Чем заменить реле ртк х
Информация о холодильниках от
здравствуйте уважаемые форумчане.на Вашем сайте впервые, прошу не пинать. просто интересный сайт, познавательный и нужный форум, за что всем вам спасибо конечно же.
Есть вопрос по реле. гуглил, но ничего не нашел похожего. купил реле, РТК-х(м). Но очень странное на вид. Непонятка в происхождении реле.По качеству практически сссР. Но как-то дата ( если это дата) выставлена не так. Помогите разобраться.мне, как технарю, очень интересно.
Еще одно фото..Хорошо видны числа..Надпись сделано в ссср. Напишите кто-что знает.спасибо.
Низ корпуса по ходу бокелитовый, штамп ОТк ( не факт ), заклепан латунью.
Имхо, но все что мне попались белого цвета, были Китаем, причем с надписью сделано в РОССИИ.
Вот еще одна фотка реле, там по ходу год (92) выставлен посередине между месяцем числом ( если я правильно понял )
Согласен с Вами..Помню, что на старых ртк-х сбоку была бумажка..но не суть..Все же интересно узнать про значение цифр. Что касается замены цифр на прессформе, это делается сравнительно легко, там отдельная вставочка меняется, это видно по едва заметным швам. трудно делать подобное при отливках из металла..
Низ корпуса по ходу бокелитовый, штамп ОТк ( не факт ), заклепан латунью.
Пусковое реле холодильника: принцип работы, выявление поломки и самостоятельная замена
Самым необходимым прибором, как в квартире, так и в частном доме, является холодильник. И с этим утверждением сложно не согласиться, не так ли? Сложно найти жилище, где него нет. Как и любые приборы, холодильники могут ломаться. Но бывают ситуации, когда поломку можно диагностировать самостоятельно.
Практически все бытовое холодильное оборудование снабжено однофазным двигателем. Для его старта приходится использовать пусковое устройство. Если эта простая, но важная деталь выходит из строя, то компрессор перестанет запускаться. Но, зная принципы работы прибора, можно определить проблему и ее исправить.
В этой статье речь пойдет о том, как работает пусковое реле для холодильника и о признаках его неисправности. Мы расскажем, как установить неполадки в работе холодильного оборудования. Представленные нами видеоролики помогут понять принцип работы пускового устройства, а также в случае необходимости выявить его неисправность.
Принцип работы пускового реле холодильника
Механизм управляющего типа, контролирующий работу охлаждающей техники, небольшого размера, располагается в непосредственной близости от компрессора. Реле бывают двух видов:
Последняя разновидность бывает двух типов:
Пусковые реле бывают нескольких видов, но основных функций две:
По принципу работы различают устройства:
Позистор, вид теплового резистора, вместе с конденсатором, находящимся между шинами рабочей и стартовой обмотки, являются основными деталями таблетки. Последняя часть конструкции обеспечивает смещение фазы, включающей мотор компрессора холодильника.
Электрический ток в максимальном значении протекает через обмотку, нагревая позистор и увеличивая его сопротивление. Электричество поддерживает разновидность теплового резистора в нагретом состоянии, пока компрессор работает.
К таблеткам относятся:
Главная рабочая деталь индукционного реле – соленоид, катушка которого соединена с рабочей обмоткой двигателя компрессора. Электрический ток в максимальном значении проходит по катушке, создавая сильное магнитное поле. Сила притяжения последнего притягивает токопроводящий контакт, замыкающий цепь.
Набор нужных оборотов ротором становится сигналом к снижению силы тока, уменьшающей воздействие магнитного поля. Это позволяет сердечнику восстановить изначальное положение, разомкнув контакты. Обязательное условие работы индукционного реле – строго горизонтальное расположение детали внутри холодильника.
Реализация защиты токового типа
Асинхронный мотор представляет собой сложный электрический прибор, который подвержен поломкам. Если произойдет короткое замыкание, то сработает автоматический выключатель, установленный в распределительном щите.
При отказе вентилятора, который охлаждает обмотку и механические подвижные элементы, среагирует встроенная тепловая защита компрессора.
Внутренняя тепловая защита электродвигателя основана на позисторах. Она реагирует на общее изменение температуры внутри устройства, которое может иметь как внутренние, так и внешние причины
Однако может возникнуть ситуация, когда мотор длительное время (более 1 секунды) начинает потреблять ток больше номинального в 2-5 раз. Чаще всего это происходит при незапланированной нагрузке на валу, возникающей из-за заклинивания двигателя.
Сила тока возрастает, однако не достигает значений короткого замыкания, поэтому подобранный по нагрузке автомат не сработает. Причин отключения у тепловой защиты тоже нет, так как температура за такой короткий промежуток времени не изменится.
Единственный способ оперативно среагировать на возникшую ситуацию и избежать оплавления рабочей обмотки – срабатывание токовой защиты, которая может быть установлена в разных местах:
Устройство, сочетающее функции включения пусковой обмотки и токовой защиты двигателя называют пускозащитным реле. Большинство компрессоров холодильников комплектуют именно таким механизмом.
Действие токовой защиты основано на трех принципах:
Поэтому используют биметаллическую пластину, которая сварена из металлических листов с отличающимися коэффициентами расширения. Такая пластина изгибается при нагреве. Один ее конец фиксируют, а второй, отклоняясь, размыкает контакт.
Для нагрева биметаллического размыкателя обычно располагают рядом спираль, через которую проходит электричество. Хотя иногда реализуют “прямой” вариант в виде токопроводящей пластины
Пластина рассчитана на температурное реагирование при прохождении тока определенной силы. Поэтому при замене пускозащитного реле необходимо проверить его совместимость с установленной моделью компрессора.
Как проверить работоспособность пускового реле?
Заподозрить неисправность важной части холодильного оборудования можно при появлении следующих нестандартных реакций:
Перед началом проверки пускового реле следует убедиться, что проблема именно в нем. Для этого отсоединяют от него контакты и подключают компрессор напрямую. Стабильная работа этой части холодильника подтверждает подозрения. Если при подаче электричества компрессор не включился, тогда проблема в нем.
Проверяют работоспособность реле по следующей схеме:
Схема термореле
Терморегулятор в холодильной установке играет роль устройства, поддерживающего работу в заданном температурном режиме путем периодического включения и отключения компрессора. На современном этапе применяется 2 вида термореле:
Схема механического терморегулятора
Данное устройство манометрического вида. Сильфон и его трубка (запаянная гофрированная металлическая емкость) заполнены фреоном либо хлорметилом, находящимся в виде пара. Давление рабочей среды прямо пропорционально изменяется при изменении температуры. В конце трубки фреон находится в жидком состоянии и прижимается к испарителю.
При увеличении температурного показателя, возрастает давление сильфона на пружину, срабатывает рычаг, контакт замыкается. При уменьшении температуры все происходит наоборот. Режим размыкания контакта зависит от усилия пружины, которое регулируется ручкой управления.
Механические термореле в своей работе опираются на температуру в испарителе, а электронные собратья – на температуру воздуха в камере. Положительным моментом электронных моделей является возможность индикации температуры (то есть человек может визуально оценить работу термостата) и меньшая погрешность.
Схема электронного термостата
Регулятором температуры в данной схеме служит термодатчик LM335. Устройство является стабилитроном, чувствительным к изменениям температуры. Климат в камере холодильника регулируется переменным сопротивлением R4. При повышении температуры воздуха на выходе компаратора TLC271 появляется сигнал, открывающий транзистор KT3102, который запускает холодильник. Соответственно при понижении температуры, на выходе компаратора появляется ноль, компрессор выключается.
Выявление неисправностей и их устранение
Существуют два способа определения того, что поломалось именно реле:
Механизмы, имеющие подвижные детали, контактные группы, нагревательные элементы, характеризуются стандартным набором поломок:
Заклинивание контактной группы
Характерные сигналы неисправности подобного типа:
Через несколько секунд после подачи электричества срабатывает тепловая защита, пусковое реле отключает подачу тока. Исправление поломки осуществляется восстановлением подвижности штока. Причинами поломки также становится износ детали, механическое повреждение механизма в целом или его частей.
Подгорание, окисление контактов
Такой вид неисправности обнаруживается путем отсоединения контактов реле, подключения электродвигателя напрямую. Стабильная работа последнего свидетельствует о его исправности.
Проверить состояние пускового реле можно тестером – между контактами показатель равен нулю, показывает отсутствие поломок. Превышение значения свидетельствует о потребности заменить устройство. Предварительно можно попробовать зачистить контакты наждачной бумагой, выровнять пятачки.
Перегорание нагревательного элемента
Если компрессор не включается, то причиной может быть разорванная цепь. Попытки самостоятельного исправления поломки приведут к неудаче, требуется полная замена пускового механизма.
Выход из строя биометрической пластины, утрата ею главных свойств
Неисправность сопровождается размыканием контактной группы при достижении спиралью определенной температуры. Кратковременное включение, отключение компрессора свидетельствуют о поломке биометрической пластины. Исправить можно исключительно заменой реле.
Прозвон контактов
Неисправности пускового механизма выявляются мультиметром путем прозванивания трех участков:
Проверка включенного, выключенного позистора
Проверять деталь следует в горячем и холодном состоянии. 2-3 минуты достаточно для полного остывания позистора. В таком состоянии его надо прощупать мильтиметром. Отсутствие показателей или высокое значение свидетельствуют о неисправности элемента. В горячем состоянии позистор показывает определенные данные, которые зависят от разновидности детали.
Причины поломок
Реле — это не очень сложное устройство, поэтому если оно сломалось, провоцирующих факторов может быть немного. Самые распространённые причины поломок:
Замена реле своими руками
Символьные идентификаторы проходных контактов помогут правильно подсоединить новое пусковое устройство. Если таковых нет, то при откручивании проводов рекомендуется обязательно их маркировать, в противном случае легко перепутать местами контакты, что приведет к поломке исправного механизма.
Холодильники Норд, Стинол, Аристон, Индезит имеют похожие конструкции, поэтому замена проводится по одной схеме:
Замена пускового реле холодильников Атлант, Минск проводится по другой схеме, поскольку они имеют схожие конструкции:
Современные разновидности охладительной техники имеют схожие конструкции, но отличия все же имеются, что надо учитывать до начала самостоятельного ремонта. Специалисты рекомендуют ознакомиться с инструкцией производителя до того, как вскрывать оборудование в попытках исправить проблему.
Замена пускового реле холодильника Liebherr:
Запуск асинхронного двигателя однофазной сетью 230 вольт
Напряжение 380 вольт – три фазы по 230 вольт каждая, оба случая рассматривают действующее значение. Вызывающее на пассивном сопротивлении аналогичный тепловой эффект. Переменное напряжение непрерывно меняется, цифру усредняют по времени. Результат называют действующим (эффективным) значением величины.
Чтобы двигатель асинхронного типа работал правильно, поле статора должно вращаться. Легко обеспечить (доказано Николой Тесла): на три обмотки подать соответствующие фазы. Происходит векторное сложение полей. Результирующий вектор плавно вращается, увлекая ротор. КПД трехфазных двигателей сети 380 В максимальный из прочих разновидностей, типов включений. В промышленности применяется непривычный жилому дому вольтаж. Может жилец получить 380 В? Гипотетически – да. Профессиональный электрик найдет три фазы, сдвинутые друг относительно друга на нужный угол (120 градусов).
Многоэтажки питаются сетью 380 вольт. Квартира получает 1 фазу. Редкие исключения ограничиваются современными многоэтажками. Некоторые образчики бытовой техники (кухонные плиты) питаются двумя фазами. Мера обеспечивает снижение требований к электрической проводке квартиры.
Фаза одна. Вращение поля невозможно принципиально. Движение получают, складывая минимум два вектора. Приходится использовать услуги конденсатора, сдвигающего напряжение на 90 градусов. Фактически при схеме звезды или треугольника одна обмотка выполняет роль пусковой, заставляет поле вращаться. В дальнейшем величина меняется линейно, поскольку двигатель набрал обороты, инерции хватит сохранить вращательное движение. Переменное поле будет ритмично толкать ротор в нужном направлении. Плавность уступает результирующей сложения трех векторов, функционированию домашней бытовой техники хватает.
Почему квартиры лишены трехфазного напряжения. Работа с ним требует глубоких знаний, отличных практических навыков. 230 вольт любой домохозяйке поможет подвести розетку. Одна фаза и земля (нейтраль). Думать не надо. Формулировка утрирована, но близка смыслу реального положения дел. Теряем КПД, получаем взамен простоту.
Что делает пусковая обмотка. Двигатель не войдет в рабочий режим, создает второй вектор, который в первом приближении позволяет считать поле внутри двигателя вращающимся. Неровного круга сдвинуть, раскрутить ротор хватает. Обороты набраны, пусковая катушка должна быть отключена, толку минимум, энергия тратится немалая, снижая КПД устройства.
Как снять пусковое реле
Важная деталь холодильника ломается не часто, но для ее замены или ремонта нужны определенные знания, набор инструментов, защитные средства. Конструкция пускового реле простая, поэтому пару сборок, разборок механизма позволят приобрести достаточный навык, понимание происходящего, опыт.
Чтобы снять пусковое реле, надо следовать схеме:
Как подключить пусковое реле
Самостоятельная установка нового механизма должна сочетаться с определенным уровнем знаний, в противном случае следует вызвать мастера. Если холодильник поступил без пускового реле, не было визуального осмотра его правильного местоположения, то рекомендуется ознакомиться с инструкцией производителя.
Схема подключения пускового реле стандартная:
Профессионалы рекомендуют использовать защитные перчатки для предупреждения повреждений рук. Самостоятельное подключение современных разновидностей пускового реле может вызвать ряд затруднений, которые исправить своими силами не всегда возможно.
Пусковое реле – важная деталь холодильника, запускающая электродвигатель, защищающая оборудование от поломок. Выход из строя элемента приводит к появлению нехарактерного шума, не включению техники. Выявить неисправность, провести ремонт, замену можно самостоятельно, но при отсутствии определенных знаний лучше обратиться к специалистам.
Разновидности
Реле может быть пусковым или пускозащитным. Первое защищает только от превышения количества рабочих оборотов, а второе способно предотвратить проблемы, которые могут возникнуть и от чрезмерного повышения температуры.
Пускозащитное реле считается более приемлемым вариантом, поэтому его внедряют в конструкцию холодильника Бирюса (Индезит, Атлант, Стинол) гораздо чаще, чем пусковое. Многие заменяют первый вариант на второй сразу после приобретения нового агрегата.
Осуществить эту процедуру реально при наличии соответствующего опыта и специальных знаний, в частности, необходимо понимать электронику. В крайнем случае можно обратиться к профессионалу.
Как проверить реле холодильника мультиметром самостоятельно
Почти во всех домашних холодильниках установлены однофазные электродвигатели, для старта которых используется пусковое устройство. Когда оно выходит из строя, компрессор не запускается. При условии наличия инструментов и зная, как проверить реле холодильника, можно попытаться устранить неисправность.
Рейтинг надежных холодильников
Место | Модель | ||
1. | Indesit ITF 118 W | Цены | Обзор |
2. | ATLANT ХМ 4423-080 N | Цены | Обзор |
3. | Bosch KGV36XW2AR | Цены | Обзор |
4. | Samsung RT-43 K6000EF | Цены | Обзор |
5. | ATLANT ХМ 4026-000 | Цены | Обзор |
6. | Samsung RT-35 K5440S8 | Цены | Обзор |
Всё о пусковом реле в холодильнике
Статья написана для специалистов с соответствующей компетенцией. Диагностика и ремонт холодильника должны выполняться профессионалами. Самостоятельный ремонт может быть опасен для здоровья и губителен для техники.
Схема подключения пускового реле холодильника
Индукционное замыкание
Для того чтобы запустить мотор в данной схеме используют катушку, последовательно подключенную в цепь с рабочей обмоткой. Когда ротор находится в неподвижном состоянии, подается напряжение, которое провоцирует повышение тока на катушке. Образуется магнитное поле, оно притягивает подвижный сердечник, он в свою очередь замыкает пусковой контакт. После того как ротор наберет обороты, происходит понижение тока в сети, уменьшение магнитного поля. Пусковой контакт размыкается компенсирующей пружиной либо силой тяжести.
Позисторное включение
Как проверить пусковое реле холодильника
Проверку пускового реле холодильника проводят, если:
Тестером проверяют, есть ли между клеммами контакт. Если нет, то концы зачищают наждачной бумагой. Пластину поднимают, чтобы осмотреть направляющий шток. При наличии ржавчины обрабатывают специальным раствором.
При отсутствии перечисленных выше проблем, проверяют поступление напряжения. Следует прозвонить устройство, воспользовавшись мультиметром либо омметром.
Принцип работы реле холодильника
Схема термореле холодильника
В электрической схеме термореле есть 2 входа от источника питания: один – ноль, второй – фаза. Последний вход расходится тоже на два: напрямую на рабочую обмотку и через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.
При отсутствии для реле посадочного места, подключая его к компрессору, нужно четко знать, как соединять контакты. В этом поможет приложенная документация, но можно разобрать компрессор, чтобы понять расположение проходных контактов.
Возле выходов имеются символьные значения:
Реле на моделях холодильников различаются методом крепления на компрессоре или на раме прибора. У этих устройств собственные токовые характеристики. Если предстоит менять реле, это необходимо учитывать.
Следует подбирать устройство с полным совпадением характеристик, желательно такой же модели.
Как проверить реле холодильника на работоспособность мультиметром
В индукционном устройстве достают соленоид, проверяют контакты. Если они окислены, то зачищают при помощи наждачной бумаги. Сломанный сердечник меняют, спиртом протирают поверхности, которые соприкасаются.
Индукционное реле ставят строго в направлении, которое указано стрелкой.
После всех этих действий реле подсоединяют к компрессору и включают холодильник. Мотор должен заработать. Если этого не произошло, надо проверять компрессор.
Топ-6 самых надежных моделей холодильников
Indesit ITF 118 W
низкий уровень энергопотребления;
удобное расположение полок.
ATLANT ХМ 4423-080 N
хорошая мощность заморозки;
отличное качество сборки;
можно перевешивать дверцу.
Bosch KGV36XW2AR
низкий уровень потребления электроэнергии;
Samsung RT-43 K6000EF
низкий уровень энергопотребления;
бесшумный в работе;
ATLANT ХМ 4026-000
высокая мощность замораживания;
потребляет не много электроэнергии;
можно перевесить дверцу;
Samsung RT-35 K5440S8
имеется сухая зона свежести;
Как проверить РТП-1 и РТК-Х
Как проверить ДХР и LS-08B
Проверка термореле
Если холодильник не хочет включаться, долго не выключается, либо работает без перерыва, причину надо искать в терморегуляторе. Его демонтируют, на контакты насаживают перемычку. Если включение произошло, то проверяют термостат. Деталь опускают в холодную воду, измеряют выходное сопротивление или прозванивают выходы. Если есть сопротивление, либо сигнал отсутствует, термореле меняют.
Пусковое реле имеет несложную конструкцию, поэтому найти и устранить неисправности не трудно. Только нужно делать все аккуратно и точно, потому что от того как будет все сделано зависит работоспособность холодильника. Однако раскрошившийся в процессе работы корпус, особенно там, где крепятся клеммы, или негодный позистор отремонтировать невозможно.
Электрическое оборудование отечественных холодильников
Оглавление.
К приборам автоматики бытовых холодильников относятся:
1. Электродвигатели
Электродвигатели предназначены для работы в среде хладагента — хладона (фреона)-12 или хладона (фреона)-22 — и рефрижераторного масла. В бытовых холодильниках применяются следующие электродвигатели: ЭД, ЭД-21, ЭД-23, ЭДП-24, ЭДП-125, ДМХ-2-120, ДХМ-5 и др., а также электродвигатели, работающие в среде озонобезопасного хладагента.
Для пуска электродвигателей и защиты их в аварийных режимах предусматривается применение пускозащитной аппаратуры.
Направление вращения ротора однофазного асинхронного электродвигателя, если смотреть со стороны выводных концов статора, левое. Электродвигатель холодильника в нормальных условиях работает циклично, т.е. через определенные промежутки времени включается и выключается. Отношение части цикла, в продолжение которой электродвигатель работает, к общей продолжительности цикла называют коэффициентом рабочего времени. Чем он больше (при постоянной температуре в помещении), тем ниже температура в холодильной камере и тем больше будет среднечасовой расход электроэнергии. Определенную цикличность в работе холодильника (коэффициент рабочего времени) обеспечивает датчик-реле температуры — прибор, с помощьюкоторого регулируется температура в шкафу холодильника.
Работает электродвигатель следующим образом. На статоре расположены две обмотки — рабочая и пусковая. Переменный ток, протекая по рабочей обмотке, создает переменное магнитное поле, наводящее токи в короткозамкнутом роторе двигателя. Электромагнитная сила, возникающая в результате взаимодействия магнитного поля с токами ротора, взаимно уравновешивается, благодаря чему ротор не двигается. Для образования вращающего магнитного поля применяют дополнительную пусковую обмотку. При включении обеих обмоток образуется вращающееся магнитное поле, которое увлекает за собой ротор. Когда частота вращения ротора достигает 75-80% скорости вращающегося магнитного поля в рабочей обмотке, пусковая обмотка отключается. Для отключения обмотки используется пусковое реле.
Статор электродвигателя состоит из пакета, собранного из отдельных стальных пластин, а также рабочей и пусковой обмоток, расположенных секциями в пазах пакета. Ротор электродвигателя состоит из сердечника, собранного из отдельных стальных пластин, пазы которого залиты алюминиевым сплавом, образующим с обеих сторон проводники, накоротко замкнутые кольцами.
2. Проходные герметичные контакты
Электродвигатель мотор-компрессора холодильного агрегата питается через проходные герметичные контакты, установленные в крышке кожуха мотор-компрессора.
Контакты представляют собой три токопроводящих стержня 2 (рис. 1), залитых специальным стеклом 3 в общий стальной корпус 1, приваренный к крышке кожуха. Стекло хорошо сцепляется с металлом и обеспечивает герметичность кожуха. Кроме того, стекло — хороший электроизолятор.
Расположение контактов бывает различным. Выходные концы обмоток электродвигателя присоединены к контактам внутри кожуха мотор-компрессора. Проходные контакты при изготовлении испытывают на электрическую прочность напряжением 1000 В, а также на прочность и плотность в воде давлением воздуха 1470 МПа в броневанне. Там же проверяют прочность кожуха мотор-компрессора после приварки крышек.
Рис. 1. Проходные контакты:
1 — корпус; | 2 —токопроводящие стержни; | 3 — стекло |
С внешней стороны кожуха на проходные контакты для соединения с электропроводкой агрегата надевают специальные съемные зажимы или колодки.
3. Осветительная аппаратура
Осветительная аппаратура холодильника состоит из электрического патрона с лампой накаливания и выключателя.
Проводка с аппаратурой включена в электрическую цепь холодильника параллельно проводке, питающей электродвигатель компрессора (или нагреватель генератора в абсорбционном холодильнике), и действует независимо от работы электродвигателя или генератора.
В бытовых холодильниках применяются электропатроны специальной конструкции, которые при возможном увлажнении предотвращают замыкание цепи.
Электролампы применяют мощностью 15-25 Вт (в зависимости от объема камеры) с латунным или алюминиевым цоколем типа Р-14 или Р-27. Во многих холодильниках электролампа закрыта плафоном или ограждена защитным устройством, предохраняющим ее от повреждений.
Лампа включается автоматически при открывании двери холодильника и выключается при закрывании.
Выключатель электролампы обычно расположен в простенке между корпусом шкафа и камерой и закреплен на облицовочной накладке. Кнопка выключателя выступает наружу и при закрытой двери шкафа упирается во внутреннюю панель. Контакты выключателя нормально замкнуты.
4. Вентиляторы
Во многих зарубежных холодильниках большого объема, двухкамерных холодильниках, морозильниках установлены вентиляторы, предназначенные для принудительного охлаждения конденсатора. Вентилятор работает одновременно с мотор-компрессором, автоматически включаясь и выключаясь при помощи терморегулятора. Мощность вентилятора 10-15 Вт.
Во многих холодильниках (особенно в морозильниках и двухкамерных холодильниках) также применяют вентиляторы для принудительной циркуляции воздуха в камерах. В одних случаях вентилятор устанавливают в двухкамерных холодильниках возле испарителя в низкотемпературной камере и он через воздушные каналы, соединяющие обе камеры, подает холодный воздух в холодильную камеру. В других случаях вентиляторы (один или два) устанавливают в воздушных каналах. Вентиляторы автоматически выключаются и включаются при открывании и закрывании двери камеры (независимо от работы мотор-компрессора) при помощи кнопочных выключателей, действующих аналогично выключателям освещения камеры. В противоположность дверному выключателю выключатель вентилятора имеет контакты, разомкнутые в свободном состоянии, поэтому при открывании двери вентилятор выключается, а при закрывании включается.
Вентилятор герметичен, бесшумен и надежен в работе.
5. Приборы автоматики
Манометрические датчики-реле температуры (терморегуляторы). Предназначены для поддержания заданной температуры в холодильной или низкотемпературной камере бытового холодильника. Применяются датчики-реле различных типов и модификаций: АРТ-2, АРТ-24, Т-110, Т-11, Т-130, Т-132, Т-144, Т-145 и др.
Унифицированный ряд приборов типа АРТ дан в таблице 1.
Таблица 1. Температурные параметры прибора типа АРТ, ° С
Датчики-реле температуры АРТ-2 имеют большое распространение. Их выпускают пяти модификаций. Они предназначены для компрессионных бытовых холодильников.
Приборы АРТ-2А предназначены для абсорбционных бытовых холодильников. Их выпускают двух модификаций. Масса прибора 0,25 кг. Длина соединительного капилляра в, приборе АРТ-2 равна 0,6 м, в приборе АРТ-2А — 1 м. Длина капилляра, контактируемого с испарителем, должна быть не менее 60 мм от места холодного спая.
Рис. 2. Схема работы датчика-реле температуры АРТ-2:
1 — шток | 2 — перекидная пружина | 3 — контакт |
4 — пружина | 5 — дно сильфона | 6 — капиллярная трубка |
7 — сипьфон | 8 — рычаг | 9 — контакт |
10 — пружина | 11 — винт | 12 — тяга |
13 — рычаг | 14 — винт |
При повышении температуры в капиллярной трубке 6 (рис. 2), прижатой к стенке испарителя, давление хладона-12, находящегося в трубке сильфона, увеличивается и сильфон 7 растягивается. Дно 5 сильфона 7 сжимает пружину 4, а выступ на дне поворачивает рычаг 8 вместе с тягой 12. Тяга 12, нажимая на винт 14, будет поворачивать рычаг 13 вокруг оси 02 против часовой стрелки. Сила Р, возникающая под действием перекидной пружины 2, имеет одну из составляющих Р’, которая в положении А направлена вверх. При переходе точки О`З, в положение 03 эта составляющая будет равна 0, а при дальнейшем движении рычага 13 составляющая Р’ изменит направление на обратное и контакты 3 резко опустятся и замкнут электрическую цепь (положение Б).
При понижении температуры в капиллярной трубке взаимодействие частей прибора происходит в обратном порядке под действием сильфона 7 и пружины 10. Температура включения и отключения регулируется натяжением пружины с помощью штока 1, винта 11 и гайки.
Аналогично датчику-реле АРТ-2 имеются приборы типа Т-110 четырех модификаций на номинальное напряжение 220 В и номинальный ток 6 А. Унифицированный ряд бесшкальных приборов состоит из трех типов и восьми модификаций (табл. 2).
Таблица 2. Температурный режим бесшкальных приборов, °С
К первому типу, имеющему пять модификаций, относятся датчики-реле температуры Т-110, предназначенные для бытовых холодильников обычного исполнения.
Датчики-реле температуры Т-130 второго типа устанавливают в двухкамерных бытовых холодильниках. Отличительной особенностью этого прибора является замыкание контактов на обеих установках при температуре 4±1,3 ° С.
Температура размыкания контактов зависит от зоны нечувствительности, определяемой потребителем (прибор с регулируемой зоной нечувствительности).
С помощью прибора Т-130 можно в каждом цикле работы компрессора (без дополнительных приборов управления оттаиванием) автоматически оттаивать иней с поверхности испарителя, установленного в отделении для хранения охлажденных пищевых продуктов. В настоящее время взамен прибора Т-130 выпускается прибор 132-1 В.
Датчики-реле температуры Т-144 третьего типа используют для управления температурным режимом и сигнализации аварийного режима бытовых низкотемпературных холодильников (морозильников). Существенное отличие этого прибора заключается в наличии дополнительной контактной группы, которая обеспечивает сигнализацию аварийного режима при повышении температуры контролируемой среды выше допустимого значения. В настоящее время вместо прибора Т-144 выпускаются приборы Т-145. В электрической сети приборы подключаются с помощью штепсельных гнезд. Коммутируемая мощность контактного устройства приборов этого ряда 500 ВА. Масса прибора не более 0,1 кг.
Датчик-реле температуры Т-110 (ТРХ)
Наиболее распространенным является датчик-реле температуры Т-110 (ТРХ).
Прибор смонтирован в пластмассовом корпусе 6 (рис. 3) и состоит из следующих основных частей: термочувствительной системы, узла настройки температуры замыкания контактов, механизма переключения контактов и колодки с контактной группой, выводными клеммами и винтом настройки дифференциала. Дифференциалом терморегулятора называют разность между температурой размыкания и замыкания контактов (при определенном натяжении основной пружины). Чем меньше дифференциал прибора, тем в более узких пределах будет поддерживаться заданная температура. В терморегуляторах бытовых холодильников этот узел используют только для заводской регулировки прибора. Во многих конструкциях терморегуляторов он отсутствует. Дифференциал изменяют при помощи винта, который, являясь ограничителем для перемещения силового рычага, приближает или удаляет момент перебрасывания перекидной пружиной рычага с подвижным контактом.
Рис. 3. Датчик-реле температуры Т-110:
1 — термосистема | 2 — пружина | 3— ползун |
4 — гайка | 5 — регулировочные винт | б— корпус |
7 — колодка | 8 — регулировочные винт | 9— перебрасывающая пружина |
10 — контровочная пружина | 11 — рычаг | 12— рычаг |
13 — ось |
Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон. Узел настройки температуры включения контактов состоит из пружины 2, ползуна 3, гайки 4, регулировочного винта 5 и контровочной пружины 10.
Зону нечувствительности настраивают регулировочным винтом 8, установленным в колодке 7. Механизм переключения контактов состоит из рычага 12, оси 13, рычага 11 и перебрасывающейся пружины 9.
Прибор работает следующим образом. Сильфон термочувствительной системы 1 воздействует на двуплечий рычаг, шарнирно закрепленный на оси 13. В режиме термостатирования рычаг, вращаясь под действием усилий термосистемы и пружины 2, через пружину 9 и рычаг 12 замыкает или размыкает контакты.
При повышении температуры контролируемой среды контакты замыкаются, при понижении температуры на величину зоны нечувствительности — размыкаются.
При наиболее холодном режиме ручка прибора повернута по часовой стрелке до упора, при среднем на 125°, а при наиболее теплом на 250° против часовой стрелки. Средний режим и режим «Тепло» устанавливают по рискам на корпусе прибора. При повороте ручки против часовой стрелки до упора на 320° от наиболее холодного режима происходит принудительное размыкание контактов.
Прибор можно устанавливать как в камере холодильника, так и снаружи в местах, исключающих попадание воды внутрь прибора при эксплуатации. Длина контакта капиллярной трубки со стенкой испарителя должна быть не менее 120 мм.
Датчик-реле температуры Т-130 предназначен для поддержания заданной температуры испарителя холодильной камеры двухкамерного холодильника путем замыкания и размыкания электрической цепи холодильного агрегата. Конструкция прибора аналогична датчику-реле температуры Т-110.
Датчик-реле температуры Т-144 предназначен для управления заданной температурой испарителя бытового морозильника и сигнализации при повышении температуры испарителя выше допустимого значения. Существуют две модификации этого прибора: Т-144-2 — бесшкальный; Т-144-2 —бесшкальный с фиксированным режимом.
Прибор имеет две пары электрических контактов: контакты управления для коммутации электрической цепи холодильного агрегата и контакты сигнализации для коммутации электрической цепи средств сигнализации.
Режим наибольшего холода соответствует такому положению кулачка прибора, когда он повернут по часовой стрелке до упора. Режим наименьшего холода соответствует положению кулачка, когда он повернут на 250° против часовой стрелки. При повороте кулачка против часовой стрелки до упора на 320° от режима наибольшего холода происходит принудительное размыкание контактов управления. Прибор модификации Т-144-2 кулачка не имеет.
Датчик-реле температуры Т-144 состоит из следующих основных частей (рис. 4):
термочувствительной системы 1, корпуса 7, кожуха 8, узла настройки температуры замыкания и размыкания контактов, механизма переключения контактов и колодки 9 с двумя группами контактов управления’14 и 10, выводными зажимами и регулировочным винтом 11 настройки дифференциала. Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон.
Рис. 4. Датчик-реле температуры Т-144:
1 — термочувствительная система | 2 — пружина | 3 — ползун |
4 — гайка | 5 — контровочная пружина | 6 — регулировочный винт |
7 — корпус | 8 — кожух | 9 — колодка |
10 — контактные группы сигнализации | 11 — регулировочный винт | 12 — колодка |
13 — перебрасывающаяся пружина | 14 — контактные группы сигнализации | 15 — двуплечий рычаг |
16 — рычаг | 17 — ось |
Узел настройки температуры включения контактов состоит из пружины 2, ползуна 3, гайки 4, регулировочного винта 6 и контровочной пружины 5. Зону нечувствительности настраивают регулировочным винтом 11, установленным в колодке 9. Механизм переключения контактов состоит из рычага 16, оси 17, рычага 15, перебрасывающейся пружины 13.
Прибор работает следующим образом. Термочувствительная система 1 воздействует на двуплечий рычаг 15, шарнирно закрепленный на оси 17. В режиме термостатирования рычаг, вращаясь под действием усилий термочувствительной системы 1 и пружины 2, через пружину 13 и рычаг 16 замыкает и размыкает контакты управления и контакты сигнализации.
При повышении температуры контролируемой среды выше заданной контакты управления и сигнализации замыкаются. При понижении температуры контролируемой среды на величину зоны нечувствительности происходит размыкание контактов управления.
Прибор полуавтоматического управления оттаиванием ТО-11
Предназначен для бытовых компрессионных холодильников. Основные температурные параметры прибора следующие: срабатывание прибора на включение режима оттаивания — контакты 1-3 (рис. 5) размыкаются, 2-3 замыкаются — принудительное (кнопкой) при температуре термочувствительной части рмосистемы не выше минус 3 °С; срабатывание прибора на отключение режима оттаивания — контакты 1-3 замыкаются, 2-3 размыкаются — автоматическоепри температуре термочувствительной части термосистемы от 4 до 8 °С.
Рис. 5. Схема включения прибора ТО-11
Сопротивление изоляции электрических цепей прибора относительно корпуса и между собой должно быть не менее 40 МОм.
Рис. 6. Прибор полуавтоматического управления оттаивания ТО-11:
1 — термочувствительная система | 2— винт | 3 — колодка |
4 — винт настройки | 5 — пружина настройки точки срабатывания | 6 — кнопка |
7 — гайка | 8 — кожух | 9 — двуплечий рычаг |
10 — рычаг | 11 — опрокидывающаяся пружина | 12 — ось |
13 — корпус | 14 — рычаг резкого размыкания контактов |
Прибор работает следующим образом. При нажатии на кнопку 6 (рис. 6) рычаг 10 с помощью пружины 11 приводит в действие рычаг 14 и происходит резкое размыкание контактов 1-3 (см. рис. 5) и замыкание контактов 2-3, которые замыкают электрическую цепь подогрева испарителя. Включение режима оттаивания происходит при температуре конца капиллярной трубки термочувствительного элемента не выше минус 3 °С.
По мере удаления снеговой «шубы» с поверхности испарителя, а следовательно, и повышения температуры до 4-8 °С давление внутри термочувствительной системы 1 (см. рис. 6) возрастает, рычаг 9 поворачивается против часовой стрелки, преодолевая усилие пружины 5 до тех пор, пока не произойдет резкого замыкания контактов 1-3 (см. рис. 5) и размыкания контактов 2-3.
Выпускается прибор управления процессом оттаивания испарителя бытового холодильника. Прибор работает при температуре окружающего воздуха от 10 до 35 °С и относительной влажности 80%. В комплект входят: прибор полуавтоматического управления процессом оттаивания ТО-II (датчик) и клапан оттаивания КО-1 (исполнительный прибор). Датчик ТО-II может применяться также для управления работой электрических нагревателей испарителя.
Техническая характеристика клапана КО-1
Потребляемая мощность, Вт, не более | 15 |
Средний ресурс, количество переключений, не менее | 6000 |
Средний срок службы, число лет | 15 |
Вероятность безотказной работы за 2000 ч | 0,99 |
Масса, кг, не более | 0,08 |
Процесс оттаивания начинается после нажатия на кнопку датчика и заканчивается автоматически после того, как поверхность испарителя в месте крепления термочувствительного элемента датчика достигнет температуры 4 °С (допустимая погрешность +2 °С). Сигнал на начало срабатывания поступает от датчика на клапан оттаивания или на нагревательные элементы.
Рис. 7. Схемы устройства оттаивания испарителя:
а — горячими парами хладагента | КМ — компрессор | КД — конденсатор |
б — электронагревателем | И — испаритель | Н — нагреватель |
Т-110 — терморегулятор | ТО-11 — прибор управления процессом оттаивания | КО-1 — клапан оттаивания |
В первом случае (рис. 7, а) оттаивание осуществляется горячими парами хладагента при включенном компрессоре. Клапан закрывает линию компрессор — конденсатор — испаритель и открывает линию компрессор — испаритель.
Во втором случае (рис. 7, 6) оттаивание происходит путем электрообогрева испарителя при включенном компрессоре.
В электрическую цепь холодильника приборы подключаются с помощью пластинчатых зажимов.
Прибор автоматического управления оттаиванием ТО-41
Прибор предназначен для автоматического управления оттаиванием испарителя бытового электрохолодильника.
Основные температурные параметры прибора следующие:
Рис. 8. Схема включения прибора ТО-41
Сопротивление изоляции электрических цепей прибора относительно корпуса и между собой должно быть не менее 40 МОм. Упругим элементом термочувствительной системы является сильфон.
Рис. 9. Прибор автоматического управления оттаиванием ТО-41
1 — термочувствительная система | 2, 5, 7 — рычаги | 3, 9, 11, 15 — пружины |
4 — ось | 6 — упор | 8, 15 — колодки |
10 — рессора | 12 — шток | 13 — храповое колесо |
14,17 — винты | 18 — кожух |
Прибор работает следующим образом. Шток 12 (рис. 9) при нажатии воздействует на пружину 11, которая поворачивает храповое колесо 13 по часовой стрелке. Рессора 10, состоящая из трех плоских пружин, подходит к упору, и по мере поворота храпового колеса 13 в ней накапливается энергия, а затем, резко перебрасывая рычаг 5, рессора проходит за выступ. В это же время посредством пружины 3 рычаг резко размыкает контакты 3-1 (см. рис. 8) и замыкает контакты 3-2. Начинается оттаивание испарителя. Контакты 3-2 замыкают цепь активного подогрева испарителя.
Переключение осуществляется, если температура конца капилляра, закрепленного на испарителе, не выше минус 3 °С.
По мере удаления снеговой «шубы» с поверхности испарителя его температура повышается до 4-8 °С, давление внутри термочувствительной системы 1 (см. рис. 9) возрастает, рычаг 7 поворачивается против часовой стрелки до тех пор, пока конец рычага, на котором закреплен конец пружины 3, не перейдет силовую нейтраль. Рычаг 5 резко повернется по часовой стрелке до упора, а рычаг 2 повернется против часовой стрелки, разомкнет контакты 3-2 (см. рис. 8) и замкнет контакты 3-1. При этом электрическая цепь подогрева испарителя разомкнется и замкнется электрическая цепь двигателя компрессора. Температуру размыкания контактов 3-2 (конец цикла оттаивания) регулируют натяжением противодействующей пружины 9 (см. рис. 9) посредством винта 17.
При нажатии на шток посредством рычага контакты 4-5 (см. рис. 8) электрической цепи лампы внутреннего освещения холодильной камеры размыкаются. Для возвращения штока в исходное положение имеется пружина.
Устройство для испарения талой воды. Бытовые холодильники с одним испарителем, работающим на низкотемпературное отделение и холодильную камеру, очень распространены. В них на поверхность испарителя, открытую для доступа влаги от хранимых продуктов, интенсивно намораживается иней. Слой инея толщиной более 5 мм препятствует теплообмену, ухудшая температурно-энергетические показатели и условия эксплуатации холодильника.
Отсутствие инееобразования или периодическое оттаивание испарителя и удаление талой воды является одним из показателей комфортности бытового холодильника. Имеется два направления усовершенствования оттаивания испарителей в бытовых холодильниках с одним испарителем. Во-первых, создаются устройства активного нагрева испарителя, включаемые через реле времени полуавтоматически или автоматически. Во-вторых, создание более совершенных конструкций холодильников, в которых испаритель морозильного отделения огражден от попадания влаги, а испаритель холодильной камеры освобождается от выпадающей влаги в течение каждого цикла работы холодильника. Во всех вариантах конструкции холодильников воду, собираемую от испарителя, необходимо удалять (например, методом испарения).
Существует несколько устройств с использованием нагретых частей холодильного агрегата. Так, в холодильнике «Ярна-3» под испарителем размещен поддон с отверстием для стока воды через специальную воронку и трубку в сосуды, каскадно расположенные на конденсаторе. Между двумя циклами оттаивания талая вода удаляется из испарителя. В некоторых моделях холодильников талую воду отводят по трубопроводу в поддон, расположенный под холодильником возле мотор-компрессора. В последних моделях холодильников вода из испарителя поступает по трубопроводу на верхнюю крышку кожуха кулисного компрессора, жестко установленного на раме. На крышке имеется открытый резервуар, где вода испаряется под действием тепла работающего мотор-компрессора. Это наиболее эффективный способ, так как кроме испарения талой воды происходит охлаждение кожуха компрессора и увлажнение воздуха в помещении.
Испарение талой воды на конденсаторе происходит со скоростью 0,2 кг в сутки и на компрессоре — 0,4 кг в сутки. Следовательно, устройство для испарения воды на компрессоре более эффективно.
Пускозащитные реле.
Для запуска электродвигателя и защиты его обмоток от перегрузок в бытовых холодильниках применяют комбинированные пускозащитные реле типа ДХР, РТП, РТК-Х, РПЗ и др. (табл. 3).
Таблица 3. Техническая характеристика пускозащитных реле.
Тип | Модификация | Напряжение, В | Ток, А | Тип двигателя или мотора компрессора | Место установки реле | |
---|---|---|---|---|---|---|
срабатывания | отпускания | |||||
ДХР | ДХР | 127 | 5,7 | 4,3 | ДХМ | На раме |
ДХР-3 | 127 | 4,8 | 3,4 | ДХМ-3 | ||
ДХР-5 | 220 | 3 | 2,1 | ДХМ-5 | ||
РТП | РТП-1 | 127 | 4,7 | 3,7 | ДХМ-3 | На проходных контактах или раме |
РТП-1 | 220 | 2,7 | 2,1 | ДХМ-5 | ||
РТК-Х | РТК-Х | 127 | 4,5 | 3,8 | ДХМ-3 | На проходных контактах |
РТК-Х | 220 | 2,7 | 2,2 | ДХМ-5 | ||
РПЗ | РПЗ-23 | 220 | 2,9 | 2,5 | ФГ-0,100 | На раме |
РПЗ-24 | 220 | 3,5 | 3,1 | ФГ-0,125 | ||
РПЗ-25 | 220 | 4,1 | 3,7 | ФГ-0,150 | ||
LS-08B | LS-08B | 220 | 2,9 | 2,5 | ФГ-0,100 | На раме |
Пускозащитное реле типа ДХР устанавливают на специальной площадке, приваренной к раме мотор-компрессора, и закрепляют скобой. Контакты пускового реле находятся в разомкнутом состоянии под действием упругой пластинки, к которой прикреплен якорь с подвижным контактом. Резкое размыкание контактов защитного реле (чтобы предотвратить их подгорание) обеспечивается небольшим постоянным магнитом, закрепленным на корпусе реле под биметаллической пластинкой. Наличие магнита способствует также увеличению времени выдержки контактов в разомкнутом положении (для лучшего охлаждения обмоток выключенного двигателя).
Винтовые зажимы для присоединения проводов расположены на задней стенке реле и обозначены цифрами. К зажимам 1, 2 и 3 (рис. 10) присоединяют провод от проходных контактов кожуха мотор-компрессора (от обмоток электродвигателя), к зажимам 4 и 5-соединительный шнур с вилкой для включения холодильника в сеть, а также провода от электропатрона и выключателя лампы освещения холодильной камеры. К зажиму 4 присоединяют провод от терморегулятора.
Рис. 10. Схема пускозащитного реле типа ДХР:
1,2,3 — зажимы контактов проводов; | 4, 5 — зажимы контактов соединительного шнура |
Реле РТП-1 в зависимости от модификации устанавливают в нижней части рамы агрегата или непосредственно на проходных контактах на крышке кожуха компрессора и закрепляют специальной скобой. Электропровода надежно соединяют с зажимами реле и терморегулятора при помощи съемных наконечников.
1 — сердечник | 2 — корпус катушки | 3 — катушка |
4 — фетровая прокладка | 5 — перекидная пружина | 6 — корпус |
7 — контакты теплового реле | 8 — регулировочные винты | 9 — биметаллическая пластина |
10 — нагревательная спираль | 11 — неподвижный контакт пускового репе | 12 — пластины неподвижного контакта пускового репе |
Тепловое реле состоит из нагревательной стирали 10 (рис. 11), соединенной с биметаллической пластиной 9, контактов 7, последовательно включенных в цепь электродвигателя. Пусковое реле электромагнитного типа состоит из катушки 3 с сердечником 1, который своей массой, нажимая на пластину 12 неподвижного контакта, удерживает контакты в разомкнутом положении. Неподвижный контакт 11 закреплен на корпусе реле. Обмотка катушки 3 пускового реле включена последовательно в цепь рабочей обмотки электродвигателя. При правильно отрегулированном реле запуск электродвигателя происходит в течение 1-2 с.
Принцип работы пускозащитного реле заключается в следующем. Нагревательная спираль 10, последовательно соединенная с биметаллической пластиной 9 и с размыкающими контактами 7, включена в цепь рабочей обмотки электродвигателя. Реле включено с таким расчетом, чтобы при включении пусковой обмотки через нагревательную спираль проходил суммарный ток обеих обмоток. При рабочем токе контакты реле остаются замкнутыми. При повышении силы тока нагревательная спираль воздействует на биметаллическую пластину, заставляя ее изгибаться, при этом контакты размыкаются и электродвигатель останавливается. При остывании биметаллическая пластина приобретает нормальное положение, контакты реле замыкаются и включается электродвигатель агрегата.
1 — корпус | 2 — корпус катушки | 3 — сердечник |
4 — стержень сердечника | 5 — пружина сердечника | 6 — планка |
7 — подвижные контакты пускового реле | 8 — неподвижные контакты пускового репе | 9 — нагреватель |
10 — биметаллическая пластина | 11 — упор | 12 — контактодержатель |
13 — регулировочные винты | 14 — подвижный контакт защитного репе | 15 — неподвижный контакт защитного репе |
Рис. 13. Электрическая схема реле РТК-Х
ДХМ — электродвигатель; | КК — тепловое реле; |
БМ — биметаллическая пластина; | КД — пусковое реле |
К1, К2 — нагреватели; |
Реле РТК-Х — токовое, комбинированное (пусковое и защитное), смонтировано в корпусе 1 (рис. 12). Пусковое реле электромагнитного (соленоидного) типа с двойным разрывом контактов. В корпусе 2 катушки находится свободно перемещающийся на стержне 4 сердечник 3. На верхнем конце стержня имеется планка 6 с контактами 7, поджимаемая пружиной 5. При включении электродвигателя сердечник поднимается вместе со стержнем, подтягивая планку, которая замыкает неподвижные контакты 8. После того как ротор увеличит частоту вращения, вследствие чего уменьшится магнитное поле в катушке, сердечник 3 падает, увлекая за собой планку 6, и контакты 8 размыкаются. Защитные реле на напряжения 127 и 220 В несколько отличаются друг от друга.
В реле на напряжение 127 В биметаллическая пластина 10 одним концом соединена с проводом катушки пускового реле, а другим концом через упор 11 с контактодержателем 12. На противоположном конце держателя закреплен подвижный контакт 14 с неподвижным контактом 15. Возле биметаллической пластины расположена нихромовая спираль нагревателя 9, включенная последовательно в цепь пусковой обмотки. Одним концом спираль соединена с контактом 8 пускового реле, а другим — с биметаллической пластиной. При повышении силы тока в цепи рабочей обмотки электродвигателя биметаллическая пластина деформируется от тепла, выделяемого проходящим через нее током. При повышении силы тока в цепи пусковой обмотки биметаллическая пластина деформируется под действием тепла от нагревателя 9. При этом контакты 14 и 15 размыкаются. После остывания пластина принимает прежнее положение и контакты вновь замыкаются. Параметры защитного реле регулируются с помощью винтов 13.
В реле на напряжение 220 В имеется дополнительный нагреватель, расположенный возле биметаллической пластины и включенный последовательно с ней в цепь рабочей обмотки (рис. 13). Этот нагреватель (при малом рабочем токе электродвигателя) повышает чувствительность биметаллической пластины.
Реле РТК-Х и РТП-1 взаимозаменяемы, так как имеют аналогичные параметры.
Пускозащитные реле LS-08B и РПЗ однотипны. Реле РПЗ может быть трех модификаций: РПЗ-23, РПЗ-24, РПЗ-25, которые отличаются своими токовыми характеристиками (см. табл. 3) и предназначены для электродвигателей разной мощности, при этом реле РПЗ-23 полностью взаимозаменяемо с реле LS-08В.
Устройство пускового реле аналогично устройству реле РТК-Х. Защитное реле схожее реле РТП, но отличается конструктивным оформлением отдельных элементов. Монтируется реле на раме мотор-компрессора. Провода присоединяют к реле винтовыми клеммами, которые расположены на задней стенке корпуса реле. Реле РПЗ и LS-08В устанавливают в мотор-компрессорах с внутренней подвеской в кожухе и электродвигателями с частотой вращения 3000 мин’1.
Рис. 14 Схема пускозащитных реле РПЗ и LS-08B
Реле LS-08B и РПЗ имеют три вывода: 1 (рис. 14) — к проводу проходного контакта выводного конца пусковой обмотки, 2 — к проводу проходного контакта выводного конца рабочей обмотки и 3 — к проводу с вилкой.
Статья подготовлена по материалам книги издательства СОЛОН-Пресс Серии Ремонт №35 « Ремонт холодильников » Д. А. Лепаев, В. В. Коляда 2005
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2006