Чем занимается бухгалтер экономист
Должностная инструкция экономиста
Должностная инструкция экономиста устанавливает полный список рабочих обязанностей этой категории сотрудников предприятий и организаций. Она определяет порядок назначения и увольнения экономиста, правила и законы, с которыми он должен быть ознакомлен, а также дает представление о его правах и мере ответственности за конкретные проступки, которые могут служить основанием к дисциплинарному наказанию.
Несмотря на то, что документ не относится к обязательной документации компаний, он распространен практически повсеместно. Связано это с тем, что должностная инструкция важна не только сотруднику, которому она дает четкое представление об условиях работы, но и работодателю, которому она позволяет регулировать производственные процессы и координировать взаимодействие внутри коллектива.
Основные правила по написанию должностной инструкции
Должностная инструкция экономиста не имеет унифицированной формы, поэтому составлять ее можно в свободном виде, исходя из потребностей компании, либо же пользоваться широко распространенными шаблонами. Независимо от того, какой вариант будет выбран разработчиком инструкции, она должна включать в себя несколько основных разделов, касающихся общих положений, непосредственно выполняемых функций, прав и ответственности сотрудника. При необходимости она может быть дополнена и другими параграфами (например «Право подписи», «Особые условия» и т.д.).
Составляется должностная инструкция в одном экземпляре на конкретного работника.
Если в организации трудится несколько сотрудников определенной специальности, то документ нужно корректировать (во избежание повторения возлагаемых на них функций).
Должностная инструкция должна быть заверена руководителем предприятия, а также тем работником, под которого она разрабатывалась. Личная подпись сотрудника будет обозначать, что он согласен с теми обязанностями и правами, которые прописаны в инструкции, а также понимает и принимает ответственность за возможные нарушения и проступки.
Составление должностной инструкции экономиста
Вверху, посередине документа пишется его название, а затем в правой верхней части отводится место для начальственной резолюции. Здесь надо заполнить несколько строк:
Общие положения
В первом разделе под названием «Общие положения» сначала вписывается, к какой категории работников относится экономист (специалист, руководитель, рабочий, служащий и т.п.) и кому напрямую он подчиняется. Далее указывается порядок замещения работника в период его отсутствия (без внесения в документ конкретных фамилий), требования по уровню образования и опыту работы, а также регламент его назначения и увольнения.
Чуть ниже в этом же разделе прописываются все методические материалы, приказы, распоряжения, акты и пр. документы, на которые должен ориентироваться экономист при исполнении своих трудовых обязанностей. Точно таким же образом отдельным пунктом перечисляются законы, правила, внутренние нормативы и документы, с которыми он обязан быть знаком по долгу службы.
Должностные обязанности экономиста
Второй раздел «Должностные обязанности экономиста» касается непосредственно функций, которые должен выполнять экономист. В зависимости от предприятия, пункты могут несколько отличаться друг от друга, но основные обязанности все же вполне стандартны. Здесь необходимо подробно перечислить все задачи, которые предстоит решать сотруднику, но при этом важно учитывать его рабочее время для того, чтобы на него не произошло чрезмерной или недостаточной нагрузки. Также нужно следить за тем, чтобы обязанности одного работника не дублировались в должностной инструкции другого.
Права экономиста
Раздел «Права» — параграф о том, какие именно полномочия даются экономисту для более эффективного и плодотворного труда. В частности здесь указывается право на внесение конструктивных предложений, направленных на улучшение производственных показателей его лично и коллектива в целом, оговаривается возможность взаимодействия с руководством предприятия и другими подразделениями, а также предоставляется право не приступать к работе при возникновении каких-либо угроз и опасностей для здоровья и жизни.
Ответственность экономиста
В разделе «Ответственность» подробно перечисляется список действий, нарушений и проступков, которые влекут за собой наказание в виде дисциплинарного взыскания (замечания, лишение премии, выговор, увольнение и т.п.).
После вдумчивой и тщательной разработки должностной инструкции экономиста ее необходимо передать на согласование и подпись сотруднику, который ответственен за то, чтобы прописанные в ней пункты соблюдались (руководителю экономического отдела, начальнику кадровой службы и т.п.). Тут надо вписать его должность, наименование организации, фамилию, имя, отчество, а также заверить все это личным автографом.
Далее аналогичным образом вносятся служебные и личные данные об экономисте: его фамилия, имя, отчество, должность, опять же название компании, паспортные данные (или сведения из другого удостоверяющего личность документа), подпись и дата ознакомления с инструкцией.
Должностные обязанности бухгалтера-экономиста
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Должностные обязанности бухгалтера-экономиста
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
В коммерческих организациях часто встречается объединение двух родственных по содержанию специальностей в одной должности. Примером такого «слияния» является должность бухгалтера-экономиста. Разбераем, что делает бухгалтер-экономист в компании и как правильно составить его должностную инструкцию.
Что делает бухгалтер-экономист в организации
Бухгалтер-экономист одновременно занимается ведением бухгалтерского и управленческого учета. То есть не только фиксирует и отражает факты хозяйственной деятельности компании, но и параллельно проводит детальный анализ данных для определения текущего положения дел и планирования дальнейшей стратегии развития предприятия.
Совмещение двух специальностей, требует обширных знаний, а именно:
Требования к должности бухгалтера-экономиста
На должность бухгалтера-экономиста может претендовать соискатель, имеющий:
Права и обязанности бухгалтера-экономиста на предприятии
Бухгалтер-экономист по роду деятельности должен обрабатывать объемные массивы информации, поэтому для четкого выполнения своей работы он должен оперативно получать необходимые сведения из различных источников. Следовательно, руководство обязано обеспечить специалиста свободным доступом к нужным данным и обязать работников служб и подразделений предприятия своевременно исполнять его запросы.
В случаях производственной необходимости бухгалтер-экономист может с разрешения администрации привлекать для выполнения поставленных задач других сотрудников. Кроме того, он имеет право регулярно повышать свою квалификацию.
В рамках трудовой деятельности бухгалтер-экономист исполняет следующие обязанности:
Сложности подбора кандидата на вакансию
Чем больше разнообразных функций возлагается на специалиста, тем сложнее процедура подбора подходящего кандидата на вакансию. Ведь в случае объединения нескольких специальностей в одной должности, необходимо удостовериться в квалификации соискателя по каждой из профессий.
Часто стремление к экономии на трудовых ресурсах не приносит ожидаемого результата, а ошибки одного некомпетентного бухгалтера-экономиста оборачиваются серьезными убытками, многократно превышающими затраты на содержание нескольких узкопрофильных специалистов.
Наиболее рациональный выход из подобной ситуации — доверить стратегическое планирование грамотному экономисту, а бухгалтерию передать на аутсорсинг. В компании 1C-WiseAdvice ведение учета осуществляется квалифицированными экспертами, а условия договора предусматривают материальную ответственность исполнителя, если ошибки произошли по его вине.
Должностная инструкция бухгалтера-экономиста — образец
Должность бухгалтера-экономиста не включена в Квалификационный справочник должностей (утв. постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).
Поэтому при разработке должностной инструкции (ДИ) рекомендуется использовать квалификационные характеристики КСД, установленные для профессий: бухгалтер и экономист бухучета по АХД предприятия.
ДИ бухгалтера-экономиста должна содержать следующие подразделы:
Каждый пункт инструкции требует тщательной проработки. Размытые неоднозначные трактовки функционала служащего, его прав и зоны ответственности могут доставить немало проблем руководству и самому работнику. Желательно, чтобы составлением ДИ занимался профессиональный кадровик, который хорошо разбирается в специфике работы финансовых служб предприятия и в совершенстве знает нормы трудового права.
Необходимо помнить, что в условиях экономического кризиса и усиливающегося прессинга со стороны налоговых органов многократно возрастает вероятность возникновения разногласий между работодателем и сотрудником. Грамотно составленная ДИ поможет избежать конфликтных ситуаций и расставить акценты в случае судебного спора.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.
Что должен знать и уметь бухгалтер в наше время
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Что должен знать и уметь бухгалтер в наше время
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Поиск грамотного бухгалтера — приоритетная задача каждого руководителя, ведь именно от профессионализма, честности и скрупулезности этого работника во многом будет зависеть дальнейшая судьба предприятия.
Ошибки бухгалтеров обходятся владельцам бизнеса дороже, чем ошибки других сотрудников. К сожалению, многие клиенты нашей компании имеют за плечами печальный опыт сотрудничества с некомпетентными специалистами и не понаслышке знают, к чему приводят халатность и попустительство со стороны работников бухгалтерской службы.
В этой статье мы расскажем, что должен знать хороший бухгалтер и как проверить его квалификацию.
Минимальные требования к квалификации бухгалтера
С 6 апреля текущего года в нашей стране действует новый профстандарт «Бухгалтер».
Его должны применять ПАО (кроме банков), страховщики, НПФ, АИФ, а также управляющие компании ПИФ и госорганы управления внебюджетными фондами в отношении главных бухгалтеров или руководителей, ведущих учет самостоятельно.
В частности, согласно стандарту главбух организации должен:
Всем прочим предприятиям использовать новый стандарт не обязательно, но его изучение поможет составить общее представление о трудовых функциях бухгалтерской службы организации, понять какие знания и навыки бухгалтера нужно указать в вакансии для соискателей, доработать должностные инструкции трудоустроенных сотрудников.
Работодатель имеет полное право установить более высокие требования к соискателю, кроме указанных в стандарте, если этого требует специфика работы предприятия. Например, знание иностранного языка.
Какие законы должен знать бухгалтер
Основными законодательными актами, регулирующими ведение учета на предприятии, являются: закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение о ведении бухучета и отчетности в РФ, План счетов, ПБУ (сейчас их в общей сложности 24), НК РФ.
К сожалению, профессиональные знания бухгалтера не ограничиваются столь скромным перечнем правовой документации.
Хорошему специалисту необходимо уметь ориентироваться в различных видах законодательства (в первую очередь гражданском и трудовом), КоАП, судебной практике, многочисленных постановлениях и разъяснениях ФНС, Минфина и других государственных ведомств.
Но нужно понимать, что, во-первых, ни одному человеку не под силу заучить весь объем нормативной документации, а во-вторых, этого и не требуется, поскольку информация постоянно устаревает. Поэтому хороший бухгалтер обязательно должен уметь пользоваться справочно-правовыми системами и быстро находить те нормы, которые ему нужны для решения конкретного вопроса в данный момент времени.
Каким набором навыков должен обладать главбух
Перечень необходимых знаний главбуха напрямую зависит от множества факторов. Это и сфера деятельности предприятия, и количество сотрудников в организации, и участие в компании иностранных инвесторов, и совмещение основных обязанностей с функцией финансового директора и т.д.
В трудовые обязанности главбуха входит:
Часто на малых предприятиях главбух не только сам занимается расчетом зарплаты и ведением прочих участков бухучета, но и выполняет все функции штатного кадровика. В этом случае в должностные обязанности главного бухгалтера дополнительно включается руководство кадрами организации.
Нужно помнить, что кадровый учет требует глубоких системных знаний, а совмещение обязанностей бухгалтера и кадровика может повлечь ряд негативных последствий для организации, в том числе в виде штрафов за нарушение трудового законодательства.
Что должен уметь бухгалтер участка учета
Участки бухучета формируются на предприятии по мере необходимости, никакого единого стандарта здесь не предусмотрено.
В одной организации различные участки учета могут создаваться по отдельным видам деятельности, например: производство — первый участок, опт — второй, розница — третий и т.д. В другой — на отдельных участках группируются хозяйственные операции по родственным признакам: учет основных средств, учет наличных и безналичных средств, учет расчетов по заработной плате и т.д.
Соответственно, знания и умения бухгалтера участка учета должны соответствовать тому набору трудовых функций, которые должен исполнять этот сотрудник на рабочем месте.
Пример
Наименование участка учета
Основные знания бухгалтера участка
Трудовые функции бухгалтера участка
Что должен знать начинающий бухгалтер
Специалист, не имеющий опыта работы, обычно начинает обучаться бухгалтерскому делу с учета первичной документации.
На этом этапе новичку достаточно знать:
Как проверить квалификацию бухгалтера
При устройстве на работу нового специалиста необходимо удостовериться, что кандидат отвечает вашим требованиям по трем основным направлениям:
Профессиональный опыт. Вопросы по этому пункту должны включать следующие моменты:
Обратите внимание: не взаимосвязаны ли даты увольнения сотрудника с предыдущих мест работы со сроками сдачи отчетности.
Профессиональные знания. Предложите соискателю пройти небольшой тест из области профессиональных знаний бухгалтера с примерами, соответствующими специфике деятельности вашей организации.
Для выполнения задания предоставьте кандидату возможность выхода в интернет и посмотрите, какими источниками он пользовался для поиска нужного ответа.
Личные качества. Работа бухгалтера — зачастую монотонная рутина с многократным повторением типовых действий, которая требует постоянной концентрации и высокого уровня организованности.
Честность, усидчивость, математический склад ума — таков необходимый набор качеств для хорошего специалиста.
Клиенты 1C-WiseAdvice, доверившие нам ведение бухгалтерского учета, точно знают, что: