Чем занимается банковский сотрудник
Специалист в области банковского дела
Банковские работники – это квалифицированные специалисты, занимающиеся выполнением финансовых операций. Они принимают вклады, выдают кредиты, делают расчеты. Какие профессии есть в банке и сколько получают их представители?
Историческая справка
Зарождение банковского дела пришлось приблизительно на вторую половину 3 тысячелетия до нашей эры. В тот период на территории древнего Вавилона появились ростовщики, которые предлагали займы под процент. Первые формы таких «кредитов» носили натуральный характер, так как денег еще не было.
Немного позднее, в 6 столетии до нашей эры, в Древней Греции начали свою банковско-кредитную деятельность трапезиты (менялы). Основной операцией, которую они проводили, был обмен валют.
Развиваясь, банковское дело пополнялось новыми видами услуг. Ссуды уже давались не просто под процент, но еще и обеспечивались залогом. В качестве последнего принимались ценные вещи и недвижимость.
Регистрация первого национального банка была произведена гораздо позднее – в 16 столетии. Первопроходцем стала Англия. Но, как говорится, первый блин получился комом: владельцы допускали достаточно много ошибок. Например, некоторые информационные данные о заведении, его учредителях и инвесторах банковские работники не имели права разглашать.
Характеристика профессии
Обязанности банковского работника сводятся к проведению различных финансовых операций. Он может заниматься кредитованием, оформлением утвержденной документации для хранения денежных средств или продавать ценные бумаги.
Находясь за кассой, банковский служащий несет ответственность за материальные ценности. Он оформляет необходимую документацию, выполняет перерасчет и переводы финансовых средств, выдает деньги клиентам, приобретает и реализует валюту. Также он может давать посетителям банка консультации по разным вопросам, вместе с коллегами составлять отчетность, заниматься прогнозированием и планированием.
Финансовый аналитик
Главная обязанность финансового аналитика прописана в самом названии этой должности. Его основные задачи заключаются в том, чтобы искать и анализировать финансовую информацию, касающуюся деятельности банковского учреждения, а также его конкурентов и всего рынка. Он располагает всеми данными о состоянии дел учреждения и конкурентов.
Кроме того, финансовый аналитик отслеживает рыночные тенденции, рассчитывает важные показатели в области экономики, дает оценку рискам и на основании полученных результатов разрабатывает рекомендации для руководства. Они касаются планирования деятельности банковского учреждения, результативного вложения финансов и повышения уровня.
Личный финансовый консультант
Работа личного финансового консультанта имеет много общего с деятельностью аналитика. Единственное различие заключается в том, что консультант сотрудничает не с руководством, а с клиентурой банка.
Финконсультант оказывает информационную помощь клиентам – как физическим, так и юридическим лицам. В его обязанности входят советы по оптимальным способам управления личными средствами. Он показывает, как сделать прогноз расходов и доходов за отдельно взятый период, помогает разработать бюджет, подобрать подходящую программу инвестирования и составить отчет-статистику.
Бухгалтер
Среди банковских работников профессия бухгалтера – одна из наиболее распространенных и считается одной из самых многочисленных по количеству штатных единиц. В должностные обязанности такого сотрудника входят анализ, планирование и оценка доходов и расходов банка.
Работают бухгалтера в своем отделе, который так и называется – бухгалтерский под руководством главбуха. Он тщательно контролирует правильность ведения всех операций учета. Если где-то будет допущена ошибка, спросят в первую очередь с него. Кроме того, он следит за тем, чтобы финансовый, трудовой и материальный ресурсы банка использовались рационально и экономно.
Аудитор
Любые аудиторы могут быть внутренними и внешними. Так как мы говорим о банковских работниках, нас больше интересует состоящий в штате специалист. Он скрупулезно проверяет и анализирует финансовую, оперативную и другую информацию о работе учреждения. Результатом является совершенно беспристрастная оценка того, в каком состоянии находится банковская деятельность.
Внутренний аудитор, в частности, указывает на существующие недостатки в системе контроля и оценивает, насколько качественно сотрудники выполняют свои обязанности. Для чего все это делается? Главная цель – выявить источники потенциального убытка.
Кредитный эксперт
Когда вы захотите взять деньги в кредит на покупку какого-либо товара и пойдете за ними в банк, вас сразу направят к кредитному эксперту. Что это за профессия и чем занимается ее представитель?
Кредитный эксперт – это тот человек, от которого всецело зависит, получите вы в конце концов заем или нет. В своей работе он руководствуется внутренней политикой банка и своей оценкой платежеспособности клиента. На основе этих двух критериев он принимает решение – предоставить кредит или отказать.
Кроме того, это специалист дает подробные консультации по всем вопросам, касающимся кредитования. Подготовка необходимых для заключения договора о займе документов – тоже его обязанность.
Операционист
Профессия операциониста, как и бухгалтера, также относится к наиболее распространенным и многочисленным по количеству штатных единиц. Чаще всего клиенты банка обращаются за помощью именно к нему.
Операционист знакомит физических лиц с услугами, которые предлагает банк. Он подробно разъясняет их преимущества, так как заинтересован, чтобы клиенты ими пользовались. Также он помогает правильно составить договор, провести любую доступную операцию по банковским счетам и пластиковым карточкам. Его можно попросить совершить платеж, сделать денежный перевод, открыть вклад и так далее.
Где учиться
Что должен знать банковский работник? Естественно, банковское дело. Именно на эту специальность нужно обращать внимание в процессе поиска среднего специального или высшего учебного заведения. Также подойдет «финансы и кредит».
Подготовка по специальности «банковское дело» ведется в доброй половине ссузов и вузов России. В качестве примера приведем небольшой список:
Для поступления в вузы надо сдать ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию. В некоторых университетах могут потребовать еще и результаты экзамена по истории и (или) английскому языку – это надо уточнять в приемной комиссии. В ссузы (колледжи и техникумы) зачисляют по конкурсу аттестатов.
Обязанности
У каждого банковского работника совой круг обязанностей, напрямую связанный с профилем его деятельности.
Умения и личностные качества
Претендента на должность банковского работника оценивают не только по его образованию, квалификации и профессиональным достижениям. Работодатель также обращает внимание на его личностные качества. Успешный сотрудник всегда внимателен, дисциплинирован, пунктуален, ответственен и, само собой, компетентен в сфере финансов и экономики. Что еще важно для такого специалиста? Ему необходимо обладать навыком быстрого и точного ведения математических расчетов. Кроме того, он должен вежливо и доходчиво разъяснять клиентам непонятные моменты.
Для достижения карьерных высот банковскому работнику надо уметь всецело концентрироваться на работе и постоянно повышать свой уровень. Инициативность, целеустремленность и усидчивость в этом помогут.
Кроме всего перечисленного, банковскому работнику нужно владеть:
Уровень оплаты труда
Банковский работник может сделать карьеру достаточно быстро. Разумеется, карьерный взлет сказывается на зарплате. Новичок в среднем по России зарабатывает от 20 тысяч до 35 тысяч рублей. За полгода продуктивной работы вполне реально подняться до уровня 45 тысяч рублей.
Заработная плата на руководящих должностях среднего звена (старшего кредитного эксперта, регионального менеджера) – примерно 60–80 тысяч рублей. Сотрудники с опытом и высокой квалификацией могут получать порядка 100–130 тысяч рублей.
Карьерный рост
В качестве стартовой ступеньки можно выбрать должность делопроизводителя, помощника бухгалтера или сотрудника службы поддержки клиентов. Чтобы подняться по карьерной лестнице, потребуется высшее образование. Также немаловажно наличие профессиональных умений и навыков. Если банковский работник будет прилагать максимум усилий, он вполне может стать сначала главным специалистом, затем – начальником отдела и даже замахнуться на пост директора.
Перспективность профессии
Банковские профессии пока относят к категории наиболее надежных и стабильных. Это касается ближайшего будущего. Если заглянуть чуть дальше, то в не слишком отдаленной перспективе – переход на автоматизированные интернет-системы платежных и других финансовых операций. О чем это говорит? Банковских работников будут постепенно сокращать, так как им придется обслуживать постоянно уменьшающееся количество тех, кто не сможет адаптироваться к новшествам.
Специалист банковского дела: особенности профессии, обязанности, требования, где учиться
Содержание:
Сложно встретить россиянина, который не хотел бы работать в банке. Но реализовать такое стремление удается далеко не всем. Обязательным условием для этого становится получение профессии специалиста в банковском деле. Даже окончание среднего специального учебного заведения практически гарантирует беспроблемное трудоустройство. А при наличии высшего образования открываются серьезные перспективы – как в плане заработка, так и карьеры.
Должностные обязанности
Банковский сектор выступает важной частью экономики. Характерной для России особенностью становится серьезное участие в нем государства. Это повышает статус профессии и минимизирует любые сопутствующие риски.
Важной особенностью специалистов банковского дела становится разнообразие выполняемых функций. Работники банка могут занимать следующие должности с абсолютно разным набором обязанностей:
Приведенный список далеко не исчерпывает перечень необходимых для эффективной работы банка специалистов. Поэтому обучение банковскому делу предусматривает не только базовую подготовку по общим теоретическим вопросам, но и изучение узкоспециализированных учебных дисциплин.
Требования к специалисту
Главным требованием к сотруднику банка, независимо от занимаемой должности, становится умение работать с информацией, прежде всего числовыми данными. Другими немаловажными условиями для успешной работы становятся следующие профессиональные навыки:
На первый взгляд, приведенный список требований традиционен и применим к любой профессии. На практике отсутствие любого из перечисленных выше навыков негативно влияет на эффективность работы банковского сотрудника.
Порядок обучения
Для получения базовой подготовки по специальности «Банковское дело» достаточно закончить колледж. Сегодня в России работает немало ссузов, предоставляющих такую возможность. Поступление в колледж происходит после 9 или 11 класса, причем без экзаменов, то есть по среднему баллу аттестата. Другим важным плюсом такого подхода к получению профессии становится возможность официального трудоустройства уже в 18–19 лет. Это открывает серьезные карьерные перспективы, а также дает возможность начать полностью самостоятельную жизнь.
При выборе колледжа следует учитывать множество критериев – от стоимости обучения до престижности ссуза. В числе немаловажных и желательных параметров – работа при вузе. В этом случае у абитуриента появляется несколько дополнительных преимуществ. Например, более высокий уровень подготовки, которая ведется преподавателями института. Или льготы при поступлении в вуз.
Тем более сегодня многие самые престижные столичные университеты и институты имеют собственные колледжи, например, КМЭПТ при ИМЭС. Также возможно обучение дистанционно, что делает поступление еще более доступным. Главное – серьезно и ответственно подойти к выбору среднего специального учебного заведения, так как качественное образование выступает одним из обязательных требований для успешной последующей работы по профессии.
Возможности трудоустройства, плюсы и минусы профессии
Не следует думать, что специалист в банковском деле обязан работать в банке. Универсальность и разносторонность профессии позволяют трудоустроиться в самых разных местах. В числе самых типичных:
Огромные возможности в плане трудоустройства – одно из главных достоинств профессии банкира. Другими плюсами такого выбора становятся:
Основным недостатком профессии выступает высокий уровень ответственности. Он тем выше, чем выше занимаемая специалистом должность. Также в качестве минуса следует отметить серьезную конкуренцию, характерную как для банковской сферы в целом, так и для работы внутри конкретной организации.
Записки банковского сотрудника: за что я люблю свою работу
У многих банки ассоциируются с деньгами, кредитами и вкладами. Для кого-то это возможности, для других – комфорт, для третьих – обязательства. Предлагаю посмотреть на банк моими глазами: рассказываю о плюсах и минусах своей работы.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «банк»? Для меня это интересные задачи, стимул для развития, дружба, взаимовыручка, команда единомышленников, профессионализм и знания которых восхищают и мотивируют.
Это целый мир, неотъемлемая часть моей жизни. Почти десять лет я работаю в банковской сфере, и в этой статье расскажу об этом подробнее.
Работа в контакт-центре
Мой путь начинался с работы в контакт-центре крупного федерального банка. Работу нашла по объявлению в качестве временного варианта, но в итоге задержалась на должности специалиста отдела телемаркетинга почти на год. За это время я приобрела бесценный опыт и знания, которые стали толчком для моего дальнейшего развития.
Какие навыки и качества развивает работа в call-центре
Согласитесь, способность сохранять хладнокровие в любой непонятной ситуации – один из важнейших навыков для человека, вне зависимости от сферы деятельности.
Бывает, звонят с предложением от какой-нибудь организации, а в ответ на возражение озвучивают стандартную фразу, не вникая в смысл сказанного вами. Скорее всего, на линии новичок, ведь гуру телемаркетинга знают, как важно слышать клиента – только так можно понять его потребности и подобрать подходящее предложение, невзирая на первую реакцию.
Этому обучают на тренингах, этому учишься сам в процессе работы. Весь трудовой процесс строится на переговорах с клиентами. Их много, они разные, и к каждому нужно найти подход.
Полученными знаниями пользуюсь по сей день – и в жизни, и в работе.
Так я объединила комплекс разных навыков: быстро читать, анализировать, находить информацию, вычленять из объемных текстов нужные фрагменты и т.д.
Когда я работала на Горячей линии, телекоммуникационные системы были далеки от идеала – часто соединение с собеседником происходило секунд за 30 до того, как на экране появлялась карточка с данными клиента. А ведь первое, что было необходимо – убедиться, что это именно он. Приходилось проявлять находчивость, чтобы диалог не закончился, толком и не начавшись.
Иногда после такого зависания оказывалось, что у клиента редкие или нетипичные для твоего региона проживания имя и отчество. Например, однажды я разговаривала с Ракетой Герóиновной.
Алгоритм был примерно такой: начинаешь разговор, не зная, как обращаться к клиенту –> читаешь ФИО –> судорожно соображаешь, куда поставить ударение и т. д.
В связи с этим случались курьезы. Сидящая за соседним столом коллега случайно назвала Валерия Рафиковича, действующего клиента банка, Валерием Раковичем. От растерянности она засмеялась и не нашла ничего лучшего, как сбросить звонок. Ситуация, конечно, неловкая: человеку позвонили, исковеркали отчество, посмеялись и отключились.
Валерий Рафикович, если вдруг вы это читаете, знайте: Оксане было очень стыдно!
Плюсы
Помимо получения целого арсенала знаний и опыта, существует еще несколько плюсов работы в контакт-центре, характерных и для других подразделений банка:
Еще один плюс работы с клиентами по телефону – отсутствие строгого дресс-кода. Практически для всех специалистов, за исключением сотрудников отделений банка, допустим стиль кэжуал.
Минусы
Из минусов я бы выделила, в основном, моменты, к которым просто нужно привыкнуть:
Самоконтроль и дисциплина – маст-хэв для сотрудника call-центра.
О смене деятельности заставили задуматься проблемы со здоровьем (от длительных разговоров начал пропадать голос). Далеко ходить не пришлось – на внутреннем портале банка я нашла идеальную для себя вакансию скриптолога.
Кто такой скриптолог
Скриптолог – это специалист по разработке сценариев разговоров, которые включают алгоритмы и речевые модули.
Несмотря на несоответствие требованиям (я – экономист, а не филолог), все-таки решила выполнить тестовое задание. Предыдущий опыт в молодежной журналистике, навыки, полученные в контакт-центре, и, конечно, находчивость и смекалка помогли мне успешно справиться с редактурой предложенных текстов и структурированием информации.
В итоге меня приняли. За годы работы из-под моего пера вышли сотни скриптов для специалистов, письменных ответов на жалобы и претензии клиентов, более тысячи вариантов ответов на вопросы и возражения клиентов.
Вспоминаю это время с огромной теплотой. Тогда я нашла свое призвание, единомышленников, ресурсы для личного и профессионального роста.
Особенности работы скриптологом
Если вы не любите работать с текстом, то эта работа точно вам не подходит.
Важно понимать, о чем пишешь, поэтому все новые процедуры работы с клиентами запускаются с твоим участием. Чувствуешь себя звеном цепи, частью команды, работающей на общий результат.
