Чем занимается додо пицца
«Додо Пицца»: история успеха, развитие компании, руководство и принципы работы
История проекта «Додо Пицца», как и любого крупного бизнеса, представляет особый интерес. Почему? Потому что началась она с небольшой пиццерии в Сыктывкаре. А сейчас у Федора Овчинника – основателя проекта – имеется более 230 заведений. И не только в России! Сегодня «Додо Пицца» есть в США, Китае, Литве, Эстонии, Румынии, Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане. Как же начинался этот масштабный бизнес?
Биография Федора Овчинникова
Следует немного рассказать о том, кто такой Федор Овчинников, прежде чем переходить к истории «Додо Пиццы», чтобы понимать, как она начиналась. Федор Овчинников родом из Сыктывкара: сначала он закончил школу №12, а потом местный Государственный университет, получив специальность историка. Молодой человек изучал этнографию и археологию.
Когда ему было 21, он приступил к созданию собственного бизнеса. Хотя друзья с родителями его отговаривали. Да и ни один банк не одобрил ему кредит для открытия книжного магазина. Но Федора это не остановило. Он сменил тактику и взял в Сбербанке ссуду – якобы на неотложные нужды. Ему дали 400 000 руб. «на ремонт квартиры», и еще 100 000 удалось занять у знакомых.
На рекламу средств не осталось. Юноша завел блог, начал рассказывать о пути открытия торгового помещения. Читателям понравилось наблюдать за шагами молодого предпринимателя – аудитория стала расширяться.
В 2006-м он открыл магазин, назвав его «Сила Ума». Аудитория из блога направилась за покупками. Федор развивал бизнес, регулярно поставлял редкие и новые книги. Вскоре у него появились инвесторы. Молодой человек расширился до сети из 8 магазинов. Уже спустя 3 года оборот компании Федора превысил сумму в 2 000 000 долларов.
Но в 2008-м случился кризис. Интересы учредителей разошлись. Овчинникову пришлось продать свою долю чуть ли не за бесценок.
Однако успешный бизнесмен отличается тем, что никогда не опускает руки. Даже в случае неудачи. Федор снова занял крупную сумму. И именно на эти деньги он открыл первую «Додо Пиццу». История компании началась с кредита.
Идея проекта
У Федора уже был опыт в сфере общепита. Одно время он в течение полугода работал в санкт-петербургском кафе.
Историю развития «Додо Пиццы» Федор также описывал в своем блоге, как это было с книжным магазином. Молодой человек рассказывал обо всех нюансах, тщательно расписывал затраты и доходы. Сам он принимал непосредственное участие – замешивал тесто, иногда даже мыл полы.
Его идея была в создании пиццерии не совсем обычного формата. «Изюминка» заключается в тотальной открытости заведения. Можно сказать, что в этом и есть секрет успеха «Додо Пиццы». Во всех кухнях установлены веб-камеры, что дает возможность каждому желающему понаблюдать за работой сотрудников, убедиться в свежести продукции и в соблюдении санитарных норм.
Маркетинговая стратегия
Рассказывая об истории успеха «Додо Пиццы», нужно затронуть вниманием важнейший нюанс бизнеса – маркетинговую стратегию.
Здесь нет замыленного, всем привычного «Мы готовим по классическому итальянскому рецепту». Предприятие основано на пресловутой открытости. И она есть во всем – начиная от блога компании и заканчивая столом, на котором замешивают тесто.
Также проводятся свободные экскурсии по кухне, ведутся онлайн-трансляции приготовления блюд, соблюдается строгий тайминг. Это и есть концепция бизнеса – открытого и честного.
Но вообще, стратегия классическая. Ее принцип таков: надо выйти на рынок, привлечь к себе клиентов и суметь удержать их. И в этом сложность. История бизнеса «Додо Пицца» восхищает потому, что Федор, заняв более чем конкурентную нишу, сумел в ней преуспеть. Компания делает ставку не только на еду, но и на чувства, испытываемые клиентами, находящимися в ее заведениях.
