Чем заменить позистор в реле холодильника
Чем заменить позистор в реле холодильника
Сгорел один, а чем его заменить?
Временно поставил старый «таблетку» от размагничивания кинескопа 3УСЦТ, но боюсь он долго не протянет.
Enman | |||
Карма: 73 |
| ||
Upgrader | ||||
Карма: 88 |
| |||
Enman | |||
Карма: 73 |
| ||
Страница 1 из 1 | [ Сообщений: 4 ] |
Часовой пояс: UTC + 3 часа
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7
Пусковое реле холодильников: устройство и ремонт
Холодильник – образец бытовой техники, без которой сегодня не обходится ни одна семья. Подобно большинству сложных электромеханический устройств холодильники в определенный момент могут выйти из строя, после чего приходится приглашать мастера. Однако возможны ситуации, когда сравнительно простую неисправность удается диагностировать и устранить собственными силами.
Современные холодильные агрегаты оснащаются компрессорами с однофазным мотором, для запуска которого предусмотрено специальное пусковое реле (ПР). Когда этот узел по какой-то причине отказывает в работе – компрессор агрегата перестает запускаться. В предлагаемом обзоре можно ознакомиться с тем, как работает ПР и каковы признаки его отказа. Пользователи, хорошо разобравшиеся с работой схемы запуска, смогут самостоятельно устранить возникшую неисправность.
Запуск мотора
По своей сути используемые в компрессорах приводные моторы – это однофазные асинхронные двигатели (АД), оснащенные пусковой обмоткой. Основу их конструкции составляют неподвижный статор с комплектом катушек и вращающийся ротор. Подвижная часть двигателя или ротор – это полый цилиндр из алюминия (его называют еще «беличьей клеткой»).
Статор двигательного агрегата содержит пару рабочих обмоток, одна из которых является основной, а вторая выполняет функцию пусковой. Они расположены по отношению одна к другой под прямым углом, либо наматываются в противоположных направлениях, образуя своеобразный «бифиляр». Протекающий по основной обмотке ток создает э/м поле с изменяющимся направлением вектора. При вращающемся роторе по закону э/м индукции в двигателе создается равнодействующая магнитных потоков (ЭДС). Как правило, ее достаточно для того, чтобы поддержать его вращение за счет протекающего по основной катушке тока.
Если ротор в начальном положении неподвижен (что считается нормой), то результирующая ЭДС приближается к нулевому значению. В этом случае для запуска двигателя потребуется дополнительное усилие, обеспечивающее требуемую величину пускового момента. Для этих целей и нужна стартовая катушка.
Для запуска и нормальной работы мотора токи в катушках должны быть смещены по фазе один относительно другого. По этой причине в его конструкции предусмотрен дополнительный, смещающий фазу элемент (дроссельный или конденсаторный). Как только двигатель развивает нужные обороты – необходимость в стартовой катушке отпадает.
Вывод: Для нормального запуска АД нужно задействовать сразу обе катушки (основную и пусковую). С другой стороны для режимного вращения ротора достаточно только одной – основной. Для своевременной коммутации этих цепей и используется пусковое реле, включаемое непосредственно перед компрессором.
Принцип действия ПР
Несмотря на разнообразие моделей и электрических схем современных холодильников, принцип действия ПР у всех у них одинаков. После знакомства с особенностями работы этого элемента в одной из моделей можно будет самостоятельно заняться диагностированием и ремонтом.
Схема устройства и подключение к компрессору
На электрической схеме релейного устройства в первую очередь выделяют входную и выходную цепи. На ней четко видны два провода по питанию и три жилы, идущие на компрессор. Одна из них (нулевая шина питания) является общей для входа и выхода. Вторая (фазная) жила внутри реле расщепляется на две цепочки, по одной из которых фаза поступает на рабочую катушку. Другой отвод предназначен для подачи сетевого питания на коммутирующий контакт цепи запуска.
