Чем занимается федеральная служба по труду и занятости населения
Зачем нужен Роструд, что входит в его задачи
Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 17 июля 2019. Время чтения 5 мин.
Роструд занимается контролем за соблюдением трудового законодательства, выявлением его нарушений, квалифицированной оценкой условий труда, а также вопросами занятости населения, безработицы, надзором за альтернативными вариантами гражданской службы, социальной защитой населения. С 2019 года Федеральную службу возглавляет Иванков Михаил Юрьевич.
Роструд ‒ это госорган, осуществляющий контроль трудовых отношений, занимающийся вопросами занятости, возможностями альтернативной гражданской службы, надзором за условиями труда, социальной защитой населения.
Федеральная структура также оказывает услуги по:
Таблица 1. Основная информация о ведомстве
Название | Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) |
Основная задача | Контроль и надзор в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, оценки условий труда и соцзащиты населения. |
Глава службы | Руководитель Федеральной службы по труду и занятости ‒ Иванков Михаил Юрьевич. |
Кому подчиняется | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. |
Сайт | https://www.rostrud.ru/ |
Ведомство подконтрольно Минтруду и социальной защиты Российской Федерации. Осуществляет полномочия посредством территориальных структур.
Рис. 1. Минтруда и соцзащиты РФ
Историческая справка. Советский прототип ‒ Бюро трудоустройства и информации населения, занимавшееся вопросами труда, профориентации, переобучения. В постперестроечный период была образована Государственная служба занятости.
Федеральная инспекция существует с марта 2004 года (Указ Президента РФ № 314). Сфера деятельности определена Положением N 324 от 30.06.2004.
Права, обязанности
Госорган имеет полномочия контроля/надзора за:
Рис. 2. Законодательство
Роструд является оператором, ответственным за формирование, развитие и модернизацию, информационно-аналитической базы вакансий «Работа в России».
Рис. 3. Электронный ресурс
Статистика
За 2018 год ведомство провело более 137 тыс. проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства, что незначительно меньше предшествующего года.
Рис. 4. Количество разбирательств, тыс. – по данным Роструда
Графики ревизий дополняются в процессе работы. Внеплановых инспекций проведено порядка 126 тыс., что почти на 8 тыс. меньше, чем за аналогичный период 2017 года. Рост связан с активизацией трудящихся по защите своих прав.
Рис. 5. Количество плановых внеплановых разбирательств (в % от общего количества) – по данным Роструда
В 2018 году ведомством было выявлено порядка 323 тыс. нарушений трудового права, сделано предупреждений на 40 тыс. виновных лиц. Доходы федерального бюджета пополнились штрафами почти на 3 млрд рублей.
За предшествующий год инспекторам удалось добиться снижения задолженности по выплатам зарплаты.
Задачи
Современная система надзора в сфере труда должна стать максимально эффективной и прозрачной. Для этого необходимо разработать новые профстандарты, методы работы госинспектора, позволяющие создать условия наибольшего его сотрудничества с работодателем и работником.
В Концепции развития ведомством определены такие направления, как:
Новое. Электронные трудовые книжки Минтруд предложил ввести с 2020 года. Бумажные варианты документа будут вестись наравне с электронными.
Руководство
В разные периоды службой руководили:
Рис. 7. Глава ведомства
В 2019 году главным государственным инспектором труда РФ назначен Иванков Михаил Юрьевич.
Новый руководитель службы продолжил реформы, начатые его предшественниками. На сегодняшний день созданы эффективные механизмы выявления трудовых правонарушений, внедряются возможности для обратной связи инспекторов, организаций, работников предприятий.
Роструд начал активно развивать систему электронного сервиса «Онлайнинспекция.рф», подробную информацию о деятельности которого можно посмотреть в видеоролике:
Федеральная служба по труду и занятости
Федеральная служба по труду и занятости ( Роструд ) | |
---|---|
Общая информация | |
Страна | Россия |
Дата создания | 9 марта 2004 |
Руководство деятельностью осуществляет | Правительство Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Штаб-квартира | Москва, Биржевая пл.д.1 |
Число сотрудников | 193 |
Годовой бюджет | 78,327,1 тыс. руб. (2012) |
Руководитель | Герций Юрий Викторович |
Ключевой документ | Положение о Федеральной службе по труду и занятости |
Сайт | |
http://www.rostrud.ru/ |
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства труда и социальной защиты. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
В числе основных функций:
Содержание
Руководство
Руководитель
Заместители руководителя
Структура центрального аппарата
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Федеральная служба по труду и занятости» в других словарях:
Федеральная служба по труду и занятости России — Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и… … Википедия
Федеральная служба по труду и занятости РФ (Роструд) — 1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения,… … Официальная терминология
Федеральная служба — Федеральная служба разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 в… … Википедия
Альтернативная гражданская служба в России — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Альтернативная гражданская служба (АГС) особый вид трудовой деятельности в интересах … Википедия
Альтернативная служба в России — Альтернативная гражданская служба (АГС) особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Содержание 1 Что такое АГС 2 Цифры и факты … Википедия
Роструд — Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и… … Википедия
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора
Структура федеральных органов исполнительной власти России (2000—2008) — Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия
Федеральные органы исполнительной власти РФ и их руководители — В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав… … Википедия
Федеральные органы исполнительной власти России и их руководители (с 2004) — В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав Правительства… … Википедия
Чем занимается федеральная служба по труду и занятости населения
Опрос «Работы в России»: большинство опрошенных россиян используют соцсети в рабочее время исключительно для работы
20 декабря 2021 15:18
Роструд получил наивысшую оценку в рейтинге прозрачности закупок
17 декабря 2021 10:20
Роструд напоминает о необходимости соблюдения мер безопасности при очистке крыш от снега
15 декабря 2021 15:17
После проверки Роструда работникам нижегородской транспортной компании выплатили более 2 млн рублей
14 декабря 2021 17:32
Глава Роструда рассказал, как меняется надзор в сфере труда
8 декабря 2021 16:57
Более 900 работников пермского свинокомплекса получили задержанные выплаты после проверки Роструда
2 декабря 2021 16:10
30 ноября 2021 09:47
Ростуд и HeadHunter заключили соглашение о сотрудничестве
29 ноября 2021 10:00
По требованию Роструда работникам уфимской производственной компании выплатили 2,3 млн рублей
25 ноября 2021 10:13
Роструд помог вернуть более 1 млн рублей работникам ярославской строительной компании
23 ноября 2021 12:55
Роструд в социальных сетях
© 2021 Единый портал Федеральной службы по труду и занятости
Размер текста:
Цветовая схема:
Интервал между символами:
Трудовой навигатор
Поиск работы
Информация и сервисы
Трудовой навигатор
Поиск работника
Информация и сервисы
Новости
Опрос «Работы в России»: большинство опрошенных россиян используют соцсети в рабочее время исключительно для работы
Большинство опрошенных россиян (65%) сообщили, что используют социальные сети в течение рабочего дня исключительно для выполнения служебных обязанностей.
Роструд получил наивысшую оценку в рейтинге прозрачности закупок
Роструд во второй раз стал одним из пяти ведомств, признанных в 2021 году самыми прозрачными в сфере госзакупок.
Роструд напоминает о необходимости соблюдения мер безопасности при очистке крыш от снега
В связи с неблагоприятными погодными условиями, сильными снегопадами, метелями, снежными заносами в ряде регионов Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости обращает внимание работо.
После проверки Роструда работникам нижегородской транспортной компании выплатили более 2 млн рублей
Долг по оплате труда 84 работников МУП «Шахунское ПАП» погашен в результате принятых инспекцией труда мер.
Глава Роструда рассказал, как меняется надзор в сфере труда
Руководитель Роструда Михаил Иванков принял участие в пленарной сессии «Управление профессиональными рисками: новые возможности и перспективы», состоявшейся в рамках юбилейной 25-ой выстав.
Более 900 работников пермского свинокомплекса получили задержанные выплаты после проверки Роструда
Долг по оплате труда 940 работников АО «Пермский свинкомплекс» погашен в результате принятых инспекцией труда мер.
Ростуд и HeadHunter заключили соглашение о сотрудничестве
Руководитель Роструда Михаил Иванков и генеральный директор ООО «Хэдхантер» Михаил Жуков подписали соглашение о взаимодействии и обмене информацией
По требованию Роструда работникам уфимской производственной компании выплатили 2,3 млн рублей
Территориальный орган Роструда в Республике Башкортостан восстановил права 83 работников уфимской производственной компании.
Роструд помог вернуть более 1 млн рублей работникам ярославской строительной компании
Территориальный орган Роструда в Ярославской области восстановил права 17 работников проектно-строительной компании «ХимПромПроект».
Чем занимается федеральная служба по труду и занятости населения
1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.06.2012 N 611, от 30.07.2014 N 726, от 18.10.2021 N 1763)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 611)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 611)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2007 N 559)
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 г. Москва Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости
Изменения и поправки
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.
Председатель Правительства Российской Федерации
Положение о Федеральной службе по труду и занятости
1. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
5.1.1. трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5.2. осуществляет контроль за:
5.2.1. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
5.2.2. приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
5.2.3. регистрацией инвалидов в качестве безработных;
5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
5.3.1. граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
5.3.2. в уведомительном порядке отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
5.4. оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги:
5.4.1. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
5.4.2. информирование о положении на рынке труда;
5.4.3. организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
5.4.4. психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
5.4.5. осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
5.4.6. организация проведения оплачиваемых общественных работ;
5.4.7. организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.4.8. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
5.4.9. содействие самозанятости населения;
5.4.10. выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
5.4.11. содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
5.4.12. содействие в разрешении коллективных трудовых споров;
5.4.13. организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
5.5.1. проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
5.5.3. принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
5.5.7. реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, по их мобилизационной подготовке;
5.11. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.14. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах и государственных учреждениях службы занятости, находящихся в ее ведении).
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. представляет Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;
9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;
9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
9.2.8. предложения о присвоении почетных званий и награждении отличившихся работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. назначает на должность и освобождает от должности руководителей государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры;
9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
10. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.