Специфика обработки заказов
Продолжая изучать историю бренда «Додо Пицца», нужно отметить вниманием еще одну особенность. И это – Dodo IS. Так называется система браузера, являющаяся «ядром» работы компании. Если кратко, то вот, как она работает:
Интересно, что Федор со своей командой создавал данную программу для «Додо Пиццы» с нуля. От истории с ее программированием его вновь начали все отговаривать. Зачем, если уже имеются готовые решения? Федор Овчинников привел весомые аргументы:
В общем, данная система управляет всем бизнесом в целом и повышает эффективность как отдельных пиццерий, так и сети.
Проблемы и риски
О них тоже необходимо упомянуть, рассматривая историю успеха «Додо Пиццы». Главная проблема в том, что с 2011 года, с самого появления компании, многие начали просто копировать ее бизнес-модель, предлагаемые продукты и маркетинг. В этом, кстати, минус пресловутой открытости.
Впрочем, кое-что конкуренты скопировать не сумели. В 2014 году именно компания «Додо» организовала первую в мире доставку пиццы с помощью коптеров. Это была совместная пиар-акция с предприятием Copter Express. Эта новость облетела весь мир.
К тому же у «Додо Пиццы» есть то, чего нет у конкурентов – идейный, известный, харизматичный лидер, который помогает открываться на новых рынках. Потому что практически везде есть люди, знающие Федора, следящие за его деятельностью.
Франшиза
Раз речь идет об истории «Додо Пиццы», основателе компании, а также обо всех особенностях данного бизнеса, то и тему франшизы необходимо упомянуть. Людям, желающим открыть свое заведение, предоставляются такие условия:
Заведение можно открыть в одном из трех форматов. Но надо понимать, что и объем инвестиций будет отличаться. Можно открыть доставку (6 млн), семейную пиццерию (8 млн) или городскую (9 млн).
В рамках темы, касающейся истории «Додо Пиццы», надо отметить, что компания внимательней следит за своими партнерами, чем за конкурентами. Франчайзеры должны соблюдать правила и устав фирмы, но в остальном ограничений нет. Они могут устраивать любые рекламные акции.
Более того, если какой-нибудь партнер разработает уникальное предложение, компания внедрит его во всю сеть, демонстрируя лучший опыт. Также он будет поощрен.
Обучение
Да, его придется пройти. Для партнеров сети создан учебный центр «Додо Пиццы», находящийся в Сыктывкаре.
Обучение длится 1 месяц, и за это время франчайзер вникает в принципы работы в сети, занимается составлением бизнес-плана, а также разрешает специально смоделированные критические ситуации. Это помогает ему набраться опыта и в дальнейшем стать грамотным руководителем.
Такое обучение невероятно полезно. Это – полное погружение. Человека не отвлекает ровным счетом ничего. За 1 месяц, проведенный в учебном центре, он успевает намного больше, чем за полгода у себя дома, в зоне комфорта.
И, кстати, теория дополняется практикой. Каждый франчайзер успевает поработать на учебной кухне. Там он осваивает весь рабочий цикл, а также понимает, каково работать в «Додо Пицце» кулинарным технологом.
Вкалывать придется. Потому что бизнес не может стать преуспевающим без участия и развития предпринимателя.
Суть бизнеса – в пицце
Выше было многое сказано об истории создания «Додо Пиццы». О каких еще особенностях данного бизнеса можно поведать?
Сила каждого заведения этой сети – в доставке. Курьер должен «уложиться» в 60 минут. Если он не успевает, то клиент получает свою пиццу бесплатно.
А у пиццерий с залом имеется оригинальный формат, называющийся «доставка до кассы». Официантов в заведениях нет – гостям отдают пиццу прямо в коробке. Такой подход оптимизирует работу, а еще благодаря ему заведения «Додо Пиццы» не ассоциируются у людей с ресторанами. Во всех пиццериях царит особая, веселая и уютная атмосфера.
Действительно, уникальная вышла история у «Додо Пиццы». Основатель взял существующую, популярную бизнес-модель и улучшил каждый ее аспект. Но главное, все-таки, это вкусный продукт.
Пиццу готовят во многих заведениях. И, в принципе, везде она горячая, ароматная и вкусная. Но во многих местах качество пиццы напрямую заявит от того, кто ее готовит. Получается своеобразная лотерея.
А вот компания «Додо» создала систему, благодаря которой любой сотрудник может приготовить стабильно вкусную пиццу всего лишь за 12 минут. И это – со свежим замешиванием теста! Замороженное никогда не используется. И да, талант с мастерством играют свои роли, но на кухне все опирается на формулы и стандарты. Рецепты очень сбалансированные и технологичные – им легко следовать.
К тому же на кухнях «Додо Пиццы» действуют жесткие стандарты по работе с тестом и выпечкой. Погрешность составляет всего лишь 3 грамма и 1 градус.
Контроль качества
Он играет немаловажную роль. Его тоже нужно отметить вниманием, рассказывая о том, какая у данного бизнеса история. «Додо Пицца» (в Тольяти, Сыктывкаре, Москве, да и в любых других городах) славится своим отменным качеством.
Оно контролируется всегда. В каждую пиццерию приходят тайные покупатели – по 8 раз в месяц. Они заказывают блюдо на дом, чтобы оценить его качество по 118 критериям. В анкете множество пунктов: начиная от вежливости кассиров и заканчивая цветом корочки теста.
Еженедельно их отчеты проверяются, и на основании полученных сведений руководство ставит пиццериям оценки. Рейтинг публикуется на сайтах партнеров. Лучшим заведениям начисляются бонусы. Если же пиццерия систематически получает низкие оценки, то ее закрывают.
Но не все так жестко. Если пиццерия действительно имеет проблемы с качеством, то руководство поможет исправиться. Из сети исключают лишь те заведения, владельцы которых намеренно пренебрегают требованиями и, самое главное, доверием клиентов.
Ведь качество действительно важно. Люди приходят не только за пиццей, но еще за сервисом, за атмосферой. В каждом заведении гостей окружают заботой, чтобы оно стало для них любимым местом отдыха.
Помощь франчайзерам
Удобство основания бизнеса по франшизе в том, что уже все продумано заранее. Предпринимателю во всем помогает компания.
Вот, к примеру, дизайн. В каждой «Додо Пицце» гости должны чувствовать себя уютно и весело. Для создания располагающей к этому атмосферы нужен особый интерьер, грамотно организованное пространство и поддержание чистоты.
И в первых двух пунктах бизнесмену помощь обеспечена. Дизайнеры компании создают проект интерьера под его помещение. Специалисты сделают пространство функциональным и уютным, учитывая все нюансы освещения и зонирования. Даже маленький зал покажется вместительным и эргономичным.
Удобна и предлагаемая модель маркетинга. Ведь она «заточена» под повторное привлечение гостей, на совершение ими покупок вновь. Компанией уже разработаны сезонные предложения, вводимые каждые 2 месяца. Владельцу заведения нужно их лишь внедрить.
Также не нужно думать о разработке бонусной программы – она уже есть и успешно работает. Имеется и масса других вспомогательных моментов, о которых нельзя не упомянуть:
И, конечно же, кроме всего этого? у компании имеется своя база знаний франчайзи. Это не просто учебник, рассказывающий об управлении пиццерией.
База является настоящей платформой для обмена опытом. Все франчайзеры общаются друг с другом, делятся успехами и советами, выдвигают новые идеи. Все направлено на улучшение системы в целом, а также на стабильное совершенствование стандартов.
Вот такая интересная история «Додо Пиццы». От нуля до миллиарда – нереально? Пример Федора Овчинникова доказывает обратное. Как говорит он сам: «Не надо слушать людей, уверяющих, что в нашей стране нельзя заниматься бизнесом. Возможно, в России еще не созданы идеальные условия для предпринимательства, но если сидеть сложа руки, то будет лишь хуже. Нужно действовать, пытаться, а также осуществлять свои мечты. Только так удастся стать успешным».
Федор Овчинников, «Додо Пицца»: краткая биография, личная жизнь, история основания бренда и принципы успеха
Настоящим кумиром и вдохновителем молодых предпринимателей является основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников. Он владеет прибыльной сетью заведений общественного питания, а также имеет ряд интересных инвестиционных и франчайзинговых проектов.
Биография основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова
Примеры из жизни успешных людей вдохновляют и заставляют поверить в то, что нет ничего невозможного. В частности, многие интересуются, как добился карьерных высот основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников. Биография предпринимателя гласит, что родился он 10.06.1981 в Сыктывкаре. Там он учился сначала в школе №12, а затем в лицее при Сыктывкарском государственном университете. Позже в этом вузе он получил высшее образование на историческом факультете (источниковедение, археология и этнография). Работал маркетологом в нескольких крупных компаниях, после чего задумался об открытии собственного дела.
Начало делового пути
Денег на основание книжного магазина хватило впритык. Поскольку средств на рекламу не осталось, Овчинников решил создать в интернете блог, где подробно рассказывал о тонкостях открытия торговой точки. К открытию магазина «Сила Ума» в 2006 году у блога была уже приличная аудитория читателей, которые хотели воочию оценить результаты деятельности своего кумира.
Достаточно успешным оказался первый бизнес будущего основателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова. Книги быстро распродавались, ведь владелец довольно ответственно подходил к выбору литературы своего магазина. Он старался завозить самые новые издания и редкие экземпляры. Успешный магазин вскоре перерос в сеть из 8 торговых точек «Книга за книгой». Спустя 3 года оборот предприятия достиг 2 млн долларов.
Новый этап
Кризис 2008 года внес коррективы в развитие бизнеса будущего основателя «Додо Пиццы». Книги у Федора Овчинникова стали хуже продаваться, прибыль снизилась, учредители потеряли заинтересованность в этом деле. Как результат, Овчинникову пришлось продать свою долю бизнеса за мизерную сумму.
Трудности не сломили, а лишь раззадорили молодого предпринимателя. В его жизни был опыт работы в общепите, что и послужило источником вдохновения. В 2011 году Овчинников берет в долг крупную сумму и открывает в Сыктывкаре свою первую пиццерию «Додо Пицца». Федор Овчинников, как и в первый раз, активно ведет блог, где освещает все подробности открытия нового предприятия. На первых порах бизнесмен принимает непосредственное участие в работе пиццерии. Периодически ему приходилось замешивать тесто, даже заниматься уборкой.
Структура компании
На сегодняшний день «Додо Пицца» состоит из трех основных структурных подразделений:
Секреты успеха
На момент открытия первого ресторана «Додо Пицца» в данном сегменте уже существовала жесткая конкуренция. Однако сеть Овчинникова не только смогла выстоять в жестком рыночном противостоянии, но и заняла лидирующие позиции. Это стало возможным благодаря таким секретам успеха:
Открытость бизнеса
В своей работе владелец «Додо Пиццы» руководствуется принципом полной открытости. На кухнях установлены веб-камеры, что дает клиентам возможность наблюдать за процессом приготовления пиццы в режиме реального времени. Кроме того, это исключает халатное отношение к работе и нарушение норм санитарии со стороны сотрудников.
Что происходит на кухне
На кухне «Додо Пиццы» Овчинникова установлены строгие порядки. Сотрудники не могут войти сюда без бахил и головных уборов. Также им не позволено бесплатно есть пиццу. Строгий контроль мотивирует сотрудников выполнять свою работу качественно. При этом от мастеров не требуется каких-то особых талантов и навыков в области кулинарии. Они работают с проверенными и четко выверенными рецептами, что позволяет им быстро создавать качественный продукт всего за 12 минут.
На кухнях своих пиццерий Овчинников ведет тотальный контроль качества и расхода продуктов. Этого во многом удалось достичь благодаря строгой дозировке ингредиентов. Для теста вычислена оптимальная температура выпечки, обеспечивающая идеальный вкус с минимальными энергетическими затратами. На основании накопленных знаний Овчинников написал и издал подробный учебник.
В залах работает система «доставка до кассы». Благодаря оптимизированной системе работы заведения обходятся без официантов. Таким образом, пиццерия не конкурирует с ресторанами. В ней царит особая дружественная атмосфера.
Особенности маркетинга
Федор Овчинников уверен, что слово «качественно» должно касаться не только самого продукта, но и сервиса. Поэтому он до мельчайших подробностей продумываются детали работы заведений, чтобы «Додо Пицца» была не просто заведением общественного питания, а любимым местом для отдыха. Также уделяется внимание разработке бонусных программ и акционных предложений. Последние обновляются ежемесячно.
Франчайзинг и партнерские программы
Программа помощи по запуску новых пиццерий начала функционировать в 2013 году. На данную возможность сразу же отреагировали предприниматели как в самой России, так и далеко за ее пределами. Новым заведениям оказывается всесторонняя поддержка, начиная от базовых маркетинговых мероприятий до раскрытия секретов и «фишек» работы организации.
Дизайн интерьера пиццерий создается настоящими профессионалами. Помимо оригинального корпоративного стиля, уделяется внимание эргономичности, зонированию, освещению и прочим деталям, которые делают отдых клиентов и работу сотрудников максимально комфортными.
Особенности информационной системы
Как говорилось ранее, «Додо Пицца» имеет собственную уникальную информационную систему, благодаря которой удается оптимизировать процесс управления сетью пиццерий. Принцип работы данной системы можно описать такими основными пунктами:
Почему Федор Овчинников не захотел пользоваться универсальными программами, а настоял на разработке собственной? Предприниматель уверен, что бизнесу нужна специфическая программа, заточенная под конкретный бизнес-процесс. Поначалу финансовые и временные затраты оказываются существенными, но в долгосрочной перспективе выгода ощутима. Кроме того, собственная система является отличным инструментом франчайзингового контроля.
Инвестиционная политика
Федор Овчинников отказался от работы с венчурными фондами и предпочел краудинвестинг. Такое решение вызвало у экспертов негативную реакцию. Они утверждали, что подобным образом «Додо Пицца» не сможет привлечь внушительный капитал, а также не справится с управлением большим количеством акционеров. Однако Овчинникову было что возразить. Для начала его организация планировала капитал в сумме всего 80 млн рублей. Инвестором мог стать любой человек, имеющий в активе 300 тыс. рублей. Именно эта сумма является минимальным порогом инвестирования.
Владельцем активов является акционерное общество, созданное в западной юрисдикции в соответствии с английскими правовыми нормами. Согласно мнению Овчинникова, это идеальный формат для работы небольшого АО. Так получается, потому что отечественное законодательство недостаточно лояльно к таким организациям.
Примерная схема работы заключается в том, что инвестор дает в долг под проценты средства для компании, а «Додо Пицца» в свою очередь предоставляет опцион на приобретение акций. Когда срок займа подходит к концу, у инвесторов есть выбор. Они могут забрать свои средства вместе с накопленными процентами или снова купить акции.
Пиццерия «Додо Пицца» сегодня
На сегодняшний день основатель «Додо Пиццы» является одним из самых успешных предпринимателей в России, а его бизнес функционирует не только на родине. Точки общественного питания под данным брендом работают в США, Китае, Эстонии, Латвии, Казахстане и Румынии.
В родном городе Овчинникова Сыктывкаре открыт крупный центр обучения сотрудников «Додо Пиццы». А еще у компании есть свое радио, которое транслирует популярную музыку, а также треки начинающих исполнителей. Радио можно услышать во всех заведениях сети.
Организационная структура и производственный процесс непрерывно совершенствуются. Технологи постоянно разрабатывают новые рецепты и заботятся о своевременной модернизации оборудования. Для приумножения капитала привлекаются вклады частных инвесторов.
«Додо Пицца» входит в Топ-25 успешных молодых компаний в России. Несмотря на внушительные достижения и крупные суммы прибыли, головной офис компании по-прежнему не «переехал» в столицу России. Овчинников предпочитает оставить его в Сыктывкаре, так как это позволяет значительно сэкономить деньги и снизить риски. Переезд может отвлечь внимание от основной работы, ведь обустройство нового головного офиса потребует немалых финансовых вложений и временных ресурсов.
Скандал вокруг «Додо Пицца»
В начале 2018 года основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников оказался в центре крупного скандала. От некой Екатерины Прониной в полицию поступило заявление о том, что под прикрытием своего бизнеса известный предприниматель занимается торговлей наркотиками. В ходе обысков в некоторых ресторанах сети, открытых по франшизе, было найдено несколько закладок. Овчинников проходит по делу в качестве свидетеля.
На происходящее бизнесмен отреагировал в социальных сетях. Он заявил, что отрицает свою вину, а также готовит исковые заявления о клевете. Знакомые бизнесмены поддерживают своего коллегу в социальных сетях.
Книга об Овчинникове
Владелец «Додо Пиццы» стал героем книги журналиста Максима Котина. Все началось с небольшого интервью для газеты. Тогда Овчинников был владельцем книжного магазина.
Через некоторое время Котин принимает решение написать книгу о третьей волне предпринимателей. Это те люди, которые начали заниматься бизнесом, когда все рынки уже были поделены, а основные ниши заняты. Это идеалисты, которые начали строить свое дело по моделям, описанным в западных книгах о бизнесе.
Изначально журналист планировал объединить в своей книге несколько историй успешных предпринимателей. Но позже решил сконцентрироваться на одной личности, выбрав в качестве главного героя основателя «Додо Пиццы». Автор с головой погрузился в работу и жизнь предпринимателя.
В результате книга «И ботаники делают бизнес» была признана одной из лучших книг о предпринимательстве.
Личная жизнь
Хозяин «Додо Пиццы» Овчинников особо не распространяется о своей личной жизни. Известно лишь, что он женат и воспитывает двоих детей. Успешный предприниматель умеет совмещать работу и семью, не нанося ущерба ни одной из важнейших сфер своей жизни.
Заключение
В чем заключается секрет успеха создателя «Додо Пиццы» Федора Овчинникова? Пожалуй, в том, что бизнес он рассматривает не в качестве механизма для получения денег, а как средство для самореализации. Как он сам утверждает, первые попытки заняться предпринимательством были связаны именно с тем, что он не имел возможности воплотить в жизнь свои идеи, будучи наемным работником. Сегодня успешный предприниматель все так же полон идей и энтузиазма.
Как открыть пиццерию по франшизе
На примере «Додо-пиццы»
Мы начинаем цикл статей о франшизах: как в России открывают бизнес под чужим товарным знаком, сколько это стоит и во что выливается.
Сегодня — пицца, а в будущем — кофейни, торговля, услуги, детские центры и многое другое. Подписывайтесь на Тинькофф-журнал в Телеграме, чтобы не пропустить новые рассказы предпринимателей: @tinkoffjournal.
Герой: Станислав Семионов, «Додо-пицца»
Место: Долгопрудный, Москва, Коломна
Что дает франшиза: технологию, проект пиццерии, рецепты, подключение к информационной системе «Додо ИС», сайт, приложение для мобильных устройств, маркетинг, услуги единого колцентра, обучение, базу знаний
Первоначальный взнос: 350 000 Р + НДС
Прогноз окупаемости: от 1 года
Чем занимается сеть
«Додо-пицца» запускает пиццерии. Первое заведение открыл предприниматель Федор Овчинников в 2011 году. Франшиза появилась через два года.
