Чем занимается эрготерапевт с детьми

Чем занимается эрготерапевт с детьми

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Чем занимается эрготерапевт с детьми. Смотреть фото Чем занимается эрготерапевт с детьми. Смотреть картинку Чем занимается эрготерапевт с детьми. Картинка про Чем занимается эрготерапевт с детьми. Фото Чем занимается эрготерапевт с детьми

Эрготерапия может практиковаться в любом возрасте. И дети, и взрослые могут применять данную реабилитационную методику.

Бесплатные занятия с логопедом

Церебральный паралич представляет собой группу расстройств, которые влияют на движение, мышечный тонус или осанку, и вызван повреждением мозга. Чаще всего это происходит ещё до рождения.

Признаки и симптомы появляются в младенческом или дошкольном возрасте. В целом, церебральный паралич вызывает нарушение движений, связанное с ненормальными рефлексами, гибкостью или ригидностью конечностей и туловища, неправильной осанкой, непроизвольными движениями, неустойчивой ходьбой или некоторым их сочетанием.

Общие причины ДЦП включают в себя:

Люди с церебральным параличом могут улучшить свои двигательные навыки с помощью традиционной и альтернативной терапии, лекарств, хирургии и многого другого. В данной статье мы рассмотрим ещё одну из методик реабилитации при ДЦП – эрготерапию.

Что такое эрготерапия?

Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon – труд, занятие, и греческого therapia – лечение. Эрго- или трудотерапия помогает людям развивать или восстанавливать навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни. «Занятие» в трудотерапии относится не к профессии, а к повседневной деятельности, которая придаёт смысл жизни.

Краткая история

Эрготерапия как направление реабилитации стала популярна после Второй мировой войны. Последствием военных действий стала массовая инвалидность людей трудоспособного возраста, которых было необходимо реабилитировать.

Кому подходит

Эрготерапия может практиковаться в любом возрасте. И дети, и взрослые могут применять данную реабилитационную методику.

Основная категория людей, которым необходим данный вид терапии – пациенты с ДЦП, жизнедеятельность которых стала ограничена вследствие заболевания и которые не могут существовать без посторонней помощи.

На чём основан

Метод реабилитации при помощи эрготерапии основывается на научном подходе и принципах доказательной медицины.

Цель метода

Главная цель данной методики – помощь людям в восстановлении способности к самостоятельной жизнедеятельности. Детям с церебральным параличом трудовая терапия может помочь с проблемами координации мышц и суставов – проблемами, которые могут усложнить повседневные задачи.

Задачи и функции

Задачи и функции вытекают из основной цели. Эрготерапия призвана помочь людям с различными формами ДЦП выполнять свои повседневные дела без посторонней помощи, а именно: обслуживать себя самостоятельно (чистить зубы, принимать душ, одеваться и раздеваться, готовить и кушать), участвовать в активной жизнедеятельности (гулять, играть, работать, заниматься творчеством, любимыми занятиями). Как итог – получить независимость во всех аспектах повседневной жизни и стать полноценной личностью. Кроме того, задачей трудотерапии является недопущение развития осложнений или ухудшение состояния пациента.

В чём суть метода?

Как и в случае физической терапии, эрготерапия отличается для каждого человека с церебральным параличом. План лечения трудотерапии каждого пациента в высшей степени индивидуален и учитывает его личные физические, интеллектуальные и социально-эмоциональные способности.

Трудотерапия включает в себя использование функциональных мероприятий для постепенного улучшения показателей. Эрготерапевт занимается анализом влияния конкретных нарушений на разные виды активности, при этом учитывая и личностные факторы, и даже факторы окружающей среды.

Для детей с церебральным параличом лечение основывается на физических, интеллектуальных, социальных и языковых способностях ребёнка, а также на его возрасте.

Что в него входит

Эрготерапевт в своей работе выполняет следующие задачи:

Этапы работы

На сегодняшний день большинство специалистов эрготерапии использует в своей практике проблемно-ориентированных подход, который подразумевает работу с пациентами в несколько этапов:

После того, как эрготерапевт проводит оценку состояния своего подопечного, приемлемых для него видов деятельности, возможностей и факторов, влияющих на это, он разрабатывает пошаговый план дальнейших действий, согласовывая его с самим пациентом и его сопровождающим.

Формы работы

Эрготерапевт взаимодействует с отдельным пациентом, группой пациентов или даже целым сообществом, помогая им в выборе наиболее комфортных видов деятельности и способов адаптации к ним и окружающей среде, в которой они выполняют свою деятельность. Конечный результат работы терапевта – наиболее эффективное выполнение повседневных дел пациентами.

Противопоказания

Отсутствуют. Эрготерапия подходит каждому, кто столкнулся с проблемой ограниченной жизнедеятельности. Это безопасная форма реабилитации, для которой не существует ограничений и противопоказаний.

Продолжительность

У данного метода коррекции нет определённого срока, по истечении которого результаты будут достигнуты. Всё зависит от индивидуальных особенностей пациента, его формы ДЦП, поэтому продолжительность эрготерапии может быть у всех разной. Работа эрготерапевта осуществляется для достижения конкретной цели.

Источник

Что такое эрготерапия и как она помогает детям

Чем занимается эрготерапевт с детьми. Смотреть фото Чем занимается эрготерапевт с детьми. Смотреть картинку Чем занимается эрготерапевт с детьми. Картинка про Чем занимается эрготерапевт с детьми. Фото Чем занимается эрготерапевт с детьми

Конечно, на первом месте у детей с особенностями развития стоит здоровье. Но это не отменяет необходимости учиться, играть, общаться со сверстниками, самостоятельно одеваться и ходить в туалет. Эрготерапия как раз помогает всему этому научиться. В блоге БФ «Дети-бабочки» реабилитолог Яна Дубровина подробно рассказала об этом способе знакомить детей с повседневной жизнью.

Понятие Occupational Therapy (эрготерапия) в переводе с английского означает «лечение занятостью». Эрготерапия — это раздел клинической медицины, изучающий методы и средства, направленные на восстановление двигательной активности людей с ограниченными возможностями в здоровье.

Есть научные доказательства того, что целенаправленная деятельность улучшает функциональные возможности человека — двигательные, эмоциональные, когнитивные и психические. На этом и базируется эрготерапия. Её отличительная особенность — междисциплинарность, то есть обобщение знаний нескольких специальностей: психологии, педагогики, социологии, биомеханики, физической терапии и др.

Цель эрготерапии — максимально возможное восстановление способностей человека к независимой жизни: самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху, независимо от того, какие у него есть нарушения или ограничения.

Термин «занятость» (occupation) в эрготерапии характеризует различные виды деятельности, встречающиеся в жизни каждого человека и придающие ей смысл. В эрготерапии занятость подразделяют на повседневную активность, работу и продуктивную деятельность, досуг.

Работа и продуктивная деятельность:

Эрготерапия играет основную роль в реабилитационных программах во многих странах мира, широко применяется в клиниках и специализированных санаториях.

Кому нужна эрготерапия

Эрготерапию широко применяют в педиатрии для лечения детского церебрального паралича, в неврологии и нейрохирургии у взрослых с поражением периферической и центральной нервной системы, обычно после травм спинного мозга и инсультов. Люди с буллёзным эпидермолизом тоже часто оказываются зависимыми от посторонней помощи и не всегда могут заботиться о себе, организовывать и проводить свой досуг.

Чем занимается эрготерапевт с детьми. Смотреть фото Чем занимается эрготерапевт с детьми. Смотреть картинку Чем занимается эрготерапевт с детьми. Картинка про Чем занимается эрготерапевт с детьми. Фото Чем занимается эрготерапевт с детьми

«Одноклассников напугали, что он чуть ли не смертельно больной». Как дети-бабочки ходят в школу

С помощью игровых элементов и специально разработанных тренажеров эрготерапевт учит клиента самостоятельности в быту. Например, как одеться и раздеться, заботиться о личной̆ гигиене, самостоятельно принимать пищу, передвигаться по дому, гулять на улице и так далее.

Эрготерапевты работают с людьми всех возрастов с физическими, когнитивными, эмоциональными или психическими нарушениями, из-за которых ограничилась активность или социальная адаптация, которые не могут обслуживать себя самостоятельно и проводить свой досуг.

Этапы эрготерапии

Общая эрготерапевтическая оценка

На первых занятиях эрготерапевт собирает информацию о состоянии клиента, используя следующие методы:

Планирование и разработка программы эрготерапии

Планирование и разработка программы связаны с целями терапии, от которых зависит выбор терапевтических подходов, способов проведения эрготерапии, ее интенсивности и продолжительности.

Выбор подхода

Когда ясны все проблемы, их важность и приоритетность, эрготерапевт, ориентируясь на клиента, выбирает подходы, которые определят всю остальную программу и ее этапы.

Эрготерапевт вместе с клиентом находят ту деятельность и те условия среды, которые влияют на проблемы активности. После этого выявляются сильные стороны и ресурсы, которые эрготерапевт и клиент вносят в предстоящий процесс улучшения активности.

Согласование целевых результатов и разработка плана терапии

Каждой проблеме из списка должен соответствовать определенный запланированный результат — конкретный, измеримый, достижимый, значимый и обозначенный во времени. Эти результаты обязательно обсуждать всем участникам процесса, и только после этого разрабатывается «программу вмешательства». В ней уточняется, что эрготерапевт и клиент будут делать для полной ликвидации или сведения к минимуму ограничений в деятельности, то есть для достижения запланированного результата.

Проведение «вмешательства» эрготерапевта

Вмешательство эрготерапевта может быть направлено на:

Оценка эффективности и коррекция программы

Программу эрготерапии нужно периодически корректировать. Для этого терапевт оценивает ее эффективность и анализирует, насколько для клиента подходят выбранные приемы и техники. Может измениться и список проблем, и запланированных результатов, и подходов, и видов вмешательства.

Эрготерапевт, сравнивая запланированные результаты и фактические, может продлить программу или прекратить ее раньше. Оценка эффективности аналогична общей эрготерапевтической оценке из первого пункта и проводится таким же образом.

Обучение, наблюдение и поддержка

Без помощи тех, кто ухаживает за человеком с ограниченными возможностями в здоровье, эрготерапия будет не так эффективна. Терапевт обязательно передает знания и навыки и самому клиенту, и тем, кто находится с ним рядом. Это и обучение необходимым приемам перемещения, функциональной активности, обучение навыкам правильного использования технических вспомогательных средств реабилитации, проведения программ поддерживающих здоровье и знания о здоровом образе жизни.

Эрготерапевт наблюдает и контролирует безопасность клиента при перемещении или различных активностях, использование технических средств и окружающее клиента пространство. Если нужно, терапевт организует взаимодействие с другими специалистами, представителями власти, работодателями, чтобы лучше социализировать больного.

Чем занимается эрготерапевт с детьми. Смотреть фото Чем занимается эрготерапевт с детьми. Смотреть картинку Чем занимается эрготерапевт с детьми. Картинка про Чем занимается эрготерапевт с детьми. Фото Чем занимается эрготерапевт с детьми

Как воспитывать и учить ребёнка, который никогда не заговорит и ничего не может делать один

«Улучшить возможности пациента жить полноценной жизнью». Что это значит? В стационаре — как можно меньше зависеть от помощи персонала, самостоятельно пользоваться туалетом, высказывать пожелания, умываться, принимать разные позы, перемещаться, отслеживать течение времени, связываться с родственниками по телефону и т. п.

Дома — ухаживать за собой, убираться, одеваться, готовить еду, заниматься хобби, играть, помогать другим. В работе — выполнять свои обязанности или учиться.

Работа с окружающим больного миром

Изменить среду, в которой пребывает клиент эрготерапевта, — мало. Нужно научить ухаживающих правильным приемам, найти контакты с соцслужбами, словом, сделать все, чтобы жизнь клиента стала максимально комфортной и полноценной.

Эрготерапевт может адаптировать предметы, которыми пользуется клиент, например, столовые приборы, одежду, компьютер; обстановку — установить поручни, подобрать мебель, изменить расположение предметов в комнате, убрать пороги, расширить проемы дверей; или подобрать специальное оборудование — инвалидную коляску, ходунки, приспособления для захвата предметов и застегивания пуговиц.

Адаптация, изменение поставленной задачи или использование специальных приспособлений нужны, чтобы найти более простой и удобный путь делать повседневные дела

Вот очень яркий пример работы: для клиента любого возраста можно использовать специальный поручень, на который он сможет опереться, чтобы освободить руки и одеться. Важно расположить обувь и одежду на доступном уровне так, чтобы клиент мог легко достать необходимый предмет.

Поддержание мотивации и самооценки

Для человека, чья жизнь полна ограничений, как ни для кого другого, важна моральная поддержка. Эрготерапевт не только дает советы и техники, но и мотивирует своего клиента, дает ему ощущение успеха, даже если что-то идет не совсем по плану.

Терапевт учит самого клиента и близких ему людей, как стимулировать разные виды деятельности и как включать обучение и тренировку в повседневную жизнь.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Эрготерапия как форма социальной реабилитации

Эрготерапия — новое направление медицинской реабилитации на основе трудотерапии

Сравнительно молодым направлением медицинской, а главное — социальной реабилитации является эрготерапия. Она является продолжением трудотерапии и широко используется для реабилитации инвалидов во всём мире. Методика основана на улучшении качества жизни, адаптации в социуме, хотя элементы физической активности в нём тоже присутствуют. Основана эрготерапия на научно доказанных фактах, поэтому рассмотрим её подробнее.

В дословном переводе эрготерапия это «исцеление через деятельность». Это сложный комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учётом имеющихся физических ограничений. Конечная цель эрготерапии не просто восстановить утраченные функции, но и заново адаптировать человека к нормальной жизни, а также помочь достичь максимальной самостоятельности.

Система эрготерапии

Система эрготерапии представляет собой сложный комплекс реабилитационных мероприятий. Они направлены на восстановление естественной, повседневной деятельности человека, с учётом перенесённого заболевания. Именно эрготерапевт помогает заново научиться ухаживать за собой, осваивать необходимые действия в быту, а также виды досуга. Эрготерапевта интересует не только состояние пациента и характер его заболевания. В таком лечении не менее важна психологическая и социальная составляющая реабилитации.

Основным средством эрготерапии является специальная лечебная гимнастика, тренирующая мелкую моторику и систему координации. Методика позволяет улучшить двигательные, эмоциональные и когнитивные возможности пациента. Показана при самом широком спектре заболеваний. Но чаще всего приходится применять после травматических повреждений опорно-двигательного аппарата, инсульта, черепно-мозговых травм. Кроме того, эрготерапия входит в состав адаптационных программ для детей, страдающих психическими заболеваниями. Достижением эрготерапии является переход от состояния здоровья до восстановления трудовых и профессиональных навыков. А конкретными результатами методики являются:

Применение эрготерапии основано на следующих положениях:

Лечебные факторы эрготерапии

С физической точки зрения, эрготерапия восстанавливает или улучшает мышечную силу, подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику. Психологически способствует уравновешиванию пациента, отвлекая его внимание от основного заболевания. С социальной точки зрения, даёт человеку возможность адаптироваться в коллективе, выйти на работу. Эрготерапия имеет два основных направления — занятие трудом и терапия трудом.

Занятие трудом проводят в более лёгкой форме отвлечения от заболевания. Направлено на максимальную активизацию физической, психологической деятельности, а также на помощь в преодолении болезни. При этом подходе более важен психологический аспект.

Терапия трудом предусматривает лечебное использование трудовых процессов и трудовых операций. Труд должен соответствовать физическим способностям пациента, быть осмысленным, а также направленным на развитие творческих способностей. При применении труда можно не только отвлечь пациента от мысли о заболевании, но и дать ему возможность вернуться к общественной жизни.

Формы эрготерапии

Для любого метода эрготерапии характерен индивидуальный и комплексный подход вне зависимости от возраста и диагноза. Как и остальные направления реабилитации, эрготерапия требует длительной и постоянной тренировки, на фоне которой при систематическом проведении занятий появляется положительная динамика. Для включения пациента в лечебный процесс специалист разрабатывает индивидуальную программу — от простейших навыков до полного восстановления жизненных функций. На начальном этапе такими простыми действиями может быть рисование, застёгивание пуговиц, перестановка предметов. Следующий этап как правило включает в себя настольные игры — шашки, домино, конструктор, собирание пазлов. Циклические упражнения нивелруют стереотип болезненного движения.Осмысленная деятельность пациентов по решению определённых задач усиливает их моторные, эмоциональные, психические и когнитивные функции. К человеку возвращается вера в свои силы и скорое выздоровление.

План работы с пациентом и выбор занятий

Занятия эрготерапией должны быть посильными для пациента и отвечать его интересам. Выбор занятия должен учитывать пол пациента, культурные особенности, жизненные ценности и нормы. Важно учитывать как сильные, так и слабые стороны пациента и его возможности. Сложность занятий необходимо повышать постепенно, равно как и продолжительность и интенсивность их выполнения. Существует несколько методов эрготерапии:

В занятия включаются упражнения, которые способствуют укреплению мыщц верхних конечностей, координации движений, развитию мелкой моторики, увеличению объёма движений.

Примеры упражнений эрготерапии

Тренажёр зигзаг

Помогает в усовершенствовании мелкой моторики рук, готовит к восстановлению навыков письма. В деревянной прямоугольной основе находится фанера с прорезью дорожкой в виде зигзага. По этой прорези легко перемещается рычажок в виде ручки. Держась за шарик, пациент должен провести рычажком по дорожке. При этом отрабатывается захват пальцами. После того, как пациент усвоит движение в тренажёре, работа переносится на чистый лист бумаги.

Резьбовой каскад

Резьбовые стержни, установленные на деревянном основании с надетыми на них гайками и шайбами различного размера — основа тренажёра. Пациент двигает шайбы и гайки, установленные на стержнях, что требует повышенной подвижности пальцев, координации и точности движения. Также упражнения развивает подвижность и захватывающую функцию пальцев.

При проведении эрготерапии в реабилитационных центрах воссоздаётся обстановка кухни, туалета, душевой, а также специализированные трудовые мастерские, имеющие универсальные комплексы с большим набором адаптеров и насадок, стимулирующих навыки движения. Занятия эрготерапией длятся как правило, от 20 до 40 минут. Дозирование тренировок учитывает общее состояние пациента, диагноз. Эффективность курса процедур оценивают по шкалам оценки международной классификации функционирования (МКФ).

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ:

Источник

Кто такие эрготерапевты и чем они могут помочь ребенку (и взрослому)?

Эрготерапия – современное направление в реабилитации. Ее цель – улучшить качество жизни людей, которые из-за болезни или травмы не могут полноценно двигаться (принимать пищу, разговаривать и т.д.) и адаптировать их к повседневной жизни.

В Россию эта специальность только приходит: пока эрготерапевтов нет в реестре профессий. Однако в Европе, США, Израиле эрготерапии широко обучают, а специалисты работают в государственных и частных больницах, домах престарелых, реабилитационных центрах, учреждениях образования.

О том, как устроена деятельность эрготерапевтов и в каких случаях они могут помочь, мы поговорили с Еленой Шошиной – эрготерапевтом, клиническим психологом, ассистентом кафедры социальной реабилитации и эрготерапии Санкт-Петербургского медико-социального института (Инстаграм – @elena_shosina).

Елена, как эрготерапевт вы сотрудничаете с несколькими благотворительными фондами – «Спина бифида», «Хрупкие люди», «Ты ему нужен». Какими детьми вы с основном занимаетесь?

– В основном это дети, в структуре заболеваний которых есть двигательные нарушения. Детский церебральный паралич, Spinabifida, разные орфанные заболевания, дети со спинальными и черепно-мозговыми травмами. Был в практике ребенок с ювенильным БАС (боковым амиатрофическим склерозом). Но бывает, что ко мне обращаются мамы, у которых совершенно нормотипично развивающиеся дети: например, ребенок не любит играть, все время требует родительского внимания.Приходишь, смотришь – игрушки расположены так, что ребенку самому не достать, и он вынужден обращаться к маме. Или игрушек чересчур много, среда настолько богатая, что разбегаются глаза – и получается, что ребенок постоянно их перебирает и не останавливается ни на чем. Или, например, каждый раз, когда ребенок садится играть или заплакал, кто-то подскакивает и сразу суёт ему игрушки – и у ребенка может сложиться такое впечатление, что его должны все время развлекать.

Вообще хлеб эрготерапевта – это домашние визиты. Потому что, когда ребенка привозят к специалисту иприем ведется вне дома, он малоинформативен. Дома все говорит за себя.

– Дети с ментальными нарушениями тоже у вас бывают в практике?

– Да, конечно. Например, если у ребёнка со Spinabifida вовремя не была скомпенсирована гидроцефалия (а это очень частое сопутствующее проявление спинномозговой грыжи), бывают необратимые последствия: у ребенка может быть темповая задержка или более сильное когнитивное снижение.

Недавно я вернулась из детского дома в Калининграде, и тоже увидела там детей, которым не была вовремя скомпенсирована гидроцефалия. И, к сожалению, это повлияло на развитие. Двигательно ребенок мог бы многое – например, перемещаться в кресле-коляске активного типа. Но поскольку он не понимает куда едет, это небезопасно.

– С какого возраста эрготерапевт может работать с детьми?

– Консультировать я могу детей с рождения. Но по отдаче и по тому, где у меня больше опыта – это дети с года.

–Давайте немного разграничим тогда. Чем эрготерапевт может помочь младенцу, в том числе недоношенному, и его родителям? Какую консультацию можно получить на этом этапе?

– В курсе эрготерапии есть большой раздел нозологий, когда мы изучаем самые распространенные заболевания и их последствия. Зная особенности, мы можем, условно говоря, «подстелить соломки». Чем раньше мы подхватим ребенка с теми или иными нарушениями, тем эффективнее у нас получится сработать. Всегда легче заниматься профилактикой, чем нарушением.

Приведу пример: мы знаем, что у детей с миодистрофией Дюшенна есть пять стадий заболевания. И мы можем на предыдущем этапе готовиться к следующему. Вовремя вертикализировать, хотя ребенок еще ходит — на цыпочках, по-утиному, но ходит. И мы устанавливаем ему вертикализатор, чтобы сохранить длину мышц, амплитуду движений суставов. В какой-то момент мы начнем, несмотря на то, что он может стоять или ходить с опорой, тренировать его управлять креслом-коляской активного типа. Для многих сложно принять сам факт, что ребенок сейчас сядет в коляску. И для родителей тоже. У нас с родителями проводится огромная работа.

Самая большая задача – показать, что семья не одна. Что есть кому ответить на вопросы, сделать «перевод» с медицинского, что-то подсказать. Объяснить, например, почему врачи назначают то или иное мероприятие, почему это важно в перспективе.Это и про информационную, и про психологическую поддержку.

А дальше уже по состоянию: например, некоторым малышам важно правильно прямо с младенчества позиционироваться. И мы рассказываем про укладки: гнезда, подковы, бублики… Кому-то мы рассказываем про важность смены положения тела, и о том, что это не только про комфорт, качество сна ребенка и всей семьи. Это и про то, чтобы не появились вторичные осложнения (вывихи, контрактуры и так далее), чтобы ребенок мог лучше дышать, лучше видеть.

Часто выписывают ребенка с выхаживания с зондом. Но не говорят, или мама не в состоянии бывает воспринимать информацию, что нужно со временем от зонда избавляться, переводить ребенка на кормление через рот или устанавливать гастростому. А у нас, к сожалению, у многих детей зонды стоят годами, и потом их просто уже не разглотать и не разжевать – есть такое понятие, как дисфагия бездействия. Иногда просто маме не объясняют, как правильно зонд обрабатывать – я видела случаи, когда внутри появлялась плесень уже, и сам зонд был толстый, как садовый шланг. Хотя сейчас есть современные силиконовые зонды, которые как бы парят над слизистой, и реже вызывают ее пролежни. Это важно.

– Перейдем теперь на деток постарше, от трех лет.

– Немного пораньше даже, потому что у нас, к сожалению, так устроено законодательство, что важный для всех семей этап – это установление инвалидности. Одна из суперсил эрготерапевтов –правильно подобрать и «расписать» технические средства реабилитации. Условно говоря, маме дать рекомендацию-шпаргалку по наполнению ИПРА, и научить как правильно взаимодействовать с системой.

Вот мама идет к педиатру, пишет заявление на прохождение МСЭ, получает «бегунок» по форме 088У. В шпаргалке то, что нужно ребёнку и мне бы хотелось, чтобы выписал ортопед, невролог, уролог или колопроктолог. Я всегда говорю: не нужно в поликлинике качать права, идем на мягких лапах и просим специалиста, если он не понимает, что нужно ребенку – написать то, что что уже подобрал и расписал специалист, который в этом разбирается.

К сожалению, врачи на местах, в регионах особенно, часто не знают, как прописать кресло-коляску активного типа ребенку с нижним вялым парпарезом. А «активка» – «ноги» ребёнка, и важно учитывать все нюансы – и размеры, и аксессуары. Все прописывается как раз на том этапе, когда мама перед МСЭ проходит специалистов в поликлинике.

– Елена, вот вы даете маме шпаргалку. Как в поликлиниках чаще всего это встречают?

– 50 на 50. Где-то с удовольствием: «О, вам уже всё расписали? Давайте, конечно, я внесу! ». А где-то говорят: «А я это писать не буду, а вдруг мне за это что-то будет». Но как правило, мытьем и катаньем, удается добиться чего-то.

– С чего начинается ваша работа с семьей?

– Обычно работа начинается до моего прихода в семью, когда мы знакомимся. Если ребенок – подопечный фонда, я изучаю документацию, которая есть на этого ребенка – все, что мама посчитала нужным предоставить в базу. Потом, когда мы договариваемся о встрече, я узнаю о распорядке дня, чтобы не прервать привычные рутины своим визитом в неурочное время.

Когда я прихожу в семью, я представляюсь маме, ребенку. Сначала мы немного разговариваем с мамой, а потом, в зависимости от возраста и состояния ребенка, я стараюсь подключиться к его игре, деятельности. Рассказываю, кто я такая и зачем здесь. И наблюдаю, анализирую, параллельно слушаю маму. Если я могу спросить ребенка – спрашиваю. Потому что иногда запросы мамы и ребенка очень разные.

Например, мама хочет, чтобы ребенок с детским церебральным параличом, третий уровень по шкале крупной моторики, ходил с ходунками в обычную общеобразовательную школу. И маме хочется поработать над качеством походки. Но сам мальчик хочет один ходить в туалет, без мамы. И это очень важно, что он об этом сказал.

– Как дальше выстраивается взаимодействие?

– Дальше я оцениваю физическое окружение – этаж, есть ли лифты, пандус, насколько удобно подъезжать, что есть в шаговой доступности – магазины, поликлиники, садики, школы, бассейны. Есть ли двор, площадка, насколько удобноими пользоваться, доступен ли транспорт. И составляю лист проблем, или реабилитационный диагноз его еще называют. Это самый главный рабочий инструмент эрготерапевта.

А дальше в зависимости от того, какие есть запросы, мы начинаем работать: выставляем конкретную, точную, измеримую цель и движемся к ней, устанавливая конкретные сроки. Например, через две недели ребенок будет залезать с пола в кресло-коляску активного типа и выезжать на лифте на улицу, самостоятельно. И что для этого нужно сделать. Я пишу шпаргалку, маме нужно внести изменения в ИПРА через прохождение МСЭ, через индивидуальную закупку мы получаем кресло-коляску, адаптируем ее, начинаем тренироваться как переместиться в коляску, как вылезти из нее, чтобы не навредить себе (маленькие дети часто вываливаются из коляски вперёд, повреждая руки). Кто-то может залезть в коляску с пола, другой ребенок – только с кровати. И мы будем придумывать доску для перемещений. Потихоньку делаем-проверяем, корректируем цель. Затем смотрим дальше: допустим, кнопка лифта высоко, и нам нужно придумать какую-нибудь палку-нажималку, которая будет все время с ребенком в рюкзачке. Или на выходе из подъезда четыре ступеньки омрачают жизнь. Я даю маме контакты комитета по благоустройству, и она решает этот вопрос с пандусом или аппарелями. Потому что если есть в доме колясочник, власти обязаны организовать доступную среду.

Задача эрготерапевта – адаптировать людей с нарушениями движения, речи, и т.д. к обычной жизни

Часть работы я пытаюсь делегировать ребенку, если он может выполнять что-то сам, и родителям. Такой своего рода контракт. Потому что бывает, что семья воспринимает так: мы стали подопечными фонда или вот мы вам платим (если речь про мою работу в центре), значит, вы должны нам всё прийти и сделать сами. Или: нам не нужен эрготерапевт, напишите нам в заключении, что нужна курсовая реабилитация. Такое тоже бывает.

– Эрготерапевт – он немного изобретатель?

– И даже не немного. Эта профессия предполагает не только знание биомеханики человеческого тела, знание нозологий, но и большую креативность. Это тренируется еще во время учебы: например, мы придумывали, адаптировали игры для детей с двигательными нарушениями, используя какие-то остатки из строительного магазина, картонные коробки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *