Чем занимается digital маркетолог
Кто такой Digital-маркетолог и сколько он зарабатывает
Вы разработаете digital-стратегию, научитесь настраивать инструменты привлечения и удержания клиентов, познакомитесь с SMM, освоите веб-аналитику, сможете проводить полный анализ рынка и применять каждый инструмент на практике. Переходите по ссылке ниже и получайте скидку на оплату!
Что это за специальность, как её освоить и каковы перспективы карьерного роста, рассмотрим в этой статье.
КТО ТАКОЙ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГ?
Что же касается основных задач digital-маркетолога на сегодняшний день, то к ним относятся:
Часто именно digital-маркетолог является основным координатором цепочки узконаправленных специалистов, задействованных в продвижении продукта в Интернете: контент-мейкеров, дизайнеров, веб-разработчиков.
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЕТ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГ?
От профессионализма digital-маркетолога зависит успех рекламной кампании среди пользователей Интернета, что прямым образом сказывается на продажах и доходах компании. Поэтому профессия крайне востребована среди работодателей. Можно подобрать вакансию как на полный рабочий день, так и в качестве удаленной работы. Всего в поиске HH.ru по данному запросу в г. Москва можно найти 2653 актуальные вакансии.
Заработная плата digital-маркетолога
Среди компаний, находящихся в поиске профессиональных digital-маркетологов: Связной, Билайн, Мегафон, Альфа-Банк и другие.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГ?
Профессионалы в рассматриваемой сфере всегда будут высокооплачиваемы и востребованы работодателями.
Что такое digital-маркетинг: основные инструменты, каналы и метрики
Привлечь внимание клиентов все сложнее из-за рекламного шума. По данным коммуникационной группы Granat в среднем человек видит и слышит более 400 рекламных объявлений в день. Сюда входят посты в соцсетях, рассылки, поп-апы, чаты на сайте, интернет-реклама, реклама в мобильных приложениях, теле- и радиореклама. А сколько при этом действительно запоминается? Чтобы клиент обратил внимание на ваше предложение, оно должно соответствовать его интересам и оказаться перед глазами в нужный момент. Все это помогает учесть и сделать digital-marketing.
Digital-marketing — это комплексное продвижение товаров и услуг с помощью цифровых технологий, которое охватывает онлайн- и офлайн-аудиторию.
Он помогает продвинуть ваше предложение во всех цифровых каналах: интернете, телевидении, радио, смарт-гаджетах и приложениях, смс-рассылках. Рекламный ролик в мобильном приложении, пост с нативной рекламой у блогера, push-уведомление, реклама на радио или по телевизору — все это примеры использования digital-маркетинга.
Digital-маркетинг работает на всех этапах взаимодействия с клиентами в b2b и b2c. Digital-маркетологи занимаются следующими задачами:
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Чем digital-маркетинг отличается от интернет-маркетинга
Digital-marketing часто путают с интернет-маркетингом, но это разные понятия.
Интернет-маркетинг использует только те инструменты, с помощью которых продвигают товары и услуги в сети: email-рассылки, SMM, SEO, контекстную и таргетированную рекламу.
Digital-marketing — более широкое понятие. Он охватывает все инструменты интернет-маркетинга, но не ограничивается ими и включает инструменты, которые не связаны с интернетом напрямую. Так digital-marketing позволяет перетащить аудиторию из офлайна в онлайн.
Цели и задачи digital-маркетинга
Цель digital-marketing — увеличить продажи. Он помогает довести пользователя до целевого действия — сделать покупку, заказать услугу, прочитать статью в блоге, — удержать его, стимулировать делать повторные покупки и заказы.
Digital-marketing помогает компаниям решать следующие задачи, чтобы довести пользователя до целевого действия:
В Carrot quest, например, автоматически квалифицируют лидов с помощью вопросов в формах на сайте.
Также Carrot quest используют чат-бота:
Чат-бот для квалификации лидов на сайте Carrot quest
Благодаря чат-боту и вопросам в формах мы понимаем:
― сможем ли помочь клиенту,
― как построить с ним диалог,
― про что ему рассказать.
Например, в форме для записи на консультацию мы спрашиваем у клиента адрес сайта. Этот вопрос помогает нам определить, сможет ли клиент использовать наши инструменты, так как первым шагом для использования Carrot quest является установка кода на веб-сайт.
Преимущества digital-маркетинга
Диджитал-маркетинг позволяет эффективно доносить сообщения до аудитории, потому что с ним вы вы можете:
Основные инструменты digital-маркетинга
Каждый инструмент digital-marketing имеет свои особенности. Например, SEO-продвижение направлено на долгосрочную перспективу и не дает мгновенный эффект. Контекстная реклама, наоборот, позволяет получить результат в короткие сроки. SMM-продвижение и email-рассылки помогают удерживать пользователей, повышать их лояльность к бренду.
В комплексе все инструменты позволяют взаимодействовать с клиентами в разных каналах, помогают запомниться и стимулировать пользователей совершить целевое действие. Например, пользователь увидел таргетированную рекламу с товаром в Instagram, потом наткнулся на баннер с этим же товаром на сайте, а после увидел то же предложение на цифровом стенде в торговом центре — решил зайти в магазин и сделал покупку.
Рассмотрим основные инструменты digital-marketing.
CRM-маркетинг
CRM-маркетинг — стратегия коммуникации, которая основывается на знаниях о поведении клиентов. CRM-маркетинг помогает объединить все каналы связи и выстроить персонализированную коммуникацию с каждым человеком.
Вы не просто рассылаете сообщения всем, кто есть в базе, а анализируете, кому когда и какое сообщение отправить, какой канал для этого использовать. Например, нет смысла предлагать промокод на скидку тем, кто и так часто делает покупки. А вот тем, кто давно ничего не покупал, можно предложить бонус или подарок.
Задача CRM-маркетинга — увеличить продажи на сайте. В этом помогают различные инструменты и механики: трипваеры, чат-боты, лид-магниты, поп-ап окна, email-маркетинг.
Как начать карьеру в digital-маркетинге
Если вы не согласны с фразой «какой диджитал, иди на завод!», то читайте гайд от Digital Business School о старте карьеры интернет-маркетолога: кто он и что делает, как получить нужные навыки и где искать первых клиентов.
Сфера деятельности digital-маркетолога охватывает почти все элементы присутствия компании в интернет-пространстве. Он подбирает и оценивает площадки, изучает целевую аудиторию, создает стратегии продвижения, использует рекламные инструменты, планирует и создает контент.
Как правило, специалист digital-маркетинга управляет деятельностью более узких специалистов (сеошников, копирайтеров, дизайнеров, таргетологов), ставит им задачи и отслеживает результат. Если речь о небольшой компании или бренде, который только открывает для себя пользу продвижения в Сети, то интернет-маркетолог может заниматься сразу всеми задачами самостоятельно.
В обоих случаях для успешной работы маркетолог должен знать основы каждого направления и иметь определенные навыки.
1. SMM — маркетинг в соцсетях
— вести сообщества в соцсетях, создавать, оформлять и постить контент
— запускать рекламные кампании в соцсетях — таргетированная реклама, сотрудничество с блогерами
— создавать и поддерживать сообщество, коммьюнити вокруг бренда. Различные активности — конкурсы, розыгрыши и т.д.
2. SEO — оптимизация сайтов для продвижения в поисковиках
— Подбирать семантическое ядро для сайта — основные ключевые слова, по которым будет идти оптимизация
— привлекать трафика из поисковиков
— анализировать результаты — выявить успешные и проблемные зоны, скорректировать по ним деятельность
— стремиться к тому, чтобы сайт занял намеченные позиции в поисковике или поднялся в целом как можно выше
— собрать и сегментировать базу для рассылки
— составлять план рассылки, генерировать идеи, писать или контролировать написание текстов
— тестировать различные способы подачи информации и оформления — от заголовка темы до дизайна письма
— анализировать результаты, вносить изменения
4. Таргетированная реклама
— собирать и сегментировать рекламную базу в соцсетях
— создавать рекламные тизеры — текст объявления и иллюстрация фото или видео
— настраивать рекламную кампанию и оценивать ее эффективность
5. Контекстная реклама
— Собирать и фильтровать базу ключевых слов, по которым будет запускаться реклама
— работать с рекламными инструментами Яндекс.Директ и Google Ads
— планировать рекламный бюджет и стремиться снизить стоимость клика
— создавать рекламные баннеры согласно требованиям площадки, на которой запускается реклама; тестировать различные варианты объявлений
— анализировать метрики сайта с помощью Яндекс.Метрика и Google Analytics
— делать выводы на основе данных и продумывать действия по улучшению
Задачи маркетолога зависят от специфики бизнеса, размера компании и того, руководит ли он командой или сам выполняет большинство функций. Остановимся на основных навыках, которые понадобятся:
1. Создание маркетинговой стратегии. Нужно уметь продумать УТП, подготовить продукт к запуску на рынок, просчитать риски, выделить цели и задачи, прописать действия по их достижению.
2. Исследование рынка. Маркетолог изучает целевую аудиторию и сегментирует ее, анализирует конкурентов.
3. Продвижение в интернет-пространстве. Необходимо обладать основными навыками рекламного и нативного продвижения: находить и тестировать различные площадки, разбираться в таргетированной рекламе, планировать и не «сливать» рекламный бюджет, уметь работать с инфлюенсерами и находить общий язык с информационными партнерами.
4. Планирование и создание контента. Digital-маркетолог должен уметь создавать контент-планы и матрицы контента, анализировать востребованность тем и форматов, создавать иллюстрации и видео-контент (или поставить правильное ТЗ другим сотрудникам).
5. Управление ресурсами, организация работы отдела интернет-маркетинга. Важный навык — грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами, уметь организовать несколько специалистов в штате или на удаленке, обеспечить адекватное функционирование систем.
6. Анализ результатов маркетинговых усилий. Конечно, без аналитики никуда. Обязательный навык — отслеживать результаты действий, отмечать прогресс, обращать внимание на косяки, корректировать работу исходя из полученных данных.
Помимо умений, напрямую связанных с профессией, потребуются еще и общие навыки (soft-skills):
Для того чтобы стать диджитал-маркетологом не требуется высшее образование, получить нужные навыки можно как обучаясь самостоятельно, так и проходя специальные профессиональные курсы.
1. Научиться всему самостоятельно
Обучение без учителей — вариант для тех, кто хорош в самообразовании — может себя организовать, не теряет мотивацию заниматься регулярно, умеет структурировать и искать большие объемы информации, выделять главное и отсекать лишнее. Сами по себе вышеперечисленные навыки очень полезны для интернет-маркетолога, поэтому если они у вас есть, то это замечательно.
Знания самостоятельно можно получать из многочисленных бесплатных источников — тематических телеграм-каналов, пабликов Вконтакте, сообществ в Фейсбуке, видео-лекций на Ютубе. К тому же эксперты и обучающие центры регулярно проводят бесплатные вебинары по конкретным направлениям digital-маркетинга или по его общим основам.
Полезную информацию можно почерпнуть также из книг. Однако учебник по digital-маркетингу вы вряд ли найдете. Дело в том, что в сфере интернет-маркетинга меняется настолько быстро, что не успеет автор дойти до типографии со своей книгой, как появится десяток новых фишек, меняющих всё в корне. Поэтому рекомендуем обратить внимание на книги, в которых поднимаются «вечные темы»: основы традиционного маркетинга, рекламы, брендинга; психологическое обоснование поведения клиента, искусство продаж и переговоров; создание текстового контента и тонкости редактуры, построение коммуникации.
2. Пройти профессиональные курсы
Записаться на курсы — более традиционный и интуитивный вариант. Можно пройти полное обучение по программе интернет-маркетинга, а можно отдельно изучать специальности. Учебные программы появляются и в некоторых вузах, например, в Высшей школе экономики.
Плюсы профессиональных курсов и обучающих программ:
Логично, что если вы хотите получить профессиональные знания в области, в которой пока мало понимаете, стоит обратиться к эксперту. Но,к сожалению, в диджитал-маркетинге не всяк эксперт, кто так себя называет. Вот несколько советов, которые помогут не попасть на горе-инфобизнесмена:
1. Не покупайтесь на перспективу быстрых и легких денег. Обходите стороной предложения, в которых вам обещают рассказать, как зарабатывать от 100 000 рублей в месяц, работая по два часа под пальмой. Такие учителя нацелены на то, чтобы вы, ослепленный перспективами халявного дохода, посещали один курс за другим. Как правило программы состоят из этапов, в конце каждого вам намекают, что вот-вот вы получите сакральные знания, но не хватает ещё какого-то ключевого элемента, который дадут на следующем этапе.
2. Выбирайте практиков. Смотрите на учителей, кто они, где работают, какой у них опыт. Отдавайте предпочтение практикам — если человек успешно работает по специальности, сделал карьеру, может поделиться практическими знаниями — у него есть чему поучиться. Интернет-маркетинг — это для практиков, теоретики вам ничего не дадут.
3. Пользуйтесь «пробниками». Попробуйте бесплатные образовательные продукты человека или организации, которых вы рассматриваете для обучения. Даже по небольшому бесплатному занятию можно многое сказать о качестве. Если после пробного урока вас смущают знания преподавателя или не устраивает организация процесса, то лучше довериться интуиции и поискать другие варианты.
Важно также понимать, что никакое профессиональное обучение не избавляет вас от необходимости постоянного самообразования и мониторинга новых фишек.
После того, как вы получили начальные знания и уже готовы браться за реальные проекты и зарабатывать, пора искать заказчиков. Особенности поиска будут зависеть от того, по какому из двух путей вы решите пойти — стать фрилансером/удаленным сотрудником или работать в офисе.
Фриланс и «удаленка»
Если вы хотите работать из дома и самостоятельно искать проекты, то нужно будет научиться организовывать рабочий день. Фриланс дает желанную свободу, но накладывает дополнительные обязательства — вы сами строите свой рабочий процесс, «выплачиваете» себе больничные и выдаете отпуск.
Еще одно благословение и одновременно проклятие фриланса — вам придется самостоятельно искать заказчиков и проекты, договариваться об условиях работы и оплаты. Для этого нужно наладить железную систему привлечения клиентов. Самый дешевый способ — сарафанное радио. О том, как запустить этот механизм в Фейсбуке мы уже рассказывали ранее. В целом принципы везде одинаковые — знакомьтесь с потенциальной целевой аудиторией и коллегами, ведите страничку, показывая свой профессиональный взгляд, давайте советы, предлагайте свои услуги, просите знакомых порекомендовать, собирайте отзывы и делитесь ими на странице.
Если вас пугает перспектива ловить заказы голыми руками в бурных реках соцсетей, но все равно хочется работать дома под пледом, то выбирайте компромиссный вариант — удаленку. Многие путают ее с фрилансом, считая, что это одно и то же. Однако на удаленной работе вы имеете все те же обязанности и часто даже график, что и сотрудники в офисе, просто закрываете задачи из дома.
Хотите выбрать более традиционный путь и устроиться в офис? В таком случае ваша главная задача найти компанию, которая примет на работу человека без опыта. Сразу же устроиться по вакансии интернет-маркетолога будет непросто. Для начала попробуйте себя в одной из специализаций: рекрутеры часто ищут копирайтеров, сммщиков, контент-менеджеров и т. д. Если финансовое положение позволяет, то можете устроиться на бесплатную стажировку в крупную компанию — посмотреть на процессы изнутри и получить хороший опыт.
Попробовать себя на позиции интернет-маркетолога можно в небольшой компании или только запускающимся стартапе. Скорее всего, налаженного отдела маркетинга там еще нет и вам дадут «разгуляться». Много платить не будут, но для приобретения опыта это неплохой вариант. Старайтесь выжать максимум — собрать портфолио, составить кейсы «было-стало». Это будет вашим билетом для перехода на следующий уровень, где вы уже не просто зеленый новичок, а человек с опытом реализации проектов и решения задач.
Что такое диджитал-маркетинг? Про основы, принципы и технологии
Сегодня digital-маркетинг не только собирает точную и объективную информацию о целевой аудитории, но и прослеживает результаты продвижения бренда или продукта.
В последнее время часто можно услышать о цифровизации всего и вся и о digital-технологии в маркетинге в частности. Что такое диджитал-маркетинг простыми словами? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит посмотреть на окружение человека в больших городах. Сегодня люди пользуются большим количеством гаджетов, каждый из которых обеспечивает взаимодействие со своим владельцем при помощи подключения к интернету. Конечно, это в первую очередь смартфоны, но и также прочие носимые и не очень устройства. Например, планшеты, смарт-часы, браслеты, умные колонки, смарт-ТВ и т.д.
Гаджеты сегодня выполняют роль отправной точки для совершения покупок и получения услуг. В любом смартфоне пользователя можно обнаружить множество полезных приложений, которые помогают перемещаться по городу, стране и миру, совершать финансовые операции, делать заказы в кафе и ресторанах и оплачивать их, не дожидаясь счёта от официантов, и т.д.
Одним словом, digital- или цифровой маркетинг — это способ для бизнеса поддерживать взаимодействие со своими клиентами с помощью их персональных устройств. Конечно, основной целью диджитал-коммуникаций являются траты потребителей на предоставляемые компанией товары и услуги. Занимается привлечением и удержанием клиентов в цифровой среде digital-маркетолог. С функционалом и задачами данной профессии подробнее можно познакомиться в данной статье. В этом же материале предлагаем разобраться с тем, что представляет собой и что входит в диджитал-маркетинг.
Основы digital-маркетинга
Можно смело утверждать, что digital-маркетинг не только является обозначением стратегии продвижения с использованием цифровых устройств, но и также синонимом современных маркетинговых инструментов. Дело не только в том, что потребители сегодня проводят много времени в интернете и используют для выхода в сеть свои мобильные устройства.
В перегруженном информационном пространстве очень сложно получить внимание потребителей. Это приводит к тому, что люди готовы воспринимать предложения компаний только в том случае, если они соответствуют интересам и запросам. Сегодня рекламная коммуникация должна оказываться перед глазами клиента в нужное время и в нужном месте — в момент, когда он находится в поиске решения и максимально заинтересован рассматривать поступающие к нему предложения. В этом случае у компании есть шанс получить желаемую реакцию в ответ.
Чтобы реализовать подобным образом рекламную кампанию, бизнесу необходимо глубокое понимание потребностей целевой аудитории, особенностей её выбора, а также создание персонализированных сообщений. Ковровые обезличенные рекламные кампании ещё не полностью потеряли значение, но их эффективность существенно снизилась. Все эти изменения заставляют компании искать возможности для сбора данных о своих потребителях и понимание о вероятных сценариях действий, которые приводят пользователей к покупкам.
Это серьёзный технологический вызов для многих компаний. Он подводит нас к определению основы digital-маркетинга. Гаджеты не только выполняют роль устройства, которое используется для входа в сеть, где в большинстве случаев начинается поиск существующих решений для возникшей потребности у человека. Смартфон ещё постоянно находится вместе с потребителем. Это открывает возможности для его идентификации не только в пространстве, но и для сопоставления его онлайн-профиля в оффлайн-реальности.
Таким образом, главный принцип диджитал-маркетинга не столько связан с использованием онлайн-коммуникаций для контакта с клиентом, сколько с методом вплетать контекст особенностей поведения человека в индивидуальное взаимодействие с ним. Полученные компанией данные и выбор благоприятного времени для взаимодействия с потребителем повышает вероятность желаемой ответной реакции с его стороны и, соответственно, совершенной им покупки в конечном результате.
Появление и развитие digital-маркетинга напрямую связано с желанием бизнеса достучаться до своей целевой аудитории. И не просто осуществить контакт, а сделать его эффективным. В этом смысле цифровой тип продвижения ничем не отличается от подхода традиционного маркетинга. Просто новая технология взаимодействия с потребителями заменяет устаревшую, которая уже не в состоянии дать бизнесу ожидаемый результат.
Каналы и технологии
Используя каналы digital-маркетинга, компания получает приток пользователей на свои онлайн площадки. Конечной целью привлечения данного трафика, конечно же, являются продажи. Но современный потребитель редко делает покупки на основании лишь одного контакта с брендом, поэтому на практике используется комплекс воздействий на пользователя, который охватывает сразу несколько направлений для коммуникации.
Итак, через какие каналы digital-маркетинга компания взаимодействует с пользователями сети?
Внимательный читатель наверняка заметил, что используемые в цифровом маркетинге каналы работают на разных стадиях взаимодействия с пользователями, начиная от первого контакта и заканчивая возвратом тех, кто уже однажды сделал покупку. Это говорит о том, что путь потребителя к покупке длительный и требует неоднократного контакта с применением различных каналов и инструментов. Более того, лучший результат показывают персонализированные сообщения.
Совокупность всех особенностей раскрутки товаров и услуг на современном рынке заставляет компании прибегать к технологическим решениям в цифровом маркетинге, которые улучшает качество кампаний. К ним относятся:
Виды и направления digital-маркетинга
Сбор информации о потребителях и использование полученных данных на каждом этапе пути клиента к покупке для улучшения показателей конверсии и эффективности продвижения — основная идея диджитал-маркетинга. Это дает возможность реализовывать маркетинговые кампании следующих видов:
Усилия цифрового маркетинга можно разделить на следующие направления:
Актуальность и важность для бизнеса
Почему бизнес идёт в сеть и направляет в онлайн свои маркетинговые бюджеты? Для этого есть несколько причин. Вот они:
Определенно digital-продвижение стало новым эволюционным этапом. Решения, основанные на предположениях и интуиции, которые имели место быть ранее в маркетинге, сменили действия, подтверждаемые данными. Это требует от специалистов, занятых в данной области, новых компетенций и навыков. Научиться создавать успешные стратегии, а также осуществлять кампании по отдельным направлениям диджитал-маркетинга, можно на программах повышения квалификации Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ.
Взрывное развитие информационных технологий за последние 20 лет изменило мир до неузнаваемости. Контрольным выстрелом в голову стал ковидный год, с которого, похоже, нужно начинать отсчет новой эры. Можно до хрипоты спорить, к чему все это нас приведет, но уже сейчас рынок труда радикально трансформируется: на арену вышли профессии, связанные с деятельностью в интернете.
В этой статье мы выясним все о профессии интернет-маркетолог — это кто и чем занимается.
Спойлер: это человек-оркестр, управляющий процессами на стыке бизнеса, аналитики, коммуникаций и технологий.
Содержание
Специфика digital-маркетинга
Что такое маркетинг
Как утверждает Википедия, маркетинг (в переводе с английского marketing — рыночная деятельность) — это деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли. Проще говоря, это целый комплекс мер, конечная цель которых продать продукт (не важно, товар или услугу) целевому потребителю.
В качестве признанной специализации маркетинг появился в начале XX века. Теперь его называют «рыночной философией», которая пронизывает весь современный социум, т.к. живем мы в эпоху потребления. Маркетолог должен понимать суть бизнес-процессов и человеческой психологии. Это аналитик, который на основе анализа рынка и целевой аудитории выстраивает стратегию продаж.
Что такое интернет-маркетинг
В XXI столетии ситуация на рынке меняется: бизнес и потребители осваивают интернет, доля онлайн-продаж растет, а маркетинг приобретает свою специфику. Интернет-маркетинг — это продвижение продукта в сети. Для этого применяются классические маркетинговые приемы, перенесенные в реалии онлайн-коммуникаций, и новые методы продвижения, развивающиеся вместе с digital-индустрией.
Интернет маркетолог — это профессия будущего: сплав бизнеса, психологии, аналитики, цифровых технологий. Здесь все очень быстро меняется, поэтому профессия требует постоянного саморазвития.
В чем разница между классическим и интернет-маркетингом
Традиционная схема классического маркетинга:
В digital-продвижении работает та же схема, но чем же тогда отличается маркетолог от интернет-маркетолога? Разница в приемах и инструментах: традиционная стратегия переносится в реалии интернет-технологий. Digital-маркетинг объединяет массу новейших направлений: SEO, SMM, таргетинг, email-маркетинг, копирайтинг.
Интернет-маркетинг имеет огромное преимущество: быстрый фидбек. Традиционный рекламщик развесил билборды на городских улицах и ждет: выстрелит–не выстрелит. Обратная связь очень условна.
Что делает интернет-маркетолог? Запускает рекламную кампанию и сразу видит ее эффективность: аналитика доступна в режиме реального времени, поэтому можно оперативно влиять на ситуацию: отключать убыточные каналы, тестировать новые гипотезы.
Что должен знать и уметь интернет-маркетолог
Веб-маркетолог должен знать принципы работы всех каналов продвижения продукта, уметь анализировать большие объемы данных, следить за развитием информационных технологий, организовывать работу команды. Это человек, совмещающий навыки маркетолога и специалиста по информационным технологиям.
Профессия новая, поэтому какого-то жесткого списка должностных обязанностей еще нет, он находится в стадии становления. С этим связана большая проблема: работодатели «сами не знают, чего они хочут». Суть они уловили: нужен человек, который будет в сети продавать их продукт, а вот круг задач интернет-маркетолога каждый видит по-своему. Кому-то надо запустить рекламу, кто-то ищет smm-щика, а третьи хотят швеца, жнеца и на дуде игреца в одном флаконе, да еще чтобы умел чинить железо и настраивать в офисе сеть.
Несмотря на разброс мнений, есть ряд обязанностей, с которыми должен уметь справляться специалист, называющий себя интернет-маркетологом.
Аналитика
Огромный пласт обязанностей digital-маркетолога связан с анализом исходных данных: бизнес среды, продукта, аудитории.
Цель — выяснить, как продвигаются аналогичные продукты, какие рекламные каналы привлекаются, как отстроиться от конкурентов. Анализируются сайты и аккаунты в социальных сетях.
Цель — определить публику, которой интересен продукт, выяснить ее специфику, сегментировать разнородную аудиторию (пол, возраст, интересы, места обитания). От точности анализа ЦА зависит эффективность рекламных кампаний.
Чтобы продвигать продукт, надо досконально изучить его слабые и сильные стороны. Маркетолог формирует имидж компании, поэтому должен хорошо ориентироваться в специфике бизнеса, с которым он работает.
Сайт и аккаунты в соцсетях — это базовые инструменты интернет-маркетолога. Аудит сайта сродни инвентаризации: выявляются косяки, составляется план работ по улучшению. Если сайта нет, то прежде всего составляется ТЗ на его создание.
Аналитика — это база, на основе которой выстраивается стратегия продвижения продукта в сети. Можно сколько угодно учиться на интернет-маркетолога, но без навыков первичного анализа все остальные умения не принесут пользы.
