Чем заменить слово нельзя для ребенка

Как правильно говорить «нельзя» ребёнку

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенка

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенкаОчень часто, проходя на улице мимо детей и их мам, можно услышать фразы «Туда нельзя» или «Не трогай собаку, она злая — укусит». Это материнский инстинкт. Родителям свойственно заботиться о здоровье и благополучии их чада. Только как правильно объяснить ребёнку причину своих запретов? Нужно найти баланс между «нельзя» и «можно». Разберемся как правильно говорить «нельзя» ребёнку.

Для начала поставьте себя на место ребёнка. Маленькому экспериментатору интересно всё. Любопытству маленького озорника нет предела, а взрослые зачастую в один момент затмевают весь исследовательский интерес. Естественно, таким образом ребёнок лишается огромного опыта, который очень важен в этот жизненный период. Действия ребёнка зависят от его характера и темперамента. Если он был рождён сильной личностью, лидером — будет открыто протестовать и плакать, высказывая своё недовольство. Другой же может вмиг потерять инициативу и постоянно оглядываться на взрослых.

Кто-то может возмутиться: что, ребёнку вообще ничего не запрещать? Ему ведь жить в порой не справедливом обществе, где уже установлены свои правила. Да, жизнь — не сказка. Жизнь — штука очень жестокая, поэтому малышу рано или поздно всё равно придётся столкнуться лицом к лицу с агрессией. Поэтому запрещать не только можно, но и нужно! У ребёнка в голове должны быть прорисованы ясные и понятные границы дозволенного. Только сделать нужно это грамотно, правильно, учитывая и опираясь на опыт других нянь. Только таким образом можно найти вышеупомянутый баланс.

Итак, разберём «нельзя» по пунктам:

Употребляйте слово «нельзя» крайне редко

Психологи разрешают и считают нормой произносить это слово не более 3 раз в день, и то в исключительных ситуациях. «Это невозможно!», — сразу же апеллируют некоторые мамаши и бабушки запуганных детей. Возможно. Проверить можно на собственном опыте. Слово «нельзя» легко заменяется.

Попробуйте всего лишь заменить одно слово на два — «нельзя» на «можно, только…» Так вы идёте на уступки и открыто заявляете о готовности сотрудничать. Ребёнок будет это понимать и ценить. Когда чуть-чуть подрастёт.

Несколько примеров правильного употребления этой фразы:

А. Сын становится напротив качели и начинает её раскачивать всё сильнее и сильнее. Это небезопасно, поэтому папа говорит: «Так качать опасно, потому что качели могут больно ударить. Можно только сбоку» и показывает на примере. Вместо постоянного выкрикивания «нельзя», можно по-доброму и с пониманием относиться к своему чаду. Нужно понимать, что ребёнок ещё не знаком с физикой, да и с устройством мира в целом.

Б. Дочь в туфлях пытается зайти в лужу — мама спокойным тоном произносит: «По лужам мы ходим только в сапогах». Если дом находится рядом, то можно без проблемно переобуться. Но пусть дочурка сама примет решение.

Кроме фразы «можно, только…» существует множество других «нельзя»-заменителей. Например, слово «опасно», которое должно произноситься строгим тоном.

А. Перед тем как перейти дорогу, папа говорит сыну: «Стой, тут опасно. Это дорога. Здесь очень быстро ездят машинки». При этом акцент ставится на слове «стой». Дети очень хорошо реагируют на него. Повышается внимание и улучшается концентрация. Очевидно, это лучше, чем «нельзя» или «не ходи туда…»

Забудьте частицу «не»

Зачастую дети вообще никак не воспринимают эту частицу. Когда мама говорит «Не трогай», ребёнок слышит только «трогай». Это обязаны знать все родители. Именно в таком возрасте хочется всячески ломать систему общеустановленных норм поведения. Нужно только приучить себя находить позитивные фразы-заменители, которые способны ввести в замешательство малыша. Так запреты можно сделать более слышимыми для ребёнка. Тут можно обойтись без примеров, так как сделать это довольно просто, достаточно несколько дней понаблюдать за своей речью.

Запрещайте, объясняя

Попробуйте вместо запретов объяснять ребёнку свою позицию. Подискутируйте о своих эмоциях, расскажите, почему «так» поступать — плохо, а «так» — хорошо, не забудьте предупредить о последствиях. Заставьте ребёнка поддаться впечатлению от рассказанного. Делайте это спокойно. Не думайте, что если ребёнок маленький, то он ничего не поймёт. Наоборот, именно в этом возрасте формируется его сознание.

Главный аспект 3 пункта — объяснять только тогда, когда малыш спокоен. Можно сесть рядом с ним и (или) взять его на колени. Крайне важен зрительный контакт — всегда смотрите ребёнку в глаза, когда что-то пытаетесь до него донести. Даже если он не отвечает взаимностью. Всё же, используя свои качества, постарайтесь привлекать детское внимание.

Разрешайте ему выбирать

Предоставляйте ребёнку возможность самостоятельного выбора. Детям это очень нравится. Проведите эксперимент. Вы увидите, что у ребёнка повысится настроение, он будет улыбаться, задумываться и выбирать. Он будет гордиться своим правом выбора и, соответственно, самостоятельностью.

А. Мама наливает в кружку горячий чай. Сын собирается его испробовать. Родитель предупреждает, что кружка очень горячая. «Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно, ведь кружка горячая». Затем можно сделать небольшую паузу, и предложить налить вместо этого тёплый чай. Да, сынок всё же прикоснётся к кружке, дабы проверить слова мамы, но зато впредь он будет знать, что такое горячее, и вести себя осторожнее.

Б. Дочь пытается перейти через лужу в туфлях. Реакция правильного родителя должна быть такой: «Доча, стой! Как ты помнишь, по лужам мы ходим только в сапогах. Выбирай: идём сейчас домой переобуваться или побросаем в лужу камушки? Смотри как это здорово!»

Определитесь с табу

Попробуйте создать список абсолютных запретов. Пусть он будет небольшой, но зато неукоснительный и справедливый. Там будет то, что детям нельзя ни под каким предлогом и ни при каких обстоятельствах. Согласуйте этот список со всеми членами семьи и объясните, что в нём и к чему.

А. В нашей семье нельзя: становиться на подоконник, дотрагиваться до горячей плиты (или утюга), бить родителей, животных и других людей, выбегать и играть на дороге и т. д.

Сделайте квартиру полностью безопасной

Это позволит исключить из списка некоторые запреты. Розетки можно закрыть специальными заглушками, габаритные и опасные вещи — разместить как можно выше, а острое и горячее (те же ножи, утюг и плойки) — поместить в надёжное место.

Не понаслышке родители знают: запретный плод всегда сладок. Поэтому лучше познакомить ребёнка с опасными вещами и дать доступ к ним как можно раньше. Разумеется, только под контролем взрослых. Если ребёнок будет часто использовать «запретный плод», то вскоре его интерес к данному предмету и вовсе исчезнет. Это же правило, кстати, действует и для других вещей: если хотите, чтобы у малыша к чему-то не пропал (а точнее — увеличился в разы) интерес, ограничивайте «дозу».

Осталось подвести итоги. Как выяснилось, не стоит прямо запрещать ребёнку какое-то действие. Очень многое необходимо спокойно объяснять. Положительной вехой в воспитании является использование слов-заменителей, таких как «край», «опасно», «острый», «горячо», «будет больно» и т. д. Необходимо давать возможность выбора и самостоятельного принятия решения, аккуратно знакомить с опасными предметами. Так дитя научится отвечать за свои поступки и принимать решения. Почувствовав в себе уверенность, отпрыск станет гораздо меньше врать.

Теперь и вам, родителям, нужно воспитать в себе спокойствие, терпение и умение выслушать и рассказать. Без этого всё вышесказанное так и останется вышесказанным.

Источник

«Прекрати», «успокойся», «нельзя» и другие слова, которые не работают

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенка

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенка

Взрослые мгновенно реагируют на запрещающие фразы, а дети от них становятся ещё непослушней. Это связано с незрелостью их нервной системы: малыши просто не понимают, что им делать. Рассмотрим подробнее, какие слова не работают с маленькими детьми, и чем их можно заменить.

Одёргивание по имени

Не стоит для одёргиваний и замечаний использовать только имя ребёнка. Есть такой автоматизм в нашей культуре: крикнуть имя сына или дочери и грозно посмотреть — догадайся сам, чем я недовольна и что от тебя хочу. Это не работает: ребёнок не понимает, на что и как реагировать, ему дают ноль информации. Остаётся ориентироваться на голос, интонацию, жесты и выражение лица родителя.

В этом случае малыш:

Получается, что если нет сообщения, то и реагировать не на что. Есть только обращение по имени, и психика начинает непродуктивную работу, в результате которой ребёнок чувствует вину, страх, злость. В итоге все эти неприятные чувства оказываются связаны с собственным именем.

Если же сразу после обращения родитель даёт позитивное указание, то малыш фиксируется на второй половине высказывания. В ней есть информация, на которую можно продуктивно реагировать — делать или сопротивляться. Например: «Маша, дай мне руку!» Здесь есть сообщение, на которое можно реагировать: давать или не давать руку. Если же Маша регулярно получает обращения с недосказанным посланием, то для неё имя начинает ассоциироваться с душевным дискомфортом.

Поэтому всегда говорим чего хотим:

Маша! → Маша, говори потише

Что не так со словами «прекрати» и «успокойся»

«Прекрати» и «успокойся» — тоже пустые слова, которые не работают. Мы говорим: «Коля, прекрати кидать мяч». Коля думает: «Хорошо, я прекратил кидать мяч вообще, а что дальше делать?» Лучше попытаться сформулировать как именно его кидать: низко-высоко, медленно, в руки другому, тихонько.

Если ребёнок не слушается, то подойти и вложиться в указание — установить зрительный контакт и понизить интонацию. Можно и просто показать, как кидать. Потом передать мяч и предложить повторить, а после этого отойти и позволить ребёнку продолжить.

Прекрати! → Обойди лужу

Конкретизируйте и слово «успокойся» — оно довольно абстрактное: вроде все понимают, что это, но слово описывает результат, а не процесс. Поэтому непонятно, что надо делать, чтобы прийти в равновесие.

Берите это на себя: в одном случае просите «посидеть на диване с книжкой», в другом — «сделать глубокий вдох» и т. п. И после того как ребёнок успокоился, можно обратить его внимание на его состояние: «теперь ты спокойна (спокойно дышишь, ходишь, говоришь)». Это поможет со временем самому малышу отслеживать свои состояния и самому себе помогать.

Оля, успокойся! → Оля, посиди на диване, чтобы успокоиться

Про частицу «не» и слово «нельзя»

Частичка «не» запускает действие, которое мы запрещаем, поэтому важно использовать позитивные глаголы. Для взрослого совершенно очевидно, что слова «Не лезь в лужу» одновременно означают «Обойди лужу». А ребёнок чувствует, что ему что-то запрещают, но не очень хорошо понимает, что конкретно он должен делать. Поэтому чаще всего не останавливается перед лужей.

Лучше обозначать словами последствия нежелательных действий и предупреждать об опасности:

Не лезь в лужу → Обойди лужу, иначе промочишь ноги

Или «Не плюй косточки от черешни на стол» означает, что плевать косточки на стол нельзя, и только это. Если же мы говорим: «Выплёвывай косточки на эту тарелку», мы даём информацию, как нужно поступать с косточками. То есть формируем у ребёнка адекватные формы поведения, помогаем ему адаптироваться к новым условиям окружающей среды.