Почему выбрал именно этот бизнес
До того как открыть бизнес по франшизе, Станислав был руководителем рекламного агентства. По приглашению основателя «Додо-пиццы» Федора Овчинникова он поехал в штаб-квартиру в Сыктывкар — посмотреть, как все устроено. Ему все понравилось.
Во всех пиццериях работают камеры, чтобы клиенты видели, как готовится конкретно их пицца. Камеры в пиццериях помогают следить за качеством и превращают приготовление пиццы в реалити-шоу.
Как запускал
«Додо-пицца» решила не идти с франшизой сразу в города-миллионники, а сначала сфокусироваться на городах с населением около 100 тысяч человек. Станислав решил попробовать запуститься в Долгопрудном, в 5 км от Москвы. В студенческие годы он учился там на физтехе. Тогда доходы жителей были выше среднего, общепита мало, а студентов много.
Открытие обошлось в 13 млн рублей. В «Додо-пицце», например, действует программа привлечения инвесторов, которая работает со второй точки (сначала предприниматель должен доказать свою состоятельность). Около 90% пиццерий «Додо-пиццы» предприниматели открыли на заемные и инвесторские деньги. Станислав привлекал средства на четыре из десяти открытых им пиццерий.
С какими проблемами столкнулся
Полгода искали место. Открывали сайты с недвижимостью, обзванивали собственников. Когда такое помещение наконец нашлось, еще полгода ушло на ремонт и закупку оборудования.
Со временем требования к площади изменились. Ребята из «Додо-пиццы» научились делать компактные кухни, так что теперь хватает помещения площадью 150 квадратов. На них спокойно расположится семейная пиццерия с детской комнатой.
Стоимость аренды такого помещения составляет 200—400 тысяч рублей в месяц. Но пока длится ремонт, предприниматель до открытия успевает заплатить за 2—3 месяца аренды. Еще необходимо внести депозит.
Станислав быстро понял, что руководить одной точкой ему неинтересно. В сетевом бизнесе расходы на управление ниже, и вторую пиццерию Станислав собирался открыть в Москве. Управляющая компания уже начала запускать франшизы в городах-миллионниках, но Москва стояла последней в списке. Шесть месяцев он ждал, пока дадут добро.
Результат
За несколько лет Станислав открыл 10 пиццерий в Долгопрудном, Москве и Коломне. Накопленный опыт помогает. Например, Станислав понял, что бывает проще снести все к чертям, чем перестраивать готовое помещение. Если открывать точку в торговом центре, то почти не будет расходов на фасад. Если там раньше уже был общепит, то можно сэкономить еще и на вытяжке.
Бюджет открытия одной пиццерии площадью 150—180 м² составляет 11—15 млн рублей до достижения точки безубыточности. В регионах можно уложиться в 6—8 млн рублей, если работать на более простом оборудовании и делать ремонт попроще.
Открываться на фуд-корте еще дешевле — 5—6 млн рублей. Предприниматели, открывающие пиццерии в регионах с низкой конкуренцией, иногда выходят в плюс с первого месяца.
Советы
Изучайте, как правообладатель франшизы взимает ежемесячные платежи (роялти) и к чему эти выплаты привязаны. Если речь идет о микробизнесе, можно рассмотреть фиксированные выплаты, но такие франшизы ближе к самозанятости, а не к бизнесу.
Если хотите строить большой бизнес, лучше изначально выбирать варианты с выплатой роялти в виде процента от выручки.
Анализируйте истории других франчайзи. Боль многих франшиз: предприниматель купил франшизу, разобрался, что к чему, а через год-два сменил вывеску и прекратил платить роялти. Если таких кейсов в сети много, значит, франшиза не дает никакой ценности и предпринимателю проще потом развивать собственный бренд.