Привлечение трафика
В чем разница между интернет-маркетологом и таргетологом? Все просто: маркетолог придумывает стратегию и дает задание таргетологу. А также еще куче специалистов. Маркетологу не обязательно владеть всеми тонкостями таргетинга, но знать, как это работает он обязан.
Хороший интернет-маркетолог видит картину в целом: тут у него копирайтер пишет статью в блог, тут — дизайнер рисует баннер, там сеошник прописывает метатеги на сайте. Инструментов по привлечению трафика много, и во всех них веб-маркетолог должен разбираться, если не на продвинутом, то на хорошем уровне, чтобы давать грамотное задание более узким специалистам.
О чем надо иметь представление интернет-маркетологу:
Планирование и целеполагание
Опираясь на результаты анализа, маркетолог работает над стратегией продвижения продукта, комбинируя базовые инструменты привлечения трафика. Сюда входят, как минимум, 3 этапа:
Анализ результатов
Интернет-маркетинг хорош тем, что здесь легко контролировать эффективность усилий. Онлайн-сервисы аналитики — Яндекс Метрика и Google Analytics — доступны, а digital-маркетолог должен уметь с ними работать.
Системы аналитики поисковиков и социальных сетей открывают массу возможностей для специалиста. Маркетолог контролирует, куда сливается рекламный бюджет, систематизирует данные о характере пользователей, определяет источники трафика, анализирует поведение посетителей сайта, ставит цели. Вся эта аналитическая работа позволяет быстро реагировать на ситуацию.
Управление командой
Один в поле не воин — это про профессию интернет-маркетолога. Продвижение продукта — комплексная работа с привлечением разномастных специалистов, поэтому здесь важны управленческие навыки и умение работать в команде:
Личные качества интернет-маркетолога
Чтобы стать интернет-маркетологом, вам должны быть присущи такие качества, как:
Плюсы и минусы профессии
Сомневаться в том, востребована ли профессия интернет-маркетолога, не приходится. Только на hh.ru сейчас размещены 1625 вакансий по России. Специалисты нужны и интернет-магазинам, и компаниям, только осваивающим интернет-продажи. У профессии есть неоспоримые преимущества:
Свои минусы тоже есть:
Как стать интернет-маркетологом
У молодежи digital-профессии вызывают живой интерес, поэтому часто звучат вопросы, где обучиться и какие предметы нужно сдавать на интернет-маркетолога. Это живая специальность, находящаяся на пике развития, поэтому, с одной стороны, способов ее освоить много. Обратная сторона медали: куча халтурных курсов и всякой чуши в интернете на эту тему. Ну и практически полное отсутствие специализации «интернет-маркетинг» в государственных вузах: до них еще не докатилось.
Перечислим все варианты освоения специальности.
Интернет-маркетинг — профессия на стыке гуманитарных и технических знаний. Здесь в один узел завязано сразу несколько специализаций. В блоге нашей студии масса полезной информации по тем направлениям, с которыми придется разбираться. Ловите ссылки на базовые материалы, с которых можно начать новичку.
Еще больше информации ищите по тегам в нашем блоге https://www.web-dius.ru/blog/.
Уровень зарплаты
Зарплата интернет-маркетолога зависит от уровня подготовки, опыта и региона: традиционно есть разница между тем, сколько зарабатывает специалист в Москве и во всей остальной России. Ориентируясь на статистику крупнейшего сервиса по поиску работы hh.ru, посмотрим, на что можно рассчитывать.
По России больше всего вакансий с зарплатой в районе 50 тыс. руб., хотя средняя повыше — 79 тыс.руб.
В Санкт-Петербурге 20 % работодателей готовы платить от 70 до 80 тыс. руб. При этом средняя — 97 тыс.руб.
В Москве средняя зарплата интернет-маркетолога 115 тыс.руб.
Перспективы
Digital-индустрия развивается лавинообразно: с 2018 года количество вакансий в нише выросло в 25 раз. Спрос на нормальных специалистов превышает предложение, поэтому перспективы в карьере, связанной с интернет-маркетингом, очень воодушевляющие.