Чем занимается электронная таможня
Центральная электронная таможня
Становление Центров электронного декларирования началось после Решения коллегии ФТС РФ от 29.05.2018 г. С этого момента один за одним были введены в строй 36 ЦЭДов, расположенных по всей территории России.
Создание ЦЭлТ
В соответствии с приказом ФТС России от 7 февраля 2020 года №145 «О создании Центральной электронной таможни» был образован главный управляющий центр – первая Центральная электронная таможня. Если сравнивать с ЦЭДом, то это вышестоящий орган, который имеет более высокую компетенцию и его решения более значимы. В ЦЭДе таможенный инспектор фактически не принимает самостоятельных решений, потому что действует в соответствии со строгой инструкцией. В ЦЕлТ сотрудники выполняют более тщательный контроль деклараций. Они же будут принимать решение, если по какой-либо причине в ЦЭД возникнут проблемы с выпуском груза.
Структура центра таможенного оформления
В структуру Центральной электронной таможни входит пять отделов:
отдел государственной службы и кадров;
отдел документального обеспечения;
отдел таможенных процедур и таможенного контроля;
отдел таможенных платежей.
Здесь будут работать порядка 1000 сотрудников, и обслуживать они будут всю Россию.
Контактные данные ЦЭлТ
Центральная электронная таможня или ЦЕлТ расположена по адресу:
г. Москва, Комсомольская площадь, д. 1, строение 3, индекс 107140.
Реальность и риски
Создание нового таможенного органа, подчинённого Центральному таможенному управлению, проводится в рамках цифровизации и автоматизации таможенного декларирования. Это одно из направлений масштабного реформирования, нацеленного на преобразование таможни и задействование искусственного интеллекта. Внедрение новейших технологий необходимо для быстрого и удобного информационного взаимодействия с внутренними и внешними партнерами. Считается, что данное преобразование создаст более комфортные условия для работы бизнеса, обеспечит прозрачность работы таможни, сокращение сроков выпуска товаров и единообразие совершения таможенных операций, избавит от необходимости перевозки нерастаможенных грузов вглубь страны.
Таким образом, создавая ЦЭлТ, руководство ФТС обещает оптимизацию работы таможни, но на деле непонятно, как именно будет достигнут этот прогресс. Пока, особенно на этапе становления и преобразований, велики риски задержек и неразберихи при экспорте и импорте товаров. И на то есть причины. Главная из них – отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров. Если в Москве прогноз достаточно благоприятный, то в регионах ситуация по этому вопросу складывается менее оптимистично. Кадров не хватает. Не способствует заполнению вакантных мест высокая ответственность должностных лиц и сравнительно низкая оплата труда. ЦЭлТ укомплектовывают кадрами из таможенных органов Центрального федерального округа. Последние сокращаются.
После перехода ЦЭДов в ведение ЦЭлТ ожидаемо замедлится оформление документов. К инновациям и изменению бизнес-процессов нужно будет привыкнуть, возможно, переобучить сотрудников на местах. На стабилизацию работы потребуется какое-то время. Особенно остро проблема будет заметна в отраслевых ЦЭДах и ЦЭДах в крупных городах. Справедливости ради, нужно сказать, что обучение персонала на местах уже проводится на виртуальных тренажерах, что должно обеспечить адаптацию к реальному режиму работы и снизить вероятность возникновения проблем.
Поскольку информация из ЦЭДов теперь будет передаваться в ЦЭлТ и для этого задействуют дополнительные мощности, есть вероятность на начальном этапе технических и программных сбоев, что также негативно скажется на скорости таможенного оформления.
Потенциальные риски существуют, и участникам ВЭД нужно быть готовыми к задержкам таможенного оформления грузов. Радует, что эта проблема временная. Если ориентироваться на опыт запуска Авиационного ЦЭДа, то примерно через полгода после запуска ЦЭлТ заработает в постоянном ритме.
Основные тренды реформирования
Вместе с образованием нового таможенного органа с 29 июня 2020 года по 1 марта 2021 года в соответствии с распоряжением ФТС №228-р проводится эксперимент по разделению компетенции в сфере совершения таможенных операций.
С 31 июля 2020 года в ведомстве находится Центральный таможенный пост Центр электронного декларирования (101 310 10), телефон – (495) 276 36 62. Планируется включить в ведение ЦЭлТ и некоторые отраслевые столичные ЦЭДы. Свои электронные таможни будут и в регионах. Ориентировочно они появятся уже до конца 2020 года. Помимо существующих Уральской, Сибирской, Северо-Кавказской, Приволжской, заработают Южная, Северо-Западная, Дальневосточная таможни.
В целом, основные тренды реформирования – объединение некоторых СВХ и ЦЭДов, разделение полномочий и сужение компетенции, подчинение региональных таможенных постов Главному центру. Это значит, что в регионах уже нельзя будет самостоятельно растаможить или затаможить груз. Необходимо будет отправлять информацию в ЦЭлТ по открытым каналам связи. В данном случае все взаимодействие между региональными таможенными брокерами, таможенными постами, логистическими участками и Москвой происходит по электронной почте.
Если ЦЭДы подчиняются ЦЭлТ, то таможенные посты фактического контроля теперь не могут выпустить грузы без участия ЦЭДов. Другими словами, оформить региональный груз, подготовить необходимую документацию на месте уже скоро будет невозможно. Оформление теперь будет происходить с помощью Центра электронной таможни. Региональные тампреды с помощью почты связываются с сотрудниками этого центра, подают соответствующие запросы. А сотрудники, находящиеся в Центре электронной таможни, оформляют необходимую документацию в электронном и бумажном виде, делают всю подготовительную формальную работу. Чтобы импортный груз разгрузить на таможенной территории РФ, должно поступить одобрение именно из Главного Центра. Когда все это совершено, можно уже далее совершать растаможку/затаможку.
В данный момент происходит полная перестройка всей системы, разрушение старых связей и создание новых. Все это вносит разлад в привычные отлаженные схемы, что конечно же негативно сказывается на скорости таможенного оформления. Если раньше количество участников процесса таможенного оформления было минимизировано, и все они могли свободно взаимодействовать между собой, решая самостоятельно те или иные спорные вопросы, то теперь это не в их компетенции: все процессы проходят через Москву, а взаимодействие становится максимально прозрачным.
Помощь СБ Карго
Наша компания позитивно оценивает происходящие изменения. СБ Карго предоставляет услуги таможенного оформления в Москве и Московской области, является участником «Хартии добросовестных участников ВЭД» и соблюдает законодательство. Мы готовы помочь региональным компаниям, региональному бизнесу и производствам в таможенном оформлении грузов. У нас есть в этом положительный опыт, и мы в курсе всех последних нововведений.
Региональный таможенный брокер с помощью электронного взаимодействия с Центром электронной таможни может оформить всю необходимую документацию, но таможенные брокеры Москвы и Московской области находятся в непосредственной близости к Центру, поэтому специфические ситуации, проблемы в Москве обрабатываются намного оперативнее. Если будет какое-то нововведение в работе ЦЭлТ, наши представители смогут быстрее изменить свою тактику и оперативно оформить груз.
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися собственниками/отправителями/получателями грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.
Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе «Полезная информация», воспользовавшись поиском.
Чем занимается электронная таможня
Как с ЦЭДом единым жить будем?
Единые ЦЭДы и электронные таможни, разговоры о которых начались еще в 2014 году, уже становится реальностью таможенного оформления.
Делимся наблюдениями и прогнозами, как это изменит привычные реалии декларирования.
Создание единой сети из электронных таможен и ЦЭДов основано на весьма свежем Решении коллегии ФТС России от 29.05.2018, согласно которому реформирование таможенных органов будет осуществляется в три этапа:
Северо-Западная электронная таможня будет создана на базе Санкт-Петербургского ЦЭДа Санкт-Петербургской таможни.
В подчинении Дальневосточной электронной таможни будут находиться 2 ЦЭДа:
— созданный в 2011 году Владивостокский таможенный пост (ЦЭД), подчиненный сейчас Владивостокской таможне, и в которому будет производиться оформление грузов, прибывающих в морским и воздушным транспортом.
— Дальневосточный таможенный пост (ЦЭД), подчиненный Дальневосточной электронной таможне, для декларирования товаров, прибывающих иными видами транспорта.
СПЕЦИФИКА ЦЭДов
Руководство ФТС России в интервью Российской газете в октябре 2018 года так прокомментировало специфику работы ЦЭДов:
«. это офис, в котором идет работа с документами в электронном виде, где нет присутствия участников внешнеэкономической деятельности. Нет их контакта с таможенниками и никакой коррупции. Всего же будет 16 Центров электронного декларирования, которые разместятся в основном в региональных центрах страны. »
Помимо ускорения, упрощения и повышения прозрачности таможенных процедур, предполагается, что после пересечения границы импортный груз не шел в центральные регионы страны и крупные мегаполисы под таможенным транзитом для завершения процедур, а сразу после таможенной очистки мог двигаться в любом направлении. Это должно было обеспечить сокращение времени доставки товаров до конечного потребителя.
Интересным в этом смысле является опыт таможенных органов Казахстана:
«. в Казахстане электронное декларирование ввели в три этапа. 01.10.17 транзит, 01.01.18 экспорт, 01.04.18 остальные процедуры.
Не без кома первого блина конечно, но сейчас всё идет в нормальном темпе.
Я сотрудник, но вижу очень большие плюсы для услугополучателей, в первую очередь в антикоррупционном плане. Контакт между сотрудником и УВЭД минимизирован. Время простых и несложных декларации, без нетарифки вылетают по зеленому коридору меньше чем за минуту, в машину заложена СУР и она сама выбирает меры минимизации рисков, направляет на досмотр, на экспертизу или назначает документальный контроль (желтый коридор или красный, в зависимости от характера груза и степени риска).
Основной акцент сделан на пост-таможенный контроль.
Согласно заявленным руководством ФТС в январе 2019 года планам, к концу 2020 года на территории России будут функционировать три категории таможен: фактического контроля, электронные и полнофункциональные.
Таможни фактического контроля и подчиненные им таможенные посты будут осуществлять фактический контроль перемещения товаров, а также частичное декларирование отдельных категорий товаров.
Электронные таможни и ЦЭДы будут непосредственно заниматься электронным декларированием и документарным контролем.
Как заявил Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов в своем апрельском выступлении на встрече ВЭД-клуба газеты «Ведомости»:
В глобальном смысле система таможенных органов медленно, но верно, идет по пути:
— «облачности» таможенных баз и их интеграции в единую систему с базами других государственных органов России (так называемое «единое окно»);
— интеграции с таможенными базами других стран, в частности Китая, когда сопоставление данных импортных и экспортных деклараций станет автоматическим. В вышеупомянутом интервью руководство ФТС сетует на то, что с Китаем уже достигнуты договоренности по всем ключевым вопросам, кроме. раскрытия цены поставляемого товара, ссылаясь на коммерческую тайну 🙂
Но даже Китай однажды не устоит перед глобальной и неизбежной тенденцией к интеграции и автоматизации, хотя торг может оказаться долгим.
А теперь расскажем, какие тренды таможенного декларирования для участников ВЭД все это несет по нашем мнению:
1. работать в стиле «всегда так делали» без понимания нормативных правил, больше не получится, пропадут устоявшиеся практики работы с конкретными инспекторами и постами, например:
— применение 1 метода при безвозмездных поставках за счет указания цены для таможенных целей и приложения счёта-проформы;
— указание веса герметичной/асептичной тары на основании заключений поставщика или стороннего эксперта, для того, чтобы не учитывать ее вес в нетто весе груза.
3. просто позвонить и выяснить, в чем проблема, не получится, а обжаловать решения и действия ЦЭДа в суд станет более проблематичным, так как обжалование производится по месту принятия решения, а если ЦЭДы будут размещены даже не по областям, а только по регионам, то судебное обжалование для участников ВЭД из других городов региона, чем ЦЭД, станет весьма затруднительным и не оперативным методом воздействия на таможенный орган. Самым ярким примером является принятие судом обеспечительных мер для недопущения списания таможней доначислений по требованиям. Конечно, арбитражная судебная система тоже внедряет электронные технологии коммуниакаций, но во многих случаях бумажные документы и личное присутствие до сих пор имеют значение.
4. Увеличение числа элементов системы за счет разделения таможен фактического контроля, ОКЭПов и ЦЭДов, неизбежно приведет к погрешности коммуникации между ними, по крайней мере, в первый год работы. Уже сейчас участники ВЭД, декларирующие в Приволжской электронной таможне жалуются на то, что сроки выпуска составляют не 1, как обещано, а 4-5 дней. Перемены не всегда проходят гладко.
5. Упрощение первичного контроля повлечет необходимость усиления вторичного контроля в последующие 3 года после декларирования, и он станет «хлебом с маслом» для таможен фактического контроля на местах и все более эффективным с учетом тенденции к интеграции информационных систем ФНС и ФТС России.
Первая электронная таможня откроется в России 25 октября
Увольнять не будем
Руслан Валентинович, вы не раз говорили о создании электронных таможен. Когда и где появятся первые из них?
Руслан Давыдов: 25 октября запустится первая электронная таможня в Приволжье. А до конца года они появятся на Урале, Северном Кавказе, в Московской и Калининградской областях, а также в Новороссийске и Владивостоке.
И как выглядит электронная таможня?
Руслан Давыдов: Это офис, в котором работают сотрудники таможенных органов двух категорий. Это инспекторы, которые занимаются выпуском деклараций, не попавших в автоматический режим обработки. И функциональные отделы, которые работают по отдельным направлениям: контроль таможенной стоимости, код товара, запреты и ограничения. Повторюсь, это, прежде всего, офис, в котором идет работа с документами в электронном виде, где нет присутствия участников внешнеэкономической деятельности. Нет их контакта с таможенниками и никакой коррупции. Всего же будет 16 Центров электронного декларирования, которые разместятся в основном в региональных центрах страны.
Грядут ли сокращения в связи с таким активным внедрением автоматизации?
Руслан Давыдов: Что касается кадрового состава, то численность таможни уже сократилась почти на треть за последние годы. Правда, этого никто не заметил. Сегодня речь о сокращении не идет. Основной упор мы хотели бы сделать все-таки на переквалификацию сотрудников. Например, перевести их на другие направления, например, на контроль после выпуска товаров, усилить пункты пропуска на границе. В любом случае мы предполагаем делать маневр штатной численностью.
Однако все еще есть жалобы на сбои в работе таможни из-за отказов оборудования.
Кроме этого, у нас создана круглосуточная служба технической поддержки по всем таможенным органам в России. Мы стремимся к тому, что все должно работать как часы.
Дотянуться до «облака»
Теперь речь идет о создании глобального информационного «облака»?
Руслан Давыдов: Да. Оно позволит объединить информационные возможности всех контролирующих органов: ФТС, ФНС, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, транспортного и пограничного контроля. По идее, все эти ведомства должны будут как давать информацию, так и брать оттуда все то, что им нужно.
Сейчас создание такого единого окна находится в процессе разработки, но с налоговой службой у нас такое «облако», по сути, уже есть. Пилотный совместный проект будет запущен в этом году, а вообще это перспектива ближайших нескольких лет.
Как в эти планы впишется международное сотрудничество?
Руслан Давыдов: Действительно, мы хотели бы создать всемирную, или, если хотите, глобальную таможенную сеть.
Это когда таможенные службы разных стран обмениваются информацией о движении товаров и выпущенных таможенных декларациях. Сейчас мы ведем переговоры с китайскими коллегами, учитывая, что 18 процентов нашей внешней торговли на сегодня приходится на долю КНР.
Схема проста: экспортная декларация, которую представил китайский поставщик в китайскую таможню, должна соответствовать импортной декларации, которую представляет наш импортер в ФТС России.
С одной стороны, все просто, но как движется дело?
Руслан Давыдов: Переговоры длятся уже несколько лет. Решена большая часть возникающих вопросов. Но одна проблема остается: китайская таможня упорно не желает озвучивать цену товара, поступающего к нам, ссылаясь на коммерческую тайну. Обо всем договорились, кроме цены.
То есть китайский продавец заявляет своей таможенной службе достоверные данные. Причина понятна: потом в налоговой надо подтвердить льготу по уплате НДС с экспортного товара. А нам импортер зачастую показывает уже заниженную стоимость, чтобы меньше платить таможенных платежей.
Справедливости ради стоит отметить, что это касается не только Китая. Страны ЕС вроде бы законопослушные, но тоже не торопятся давать ценовую информацию. А это уже около 40 процентов нашего внешнеторгового оборота. Никто не хочет даже косвенно мешать своему экспорту. И если при таких условиях импортному товару легче заходить в Россию, то на это закрывают глаза.
Вверх по Doing Business
Как вы думаете, перемены на таможне помогут нам подняться в рейтинге Doing Business?
Руслан Давыдов: Решение экспертов Всемирного банка по этому вопросу мы узнаем в конце октября. Я боюсь сглазить, но полагаю, что оно должно быть довольно позитивным.
На чем основана такая надежда?
Руслан Давыдов: В новом письме, присланном нам Всемирным банком, впервые за последние шесть лет признано сразу восемь наших реформ в области таможенного администрирования. Это огромный скачок в их понимании, за которым должны последовать выводы.
И какое же место нас может ждать в новой табели о рангах?
Дни стали минутами
Десять лет назад на таможне появилась первая электронная декларация. Как она изменила ситуацию?
Руслан Давыдов: Если бы десять лет назад вы пришли на таможенный пост, то увидели бы примерно такую картину: кишит толпа народа, битва за место «у окошечка», толстенная пачка документов, которые люди пытаются протиснуть, и инспектор, который еле успевает всем ответить. Тогда сроки оформления документов исчислялись днями.
Внедрено автоматическое категорирование компаний. Для того, чтобы компании попасть в низкий уровень риска, компьютер автоматически обсчитывает ее по 38 параметрам, оценивает ее историю. И в итоге, присваивает определенный балл. Причем абсолютно беспристрастно.
И сколько сегодня в стране «низкорисковых» компаний?
Руслан Давыдов: Более 8,2 тысячи из 70-80 тысяч участников внешнеэкономической деятельности.