Плоды труда скриптолога – это инструменты для сотрудников, работающих с клиентами напрямую. Если скрипты неинформативны, сложны для понимания, неубедительны, это скажется на финансовых показателях всего банка.
Если что-то меняется в законодательстве или продуктах банка, скриптолог должен быстро оценить, как это может отразиться на материалах для сотрудников, и оперативно внести необходимые корректировки.
Работа в отделе маркетинга
Не буду вдаваться в подробности своего перехода в отдел маркетинга, скажу лишь, что со временем это позволило мне дважды шагнуть вверх по карьерной лестнице, а также развить навыки создания рекламных текстов и качества отличного менеджера.
Ни одна кампания в дистанционных каналах (телемаркетинг, рассылка email, информирование в интернет-банке или платежных терминалах) не запускалась без моего участия. В составе команды я занималась проработкой организационных вопросов и подготовкой носителей.
Эмоциональная нагрузка, высокие темпы работы, взаимодействие с десятками людей каждый день – это интересно, но в то же время изматывает. А если добавить к перечисленному регулярные переработки до глубокой ночи, станет понятно, почему это осталось в прошлом.
Плюсы и минусы работы в Совкомбанке
На протяжении рассказа я не упоминала банки, в которых работала. Считаю это неэтичным и не имеющим значения. На данный момент я работаю старшим копирайтером, пишу статьи и обзоры для блога Совкомбанка.
Плюсы моей работы
Существенный минус в моей текущей работе только один, и он абсолютно субъективен – это оторванность от процессов. Я привыкла к постоянным переговорам, движению, и мне немного этого не хватает. С другой стороны, можно с головой погрузиться в каждую задачу, практически не отвлекаясь на другие вопросы, – это уже плюс.
Если вам приглянулась какая-то вакансия в Совкомбанке – дерзайте. Здесь ценят и уважают сотрудников, и мы по-настоящему гордимся своей работой.
Преимущества и недостатки всех должностей работников банка — их функции и обязанности
Работа банковским служащим тяжела и подразумевает наличие высшего образования. Однако это лишь первая ступень. Рост по карьерной лестнице невозможен без знания структуры иерархии банковских служащих. Таким образом, должности работников банка, функции каждой из них, а также преимущества и недостатки рассмотрены в статье.
Кто такие банковские работники, их функции
Банковским работником является любой сотрудник банка, однако сам термин достаточно обширный. Если начать конкретизировать, чем занимается каждый из сотрудников, выяснится, что среди сотрудников банка экономисты различной квалификации. Начиная с обычных кассиров и заканчивая непосредственным руководством банка.
Экономист, что имеет высшее образование, трудится в банке и непосредственно работает с людьми — банковский работник.
Функции одного конкретно взятого работника зависят от его должности. Начнем с основных функций, которые присущи всем сотрудникам:
Если углубиться в деятельность подробнее, то основным фактором является классификация — деление по должностям и отделам (таблица 1).
Подразделение банка
Описание
Основная деятельность связана с выдачей кредитов, а также приемом средств и проведением анализа материального состояния клиента
Регулярная проверка проектов, что нуждаются в деньгах и могут принести в долгосрочной перспективе прибыль
Основная работа подразумевает размещение на бирже акций и ценных бумаг банка
Проверяет законность деятельности, что производится на счетах и занимается их дальнейшим закрытием в случае обнаружения нарушений. Помимо этого, открывает клиентские счета и регулирует все арбитражные судебные процессы
Работа отдела сводится к двум пунктам: оформление векселей и реализация на бирже ценных бумаг либо вместе, либо вместо фондового отдела
Базовый инструмент банка по всем операциями с финансами, что нацелены на прибыль
Отдел кредитных и дебетовых карт
Выдача, прием и обеспечение всех пластиковых карт, что реализует банк
Реклама и привлечение клиентов
Таким образом, работа и функции каждого из банкиров — разнообразны. Как следует из указанного перечня, большую часть времени занимает анализ и работа с клиентами или партнерами банка.
Список должностей в банке
Рассмотрим основной список должностей в банке (таблица 2).
Должность
Характеристика
Главная его задача — анализ всей финансовой информации, что связана с деятельностью банка. Результатом должны стать рациональные вклады и повышение экономической эффективности банка.
Работает в основном с клиентами, чтобы проконсультировать их и предоставить возможные прогнозы. Как следствие, клиент должен получить инвестиционные планы и действовать в их соответствии, используя банк как посредник.
Анализ и планирование расходов организаций. Помимо этого, в область основной деятельности входит рациональное использование средств для снижения убытков.
Контроль работы банковской системы для оценки его финансовой стабильности.
Эксперт по кредитам
Предоставляет и принимает решения о выдаче займа в соответствии с политикой банка и его условиями.
Рабочее лицо банка, в чьи обязанности входит общение и предоставление клиентам всей информации о предоставляемых услугах.
В перечне не были указаны должности, что являются второстепенными (помощники, клиентская служба и т.д.).
Видео о начале карьеры в банке:
Какое образование нужно для работы в банке
Для работы в банке требуется высшее экономическое образование — это необходимость, которая нужна для роста по карьерной лестнице. Тем не менее, для начала карьеры и работы в клиентской поддержке достаточно средне-специального образования.
Кто такой банкир
Банкир — сотрудник банка. Подобное наименование наиболее общее и не охватывает специализированные области деятельности (отделы банка). Основу деятельности составляет обслуживание и консультация клиентов банка. В случае если его переводят в какой-либо отдел, то изменяется не только наименование должности, но и область ее деятельности.
Чем занимается кредитный специалист
Задача кредитного специалиста — проинформировать потенциального заемщика обо всех услугах и выдать ему кредит, если соблюдены все условия банка.
Так, подробнее его деятельность представляет:
Затем, когда все документы утверждены, специалист должен отправить их в службу безопасности для проверки. Он также должен подготовить заключение о выдаче кредита и контролировать все поступающие выплаты по нему. В случае их отсутствия — принять меры для погашения кредита заемщиком.
Руководящие должности в банке
К руководящим должностям определяют тех специалистов, что задают вектор развития конкретного отдела. Так, руководством принято считать:
После этого идут рабочие должности, иерархия в которых в большинстве случаев отсутствует из-за разницы в природе деятельность. Тем не менее, наиболее обособленным ото всех является руководитель безопасности.
Плюсы и минусы работы в банке
Итак, теперь касательно сильных и слабых сторон банковской деятельности (таблица 3).
Работа в банке
Преимущества
Недостатки
Перспектива развития — главное преимущество на основе остальных работ, где нет карьерного роста
Материальная ответственность — прямого взаимодействия с деньгами у сотрудников нет, однако та ответственность, что они несут за подписание ценных бумаг, высока
Специальные предложения — банкиры в ряде банков имеют право на получение специальных акций, сделанных специально для сотрудников
Объем работы — работа в банке требует от сотрудника обработку большого количества информации и частые переработки
Комфортные условия и белая зарплата — работа в банке официальная в большинстве случае, что подразумевает отсутствие серой зарплаты и комфортные условия труда в офисе
Инструкции — каждое действие сотрудника банка сопровождается инструкциями и конкретным месячным планом, который необходимо реализовывать посредством предоставления банковских услуг
Однако не стоит бояться минусов работы, как и чрезмерно восхищаться ее плюсами. Везде должен быть баланс, что в итоге приводит к работе по любви, а не ради денег.
Видео о работе банкира:
С чего начать карьеру
Карьера в банке всегда начинается с низшей ступени — клиентская поддержка. В данном случае эта должность лишь начальный этап. Тем не менее, если у кандидата есть высшее экономическое образование, то вероятность начать с помощника менеджера также присутствует.
Главный аспект и единственное требование, что предъявляет работодатель для сотрудника — эффективная работа. Это позволит подняться по карьерной лестнице и приобрести полезные навыки.
Теперь, когда известна иерархия банковских служащих, а также вся смежная информация, что связана с их деятельностью — развитие по карьерной лестнице станет осознанным.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.