Чем замеряют зазоры клапанов

Как самому отрегулировать клапана на двигателе

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Регулировка клапанов представляет собой выставление необходимого теплового зазора и является обязательной процедурой на моторах без гидрокомпенсаторов. Если указанный зазор не отрегулировать, тогда с пробегом клапана начинают стучать. Стук клапанов может возникать как по причине увеличенного зазора, так и в результате зажатых клапанов (например,после неправильной регулировки). В обоих случаях при нарушенном зазоре значительно сокращается ресурс клапанного механизма, двигатель начинает работать шумно и т.д.

На первый взгляд может показаться, что использование гидрокомпенсаторов на современных моторах должно полностью решить эту проблему, так как конструкция обеспечивает автоматическое поддержание нужного зазора. К сожалению, усложнение системы и повышенные требования к качеству моторного масла не позволяют говорить о высокой надежности ГРМ на агрегатах с гидроопорами клапанов по сравнению с аналогами, которые таких опор не имеют, то есть предполагают необходимость регулировки. Другими словами, гидрокомпенсаторы делают эксплуатацию более комфортной, но надежность механизма при этом снижается. По этой причине многие автопроизводители (как отечественные, так и иностранные) долгое время не использовали компенсаторы на своих двигателях. Далее мы рассмотрим, как самому регулировать клапана, так как сегодня машин без гидрокомпенсаторов на дорогах еще очень много.

Когда нужно регулировать клапана

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Если ваш двигатель не имеет устройств для поддержания нужного зазора автоматически, тогда нужно быть готовым к тому, что через каждые 30-35 тыс. км. указанные зазоры нужно проверять.

Добавим, что многие автолюбители, особенно владельцы отечественных моделей ВАЗ, определяют необходимость регулировки по появлению шума во время работы клапанного механизма.

Регулировка тепловых зазоров клапанного механизма

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Начнем с того, что хотя разные двигатели могут иметь определенные отличия, общие принципы регулировок зазоров схожи для подавляющего большинства моторов.

Зазор клапанов и регулировочные шайбы

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

На моторах, которые предполагают регулировку зазора при помощи специальных регулировочных шайб, выставить тепловые зазоры проще. Стандартные допуски на таких ДВС до трех раз больше. Например, на моделях ВАЗ с регулировочными шайбами для впускных клапанов рекомендуемым является зазор 0.2-0.25 мм, для выпускных этот показатель составляет 0.3-04 мм.

Получается, если щуп 0.15 мм не проходит в зазор между шайбой и распределительным валом или же щуп 0.25 мм. свободно проходит в зазор, тогда требуется регулировка впускных клапанов. Что касается группы выпускных, тогда проверка одинакова, только следует ориентироваться на значения 0.3 и 0.4 мм.

Теперь перейдем к регулировкам. На моделях ВАЗ процедура выполняется при помощи специнструмента, который крепится посредством стандартных гаек и шайб на шпильках крепления крышки ГБЦ. Далее вал проворачивается до того момента, пока кулачок регулируемого клапана не будет «смотреть» вверх. Затем необходимо удалить моторное масло, которое будет находиться возле толкателя. Для этого подойдет обычный шприц. Удаление масла позволит облегчить процесс выставления толкателя, а также станет удобнее доставать шайбу.

Далее понадобиться повернуть толкатель таким образом, чтобы открылся вырез прямоугольной формы. Для этого можно использовать шило, также подойдет отвертка. После этого следует нажать на рычаг специнструмента, после чего толкатель «утопится». Благодаря данному действию станет возможным установить между бортом и распределительным валом стопор. Теперь остается поддеть шайбу при помощи все того же шила или отвертки. Окончательно извлечь шайбу можно пинцетом.

Теперь нужно подобрать новые шайбы по толщине или оценить состояние старых. Новые шайбы маркируются на внешней поверхности. Для начала следует измерить снятую шайбу при помощи микрометра. Если износ в пределах нормы, тогда можно оставить элемент и перейти к другим клапанам. Сильный износ регулировочной шайбы потребует замены детали, которая подбирается из имеющихся новых шайб с учетом требуемой толщины на основе проведенных ранее измерений снятого элемента. Завершением процесса регулировки считается установка новой шайбы. Шайбы ставятся в толкатель так, чтобы маркировка оказалась внизу. После специнструментом снова «утапливается» толкатель, после чего осуществляется извлечение фиксатора.

Полезные советы

Чтобы избежать «зажатых» клапанов на классических моделях ВАЗ, нужно учитывать то, что тыльная поверхность кулачков распредвала может не являться идеальной. Такое биение вала иногда составляет около 0.04 мм. По этой причине необходимо дополнительно проверять зазор. Делается это тогда, когда кулачок находится в следующих положениях

Для решения задачи понадобится установить распредвал в такое положение, когда метка на шестерне получит верхнее направление. Затем производится проверка зазоров у клапанов 4, 6, 7 и 8. После нужно провернуть коленчатый вал на 180 градусов, то есть распределительный вал провернется на 90 градусов. После проворота можно проверить 7, 4, 3 и 1-й клапаны. Подобным образом проверяются 3, 1, 2 и 5-й клапан, а затем 2, 5, 6 и 8-й. Обратите внимание, измерения всех клапанов должны иметь одинаковый конечный результат. Если результаты отличаются, тогда во время выставления зазора необходимо принимать за основу то место, где зазор минимален (наиболее «зажат»).

Некоторые мастера могут без особых трудностей регулировать клапана на импортных автомобилях при помощи специнструмента для ВАЗ, внося определенные изменения в конструкцию приспособления. Также распространена практика использования только одного фиксатора толкателя, который подбирается по размерам. Процедура сводится к тому, чтобы провернуть коленвал до того момента, пока толкатель не «утопит» кулачок распредвала.

Затем вставляется фиксатор, после чего распредвал вращается до того момента, когда кулачок сойдет с шайбы. После извлечения старой шайбы и проверки/замены на новую, распределительный вал снова вращается назад. Отметим, что распредвал нужно вращать при помощи ключа, которым прокручивается шестерня распредвала. Коленвал крутить не следует, так как ремень ГРМ при вращении обязательно нужно нагружать должным образом.

Что в итоге

Стоит еще раз отметить, что для точности измерения двигатель оптимально остудить до 20 °С, после чего произвести замеры. Измерять зазоры требуется, как минимум, дважды. Распределительный вал необходимо проворачивать с учетом полного оборота. Если зазоры не совпадут, тогда измерения нужно производить повторно. Для точного определения оптимально иметь под рукой несколько щупов разной толщины.

Добавим, что использование больших или меньших по размеру регулировочных шайб крайне не рекомендуется. Под этим следует понимать как установку маленьких шайб, так и незначительную обточку элементов большего диаметра перед монтажом. В таких случаях разумным выходом из положения может быть обычная перестановка уже имеющихся на моторе шайб местами. Дело в том, что указанные детали являются сильно нагруженными. Изначальное несоответствие требуемым размерам в меньшую сторону и любые сторонние манипуляции по подгонке могут привести к ускоренному износу шайб, неполадкам в работе двигателя или выходу из строя самого ДВС.

Источник

Регулировка зазоров клапанов

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Работа любого двигателя внутреннего сгорания зависит от четкой работы газораспределительного механизма (ГРМ), частями которого являются распределительный вал (распредвал), привод и клапаны. Прочитав статью, вы узнаете, почему тепловой зазор важен, как его измеряют и регулируют, а также что бывает, если он выставлен неправильно.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Принцип работы тепловых клапанов

Коленчатый и распределительные валы двигателя соединены с помощью ременной, зубчатой или цепной передачи с соотношением 2:1. За один оборот распредвала, коленчатый вал (коленвал) проворачивается дважды. Форма кулачков распредвала обеспечивает открытие и закрытие клапанов в соответствии с положением коленвала, такта двигателя и фазы газораспределения. Подробней эти процессы описаны в статье про фазы и механизм газораспределения двигателя.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Во время работы двигателя все детали ГРМ нагреваются и увеличиваются в размерах. В результате меняется расстояние между толкателем клапана и распределительным валом. Когда мотор прогрет до рабочей температуры, толкатель вплотную прилегает к распредвалу и клапану. Это обеспечивает наиболее эффективную работу двигателя. Если торец полностью закрытого клапана оказывается выше толкателя, между тарелкой и седлом клапана появляется зазор, который снижает компрессию двигателя. Если торец полностью закрытого клапана расположен ниже толкателя, то во время соответствующей фазы газораспределения он откроется чуть меньше, чем необходимо. В результате упадет мощность мотора, ведь чем меньше открыт клапан, тем сложней через него входить воздуху или выходить выхлопным газам.

Как отрегулировать зазоры ДВС

На серийных автомобилях используют три способа регулировки теплового зазора:

Привод клапана с регулировкой винтом был популярен в начале и середине ХХ века. У этого привода было лишь одно неоспоримое достоинство – простота регулировки. Его главный недостаток – необходимость регулировать тепловой зазор каждые 10 тысяч километров. Регулировка теплового зазора с помощью шайб использовали на высокооборотных моторах с 80-х годов ХХ века до первого десятилетия ХХI века. Для регулировки теплового зазора необходим комплект шайб различной толщины.

Повторную регулировку теплового зазора проводят через 20-50 тысяч километров. С появлением гидрокомпенсаторов появилась возможность проводить регулировку клапанов с промежутком 100-300 тысяч километров.

Как измеряют зазоры

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Величину теплового зазора проверяют на холодном двигателе. Для этой операции понадобится щуп и дополнительные инструменты, которые зависят от типа толкателя клапанов:

Для винтовой регулировки:

Для регулировки с помощью шайб:

Для регулировки с помощью гидрокомпенсатора:

Для измерения теплового зазора на толкателе с винтовой регулировкой, коленчатый вал поворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен в противоположную от толкателя сторону. Молотком несильно ударяют по толкателю над клапаном, затем пальцами несколько раз качают его влево и вправо.

С помощью щупа измеряют зазор между толкателем и клапаном и сверяют со значением, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля (мануале). Если величина зазора отличается от рекомендованной, то, придерживая регулировочный болт, откручивают контргайки. Затем с помощью болта устанавливают правильный зазор и придерживая болт ключом, затягивают контргайки. После чего снова проверяют зазор.

Для измерения теплового зазора на двигателе с регулировкой шайбами, коленвал проворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен вверх. Затем с помощью щупа измеряют зазор и сравнивают с указанным в мануале. Если зазор отличается, то с помощью съемника утапливают толкатель (стальной цилиндрик) и пинцетом достают шайбу. На шайбах написана толщина в миллиметрах с точностью до одной сотой. Если надпись стерта, необходимо измерить толщину шайбы посередине с помощью микрометра. Для этой операции нельзя применять штангенциркуль, потому что он покажет толщину по краям. После этого необходимо подобрать шайбу подходящего размера, установить ее на место и еще раз проверить зазор.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Регулировка теплового зазора гидрокомпенсаторов проводят во время ремонта или проверки двигателя. Для этого снимают направляющую толкателей или распредвал, после чего вытаскивают гидрокомпенсаторы и с помощью штангенциркуля измеряют высоту ножки клапана. Если ее высота соответствует допуску гидрокомпенсатора, который написан на нем, то регулировка не требуется. Если не соответствует, то компенсатор меняют на подходящий. После этого устанавливают на место направляющую толкателей или распредвал.

Как понять, что зазор выставлен неправильно

Если исправный двигатель стал издавать негромкое постукивание, частота которого меняется вместе с оборотами двигателя и не исчезает после прогрева, возможно незначительное увеличение теплового зазора. Если в дополнение к стуку исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости или экономичности, возможно сильное увеличение теплового зазора. Если исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости и экономичности, но стука клапанов нет, а свечи, топливный фильтр, угол опережения зажигания, компрессия в цилиндрах и давление в шинах в норме, возможно сокращение теплового зазора (зажатые клапаны).

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Чем опасно изменение теплового зазора мотора

Если клапан зажат, то горячие газы, образующиеся во время сгорания топлива, нагревают не только нижнюю, но и верхнюю часть тарелки, то температура клапана увеличивается, что может привести к его прогоранию. Это особенно опасно, если мотор работает под большой нагрузкой или неправильно выставлен угол опережения зажигания.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Прогар клапана приведет к резкому падению мощности мотора, росту расхода топлива и перегреву двигателя. Если клапаны начали стучать, то никакой угрозы для мотора нет. Проблема в том, что на ранней стадии проворачивание вкладыша коленвала проявляет себя аналогичным стуком, поэтому их легко спутать.

Источник

Как отрегулировать зазоры клапанов, признаки и симптомы неправильной регулировки, порядок работ и прочее

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Разрегулировка и последствия

Когда тепловой зазор клапана изменяется в процессе длительной эксплуатации или же при поломке отдельных элементов системы, ощутимо снижается коэффициент полезного действия двигателя и ресурс деталей. Также это сопровождается повышенным расходом топлива и характерным стуком в подкапотном пространстве. Если, к примеру, зазор больше нормы, элемент не может открываться полностью, и это способствует падению мощностных характеристик. Подгорание клапана и его седла возможно в случае очень маленького зазора. В любом случае эти неисправности плохо действуют на реакцию двигателя при нажатии на педаль акселератора.

Функция зазоров

В цилиндре автомобильного двигателя как минимум 2 клапана (может быть больше в зависимости от модели авто). Через впускной клапан горючая смесь попадает в цилиндр, а через выпускной удаляются газы. В действие деталь приводит газораспределительный механизм.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Во время эксплуатации мотор нагревается, в результате чего происходит расширение всех его элементов. Поэтому, когда мотор не работает (находится в холодном состоянии), между некоторыми деталями должен быть зазор, достаточный для теплового расширения металла.

Как должна осуществляться работа элементов?

Работа 4-тактного двигателя включает в себя 4 цикла.

Каждый цикл имеет свое назначение:

Чтобы мотор работал эффективно, необходима правильная настройка зазоров.

Важность регулировки зазоров клапанов двигателя

После старта двигатель и все его детали начинают нагреваться, а значит, и расширяться. При этом не стоит забывать и про естественный износ трущихся и соприкасающихся частей. Это обуславливает необходимость строго определённых зазоров между некоторыми компонентами. И тепловые зазоры клапанов (между кулачком распредвала и стержнем клапана) относятся к одним из самых важных.

При слишком малом зазоре двигатель не сможет в полной мере реализовывать свой потенциал, что не замедлит сказаться на динамических и скоростных характеристиках автомобиля. Попутно будет происходить перегрев выпускных клапанов и оплавление их краёв.

Если же зазор будет больше положенного, то тут звоночком для автовладельца будет характерное «цоканье» мотора, которое иногда может уходить с прогревом машины. При увеличенном зазоре кулачок распредвала начинает «стук» по рокеру клапанного стержня, вместо того, чтобы продавливать его.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Клапанный механизм в разрезе на примере двигателя с двумя распредвалами

Необходимость регулировки клапанов назрела, если видны такие признаки:

В большинстве современных моторов для регулировки тепловых зазоров стоят гидрокомпенсаторы. Удобно и не требует стороннего вмешательства, хоть и бытует мнение, что износ компонентов всё равно происходит немного быстрее. Двигатели многих автомобилей, в частности на вазовской классике, требуют регулировки тепловых зазоров вручную. Кто-то считает это дело простым, кто-то, наоборот, работой ответственной и серьёзной. Всё зависит от опыта, вариантов приёмов, сноровки и терпения. Работы рекомендуется проводить примерно после 20 тыс. км пробега с момента последней регулировки.

Также нет особой разницы, с бензиновым или дизельным мотором придётся иметь дело. Существенных и принципиальных отличий в процессе регулировки клапанов тут нет.

Ещё лучше совместить настройку зазора клапанов с заменой масла в двигателе. Причём именно в такой последовательности. Это даст возможность грязи, пыли и песку, что могут попасть в мотор при регулировке уйти затем вместе со старым маслом и масляным фильтром.

Зачем необходимы зазоры клапанов

Отвечая на вопрос, зачем нужны зазоры двигателя, можно отметить, что для нормальной работы мотора, тепловой зазор имеет достаточно большое значение. За счёт него соблюдается время закрытия и открытия клапанов, а также обеспечивается сохранность оптимального уровня герметичности в закрытом состоянии.

Если зазоры выставлены в соответствии с правилами, после прогрева их параметры снижаются до минимальных показателей. За счет этого обеспечивается регулирование фаз распределения газа и длительный срок эксплуатации деталей.

В процессе эксплуатации авто зазор изменяется в большую или меньшую сторону. В зависимости от подобных отклонений проявляются те или иные неполадки. В основной массе случаев это приводит к уменьшению срока службы клапанов, к снижению уровня мощности двигателя, становится хуже наполняемость цилиндров топливной и воздушной смесью, снижается общая эффективность сгорания и так далее. Именно по этой причине так важно время от времени проводить регулировку зазоров.

Проверять и при необходимости проводить регулировку зазоров требуется каждые 20 — 30 тысяч километров. Опираться нужно на нормативы, прописанные в руководстве по ремонту автомобиля той или иной марки.

Инструменты для настройки клапанов

Для качественного проведения ремонтных работ должны быть соответствующие инструменты. Чтобы отрегулировать клапанные механизмы, понадобятся следующие инструменты:

Щуп для определения зазора для классических автомобилей ВАЗ должен быть толщиной 0,15 мм.

Приспособление для регулировки зазоров клапанов

Более эффективный и действенный способ настройки клапанных механизмов силового агрегата является их регулировка при помощи приспособления, которое представляет собой специальную рейку с закрепленным на ней индикатором. Такая настройка получается гораздо точнее ручной, поскольку при использовании прибора им определяются и учитываются все дефекты на поверхности регулируемых деталей.

Для механической регулировки помимо демонтажа крышки ГБЦ, дополнительно придется снять привод акселератора, защитный щиток на распределителе зажигания, шланг отвода газов из картера, а для карбюраторных авто – «кастрюлю» карбюратора.

Используя специальный ключ, необходимо прокрутить коленвал до совмещения рисок на звездочке распредвала (об этом описано выше). Дабы облегчить этот процесс можно использовать яркий маркер, которым наносить пометки через каждые 90 градусов на звездочку распределительного вала. После чего рейку прибора устанавливаем на проверяемый клапан и фиксируем в неподвижном состоянии. Надеваем на нее индикатор и ставим ее лапку на край регулируемого клапана. Для корректного выполнения этой процедуры понадобится специальный захват, которым необходимо зажать кулачок и потянуть его наверх (подойдет и простой гаечный ключ). В результате, показания индикатора должны отклоняться на 52 деления. В случае, когда они несколько занижены или завышены, требуется регулировка клапана. А далее все предельно просто:

Как видно, такая регулировка намного точнее и проще. Но не стоит забывать и о том, что высококвалифицированный специалист выполнит ее на высоком уровне и при помощи стандартного набора щупов. В завершении стоит подчеркнуть, что на большинстве комплектов щупов представлена регулировочная схема, которая содержит данные об углах поворотов распределительного и коленчатого валов с указанием номеров цилиндров и клапанов.

Как обеспечивается нужный зазор

Нужный зазор можно получить только посредством грамотно проведённых регулировочных работ. При осуществлении данного процесса проводится настройка основного газораспределительного механизма, особенно зазора, находящегося между кулачками распредвала и рычага клапана.

Существует специальная инструкция относительно того, как проводить регулировку. Здесь недостаточно обеспечения более плотного прижатия клапанов, так как при повышении температуры, все детали становятся больше в размере. Подобное расширение автоматически приводит к разным негативным последствиям.

Впускные и выпускные клапаны должны плотно закрывать гнездо, но при этом с небольшим зазором. Он необходим для того, чтобы стержень клапана не упирался жёстко в верхнюю часть устройства.

В процессе самостоятельного регулирования зазоров нужно стремиться к строго установленным величинам. Они не должны быть больше 0,15 мм. Максимальный уровень допустимой погрешности составляет 0,05 мм. Данные параметры нужно проверять исключительно при холодном моторе.

Обеспечив в процессе регулировки правильные зазоры, водитель получит устойчивую работу двигателя, значительную экономию топлива, а также повышение моторесурса.

Когда нужно регулировать клапана

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Если ваш двигатель не имеет устройств для поддержания нужного зазора автоматически, тогда нужно быть готовым к тому, что через каждые 30-35 тыс. км. указанные зазоры нужно проверять.

Добавим, что многие автолюбители, особенно владельцы отечественных моделей ВАЗ, определяют необходимость регулировки по появлению шума во время работы клапанного механизма.

На автомобилях иностранного производства потребность отрегулировать клапана может возникнуть через 60-80 или даже 100 тыс. км. пробега, так как моторы имеют больший ресурс и выставленные зазоры на подобных ДВС держатся более стабильно.

Признаки и последствия неправильного зазора

После запуска двигателя, он сам и все его детали, начинают значительно нагреваться и автоматически расширяться. Также стоит принимать во внимание естественный износ соприкасающихся между собой элементов. Всё это является основанием для обеспечения строго установленных зазоров между определёнными деталями. Отклонения от нормы в состоянии привести к определенным проблемам. Перечень их зависит от того, в какую сторону изменились зазоры – в большую или меньшую.

Слишком большой зазор

Если зазор будет больше нужного размера, водитель начнёт слышать характерное цоканье мотора, постепенно уходящее вместе с прогревом автомобиля. При увеличенном зазоре кулак распредвала не продавливает рокер клапанного стержня, а начинает просто стучать по нему.

Подобная долговременная ударная нагрузка приводит к таким неприятным последствиям, как:

Одновременно с этим уменьшается мощность двигателя, по причине серьёзного нарушения газораспределительных процессов.

Слишком маленький зазор

При очень маленьком зазоре автомобильный двигатель не сможет полностью реализовать свои функциональные возможности. Это автоматически скажется на общих скоростных и динамических характеристиках транспортного средства. Одновременно с этим будет наблюдаться значительный перегрев всех выпускных клапанов с оплавлением их краёв. Среди основных последствий сниженного размера зазора можно отметить следующие факторы, основанные на потере герметичности камеры сгорания:

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что регулировку зазоров нужно производить в обязательном порядке. Процесс должен быть осуществлен при наличии таких признаков, как:

Двигатели современных авто устроены таким образом, что тепловые зазоры нужно регулировать вручную. Для кого-то это может показаться простым, кто-то считает данный процесс серьёзным и ответственным. Здесь всё зависит от опыта водителя, от наличия определённых навыков и инструментов. Кроме того, нет никакой разницы между дизельными и бензиновыми двигателями. Процесс регулировки осуществляется здесь по одинаковой схеме.

Принцип работы клапанов ГРМ ДВС

Обычный рядовой водитель, в случае, когда необходимо отрегулировать клапана, не делает это своими руками, а едет в автосервис. Потому что для этого нужны определенные навыки и время. Чтобы самому научить регулировать зазоры клапанов, надо знать принцип их работы.
В двигателе внутреннего сгорания есть два вала: коленчатый вал (коленвал) и распределительный вал (распредвал). Они соединяются между собой через шкивы и ремень, через звездочки и цепь. Самый распространенный вариант — это двигатель с ременным приводом ГРМ. Соотношение передачи коленвала к распредвалу — 2:1 (два к одному).

Кулачки имеют специальную неправильную плавную форму, которая закрывает и открывает клапана так, чтобы они соответствовали положению коленвала и распредвала, такту и мотора и газораспределительным фазам.

Когда ДВС работает, он соответственно, греется, нагреваются его детали, которые расширяются от большой температуры. Из-за этого незначительно изменяется расстояние между распределительным валом и толкателем клапана.

Вопрос: почему по-разному работает двигатель на холодную и на горячую? Ответ: потому что при нагреве двигателя до рабочей, толкатель клапана плотно прижимается к клапану и распредвалу. Это обеспечивает эффективную работу ДВС.

А, в случае, если торец клапана останавливается выше толкателя, тогда появляется зазор между седлом и тарелкой, а это ведет к снижению компрессии в цилиндре.

Компрессию проверить легко: глушите мотор, выкручиваете свечу, вместо нее закручиваете манометр специальный, поворачиваете ключ зажигания, выходите и смотрите, какое давление показывает манометр данного цилиндра.

А, в случае, если торец закрытого клапана расположен ниже толкателя, то во время определенной фазы газораспределения, клапан откроется не на все расстояние, на которое должен. А это ведет к потере мощности из-за медленного удаления выхлопных газов.

Подготовительные работы

Итак, двигатель – остывший, а сам автомобиль поставлен на ровную площадку и обездвижен. Можно приступать к работам:

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Теперь необходимо установить в 4-м цилиндре ВМТ поршня и помогут в этом метки, нанесенные на колен. валу и крышке привода распред. вала, а также на шестерне распределительного вали и его крышке.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Для этого можно воспользоваться соответствующим по размеру ключом, которым необходимо вращать колен. вал за болт приводного шкива. Или же воспользоваться одним из приводных колес. Для этого его нужно вывесить при помощи домкрата, включить 4-ю передачу и медленно прокручивать поднятое колесо. При этом трансмиссия обеспечит вращение коленчатого вала. Но при втором способе потребуется помощник, поскольку проконтролировать совпадение меток будет сложно.

Для чего нужны зазоры клапанов

Чтобы двигатель работал наилучшим образом, развивал все свои эксплуатационные характеристики по максимуму, должны четко и синхронно двигаться клапана. Клапана должны плотно садиться в свои гнезда и открываться по максимуму.

При правильно выставленных зазоров клапанов, горячий двигатель работает почти также, как и холодный, то есть потеря мощности минимальна.

Когда автомобиль много эксплуатируется, например круглосуточно работает в такси, то клапана быстрее теряют свою настройку. Многие наверное слышали, говорят — клапана стучат. Это как раз, время для регулировки клапанов.

Совет автоэкспертов: Надо делать проверку и регулировку клапанов через каждые 25 тысяч километров реального пробега. Конечно, модификаци и марок двигателей много. Правильнее будет прочитать руководство по эксплуатации конкретного двигателя. Может там вообще не требуется никогда регулировка.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Последовательность регулировки зазоров клапанов двигателя

Прежде чем начать регулировку, установите поршень цилиндра в ВМТ (верхнюю мертвую точку) в такт сжатия. При этом положении оба клапана регулируемого цилиндра должны быть закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора.

После этого потихоньку отпускайте контргайку на регулировочном винте или болте. С помощью плоского щупа и регулировочного винта регулируйте необходимый зазор, после чего затяните контргайку.

«Следите за тем, чтобы во время затяжки контргайки не изменить установленный зазор».

После затяжки контргайки необходимо снова проверить тепловой зазор. Для проверки зазора используйте щуп. Щуп должен проходить в него с небольшим усилием, если такого ощущения не возникает, а он проходит очень легко или очень тяжело, надо отрегулировать зазор заново.

Чтобы отрегулировать тепловой зазор в остальных клапанах, необходимо провернуть коленчатый вал на пол оборота. Во время регулировки следует учитывать порядок работы цилиндров двигателя (1-3-4-2). Коленчатый вал проворачивайте за болт крепления шкива привода генератора.

Регулировка клапанов

В первую очередь, на карбюраторном автомобиле снимаем карбюратор и воздушный фильтр, а на инжекторном только патрубки, которые помешают снять крышку клапанов.

Затем откручиваем по периметру все гайки на 10 при помощи торцевого ключа, обязательно собираем шайбы в тару, чтобы не потерять, поскольку они достаточно специфичны. Конечно, можно потом и приобрести их в магазине, но это может значительно затянуть процесс работы.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Теперь берем кривой стартер или ключ, затем вращаем коленвал по часовой стрелке до того момента, пока метка на шкиве не совпадет с последним по ходу отливом на лобовой крышке. Этим действием мы установили поршни первого и четвертого цилиндров в верхнюю мертвую точку. Именно в этот самый момент клапана в данных цилиндрах должны быть полностью закрыты, соответственно именно в таком положении проводится регулировка.

Двигатель ВАЗ 2106 работаем по схеме 1-3-4-2. То есть, когда поршни первого и четвертого цилиндров находятся в верхних мертвых точках, поршни третьего и второго находятся в нижних.

Итак, после того, как мы выставили поршни как надо, приступаем к регулировке клапанов. Определить те, что нам нужны, можно простым покачиваем коромысел – будет слышно легкое постукивание. Нам нужны клапаны 8 и 6, считаем от переда автомобиля.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Для регулировки вставляем щуп между кулачком распредвала и коромыслом. Если щуп входит с натягом, и выходит так же, то регулировать ничего не надо. Если он легко проходит, то надо открутить контргайку и выкрутить регулировочный болт. В это время, пока выкручиваем, ерзаем щупом, чтобы поймать оптимальное положение.

После того, как оно определено, затягиваем контргайку. Очень важно следить, чтобы регулировочный винт не крутанулся ни на градус. В любом случае, надо проверить. Для этого снова ерзаем щупом. Если это невозможно, или на оборот, щуп передвигается без усилий, повторяем процедуру.

В этот момент, если посмотреть на шестерню распределительного вала, метка на ней совпадает с отливом на корпусе распредвала. Так вот, это самый лучший ориентир, потому что коленвал надо будет провернуть ровно на 180 градусов, распредвал же сделает поворот на 90 градусов. Проводим регулировку 4 и 7 клапана. Далее проворачиваем коленвал снова и проводим регулировку клапанов в соответствии с таблицей.

Обсуждать сборку смысла нету. Единственное, на что стоит обратить внимание – это на плоскость плиты крышки клапанов. Со временем ее продавливает шайбами, поэтому требуется правка. Если видны углубления в местах затяжки, то ее надо править на наковальне.

Если неправильно выставил зазоры клапанов

После 5-10 минут работы, мотор набирает рабочую температуру (это около 90-100 градусов). По закону физики, все детали начинают расширяться. От того, слишком большие или слишком маленькие зазоры клапанов, износ двигателя будет разным.

Слишком большой зазор

Если зазор больше номинального, то звук работы двигателя будет отличаться. По мере постепенного нагрева двигателя, будет исчезать такой необычный звук (цоканье).

Если клапанный зазор большой, то кулак распределительного вала не давит рокер стока клапана, а стучит по нему.

Если в таком режиме двигатель будет работать долгое время, то:

Так как газораспределительные фазы нарушены, мощность двигателя может упасть в два раза.

Слишком маленький зазор

В этом случае, клапан полностью не открывается, выхлопные газы полностью не успевают вылететь, отсюда появляется потеря мощности двигателя. Тарелки клапанов будут перегорать из-за повышенного перегрева.

Последствия малого зазора клапанов:

Необходимо как можно скорее отрегулировать зазоры клапанов при появлении следующих признаков:

Регулировка тепловых зазоров клапанного механизма

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов

Начнем с того, что хотя разные двигатели могут иметь определенные отличия, общие принципы регулировок зазоров схожи для подавляющего большинства моторов.

Регулировка с применением щупа

Помним, что нижние клапаны (те, что ближе к вам) – выпускные. Зазор в них должен быть в пределах 0,20-0,25 мм.

Регулирование при помощи рейки и индикатора

Для регулировки автомобильного теплового зазора довольно часто используется специальная рейка, одновременно с индикатором. Данные приспособления позволяют добиться максимальной точности, чего нельзя получить при описанном выше методе. Порядок работ здесь установлен следующий:

Если в результате проведённых мероприятий полученные параметры несколько отличаются, потребуется провести регулировку по описанному выше методу.

По окончании регулировочного процесса, связанного с установкой зазоров в клапанном механизме, нужно запустить двигатель и прослушать, как он осуществляет свою работу в разных режимах. Если манипуляция проводилась после восстановления головки, требуется проследить за тем, чтобы клапаны были правильно притёрты.

Пример регулировки клапанов на ВАЗ 2108–2115

Как регулировать 6-цилиндровый рядный мотор: видео

Как отрегулировать клапанные зазоры на иномарках

Прежде всего, с помощью инструкции по ремонту и обслуживанию вашего авто определяем тип двигателя. Дело в том, что на некоторых иномарках может быть до десяти видов моторов на одной модели автомобиля. Там же указан инструмент, необходимый для регулировки и установки меток ГРМ. Однако, в большинстве случаев достаточно набора гаечных ключей и плоских щупов. Рассмотрим особенности регулировки зазоров на Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым и дизельным двигателем.

Бензиновый двигатель

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Так выглядит двигатель Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым двигателем

Для этого следует выполнить следующие действия:

Дизельный двигатель

Иногда Mitsubishu ASX 1.6 может быть укомплектован дизельным двигателем. В этом случае регулировка клапанов осуществляется с помощью болтов в толкателях.

Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть фото Чем замеряют зазоры клапанов. Смотреть картинку Чем замеряют зазоры клапанов. Картинка про Чем замеряют зазоры клапанов. Фото Чем замеряют зазоры клапанов
Так регулируются зазоры клапанов на Mitsubishu ASX 1.6 с дизельным мотором

Основные признаки неправильно проведённых работ

Если зазоры клапанов установлены правильно, двигатель будет работать тихо и ровно. При увеличенных промежутках он будет издавать посторонние стуки и шумы, при уменьшенных — будет работать неравномерно. Дальнейшая эксплуатация такого автомобиля невозможна, необходимо выполнить ремонт самостоятельно или обратиться в сервисный центр. В противном случае вы можете лишиться автомобиля.

Беспроблемная эксплуатация вашего автомобиля во многом определяется регулярными операциями по настройке зазоров клапанного механизма. Периодичность этих операций устанавливается производителем, а технология регулировки довольно проста и не требует специальных знаний и умений. Удачи на дорогах!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *