Чем занимается базаров в романе отцы и дети

Евгений Базаров

Чем занимается базаров в романе отцы и дети. Смотреть фото Чем занимается базаров в романе отцы и дети. Смотреть картинку Чем занимается базаров в романе отцы и дети. Картинка про Чем занимается базаров в романе отцы и дети. Фото Чем занимается базаров в романе отцы и дети

Кадр из х/ф «Отцы и дети». Базаров — актер В. Авдюшко

Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.

Описание героя

Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».

Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.

Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.

По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».

В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».

Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.

Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».

Роль героя в произведении

При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».

Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.

Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.

Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.

Развитие героя по мере сюжета

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.

Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.

Отношение автора к герою

Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».

И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».

Прототипы

Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».

Экранизации героя

Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.

Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.

Источник

Евгений Базаров в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Молодой (около 30-ти лет) лекарь-студент, «разночинец» (интеллигенты «разного чина и звания»), нигилист, отрицающий авторитеты и традиционные порядки.

Роль в сюжете

Евгений базаров является центральным персонажем романа «Отцы и дети»: он присутствует в большинстве сцен произведения, и именно его смертью заканчивается основное повествование.

В начале романа Базаров прибывает в поместье Кирсановых вместе со своим другом Аркадием Кирсановым. Здесь он знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и между ними сразу возникает неприязнь: Базаров относится к нигилистам не признающим авторитетов, и отрицающим традиции и устои, а Павел Петрович — представитель традиционного дворянства. Оба мужчины уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними регулярно возникают яростные споры. Именно в этих спорах наиболее ярко выражено различия во взглядах на жизнь двух поколений — «отцов» и «детей».

Также в романе присутствует любовная линия Базарва и Одинцовой: нигилист, высмеивающий всяческое проявление чувств, влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову, с которой познакомился на балу. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у Евгения — он «уверовал» в любовь. Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Девушка также симпатизирует ему, но их отношение не складываются, так как спокойствие для нее дороже любви.

Аркадий восхищающийся своим другом-нигилистом также влюбляется в Одинцову, и на фоне ревности к Базарову, выходит из-под его влияния. В итоге бывшие друзья расстаются на всегда.

Базаров возвращается в родительский дом. Здесь он работает лекарем, и однажды, при вскрытие трупа, заражается тифом. Он смертельно заболевает и вскоре умирает. Перед этим он посылает за Анной и прощается с нею.

Цитатная характеристика Базарова:

Происхождение

Евгений Базаров родился в российской глубинки в семье полкового лекаря Василия Ивановича Базарова и потомственной (столбовой) дворянки Арины Власьевны:

Сам Евгений не является дворянином, так как дворянство только по отцовской линии. Есть вероятность, что он мог получить дворянство благодаря службе отца, но в романе подчеркивается, что он «разночинец», то есть интеллигент не принадлежащий к дворянству, и сам себя не относит к простым людям:

При этом Базаров гордится своим простым происхождением:

Дворянских черт нет и в его поведении:

Он уверен, что может на равных общаться с простыми мужиками, хотя, на самом деле, мужики воспринимали его барином, «чем-то вроде шута горохового»:

А вот слуги помещиков воспринимали его своим:

Образование

Базаров пошёл по стопам отца и 3 года учился в Петербурге, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора:

Примечательно, что в отличии от своего друга Аркадия он не мог учиться в престижном Санкт-Петербургском университете, так как на тот момент в нем не было медицинского факультета. Вероятно Базаров обучался в Медико-хирургичесой академии, для разночинного люда. Отсюда и возникает пренебрежительное отношение Павла Петровича к «этому лекаришке».

Он смеется над современной медициной, хотя и учится на врача:

Отец Базарова, опытный лекарь, признает профессионализм сына:

Судя по всему, Базаров подготовлен не только теоретически, но и практически. После дуэли с Павлом Петровичем он искусно бинтует ногу раненного противника:

Он постоянно упражняет. Даже находясь в гостях у Кирсановых, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами.

Внешность

Евгений Базаров относительно молод — ему около 30 лет. Известно, что он был высокого роста:

Походка «твердая и стремительно смелая»:

Лицо его, длинное, худое, с высоким лбом, омрачала некоторая резкость и холодность больших зеленоватых глаз. Когда Базаров оживлялся, его лицо часто преображалось улыбкой. В спокойном состоянии оно выражало самоуверенность и ум.

Волосы — длинные и густые:

Особенно обращали на себя внимание его висячие бакенбарды песочного цвета:

К своей одежде относился с некоторым пренебрежением, но носил её гордо, с достоинством. Запоминающейся деталью его одежды был длинный балахон с кистями, а основной гардероб состоял из простых, но опрятных вещей.

Характер

Базаров умен, самолюбив, высокомерен, и эгоистичен. Не отличается вежливостью, очень часто ведёт себя слишком вызывающе, не уважает старших. Даже с родителями, которые безмерно любят его, общается холодно, и мало думает об их чувствах: 22 июня он вспоминает, что сегодня обещал навестить родителей, но, хотя три года не видел их, отправляется «поразвлечься» в город. Лишь после того как его навещает приказчик (помощник, поверенный) отца, Евгений ненадолго едет в родительский дом.

Он со всеми ведет себя по-простому и не любит церемоний:

Проявление чувств также несвойственно Базарову:

Евгений называет себя бедным, но гордым человеком:

Он ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:

У него очень высокое мнение о самом себе:

Самолюбие Базарова отмечают и братья Кирсановы, но Павел Петрович считает его «шарлатаном», а более мягкий Николай Петрович все же признает его ум:

Самомнение и высокомерность Базарова, в сочетании с резкостью суждений и честностью, иногда пугают даже Аркадия искренне восхищающегося им:

Даже находясь при смерти, и признавая свою безмерное самомнение, он не теряет гордости:

Прямолинейность Базарова — одно из качеств, которые привлекли Одинцову:

При этом он совсем не вспыльчив, и даже хладнокровен:

Главный антагонист Базарова, Павел Петрович Кирсанов, считал его «гордецом, нахалом, циником, плебеем»:

Убеждения

По своим убеждениям Базаров относится к нигилистам (Нигили́зм — философия, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как знание, существование и смысл жизни), отрицавшим взгляды «отцов»:

Он решительно отрицает общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство, литературу и любовь. Базаров не признает духовного начала ни в природе, ни в человеке. Большую роль в этом сыграли естественные науки. Он думает, что если больного человека можно вылечить лекарствами, то таким же образом можно излечить и больное общество.

Базаров гордится тем, что сам себя воспитывает, и считает что так должен поступать каждый:

Он не воспринимает серьёзные чувства, ценность любви для него заключается только в физическом её проявлении:

Не верит Базаров и в брак, считая его пережитком прошлого:

При этом он неуважительно, пренебрежительно называет женщин «бабами», в частности так он называет Одинцову:

Он считает, что красивые женщины не должны быть умными:

Базаров не признает искусство, считая, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:

Он не признает всего возвышенного. Так, услышав как его друг произносит высокопарные слова, Базаров высказывает мнение о том, что говорить красиво — неприлично:

При этом Базаров не признает и науку, в классическом ее понимании:

Также он считает, что все люди похожи друг на друга словно «деревья в лесу», и следовательно, нет смысла изучать каждого человека в отдельности:

По мнению Базарова, нравственные болезни человека происходят от «безобразного состояния общества»:

Прототип

Персонаж Базарова не имеет определенного прототипа. Скорее, его можно считать собирательным образом из многих представителей людей новых взглядов. Так, в «Формулярном списке действующих лиц новой повести», под рубрикой «Евгений Базаров» сам Тургенев отмечал:

Также в образе Базарова прослеживаются черты многих других молодых критиков и публицистов середины XIX века. К примеру, фраза «На бой, на бой, за честь России», приписанная Базаровым Пушкину, была позаимствованна у писателя-разночинца Николая Успенского:

Тем не менее, по словам Тургенева, основным же прототипом главного героя стал провинциальный молодой врач, в котором писатель заметил зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время:

Источник

Характеристика Базарова в романе Отцы и дети кратко, образ с цитатами героя Евгения для сочинения в таблице (10 класс)

Чем занимается базаров в романе отцы и дети. Смотреть фото Чем занимается базаров в романе отцы и дети. Смотреть картинку Чем занимается базаров в романе отцы и дети. Картинка про Чем занимается базаров в романе отцы и дети. Фото Чем занимается базаров в романе отцы и дети

Главным героем И. С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой человек, начинающий доктор Евгений Базаров. Это один из наиболее ярких и неоднозначных персонажей в русской литературе. Воинствующий демократ и нигилист, он стал воплощением молодого поколения, не признающего авторитеты и отрицающего привычные человеческие ценности. Характеристика Базарова важна для раскрытия извечной проблемы противостояния «отцов» и «детей». Это вечно живой образ, трагичность которого заключается во внутренних противоречиях и осознания собственной незначительности. Имея пылкое, бунтующее сердце, он отчаянно хочет любить и быть любимым, он бежит от этого чувства, считая его пережитком прошлого.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Полное имя — Евгений Васильевич Базаров.

Возраст — точно не указан, примерно 27–30 лет.

Род занятий — студент-медик, будущий доктор.

Семья — отец Василий Иванович Базаров, мать Арина Власьевна Базарова.

Социальное положение — разночинец.

Происхождение — отец — полковой лекарь, мать — дворянка.

Воспитание — получил достойное воспитание, характерное для интеллигентных семейств.

Образование — получив домашнее образование, поступил в Петербургский университет на медицинский факультет.

Внешность — высокий худощавый молодой человек с продолговатым лицом, большими зелёными глазами и длинными светлыми волосами.

Характер — умный, трудолюбивый, настойчивый, циничный, самоуверенный, амбициозный, бескомпромиссный.

Положительные черты — независимый, деятельный, справедливый, умный, способный к саморазвитию.

Отрицательные черты — честолюбивый, высокомерный, циничный, отрицающий искусство и романтизм.

Произведение — «Отцы и дети».

Автор — Иван Сергеевич Тургенев.

Цитатная характеристика

Описание Базарова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Базарова основан на том, что он является студентом, будущим врачом.

«…Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора.
— А! он по медицинскому факультету, — заметил Николай Петрович…» Источник: Глава 3 «— Разве ты дохтур?
— Да». Источник: Глава 5

«…я будущий уездный лекарь».

Евгений Базаров — человек неблагородного происхождения, не дворянин. Его отец — простой человек, полковой лекарь, а мать была дворянкой.

«— А отец его где живет?
— В нашей же губернии, верст восемьдесят отсюда. У него там небольшое именьице. Он был прежде полковым доктором». Источник: Глава 5

«…я ведь плебей, homo novus <новый человек (лат.).>— не из столбовых, не то, что моя благоверная…»

Источник: отец Базарова, Глава 21

«…Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени…»

«…Этот лекарский сын…»

«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин».

Дед Базарова со стороны матери был дворянином, военным, а дед со стороны отца — скромным церковнослужителем в небольшой деревеньке.

«— А дом этот давно стоит?
— Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.
— Кто он был, твой дед?
— Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы». Источник: Глава 21

«— Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров».

Источник: Глава10 «— Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка. »
Источник: Глава 16

Евгений — единственный сын четы Базаровых.

«Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить… Я же у них один».

Родители Базарова живут в небольшом имении, доставшимся матери Евгения в наследство.

«…небольшая деревушка, где жили родители Базарова…»

«…виднелся дворянский домик под соломенною крышей».

Источник: Глава 20 «— А дом этот давно стоит?
— Давно. Его еще дед построил, отец моей матери». Источник: Глава 21

«Весь его домик состоял из шести крошечных комнат».

Источник: Глава 20 «— Сколько у твоего отца душ? — спросил вдруг Аркадий.
— Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.
— И все двадцать две, — с неудовольствием заметил Тимофеич». Источник: Глава 20

День ангела, то есть день своего крещения, Базаров отмечает 22 июня.

«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела…»

Базаров является приятелем Аркадия Кирсанова, с которым тот совсем недавно завёл дружбу во время учёбы.

«…моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал».

Источник: Глава 2 «…Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой.
— Ты недавно с ним познакомился?
— Недавно». Источник: Глава 3

Евгений Базаров — бедный молодой человек. Особенно остро он понимает свою бедность, влюбившись в богатую аристократку Одинцову.

«Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так дорожите?»

«…между вами и мною такое расстояние…»

«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…»

Евгений — холостяк, одинокий человек, у которого нет жены и детей.

