Чем занимается далай лама
«Откуда дворцы? Намедитировал!»: быт и самоотречение Далай-лам
Сегодня считается правилом хорошего тона по-стариковски поворчать на высшее православное духовенство, попрекнув его представителей роскошной жизнью, а также прикинуть приблизительное количество «брегетов», яхт и «майбахов» на каждую епархию. В пример церковникам часто приводят скромный быт Далай-лам, живущих пищей духовной, а не материальной.
А вот вам немного историй о роскошной жизни приверженцев Махаяны, чтобы вы их не слишком идеализировали.
Для многих буддизм – это отказ от многих благ, аскетизм и полное бескорыстие и самопожертвование. Далай-лама, как лидер буддистов и их высший авторитет, должен служить для всех примером и, разумеется, просто обязан быть равнодушным к комфорту и роскоши. Однако история не припоминает среди высших буддийских жрецов бессребреников и нищих философов, живущих в сырой пещере.
Для Тибета Далай-лама многие века был не только духовным, но и политическим лидером, а также верховным главнокомандующим. Разумеется, как и любые другие правители, ламы строили дворцы, нанимали слуг и окружали себя роскошью.
Первым Далай-ламой стал в 1578 году лама Гелугпа Сонам Гьяцо, обративший в буддизм воинственное монгольское племя тумэтов, во главе с их ханом Амду. В честь обретения новой веры монголами был собран курултай из знатных людей, на который пригласили и ламу Сонам Гьяцо.
Во время застолий, которые следовали одно за другим, монах и хан не уставали отвешивать друг другу комплименты, а закончилось все тем, что лама наделил хана титулом Брахмы – повелителя религии, а хан от всей широкой монгольской души преподнес Сонам Гьяцо золотую печать с надписью «Печать Ваджрадхары-Далай-ламы. Да будет победа!».
С этого момента Сонам Гьяцо стал называть себя Далай-ламой III. Почему сразу третьим? Монах просто почтил память двух своих предшественников, задним числом возведя их в высший ранг духовенства. Кроме этого, каждый верховный лама являлся реинкарнацией предыдущего и было бы некрасиво, если бы Далай-лама реинкарнировался из какого-то Гендуна Гьяцо, обычного верховного ламы.
Первый официальный глава буддистов больше не вернулся на родину в Тибет, до самой своей смерти в 1588 году наслаждаясь гостеприимством владык Внутренней Монголии.
О быте Далай-ламы IV известно немного, и ничего интересного за время его правления не произошло. Гораздо более яркой личностью стал пятый по порядку глава буддистов, Нгаванг Лобсанг Гьяцо. Этот представитель высшего духовенства сконцентрировал в своих руках не только религиозную, но и светскую власть.
Именно Далай-лама V и построил знаменитый дворец Потала – резиденцию верховных правителей Тибета, расположенную в Лхасе. Дворец, более похожий внешне на добротную крепость, был домом далай-лам с 1649 по 1959 год, пока Далай-лама XIV не покинул его из-за китайской оккупации Тибета.
Дворец Потала – самая высокогорная резиденция правителей в мире, так как комплекс расположен на высоте 3 767 метров над уровнем моря. Строительство началось в 1645 году, а в 1649 в огромное здание на холме Марпо Ри переехал как сам главный жрец, так и все правительство и духовенство Тибета.
Первой постройкой комплекса Потала стал белокаменный дворец Потранг Карпо, который достраивался и изменялся еще в течение 20 лет после смерти своего основателя. После завершения строительных работ приступили к возведению Потранг Марпо – Красного дворца, выполнявшего роль хранилища священных текстов и реликвий, а также места приема гостей, не имеющих духовного сана.
Общая высота Поталы составляет 117 метров, при этом самое высокое здание имеет 13 этажей. Залы для молитв, которых в двух дворцах было несколько, поражали богатством отделки. Грандиозные подарки китайских императоров беззастенчиво «вкладывались» в стены, полы и потолки дворца. Золото, слоновая кость, драгоценные и полудрагоценные камни, шелк – здесь можно было найти все, чем богата Поднебесная империя.
