Чем занимается бухгалтерия на атп
Правила ведения бухучета в транспортной компании (нюансы)
Чем примечательна деятельность по перевозкам
Транспортную компанию отличает следующее:
ВАЖНО! С 01.01.2021 режим ЕНВД на территории России отменен.
Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:
Эксперты «КонсультантПлюс» в Путеводителе по сделкам собрали основные операции у грузоперевозчика и разъяснили, как правильно выстроить учет в такой фирме.Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг».
Специфика затрат при перевозках
При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:
О забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» расскажем в этой статье.
Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.
Что делать, если с расчетом налоговой вы не согласны, описано в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе К+, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.
Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей».
Итоги
Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.
Что входит в обязанности бухгалтера
Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.
Знакомьтесь — бухгалтер
Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.
В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.
Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?
Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.
Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.
Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:
Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.
Профессиональные стандарты
Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:
Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.
Должностная инструкция
Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.
Структура должностной инструкции:
Пример должностной инструкции главного бухгалтера
Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.
Бухгалтерия: обязанности
Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.
Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):
Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)
Обязанности бухгалтера по расчетам
Обязанности главного бухгалтера:
Права и полномочия
Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.
Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.
Пример формулировок
Ответственность за проступки
Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.
Какую ответственность предусмотреть:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».
За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».
1С:Управление автотранспортом (1С УАТ): описание подсистем и возможностей
Основные возможности 1С:Управление автотранспортом «Стандарт»
Программный продукт «1С:Управление автотранспортом Стандарт» предназначен для автоматизации управленческого и оперативного учета в автотранспортных организациях, а также в автотранспортных подразделениях торговых, производственных и прочих предприятиях, использующих автотранспорт для собственных нужд.
Диспетчерская подсистема (управления заказами и диспетчеризации)
Прием заказов на автомобильный транспорт
Обычно в заказе указывается маршрут транспортировки, особенности перевозимого груза, а также требования, предъявляемые к автомобилю. Допустимо отслеживание заказов, выполненных частично. Заказ может быть принят от сторонних контрагентов и внутренних подразделений предприятия.
Выписка разнарядки на выпуск транспортного средства
Выписка делается с соблюдением графиков работы водителей и разных режимов работы транспортного средства. Программа проверяет в автоматическом режиме, пригоден ли автомобиль для выполнения конкретного рейса. Причем во время проверки учитываются следующие показатели: нахождение или ненахождение в ремонте, предусмотрено или не предусмотрено техническое обслуживание на конкретные даты. Дополнительно необходимо проверить отсутствие документации с истекшим сроком годности (страховой полис и так далее).
Эти разнарядки используются во время пакетной выписки путевых листов.
Создание маршрутных листов
Создание и обработка путевых листов следующих категорий:
При этом путевые листы выписываются как вручную, так и в автоматическом режиме. Для крупных компаний и предприятий подходит пакетная выписка, поскольку с ее помощью можно быстро формировать и печатать путевые листы при минимальном участии диспетчера.
Во время создания путевого листа переносятся остатки топлива и показания спидометров транспортных средств. После обработки путевого листа при помощи программного продукта рассчитываются параметры выработки: время в наряде, простое, работе, количество поездок, масса транспортируемого груза, пробег с грузом и без него. Данные параметры выработки настраиваются пользователями через справочник. Причем для водителей в путевых листах предусмотрено начисление заработной платы только по итогам выполненной работы.
Далее на основании рассмотренных выше путевых листов в программе формируются аналитические отчеты:
Рассматриваемый программный продукт предназначен для отслеживания таких состояний транспортных средств:
Во время оформления такой документации как разнарядка на выпуск транспортного средства, ремонтный и путевой лист меняется и состояние авто в автоматическом режиме. Благодаря документации «Диспозиция ТС» пользователь может фиксировать состояние и местонахождение машины. Детальные сведения о состоянии автомобиля находятся в отчете, приложенном ниже.
Подсистема ПТО
Данный учет обычно ведется в справочниках «Оборудование ТС», «Модели ТС» и так далее.
В подсистеме предусмотрена возможность проведения быстрого отбора транспортных средств по колоннам, организациям и моделям. Это делается благодаря удобной форме списка автомобилей специальными пиктограммами. Происходит отбор транспортных средств с приближающимся сроком технического обслуживания и окончанием срока действия таких документов как полисы ОСАГО, сертификаты и прочее. В карточке транспортного средства можно ознакомиться с подробной информацией об его технических характеристиках.
Нужно обратить внимание, что на закладках карточки транспортного средства можно вести учет таких сведений:
Именно на основании путевых листов выполняется учет выработки машин и оборудования. Во время обработки путевых листов при помощи программы рассчитываются заданные параметры выработки (грузооборот, общий пробег, наработка в моточасах и так далее). После этого данные параметры используются для формирования разных аналитических отчетов и контролирования прохождения планового технического обслуживания.
Причем нормы прохождения технического обслуживания обычно задаются в справочнике «Модели транспортных средств». При помощи программного продукта можно настраивать нормы технического обслуживания в зависимости от объема выработки и календарных сроков. В качестве параметра выработки берется любой произвольный параметр (количество выполненных операций, пробег и так далее).
Благодаря функциональным возможностям программного продукта можно контролировать срок действия различных документов, которые были выданы водителям и автомобилям (речь идет не только о медицинских справках, сертификатах, но и о страховых полисах ОСАГО). Все виды документации обязательно настраиваются через специальный справочник (причем их количество неограниченно). Срок действия того или иного документа можно посмотреть в отчете. Водители и машины в справочниках выделяются специальной пиктограммой.
Что касается учета шин, аптечек, аккумуляторов, раций и другого дополнительного оснащения, то он ведется в разрезе каждого транспортного средства. А вот учет шин также ведется и в разрезе мест установки. Программный продукт фиксирует место и дату установки, а также замены каждой шины. Во время обработки путевых листов автоматически учитывается пробег по каждой шине, которая была закреплена за транспортным средством. Благодаря отчетам по контролю срока износа шин можно быстро принимать решения о необходимости их замены.
Следует заметить, что кроме всего прочего в программе также ведется учет ДТП (дорожно-транспортных происшествий). В соответствующих документах указываются сведения об автомобиле и водителе, который стал участником ДТП. Дополнительно может быть указан перечень сторонних участников ДТП, а также сведения экспертизы ущерба и страховой компании.
Благодаря аналитическим отчетам возможно:
Подсистема учета ГСМ
Здесь ведется настройка норм расхода горюче-смазочных материалов, учета поступлений, выдачи и расхода горюче-смазочных материалов. Поступление и выдача ГСМ отражается в документации «Поступление товаров» и «Заправка ГСМ». В путевых листах ведется расчет расхода топлива. Есть и другие специальные документы, предусмотренные на случай слива ГСМ, если был выполнен возврат топлива с транспортного средства обратно на склад.
Разновидности оформления заправок:
Что касается заправок по пластиковым карточкам, то в программном продукте предусмотрены вспомогательные возможности ведения учета. Они следующие: загрузка сведений из отчетов с детализациями заправок и автоматическое сравнение с данными, которые были введены на основании квитанций водителей. Причем в поставку программы была включена обработка для загрузки сведений по заправкам следующих процессинговых центров:
Предусмотрена обработка «Универсальная загрузка данных ПЦ», которая предназначена для других процессинговых центров, не представленных в вышеуказанном перечне. Это обусловлено тем, что они также предоставляют отчеты по заправкам в электронном виде открытого формата (Excel, txt, DBF и так далее). С помощью «Универсальной загрузки данных ПЦ» реализована загрузка этих сведений в программу. Далее происходит сверка с отчетами водителей.
Для выполнения инвентаризации остатков топлива в баках автомобилей предусмотрен документ «Инвентаризация ГСМ в ТС».
При обработке в путевом листе осуществляется расчет расхода топлива. Причем его нормативный расход рассчитывается согласно нормам расхода, настраиваемым в справочнике «Модели транспортных средств». Алгоритмы расчета в программе реализованы в соответствии с приказом Минтранса. Благодаря им можно рассчитывать следующие виды расхода горючего:
Дополнительно в программе предусмотрена возможность ведения учета сезонных надбавок на расход топлива и надбавок на работу в непростых условиях.
Кроме того, в программе ведется учет остатков технических жидкостей на транспортные средства. Это отображение можно отыскать в отчете «Остатки ГСМ на автомобили». При этом результирующие данные по движению горюче-смазочных материалов и ТЖ можно отыскать в таких отчетах:
Подсистема учета ремонтов и сервисного техобслуживания
В ней ведется учет:
Нужно обратить внимание, что в подсистеме ведется учет ремонтных работ, проведенных на собственной ремонтной базе или в сторонних сервисных центрах.
Заказы на проведение ремонта регистрируются таким документом как «Предварительный заказ на ремонт». В нем указывается транспортное средство, причина обращения в сервисный центр, список неполадок и деталей. Если ремонтные работы проводятся в стороннем сервисном центре, то предзаказ может быть распечатан в таком виде.
Ремонтными листами называются документы, которые регистрируют проведенный ремонт, техобслуживание, замену аккумуляторов и шин. Эти документы составляются на основании предзаказов. Что касается документа под названием «Ремонтный лист», то он выполняет списание частей со склада предприятия, если ремонтные работы проводятся в собственном сервисном центре. Если же ремонт выполняется мастерами стороннего сервисного центра, то в документе обязательно фиксируется конечная цена проведенных работ. А вот если для выполнения ремонтных работ были привлечены водители, то время, выделенное на работы, указывается в табеле учета рабочего времени шоферов.
В отчетах прописывается статистика всех выполненных ремонтных работ.
Подсистема складского учета
Здесь можно провести следующие складские операции:
Нужно помнить, что комплектация должна учитываться отдельно в разрезе каждого транспортного средства. Именно поэтому в складской учет входит учет аккумуляторов, шин, аптечек и прочего. Для аккумуляторов и шин ведется детальный учет технической информации.
В программном продукте есть и возможности группового оприходования аккумуляторов и шин, что дает возможность существенно минимизировать время при вводе документов.
Подсистема взаиморасчетов (учета транспортных услуг, которые были оказаны)
Учет тарифов и прейскурантов
Благодаря структуре справочника тарифов можно выполнять настройку разных областей действия прейскурантов:
Тарифы могут быть заведены абсолютно на любой параметр выработки. В программном продукте можно выполнять настройку зависимости величины тарифа от объема работы и устанавливать тарифы.
Особенности расчета стоимости транспортных услуг
Во время обработки путевых листов в товарно-транспортной документации (аналоги талонов заказчиков, товарно-транспортные накладные) ведется расчет стоимости услуг.
Формирование счетов, реестров, актов за оказанные услуги
Они должны быть сформированы на основании этой документации за произвольный временной период с разной степенью детализации. Причем формирование осуществляется в разрезе каждого заказчика. Дополнительно может быть сформирован перечень транспортных услуг как дополнение к актам и счетам.
Подсистема учета работы водителей
Учет выработки и рабочего времени водителей
Начисление средств по путевым листам
Способы расчета заработной платы водителям:
Подсистема учета затрат
Она нужна для ведения учета прямых расходов. Благодаря ей проводится распределение косвенных затрат между транспортными средствами.
Причем прямые траты определяются благодаря ремонтным и путевым листам.
Косвенные расходы делятся между транспортными средствами по следующим общепринятым алгоритмам:
Предусмотрена возможность вывода отчетов по затратам в разных разрезах аналитики. К примеру, по транспортным средствам.
Функции и обязанности у бухгалтера АТП
К функциональным обязанностям бухгалтера можно отнести:
Бухгалтер ведет документацию согласно Закону Украины. Необходимые условия для выполнения его непосредственных обязанностей создает руководитель предприятия. Он обеспечивает правильность ведения бухгалтерского учета, выполнение всеми подразделениями, группами и работниками требований о порядке оформления и ведения первичных документов.
По требованию директора, главного бухгалтера или других высших должностных лиц ведущий бухгалтер собирает, разрабатывает, и дает информацию о финансовом положении и движении средств. Бухгалтер обеспечивает контроль и соответствие расходов бюджетных, целевых средств и имущества, которые утверждается бюджетом и программами.
Но на этом функции и обязанности бухгалтера АТП не заканчиваются. На любом предприятии бухгалтер делает большой вклад своей работой, и его роль на нем постоянно растет, так как расширяются его задачи и функции. Бухгалтер является едва ли не первым заместителем руководителя, его советником. Он не только готовит отчетность, но и помогает в ней разобраться.
Эта профессия на предприятии является едва ли не самой нужной. Бухгалтер сопровождает фирму на всех этапах ее производства и развития и во всех отраслях ее работы. Ведение бухгалтерского учета необходимо с момента создания (т.е. регистрации) и до официальной ликвидации (то есть уничтожение).
Бухгалтерия связана со всеми подразделениями предприятия. Она получает, подает им необходимую для ведения работы документацию, предоставляет необходимую экономическую информацию и консультации, осуществляя непосредственный контроль над выполнением плана поставки, производства и продажи продукции.
Бухгалтер несет ответственность за всю документацию, которую подает директору предприятия, налоговой службе и другим государственным организациям.
Основные нюансы бухгалтерского учета в транспортной компании.
Транспортные компании, как и другие субъекты предпринимательства, обязаны вести бухгалтерский, налоговый учет. Тот и другой во многом обусловлены спецификой осуществляемой деятельности. Тип учета определяется применяемым режимом налогообложения. ОСНО делает бухгалтерию сложнее и специфичнее. На ЕНВД, УСН перевозчик может позволить себе вести упрощенный бухгалтерский, налоговый учет. Но применять такие режимы может не каждая транспортная компания.
Специфический и достаточно сложный учет финансово-хозяйственных операций в рамках осуществления грузоперевозок или пассажирских перевозок обусловливает необходимость применения комплексного, профессионального подхода к его организации. Формальная бухгалтерия – не лучший выбор для транспортной компании.
Специфика деятельности перевозчика.
Существует ряд общих особенностей учета, не зависящих от применяемого режима налогообложения. Они касаются прежде всего наличия особого перечня затрат, ассоциированных с появлением права на оказание профильных услуг и обеспечением функционирования транспортных средств. К специфическим затратам относят оплату услуг регистрации транспорта, страховок, материалов для текущего ремонта машин, ГСМ, техобслуживания и т.п.
Также у любого перевозчика есть обязанность по исчислению и уплате транспортного налога. Правила его расчета установлены НК (гл. 28). Но налог имеет региональные особенности. Их необходимо учитывать, отражая соответствующие суммы в учете и отчетных документах.
Специфичным бухучет в транспортной компании делает и профильный документооборот. Применение путевых листов, авиагрузовых или железнодорожных накладных, коносамента, документов о перегрузке с одного вида транспорта на другой, товарно-транспортных накладных заметно усложняет работу специалистам бухгалтерии.
Есть необходимость снизить нагрузку на штатное подразделение? Передайте часть функций на аутсорсинг. Хотите оптимизировать затраты на ведение учета, получить гарантии его качества, минимизировать фискальные риски? Закажите комплексное бухгалтерское обслуживание транспортной компании. Профильный аутсорсер возьмет на себя соответствующие функции и ответственность за их реализацию.
Специфика бухучета при перевозках.
Транспортная компания, по сути, является поставщиком услуг. Оказание последних должно надлежащим образом оформляться документально и отражаться в бухгалтерском учете. Специфика отражения финансово-хозяйственных операций определяется форматом услуг.
Если перевозка является самостоятельной услугой или она выделена отдельно в договоре на поставку продукции, в учете доходов и расходов она отражается отдельным видом деятельности с проведением выручки от реализации по дебету счета 62, НДС от реализации – по дебету счета 90. Все затраты по оказываемым услугам учитываются в финрезультате. Для этого осуществляется проводка Дт 90 Кт 20, 26. Прямые затраты отражают проводки Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70, а косвенные – Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76.
Несколько иначе учитываются затраты на доставку, если последняя включена в стоимость товара, осуществляется силами продавца в рамках заключенного договора о поставке. В данном случае перевозка отдельным видом деятельности не является. Расходы на оказание услуг являются расходами по продажам (коммерческими расходами). Для учета затрат на доставку товара делается проводка Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70. Отнесение затрат на финрезультат фиксируется в учете по дебету счета 90 и кредиту счета 44.
Что нужно для правильного учета затрат?
Ошибки в учете затрат ведут к искажению налогооблагаемой базы, негативным фискальным последствиям. Как снизить актуальные риски? Достаточно грамотно организовать и вести бухучет. Особое внимание рекомендуется обратить на отражение в учете всех используемых компанией транспортных средств. В балансе отражается собственный транспорт компании. За балансом – арендованный. Что касается лизинговых машин, они могут отражаться в балансе получателя, если учитываются стандартным способом. Транспорт, полученный в лизинг, учтенный на балансе лизингодателя, получатель отражает в учете за балансом.
Отдельно следует отметить отнесение ГСМ в затратную часть учета. Во избежание ошибок рекомендуется проверить правильность списания материалов. Актуальные нормы для отдельных отраслей утверждены федеральными нормативно-правовыми актами. Если для транспортной компании они неактуальны, должны быть разработаны собственные нормы списания ГСМ, не противоречащие действующему законодательству. Свою специфику имеет и организация учета расхода ГСМ. Он учитывается отдельно по каждому транспортному средству. Излишки расхода относятся в затраты без уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли.
Транспортной компании не обойтись без отражения в учете операций по приобретению сезонных шин. Материалы, рассчитанные на несколько сезонов, будут выдаваться со склада и приниматься на хранение неоднократно. Указанные операции в обязательном порядке отражаются в учете.
Имеют место у перевозчика и непеременные расходы. К ним относится ТО транспорта, страхование, периодический техосмотр, обязательные первичные, предрейсовые медицинские осмотры водителей. Также непеременными расходами признается оплата:
услуг по очистке машин, взвешиванию грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ;
использования платных дорог;
перерывов в работе водителей.
Как сделать бухучет эффективным?
Бухгалтерия любого (пассажирского, грузового) перевозчика достаточно специфична. Организовать ведение учета можно несколькими способами. При формировании штатного непродуктивного подразделения важно уделить особое внимание подбору персонала. Специалистам без опыта работы в соответствующей отрасли может потребоваться немало времени на обучение. Готовы ли вы за это платить?
Вторым способом организации учета является аутсорсинг. Он может быть частичным и полным. В первом случае на внешнее управление передаются отдельные функции бухгалтерии, например: учет доходов и расходов, расчет налогов и отчетность, кадровый учет. Комплексное бухгалтерское сопровождение перевозчика предусматривает формирование полноценной внешней бухгалтерии. Заказчик при этом оплачивает только актуальные услуги. Подбор персонала, обучение, повышение квалификации, выплата зарплаты, отпускных, больничных – забота профильной компании. Она же рассчитывает и платит зарплатные налоги, страховые взносы за сотрудников бухгалтерии. Реальная экономия средств делает аутсорсинг выгодным, а формат сотрудничества – удобным.
Еще одним преимуществом передачи бухучета на внешнее управление является снижение рисков допущения ошибок в отчетности и получения доначислений, штрафов. Аутсорсер несет юридическую, финансовую ответственность. При выявлении налоговиками ошибок в декларациях и применении санкций погашать пени и штрафы будет исполнитель, а не заказчик услуг.