«…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…»

Внешность

Базаров — молодой человек, ему примерно 27–30 лет. Он старше 23-летнего Аркадия и приблизительно одного возраста с 28-летней Одинцовой.

«…мы оба уже не первой молодости, особенно я…»

Источник: Одинцова, Глава 26

«…на что мне моя молодость. »

Источник: Базаров, Глава 23

Базаров — высокий, стройный молодой мужчина.

«…к человеку высокого роста…»

«…в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре…»

У Базарова красные, обветренные руки, так как он, презирая роскошь, не носит перчатки.

«…стиснул его обнаженную красную руку…»

Портретная характеристика Базарова позволяет сделать вывод о значительных умственных способностях героя.

«…показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»

«…не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа…»

Лицо Базарова весьма выразительное.

«…какое у него славное лицо…»

«…его лицо, строгое и желчное…»

У Базарова тёмные брови, длинные густые волосы светлого цвета, он носит бакенбарды.

«Его темно-белокурые волосы, длинные и густые…»

«…он с своими бакенбардами — настоящая свинья в кусте…»

«…и висячими бакенбардами песочного цвету…»

«Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей…»

Внешний вид Базарова весьма неряшлив, поскольку герой не придаёт большого значения тому, какое впечатление он производит на окружающих. Его одежда не отличается ни модным покроем, ни добротностью.

«…в длинном балахоне с кистями…»

«Прокофьич, возьми же их шинель. Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одеженку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках».

«Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

«…Базарова, облеченного в староватый фрак…»

На балу Базаров не танцует.

«Базаров вовсе не танцевал…»

Евгений Базаров курит трубку.

«— Аркадий! — раздался из тарантаса голос Базарова, — пришли мне спичку, нечем трубку раскурить».

Базаров немногословен, при разговоре он часто зевает. Голос героя несколько ленивый, но в нем чувствуется твёрдость.

«…к его немногосложным и отрывочным речам…»

«…по обыкновению, полушутя, полузевая…»

«— Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею».

«…я вообще не привык высказываться…»

«…Он говорил, против обыкновения, довольно много».

«…отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом…»

«…в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое…»

Смертельная болезнь разительно меняет внешность Базарова.

«…до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами…»

Черты характера и поступки

Базаров — простой, скромный человек без излишних притязаний.

«…Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой — ты увидишь».

«…Он выше всего этого…»

«…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»

Источник: Глава 5 аркадий

Как будущий дипломированный доктор, Евгений изучает естественные науки, проводит опыты.

«…Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает».

«…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…»

«…присутствовал при его физических и химических опытах…»

«…Это он их резать станет, — заметил Павел Петрович, — в принсипы не верит, а в лягушек верит…»

Источник: Глава 5 «— Вы собственно физикой занимаетесь? — спросил, в свою очередь, Павел Петрович.
— Физикой, да; вообще естественными науками». Источник: Глава 6

Базаров — умный молодой человек.

«…очень, по его словам, умный человек…»

«…Базаров умен и знающ…»

Одно из качеств Базарова — способность вызывать доверие у людей из низших сословий.

«…владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно…»

«…Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин…»

«…дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки…»

Несмотря на кажущуюся близость и понимание, Базаров презирает простых людей, а те, в свою очередь, втайне потешаются над ним.

«— Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров. — Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.
— А вы говорите с ним и презираете его в то же время». Источник: Глава 10

«Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»

Источник: Глава 27 крест

Базаров — человек деятельный, который не может жить без работы.

«…он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь…»

«…Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…»

Базаров производит впечатление странного человека.

«”Странный этот лекарь!” — повторила она про себя».

По своим жизненным убеждениям Евгений Базаров является нигилистом, то есть человеком, отрицающим принятые в обществе нормы, устои, ценности.

Источник: Глава 5 «…Нигилист… Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает?
— Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.
— Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.
— А это не все равно? — спросил Павел Петрович.
— Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Источник: Глава 5

«…а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?»

Источник: Глава 6 «…Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Все?
— Все.
— Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
— Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров…» Источник: Глава 10

«…Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить…»

Для Базарова превыше всего стоит сам факт отрицания. Он не готов к созиданию, строительству чего-то нового и полезного для человечества.

«— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить…» Источник: Глава 10

«…Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам других подавай! нам других ломать надо!..»

Базаров — на редкость циничный человек.

«…Аркадия покоробило от цинизма Базарова…»

«…он считал его гордецом, нахалом, циником…»

Базаров признаёт только факты, научные данные.

«…И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все».

Источник: Глава 6 «…Значит, вы верите в одну науку?
— Я уже доложил вам, что ни во что не верю…» Источник: Глава 6

Базаров напрочь отрицает искусство, в котором не видит никакого практического смысла.

«…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров…»

«…Вы, стало быть, искусства не признаете. »

«…Базаров и философию называл романтизмом…»

«…что Базаров не признает искусства…»

Для Базарова природа является лишь инструментом, но не источником вдохновения.

«…И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

Базаров считает, что все люди, по большому счету, схожи между собой, и не видит смысла в том, чтобы заниматься изучением человеческой души.

«…изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой…»

Евгений Базаров считает лишними и неуместными чувства между мужчиной и женщиной. Брак, семья для него не представляют никакой ценности.

«…И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество…»

«…Базаров. — Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…»

«…любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»

«…но зачем ты сам лукавишь и говоришь: «дело хорошее», точно мне неизвестно твое мнение о браке. »

Евгений пренебрежительно отзывается о женщинах и имеет весьма нелестное представление об их умственных способностях.

«Базаров также обратил внимание на Одинцову.
— Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа…» Источник: Глава 14 «— Отчего ты не хочешь допустить свободы мысли в женщинах? — проговорил он вполголоса.
— Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды…» Источник: Глава 14

Базаров считает ниже своего достоинства находиться в зависимости от женщины.

«…по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это все… — Базаров чуть было не произнес своего любимого слова «романтизм», да удержался и сказал: — вздор… Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка…»

Одинцова становится первой и единственной женщиной, которой удалось вывести Базарова из душевного равновесия.

«…Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» — подумал он, и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно…»

«…Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия…»

«…и Аркадию в последний раз пришлось удивиться: он заметил, что приятель его покраснел…»

«…Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило…»

«…он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…»

Одинцова смогла заинтересовать Базарова благодаря сочетанию ума и природной красоты, которую он так ценил в женщинах.

«…Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, — воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате.
— Да, — отвечал Базаров, — баба с мозгом…» Источник: Глава 16

«— Этакое богатое тело! — продолжал Базаров, — хоть сейчас в анатомический театр».

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты…»

В итоге Базаров, со своим категорическим отношением к любви, вынужден признать, что влюблён в Одинцову.

«…Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились…»

«…Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Базаров любит, но совершенно не ценит своих старичков-родителей, которые видят в единственном сыне смысл всей своей жизни.

«…Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один.
— И долго ты у них пробудешь?
— Не думаю. Чай, скучно будет…» Источник: Глава 11 «…Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.
— Ты их любишь, Евгений?
— Люблю, Аркадий. » Источник: Глава 21

«…я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…»

Для Базарова характерно большое самолюбие, гордость.

«…И самолюбие какое противное…»

Источник: Глава 10 «…Базаров надменно выпрямился.
— Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои…» Источник: Глава 13

«…Вы — с вашим самолюбием…»

Источник: Глава 18 «… Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..
«Эге, ге. — подумал про себя Аркадий, и тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. — Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли?»…» Источник: Глава 19

«…этот самоуверенный Базаров…»

«…его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия…»

Поведение Базарова отличается некоторой развязностью и пренебрежительным отношением к окружающим.

«…возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое…»

«…Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, — заметил Аркадий. — Ты его оскорбил…»

«…к его небрежным манерам…»

Базаров не признаёт ничьи авторитеты, принципы.

«…вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им? Воспитание

Аркадий вырос в атмосфере любви и полной свободы. Родители ни в чём не притесняли единственного сына.

«…Скажи, — начал Аркадий после небольшого молчания, — тебя в детстве не притесняли?
— Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий…» Источник: Глава 21

«Главное — свобода; это мое правило… не надо стеснять…»

Источник: отец Базарова, Глава 21

Евгений получает высшее образование в университете в Петербурге. Его специальность — медицина.

«…— Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора.
— А! он по медицинскому факультету…» Источник: Глава 3

Характеристика Базарова другими героями

Аркадий

Аркадий, несмотря на непродолжительное знакомство с Базаровым, считает его своим лучшим другом.

«— Папаша, — сказал он, — позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал…»

Источник: Глава 2 «…— Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой.
— Ты недавно с ним познакомился?
— Недавно…» Источник: Глава 3

«…Не правда ли, какое у него славное лицо? Это некто Базаров, мой приятель…»

Аркадий считает Базарова простым человеком, не любящим церемонии.

«…Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой — ты увидишь…»

Источник: Глава 2 «…— Твой приятель у нас гостить будет… неловко…
— Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого…» Источник: Глава 3

«…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»

Аркадий восхищается глубоким умом и образованностью своего друга.

«…Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает…»

От Аркадия все узнают, что Евгений Базаров является нигилистом.

«…Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое.
…— Он нигилист…» Источник: Глава 5

Спустя некоторое время восторженный Аркадий начинает понимать, что Базаров является невероятно самовлюблённым человеком с большими амбициями.

«…Эге, ге. — подумал про себя Аркадий, и тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. — Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли. »

Несмотря на все недостатки Базарова, Аркадий искренне восхищается им и предрекает ему великое будущее.

«…— Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, — с живостью ответил Аркадий…»

«…— Я уверен, — подхватил Аркадий, — что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи…»

Источник: Глава 21 «…ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?
— Разумеется, не на медицинском, хотя он и в этом отношении будет из первых ученых.
— На каком же, Аркадий Николаич?
— Это трудно сказать теперь, но он будет знаменит.
— Он будет знаменит! — повторил старик и погрузился в думу…» Источник: Глава 21

Аркадий видит, что Базаров является глубоко несчастным человеком.

Подробная характеристика Аркадия Кирсанова.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Кирсанов недоумевает, как Базаров может не верить в принципы, но при этом верить в науку.

«…— Это он их резать станет, — заметил Павел Петрович, — в принсипы не верит, а в лягушек верит…»

Павел Петрович, будучи утончённым аристократом, плохо переносит развязное поведение Базарова, его неучтивость по отношению к другим людям.

«…Он начинал чувствовать тайное раздражение. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое…»

Павел Кирсанов считает Базарова наглым гордецом, себялюбцем.

«…Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем…»

Источник: Глава 10 «…нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан…
…И самолюбие какое противное, — перебил опять Павел Петрович…» Источник: Глава 10

Подробная характеристика Павла Петровича Кирсанова.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович недоволен тем, как Базаров влияет на его сына Аркадия. Будучи слабым, робким человеком, он побаивается самоуверенного и дерзкого Базарова.

«…Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия…»

Николай Кирсанов признает ум Базарова, а также его чрезмерное самолюбие, но пытается оправдать этот недостаток.

«…Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.
— И самолюбие какое противное, — перебил опять Павел Петрович.
— Да, — заметил Николай Петрович, — он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя…» Источник: Глава 10

Подробная характеристика Николая Петровича Кирсанова.

Одинцова

Базарову удается заочно заинтересовать Одинцову своими жизненными принципами.

«…Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить…»

«…«Странный этот лекарь!» — повторила она про себя…»

Одинцова отмечает противоречие натуры Одинцова — при всей его природной скромности он обладает непомерным самолюбием.

«…Вы — с вашим самолюбием— уездный лекарь. »

Поближе узнав Базарова, Одинцова отмечает их большое внутреннее сходство.

«…Ну, теперь я понимаю, почему мы сошлись с вами; ведь и вы такой же, как я…»

Одинцовой нравится общество Базарова, способным держать её в некотором напряжении.

«…Останьтесь… с вами говорить весело… точно по краю пропасти ходишь. Сперва робеешь, а потом откуда смелость возьмется…»

Подробная характеристика Одинцовой.

Родители Базарова

Родители Базарова искренне восхищаются своим единственным сыном, которого они любят больше жизни.

«…— Хоть еще разочек дай обнять себя, Енюшечка, — простонала Арина Власьевна. Базаров нагнулся к ней. — Да какой же ты красавчик стал!
— Ну, красавчик не красавчик, — заметил Василий Иванович, — а мужчина, как говорится: оммфе <настоящий мужчина (от франц. homme fait).>…» Источник: Глава 20

Мать побаивается своего сына, обладающего строгим и резким нравом, но вместе с тем буквально боготворит его. Однако родители не смеют открыто изливать на сына свои чувства, так как знают, что он не любит проявления нежности.

«…Сына своего она любила и боялась несказанно…»

«…я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать. »

«…но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нраваи видят в ней признак гордости или бесчувствия…»

Базаров-старший гордится тем, что сын его вырос честным, принципиальным, порядочным человеком.

«…другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!
— Он бескорыстный, честный человек, — заметил Аркадий.
— Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им…» Источник: Глава 21

Когда Евгений покидает наскучивших ему родителей после кратковременного отдыха у них, они глубоко страдают, но всячески пытаются оправдать жестокий поступок сына.

«…Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — прилетел, захотел — улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места…»

Василий Иванович очень гордится своим сыном, его умом, знаниями, способностями и считает его необыкновенным человеком.

«…подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли. »

«…мысль, что он имеет такого помощника, приводила его в восторг, наполняла его гордостью… ты, голубушка, должна ежеминутно Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей методе тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? Император французов, Наполеон, и тот не имеет лучшего врача…»

Кукшина

Кукшина опасается Базарова, его острых и метких комментариев, безжалостной критики.

«…Вы, может быть, не знаете, я ужасно вас боюсь.
— Это почему? Позвольте полюбопытствовать.
— Вы опасный господин; вы такой критик…» Источник: Глава 13

Катя сравнивает жесткого и бескомпромиссного Базарова с хищником.

«…я чувствую, что и он мне чужой, и я ему чужая… да и вы ему чужой.
— Это почему?
— Как вам сказать… Он хищный, а мы с вами ручные…» Источник: Глава 25

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Базарова вместе!

Биография

Евгений Васильевич Базаров — молодой человек примерно 27–30 лет, студент медицинского факультета Петербургского университета, будущий уездный лекарь, то есть врач, который обслуживает население в деревнях и небольших городках.

Отцом Евгения был полковой лекарь Василий Иванович Базаров, человек простой, не аристократ, а мать, Арина Власьевна, была дворянкой. Долгое время семья скиталась по гарнизонам, но затем обосновалась в небольшом имении, принадлежавшем матери героя. Евгений, несмотря на благородное происхождение матери, не принадлежал к дворянскому сословию, поскольку оно передавалось лишь по мужской линии. Таким образом, Базаров принадлежал к разночинцам — межсословной категории населения Российской империи, интеллигентной прослойке без личного дворянства.

Будучи единственным, горячо любимым сыном, Евгений никогда и ни в чём не знал отказа. Его воспитывали без притеснения, давая много личной свободы. Получив домашнее образование, Евгений поступил в Петербургский университет на медицинский факультет. После его окончания он должен был работать уездным врачом.

Во время учёбы в университете Евгений познакомился с юным Аркадием Кирсановым и на время каникул отправился вместе с ним погостить в имении Кирсановых. Будучи убеждённым нигилистом, Евгений вызвал раздоры в аристократическом семействе и даже участвовал в дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым.

Евгений, убеждённый противник романтических чувств, страстно влюбился в умницу и красавицу Одинцову, однако был ею отвергнут. Он вернулся к старикам-родителям, и, пытаясь залечить душевную рану, занялся врачебной практикой. Порезавшись во время вскрытия трупа тифозного больного, он заразился смертельной болезнью и скоропостижно скончался.

Образ Базарова

Евгений Базаров — уникальная личность в системе мужских образов в русской литературе. Это сложный, многогранный, противоречивый характер, который постепенно раскрывается на пути всего произведения.

Базаров, согласно авторской оценке, обладает чертами нового человека. Он является воплощением молодого поколения, смелого и бескомпромиссного, способного без оглядки идти вперед. Преисполненный чувством юношеского максимализма и обладая твёрдой волей, он готов всё сокрушить на своем пути, совершенно не задумываясь о созидании.

Базаров — сторонник нигилизма, который очень точно передаёт его образ мыслей. Он отрицает все ценности и нормы поведения, принятые в обществе только потому, что считает их бесполезными. Искусство, природа, романтические чувства, душевные переживания — всё чуждо Базарову.

Но именно в этом категорическом отрицании и кроется внутренний и внешний конфликт героя. Презирая любовь и душевную близость, он отчаянно влюбляется в красавицу-аристократку Одинцову. Однако его чувство, серьёзное и глубокое, не находит отклика в сердце героини. Она восхищается умом и смелостью Базарова и готова быть ему другом, но не спутницей жизни.

Базаров намеренно подчеркивает свое простое происхождение и близость к народу. Он высмеивает аристократизм, дворянство, но сам при этом отличается непомерным самолюбием и гордыней. Евгений уверен, что создан для какой-то высшей цели, однако все его честолюбивые помыслы разбиваются на пороге смерти. Он с ужасом осознаёт, что все его слова, мысли и поступки ничего не стоят перед вечностью и ему ничего не удалось оставить после себя.

В чем трагизм образа Базарова

Евгений Базаров предстаёт сильным, решительным человеком, незаурядной личностью, способной противостоять общественным устоям. Несмотря на критику и непонимание со стороны окружающих, он уверенно продвигает собственные идеи мироустройства, в котором нет места искусству, любви, философии.

Будучи убежденным нигилистом, Базаров не признаёт какие-либо компромиссы и в итоге остаётся в полном одиночестве. Своих «учеников», Ситникова, Кукшину и даже Аркадия, Базаров откровенно презирает, не считая их зрелыми, достойными личностями. Круг его общения чрезвычайно узок — производя яркое первое впечатление своей неординарностью, Базаров быстро отталкивает от себя людей эгоизмом, самоуверенностью, гордыней.

Настоящим испытанием для героя становится его любовь к Одинцовой. Он, так сильно презиравший и высмеивавший любовь, становится заложником этого чувства. Как и каждый человек, Базаров в глубине душе отчаянно хочет любить и быть любимым, однако это столь естественное стремление не входит в перечень его жизненных ценностей, и в итоге герой чувствует себя глубоко несчастным, раздавленным.

Но самым большим разочарованием Базарова становится осознание того, что он совершенно бесполезен для России, общества и его уход из жизни останется никем не замеченным. Герой умирает с горьким чувством, понимая, что неправильно прожил свою жизнь, и ничего изменить уже нельзя…

Речевая характеристика Базарова

При первом знакомстве с Базаровым автор отмечает ленивый и вместе с тем мужественный голос героя, в которых чувствуются небрежные, равнодушные интонации.

Базаров не стремится произвести впечатление на окружающих. Напротив, общаясь с аристократами, он намеренно употребляет в разговоре такие просторечные слова и выражения как «стащить», «болтать», «не по нутру.» Герой не скрывает, что является выходцем из обычной семьи, и стремится во всём, в том числе и в разговоре, демонстрировать свою простоту. Для этой цели он использует народную форму обращения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты («на своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает»).

Базаров не видит ничего зазорного в том, чтобы женщину называть «бабой», зевать и потягиваться во время разговора, перебивать, неохотно или грубо отвечать на вопросы. Подобным поведением Базаров стремится показать, что ни во что не ставит светские представления о культурном общении.

К представителям аристократии Базаров относится демонстративно презрительно, используя суффиксы в уменьшительно-уничижительном значении, и называя их «аристократишками».

Лишь в общении с Одинцовой Базаров меняется и говорит живо, увлечённо, культурно. Пытаясь ей понравиться, он на глазах меняется, становится культурным, приятным собеседником, способным занять интересным разговором.

5 фактов о Базарове

Вывод

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» затрагиваются серьёзные социальные проблемы, раскрываются многие важные темы, среди которых главной является взаимоотношения людей разных поколений. Ярким представителем молодежи является Евгений Базаров, чей образ жизни является олицетворением нигилизма.

Базаров яростно отвергает любовь, душевную близость, искусство, природу как нечто лишнее, бессмысленное, но мы видим, как меняется Евгений в конце романа, когда ему удается переосмыслить своё отношение к жизни. Роль героя заключается в том, чтобы после серьёзных испытаний его душа смогла очиститься от скверны и признать, что именно на этих ценностях и держится весь мир. Характеристика Евгения Базарова с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 10 классе, кратко рассказать о докладе или написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *