Чем занимается эколог в администрации
§ 3. Экологические отделы городских администраций
§ 3. Экологические отделы городских администраций
(создание и организация отделов; полномочия экологического отдела; размежевание функций по использованию и охране природных ресурсов)
Наряду с городскими природоохранными комитетами практикуется создание экологических отделов в городских администрациях. На их примере можно увидеть и понять сочетание и размежевание эксплуатационных и контрольных экологических функций.
Создание и организация отделов
Примером может служить деятельность администрации г. Вологды в решении вопросов рационального природопользования и охраны среды, которая базируется на городской «Программе охраны окружающей среды и рационального природопользования и основных направлениях на перспективу», отдельные положения которой вошли в государственную (областную) программу. Для реализации этой программы администрацией принят ряд нормативных актов: постановлением главы администрации в администрации создан отдел природных ресурсов; для финансирования неотложных экологических мероприятий (деятельности) создан внебюджетный муниципальный экологический фонд г. Вологды; постановлением главы администрации создан Совет по экологической безопасности и охране среды г. Вологды, утверждено Положение о Совете, его состав (консультативный орган администрации, работающий на общественных началах).
Утверждены «Приоритетные направления природоохранной деятельности администрации г. Вологды на перспективу до 2000 г.»
Строительство полигона твердых бытовых отходов включено в план социально-экономического развития города, в настоящее время идет строительство подъездной автодороги. Разработка нормативной базы охраны среды и определение основных функций экологического отдела администрации создали предпосылки организации деятельности отдела.
Полномочия экологического отдела
Отдел природных ресурсов администрации разрабатывает проект постановления администрации «Об обеспечении экологической безопасности при работе с ртутьсодержащими приборами, отходами и металлической ртутью»; участвует в инвентаризации земель; разрабатывает городскую программу «Отходы» на 1996-2000 гг. (сбор, хранение, утилизация); заключил договор на ТЭО «Технология глубокой переработки осадков канализационных очистных сооружений г. Вологды»; заключил договор на НИР «Состояние и перспективы использования иловых осадков канализационных очистных сооружений г. Вологды».
Договоры на комплексное природопользование — функция администрации. В 1996 г. отдел (после реорганизации в Управление по охране среды) принял на себя эти функции. В Положении об отделе природных ресурсов г. Вологды, утвержденном постановлением администрации г. Вологды, названы основные задачи отдела природных ресурсов: управление и контроль в области использования и охраны природных ресурсов (земля, ее недра, воды, воздух, растительный и животный мир); координация деятельности экологических служб предприятий-природопользователей.
В функции отдела входит учет, оценка природных ресурсов, объемов отходов производства, сбросов и выбросов загрязнений в окружающую среду, ее состояния, участие в создании фонда информации; формирование совместно с Комитетом экологии банка данных и рынка услуг природоресурсного и природоохранного направления; определение условий производства изыскательских работ и условий предоставления в пользование природных ресурсов, находящихся на подведомственной территории.
Отдел осуществляет предоставление в пользование в установленном порядке (на договорной основе) природных ресурсов местного значения, выдачу разрешений на разработку месторождений полезных ископаемых местного значения; внесение предложений об установлении льгот природопользователям, исходя из социально-экономических интересов города; разработку перечня природных объектов (земельные участки, участки недр), которые могут использоваться в интересах города, для их приобретения в установленном законом порядке в муниципальную собственность.
В функции отдела также входит организация в соответствии с решениями государственных контрольных органов и решениями органов местного самоуправления особо охраняемых природных объектов; организация разработки и реализации программ развития минерально-сырьевой базы местной промышленности и городских экологических программ, участие в разработке и реализации государственных программ; определение квот на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности и установление платы за их использование; участие в формировании и распределении средств городского экологического фонда; взимание платы за право пользования природными ресурсами местного значения, за выбросы (сбросы, размещение отходов) в окружающую среду.
В обязанности отдела входят организация проведения экологической экспертизы проектов, предприятий и объектов на подведомственной территории независимо от их подчиненности и форм собственности; информирование населения об экологической обстановке и принятие мер по обеспечению безопасности населения по причинам, возникшим из-за нерационального (сверхлимитного) использования природных ресурсов, по охране окружающей среды.
Размежевание функций по использованию и охране природных ресурсов.
Из этого перечня видно, что функции отдела администрации г. Вологды во многом идентичны задачам горкомприроды других городов. Чувствуя это, авторы вологодского Положения записали в нем: деятельность отдела природных ресурсов (ОПР.) базируется преимущественно на природоресурсном законодательстве (Земельный кодекс, Водный кодекс, Закон о недрах) и направлена на рациональное использование ресурсов в интересах населения города, а деятельность государственного контрольного органа — Комитета экологии — на природоохранном законодательстве и направлена на субъектов хозяйствования.
Объекты природоресурсной деятельности ОПР. (земля, ее недра, воды) независимо от форм собственности являются экономической основой местного самоуправления, и ОПР. пополняет бюджет города за счет их рационального использования в интересах населения города. Объекты природоохранной деятельности Комитета экологии и других государственных контрольных органов, помимо ресурсов, окружающей среды, составляют естественные экологические системы.
Условия и порядок использования природных ресурсов на подведомственной территории определены Правилами пользования природными ресурсами и в каждом конкретном случае закреплены в договоре на комплексное природопользование. Порядок исчисления нормативов платы за использование природных ресурсов местного значения и их использование определяются Правилами пользования природными ресурсами, разработанными в администрации. Порядок исчисления и применения нормативов платы за выброс (сбросы, размещение отходов) в окружающую среду определен Комитетом экологии и является одной из составляющих внебюджетного экологического фонда.
В Вологде установлен порядок заключения договоров на комплексное природопользование. Заинтересованный в эксплуатации природных ресурсов природопользователь обращается в ОПР. с заявкой на природопользование и прилагает к ней проект намечаемой хозяйственной деятельности; ОПР. обеспечивает рассмотрение заявки, организует экологическую экспертизу проекта в Комитете экологии и выдачу специальных лицензий на каждый вид природных ресурсов; сбросы (выбросы, размещение отходов) в окружающую среду устанавливает Комитет экологии.
На основе положительного заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную деятельность (проект) и после получения специальных лицензий Комитет экологии выдает лицензию на комплексное природопользование. ОПР. заключает договор на комплексное природопользование с субъектом предпринимательской деятельности, предприятием, имеющим на руках проект с положительным заключением экологической экспертизы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Отчет отдела экологии администрации города по выполнению функций
по организации мероприятий по охране окружающей среды
Приложение к решению
Орского городского Совета депутатов
отдела экологии администрации города по выполнению функций
по организации мероприятий по охране окружающей среды
Отдел является отраслевым (функциональным) органом администрации города Орска и входит в структуру администрации города Орска. В штате отдела экологии 2 специалиста.
Отдел создан с целью осуществления полномочий и решения задач, находящихся в компетенции органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования.
Работа «Отдела экологии» в годах осуществлялась на основе перспективного, квартальных и месячных планов.
1. Цели и задачи отдела
Цель деятельности отдела экологии формируется, исходя из вопросов местного значения, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также главной цели развития города Орска – стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения города.
Главная цель деятельности отдела – эффективное функционирование системы охраны окружающей среды, способствующей обеспечению экологической безопасности населения г. Орска.
Для достижения цели отдел решает следующие задачи:
1. Реализация муниципальной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на территории города Орска;
2. Организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры в соответствии с действующим законодательством;
3. Организация разработки и реализации комплекса мер по улучшению экологической ситуации, по охране окружающей среды и рациональному природопользованию на территории города Орска.
2. Результаты деятельности:
Разработка нормативно-правовых документов
С целью предоставления муниципальных услуг и исполнения функций отделом экологии разработаны административные регламенты: «Выдача разрешения на вырубку (повреждение) зеленых насаждений, санитарную обрезку деревьев и снос газонов», «Организация и проведение общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, на территории муниципального образования «Город Орск», «Организация мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования «Город Орск», «Внутренней организации деятельности отдела экологии администрации города Орска».
В 2011 – 2012 г. г. на заседаниях Орского городского Совета депутатов рассмотрены и приняты нормативно-правовые документы, разработанные отделом экологии:
«Порядок организации и проведения общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, на территории муниципального образования «Город Орск». Принятие этого документа позволило провести общественные слушания по реконструкции литейного цеха и модернизации производственных мощностей на завод компрессоров».
Внесены изменения и дополнения в «Правила сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов МО «Город Орск», в «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории муниципального образования город Орск», в «Положение об отделе экологии администрации города Орска».
Улучшение качества жизни
Ежегодно отделом экологии администрации города разрабатывается и защищается в областной администрации прогноз социально-экономического развития города по разделу – охрана окружающей среды.
Организация мероприятий по охране окружающей среды
Для схемы взаимодействия экологических служб принят документ, разработанный с участием отдела экологии администрации города: «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области».
Также для этой структуры подготовлен пакет документов по вопросу расчистки русла р. Урал в г. Орске. Предложения планируется реализовать в 2016 году, после проведения научно-исследовательских работ.
Подготовлено постановление администрации города Орска «Об утверждении Порядка сбора и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования «Город Орск» от 01.01.2001г. Управляющими жилищными компаниями города определены пункты сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Отдел экологии совместно со специалистами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрациями районов, прокуратурой проводит рейдовые проверки по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории города Орска.
В 2011 году ликвидировано 59 несанкционированных свалок, вывезено 12615 куб. м. твердых бытовых отходов. За 1 полугодие 2012 года ликвидировано 96 несанкционированных свалок.
На 2013 год проектом городского бюджета предусмотрено увеличение средств на ликвидацию несанкционированных свалок в сумме около 2 млн. руб.
Постановлением администрации города Орска от 01.01.2001г. утверждена разработанная отделом экологии программа «Зеленый город» на гг.
В рамках этой программы и областной акции «Посадим миллион деревьев» на территории муниципального образования город Орск за 2011 и 2012 год высажено 27135 деревьев и 577 кустарников. Приживаемость составила 73%.
За годы проведены 2 городские экологические конференции молодежи, посвященные Всемирному дню охраны окружающей среды. Приступили к подготовке ежегодной VIII экологической конференции молодежи: «Я б в экологи пошел, пусть меня научат!», посвященной Году охраны окружающей среды. По итогам работы конференции выпускаются буклеты, всего выпущено 5 буклетов.
Ежегодно в рамках Общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» в городе проводятся природоохранные мероприятия.
Совместно с воспитанниками Станции юных натуралистов, студентами-экологами Орского нефтяного техникума проведены работы по расчистке р. Елшанка, парков Строителей и Малишевского.
Воспитанники Детского дома приняли участие в реализации проекта «Миллион деревьев». На территории дома-школы высажены 30 сосен, 10 берез, 6 голубых елей.
Работа с письменными и устными обращениями граждан
Взаимодействие с общественными экологическими движениями
Второй год наш город участвует в проекте «Больше кислорода», который реализует зеленое движение России «ЭКА». Одной из первых приняла участие в акции школа № 24, на территории школы посажено около 500 сеянцев. 95% из них прижились. Около 20 тысяч саженцев лиственниц и дубков переданы в школы и детские сады Орска. Силами активистов движения «ЭКА» и школьниками в городе созданы шесть питомников
Сотрудничество со СМИ
За годы подготовлено около 600 информаций, статей, комментариев, экспресс-бюллетеней по вопросам экологии. Они размещались в газетах, на сайте администрации города, в сюжетах ТВ и радио.
Ежегодно готовится информационная справка «Обзор состояния окружающей среды в городе Орске», где представлены материалы по разделам: атмосферный воздух, отходы, о состоянии зеленого фонда города, экологическое воспитание, экологический контроль, о работе отдела экологии.
Предложения отдела экологии
по улучшению экологической ситуации в городе
1. При формировании городского бюджета учитывать финансирование мероприятий городских программ: «Оздоровление экологической обстановки города Орска в г. г.» и программы «Зеленый город» на г. г. в объеме, предусмотренном мероприятиями программ.
2. Плата за негативное воздействие должна направляться на решение городских экологических проблем.
3. Администрации города продолжить работу по вопросу наделения органов местного самоуправления полномочиями по проведению муниципального контроля за соблюдением требований муниципальных правовых актов в сфере охраны окружающей среды.
Должностная инструкция эколога
Должностная инструкция эколога является юридически значимым документом, в котором закреплены основные параметры деятельности специалиста. Она широко применяется в бизнес-практике и при судебных разбирательствах по трудовым вопросам.
Образец должностной инструкции эколога
1. Общие положения
2. Функции
Эколог отвечает за решение следующих задач:
3. Ответственность
Эколог может привлекаться к ответственности за:
4. Права
Работодатель представляет экологу следующие права:
Параметры написания документа
Для написания должностной инструкции компании-работодатели применяют подходящие профессиональные стандарты, параграфы квалификационных справочников и типовые образы инструкций, адаптируя их под свои потребности.
Стандартная структура документа:
В расширенном формате инструкции, который применяется в крупном бизнесе, а также для руководителей и уникальных специалистов, в документ могут быть добавлены следующие части:
Внимание! Разделы должностной инструкции не должны вступать в противоречие с положениями трудового договора, приложением к которому она фактически является.
Общие положения
Здесь перечислены основные аспекты профессиональной деятельности специалиста:
Большая часть параграфов одинакова в разных компаниях. Значительные различия бывают у списка умений, которые могут различаться у разных работодателей, в зависимости от их отраслевой принадлежности, масштабов бизнеса, являются ли они частью международных компаний и других параметров.
Внимание! В крупных публичных компаниях, действующих на международном рынке, от эколога может потребоваться хороший уровень владения профильным английским языком. В этом случае данное требование отдельно прописывают в разделе.
Обязанности
Количество функций зависит от специфики компании-работодателя. В крупном бизнесе стремятся не перегружать специалистов решением второстепенных задач. В средних и малых компаниях от них может потребоваться выполнение многочисленных вспомогательных обязанностей. Значительную роль играет и кадровая политика нанимателя, его отраслевые особенности, уровень менеджмента и другие моменты.
Отдельную группу составляют базовые обязанности, одинаково важные для разных профессий: соблюдать дисциплину, положения по охране труда и пр.
Внимание! Для описания профессиональных функций может использоваться профстандарт 40.117 «Специалист по экологической безопасности», утвержденный Минтрудом 31.10.16.
Ответственность
Подробности наказаний за совершенные на работе правонарушения даны в соответствующих разделах законодательства. По правовым нормам вина сотрудника может быть установлена в результате юридических и административных разбирательств, после изучения документов, обстоятельств происшествий и других факторов. Поэтому раздел написан в общей форме, и перечень нарушений ограничен 3-4 пунктами.
Права
Список прав, данных в разделе, не должен дублировать содержимое ст. 21 ТК. Скорее, его можно рассматривать в качестве дополнения к стандартным правам сотрудника, закрепленным в трудовом законодательстве. Объем данного раздела прямо зависит от важности решаемых вопросов и уникальности специалиста: чем значительнее ответственность, тем большими возможностями обладает работник.
После составления инструкции она должна быть проверена на соответствие трудовому законодательству, правилам делового документооборота и нормам компании. Поэтому её обсуждение проходит с юристом, начальником кадровой службы, будущими коллегами и руководителями специалиста. Только после их одобрения инструкция визируется главой организации. Сам специалист подписывает её при трудоустройстве, соглашаясь с положениями документа.
Внимание! Корректное оформление инструкции требует её распечатывания на фирменном бланке, с включением атрибутов деловой документации: расшифровкой подписей, датой составления, реквизитами компании и пр.
§ 3. Экологические отделы городских администраций
Наряду с городскими природоохранными комитетами практикуется создание экологических отделов в городских администрациях.
Создание и организация отделов
Примером может служить деятельность администрации г. Вологды в решении вопросов рационального природопользования и охраны среды, которая базируется на городской «Программе охраны окружающей среды и рационального природопользования и основных направлениях на перспективу», отдельные положения которой вошли в государственную (областную) программу. Для реализации этой программы администрацией принят ряд нормативных актов: постановлением главы администрации в администрации создан отдел природных ресурсов; для финансирования неотложных экологических мероприятий (деятельности) создан внебюджетный муниципальный экологический фонд г. Вологды; постановлением главы администрации создан Совет по экологической безопасности и охране среды г. Вологды, утверждено Положение о Совете, его состав (консультативный орган администрации, работающий на общественных началах).
Утверждены «Приоритетные направления природоохранной деятельности администрации г. Вологды на перспективу до 2000 г. «
Строительство полигона твердых бытовых отходов включено в план социально-экономического развития города, в настоящее время идет строительство подъездной автодороги. Разработка нормативной базы охраны среды и определение основных функций экологического отдела администрации создали предпосылки организации деятельности отдела.
Полномочия экологического отдела
Отдел природных ресурсов администрации разрабатывает проект постановления администрации «Об обеспечении экологической безопасности при работе с ртутьсодержащими приборами, отходами и металлической ртутью»; участвует в инвентаризации земель; разрабатывает городскую программу «Отходы» на 1996–2000 гг.
Договоры на комплексное природопользование – функция администрации. В 1996 г. отдел (после реорганизации в Управление по охране среды) принял на себя эти функции. В Положении об отделе природных ресурсов г. Вологды, утвержденном постановлением администрации г. Вологды, названы основные задачи отдела природных ресурсов: управление и контроль в области использования и охраны природных ресурсов (земля, ее недра, воды, воздух, растительный и животный мир); координация деятельности экологических служб предприятий-природопользователей.
В функции отдела входит учет, оценка природных ресурсов, объемов отходов производства, сбросов и выбросов загрязнений в окружающую среду, ее состояния, участие в создании фонда информации; формирование совместно с Комитетом экологии банка данных и рынка услуг природоресурсного и природоохранного направления; определение условий производства изыскательских работ и условий предоставления в пользование природных ресурсов, находящихся на подведомственной территории.
Отдел осуществляет предоставление в пользование в установленном порядке (на договорной основе) природных ресурсов местного значения, выдачу разрешений на разработку месторождений полезных ископаемых местного значения; внесение предложений об установлении льгот природопользователям, исходя из социально-экономических интересов города; разработку перечня природных объектов (земельные участки, участки недр), которые могут использоваться в интересах города, для их приобретения в установленном законом порядке в муниципальную собственность.
В функции отдела также входит организация в соответствии с решениями государственных контрольных органов и решениями органов местного самоуправления особо охраняемых природных объектов; организация разработки и реализации программ развития минерально-сырьевой базы местной промышленности и городских экологических программ, участие в разработке и реализации государственных программ; определение квот на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности и установление платы за их использование; участие в формировании и распределении средств городского экологического фонда; взимание платы за право пользования природными ресурсами местного значения, за выбросы (сбросы, размещение отходов) в окружающую среду.
В обязанности отдела входят организация проведения экологической экспертизы проектов, предприятий и объектов на подведомственной территории независимо от их подчиненности и форм собственности; информирование населения об экологической обстановке и принятие мер по обеспечению безопасности населения по причинам, возникшим из-за нерационального (сверхлимитного) использования природных ресурсов, по охране окружающей среды.
Размежевание функций по использованию и охране природных ресурсов.
Из этого перечня видно, что функции отдела администрации г. Вологды во многом идентичны задачам горкомприроды других городов.
Объекты природоресурсной деятельности ОПР. (земля, ее недра, воды) независимо от форм собственности являются экономической основой местного самоуправления, и ОПР. пополняет бюджет города за счет их рационального использования в интересах населения города. Объекты природоохранной деятельности Комитета экологии и других государственных контрольных органов, помимо ресурсов, окружающей среды, составляют естественные экологические системы.
Условия и порядок использования природных ресурсов на подведомственной территории определены Правилами пользования природными ресурсами и в каждом конкретном случае закреплены в договоре на комплексное природопользование. Порядок исчисления нормативов платы за использование природных ресурсов местного значения и их использование определяются Правилами пользования природными ресурсами, разработанными в администрации. Порядок исчисления и применения нормативов платы за выброс (сбросы, размещение отходов) в окружающую среду определен Комитетом экологии и является одной из составляющих внебюджетного экологического фонда.
В Вологде установлен порядок заключения договоров на комплексное природопользование. Заинтересованный в эксплуатации природных ресурсов природопользователь обращается в ОПР. с заявкой на природопользование и прилагает к ней проект намечаемой хозяйственной деятельности; ОПР. обеспечивает рассмотрение заявки, организует экологическую экспертизу проекта в Комитете экологии и выдачу специальных лицензий на каждый вид природных ресурсов; сбросы (выбросы, размещение отходов) в окружающую среду устанавливает Комитет экологии.
На основе положительного заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную деятельность (проект) и после получения специальных лицензий Комитет экологии выдает лицензию на комплексное природопользование. ОПР. заключает договор на комплексное природопользование с субъектом предпринимательской деятельности, предприятием, имеющим на руках проект с положительным заключением экологической экспертизы.