Если на самом реле отсутствуют обозначения контактов – легко ошибиться при его подключении к компрессору. Предлагаемый некоторыми специалистами метод идентификации обмоток путем измерения их сопротивления очень часто неприменим. Объясняется этот тем, что у некоторых моделей компрессоров их сопротивления практически одинаковы.
Кроме того, различные модели реле отличаются методом крепления на элементах каркаса холодильника (компрессора). Каждая из них имеет особые токовые характеристики, что вынуждает при замене выбирать схожие по параметрам образцы.
Переключение цепей э/м способом
Реле э/м типа срабатывают за счет протекания тока через последовательно включенную стартовую обмотку, что приводит к замыканию его рабочих контактов. Т. к. при запуске компрессора по ней протекает значительный ток, то формируется магнитное поле, достаточное для замыкания контакта стартовой катушки. Сразу вслед за этим ротор начинает разгоняться.
При достижении определенной скорости этот ток уменьшается, а напряженность магнитного поля снижается. За счет упругости возвратной пружины сердечник реле отходит обратно, размыкая цепь питания пусковой катушки. После этого двигатель компрессора переходит в режим обеспечения постоянства вращения ротора. При этом ток протекает только через основную обмотку. В последующем ПР переключается лишь после того, как ротор перестанет вращаться.
Регулирование тока позистором
В некоторых холодильниках в качестве коммутирующего элемента используется электронный прибор – позистор, представляющий собой тепловую модификацию резистора. При низких температурах его сопротивление мало, а с ее повышением оно резко увеличивается (что равносильно размыканию цепи). Этот элемент устанавливается в цепочку, через которую ток поступает на стартовую катушку.
Принцип его действия можно описать так:
Остывает позистор лишь после снятия напряжения с компрессора, а срабатывает вновь при последующем включении двигателя.
Прибор токовой защиты
В двигателях асинхронного типа предусмотрены несколько видов защиты от превышения потребляемым током заданной величины. Это происходит при КЗ в рабочих цепях или при перегреве узлов из-за отказа вентилятора (срабатывает тепловая защита). Вместе с тем не исключены ситуация, когда двигатель в течение некоторого времени (порядка нескольких секунд) работает в режиме предельных токов, превышающих норму в 2-5 раз. Как правило, это случается при резком увеличении нагрузки на валу из-за явления заклинивания.
При этом потребляемый от сети ток также возрастает, но его величина не достигает значений КЗ. Вследствие этого защитный автомат не успевает отключить цепь питания. Тепловое реле также не срабатывает, поскольку за такое короткое время температура его контакта измениться не успевает. Самый верный способ защитить двигатель от перегрузки в этом случае – использовать прибор токовой защиты, устанавливаемый в следующих местах:
В последнем случае получается устройство, сочетающее в себе функции подключения пусковой цепи и защиты по току. Специалисты называют его пускозащитным реле (ПЗР).
Действие этого устройства основано на 3-х принципах:
Всем этим принципам удовлетворяют конструкции, изготовленные в виде сваренных между собой биметаллических пластин с отличным КТР (коэффициентом теплового расширения).
Из-за различия этих показателей при разогреве от протекающего по ней тока такая пластина начинает изгибаться; причем один из ее концов остается в фиксированном положении. Одновременно второй слегка отклоняется и размыкает рабочий контакт. Каждый тип биметаллических пластин рассчитывается на определенный ток, так что при замене ПЗР потребуется убедиться в его совместимости с неработающим прибором.
Поиск и устранение неполадок
С учетом того, что количество элементов в реле незначительно – проверить их исправность удается методом последовательного исключения. Для этого достаточно запастись плоской отверткой и мультиметром. Во время ремонта важно обратить внимание на следующие моменты.
Чисто конструктивно э/м реле – это приборы с контактами, разомкнутыми в нормальном состоянии. Позисторный вариант коммутирующего прибора имеет контакты, первоначально замкнутые. В первом случае при старте мотора ток по цепи запуска не протекает, а во втором – наоборот.
Если заведомо рабочий компрессор не запускается – это означает, что напряжение на пусковой катушку не поступает. Причина в этом случае заключается в следующем:
Рассмотрим каждую их этих неполадок более подробно
Неисправности в реле защиты по току (РЗТ)
В ситуации, когда холодильник включается на некоторое время (5-20 секунд), а затем отключается – это означает срабатывание РЗТ.
Причины его отключения перечислены ниже:
Если при прозвонке мультиметром обнаруживается обрыв цепи питания обмоток – скорее всего, неисправно само реле защиты. Обычно причиной этого является нарушение контакта в биметаллической пластине. Самый простой выход из положения – заменить поврежденный прибор новым.
Неполадки в цепи запуска
Неисправности этого типа выявляются с помощью обычного мультиметра, посредством которого потребуется прозвонить следующие электрические цепи:
В устройстве с индукционной катушкой для восстановления контакта придется вручную поднять контактную планку с возвратной пружиной.
Неисправность позистора
Чтобы убедиться в работоспособности позистора потребуется проверить его сопротивление в различных состояниях. Для этого следует дождаться, когда он полностью остынет и прозвонить его цепь мультиметром или подобным ему прибором. Если тестер показывает полное отсутствие тока или значительное по величине сопротивления – позистор следует заменить новым образцом.
Для проверки режима отключения нужно подключить к позистору какую-нибудь нагрузку (к примеру – лампу накаливания на 100 Ватт). Для этого потребуется вилка с клеммами, подсоединяемая ко входной цепи устройства. Идущие от лампы провода подключают к разъему, контакты которого соединены с нулем питания и фазным концом пусковой обмотки.
При включении в сеть по всей защитной цепи и через лампу начинает течь ток и она загорится. Поскольку его величина значительно ниже, чем при запуске мотора – защитный элемент нагревается очень долго (для выбранной лампы этот промежуток составит порядка 20-40 секунд).
Если со временем лампочка накаливания погаснет, то можно быть уверенным в исправности испытываемого элемента. Если ничего не произойдет и цепь со временем не прервется – это значит, что позистор неисправен. В сложившейся ситуации проще всего приобрести новый прибор.
Проблемы с контактами
Известно две причины рассматриваемой неисправности. Это – отсутствие тока в цепи при вроде бы замкнутых контактах и их залипание из-за потери упругости пластин. Первый случай характерен для ситуации, когда контактные пяточки сильно окислились. Решить проблему удается их зачисткой с использованием наждачной бумаги. Другая причина – деформация самой прижимной планки. В этом случае потребуется восстановить ее форму, обеспечивающую нормальный прижим и контакт.
Более сложная неисправность – залипание планки со штырем, срабатывающей при протекании тока через соленоид и не отходящей при его отключении. Для устранения этой неполадки потребуется почистить элементы, управляющие узлом коммутации.
Выводы
Простота конструкция ПР допускает самостоятельное выявление причины неисправности и позволяет устранять ее без привлечения специалистов. Для этого не требуется глубоких познаний в электротехнике и наличия специального инструмента. При самостоятельном ремонте пускового прибора следует быть очень внимательным, так как от этого зависит функциональность дорогостоящей бытовой техники.
Чем заменить позистор в реле холодильника
frost писал: |
тут экспериментировать не нужно ведь он защищает компрессор |
Вообще-то позистор ни от чего не защищает, он только для пуска. Должно быть отдельное тепловое реле, подключенное к общему выводу обмоток (через него течет весь ток, потребляемый компрессором).
frost писал: |
еще раз РП= РО+ПО С ТОЧНОСТЬЮ ДО ДЕСЯТЫХ ОМА (например 32,2 ом= 15,5 ом+ 17,7 ом) |
Перечитал, против этого возражений нет. Таким образом можно судить что обмотки не замыкаются друг на друга. И только. Витковое в пределах одной обмотки это не выявит.
frost писал: |
в позисторных реле проблема запуска решается установкой вспомогательного конденсатора на 5-6 мкФ ( как у АТЛАНТА) что дает выигрыш на 10-15 В |
Конденсатор позволяет задействовать пусковую обмотку для получения вращающего момента двигателя и тем самым сэкономить на сечении провода рабочей или увеличить момент двигателя.
frost писал: |
и кроме опыта потверждено литературой (теорией) |
Список литературы приветствуется.
frost писал: |
и он ( кондер ) называется не пусковым а фазосдвигающим. |
Один конденсатор не в состоянии обеспечить пуск, он для обеспечения использования пусковой в течение всего времени работы компрессора, а не только в моменты запуска. Как обычный однофазный двигатель с коммутацией. Это экономия меди обмоток в первую очередь.
ДОБАВЛЕНО 21/02/2008 23:06
ДОБАВЛЕНО 21/02/2008 22:53
frost писал: |
чем вы защищаете ПО |
Отвечаю. ПО не нуждается в особой, отдельной от компрессора, защите.
Максим_64 писал: |
глупости. Компрессор не надо защищать |
Чушь. Обязательно надо.Защита от повторного запуска в течении менее чем 3-4 мин после отключения всегда присутсвует.Вопрос в реализации. На своременных холодильниках с эл.управлением это реализованно программно. Причем от 5 до 12 минут.. У разных брендов по разному..
А причин при исправном компрессоре две 1) нехватка пускового момента (сюда проблемы с качеством сети и неготовый позистор), 2) высокое давление на стороне нагнетания(сюда же закупорки).
Алесей писал: |
Защита от повторного запуска в течении менее чем 3-4 мин после отключения всегда присутсвует |
Ага. тепловик биметаллический должен включиться (восстановиться) примерно за срок в районе 5 минут. За это время давление уравняется. Но не факт, что остынет позистор (например при горячем горшке и набитом пылью «отсеке» проходных контактов).
А неостывание позистора опять приведет к незапуску и отключению теплового реле При пуске позистор успеет опять подогреться. И так по кругу.
По этому я посоветовал отключить холодильник на час, чтобы всё остыло. За это время можно пыль почистить и клеммы подёргать/поджать, розетку посмотреть.
Но что-то автор пропал
Максим_64 писал: |
не дёргай из контекста |
Угу.. Только прежде чем советовать с себя начни И не имей привычки передергивать. Повторный запуск он и есть повторный запуск. Т.е запуск ранее необходимого времени.Все кто занимается поймут о чем речь. А если тебе непонятно то и..А впрочем можешь продолжать. Только напомню про тему а то Вы господа увлеклись малость
Цитата: |
Холодильник смоленск 417 не запускается |
Для чего так тему раздувать? Изначально ястно: менять компрессор.
SergeyNZ писал: |
Изначально ястно: менять компрессор. |
А может сразу холодильник.. Хотя насчет раздутости темы согласен
SergeyNZ писал: |
Изначально ястно: |
Несколько самоуверенное заявление, имхо. Надо хозяина аппарата подождать с вербальными хотя бы ощущениями по попытке пуска без того, чтобы встать на колени перед холодильником сзади.
Описание вербальных ощущений
А тема сразу была не достойна ничего, кроме нашего с Frost общения по поводу «позисторной Защиты ПО» Таким же образом можно договориться и до того, что главная задача позистора в цепи размагничивания маски кинескопа- защитить саму петлю размагничивания от «повторного пуска «»не ко времени»» по Алексею».
Цитата: |
Ну я предупреждал |
Лёш, отдели, плиз, в отдельную тему, как на рмбт недавно было, про компрессоры. Реально тема «хозяина» пустая, правда, может он опять в командировке и по этому молчит
ДОБАВЛЕНО 24/02/2008 12:11
ДОБАВЛЕНО 24/02/2008 21:33
Ремонт или замена пускового реле холодильника
Пускозащитные реле служат для пуска электродвигателя компрессора холодильника. Они защищают электродвигатель перегрузки. Так как в устройстве есть подвижные детали и контактные группы, реле могут ломаться. Отремонтировать пусковое реле может любой электрик, в том числе и заменить его.
Причины выхода из строя реле холодильника
Как и у всех механизмов, имеющих подвижные части, нагревательные элементы и контактные группы, в процессе эксплуатации могут возникать отказы:
Чтобы определить, что вышло из строя пусковое реле, рекомендуют отключить от компрессора клеммы реле и подключить компрессор напрямую, кратковременно дать импульс пусковой обмотке. Если компрессор включился, причину нужно искать в реле.
Это легко можно сделать при наличии символов возле выходов:
Виды пускозащитных реле
Несмотря на разнообразие исполнения пускозащитных реле, в холодильниках используются два вида реле:
С индукционным пуском. Включение пусковой обмотки однофазного электродвигателя осуществляется реле на основе соленоида.
С позисторным включением. Включение пусковой обмотки однофазного электродвигателя осуществляется через позистор (резистор с полупроводниковыми свойствами).
Внешний вид различных моделей
Принцип работы пускозащитных реле с индукционным пуском
Работа тепловой защиты. Тепловое реле состоит из нормально замкнутой контактной группы, биметаллической пластины и нагревателя. Биметаллическая пластина сварена из двух металлов имеющих разный температурный коэффициент расширения. Биметаллическая пластина может иметь прямой нагрев (ток едет по ней) и косвенный нагрев через спиральный нагреватель. При нагреве пластина изгибается и размыкает контакты. Компрессор отключается. Когда биметаллическая пластина остывает, контакты замыкаются, питание вновь подается на компрессор.
Пусковое реле предназначено для кратковременного подключения пусковой обмотки электродвигателя компрессора во время его включения. Как оно работает?
Пускозащитное реле выглядит внешне, как небольшая коробочка, которая крепится к корпусу компрессора, а у старых холодильников на раме при помощи винтов, защелок, пружинных скоб и заклепок.
Принцип работы пускозащитных реле с позисторным включением
Пускозащитные реле с позисторами применяются почти во всех современных холодильниках. Тепловая защита у них работает точно так же как и у реле с индукционным пуском (через биметаллический контакт).
Что такое позистор, это разновидность теплового резистора с полупроводниковыми свойствами. Холодный позистор имеет незначительное сопротивление, а при нагреве сопротивление резко увеличивается и перестает пропускать ток.
Позистор повторяет работу подвижных контактов с соленоидом в пускозащитных реле с индукционным пуском, только в случае с позистором в работе этой функции отсутствуют подвижные части и ломаться нечему.
При комнатной температуре сопротивление резистора незначительное, поэтому ток к пусковой обмотке поступает, как по обыкновенному проводнику. Так как у позистора есть незначительное сопротивление он постепенно нагревается и при определенной температуре происходит размыкание цепи пусковой обмотки. При прекращении подачи тока он остывает (отключение терморегулятором) и восстанавливает свои свойства для повторного включения электродвигателя компрессора.
Пускозащитное реле с позистором устанавливаются непосредственно на разъем компрессора (на три контакта).
Электрическая схема
В руководстве пользователя холодильника указано, какие марки пусковых реле могут использоваться для конкретной модели. Это предоставляет выбор пусковых реле для замены при отсутствии оригинала.
Схема индукционного подключения
Схема позисторного механизма включения
Нужно не забывать, что в цепь питания электродвигателя компрессора ещё участвуют контакты терморегулятора, что нужно обязательно учитывать при тестировании неисправностей пускового реле.
Как заменить реле в холодильнике на примере Атланта (Минска)
Чтобы снять пусковое реле следует:
Новое или отремонтированное реле устанавливают в обратном порядке.
Если вы не уверены в своих знаниях электротехники, лучше не рисковать и все-таки вызвать мастера. Стоимость ремонта в сервис-центре, как правило, все-таки ниже, чем цена всего холодильника.
- Чем заменить подъемы в танце на свадьбе
- Чем заменить позистор в телевизоре