом и как её хранить.
Размер палитры.
Это, во-первых, дисциплинирует художника в использовании рабочего места, во-вторых, продиктовано размером используемых кистей и диапазоном размеров мазков. В-третьих, оптимальную по размеру палитру удобно держать в руке во время сеанса и писать маслом будет легко и технически удобно (рука с палитрой не устаёт, в замесах цвета легко ориентироваться, проба мазка на палитре соответствует мазку на холсте по размеру, качеству цвета, фактуре и т.д.).
+ покрытие нитра лаком (на 2 слоя);
1) краски выкладываются на палитру слева направо (от белого, через светлые тёплые, коричневые, зелёные, холодные к чёрному);
2) краски выдавливаются на палитру справа налево в той же последовательности;
Выбор за вами. Старайтесь сразу приучить себя к какой-либо стандартной организации красок на палитре, это помогает легко ориентироваться в замесах и находить нужные сочетания цветов и оттенков максимально быстро. Выдавливать краску из тюбика прямо на середину палитры не рекомендуется, так как места для смешения оттенков будет мало, а использовать 2 палитры одновременно не удобно.
Пусть ваши картины маслом радуют глаз, а процесс живописания будет лёгким и радостным!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях и своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
ОБ АВТОРЕ:
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
Распространенные техники живописи
Секреты гармонии в живописи
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
Когда мы слышим слово «палитра», в нашем воображении предстает образ художника, который совершает некий магический обряд с красками, в результате чего появляются новые цвета. И действительно процесс смешивания красителей впечатляет, особенно, когда при сочетании двух совершенно разных оттенков рождается не похожий ни на один из них третий.
Виды палитр
В переводе с латыни «paleterum» означает «пластинка» или «дощечка». Однако сегодня палитры изготавливают не только из дерева, но также из пластика, стекла, бумаги холста и других материалов, поэтому каждый может выбрать оптимальный для себя вариант.
Палитра для рисования маслом
Классическая палитра для масляной живописи представляет собой тонкий лист древесины, покрытый лаком. Промышленный вариант – это обладающая легкостью, жесткостью и прочностью фанера, но, если вы решили изготовить палитру самостоятельно, не забудьте залакировать лицевую поверхность. В противном случае масло будет просачиваться в древесину, и краска станет слишком густой, что приведет к неудобствам в работе и ухудшит качество кроющего слоя.
Палитры для акварели и других красок на водной основе
Многие художники, рисуя красками на водной основе, предпочитают в качестве палитры белую бумагу. Краситель хорошо ложиться на бумажную основу, легко смешивается и позволяет увидеть результат, приближенный к тому, каким он будет на полотне будущей картины. Лицевая поверхность листа пропитывается водоотталкивающим слоем, предотвращающим промокание палитры. Кроме того, бумага является одноразовой палитрой, поэтому мыть ее не придется.
Для получения нужного цвета путем смешивания красок на водной основе можно использовать пластик и стекло. Главное преимущество пластиковых и стеклянных палитр – гладкая поверхность, которая легко отмывается. Правда для акварели это не самый удачный вариант, поскольку при смешивании водянистых красок могут образовываться капли. В качестве альтернативного варианта стеклу, пластику и бумаге можно использовать холст, который, следует предварительно закрасить, чтобы нивелировать зернистость.
Размеры палитры
Оптимальный размер палитры составляет 30-40 см. Маленькая поверхность не слишком удобна, так как ее приходится постоянно чистить, чтобы освободить место для новых смесей. Особенно обидно, когда случайно удалишь комбинацию, которую долго и скрупулезно подбирал, и приходится «страдать» заново. Художники, предпочитающие творческий простор, используют дощечки размерами до полуметра, а при работе стоя пользуются двумя палитрами – стационарной, находящейся возле мольберта, и мобильной, которую держат в руке, когда приходится часто подходить картине и отходить от нее.
Недостатки палитры
Несмотря на то, что палитра – достаточно простой инструмент, она играет ключевую роль в работе художника, избавляя его от необходимости покупать огромное количество красок. Чтобы получить альтернативный цвет, достаточно иметь несколько основных красителей – главное подобрать правильные пропорции. На первый взгляд – ничего сложного, но на самом деле это и есть «камень преткновения», не позволяющий передать нужный оттенок.
Получение гармоничных оттенков по технике Старых мастеров
Великие художники эпохи Возрождения никогда не использовали палитру, но их работы поражают реалистичностью, гармонией цвета и тонкой проработкой мельчайших деталей. Как им это удавалось? Неужели они держали тысячи флаконов с красками?
Конечно же нет. Все дело в технологии, существенно отличающейся от традиционных методик, в которых упор делается на краски. Техника старых мастеров – это многослойная живопись, где палитрой является само плотно, а красители смешиваются не физически, а оптически подобно наложению друг на друга цветных стекол. В качестве полупрозрачных слоев выступают имприматура, лессировки, темперные смеси и акварель. Важную роль играет подготовка полотна, работа наждачной бумагой и локальный ввод красок тончайшими слоями без мазков. Только применяя комплексный подход можно получить:
Чем заменить палитру для масляных красок
Для масляной живописи используют традиционно палитру деревянную, но если у Вас есть хорошая пластиковая палитра, то она тоже подойдет. Пластиковая палитра должна быть большой, не прозрачной, чистой и без луночек для красок. Каждый раз после живописи Вам надо счистить краски мастихином, протереть тряпкой и вымыть ее с мылом.Если у Вас останутся краски на палитре, то на ней не удобно будет работать, Вы будете путать сухие замесы с только что разведенными и это будет препятствовать успеху. Деревянные палитры тоже надо держать в чистоте, но достигается это другим способом. Для начала купленную в магазине палитру надо покрыть горячим льняным маслом. Подогреваете масло в емкости и выливаете его на палитру( кисточки от горячего масла могут испортиться, поэтому лучше просто вылить) Лучше это сделать 2 раза. Производитель палитры уже обрабатывает ее на фабрике маслом или лаком, но как правило этого не достаточно! Поэтому надо самостоятельно несколько раз промаслить деревянную палитру и тогда она будет служить Вам многие годы, а вот если этого не сделать, то масло из красок будет уходить в древесину, тянуть за собой цветной пигмент, палитра испачкается и Вы ее просто не ототрете, а если забыть очистить от краски, то можно ее уже выбрасывать на помойку. После живописи деревянную палитру не моют, а протирают льняным маслом. Лишним будет добавить, что многие большие мастера, очень бережно относились к своим инструментам,они имели большой ассортимент различных палитр, которые отличались не только по размеру, но и по цвету древесины. А вот краски на грязной палитре будут перемешиваться, образовывать » фузу» и эта грязь и серость перейдет на холст, что может повредить художественным достоинствам картины.
К первому занятию по живописи надо приготовить:
1. Палитру ( подготовленную к живописи).
2.Масленку ( для разбавителя, лучше взять одинарную с крышкой ).
3. Мастихин ( средний, какой Вам больше понравится, им можно не только палитру чистить, но и картины писать, а так же удалять с холста не правильно прописанные места).
4. Пинен.
5.Лак пихтовый или дамарный, можно взять ретушный, на выбор.
5. Льняное масло.
6. Тряпки, чтобы вытирать кисти.
7. Краски.
8. Картон, холст.