Чем занимается боцман на корабле
Значение слова «боцман»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Унтер-офицерское воинское звание строевого состава, существовавшее в русском флоте и во флотах ряда стран мира, а также существующее в ВМФ и ВМС ряда современных государств. В Российском императорском флоте (РИФ) упразднено после Октябрьской революции.
Воинская должность военнослужащих унтер-офицерского состава корабельной службы в РИФ и во флотах ряда стран мира, а также военнослужащих старшинского и мичманского составов (до 1943 года — младшего командного состава) корабельной службы ВМФ СССР и ВМФ России. В составе экипажей крупных военных кораблей в большинстве случаев имеется боцманская команда, состоящая из нескольких боцманов под управлением главного боцмана как правило из мичманского или старшего унтер-офицерского (уорент-офицерского) состава. В РИФ до Октябрьской революции вместо главного боцмана существовало звание-должность старший боцман.
Должность на судах гражданского флота для специалистов младшего руководящего звена судовой команды.
Должность боцмана — это должность старшего строевого унтер-офицера. На корабле боцман имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способности и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и кроме того — производство такелажных работ, подъём тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё оборудование вплоть до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках в различных ситуациях, основу леерного сообщения с берегом и методы подводки пластыря на пробоину. При наличии на корабле боцманской команды, все боцманы из её состава, включая их начальника — старшего боцмана (главного боцмана), поочерёдно несут вахту. Находящийся на вахте боцман называется вахтенным боцманом. В его обязанности входит контроль за исправным состоянием такелажа, используемого для подъёма тяжестей. Во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорной стоянке проверяет готовность якорного оборудования и руководит процессом отдачи якоря, как только последует команда командира корабля. Наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При авральных работах старший боцман (главный боцман) находится на баке. Во время авральных работ, а также во время общего построения команды на верхней палубе, старший боцман (главный боцман) принимает обязанности вахтенного боцмана.
На торговых судах боцман следит за исправностью судовых спасательных средств, шлюпочного и якорного оборудования, а также за их работоспособностью. Руководит погрузкой тяжеловесных грузов и их креплением к палубе, распределяет между матросами работу и следит за её выполнением.
БО’ЦМАН, а, м. [от англ. boatsman, букв. лодочник] (дореволюц.). Старший унтер-офицер на военном судне.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Боцман – главный борец с бардаком на корабле
Залог успешной работы корабля – это слаженная, профессиональная и дисциплинированная команда. Неважно, о каком судне идет речь: гражданском или военном, крупном или мелком – всё зависит от людей. Чтобы команда работала слаженно и выполняла все указания вовремя, в свое время появилась должность боцмана.
Боцман и боцман береговой – в чем разница?
Профессия боцман зародилась ещё на парусных судах во времена великих географических открытий. На первых порах главной его обязанностью было проверка и поддержание работоспособности судна. Он нес ответственность за паруса, шлюпки, снасти. И постепенно перечень его обязанностей увеличивался, поэтому в скором времени боцман стал ответственным не только за корабль, но и за дисциплину, моральный климат в экипаже.
Более того, если речь шла о больших судах, то там имелась целая боцманская команда, во главе которой стоял старший боцман. Он координировал работу своих подчиненных, отслеживал наиболее значимые моменты и сообщал о важных изменениях или возникающих неисправностях капитану.
На сегодняшний день также существует профессия боцман береговой. Данный специалист является сотрудником порта и координирует деятельность причалов. Во многом он схож с классическим боцманом, только с тем исключением, что несет ответственность за корабль и его экипаж не в море, а на пристани.
Обязанности боцмана и боцмана берегового
Достаточно часто боцмана на корабле называют драконом. Во многом данное прозвище появилось из-за того, с какой дотошностью и тщательностью боцман проводит свои инспекции.
Также в перечень его обязанностей можно включить следующее:
координация деятельности матросов, распределение обязанностей;
организация и проведение мероприятий по обслуживанию корабля;
руководство ремонтными работами, приемка выполненных работ;
составление отчетности по материалам снабжения, создание заявок;
выявление и устранение дефектов;
А для того, чтобы выполнять все эти обязанности боцману необходимо знать:
принципы швартовки и буксировки;
правила использования устройств и оборудования;
способы проверки исправности цепей, блоков, крюков;
правила по определению максимальной грузоподъемности такелажных устройств;
правила работы с грузами различных характеристик и габаритов;
способы проведения реставрационных и ремонтных работ.
Береговой боцман – это родственная специальность, представитель которой работает в пристани. К списку его должностного функционала следует отнести:
обеспечение технического состояния причалов;
принятие необходимых мер безопасности;
проведение ремонтных работ;
осуществление приема и хранения шкиперского и другого имущества;
координация деятельности сотрудников порта.
Выполнение этого перечня обязанностей требует от боцмана берегового наличия следующих знаний:
принцип швартования судов;
принятая система сигналов;
разновидности такелажных работ;
особенности эксплуатации грузоподъемных механизмов;
особенности составления приходно-расходной документации;
основы плотничной, слесарной и малярной деятельности.
Источник фото freestockcenter/freepik
Требования к боцману и боцману береговому
Для того, чтобы работать в качестве боцмана необходимо иметь профильное образование, а также опыт работы либо на судне, либо на берегу в качестве матроса. Кроме того, представитель данной профессии должен пройти медицинское обследование на предмет отсутствия противопоказаний к работе.
Боцман для получения допуска к самостоятельной работе должен пройти стажировку и серию инструктажей по безопасной организации труда и подтвердить необходимый уровень знаний.
Где выучиться профессии боцман?
Любой матрос может дослужиться до боцмана, если будет показывать отличные результаты, а также пройдет дополнительное обучение.
Еще представителей данной профессии готовят в техникумах и колледжах морского транспорта. В этом случае, у будущих боцманов есть возможность еще в процессе обучения в рамках производственной практики пройти опыт работы на судне или же в порту. Зависит от того, какую из двух специальностей выбрал студент.
Разряды профессий боцман и боцман береговой
Стоит отметить, что обе специальности имеют только по одному квалификационному уровня, благодаря чему можно сделать вывод, что совершенствование внутри специальности будет мало возможным. За тем исключением, что боцман, который служит на судне, если работает в крупной компании, может достаточно часто менять типы кораблей и команды, поэтому ощущение новизны и неотточенных навыков будет достаточно долго с ним.
Перспективы карьерного роста
Во многом профессию боцман можно считать отличной стартовой площадкой для того, чтобы стать помощником капитана или даже капитаном, опять-таки, если заниматься получением необходимого образования. Данная должность позволяет не только изнутри постигнуть все процесс корабля, но и оттачивать навыки управленца и организатора.
Такая же ситуация и боцманов береговым. Его должность позволяет развивать себя в управленческом направлении.
Личностные качества боцмана и боцмана берегового
Работа боцманов требует определенного склада характера:
Боцман
Боцман (нидерл. bootsmann ) — старший из палубной команды судна, чин и воинское звание в войсках Германии, в Российской империи и революционной России до 1925 года.
Российская империя
Согласно своду морских постановлений издания 1886 года:
Боцман — старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман), на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, — производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, всё касающееся до вооружения корабля, компас, управление рулём и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа, употребляемого для подъёма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдаёт якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке. Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Боцман» в других словарях:
БОЦМАН — (голланд.). Старший унтер офицер на корабле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БОЦМАН фельдфебель во флоте. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Боцман — должность младшего командного состава корабля (мичман или старшина). Боцман отвечает за исправность корпуса, такелажа и палубных устройств, осуществляет руководство общекорабельными работами и др. Боцман является на надводных кораблях прямым… … Морской словарь
БОЦМАН — БОЦМАН, см. бот. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
БОЦМАН — «БОЦМАН (Из цикла «Ральф, здравствуй!»)», СССР, киностудия им. А.Довженко, 1975, цв. Детский фильм. Маленький мальчик спасает собаку по кличка Боцман от издевательств злого хозяина. В ролях: А. Смородинов, Владимир Волков (см. ВОЛКОВ Владимир… … Энциклопедия кино
БОЦМАН — (нидерл. bootsman) должность младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды. На крупных военных кораблях может быть несколько боцманов, один из них главный … Большой Энциклопедический словарь
БОЦМАН — БОЦМАН, боцмана, муж. (от англ. boatsman, букв. лодочник) (дорев.). Старший унтер офицер на военном судне. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БОЦМАН — БОЦМАН, а, мн. ы, ову моряков, речников) а, ов, муж. На судне: лицо младшего начальствующего состава, к рому непосредственно подчинена палубная команда. | прил. боцманский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
боцман — боцман, мн. боцманы, род. боцманов и в речи моряков боцмана, боцманов … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
боцман — должность младшего командного состава корабля (мичманили старшина). Отвечает за исправность корпуса корабля, такелажа и палубных устройств, осуществляет руководствообщекорабельными работами … Морской биографический словарь
Боцман — старший строевой унтер офицер и на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Боцман, лоцман, штурман – кто это такие и чем они занимаются на корабле?
Любой, даже небольшой корабль – это не только прочный корпус и разнообразное оборудование, но и слаженная команда, в которой у каждого есть свой чётко очерченный круг обязанностей. Названия корабельных должностей для непосвящённых звучат загадочно и романтично: лоцман, штурман, боцман. Практически все они были заимствованы из голландского языка во времена царя Петра, когда Россия создала и начала развивать свой собственный флот.
Давайте разберёмся, какую роль носители этих званий играют на корабле и чем занимаются во время плавания.
Кто такой боцман?
Слово «боцман» происходит от голландского «вootsman», где вoot – это лодка, а man – человек, мужчина. На современных гражданских судах это ответственная должность, которую занимает опытный матрос. В его обязанности входит организация и контроль текущих работ на корабле, руководство погрузкой и разгрузкой, поддержание в исправности спасательных средств и многое другое.
Боцман руководит матросами, назначает их на те или иные работы, обучает и проверяет наличие необходимых знаний. Кроме того, в прошлом боцман был обязан наказывать матросов за недобросовестное выполнение обязанностей, попытки бунта и т.д., вплоть до повешения.
На крупных судах с многочисленной командой всеми работами, как правило, заведует боцманская команда. Она состоит из старшего боцмана, который является её главой, и остальных боцманов, поочерёдно несущих вахту. Во время авралов старший боцман должен находиться на баке – передней части палубы. С этого места ему хорошо видно, что происходит на корабле, чтобы руководить работой матросов и вовремя исправлять недочёты.
Лоцман и его обязанности
В настоящее время профессия лоцмана становится всё менее востребованной. Так называют опытного моряка, который лучше других знает донный рельеф и фарватер, течения и водовороты. Опираясь на эти знания, он проводит корабль по безопасному маршруту, исключающему попадание на мель или столкновение с другими опасностями.
Лоцман может быть включен в корабельную команду, если судно постоянно ходит по одному маршруту – как правило, по реке. Но при наличии эхолота и размеченного фарватера обязанности лоцмана вполне может выполнять капитан, особенно если судно невелико.
На морских кораблях лоцман часто является приглашённым специалистом. Его услуги запрашивают в близлежащем порту, после чего лоцман прибывает на судно на катере или вертолёте. Нередко ему даже не нужно переходить на борт проводимого корабля: буксир, на котором находится лоцман, плывёт впереди и показывает безопасный маршрут. Однако указания лоцмана не являются обязательными для капитана и не снимают с него ответственности за судно. Лоцман только даёт рекомендации, но решение о выборе того или иного маршрута выбирает капитан корабля.
Штурман и его роль на корабле
Профессия штурмана чрезвычайно важна и ответственна, ведь именно он занимается определением местоположения судна, рассчитывает и прокладывает курс, отмечает на карте перемещения, следит за исправностью навигационных приборов. Разумеется, капитан тоже обладает необходимыми знаниями, однако на нём лежит множество других обязанностей. Штурман же не занимается ничем другим, кроме определения и расчёта курса.
Для исполнения своих обязанностей штурман использует специальное оборудование и инвентарь. Во времена парусного флота это были обычные и сигнальные флаги, вымпелы, компасы, песочные часы, лоты и лаги, другое штурманское имущество. В ведении штурмана находятся морские карты и лоции (описания особенностей определённых районов моря, с указанием глубин, течений, мелей и рифов, банок и т.д. Ранее штурман должен был заниматься картографированием, сверять реальные береговые линии с картой и при необходимости вносить исправления.
В обязанности штурмана входит предупреждение капитана о возможных опасностях – скалах, рифах, мелях, течениях, которые могут увести с курса или повредить корабль. Во время остановки у берега штурман должен выбрать удачное место, достаточно глубокое, чтобы можно было без опасений отдать якорь.
На современных военных судах штурманскую должность занимает опытный офицер, прошедший специальную подготовку. Хотя все военно-морские офицеры в той или иной степени владеют навыками штурмана, необходимость в этой специальности существует до сих пор.
Современный боцман: кто он?
Боцман (от голл. bootsmann – боцман, человек судна)- древнейшая должность на судне, дошедшая до наших времен. Говоря о боцмане, перед глазами встает коренастый моряк с трубкой во рту, широким шагом передвигающийся по палубе — герой множества произведений мировой литературы. «Каков боцман – таков и корабль», поговорка, в полной мере отражающая роль боцмана на судне.
Корреспондент Морской Правды/Maritime Telegraph побеседовал с представителем профессии, для того, чтобы понять, кто такой современный боцман. Иван Вдовиченко, работает боцманом 4 года на разных судах: универсалы, балкеры, контейнеры, ро-ро.
МП/МТ: Почему решили стать боцманом?
Карьеру я начал с матроса и проработал шесть контрактов под началом разных боцманов. Многие из них, на мой взгляд, были некомпетентны. Мало кто знал технологический процесс покраски, не разбирались в пульверизаторах. Это создавало хаос в работе и стоило судовладельцам дополнительных затрат. Вообще, больше половины боцманов, с кем я сталкивался, не знали норм количества слоев краски для поверхностей корпуса, надстройки и различного вида танков на судне. А это минимум двойной перерасход для владельцев. Часто нарушался технологический процесс покраски – красили в туман, при неподходящей температуре, либо по неподготовленной поверхности (сажа, не опреснённая). Подобные команды поступали от старпома, не компетентного в этом вопросе. Вообще, чаще всего в неподходящих условиях красятся фальштрубы– при несоответствующей температуре.
Я знаю процесс из хорошей морской практики. Специально общавшись с технологом по покраске, я брал карты совместимости покрасочных материалов и все это изучал. Литературу, фотографии в электронном виде вожу с собой, чтобы показывать не знающим старпомам и капитанам.
МП/МТ: Трудно стать боцманом?
Надо проработать минимум два контракта и заработать два промоушена. В моём случае желающих было много, потому что работа подразумевает больше контроля, чем непосредственно физической работы. Также старые боцмана не увольнялись и не давали хода.
Работая в одной и той же компании, но на разных судах я часто пересекался с суперинтендатом и у него возникали вопросы по трубам, кофердамам, шпигатам и их состоянию, а также по состоянию фундаментов шпилей и брашпилей. Я отвечал на его вопросы. Например, при швартовке брашпили не выдавали требуемой мощности из-за состояния фундамента. В разговоре с ним мы разбирали проблемные моменты, и я ему показывал, что надо сделать. Также я упоминал, что хочу работать боцманом, спрашивал, что нужно, чтобы им стать (на то время у меня было уже два промоушена, но продвижения не было). Однажды меня вызвали в офис капитана, где присутствовали DPA, два суперинтенданта и капитан. Мне объявили, что если сроки сессии мне позволяют (в то время я получал второе высшее в Морской Академии), то через полтора месяца у боцмана заканчивается контракт – и я смогу его сменить. Так и вышло. А через пять месяцев уже я работал на незнакомом мне судне боцманом.
МП/МТ: Какие документы необходимы?
Когда закончились матросские документы, я делал сразу боцманские документы. Процедура заняла до трёх месяцев.
В Инспекции по вопросам дипломирования моряков можно получить весь набор необходимых сертификатов. Сертификаты выдаются сроком на 5 лет, а диплом бессрочный.
Огромной проблемой оказалось подать документы в Инспекцию, приходилось занимать живую очередь с часа ночи, потому что документы для рядовых, штурманов, механиков, танкерные документы и GMDSS все принимаются в одном кабинете и мало кто знает, что существует 5 очередей к каждому столу, находящемуся за дверями кабинета. И многие, увидев толпу в коридоре, просто разворачиваются и уходят.
МП/МТ: С одной стороны, боцман – руководитель палубной команды, с другой – исполнитель приказов старпома. Возникают сложности управления?
Старпомами становятся люди, которые были два раза кадетами, а значит — имеющие незначительный опыт работы на палубе. Потом они начинают руководить палубной командой, не прислушиваясь к исполнителям. Ты не должен перечить. Со слезами выполняешь работу, прикрывая коммингс торсом от брызг. Спросят кто делал, но не спросят – кто приказал. Старпом всегда хочет сохранить свою репутацию.
В моей первой компании суперинтендант попался умный, проработавший много лет мотористом, а затем старшим механиком – и поэтому все понимал.
Раньше на флоте палубой заведовал не старший помощник, а старший механик. Палубой должен заведовать старпом, но если он человек не грамотный – то стармех. От них требуется правильно контролировать и понимать: кто у тебя опытный матрос. Чтобы люди разговаривали на одном техническом языке. Но, ни одной компании до этого дела нет. Это вопрос насущный, это кризис управления. Судовладельцу выгодно чтобы судно было в хорошем состоянии. Чтобы правильно осуществлялось обслуживание, должно быть хотя бы два человека – опытный матрос и старпом или стармех.
Часто попадается неграмотный боцман, матросы выполняют все его указания, чтобы выглядеть хорошими. В компании всегда знают только самых хороших и самых плохих. Все бояться попасть в список. Человеку легче выполнить перерасход – за счёт компании, чем сделать правильно (перекраска, подготовка к покраске и т.п.)
Допустим, на «семейных» пароходах днем, в жару, могут сидеть в надстройке, а потом красить ночью – потому что люди хотят сделать все на совесть. И наоборот, — на экваторе (жара, влажность 100%) отдают команду мотать тряпки и красить. Можно же найти другие работы, не связанные с покраской.
Почему на судне нечетко указаны обязанности рядового состава? Почему ни один судовладелец не решит за кем закреплена дренажная система, за палубой или машиной?
МП/МТ: С какими ещё трудностями сталкивались в работе?
Очень часто приходилось работать с оборудованием, не имеющим сертификатов: требовалось выполнить работу, вот и рисковали. Также никто из экипажа не озабочен сепарированием мусора (потом это ложится на плечи матросов и боцмана). Ни один старший офицер на судне еще не смог решить эту проблему.
Периодическую проверку состояния балластных танков, которую должны проводить старший помощник с ассистентом, обычно осуществляет сам ассистент или того хуже – вообще не делается.
Существует проблема грамотного распределения рабочего времени в портах и на стоянках: почти всегда задействованы все члены экипажа, хотя есть возможность дать отдохнуть хотя бы рулевым перед выходом из порта или после стоянки. Потому что в порту и во время стоянки всегда много работы и на палубе и в машинном отделении.
Подытоживая вышесказанное, хочу сказать, что контракт можно отработать и вернуться домой обессиленным морально и физически, а можно только с чувством легкой усталости. Очень многое зависит от экипажа.
МП/МТ: Ваши планы на будущее?
В перспективе я хочу стать старшим помощником капитана. Работая боцманом, я получаю неоценимый опыт управления палубной командой, со всеми подводными камнями, с которыми может столкнуться старпом. Есть огромное желание не выглядеть безграмотным начальником в глазах палубной команды.
С каждым новым судном приходят новые знания и, это здорово когда ты можешь перенимать и передавать опыт.