Какими словами можно переформулировать запреты, чтобы они работали:

Слово «нельзя» лучше заменить на объяснение причины и предложение приемлемой альтернативы. Когда ребёнок льёт воду на ковёр — у него всё хорошо, он исследует действие гравитации на жидкость и феномен впитывания. Нехорошо нам: известно, как долго потом ковёр будет хранить и распространять сырость. Мы взрослые в ответе за всё и потому вправе сказать: «Я запрещаю лить воду на ковёр» или «Мне не нравится, что ковёр мокрый».

Когда есть возможность, предлагаем приемлемый вариант: «Я запрещаю лить воду на ковёр, но ты можешь полить цветок». Или дать поднос и губку, чтобы малыш посмотрел, как вода впитывается. Если же не слушается, даём запрещающий выбор: «Или ты поливаешь цветок или я заберу кувшин».

Во многих случаях требование можно опустить и использовать конструкцию «Ты можешь…». Разумеется, это должно быть твёрдое предложение другого способа, а не вопрос и не приказ. И поскольку это предложение, ребёнок не обязан соглашаться. Зато если он следует такому совету, то необходимость в ограничении пропадает.

Нельзя рисовать на стенах → Ты можешь рисовать на мольберте

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Слова-сигналы «стоп», «опасно», «запрещено»

Когда малыш оказывается в опасной ситуации, мы немедленно вмешиваемся: берём на руки, снимаем с подоконника, переносим в безопасное место.

А сигнальные слова «стоп», «опасно», «запрещено» отрабатываем в более мягких ситуациях, когда неприятность уже произошла. Например, ребёнок бежал, упал, ударился коленкой. Он плачет, идёт кровь, мы его утешаем, показываем на угол, о который он стукнулся, и говорим: «Опасно!» Так слово «опасно» связывается с негативными последствиями и неприятной ситуацией. И когда появится реально опасная ситуация, слово «опасно» будет работать.

Допустим, малыш бежит в сторону проезжей части, но до неё ещё далеко. Можно сказать предварительно отработанные: «Стоп, опасно», и добавить: «На дорогу запрещено». Но если до машин осталось несколько метров, то мы останавливаем ребёнка физически.

Не стоит кричать, когда ситуация ещё не произошла: «Не беги на дорогу, это опасно!» Малыш смеётся и бежит дальше в сторону дороги. Со стороны родителя это выглядит ужасно — он в панике пытается остановить ребёнка. А вот с детской стороны ситуация выглядит иначе: «Я бегу, мама бежит за мной и что-то кричит, это весело».

Важно быть последовательными — если что-то запрещено, то запрещено всегда. Когда ребёнок снова и снова радостно нарушает запрет, то так убеждается в нашей надёжности. Если мы постоянны в своих требованиях, формируется доверие: на родителя можно положиться. А когда то разрешаем, то взрываемся криком — малышу непонятно, что вызывает каждую из разных реакций. Как это узнать? Конечно, проверить ещё сорок раз.

Обеспечьте ребёнка постоянством требований, выражайте их позитивными словами, и вы почувствуете его благодарность. Ведь он сможет увериться в том, что защищён от опасностей вашими требованиями и заботой.

Материал подготовлен по ответам экспертов онлайн-курса «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет» — психолога Елены Снарской и Монтессори-педагога Анны Федосовой

Фото Оксаны Павлищак

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Источник

Чем заменить “Нельзя” для ребёнка

12 февраля 2020 141

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенка

Мне, как детскому, психологу приходится сталкиваться с двумя прямо противоположными действиями родителей по применению слова “НЕЛЬЗЯ” в воспитании ребёнка.

Одни считают, что в целях безопасности и приучения ребёнка к порядку, надо всегда говорить “Нельзя” в ситуациях, когда ребёнок совершает не одобряемые родителями действия. Другие, наоборот, считают, что слово “Нельзя” должно как можно реже звучать в адрес ребёнка.

И то, и другое – крайности. “Нельзя” должно быть в жизни ребёнка для того, чтобы он усваивал правила и запреты, но если его слишком много, то ребёнок перестаёт это воспринимать.

Психологи считают нормой произносить слово “Нельзя” не более 3 раз в день, и то в исключительных ситуациях. И оказывается, что в соответствии с этой теорией ребенок может запомнить и осознать столько «нельзя», сколько имеет лет.

Уже в возрасте полугода ребёнок понимает запреты, но не сами слова, а тон голоса, мимику родителя. И в дальнейшем, когда вы будете говорить ребёнку “Нельзя”, ваше выражение лица и тон голоса должны быть строгими, но не жестокими. А если вы будете запрещать, что-то ребёнку ласковым и просящим голосом, да ещё и улыбаясь при этом: “Ну пожалуйста, не трогай мамин телефон…”, ребёнок вообще не воспринимает это как запрет.

Воспитание девочки и мальчика, в чем различие

Чем же заменить слово “Нельзя”? Словом “Можно”!

Удивлены? Сейчас поясню, что это значит.

Когда ребёнок хватает кошку за шерсть, то вместо “Нельзя мучить кошку”, нужно сказать: “Кошку можно гладить”. Вместо “Нельзя играть с мячом в квартире” – “Мячом можно играть во дворе”. Вместо “Нельзя кричать, бегать в магазине” – “По магазину мы ходим спокойно и разговариваем тихо”

В случае хамства со стороны подростка, вместо “Не смей на меня орать” – “Я хочу, чтобы ты разговаривал со мною уважительно!”

Слово «нельзя» первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим его или чьей-то безопасности, а также агрессии относительно другого человека. Нельзя – совать палец в розетку, стучать по стеклянным поверхностям, кусать или щипать людей.

Но, если вы всё-же сказали “Нельзя”, то обязательно объясните почему. И ответ “Потому, что” не подходит. Ведь запреты должны не просто останавливать ребёнка, но и помогать ему учиться ориентироваться в жизни.

Если у вашего ребёнка кризис “3-х лет”, психологи и педагоги рекомендуют разрешать всё, что можно разрешить, кроме того, что разрешать НИКОГДА нельзя. Не переживайте, что ребёнок “сядет вам на голову”, этого не произойдёт, если вы уже в этом возрасте научите ребёнка уважению и умению договариваться.

Преподаватель Стэнфорда о воспитании: как восполнить психологические потребности детей

В период этого кризиса, дети учатся говорить “НЕТ”, осознают свою значимость, проверяют границы дозволенного.

Ребенок, не знающий запретов, совершает много действий, которые могут нанести ему или другим вред. А ребенок, которому все запрещают с самого детства, растет с чувством внутренней зажатости, и будет в будущем склонен к зависимости от чужого мнения.

Нормального здорового ребенка интересует все, куда пойдет еда, если её бросить со стола, что находится внутри телевизора, как открывается и закрывается мамина помада и т.д.

Постоянные “нельзя” мешают ребёнку познать то, что ему интересно, что приводит к тому, что малыш перестает интересоваться и начинает скучать. Многие дети так часто и говорят “Мне скучно…”

Поэтому, сократите “Нельзя” до минимума, всегда объясняйте ребенку их причины и предлагайте альтернативу запрещаемому поведению. И тогда вы воспитаете у малыша не упрямство и желание поступать назло, а понимание упорство и уважение.

Читайте также

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенка

Дипломированный детский и семейный психолог, лайф-коуч. Помогаю парам наладить близкие отношения, родителям достичь взаимопонимания с детьми, обучаю родителям эффективным технологиям воспитания.

Источник

Чем заменить слово нельзя для ребенка

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенка

Наиболее часто в практике воспитания детей встречается слово «нельзя». Особенно когда ребёнок только начинает ходить, можно слышать постоянные окрики: «Нельзя! Нельзя! Нельзя!» Потом родители уже машинально кричат из кухни «нельзя», даже в тех случаях, когда этого можно избежать. Надо стараться как можно реже использовать данное слово в своей практике. Ребёнок – существо целенаправленное и любознательное. Его натура стремится ощутить окружающее, всё испытать, и это стремление не должны перекрывать окрики «Нельзя!»

Вопреки предупреждению родителей сознание ребёнка побуждает его действовать дальше, он как бы внутренне говорит себе: «Я, как взрослый, буду делать так, как я хочу, ведь я не трус». Слово «нельзя» редко произносится спокойным, ровным голосом, обычно оно звучит в приказном тоне, гневно и раздражённо. На эти эмоции дети отзываются соответственно: сердятся, злятся, кричат и, конечно, выражают протест, настаивая на своём, иногда проявляя природное упрямство. Если ребёнок делает что-то недозволенное, нужно использовать принцип отвлечения. Подойти к нему и отвлечь: дать какой-нибудь интересный предмет, вашу ручку, книжку, коробку из-под духов или конфет, всё, что будет интересно и безопасно.

Когда ребёнок проявляет активность в отношении таких опасных предметов, как огонь, электричество, спички, лекарства и т.д., тогда вы обязаны сказать «нельзя». В этих случаях нужно просто объяснить ребёнку, почему это не нужно делать, а со временем он и сам всё поймёт. А когда, например, он берёт ваши бумаги, косметику, надевает вашу одежду, то есть делает то, что не представляет для него опасности, а просто приносит вам неудобства или, возможно, материальный ущерб, необходимо проявить изобретательность и обойтись без слова «нельзя».

Если ребёнка не удаётся отвлечь, дайте ему возможность «изучить» интересующий его предмет, побудьте с ним две-три минуты, покажите, что нужно делать. Тихонько понаблюдайте издалека. Если и после этого ребёнок не отвлекается, тогда, если возможно, уберите ребёнка от опасного предмета. Во всех случаях ровным, твёрдым, уверенным тоном объясните ему, почему с этим предметом играть нельзя. Старайтесь не прибегать к грозным окрикам, взглядам, угрозам, ссорам, ультиматумам – этим вы вряд ли добьётесь своего и только усилите упрямство своего ребёнка.

Маленькие дети целиком находятся во власти ситуаций и своих желаний. У них нет ещё структуры, контролирующей поведение, и власти над своими желаниями. Ошибка родителей: они смотрят на детей, наделяя их своей силой и своим характером.

Воспитывая себя, вы воспитываете своего ребёнка. Изучайте свои взаимоотношения с ребёнком. Пусть кто-нибудь со стороны посчитает количество «нет» и «нельзя», сказанные вами. Возможно, вы используете другие слова, по смыслу аналогичные отрицанию: «не шуми», «не реви», «стой прямо», «не кривляйся», «не паясничай» и т.д., да ещё произносите их сердитым, злым тоном. Будьте внимательны к ситуациям, когда вы сердитесь и злитесь на ребёнка. Наши резкие, сердитые слова вызывают у детей только чувства ущемлённости, огорчения. Эти слова не объясняют им суть запрета, поэтому очень редко исправляют их поведение.

Ребёнок нуждается в спокойных и терпеливых объяснениях, почему существует тот или иной запрет. Обычно это получается у людей с уравновешенным характером. Эмоциональным и нервным людям в этом отношении труднее. Но даже если это не получается с первого или со второго раза, к этому нужно постоянно стремиться. Так вы сможете добиться власти над своими эмоциями.

Источник

»Нельзя» для ребенка от 1 до 3 лет: как правильно

Как устанавливать запреты и ограничения для маленьких детей

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенкаЕкатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Воспитывая ребенка, которому больше года и меньше трех лет, помните, что обойтись без слова «нельзя» вам не удастся. Да и пробовать не стоит. Человеку в этом возрасте для нормального развития просто необходимы ограничения.

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенка

Первые запреты для малыша

Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

Сначала «нельзя», потом «можно»

Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни), он просто не будет на них реагировать.

Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.

Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть фото Чем заменить слово нельзя для ребенка. Смотреть картинку Чем заменить слово нельзя для ребенка. Картинка про Чем заменить слово нельзя для ребенка. Фото Чем заменить слово нельзя для ребенка

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *