Чем занимается федеральная служба безопасности и какие полномочия осуществляет

Чем занимается федеральная служба безопасности и какие полномочия осуществляет

Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности обязаны:

а) информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

в.1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;

(п. «в.1» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

(п. «г» в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;

(п. «г.1» введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 4-ФЗ)

д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

(п. «д» в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и войсках национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

и) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

и.1) организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации;

(п. «и.1» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

л) проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

м) осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, в том числе меры по контролю за судами, осуществляющими рыболовство в отношении трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

н) обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

о) участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

п) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

р) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

с) поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;

т) обеспечивать и (или) осуществлять профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование.

(п. «т» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Источник

Чем занимается федеральная служба безопасности и какие полномочия осуществляет

Статья 2. Органы федеральной службы безопасности

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К органам федеральной службы безопасности относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, службы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

(см. текст в предыдущей редакции)

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Источник

Чем занимается федеральная служба безопасности и какие полномочия осуществляет

Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ

22 февраля 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 226-ФЗ,

от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 07.05.2002 N 49-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 4-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ,

от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 05.07.2007 N 124-ФЗ,

от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ,

от 25.12.2008 N 280-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.

(преамбула в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Органы федеральной службы безопасности

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

К органам федеральной службы безопасности относятся:

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

При федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности действует Академия криптографии Российской Федерации. Устав Академии криптографии Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими; (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ) конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов федеральной службы безопасности возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Должностные лица органов федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Граждане Российской Федерации, принимаемые на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу и работу в органы федеральной службы безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и проверку, которая связана с обеспечением собственной безопасности органов федеральной службы безопасности и порядок осуществления которой определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Физические лица допускаются к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов федеральной службы безопасности.

Документы и материалы, содержащие сведения о военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами федеральной службы безопасности оперативно-служебной деятельности, подлежат хранению в органах федеральной службы безопасности.

Материалы архивов федеральной службы безопасности, представляющие историческую, научную ценность и рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы федерального органа исполнительной власти в области архивного дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасности (введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Земельные участки и имущество органов федеральной службы безопасности (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Обеспечение деятельности федеральной службы безопасности, включая материально-техническое, финансовое обеспечение и создание обеспечивающей инфраструктуры, является расходным обязательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Нормы обеспечения основными образцами (системами, комплексами) вооружения, военной и специальной техники, нормы расхода моторесурсов и горючего, а также порядок принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта и списания образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядок подготовки органов федеральной службы безопасности к действиям, связанным с применением образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации перечнем основных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядком и нормами материально-технического обеспечения органов федеральной службы безопасности. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Строительство, реконструкция или предоставление объектов, предназначенных для расквартирования органов федеральной службы безопасности, осуществляются в соответствии с порядком и нормами, установленными Правительством Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с учетом особенностей, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности), за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, по инициативе которых осуществляется строительство или реконструкция указанных объектов. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Органы федеральной службы безопасности могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Предприятия, учреждения и организации, созданные или создаваемые для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, осуществляют свою деятельность без лицензирования и приватизации не подлежат.

Земля и природные ресурсы используются органами федеральной службы безопасности в соответствии с федеральным законодательством. Органы федеральной службы безопасности освобождаются от всех форм платы за использование природных ресурсов. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 8. Направления деятельности органов федеральной службы безопасности (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

Статья 9. Контрразведывательная деятельность (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

Основаниями для проведения органами контрразведки контрразведывательных мероприятий являются:

Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В процессе контрразведывательной деятельности проводятся гласные и негласные мероприятия, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок проведения контрразведывательных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, допускается только на основании постановления судьи и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Проведение контрразведывательных мероприятий, ограничивающих право граждан на неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании постановления судьи.

При необходимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, руководитель органа контрразведки или его заместитель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в проведении соответствующих мероприятий, а также приводятся данные, подтверждающие обоснованность ходатайства (за исключением сведений, указанных в части второй статьи 24 настоящего Федерального закона). Перечень категорий руководителей органов контрразведки и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Рассмотрение ходатайства о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, должно осуществляться судьей единолично и незамедлительно по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать 180 суток, если судьей не принято иное решение. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит решение на основании вновь представленных материалов.

Отказ судьи в проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, орган контрразведки, ходатайствующий об их проведении, вправе обжаловать в вышестоящий суд.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления либо когда имеются данные об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления руководителя органа контрразведки или его заместителя при проведении контрразведывательных мероприятий допускается ограничение указанных в настоящей статье конституционных прав граждан без предварительного судебного постановления с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов с момента ограничения конституционных прав граждан. Орган контрразведки в течение 48 часов с момента ограничения конституционных прав граждан обязан получить постановление судьи о таком ограничении либо отменить указанное ограничение.

Постановление судьи о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах контрразведки.

Ходатайство руководителя органа контрразведки или его заместителя о проведении контрразведывательных мероприятий, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, постановление судьи и материалы, послужившие основанием для его принятия, представляются в органы прокуратуры в случае проведения в порядке надзора проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информации, обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении органами контрразведки законодательства Российской Федерации.

Результаты контрразведывательных мероприятий могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Статья 9.1. Борьба с терроризмом (введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи, получаемого в порядке, предусмотренном для получения судебного решения о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, и на основании мотивированного ходатайства руководителя органа по борьбе с терроризмом или его заместителя. Перечень категорий руководителей органов по борьбе с терроризмом и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Постановление судьи о допустимости проведения мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся в органах по борьбе с терроризмом.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора.

Результаты мероприятий по борьбе с терроризмом могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление материалов в органы прокуратуры для осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами по борьбе с терроризмом при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляется в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона.

Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации.

Статья 10. Борьба с преступностью

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

Статья 11. Разведывательная деятельность (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 11.1. Пограничная деятельность (введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Направлениями пограничной деятельности являются:

Статья 11.2. Обеспечение информационной безопасности (введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности обязаны:

Статья 13. Права органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности имеют право:

Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности. (часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

Статья 15. Взаимодействие с российскими и иностранными учреждениями

Органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ)

Государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать содействие органам федеральной службы безопасности в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

Физические и юридические лица в Российской Федерации, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами федеральной службы безопасности.

В целях решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации военнослужащие органов федеральной службы безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности с согласия их руководителей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, с оставлением их на военной службе.

Взаимодействие органов федеральной службы безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается на основании международных договоров Российской Федерации.

Глава IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА ОРГАНОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 16. Сотрудники органов федеральной службы безопасности (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным и профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Несоответствие лица одному из указанных в части второй настоящей статьи требований, касающихся его личных и профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья, или иным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, служит основанием для отказа в приеме или переводе его на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, а также для расторжения с ним соответственно контракта или трудового договора.

Сведения об основании для отказа в приеме на службу или работу в органы федеральной службы безопасности представляются гражданину с учетом законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, проходят проверку в целях определения их пригодности к службе или работе в органах федеральной службы безопасности, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 16.1. Служба в органах федеральной службы безопасности (введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Сотрудники органов федеральной службы безопасности руководствуются в своей служебной деятельности федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных объединений и иных организаций.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, обусловленных спецификой исполняемых ими обязанностей. При осуществлении оперативно-служебной деятельности сотрудники органов федеральной службы безопасности подчиняются только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или распоряжения, противоречащих федеральному закону, сотрудник органов федеральной службы безопасности должен руководствоваться федеральным законом.

Численность военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности устанавливается Президентом Российской Федерации.

Полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности на утверждение должностных регламентов, применение поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им военнослужащих, а также на присвоение воинских званий, назначение и увольнение военнослужащих (за исключением военнослужащих, замещающих должности высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

С военнослужащими органов федеральной службы безопасности, являющимися высококвалифицированными специалистами и достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, могут быть заключены контракты о прохождении военной службы на период до достижения ими 65-летнего возраста в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается самостоятельно или через доверенных лиц принимать участие в управлении организациями (за исключением участия в общем собрании членов некоммерческой организации), заниматься предпринимательской деятельностью, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудникам органов федеральной службы безопасности запрещается совмещать военную службу в органах федеральной службы безопасности (федеральную государственную гражданскую службу или работу в органах федеральной службы безопасности) с иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и (или) необходимо для решения задач оперативно-служебной деятельности.

Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут получать награды, почетные и иные звания политических партий, общественных объединений и иных организаций в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 17. Правовая защита сотрудников органов федеральной службы безопасности

Сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями федеральных органов государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества сотрудника органов федеральной службы безопасности и членов его семьи от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда.

Сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 18. Социальная поддержка сотрудников органов федеральной службы безопасности(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Военнослужащим органов федеральной службы безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Время выполнения сотрудниками органов федеральной службы безопасности специальных заданий в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются с увеличением на 25 процентов за работу в органах федеральной службы безопасности.(часть третья в ред. Федерального закона от 07.05.2002 N 49-ФЗ)

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей в сельской местности пользуются правом проезда на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения.(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, обеспечивающие безопасность объектов транспорта, имеют право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах обслуживаемых объектов без приобретения проездных документов исключительно при выполнении служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности указанных объектов.(часть пятая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Сотрудникам органов федеральной службы безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Гражданский персонал органов федеральной службы безопасности, а также дети в возрасте до 18 лет лиц из числа гражданского персонала имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях и подразделениях органов федеральной службы безопасности, осуществляемую за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов федеральной службы безопасности.(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 05.07.2007 N 124-ФЗ)

Статья 19. Лица, содействующие органам федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Полномочия внештатного сотрудника органов федеральной службы безопасности определяются нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Лица, оказывающие содействие органам федеральной службы безопасности, имеют право:

Лица, оказывающие содействие органам федеральной службы безопасности, обязаны:

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 20. Информационное обеспечение органов федеральной службы безопасности

Для осуществления своей деятельности органы федеральной службы безопасности могут без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты.

Наличие в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия органами федеральной службы безопасности мер, ограничивающих права указанных лиц.

Порядок учета и использования информации о совершенных правонарушениях, затрагивающих вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации, а также сведений о разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, устанавливается нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Глава V. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 23. Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. О правопреемниках органов федеральной службы безопасности

Федеальная служба безопасности Российской Федерации и подчиненные ей органы являются правопреемниками Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и ее органов.

Военнослужащие и гражданский персонал органов контрразведки Российской Федерации считаются проходящими военную службу (работающими) в органах федеральной службы безопасности в занимаемых должностях без их переаттестации и переназначения, а также без проведения организационно-штатных мероприятий.

Статья 26. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации «О федеральных органах государственной безопасности» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1871; 1993, N 33, ст. 1308; N 36, ст. 1438).

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *