Чем занимается девушка робин гуд загадка
Робин Гуд: правда или вымысел?
«Робин Гуд» (ВВС, 2006-2009)
Робин Гуд является практически мировой легендой. Во всех странах пишут о нем книги, снимают фильмы, рисуют картины на протяжении многих веков. Он будоражит умы и фантазии людей, им восхищаются, ему подражают, в него «играют», несмотря на довольно сомнительный образ. Хоть и благородный, но он, как ни крути, разбойник и вор. 🙂
Довольно долгое время люди спорят о том, был ли Робин Гуд реальным человеком или это всего лишь выдумка каких-нибудь средневековых менестрелей? Скажем, в 1285 году в Неаполе была написана пьеса, (сохранились и текст, и музыка), которая называлась «Игра о Робене и Марион». Хотя ее сюжет совершенно не напоминает нам легенды о Робине Гуде, сами имена персонажей какбэ намекают. Может быть, потом какой-нибудь английский поэт позаимствовал эти имена для своего собственного сюжета.
Кадр из фильма «Робин из Шервуда» (1984)
Кадр из фильма «Робин Гуд, принц воров» (1991)
К чему мы пришли? Теоретически, мог быть такой человек, прототип Робина Гуда, но звать его могли совершенно иначе, и история его имени не сохранила, а в легенды он вошел как «грабитель в капюшоне». А так как баллады о нем рассказывали или пели устно, то на слух легко спутать rob-in-hood c Robin Hood, и так прозвище превратилось в имя. 🙂
Кадр из фильма «Робин Гуд: Мужчины в трико» (1993)
В ранних легендах 13 века Робин Гуд предстает обычным мелким землевладельцем, йоменом, и скорей всего, имя такого невысокого по рождению человека, история не могла сохранить. В этом случае нам никогда не узнать, мог ли кто-нибудь в то время быть реальным прототипом Робина Гуда.
Кадр из фильма «Робин Гуд» (2010)
В более поздних версиях Робина Гуда называют то незаконнорожденным сыном Ранульфа Честерского, то незаконно лишенным своих владений и титула графом Хантингдонским. Так как легенды более поздние, то скорее всего, все эти титулы приписали в легенды для красного словца. Но если допустить, что это могла быть правда, то претендентом на роль графа Хантингдона был живший в 13 столетии и лишённый наследства рыцарь Роберт де Ким. Вот вам и «Роб в капюшоне».
Кадр из фильма «Робин Гуд: Начало» (2018)
В последние годы приобрела популярность гипотеза, высказанная ещё в 1852 году антикварием Джозефом Хантером, согласно которой реальным прототипом Робина являлся некий Роберт Ход из Уэйкфилда, живший во времена короля Эдуарда II, служивший мятежному графу Томасу Ланкастеру и ушедший в лес после казни в 1322 году своего господина. Имя некого Роберта Хода (англ. Robert Hode) как получателя жалованья действительно упоминается в счетах королевской палаты за 1323-1324 годы, на основании чего ряд авторов пришли к заключению, что указанный Роберт раскаялся и поступил на службу к Эдуарду, а к старости принял постриг в Кирклейском аббатстве, где в 1346 году и скончался.
Кадр из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982)
Все красиво звучит, но эта версия не очень подходит, потому что этот человек жил в начале 14 века, а легенды не могли сформироваться так быстро, тем более что все они приписывают время проживания Робин Гуда тринадцатому веку.
Кадр из фильма «Робин и Мэриан» (1976)
Так, хронист второй половины 14 века Джон Фордунский под 1266 годом сообщает: «Около этого времени стало ведомо в окрестностях о знаменитом Роберте Гуде, Маленьком Джоне и их сообщниках. Жили они изгнанниками в лесной чащобе, и про них рассказывали всякие небылицы и распевали песни, восхвалявшие деяния этих людей».
Кадр из фильма «Месть Робин Гуда» (1950)
Мы не можем пока определить, был ли Робин Гуд реальным человеком, или же это художественный вымысел, но возможно, наши потомки выяснят правду. 🙂
Методическая разработка «В гостях у Робина Гуда»
Дети стоят в линию, выходит ведущий.
Кто из вас догадался, ребята, о ком идет речь?
Обличал жестокость, жадность,
Подлость в людях не терпел. 1.
Справедливо и с участьем
За обиженных радел.
Дети приходят на опушку леса, где на деревьях сидит Робин Гуд и его друзья.
Я раздаю монеты тем которые, так бедны,
Тем у которых нету пить и нечего поесть,
Меня не любят богачи, из-за того, что щедрый,
Что смел и весел я, и мне знакомо слово честь. 2.
Что привело вас в наш Шервудский лес?
Вед. Уважаемый Робин Гуд, мы тоже, как и ты, презираем зло и обман, любим справедливость и знаем, что такое дружба и честь. Разреши нам попробовать себя в роли вольных стрелков, которыми являются все твои друзья.
Робин Гуд. Я всегда рад встрече с новыми друзьями и для начала прошу вас разделить с нами наш нехитрый быт. Чтобы жить в лесу вам надо различать следы зверей. Ваше первое испытание так и называется
Я непревзойденный лучник –
Самый меткий, самый лучший!
И всегда моя стрела
Попадает в сердце зла!
(Дети по очереди бросают дротики).
(По три раза кидаем в шляпу мячик, кто больше попадет, тот и победил).
Дети делятся на коней и всадников, выигрывает та пара, которая
всех всадников скинет с седла.
В средневековой Англии существовали суровые законы. Вся живность в лесах принадлежала королю. Никто не имел права охотиться в королевских угодьях. Замеченному в охоте грозила смертная казнь, которая нередко осуществлялась на месте. Иногда так называемых браконьеров приводили в города и казнили прилюдно на рыночной площади.
Робин Гуд. А сейчас я предлагаю нарисовать портрет нашего шерифа. Рисуем с завязанными глазами по очереди. Сначала овал лица, потом глаза, рот, уши, волосы. Затем этот портрет пошлем шерифу вместе с моей стрелой, пусть полюбуется.
«Нарисуй портрет шерифа». 4.
«Доставь портрет шерифу».
Робин Гуд. Среди вас есть и быстрые, и ловкие, и меткие. А кто сильнее всех мы сейчас проверим.
Каждой эпохе – по Робину Гуду
Некоторые верят, что Робин Гуд умер 22 ноября. Правда, если нельзя быть уверенным в том, что легендарный стрелок из Шервудского леса скончался в 1346 году, то назвать точную дату его кончины тем более затруднительно. Допустим, первые сведения о благородном разбойнике относятся к 1261 году. Тогда получается, что в аббатстве Кирклейского монастыря (Западный Йоркшир) умирал почти столетний старец. За неимением более точных сведений примем на веру это число. Что нам действительно известно о легендарном предводителе «вольных стрелков»?
Английский цикл баллад о Робин Гуде начал складываться в позднее Средневековье. Их сюжет постоянно менялся, появлялись все новые и новые баллады. В старейших письменных источниках середины XV столетия простолюдин Робин Гуд предстает как опасный разбойник, который грабит в основном алчных священнослужителей и дворян. Он жестоко, в духе своего времени, расправляется с врагами, подвергая их пыткам. Позднее Робин «побывал в шкуре» почти всех средневековых сословий, кроме рыцарского и духовного.
В одних балладах Робин Гуд — крестьянин или ремесленник, в других — йомен (крестьянин, который вел самостоятельное хозяйство на земле, являвшейся его традиционным наследственным держанием). Поэтический вымысел превращает его в аристократа и патриота, борющегося против завоевателей-норманнов. В течение XVI и XVII столетий этот литературный герой превращается в борца за социальную справедливость, который грабит богатых, чтобы помогать бедным.
В средневековых балладах Робин Гуд занимается грабежом с веселыми — merry men — попутчиками. Среди них выделяется троица: Малютка Джон, Брат Тук и Уилл Скарлет. Позже барды присочинили романтическую любовь Робина к деве Мэриан. В ватаге «вольных стрелков» насчитывалась сотня изгоев, нашедших убежище в глухом Шервудском и ныне не существующем Брансдейлском лесах. Шериф Ноттингемский во владения Робина не совался, а норманнские отряды во главе с Гаем Гисборном, рискнувшие потревожить хозяина Шервуда, так никогда и не вышли из леса.
Своего Робин Гуда в XIX столетии придумывали литераторы, например Вальтер Скотт. В XX веке этим образом увлеклись кинематографисты. В 1912 году вышел первый фильм о Робин Гуде. Немая лента шла всего полчаса. В СССР было снято два фильма: «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Баллады для первого фильма были написаны Владимиром Высоцким, но вошли во вторую ленту после смерти гениального певца.
Самое раннее письменное свидетельство датируется1377 годом, когда Уильям Ленгленд издал собрание народных баллад под заголовком The Vision of Piers Plowman. В одном из стихотворений священник, символизирующий косность, похваляется, что он едва ли способен запомнить «Отче наш», зато назубок знает стихи о Робин Гуде.
Весной 1988 года городской совет города Ноттингема опубликовал доклад о своем именитом гражданине. В докладе говорится, что Робин Гуд не был знаком с девицей Мэриан. Монах Брат Тук, скорее всего, вообще не существовал, а Малютка Джон был ворчливым и злобным верзилой (в 1784 году в его могиле обнаружили кости рослого человека).
Профессор Кембриджского университета Джеймс Холт в книге о Робин Гуде утверждает, что не обнаружено доказательств бескорыстия атамана шайки разбойников. Монах Тук, пишет далее Холт, сколотил банду головорезов, орудовавшую в двухстах милях от Шервудского леса, да и то через сто лет после смерти Робин Гуда.
Дальше всех зашел английский профессор литературы Кардиффского университета Стивен Найт. По мнению литературоведа, Робин Гуд был гомосексуалистом. Хотя в балладах XV века «нет прямого указания на нетрадиционную сексуальную ориентацию Робина Гуда, однако описание некоторых эротических моментов не оставляет сомнений в его подлинных предпочтениях». Найт полагает, содомит Робин Гуд укрывался в лесу, поскольку бросил вызов обществу и церкви.
Исторических кандидатов на роль героя баллад множество. Вот только некоторые из них. У каждого есть свои сторонники и противники. И каждого зовут Робертом.
В одном сборнике административных распоряжений 1225 года встречается Rob.Hod Fug. (Роберт Ход, в бегах) с пометкой, что с него было взыскано 32 шиллинга. Даты рождения и смерти отсутствуют. В течение следующих семи лет его имя неоднократно появляется в сборнике актов. Ход имеет кличку Hobbehod — синоним «нарушителя закона».
Роберт Фитцут (Fitzooth), граф Хантингтонский (1160-1247), чьи земельные владения были отчуждены в пользу графа Честерского, имя которого упоминалось в одной из ранних баллад о Робин Гуде. Кроме всего прочего, Фитцут родился в Локсли, откуда родом Робин Гуд.
Англосакс Роберт де Кайм (примерно 1210–1285) привлекался в 1226 году к суду из-за кражи и нарушения общественного порядка, через год помилован. Скрывался в Шервудском лесу. В другом документе Роберт де Кайм упоминается как якобы имеющий права на графство Хантингтон.
Имени реального Робин Гуда нам никогда не узнать. Не потому, что его не существовало, а потому, что их было превеликое множество. Переплавив всех в тигле художественного создания, каждый век имел своего Робин Гуда, наиболее отвечающего вкусам и потребностям эпохи.
Читайте самое интересное в рубрике «Культура»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Сказания о Робин Гуде сохранились в форме баллад — сюжетных стихотворений. Слово «баллада» происходит от того же корня, что и «балет». Первоначально балладами называли народные песни, которыми сопровождались пляски.
О смелом парне будет речь.
Он звался Робин Гуд.
Недаром память смельчака
(Перевод Игн. Ивановского)
Вольный лесной стрелок Робин Гуд — герой английских народных баллад, благородный разбойник, борец с несправедливостью, защитник угнетенных. По степени популярности его часто сравнивают с королем Артуром: король Артур — идеал рыцарства, Робин Гуд — идеал простого народа.
Существует огромное количество баллад о Робин Гуде. На протяжении столетий в народе возникали все новые и новые истории о его приключениях и подвигах. Наиболее ранние из этих баллад относятся к XIII веку, наиболее поздние — к XVII веку.
В балладе, открывающей цикл баллад о Робин Гуде, рассказывается о том, что он с юных лет был непревзойденным стрелком излука.
Но дом его сожгли враги,
С ватагой доблестных стрелков
Ушел в Шервудский лес.
Баллада не называет врагов, разоривших селение Робин Гуда, но большинство исследователей считает, что в ней отразилась память о завоевании Англии норманами в XI веке. Завоеватели жестоко притесняли тогдашнее население Англии — англосаксов, отбирали у них земли, лишали прав. В исторической хронике, составленной в XII веке, говорится: «Среди людей, у которых конфискованы были имения, находился также знаменитый Робин Гуд, которого прославили все современные барды». Таким образом, в XII веке легендарный Робин Гуд отождествлялся с конкретной исторической личностью.
Нередко англосаксы, нежелающие покоряться завоевателям, уходили в леса и создавали партизанские отряды для борьбы с норманнами. Вероятно, Робин Гуд был предводителем такого отряда.
Однако в балладах образ Робин Гуда не привязывается к какой-либо определенной эпохе. Иногда его называют современником короля Ричарда Львиное сердце, правившего в XII веке, иногда — современником королей Эдуардов (их было несколько, и они жили в XIII–XIV веках).
Постепенно англосаксы смешались с норманнами, образовав единый английский народ, борьба между ними потеряла свою актуальность, и Робин Гуд из непокоренного англосакса превратился в вольнолюбивого английского крестьянина-йомена.
Робин Гуд и его удальцы жили в Шервудском лесу не только разбоем, но и охотой. Однако охота в средневековой Англии была для крестьянина занятием опасным, противозаконным. Вся дичь в лесу принадлежала королю и королевские лесничие зорко ее охраняли. Нарушившим запрет грозила смертная казнь. В большинстве баллад противниками Робин Гуда являются нотгингемский шериф — наместник короля в городе Ноттингеме, а также королевские лесничие.
Ты рано плачешь, мать!
Но видит Бог, что я бы мог
Робин Гуд переоделся нищим и поспешил в Ноттингем, где все уже было готово к казни. Когда осужденных подвели к виселице, Робин Гуд затрубил в рог. Тут же из леса примчалась сотня вольных стрелков, и сыновья вдовы были освобождены.
В другой балладе Робин Гуд и его удальцы спасают от казни своего товарища Вилла Статли:
И вот на воле храбрый Вилл,
Навек запомню я, друзья,
Как вы меня спасли.
Мы будем в зарослях бродить,
В волнах густой травы
И слушать звонкий щебет птиц
В балладе «Робин Гуд и золотая стрела» шериф жалуется королю, что не может изловить Робин Гуда и его вольных стрелков. Король советует прибегнуть к хитрости:
«Найди приманку похитрей,
А там вези врага ко мне,
Шериф объявил в Ноттингеме состязание в стрельбе из лука, пообещав победителю золотую стрелу. Когда весть об этом дошла до Шервудского леса, вольные стрелки решили принять участие в состязании и отправились в город. Но по совету одного из них, дюжего молодца по прозвищу Малютка Джон, Робин Гуд и его товарищи сменили зеленые плащи, которые носили обычно, на разноцветные, и шериф их не узнал.
Робин Гуд выиграл состязание, получил золотую стрелу — и благополучно вернулся в лес.
Вот только плохо, что шериф
Не знает, где стрела.
Вольные стрелки сочинили письмо к шерифу, в котором сообщили ему, кто выиграл приз, привязали письмо к стреле, и Робин Гуд выстрелил ею излука, да так, что стрела долетела до Нотингема и попала прямо в окно к шерифу.
Был в страшной ярости шериф
От дерзкого письма,
И сам потом дивился он,
Что не сошел с ума.
Робин Гуд не раз ловко обманывал и грабил самого шерифа. В одной балладе, захватив шерифа в плен, он заставляет его поклясться не притеснять бедняков; в другой — нагоняет на него такого страха, что шериф решает держаться подальше от Робин Гуда — и отказывается от борьбы с ним.
Хотя обычно Робин Гуд враждует со знатью, в одной из баллад рассказывается о том, как он помог попавшему в беду рыцарю.
Сын рыцаря служил при королевском дворе, что требовало больших расходов, и рыцарю пришлось заложить все свои имения аббату ближайшего монастыря. Пришло время уплаты долга, но платить было нечем, и рыцарь отправился в аббатство просить об отсрочке.
Когда он проезжал через Шервудский лес, на него напали вольные стрелки во главе с Робин Гудом. Но увидев, что у рыцаря ничего нет, и выслушав его печальную историю, Робин Гуд дал ему сумму, необходимую для выкупа земель, а остальные вольные стрелки подарили коня, уздечку, пару сапог и кусок сукна на новый плащ. Робин Гуд приходил на выручку нуждающимся в помощи в самых разных жизненных обстоятельствах.
Однажды, когда теплым майским днем Робин Гуд отдыхал в тени под деревом, мимо него по дороге прошел молодой парень, распевающий веселую песню. А вскоре Робин Гуд увидел того же парня, возвращавшегося обратно. Он уже не пел, а тяжко вздыхал. Робин Гуд вышел из лесу ему на встречу и спросил, какая беда с ним приключилась. Парень поведал, что шел к своей милой, чтобы подарить ей обручальное колечко, но узнал, что ее насильно выдают замуж за старого лорда. Робин Гуд со своими стрелками поспешил в церковь, где уже началось венчание, прогнал старого лорда, и влюбленные тут же обвенчались.
В одной из баллад рассказывается о женитьбе самого Робин Гуда. Робин Гуд полюбил знатную девушку по имени Марианна и, выдавая себя за графа, добился ее любви. Затем он вернулся в Шервудский лес, а опечаленная Марианна, переодевшись в мужское платье, отправилась его искать. Они встретились на лесной дороге. Робин Гуд принял Марианну за богатого путешественника и напал на нее, желая ограбить, а Марианна не узнала в разбойнике своего возлюбленного-графа. Между ними завязался бой, причем девушка сражалась так мужественно, что восхищенный Робин Гуд предложил ей заключить мир и быть отныне товарищами. Вскоре недоразумение разъяснилось, Робин Гуд и Марианна обвенчались и счастливо жили в зеленом лесу.
Завершается цикл баллад о Робин Гуде балладой о его смерти. Однажды Робин Гуд почувствовал, что рука его ослабела и стрелы летят мимо цели. Он решил, что заболел, и отправился в Кирклейский монастырь, монахини которого славились искусством «отворять кровь» (в средние века кровопускание считалось лучшим средством от всех болезней). Монахини, то ли по недосмотру, то ли по злому умыслу, выпустили из жил Робин Гуда так много крови, что он оказался при смерти. Из последних сил затрубил Робин Гуд в свой рог. Малютка Джон услышал призыв. Он выломал монастырские ворота и, найдя Робин Гуда умирающим, предложил поджечь монастырь, чтобы отомстить монахиням. Однако Робин Гуд ответил, что за всю свою жизнь не причинил вреда женщинам и перед смертью не хочет изменять этому правилу.
С помощью Малютки Джона он вернулся в лес. Робин Гуд простился с товарищами, в последний раз натянул тетиву своего верного лука и пустил стрелу, завещав похоронить себя там, где она упадет.
Так закончилась жизнь Робин Гуда.
Как и многие герои народных сказаний, Робин Гуд имеет не только исторические, но и мифологические корни. В германской мифологии известен лесной дух Гудекин. В Англии существовал майский праздник, посвященный Робин Гуду, когда крестьяне отправлялись в лес ломать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединился с языческим лесным божеством.
В настоящее время в графстве Ноттингемшир, в Шервудском лесу, существует «Музей Робин Гуда».
Тайна Робина Гуда
Одним из символов английского Средневековья, наряду с королями Артуром и Ричардом Львиное Сердце, является разбойник из Шервудского леса Робин Гуд. В Ноттингеме, в окрестностях которого разбойничала шайка Робина, ему поставлен памятник, причем не как фольклорному герою, а как реальному историческому лицу. В то же время до сих пор неизвестно, кем был тот, кого мы знаем под именем Робина Гуда.
Ученые до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли в действительности разбойник Робин Гуд. Есть версия, что легенды о благородном разбойнике – отзвуки древних языческих культов лесных существ. Сторонники этой гипотезы приводят в доказательство одно из прозвищ кельтского божка Пака, всегда разгуливавшего со свитой не очень добрых духов. Этого Пака называли Robin Goodfellow (Робин Славный Малый). Однако сегодня мифологическое происхождение Робина Гуда большинством историков не рассматривается всерьез. Полусотня дошедших до нас легенд и преданий о лесном разбойнике не содержит ничего фантастического. Образы Робина Гуда и его сподвижников предельно приземленные, они наделены множеством черт реальных людей.
Почти не вызывает споров период возникновения робингудовских легенд. Впервые упоминание о том, что народ распевает баллады о страшном разбойнике Робине Гуде встречается в поэме Уильяма Ленгленда, датированной 1377 годом. Так что возникли баллады о Робине, видимо, в XIV веке. Как это ни покажется странным современному читателю, ни легендарный Робин Гуд, ни его возможный исторический прототип никак не могли встретиться с Ричардом Львиное Сердце и даже быть современниками знаменитого короля-крестоносца. Знакомство разбойника и монарха придумано в середине XVIII века, а популяризировал его Вальтер Скотт. Шотландский романист не очень заботился об исторической достоверности своих книг, но сила его таланта вот уже 200 лет заставляет читателей верить, что Робин Гуд жил в XII веке. «Зацементировали» это мнение многочисленные последователи сэра Скотта, заставлявшие Робина и Ричарда встречаться на страницах книг, киноэкранах и мониторах компьютеров.
Шайка Робина Гуда
На самом деле, Робин Гуд мог жить и разбойничать только спустя минимум век после царствования Ричарда. Лишь в XIII веке в Англии появились соревнования по стрельбе из лука — неизменная деталь баллад о Робине Гуде. Активный член шервудской банды, брат Тук в преданиях называется «фриаром», то есть членом нищенствующего монашеского ордена. Такие ордена появились в Англии только через несколько десятилетий после смерти Ричарда Львиное Сердце.
Получается, что если реальный Робин Гуд и существовал, то он мог жить между серединами XIII и XIV веков. Есть ли претенденты на звание прототипа шервудского разбойника, жившие в это время? Оказывается, есть, причем не один.
Чаще всего в качестве «настоящего» Робина Гуда называют некоего Роберта Хоуда. Некоторые русскоязычные сторонники этой версии, нарушая современные правила транскрибирования английских имён собственных, предпочитают писать фамилию Hode как «Гоуд» или даже «Гуд». Но фонетические уловки в качестве аргументов в историческом споре вряд ли выглядят убедительно. Ничто в биографии Роберта Хоуда не указывает на его увлечение разбоем.
Предполагаемая могила Робина Гуда
Он родился в 1290 году в семье лесничего Адама Хоуда, жившего неподалеку от городка Уэйкфилд на севере Англии. В 1322 году граф Уоррен, хозяин Хоуда примкнул к восстанию герцога Ланкастера против короля Эдуарда. Мятеж потерпел поражение, его главарей казнили, а рядовых участников объявили вне закона. Дом Роберта Хоуда, где его жена Матильда уже растила нескольких детей, конфисковали власти. В 1323 году Эдуард II посетил с визитом Ноттингем, а несколько месяцев спустя имя Роберта Хоуда на пару лет появилось в списках королевских слуг. В ведомости от 22 ноября 1324 года говорится: «По повелению Его Величества короля выдать Роберту Хоуду, бывшему гвардейцу, 5 шиллингов ввиду того, что он более не служит во дворце». Умер Хоуд в 1346 году. Эта биография легко сочетается с одной из баллад, в которой Эдуард II, переодетый аббатом, гостит у Робина Гуда в Шервудском лесу, прощает всех разбойников и берет их на свою службу. Однако всё это может быть не более чем совпадением.
Про другого соискателя звания прототипа Робина Гуда известно еще меньше. Имя некоего Робина Хода встречается в 1226 году в судебных протоколах города Йорка. Там сказано, что имущество этого человека общей стоимостью 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано, а его самого объявили вне закона. Дальнейшие следы Робина Хода теряются, причем вовсе необязательно, что в Шервудском лесу.
Наконец, третий претендент имеет дворянское происхождение. Звали его Роберт Фитзут граф Хантингтонский. Единственным поводом для назначения отпрыска древнего рода главарём разбойничьей шайки является могильный камень недалеко от аббатства Кирклис, где, по преданию, умер Робин Гуд. Знаменитый лучник завещал похоронить себя там, куда упадет последняя стрела, выпущенная им из лука. И вот в середине XVIII века грянула сенсация: найдена могила Робина Гуда. Некий Уильям Стукелей, врач, масон и историк-любитель, в своей книге «Paleographica Britannica» написал, что шервудский разбойник принадлежал к роду графов Хантингтонских. В качестве доказательства он приводил надпись на могиле возле аббатства Кирклис. Она гласила: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких преступников, как он и его люди, Англия никогда не увидит вновь».
Робин Гуд и Малыш Джон
Камень этот увидеть можно и сегодня, хотя он и находится на территории частного владения. Правда, разглядеть надпись практически невозможно – она почти полностью стерлась. Подлинность её, да и самой могилы, уже в XIX веке вызывала большие сомнения: текст написан не на староанглийском, а на языке XVIII века, «состаренном» с помощью грубых ошибок. Еще большие подозрения вызвала дата смерти в конце надписи: «24 kal: Dekembris, 1247». Если использовать формат римского календаря, принятый в Англии XIII века, то получается «за 23 дня до декабря». Ни одной надписи с подобным написанием даты не известно. Современные ученые считают, что и надпись, и камень – подделка XVIII века.
Кстати, происхождение Робина Гуда из деревни Локсли, ставшее особо популярным после фильма «Робин Гуд: принц воров» никем всерьез не рассматривается. Это название не упоминается ни в балладах о Робине Гуде, ни в документах, связанных с его возможными прототипами. Впервые Локсли упомянул как место рождения графа Хантингтонского Джозеф Ристон в 1795 году, отстаивая теорию о дворянском происхождении лучника. Чем он при этом руководствовался, не понятно.
Вполне возможно, что у Робина Гуда и вовсе нет конкретного известного историкам прототипа. Может быть, жил в XIII веке в Шервудском лесу веселый и удачливый грабитель, каких в Англии того времени было множество. Он несколько раз помог знакомым крестьянам, и рассказы об этом, обрастая всё новыми подробностями и домыслами, превратились в народные предания. По крайней мере, несколько друзей и врагов Робина Гуда, известных по балладам, имеют явно легендарное происхождение.
Из всей шервудской шайки только Маленький Джон оставил некие материальные следы. Дербиширская деревня Хейзерсейдж с гордостью именует себя родиной ближайшего друга Робина Гуда. На местном кладбище вам с готовностью покажут его могилу, правда, уже с современной каменной плитой без указаний даты смерти. Когда в 1784 году это погребение вскрыли, то нашли скелет настоящего великана. Это убедило всех, что могила подлинная: ведь Джона прозвали Малышом в шутку, по легенде, он был семи футов росту (213 сантиметров). В судебных документах XIV века удалось также найти упоминание о некоем Джоне Ле Литтле, грабившем народ в окрестностях Уэйкфилда. Но это вряд ли можно считать ещё одним доказательством реальности существования Маленького Джона, ведь прозвище, даваемые по росту, не редкость.
Робин Гуд и Дева Мэриан, 1866. Картина Томаса Фрэнка Хэфи
Следы остальных соратников Робина Гуда можно отыскать только в фольклоре. Некоторые из его друзей не фигурируют в ранних версиях легенд, они стали членами шайки уже в позднем Средневековье. Примерно тогда же у Робина Гуда появилась возлюбленная. Имя Мэриан не упоминается в народных балладах, зато этот персонаж традиционно присутствовал на народных майских праздниках в качестве Королевы мая. Где-то в XV веке героем этих гульбищ, обычно проводившихся на опушке леса, стал и Робин Гуд. Как было не составить чудесную парочку? Остальное – дело рук литераторов и кинематографистов.
Происхождение извечных противников Робина Гуда тоже довольно туманное. Шериф Ноттингема, конечно, существовал, но ни в одной из легенд не упоминается его имя. Так что острую личную неприязнь к шервудскому разбойнику могли испытывать сразу десяток королевских чиновников, сменявшихся на этом посту в течение нескольких веков. Жестокий рыцарь Гай Гизборн, носивший вместо плаща конскую шкуру, — фигура легендарная. В начале тысячелетия о нём существовали отдельные предания, а в конце XV века он всплыл в балладах о Робине Гуде.
Кем на самом деле были герои и антигерои Шервудского леса, сегодня доподлинно знает только огромный дуб, стоящий в чаще у перекрестка больших дорог. Ему больше тысячи лет, еще в XIX веке для огромных ветвей пришлось сделать специальные подпорки. По преданию, именно под этим исполином Робин Гуд заставил танцевать пойманного епископа. С тех пор дерево так и называют: Епископский дуб. Было это на самом деле или нет – загадка.