Одни занавеси самого большого павильона дворца – подарок императора Канси из династии Цин, создавались целый год. Для кропотливой работы по их изготовлению была построена специальная мастерская, в центре которой располагался зал с десятками вышивальщиц.
Далай-ламы не слишком часто покидали Поталу и всегда возвращались во дворец, живые или мертвые. Среди стен, залов и галерей Белого и Красного дворцов расположились 8 усыпальниц, где нашли покой все умершие правители по порядку.
Могила строителя Поталы, Далай-ламы V, самая роскошная. Погребальная пагода отделана 3 721 килограммом золота, огромным количеством драгоценных камней и древесиной редких пород. Современники утверждали, что на склеп пятого правителя Тибета ушла половина богатств мира.
Но, великолепная Потала показалась Далай-ламе VII скучной и тесной, поэтому в 1755 году строителями был заложен первый камень нового комплекса, который получил имя Норбулинка. Работы велись почти 30 лет и завершилась грандиозная стройка уже при Далай-ламе VIII в 1783 году.
С момента завершения Норбулинки, комплекс стал летней резиденцией Далай-лам, в то время как холодное время года они предпочитали проводить в Потале. Норбулинка расположился на 36 гектарах, из которых 3,6 квадратных километра занимает парк, раскинувшийся вокруг дворцовых построек.
Всего в летний комплекс входят 5 дворцов: трехэтажный Келсанг Потранг, заложенный первым, Тсокил Потранг – детище Далай-ламы VIII, Золотой Линка и Ченсел Потранг, построенные Далай-ламой XIII и Мигур Потранг, завершенный перед самым вторжением китайской армии в 50‑х годах XX столетия.
Ни один дворец Норбулинки не обделен роскошью – как и залы Поталы, его помещения украшены фресками и шелковыми занавесями, потолки отделаны драгоценным деревом и золотом, а предметы обстановки поражают воображение роскошью. Также стоит добавить, что в многочисленных молельных комнатах дворцов были установлены статуи Будды из чистого золота, украшенные драгоценными камнями.
Не чужды были Далай-ламы и мирских развлечений. В парке Норбулинки был возведен театральный павильон Кхамсум Цилнон, где давались концерты и театральные представления. Вокруг дворца возвышались два ряда стен – наружные, обозначавшие границы комплекса и внутренние – окружавшие личные апартаменты верховного ламы.
Через тщательно охраняемые ворота второй стены могли войти только приближенные Далай-ламы и его гости. Но и за первой стеной посетители не чувствовали себя свободно – здесь действовал целый свод строгих правил и жесткий дресс-код. Даже в XX столетии вход на территорию резиденции в европейской одежде, в головных уборах и обуви был строго запрещен.
Охрану Норбулинки обеспечивал огромный штат стражи, которой помогали тибетские мастифы. Внешняя стена была разделена на зоны, каждую из которых контролировала огромная агрессивная собака, привязанная длинной веревкой из шерсти яка к кольцу, замурованному в каменную кладку.
Вообще, собаки пользовались особым почетом у всех хозяев Поталы и Норбулинки. Специально для развлечения знати и, в том числе, Далай-лам, была выведена небольшая декоративная порода лхасский апсо. Животные эти в большом количестве населяли дворцы, беспрепятственно перемещались по залам и парку, спали на подушках украшенных драгоценными вышивками.
Казалось бы – живи и наслаждайся, но только один из правителей, Далай-лама XIII, прожил длинную и беспечную жизнь. Все остальные умирали очень рано и подозрительно скоропостижно. Вполне возможно, что их попросту травили, но это не точно. Нынешний глава буддизма, Далай-лама XIV, бежал из дворца в 23 года, также не успев толком вкусить прелестей монаршей жизни.
В начале 50‑х годов, самый прогрессивный из всех владык Тибета, построил в Норбулинке новую виллу, в которой уже чувствовалось некое влияние запада, а также, не особо стесняясь своего нищего народа, прикупил несколько лимузинов. Чтобы вы могли оценить нелепость этой дорогостоящей покупки нужно отдельно отметить, что в Тибете не было пригодных для автомобилей VIP-класса дорог, и Далай-лама перемещался исключительно на внедорожнике Land Rover.
После того, как Тибет был захвачен Китаем, хозяин Поталы и Норбулинки обосновался в Индии, где ведет скромную жизнь буддийского монаха. Единственное что может себе позволить Далай-лама XIV – это проживание в «пятизвездочных» отелях во время своих поездок по миру.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Далай-лама
Фото Все
Видео Все
Далай лама XIV. Полезно ли злиться?
Сердце, отданное людям. Далай-лама XIV
Далай-лама. Интервью Джону Оливеру (2017)
Далай-лама — биография
Далай-лама восходит корнями к 1391 году, является линией передачи в тибетском буддизме. Воплощает бодхисатву Авалокитешвару, бодхисатву сострадания.
Самая миролюбивая религия в мире – буддизм. Ни одна война не проходила под ее флагами, ни один из приверженцев буддизма не пытался насильно насадить свою веру вопреки воле другого человека. Далай-лама является истинным воплощением духа этой религии, нравственным ориентиром для приверженцев буддизма. Далай-лама переводится с монгольского как «Океан мудрости» или «Великий учитель», но это лишь часть того, кем является этот человек для буддистов. Эти люди свято верят, что Далай-лама воплощает на земле идею сострадания, что их предназначение в служении людям. Именно из них получаются духовные, а до недавних пор еще и светские правители и лидеры Тибета, провинции в Китае, которая на протяжении десятилетий боролась за независимость.
Духовный титул
Этот духовный титул начал свой отсчет с далекого 1578 года, когда возникло понятие далай-лама. Его создатель – Алтан-хан Амда, обращенный в буддизм гуру Сонамом Гьянцо, представлявшим тибетскую школу Гелуг.
Гьянцо получил от правителя два ценнейших подарка. Первым была золотая печать с необычной надписью, вторым – перевод на монгольский язык имени правителя. Так впервые прозвучало слово, которое носили представители религиозной «крыши мира».
Гуру Сонам Гьянцо
Прошло немного времени, и Сонам стал третьим далай-ламой, а его предшественники – Гендун Друп и Гендун Гьяцо соответственно первым (I) и вторым (II). Звание далай-лама не передается по наследству и не является результатом выборов претендента. Учение гласит, что после смерти действующего далай-ламы, монахи начинают искать ему достойную замену, которой может быть исключительно маленький мальчик. Это не новорожденный ребенок, ему должно быть не меньше, чем 49 дней после смерти его предшественника. Иногда поиски затягиваются на годы, потому, что монахам нужно найти именно того, кто является физическим воплощением сознания усопшего и реинкарнацией бодхисатвы.
При выборе кандидата учитывается все – символические знаки, пророчества, предсказания, оставленные напутствия предшественника. Помимо этого претендент должен успешно сдать предложенный ему тест, который заключается в узнавании вещей усопшего и людей из его окружения. Бывает так, что находится несколько преемников, и тогда истина восстанавливается с помощью жеребьевки с использованием золотой вазы.
Когда преемник прошел все испытания, его поселяют во дворце Потала, расположенном в столице Лхасу. Там его опекают и защищают мудрейшие из учителей, дают ему всестороннее образование. После наступления совершеннолетия далай-лама отказывается от регента и полностью вступает в свои права. Религиозный лидер к тому же управлял страной, исключением стали только два периода, разница между которыми составила десять лет – в 1949-м и 1959-м годах.
Ответ на вопрос «как приобрести статус далай-ламы» можно кратко сформулировать в одной фразе – главное родиться правильно.
Совсем недавно, осенью 2018 года появилось предложение действующего тибетского ламы изменить правила подбора кандидатов преемников, которыми тибетские буддисты руководствовались на протяжении свыше шестисот лет. Теперь претендентом может стать не только ребенок, но и двадцатилетний юноша. В 2017-м он вообще предлагал расширить круг преемников, и включить в него даже представительниц прекрасного пола.
Носители почетного титула
В истории буддизма Тибета было всего четырнадцать далай-лам. Отсчет начали вести с третьего, а первого и второго причислили к почетным обладателям титула только после их смерти. Каждый духовный лидер внес свою лепту в процветание своего народа, однако история отметила только нескольких из них, имеющих выдающиеся заслуги.
Пятый Далай-лама Нгаванг Лобсанг Гьяцо
Первым в почетном списке можно назвать Далай-ламу Пятого, но не остался незамеченным и Четвертый, единственный из монгольской династии, носивший столь высокий титул. Пятого звали Нгаванг Лобсанг Гьяцо, а еще его звали Великий. Он остался в истории, как миролюбец. Именно ему удалось добиться объединения разрозненных политических сил Тибета, и сделать из них мощнейшую державу, при нем настоящие мастера художественного дела начали строить Потал, он добился относительного порядка в религиозной литературе.
Пятого далай-ламу так ценили и уважали, что о его смерти даже не сообщили, и скрывали этот факт целых пятнадцать лет. А то, что он не посещал приемы и официальные мероприятия, объясняли тем, что монах находится в глубокой медитации. Иногда вместо него на встречу присылали похожего «жителя монастыря», и обязательным условием проведения встречи должен быть полумрак.
Шестым далай-ламой стал Цангьянг Гьяцо, молодой поэт, которому был абсолютно чужд аскетизм. Он умел радоваться жизни, был обладателем роскошных волос, носил модную шелковую одежду, любил стрельбу из лука, вино и женщин.
Далай-лама Цангьянг Гьяцо
Он слыл искусным обольстителем представительниц прекрасного пола, в полной мере освоил сексуальную технику, никогда этого не скрывал, а наоборот, даже гордился своим умением. Гордились им и соотечественники. Но его биография обрывается на 23-летней отметке, он был отравлен врагами на берегу горного озера.
Следующего далай-ламу интересовали в основном возвышенные дела, он абсолютно не вникал в политику, хотя к концу своего земного пути вернул себе власть. Он прославился тем, что впервые за все годы пошел на сближение с представителями католической церкви. Помимо этого он стал автором восьми томов сочинений на духовную тему.
Появление Восьмого далай-ламы окутано легендой, которая гласит, что в год его рождения на ячменных стеблях образовывалось сразу пять колосков, и нашли его благодаря указаниям небесной радуги.
Девятый прожил меньше всех, он умер в девятилетнем возрасте, но остался в истории, как очень привлекательный ребенок с очень сильным, магнетическим воздействием на окружающих.
После его смерти на поиски нового далай-ламы потратили десять лет. Нашли его в бедной семье, он был несколько ограничен, абсолютно не интересовался политикой. Два следующих тоже рано ушли из жизни, им не было еще и двадцати лет.
А вот с Тринадцатым мудрецом народу повезло. Его интересовало все – внутренняя и внешняя политика, создание современного государства. К примеру, он ввел обязательную уплату налогов, активно боролся с коррупцией, поднял на должный уровень военную подготовку солдат.
Далай-лама сегодня
Нынешний, Четырнадцатый далай-лама родился 6 июля 1935 года. Его зовут Лхамо Дхондруб, он уроженец небольшой деревушки, которая территориально относится к китайской провинции. Родители были достаточно бедными, занимались фермерством, как и остальные односельчане. Основное занятие – выращивание картофеля и зерновых культур.
Память Лхамо бережно хранит воспоминания об отце, который позволял сыну дергать его за усы, о маме, которая была добрейшим человеком. В их семье родилось шестнадцать детей, но выжили только семеро – пять сыновей и две дочери. На плечах старшей сестры Лхамо был весь дом, она также помогала роженицам, кода возникала такая необходимость. Двое братьев Лхамо тоже посвятили свою жизнь монашеству.
Мальчику было всего три годика, когда его нашли монахи, отправившиеся на поиски преемника скончавшегося далай-ламы. Они ориентировались по знакам на воде, а также двигались в том направлении, куда была повернута голова усопшего Тринадцатого мудреца. Поисковый отряд быстро нашел нужный дом, но о цели своего визита они рассказывать не спешили, попросились переночевать, чтобы понаблюдать за маленьким Лхамо. Он узнал их сразу.
Через день монахи показали мальчику привезенные вещи покойного гуру, и он безошибочно их назвал. В 1940 году Дхондруб официально стал духовным лидером, его нарекли новым, очень длинным именем, которое в сокращении звучит как Гьямцхо.
В возрасте 15 лет он уже владел и светской властью. Целых десять лет далай-лама потратил на урегулирование китайско-тибетского вопроса, но был изгнан в Индию. С того самого времени он проживает в городе Дхарамсала.
В биографии XIV далай-ламы есть любопытный факт знакомства и тесного общения с Генрихом Харрером, известным приверженцем нацизма. Это обстоятельство часто используют китайские пропагандисты, которые хотят очернить его имя, хотя сам гуру говорит, что ничего не слышал о нацистах. Воспоминания Генриха запечатлены в книге под названием «Семь лет в Тибете», которая легла в основу полнометражной картины с участием актера Брэда Питта.
Далай-лама XIV работал над новой политической моделью развития не только своего Тибета, но и всего мира, и за это в 1989 году получил Нобелевскую премию. Он большой приверженец науки, даже клонирование и создание искусственного интеллекта нашли у него поддержку.
В 2007 году он сказал, что практически не принимает участия в государственных делах, находится в своеобразной отставке. В 2011 году он полностью сложил полномочия государственного деятеля. Далай-лама несколько раз бывал с визитами и в России.
Осенью 2017 года мудрец выступил с циклом лекций и комментариями к ним в Риге. После этого встретился с российской интеллигенцией, в частности с солистом группы «Аквариум» Борисом Гребенщиковым. Тогда же он сказал, что Россия имеет большой потенциал и все шансы стать главной нацией в мире. Спустя год он снова отметил, что Россия – ведущая мировая держава, что президент страны ведет активную политику, бывает в разных странах, и это не может не вызвать восхищения его деятельностью.
В 2017 году Борис Гребенщиков подарил далай-ламе своеобразное музыкальное подношение в виде композиции «Белая лошадь». Смысл ее заключается в том, что белая лошадь покидает свою уютную конюшню, и отправляется искать свободу, равносильно нашей душе, мечущейся в поисках просветления в соответствии с учениями буддизма.
Эта композиция не единственная в репертуаре группы «Аквариум», которая посвящена буддизму. Музыканты исполняют также песни «Ножи бодхисатвы» и «Вперед, бодхисатва!».
Исповедуя духовное просветление, далай-лама делится своей мудростью, представленной в многочисленных цитатах и афоризмах. О нем снимаются фильмы, его портреты представлены на выставках фотографии и живописи. В 2018 году на экраны вышла документальная лента «Медитация о Далай-ламе».
Его святейшество имеет свой официальный сайт, на котором содержатся сведения о его деятельности на ближайшие несколько лет. Вся жизнь мудреца проходит в молитвах, учениях, молебнах, визитах. Нет в ней места только личной жизни, ее полностью заменила глубокая вера. Речи духовника можно услышать по радио или включить онлайн-трансляцию в интернете. На той же странице можно увидеть фото далай-ламы и познакомиться с его биографией.
В начале 2019 года испанская журналистка Алехандра Силва опубликовала в своем Инстаграм информацию о том, что ее ребенок от Ричарда Гира был благословлен далай-ламой.
Само понятие далай-лама не принадлежит к какому-то конкретному человеку, который соблюдает мораль и нравственность. Этим именем можно назвать любого, кто способен сохранить спокойствие в этом безумном мире, кто просто созерцает мир, безгранично любит людей, в особенности ближних и умеющий оставаться счастливым, несмотря ни на что.
Краткая биография
Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама, Тензин Гьяцо, называет себя простым буддийским монахом. Далай-лама — духовный лидер тибетцев. Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в небольшом поселении Такцер в провинции Амдо на северо-востоке Тибета. В двухлетнем возрасте ребенка, который в то время носил имя Лхамо Дхондуп, признали воплощением предыдущего Тринадцатого Далай-ламы, Тхуптена Гьяцо.
Последователи тибетского буддизма почитают Далай-лам как воплощение Авалокитешвары или Ченрезига, бодхисаттвы сострадания и покровителя Тибета. Бодхисаттва — это существо, посвятившее себя достижению высшей цели духовных исканий, пробуждения, во имя счастья и благоденствия всех живых существ и давшее клятву перерождаться вновь и вновь, чтобы оказывать им помощь.
Образование в Тибете
Его Святейшество начал учиться в монастыре в шестилетнем возрасте. Учебная программа, восходящая к традиции монастыря-университета Наланда, состояла из пяти основных и пяти дополнительных предметов. Среди основных дисциплин были логика, изобразительное искусство, санскритская грамматика и медицина, но главный упор делался на буддийской философии, которая в свою очередь включала пять разделов: праджняпарамита, совершенная мудрость; мадхьямака, философия Срединного пути; виная, свод правил монашеской дисциплины; абхидхарма, метафизика; и прамана, логика и теория познания. Среди пяти дополнительных предметов были поэзия, драматическое искусство, астрология, написание сочинений и изучение синонимов.
В 1959 году в возрасте 23 лет Его Святейшество держал выпускные экзамены в Лхасе в храме Джокханг во время Великого молитвенного собрания (Монлам Ченмо). Сдав экзамены с отличием, он получил степень геше-лхарампы, высшую ученую степень в буддийской философии.
Государственные обязанности
В 1950 году, после начала китайского вторжения в Тибет, тибетцы попросили Его Святейшество принять на себя политическую власть в стране. В 1954 году он отправился в Пекин, где встретился с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Дэн Сяопином и Чжоу Эньлаем. Наконец в 1959 году, вслед за жестоким подавлением китайскими войсками восстания в Лхасе, Его Святейшество вынужден был бежать из Тибета. С тех пор он живет в Дхарамсале на севере Индии.
В первые годы изгнания Центральная тибетская администрация, возглавляемая Его Святейшеством, подняла тибетский вопрос в ООН. Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции по Тибету в 1959, 1961 и 1965 годах.
Процесс демократизации
В 1963 году Его Святейшество выступил с проектом демократической конституции Тибета, а затем провел ряд реформ по демократизации Центральной тибетской администрации. Новую конституцию назвали «Хартией тибетцев в изгнании». Хартия закрепляет свободы слова, вероисповедания, собраний, передвижения и выбора места жительства. Она также подробно регулирует деятельность Центральной тибетской администрации в изгнании.
В 1992 году Центральная тибетская администрация опубликовала план принятия конституции будущего свободного Тибета. В соответствии с ним в свободном Тибете прежде всего необходимо учредить временное правительство, первоочередной задачей которого станет избрание конституционной ассамблеи для работы над проектом и принятием новой демократической конституции страны. Его Святейшество выразил надежду, что будущий Тибет объединит три исторические провинции — У-Цанг, Амдо и Кам — и станет демократическим федеральным государством.
В мае 1990 года благодаря реформам Его Святейшества тибетская администрация в изгнании стала полностью демократической. Тибетский кабинет министров (кашаг), члены которого назначались Его Святейшеством, был распущен, как и десятая ассамблея тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании). В том же году тибетцы, живущие в изгнании в Индии и более чем 33 странах мира, прямым голосованием избрали 46 депутатов расширенной одиннадцатой ассамблеи. Ассамблея в свою очередь назначила новых членов кабинета министров.
В сентябре 2001 года был сделан следующий шаг в сторону демократизации: тибетцы напрямую избрали калон-трипу, председателя кабинета министров. Калон-трипа назначил собственный кабинет, который затем был одобрен тибетским парламентом. Впервые за долгую историю Тибета люди сами избирали своих политических руководителей. После прямых выборов калон-трипы обычай, по которому Далай-ламы через Гаден Пходранг осуществляли как светскую, так и духовную власть в Тибете, прекратил свое существование. В 2011 году, полностью передав государственные полномочия в руки выборного руководства, Его Святейшество удалился от политических дел.
Мирные инициативы
21 сентября 1987 года, обращаясь к членам Конгресса США в Вашингтоне, Его Святейшество предложил «Мирный план из пяти пунктов», призванный стать первым шагом на пути к мирному урегулированию все ухудшающейся ситуации в Тибете. Пять пунктов были следующими:
15 июня 1988 года в обращении к депутатам Европейского парламента в Страсбурге Его Святейшество внес тщательно разработанное положение, дополняющее пятый пункт «Мирного плана». Он предложил начать переговоры между тибетской и китайской сторонами с целью учредить демократические органы самоуправления в трех тибетских провинциях. Учреждение подобных местных органов власти соответствует принципам, на которых построена Китайская Народная Республика, а правительство Китая и дальше будет контролировать международную и военную политику Тибета.
Всемирное признание
Его Святейшество Далай-лама — вестник мира. В 1989 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира за ненасильственную борьбу за освобождение Тибета. Он неизменный сторонник политики ненасилия даже перед лицом крайней жестокости. Он также стал первым человеком, которому присудили Нобелевскую премию мира за усилия по охране окружающей среды.
Его Святейшество побывал в более чем 67 странах мира на шести континентах. Он получил более 150 наград, почетных докторских степеней, премий и других знаков отличия, отмечающих его труд по продвижению мира, ненасилия, межрелигиозного понимания, глобальной ответственности и сострадания. Он также автор и соавтор более чем ста десяти книг.
Его Святейшество ведет обсуждения с главами самых разных вероисповеданий и принимает участие во множестве конференций, направленных на продвижение межрелигиозной гармонии и взаимопонимания.
В середине 80-х годов прошлого века Его Святейшество начал диалог с современными учеными, главным образом в областях психологии, нейробиологии, квантовой физики и космологии. В результате этого диалога началось судьбоносное сотрудничество между буддийскими монахами и учеными с мировым именем; их цель — помочь людям обрести покой ума. Кроме того, в учебные программы тибетских монастырей-университетов, учрежденных в изгнании, ввели преподавание естественных наук.
Отказ от политических полномочий
14 марта 2011 года Его Святейшество направил письмо в Ассамблею тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании), попросив снять с него все государственные полномочия, ведь согласно «Хартии тибетцев в изгнании» формально он все еще оставался главой государства. Его Святейшество объявил, что прекращает традицию, по которой Далай-ламы наделялись духовной и светской властью в Тибете. Он объяснил, что хочет посвятить себя только духовным занятиям, как делали первые четыре Далай-ламы. Его Святейшество подтвердил, что демократически избранное руководство теперь полностью в ответе за государственные дела Тибета. Гаден Пходранг с этого момента будет выполнять лишь функции официальной канцелярии и управления делами Далай-лам.
29 мая 2011 года Его Святейшество подписал документ о формальной передаче светской власти демократически избранному лидеру. Этим актом он официально завершил 368-летнюю традицию, согласно которой Далай-ламы были духовными и светскими лидерами Тибета.
Будущее
Еще в 1969 году Его Святейшество определенно заявил, что вопрос о том, будет или нет новое воплощение Далай-ламы, предстоит решать тибетцам, монгольским народам и жителям Гималайского региона. Однако в отсутствие ясных рекомендаций нельзя было исключить опасность, что, если линию Далай-лам будет решено продолжить, некоторые заинтересованные стороны могут использовать это к своей политической выгоде. Поэтому 24 сентября 2011 года было опубликовано четкое руководство по поискам и признанию воплощения следующего Далай-ламы, которое не оставило места для сомнений и измышлений.
Его Святейшество объявил, что в возрасте около 90 лет он проведет совет со старшими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. В руководстве также излагаются различные способы распознавания его преемника. Если будет принято решение о необходимости признания Пятнадцатого Далай-ламы, ответственность за его поиск главным образом должна лечь на сотрудников фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг». Им следует провести консультации с главами различных буддийских традиций Тибета и надежными, взявшими на себя обеты защитниками Дхармы, неразделимо связанными с линией Далай-лам. Они должны прислушиваться к советам и указаниями вышеназванных лиц и вести поисковые экспедиции и распознавание нового воплощения согласно их наставлениям. Его Святейшество сказал, что оставит ясные письменные инструкции на этот счет. Он также предупредил, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть распознана и признана никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской Народной Республике.