Чем занимается частное языкознание

Чем занимается частное языкознание

Общее и частное языкознание

Языкознание подразделяется на общее и частное. Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также общих законах строения и развития всех знаков мира.

Общее языкознание занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по всему предмету, либо по отдельному языку (русский язык – русистика, японский язык – японистика, и т.п.), либо по группе родственных языков (романистика, изучающая романские языки, тюркология, изучающая тюркские языки, и т.п.), либо по географической области, внутри которой группируются типологически близкие языки (балканистика, кавказоведение и т.п.). Общее языкознание исследует универсальные свойства языка, прежде всего, наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса, фонетики.

Частное языкознание исследует конкретные языки и их речевые проявления. Национальные и исторические различия языков связаны главным образом с частными закономерностями фонетики, семантики и синтаксиса и с различной техникой оформления общих закономерностей последних, т.е. с фонологией, морфологией, лексикой и стилистикой в каждом отдельном языке или группе родственных языков. Фонология, морфология, лексика и стилистика подчиняются также более частным, конкретно-историческим закономерностям (в сравнении с универсальными закономерностями семантики, синтаксиса и фонетики) и составляют предмет специального языкознание.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

1. Предмет языкознания. Частное, общее и прикладное Я. Связь с др. науками.

1) Языкознание (лингвистика, языковедение), наука о человеческом языке как средстве общения, общих законах строения и функционирования языка и обо всех языках мира. Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке – в Месопотамии, Сирии, М. Азии и Египте, а также в Древней Индии (Панини, 5-4 вв. до н. э.), Др. Греции и Риме (Аристотель). Научное языкознание зародилось в нач. 19 в. в форме общего (В. Гумбольдт и др.) и сравнительно-исторического (Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков и др.) языкознания. С точки зрения аспектов изучения языка условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание, сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание, области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика, лексикология, фразеология. Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т. д.) изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. К ней относятся также диалектология и лингвистическая география, изучающие территориальное варьирование языка. Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.

Прикладное я-е…практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека. Вот лишь некоторые из них:

3) Языкознание взаимосвязано с рядом наук и научных дисциплин, на которые опираются некоторые важные языковедческие науки и дисциплины. С другой стороны, лингвистика способствует развитию ряда других наук. Ниже перечисляются некоторые смежные науки и приводятся соответствующие им лингвистические дисциплины.

Социальные науки и лингвистические дисциплины, связанные с ними

История

География

Этнография

Этнолингвистика— наука, изучающая особенности функционирования языка у разных народов.

Социология

Социолингвистика— наука о языке как средстве общения, использование языка в различных культурах и социальных группах.

Философия, логика, психология

Психолингвистика— наука, изучающая соотношение языка и мышления, законы мышления в языке, психические процессы при образовании речи у детей и взрослых, болезненные нарушения речи у людей (афазии).

Филология, литературоведение

Лингвостилистика— наука, изучающая речевые стили, стилистические особенности языка литературы.

Педагогика

Методика обучения иностранным языкам

Естественные науки и лингвистические дисциплины, связанные с ними

Математика

Вычислительная лингвистика— наука о программировании и составлении языков ЭВМ.

Физика

Акустика речи— раздел языкознания, исследующий физические особенности создания и восприятия звуков речи.

Медицина и физиология человека (антропология)

Логопедия.
Психолингвистика.
Антропофоника
— изучает речевые зоны мозга, образование звуков у человека

Источник

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

1.Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.

2.Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

3. Проблемы языкознания.

4. Место языкознания в ряду других наук.

Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.

Общество не может жить, не пользуясь языком, этим
важнейшим средством человеческого общения. Нет ни
одной стороны деятельности людей, в которой не приме
нялся бы язык для выражения мыслей, чувств и настрое
ний, для достижения взаимопонимания между людьми.

И нет ничего удивительного в том, что люди с течением
времени заинтересовались своим постоянным спутником-
языком и создали науку о нем. Эта наука называется
теперь языкознанием, или лингвистикой
(от латинского слова lingua — язык). Знание основных
сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому чело
веку, оно просто необходимо для тех, чья профессия свя
зана с преподаванием или исследованием языка; оно
необходимо и тем людям, которым приходится применять
слово, речь как орудие профессиональное (учителям,
пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям
и т. д.). Ознакомиться даже с основными идеями современ-
ного языкознания — задача не легкая. Это объясняется
но только обилием сведений, которыми наука распола-
гает, но и сложностью ее внутреннего состава. Языко-
знание включает в себя большой ряд отдельных наук,
изучающих различные стороны разных языков. Несколь-
ко наук изучают русский язык: фонетика, или наука
о звуковой стороне языка
, лексикология, или
наука о словарном составе языка, грамматика
наука, изучающая способы и средства построения слов
и предложений
, диалектология — наука о мест-
ных говорах русского языка (диалектах) и т. д. Подобном
же образом расчленена внутренне наука о китайском,
английском и многих других языках.

Таким образом, предметом изучения являются структурные компоненты системы языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй).

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изу-
чающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо суще-
ствовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человече-
ский язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи
с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную
и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и при-
кладного характера. Внутри теоретического языковедения условно
различают частное и общее.

Частное языковедение занимается отдельным языком (рус-
ским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных язы-
ков
(скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим,
описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще
всего — факты современного языка), либо диахроническим (исто-
рическим), прослеживающим развитие языка на протяжении опреде-
ленного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем срав-
нения родственных языков их историческое прошлое.

Общими особенностями человеческого языка занимается общее
языковедение
. Оно исследует сущность и природу языка, проблему
его происхождения и общие законы его развития и функционирования,
оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках
общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осу-
ществляющее сопоставление между собой как родственных, так и
неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение
общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое
языковедение выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а-
л и и, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсо-
лютные универсалии) или для значительного большинства языков
(статистические универсалии).

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие
утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные
звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех язы-
ках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует разли-
чие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует разли-
чие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех
языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения:
древний и современный яванский).

Одной из важных задач общего языковедения является научное
определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких,
например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложе-
ние», «имя собственное» и т. п.

Прикладное языковедение также решает и частные задачи,
касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые
к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма;
обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание
систем автоматического перевода, автоматического поиска, анноти-
рования и реферирования информации, создание систем, обеспечиваю-
щих общение человека с машиной на естественном языке.

Для филолога языковедение является одной из важнейших наук,
наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специа-
листа в своей области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный,
элементарный курс общего языковедения,
дающий первые сведения
о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах
языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься
ни одним языком.

Проблемы языкознания.

Какие важнейшие вопросы решает эта наука?

Прежде всего, она устанавливает, какова природа
языка
, т. е. принадлежит ли язык к числу общественных
явлений, или он, может быть, явление биологическое?
Может быть, язык следует отнести к числу проявлений
жизни психической?

Одновременно общее языкознание решает и второй
важнейший вопрос — о сущности языка, т. е. о том ко-
ренном, решающем отличии, которое выделяет язык среди
других явлений жизни.

Таким образом, первая проблема общего языкозна-
ния — это проблема природы и сущности языка, включаю-
щая в нашей лингвистике в качестве важнейших вопросы
об отношении языка к обществу и мышлению.

Вторая, наиболее обширная, проблема предполагает
исследование большого круга вопросов, связанных с по-
ниманием структуры, т. е. строения языка: какими глав-
ными сторонами располагает язык, что собою представ-
ляет звуковая сторона языка, из каких составных частей
и единиц она построена, что такое звуки речи? Что такое
лексика, или словарный состав языка, как он построен,
что называется словом? Что такое грамматический строй
языка
, какими частями и явлениями он располагает, что та-
кое части речи, члены предложения и предложение? И т.д.

Третья проблема общего языкознания ставит перед
учеными вопросы, связанные с пониманием системы язы-
ка
, т. е. тех многочисленных и разнообразных связей и
отношений, притяжений и отталкиваний, которыми со-
ставные части и элементы языковой структуры объединены
в строгое целое. Язык — это не набор разрозненно су-
ществующих звуков, слов, интонаций, предложений,
частей речи и т. п. Язык — это строжайше организован-
ная система
, закономерно согласованное единство сторон,
частей и единиц, где каждая отдельная сторона, часть
или единица связана со многими другими сторонами,
частями и единицами
. Эту строгую систему, это внутрен-
нее, закономерное единство языка и должно понять общее
языкознание.

Четвертая проблема этой науки охватывает многие
большие и малые вопросы развития языка в связи с раз-
витием человеческого коллектива
. Как, по каким направ-
лениям и в зависимости от чего изменяется язык в целом?
Каковы главные линии и причины изменения звуковой
стороны языка, его лексики и грамматики? Что такое
внутренние законы языкового развития и насколько они
независимы от внешних влияний на язык? Что собою
представляют основные формы существования и развития
каждого языка — общенародная разговорная речь, мест-
ные говоры (диалекты)
и так называемый литературный
язык
? Каковы главные этапы, пройденные человеческим
языком со времени его возникновения? Наконец, как,
когда, в каких условиях возникла человеческая речь,
началось развитие языков?

И связи с четвертой находится пятая, несколько обо-
собленная проблема — возникновение и развитие письма.
Известно, что современное человечество располагает не-
сколькими различными видами письма. Как эти виды
возникли? Что каждый из них собою представляет? В чем
вообще сущность письма в его отношении к живой звуча-
щей речи? Какие алфавиты известны человечеству и как
они складывались? Что такое графика в ее отношении
к звукам человеческой речи? Что такое орфография и
каковы ее принципы? И т. д.

Шестую проблему можно назвать проблемой класси-
фикации, или типологии, языков. Население земного
шара пользуется в настоящее время более чем двумя
тысячами языков. Некоторые из этих языков очень близки
друг другу (например: русский, украинский, белорус-
ский), их сходство, их «родство» бросается в глаза; другие
языки как будто вообще ничего сходного не имеют, ка-
жутся совершенно чуждыми друг другу (например: ки-
тайский, узбекский и английский) — так ли это? Вообще,
могут ли быть языки объединены в какие-то группы,
классы, разряды по общим признакам, объективно им
принадлежащим? Если могут, то как же будет выглядеть
эта классификация языков, и одна ли классификация
возможна? И если не одна, то сколько же, и в чем значе-
ние различных классификаций?

Наконец, седьмую проблему общего языкознания мы
сможем представить себе, вспомнив, что каждая наука,
исследуя свой предмет, или объект, применяет определен-
ные исследовательские приемы, которые называются ме-
тодами,
или методиками, науки. Например, широко
применяется метод эксперимента (в естественных науках),
метод подстановки равновеликих величин (в математи-
ческих науках), сравнительный метод (в различных об-
ластях науки) и т. д. Языкознание также выработало
свои исследовательские приемы, свои научные методы
(сравнительно-исторический, описательный, сопостави-
тельный, экспериментальный, количественный
, сплошной выборки, ступенчатой идентификации слова и др.).
Общее языкознание стремится теоретически понять сущ-
ность каждого метода и определить границы его наиболее
разумного применения. Эти семь проблем не ограничивают, конечно,
весь круг проблем и вопросов, исследуемых общим языкознанием

Источник

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание.

Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), – это наука о языке, сложившаяся в связи с потребностью людей в осмыслении такого явления, как язык.

Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни.

Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания:

фонетики,морфологии,синтаксиса и лексикологии.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы их образования, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения гласных и согласных и т. д.).

Морфология – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования в составе единиц более высоких уровней.

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку – грамматику (от греч. gramma – письменный знак) – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Лексикология– это раздел языкознания, изучающий слово и словарный состав языка в целом. Лексикология включает в себя следующие разделы:

-ономасиология – наука, исследующая процесс называния. Ономасиология отвечает на вопрос, как происходит называние, присвоение имен предметам и явлениям внешнего мира;

-семасиология – наука, изучающая значения слов и словосочетаний. Семасиология исследует смысловую сторонуязыковой единицы, сопоставляя ее с другими единицами того же уровня. Она показывает, как в единицах языка (словах) отображается внеязыковая действительность;

-фразеология – наука, изучающая устойчивые обороты речи языка, природу фразеологизмов, их типы, особенности функционирования в речи. Фразеология выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеологических единиц, исследует процессы их образования;

-ономастика наука, изучающая имена собственные в широком смысле слова: географические названия изучает топонимика, имена и фамилии людей – антропонимика;

-этимология – наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка. Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело;

-лексикография – наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей. Она разрабатывает общую типологию словарей, принципы отбора лексики, расположения слов и словарных статей.

5.Понятие системы и структуры языка. Структурные отношения в языке

1. Язык, как и любая система, характеризуется целостностью, дискретностью, наличием отношений (структурой).

2. Язык является вторичной материальной системой, т.к. наделен функцией хранения и передачи семантической информации, то есть язык – это знаковая система.

3. Структура языка не может существовать без элементов, но можно в исследовательских целях выделить структуру, абстрагируясь от элементов. Направление структурализма.

4. Язык – гетерогенная система, он включает несколько подсистем (уровней). Принципы разграничения уровней различны.

5. Единицы каждого уровня обладают внутренней неоднородностью, это позволяет обнаружить их объединение в классы (парадигматику), и выявить возможные комбинации (синтагматику).

Как составные части единиц языка (их плана выражения или плана содержания) элементы языка несамостоятельны, так как выражают лишь некоторые свойства языковой системы. Единицы же языка обладают всеми свойствами системы языка и как целостные образования характеризуются относительной самостоятельностью (онтологической и функциональной). Единицы языка образуют первый системообразующий фактор.

Понятие «система» в языкознании тесно связано с понятием «структура». Под системой понимается язык в целом, так как он характеризуется упорядоченной совокупностью своих единиц, в то время как структура – этостроение системы. Другими словами, системность – это свойство языка, а структурность – это свойствосистемы языка.

Языковые единицы различаются и количественно, и качественно, и функционально. Совокупностиоднородных единиц языка образуют подсистемы, называемые ярусами или уровнями.

Структураязыка – это совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от их природы и определяющих качественное своеобразие языковой системы в целом и характер ее функционирования. Своеобразие языковой структуры определяется характером связей и отношений между языковыми единицами.

Отношение это результат сопоставления двух или более единиц языка по какому- либо общему основанию или признаку. Это опосредованная зависимость языковых единиц, при которой изменение одной из них не ведет к изменению других. Выделяются следующие основополагающие для языковой структуры отношения:иерархические, устанавливающиеся между неоднородными единицами(фонемами и морфемами; морфемами и лексемами и т.п.); оппозитивные, согласно которым противопоставляются друг другу либо языковые единицы, либо их признаки.

Что же представляет собой структура языковой системы? Для ответа на этот вопрос необходимо раскрыть сущность тех связей и отношений, благодаря которым языковые единицы образуют систему. Эти связи и отношения располагаются по двум системообразующим осям языковой структуры: горизонтальной(отражающей свойство языковых единиц сочетаться друг с другом, выполняя тем самым коммуникативную функцию языка);вертикальной(отражающей связь языковых единиц с нейрофизиологическим механизмом головного мозга как источником своего существования). Вертикальная ось языковой структуры представляет собой парадигматические отношения, а горизонтальная – отношения синтагматические, призванные приводить в действие два основополагающих механизма речевой деятельности: номинацию и предикацию.Синтагматическиминазываются все виды отношений между языковыми единицами в речевой цепи. Они реализуют коммуникативную функцию языка. Парадигматическиминазываются ассоциативно-смысловые отношения однородных единиц, в результате которых языковые единицы объединяются в классы, группы, разряды, то есть в парадигмы. Сюда относятся варианты одной и той же единицы языка, синонимические ряды, антонимические пары, лексико-семантические группы и семантические поля и т.п. Синтагматика и парадигматика характеризуют внутреннюю структуру языка как важнейшие системообразующие факторы, предполагающие и взаимообусловливающие друг друга. По характеру синтагматики и парадигматики языковые единицы объединяются в сверхпарадигмы, включающие однородные единицы одинаковой степени сложности. Они образуют в языке уровни (ярусы): уровень фонем, уровень морфем уровень лексем и т.д.

6Язык как общественное явление. Функции языка.

8.Языки живые и мертвые, искусственные языки.

Мёртвые языки́языки, вышедшие из употребления и известные на основании письменных памятников или записей, дошедших от того времени, когда они были живыми. Процесс вымирания языков происходит в особен­но­сти в тех странах, где (например, в США, Австралии) носители исконных туземных языков оттеснены в изолированные районы (индейские резервации в США) и для включения в общую жизнь страны должны переходить на её основной язык (английский); особую роль в убыстрении этого процесса играет использование неродного языка в интернатах, колледжах и других средних и высших учебных заведениях. Многие языки Северной Америки, Северной Евразии, Австралии (и некото­рых прилега­ю­щих к ней островов, в частности Тасмании) стали или становятся мёртвыми; о них можно судить главным образом на основании описаний, составленных до их вымирания.

При вымирании языка на последних этапах его существования он становится характерным только для определённых возрастных (и социальных) групп: дольше всего язык сохраняет старшая возрастная группа, с физической смертью которой он умирает; язык может употреб­лять­ся и детьми дошкольного возраста, но в условиях обучения на неродном языке они могут почти полностью потерять родной язык, перейдя на общий язык данного региона или страны. Этот процесс, которому способствует распро­стра­не­ние основного языка средствами массовой информации, приводит к быстрому вымиранию малочисленных языков во 2‑й половине 20 в. В более ранние эпохи основными факторами вымирания языков могло быть массовое уничто­же­ние завоёванных народностей при создании больших империй, таких, как древнеперсидская, эллинистическая, арабская и др., или насаждение основного языка империи (например, латыни в Римской империи).

М. я. часто сохраняются в живом употреблении в качестве языка культа на протяже­нии тысяче­ле­тий после их вытес­не­ния из других сфер общения (коптский язык как язык богослужения у христиан-египтян, латинский язык в католической церкви, классический тибетский язык в ламаистской церкви у монгольских народностей). В последнем случае М. я. может быть языком исконного населе­ния, сохранив­шим­ся в культовом употреб­ле­нии после перехода всей массы населения на язык завоева­те­лей (коптский язык у арабов; хаттский язык, родственный северо-западно-кавказским, в качестве священного языка у жителей Хеттской империи, перешедших на индоевропейский хеттский язык; шумерский язык у аккадоязычного населения Месопотамии и др.).

Более редким случаем является одновременное использование М. я. в качестве сословного (кастово­го жреческого, что связано с его культовой ролью) и литературного, как использовалсясанскрит в древней и средневековой Индии, где в разговорном употреблении (не внутри жреческой брахманской касты) выступали пракриты (отражающие более позднюю стадию в развитиииндоарийских языков по сравнению с древнеиндийским, литературной кодифицированной формой которого был классический санскрит, являющийся одновременно М. я. и искусственнопостроенным языком с канонизированными нормами). Отчасти сходным было употребление латинского языка (уже М. я.) в средневековой Европе в качестве языка церкви и литературы, а позднее в качестве основного языка высшего образования и науки (вплоть до 18 в.). Различные изводы церковнославянского языка, основанные на мёртвом — старославянском языке, использовались как литературные языки церковной (отчасти и светской) литературы в славянских странах, оставшихся в сфере воздействия православной церкви. В подобных случаях в специализированном культовом и литературном употреблении возможно сохранение некоторых черт языка (в т. ч. фонетических), которые остаются обычно неизвест­ны­ми по отношению к М. я. В исключительных социальных условиях возможно превращение М. я. культа в разговорный, как это произошло с древнееврейским в Израиле (см. Иврит). Особенно длительной формой сохранения М. я. является его использование в качестве языка песнопений (первоначально священных, затем и светских, например латынь в вокальных сочинениях И. Ф. Стравинского), что связано с особой психофизиологической ролью языка в системе вокального исполнения.

Важнейшей проблемой изучения М. я. является его реконструкция, которая обычно основы­ва­ет­ся на относительно небольшой выборке текстов, никогда не дающей в отличие от живого языка полного набора всех словоформ и их возможных сочетаний. Изучение М. я., с одной стороны, не может опираться на возможность привлечения грамматической (и семантической) интуиции говорящего, с другой стороны, основано на замкнутом (ограниченном) множестве дошедших до исследователей текстов, дающих возможность провести строгое исследование всех данных в них форм. Этим объясняется то, что первые значительные достижения древней лингвистики связаны с изучением М. я. (шумерского в древней Месопотамии, хаттского в древней Малой Азии, санскрита в древней Индии и т. п.). Наиболее трудным вопросом (в особенности по отношению к М. я., не сохранившимся в культовом или литературном употреблении) является воссоздание произношения. По отношению к древним языкам это осуществляется посредством сопоставления передачи слов данного языка (в т. ч. и имён собственных) в разных системах письма, так, произношение [s] для хеттской фонемы, в клинописи передающейся посредством слоговых знаков, содержащих š — ša, ši, šu и т. д., — предполагается на основании египетской передачи соответствующих слов посредством знака, читающегося как s. Если М. я. (как, например, лувийский) известен в двух вариантах, передающихся соответственно двумя системами письма (клинописной для лувийского языка времени Хеттской империи и иероглифической того же и более позднего времени), то для реконструкции фонетической системы этого М. я. можно использовать сопоставление различных (или совпадающих) способов написания в каждой из двух графических систем. Для М. я., у которых сохранились родственные им живые языки, восстановление фонетики может осуществляться на основании сравнения с ними, например фонетическая система мёртвого прусского языка уточняется на основании сравнения его с живымибалтийскими языками — литовским и латышским.

В странах Юго-Восточной Азии большинство детей изучают официально утвержденный вариант государственного языка или изучают доминирующую в регионе лингва франка (напр. хинди в Индии, путунхуа в Китае и т. п.), на котором говорит подавляющее большинство в данном регионе, не считая изучаемых отдельно иностранных языков. Единственным исключением является Сингапур, где родным языком для многих является английский. Английский — наиболее популярный изучаемый иностранный язык в Китае, Японии, Южной Корее, на Тайване. В Китае знание английского языка обязательно для получения диплома очередной степени, однако уровень обучения сильно различается в учебных заведениях и в целом находится на достаточно низком уровне. Знание английского языка требуется также в Индии, где он используется для официального делопроизводства. В Непале английский язык изучает и использует большинство населения.

В Малайзии в школах введено обязательное обучение малайскому и английскому языкам, за исключением финансируемых общественностью т. н. «национальных школ». Ранее существовало обязательно обучение путунхуа или тамильскому языку. В обычных (не «национальных») школах обучение ведется на малайском языке, за исключением точных наук и математики. В «национальных» школах обучение ведется на соответствующем национальном языке, за исключением точных наук иматематики. Точные науки и математика преподаются на английском языке, за исключением некоторых китайских «национальных» школ, где преподавание ведется напутунхуа.

Ближний Восток и Северная Африка.Обучение иностранным языком различно в разных странах и зависит от языка колонизаторов, которые ранее управляли страной. Например, наиболее популярным иностранным языком в Алжире, Тунисе и Марокко является французский язык, а в Египте и странах Персидского залива (напр. ОАЭ, Кувейт, Оман) таковым являетсяанглийский язык.

Дата добавления: 2015-04-12 ; просмотров: 66 | Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *