Чем занимается финансист на предприятии
Как финансисту организовать удалёнку: инструменты и техники, которые облегчат работу
Возможности малого и среднего бизнеса не всегда позволяют иметь квалифицированных финансистов в штате. Часто и вполне удачно их заменяют удалённые специалисты на аутсорсинге.
Вместе с Александром Афанасьевым, владельцем и директором по развитию компании «Нескучные финансы», мы разобрались, как эффективно организовать работу финансиста в онлайн-формате и как грамотно предоставлять такие услуги.
За финансовой удалёнкой — будущее малого бизнеса
«Нескучные финансы» занимаются организацией финансово-управленческого аутсорса уже более четырёх лет. За это время они успели поработать более чем с 300 предприятиями, разобрались в основных болях предпринимателей и научились решать их с помощью удалённого сотрудничества.
Малый и средний бизнес — основные клиенты финансового аутсорса — проявляют к удалённым услугам всё больший интерес. Предпринимателям важно понимать, сколько они зарабатывают на самом деле. Многие тратят время и ресурсы на развитие, а прибыль остаётся незначительной или даже нулевой — бизнесу нужны специалисты, которые могли бы помочь выйти в плюс и повысить доходность.
Стереотип, что организовать работу финансиста вне офиса невозможно, не имеет под собой серьёзных оснований. Финансовые специалисты могут реализовывать свои знания и навыки, одновременно обслуживая 3–4 клиентов и получая стабильно высокий доход, а предприниматели — не заботиться о комплектации финансового отдела в компании.
Чтобы состояться как специалисту, финансисту на удалёнке необходимо:
Кто такой финансист и чем занимается
С какими трудностями можно столкнуться на удалёнке
Работа в онлайне во многом похожа на обычную занятость: от сотрудника требуются высокая степень ответственности и организованность. Без самодисциплины многие плюсы удалённой работы превратятся в минусы.
Результативность работы может пострадать из-за неумения переключаться между работой и домом и неправильным распределением нагрузки. Можно легко потерять контроль над временем и начать перерабатывать — а это быстрый путь к выгоранию и увольнению.
Другая крайность — ложное ощущение безграничной свободы, ведь у финансиста-фрилансера нет прямого начальства, которое могло бы контролировать его работу. Такой подход может привести к авральному режиму: дела копятся до дедлайна и выполняются только в самый последний момент. Это влечёт стресс и снижение эффективности и ведёт к тем же выгоранию и увольнению.
Эти проблемы можно решить, изменив подход к организации своего рабочего времени. Рассказываем, как и с помощью чего это сделать.
Какие инструменты помогут финансисту наладить удалённую работу
Финансист постоянно работает с огромным количеством информации. Её необходимо систематизировать, анализировать на предмет важного и второстепенного, а затем использовать. Чтобы работа была эффективнее, процессы нужно систематизировать, и поможет в этом ряд сервисов, о которых мы расскажем подробнее.
Управлять временем и нагрузкой очень удобно с помощью Google Календаря.
Этот инструмент помогает расставлять приоритеты и распределять работу по часам. В ячейках календаря наглядно видно, что и когда необходимо сделать и сколько это займёт времени.
По умолчанию за 10 минут до события на экране всплывает напоминание. В настройках можно установить другое подходящее время.
Доступ к расписанию возможен как с компьютеров, так и с планшетов или телефонов. Его можно обновлять в приложениях Google для мобильных устройств или включить синхронизацию со встроенным в телефон календарём.
Занятость можно планировать и с помощью обычной Google Таблицы.
Например, сотрудники компании «Нескучные финансы» используют метод планирования под названием «Недельный рывок»: делают акцент на оперативном контроле еженедельной часовой нагрузки.
Удобная таблица позволяет отследить, сколько часов в неделю потрачено на работу, сколько времени ушло на конкретную деятельность, а также отражает итоговый результат.
Технически в столбцах фиксируются ежедневные задачи, планируемое и фактическое время их выполнения, уровень важности (текущая / регулярная / срочная) и статус (степень готовности).
Этот метод помогает предотвратить переработки и обезопасить сотрудников от выгорания.
Все задачи обязательно надо фиксировать, чтобы не вспоминать о них в самый последний момент. Можно делать заметки в ежедневнике, телефоне, уже упомянутом Google Календаре, специализированном сервисе или майнд-картах.
С обилием задач может помочь справиться сервис Todoist: это очень простой таск-менеджер, куда легко добавить абсолютно любое дело, указать срок его выполнения и уровень важности.
Для регулярных дел можно установить повторяющиеся сроки — уже выполненной задаче автоматически будет назначена новая дата. Например, можно настроить напоминание о дедлайне ежемесячного отчёта о доходах и расходах компании. А для крупных проектов есть разделение на разделы и подзадачи.
В сервисе можно ставить цели и визуализировать свою продуктивность: простые диаграммы и графики отражают успешность выполнения задач.
Автосинхронизация задач и списков в Todoist возможна со всеми устройствами. Сервис можно подключить к инструментам, которые уже используются: Outlook, Dropbox, голосовому помощнику Alexa, Google Календарю и так далее.
Как научиться концентрироваться на задачах
Чтобы работа была успешной, важно уметь сконцентрироваться на одном деле. Многозадачный режим порой может навредить: параллельное решение нескольких вопросов и переписки в мессенджерах снижают продуктивность.
Один из основных подходов к управлению вниманием — рассматривать задачу как цикл. В этом цикле выделяют три этапа:
Статусы помогают контролировать и отслеживать выполнение задачи. Главное — не забывать их изменять. Незавершённый цикл, который попадается на глаза в рабочем планере, вызывает подсознательное желание поскорее его завершить.
Профессия
Финансист на удалёнке
Как финансисту выстраивать рабочие коммуникации
Работа дистанционного финансиста не обходится без общения с коллегами и клиентами. От того, насколько качественно организована удалённая коммуникация, зависит эффективность всей дальнейшей работы.
Чтобы повысить продуктивность коммуникации, можно применить технику ЦОРС: Цель — Ожидания — Результат — Следующий шаг.
Суть техники — в том, что перед началом любого общения следует ответить на четыре основных вопроса:
Какова цель планируемой встречи?
Если нет ясно сформулированной цели, то нет и необходимости встречаться.
Что именно будет обсуждаться на встрече?
Составляется чёткий план — перечень вопросов для обсуждения.
Какого результата требуется достичь на встрече?
Определяется конкретный измеримый результат.
Какие действия необходимо совершить после проведения встречи?
Планируются дальнейшие шаги, которые нужно сделать.
С чего стоит начать работу с клиентом
Лучший старт работы с клиентом — это разработка финансовой модели компании и составление оптимального сценария достижения бизнес-целей.
Финансовая модель компании — это система показателей, по которой оценивают текущее состояние бизнеса, а также прогнозируют его выручку, денежные потоки и прибыль. С её помощью можно понять, как на финансовое положение компании влияет рынок и как компания будет расти в будущем.
Кредиторы на основании финансовой модели могут принимать решения о выдаче займов на развитие.
Итак, сначала финансист разрабатывает финансовую модель для малого бизнеса, выясняя:
Далее с помощью регулярных отчётов он поэтапно внедряет систему финансово-управленческого учёта. Он составляет и анализирует ключевые отчёты, помогая клиенту в них разбираться и обращая его внимание на важные показатели.
Почему предприниматели неправильно считают прибыль и как это делать корректно
Как дистанционно вести финансово-управленческий учёт малого бизнеса
Финансист на удалёнке отвечает за то, чтобы у предпринимателя была полная финансовая информация — учёт, который он ведёт, сильно отличается от бухгалтерского.
Финансовый специалист может предоставить бизнесу несколько базовых инструментов управления:
Отчёт о движении денежных средств (ОДДС)
ОДДС — самый простой отчёт. Он включает в себя все приходы и расходы компании за определённый период, делая очевидными денежные потоки:
Отчёт о прибыли и убытках (ОПиУ)
ОПиУ — это главный отчёт руководителя компании. Он помогает оценить эффективность бизнеса: посчитать, сколько выручки заработали, сколько для этого понесли расходов, сколько заработали чистой прибыли.
Управленческий баланс (УБ)
УБ — это сводный отчёт за определённый период, в котором отражены все активы и пассивы компании. Он позволяет рассчитать размер собственного капитала в бизнесе и оценить эффективность управления.
Под активами понимаются материалы, оборудование, товарные запасы, денежные средства и дебиторская задолженность.
Под пассивами — кредиторская задолженность, вложения в уставный капитал, начисленные налоги и нераспределённая прибыль.
Три отчёта выше являются основными для управления финансами малого бизнеса. Их стоит рассматривать и анализировать в тесной связке друг с другом.
Операционные отчёты
Операционные отчёты формируются по мере необходимости в процессе текущей деятельности компании. Они помогают подготовить отчёт о прибыли и убытках и составить управленческий баланс.
Финансовый бюджет
Финансовый бюджет связан с комплексным планированием денежных потоков, доходов и расходов, прибыли и размера собственного капитала компании. Он составляется как на краткосрочный, так и на долгосрочный период и необходим для стратегического управления финансами компании.
Финансист выстраивает информационную систему, с которой в дальнейшем работает предприниматель, и объясняет клиенту, как читать эти отчёты и какие выводы из этих данных можно сделать.
Как бизнесу избежать кассовых разрывов при помощи платёжного календаря
Чеклист: как подготовиться к удалённой работе
Продумайте график рабочего дня. Определите время его начала, перерывов и окончания. Чётко разделите работу и отдых.
Обсудите роли членов семьи и основные правила поведения. В определённое время вы мама или папа, а в рабочее — финансовый директор. Все должны понимать, что вы на работе. Не стоит постоянно отвлекаться на семью.
Составьте список ежедневных домашних дел. Что-то придётся делать в перерывах между задачами, а от выполнения чего-то именно вам потребуется отказаться.
Организуйте рабочее место. Представьте, что вы приходите в офис. Создайте подходящие обстановку и атмосферу. Работа на кухне или в кровати — не лучшее решение. Это расслабляет.
Настройте необходимую технику: ноутбук, принтер, наушники и тому подобное. Эти инструменты используйте в первую очередь для работы, а не для развлечений.
Проверьте надёжность провайдера: без качественного интернета работать онлайн не получится.
Выберите удобные инструменты для планирования: ежедневник, сервисы Google Календарь, Todoist, Trello и так далее.
Добавьте ритуалы. Например, можно собраться, выйти на улицу, погулять 30 минут, а затем, зарядившись настроением, «прийти на работу». Отличным ритуалом может стать планирование рабочего дня, проверка почты и актуализация календаря.
Найдите места и возможности хотя бы раз в неделю работать вне дома. Смена обстановки позволит не чувствовать себя запертым в четырёх стенах.
Резюмируем
Опытный финансовый специалист на удалёнке — это правая рука предпринимателя. Его значимость для малого бизнеса сложно переоценить: он способствует тому, чтобы руководитель принимал более обдуманные решения — не по наитию, а на основе финансовых показателей.
Если финансист успешно подтверждает свою квалификацию на практике, он приобретает постоянных клиентов. Последние будут готовы к продолжительному сотрудничеству и могут дать рекомендации другим потенциальным работодателям.
В настоящее время формат удалённой работы финансиста для малого бизнеса востребован, а спрос на такие услуги только растёт.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Как стать финдиректором: инструкция для бухгалтера или 8 ступеней к успеху
Определимся, кто такой и чем занимается директор по финансам. Почему финансовый анализ может выполнять только он, а не главбух компании и гендир. А по пути расскажем, что нужно сделать, чтобы стать первоклассным финансовым директором.
Финансовый руководитель, кроме экономического анализа и составления отчетов, отвечает за будущее компании. Опираясь на результаты его исследований генеральный директор управляет компанией и разрабатывает стратегию развития. В зависимости от оборотов бизнеса в организации может быть целый штат финансистов под руководством одноименного начальника. Поэтому можно смело считать, что помимо математического склада ума нужно обладать коммуникационными и управленческими скиллами.
Первым пунктом программы — прокачка управленческих навыков
Часть компетенций, такую как многофункциональность, можно развить, погрузившись в рабочий процесс. Но, чтобы руководить своей командой, финдир должен обладать лидерскими качествами. Не отчаивайтесь, если вам кажется, что не прирожденный лидер. Эту, как и любую другую компетенцию, можно получить в процессе саморазвития и психологических тренингов.
60 % управленческих качеств вы нарабатываете на своем рабочем месте, только 20 % полезной информации усваивается от общения с другими лидерами, а по 10 % приходится на онлайн обучение и классические тренинги. Так что вперед — в поля.
Правильно настроенные внутренние коммуникации облегчают жизнь
Движения к должности финансового директора должны быть поступательными
Этот специалист обязан иметь знания сразу из двух областей: бухгалтерия и финансовое управление. На основе бухгалтерских отчетов и операций строится управленческая и финансовая отчетность, а уже затем происходит анализ, прогнозирование и принятие решения.
Проще всего строить свою карьеру, начиная в бухгалтерии, а после перехода в финансисты расти до специалиста-управленца, затем подняться до начальника финансового отдела и приземлиться в кресле финансового директора.
Для начала станьте уверенным главбухом, для этого подойдет курс «Главный бухгалтер» от LABA.
Определите основные задачи финансового директора
Независимо от масштабов компании финдир всегда отвечает за рост прибыли в долгосрочной перспективе. Работая специалистом финансового отдела, от вас потребуется четко выполнять поручения и эффективно сотрудничать с коллегами. Поднимаясь выше по иерархии, добавляется ответственность за подчиненных, умение смотреть на проблему в целом и работать с неопределенностью.
На основе управленческой отчетности вы моделируете сценарии дальнейшего развития, а от финансовых прогнозов зависит будущее всего бизнеса. Для финансиста мало получить необходимые коэффициенты и цифры, нужно просчитать на несколько шагов вперед, как модель согласуется с действиями функциональных отделов и влиянием внешней среды.
Расстановка красных флагов и маяков
Для быстрой корректировки намеченного курса необходимо проверять контрольные значения в различных пунктах плана. Для этого еще до разработки стратегии нужно оценить финансовое состояние компании. Сюда входит:
Таким образом, вы определите узкие и слабые места в компании, узнаете до каких значений нельзя допускать, и сверяйте свой курс по ним.
Как вырасти в эффективного финансиста узнаете на курсе «Финансовый директор». Эксперт поможет разобраться в финансовой отчетности, бюджетировании и риск-менеджменте.
Важно разбираться в ключевых показателях
Без знаний в сфере финансов непрофессионалу делать нечего. Поэтому грызем гранит науки, разбираемся в зарубежной и отечественной теории. Среди главных определений важно понимать что такое:
Финансовый директор должен быть готов к любой ЧС
Человеческий фактор или изменения внешней среды так и норовят разрушить финансовую стратегию. А у вас всегда должен быть козырь в рукаве, чтобы допустим обойти мировой экономический кризис, отстоять свою модель на совете директоров, устранить кассовый разрыв, найти финансирование.
От оперативности и согласованности принятых мер зависит прибыльность и денежный поток — двигатель бизнеса.
На всякий непредвиденный случай составьте список антикризисных мер для сохранения прибыли. В него могут войти следующие пункты:
Только не стоять на месте
Финансовый директор, как впередсмотрящий на корабле, должен постоянно саморазвиваться, приобретать новые и прокачивать старые компетенции. Нет предела в совершенствовании коммуникативных навыков, они понадобятся для мотивации сотрудников, устранения конфликтов и делегирования полномочий. Точность и скорость стратегического планирования зависит от используемых профессиональных программ, которые упрощают работу, оставляя человеку контроль за отклонениями.
Пока не готовы к новым карьерным рывкам, но хотите лучше разбираться в финансах? LABA приглашает на курс «Управление финансами». Эксперта Антон Шулык докажет, что финансы — это не сложно. Курс пригодится не только бухгалтеру, но и руководителю компании.
Кто такой финансист и чем занимается
Финансисты сегодня стали ключевыми сотрудниками во многих компаниях: бизнесу нужны специалисты, которые умеют управлять денежными потоками и могут приумножить капитал фирмы.
В статье детально разбираем, кто такие финансисты на современном рынке труда и чем они занимаются.
Чем занимается финансист: каковы его задачи и обязанности, что должен уметь и знать
Финансист — понятие очень широкое. Это специалист, который управляет финансами. Он совершает финансовые операции на легальной основе, распределяет и инвестирует финансовые активы.
Финансовые активы: денежные средства и их эквиваленты в различной валюте, ценные бумаги (акции, облигации, паи), финансовые вложения (вклады в уставный капитал других компаний) и дебиторская задолженность.
Распределение означает планирование и контроль поступлений в бюджет компании, а также её расходов. Если работать грамотно, то организация никогда не окажется в убытке.
Инвестирование предполагает финансовые вложения, которые могут многократно увеличить доходность компании.
При этом финансист выступает как стратег, который разбирается в рыночных тенденциях. Он умеет анализировать данные и прогнозировать риски. Он понимает, куда выгоднее вложить средства, и обладает профессиональным чутьём.
На практике финансистами называют специалистов финансового блока отдельной компании в реальном секторе экономики и специалистов финансового сектора.
Специалисты финансового блока компании
Эти финансисты строят карьеру в нефинансовых организациях от стажёра до топ-менеджера. Здесь направлениями деятельности могут быть аналитика, планирование, отчётность, контроль и аудит, прогнозирование и стратегия финансового развития.
У специалиста финансового блока много обязанностей, среди которых можно выделить оценку сделок и инвестиционных проектов, анализ деятельности фирмы с финансово-экономической точки зрения, работу с отчётностью (в том числе по МСФО), проверку деятельности на соответствие законодательству, финансовое моделирование и стратегическое планирование.
Примеры позиций в компании: финансовый аналитик, казначей, аудитор, финансовый риск-менеджер, специалист по инвестициям, налоговый менеджер, финансовый директор.
Самая важная из них — должность финансового директора. Он отвечает за разработку и реализацию финансовой стратегии. Он хорошо разбирается в бизнес-процессах и помогает руководителю принимать необходимые решения для увеличения прибыли.
Специалисты финансового сектора экономики
Такие профессионалы строят карьеру в инвестиционных фондах, страховых агентствах, банках и на фондовых биржах. Круг их обязанностей определяется выбранным направлением.
Примеры позиций в компании: инвестиционный ассоциат, страховой брокер, кредитный аналитик, эксперт по управлению финансовыми рисками, трейдер на бирже, финансовый агент.
В каком бы секторе ни работал финансовый специалист, он должен получить профессиональное образование. Ему важно хорошо знать ряд дисциплин: микро- и макроэкономику, финансы, банковское дело, финансовые рынки, налогообложение, а также действующее законодательство.
Для успешного развития в профессии требуется обладать математическими способностями и аналитическим складом ума. Кроме того, необходимо уметь фокусироваться на поставленных задачах, быть ответственным за принятие решений и стратегически мыслить. Немаловажным личностным качеством будет стрессоустойчивость.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — это пакет стандартов, который определяет правила составления финансовой отчётности. Стандарты приняты в ЕС, странах Азии и Южной Америки.
В чём отличие финансиста от бухгалтера или экономиста
Не стоит путать эти профессии.
Бухгалтер ведёт финансово-хозяйственный учёт. Он отражает весь процесс работы компании на счетах бухгалтерского учёта. Также он составляет отчёты по доходам и расходам, перечисляет налоги и сборы в бюджеты различных уровней и выплачивает зарплату.
Экономист анализирует показатели хозяйственной деятельности и оценивает её результаты. Он занимается расчётами и выявляет ресурсы для развития или проблемные места. Далее он планирует новые показатели для достижения эффективной работы компании.
Финансист же, используя бухгалтерские и экономические данные, оценивает финансовое состояние организации и управляет её финансовыми потоками. Ему рекомендуется разбираться в тонкостях обеих специальностей. В классической структуре компании финансист, занимающий место финансового директора, имеет в подчинении и бухгалтерию и планово-экономический отдел.
Какие бывают специализации у финансистов и почему важно выбрать из них подходящую
Специализация финансиста и, как следствие, его обязанности напрямую зависят от сферы финансовых отношений. Они могут быть связаны с инвестициями, страхованием, кредитованием, налоговым бюджетированием, финансовой деятельностью на международном рынке.
Специалисты по инвестициям
Выясняют, куда выгоднее вложить активы компании, определяют доходность сделок и возможные риски. Они тесно работают со страховщиками, деятельность которых состоит в защите от финансовых потерь.
Специалисты по кредитованию
Определяют, кому, сколько и под какой процент можно выдать кредит и просчитывают вероятность его невозврата. Здесь также важна работа страховщиков.
Специалисты по бюджету и налогам
Оптимизируют доходы и расходы компании и занимаются налоговым планированием. Они распределяют денежные потоки так, чтобы не нарушать налоговое законодательство.
Специалисты международного финансового рынка
Применяют свои компетенции в масштабах мировой экономики. Они знают структуру рынка, его участников, понимают специфику, принципы работы и тенденции развития.
Так, финансовый аналитик инвестиционного гиганта Fidelity Investments моделирует структуру доходов от всех активов под управлением компании. Он проводит глубокий анализ продуктов холдинга и фирм-конкурентов и изучает факторы их доходности. Также он консультирует финансовых и деловых партнёров.
Работодатели часто отдают предпочтение узкоспециализированным финансистам с опытом работы в конкретной области от трёх лет.
Таким образом, постоянно развиваясь в определённой сфере, можно стать экспертом и быть востребованным в реальном или в финансовом секторе экономики.
Какие дополнительные навыки выгодно выделяют финансиста
Чтобы выгодно выделяться и быть конкурентоспособным на рынке труда, финансист может развивать свои способности в нескольких направлениях.
Он может получить образование или опыт в части бухгалтерского, налогового и аудиторского учёта. Это позволит ему глубже понимать финансовое положение компании для принятия управленческих решений.
Большим преимуществом будет знание МСФО. Многие российские компании постепенно переходят на международные стандарты ведения финансовой отчётности и очень нуждаются в грамотных сотрудниках.
Он может получить практику программирования в MS Excel. Этот мощный инструмент в анализе корпоративных финансов закрывает большинство вычислительных задач, а используется специалистами часто лишь на 10%.
Потребуется развивать коммуникативные навыки и навыки ведения переговоров. Это важно на любом уровне контактов — от общения с коллегами до взаимодействия с партнёрами.
Огромным плюсом будет владение английским. Это позволит работать на международном финансовом рынке, быть в курсе современных трендов и в разы увеличить свой заработок.
Профессия
Финансист на удалёнке
Сколько зарабатывает финансист
Уровень зарплаты финансиста зависит от его опыта, сложности выполняемых задач и дополнительных навыков. Хороший специалист может достичь очень высокого заработка. Главное — не отставать от растущего рынка и постоянно повышать свою квалификацию.
На доход специалиста также влияют размер компании, в которой он работает, и объёмы совершаемых ею финансовых операций.
Ещё один фактор, определяющий заработок, — территориальное расположение работодателя. В регионах доходы населения всегда существенно ниже.
Портал по трудоустройству TRUD.com назвал среднюю заработную плату в финансовой сфере. В Москве в апреле 2021 года она составила 61 163 рубля:
Разрыв между реальными зарплатами наименее и наиболее оплачиваемых финансовых специалистов довольно существенный. РБК со ссылкой на Росстат (сведения 2019 года) сообщает о 17-кратной разнице.
Эти данные остаются по-прежнему актуальными. И сегодня специалистам без опыта предлагают приблизительно от 19 000 рублей в месяц. Руководители высшего звена достигают верхней границы заработка — более 300 000 рублей.
По данным сайта HeadHunter, самая низкая зарплата у начинающего специалиста в Омске — от 18 000 рублей (до вычета налогов):