Чем занимается гигиена в биологии
Предмет гигиены и экологии человека. Основные положения гигиены
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия № 1
Тема: Предмет гигиены и экологии человека. Основные положения гигиены
Составитель: Маклаков И.А.
Тема занятия: Предмет гигиены и экологии человека. Основные положения гигиены
Форма организации учебного занятия: лекция.
Вид лекции: традиционная.
Тип лекции: вводная.
Продолжительность: 90 мин.
Цель занятия: сформированность представлений о науках гигиена, экология и экология человека, знаний о законах и методах исследования гигиены, основных положений гигиены.
знать определение понятий экология, экология человека и гигиена; предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены; задачи экологии и гигиены, законы гигиены; методы гигиенических исследований;
знать взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук; основные исторические этапы развития экологии и гигиены
демонстрировать умения и навыки учебной работы, ответственное отношение к учению
формировать навыки конспектирования, самоконтроля собственной деятельности; развивать внимание, память, познавательный интерес;
Методы обучения: словесные – изложение, беседа; наглядные – демонстрация иллюстраций; объяснительно-иллюстративный, дискуссия.
Оборудование (оснащение) занятия: информационное (методическая разработка занятия для преподавателя), наглядное – иллюстрация «Символ Гигиены».
Межпредметные связи: История, Экология.
Внутрипредметные связи: Т 2. Современное состояние окружающей среды. Глобальные экологические проблемы, П 1. Физиологический метод исследования.
Описание хода занятия (таблица 1).
Список основной и дополнительной литературы по тематике лекции:
1. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 176 с.
2. Крымская, И.Г. Гигиена и основы экологии человека: учеб. пособие для студ. средн. проф. образования/ И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 351 с.
Описание хода занятия
Цель: организовать студентов на деятельность для достижения поставленных целей, создать у них положительный эмоциональный настрой
Проверка присутствующих, наличия формы, готовности студентов к занятию, оснащение рабочего места.
Целевая установка. Мотивация учебной деятельности
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
Сообщение темы, цели и задач занятия.
Формирование мотивации (Приложение 1)
Актуализация опорных знаний студентов
Цель: выявить уровень остаточных знаний по экологии, формировать коммуникативные навыки
— что изучает наука экология?
— что общего у экологии и гигиены?
— для чего медицинскому работнику необходимы знания по экологии и гигиене?
Изложение нового материала
Цель: формирование познавательного интереса к учебной дисциплине, формирование теоретических знаний в соответствии с целью и задачами занятия.
Изложение основного содержания лекции (Приложение 2) в соответствии с планом.
1 Предмет гигиены и экологии человека.
2 Законы гигиены и экологии.
3 Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.
4Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.
5Санитария. Профилактика, виды профилактики.
Осмысление и систематизация полученных знаний. Подведение итогов занятия
Цель: закрепление учебного материала, оценка работы студентов на занятии в целом
Преподаватель осуществляет выборочный опрос, отвечает на вопросы студентов.
— какое место занимает гигиены в системе медицинских наук?;
— назовите объект изучения гигиены;
— перечислите законы и методы гигиены;
— какова роль Петтенкофера в развитии гигиены?
— что изучает экология?
— назовите основоположника экологии.
— перечислите основные законы экологии.
Цель: организация студентов для поиска дополнительной информации
Выдача и разъяснение домашнего задания.
1.Конспект лекции 1.
2. Учебник Крымская И.Г. Гигиена и экология человека (стр.4 – 28).
3.ВСРС 1. Заполнить таблицу «История развития гигиены».
Медицинский работник должен уметь оценивать состояние здоровья человека и дать квалифицированные рекомендации по его сохранению и укреплению.
На сегодняшний день подготовка специалистов со средним специальным медицинским образованием немыслима без глубоких гигиенических знаний и развития экологического мировоззрения. При этом практическая деятельность медицинской сестры, фельдшера, акушерки доказывает, что имеется тесная связь между гигиеническим мышлением, профилактической и клинической медициной.
Задача данного курса – выявление связи между эколого-гигиеническими факторами и состоянием здоровья населения.
Содержание лекции по теме:
1. Предмет гигиены и экологии человека.
2. Законы гигиены и экологии.
3. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.
4. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.
5. Профилактика, виды профилактики.
Предмет гигиены и экологии человека. Законы гигиены и экологии. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека.
Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на организм человека, его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни с целью обоснования и разработки гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения и предупреждение заболеваний.
-изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;
-изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;
-разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;
-максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;
-устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;
-внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;
-прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.
Зачатки гигиены уходят в доисторический период, первобытные люди соблюдали гигиен. навыки при обустройстве жилища, приготовления пищи, захоронение умерших и т.д.
Наибольшего развития достигла в Древнем Риме (600-500 лет назад до н.э.), где строили водопроводы и общественные бани, в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и Индии – приоритет здоровым условиям и ЗОЖ, физ-ре.
Интенсивно гигиена начала развиваться в 17-18 столетиях, в эпоху капитализма, массовые болезни трудящихся (лучше профилактика). Как самостоятельная наука с 60-70 –е гг. 19 в. в Западной Европе и России.
Основоположники в России – М.В. Ломоносов, Пирогов, Боткин, говорили о профилактике. Формирование гигиенической науки принадлежит Доброславину (1-й русский учебник по гигиене, журнал «Здоровье») и Эрисману кафедра гиены в Москве, санитарную станцию, его труды по школьной гигиене, гигиене питания и труда).
Объектом изучения гигиены является – здоровый человек в тесном взаимодействии с окружающей средой (в клинических дисциплинах – больной человек).
Факторы внешней среды могут оказывать на организм положительное или отрицательное действие, что обусловлено определёнными законами:
предельно-допустимые концентрации (ПДК) – концентрации химического вещества, которые при постоянном воздействии не вызывают изменений в состоянии здоровья человека и его потомства;
предельно-допустимый уровень (ПДУ) – уровень физического фактора, (например: уровень радиации, шума, электронного поля), не оказывающие влияние на человека, здоровье и его потомства.
Минимальная летальная доза (МЛД)- количество вещества или фактора, вызывающего гибель человека.
Законы отрицательного влияния, особенностей природной среды на здоровье населения. Из этого закона выведено учение Вернадского о химических провинциях (территория с недостатком или избытком каких-либо веществ, что сопровождается развитием эндемических заболеваний). Так Забайкальский край входит в число йод-дефецитных территорий, что способствует развитию эндемического зоба, Краснокаменск обеспечивается питьевой водой. Что приводит к развитию флюороза (эндемическое заболевание, сопровождающееся изменением эмали зубов, т.е. коричневая исчерченность).
Примеры: индикатором экологического неблагополучия в местах проживания населения является репродуктивное здоровье, влияние на течение беременности и новорожденных (нарушение иммунной, кроветворной и др. систем); отмечено неблагоприятное влияние загрязнений на физическое развитие детей, что обусловлено большей чувствительностью, повышенной проницаемостью кожи, слизистых ЖКТ и дыхательных путей, незрелостью иммунитета; рост загрязнения химическими веществами и радиоактивными влияет на онкологическую заболеваемость.
Гигиена тесно связана с санитарией.
Оздоровительные мероприятия проводятся силами гос. санитарно-эпидемиологической службой (СЭС), в соответствии с законодательством РФ. ФЗ «Об охране здоровья граждан» (1993г.), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.) и др.
В России СЭС возглавляет Гос. комитет сан.- эпид. надзора при Президенте РФ. Председатель является Главным гос. санитарным врачом РФ. (ранее РОСПОТРЕБНАДЗОР).
Санитарный надзор осуществляется в 2-х основных формах:
предупредительный санитарный надзор проводится в ходе проектирования и строительства различных объектов, а так же внедрение производства промышленных изделий.
Др. словами санитарная служба контролирует выполнение на практике рекомендаций, мероприятий, разработанных гигиеной и эпидемологией.
В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее – экологией человека.
Экология – комплексная наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и со средой их обитания, влияние природы на человека.
Термин «экология» от греческого «ойкос» (дом) и «логос» (наука). Дословно «наука о доме», живущих в нём организмах и всех процессах, делающих этот дом пригодным для жизни. Сведения экологического характера (бережное отношение, защита природы) содержатся уже в трудах Гиппократа, Аристотеля и др. Роберт Мальтус говорил об опасности перенаселения планеты (1789). Основатель Эрнст Геккель в 1866 г. выпустил книгу «Всеобщая морфология организмов», где дал определение экологии(наука об отношениях организмов с окружающей средой). Внёс большой вклад Вернадский, его книга «Биосфера» (1926), где впервые была показана планетарная роль совокупности всех видов живых организмов.
Объекты изучения: популяции, сообщества, экосистемы, биосфера.
Популяция это совокупность особей одного вида, проживающих длительное время на определенной территории, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство и относительно обособленных от других совокупностей особей этого же вида.
Сообщество – это совокупность взаимодействующих популяций, занимающих
определенную территорию, живой компонент экосистемы.
Экосистема совместное функционирование на данном участке организмов и среды (лес, озеро, болото). Экосистемы не изолированы друг от друга. Множество видов растений и животных можно встретить в нескольких экосистемах, а некоторые виды, н-р перелетные птицы, мигрируют между экосистемами, в зависимости то времени года. Экосистема устроена из 4 составляющих:
-неживая (абиотическая) среда-вода, газ, неживые неорганические и органические вещества.
-консументы (потребители) потребляют готовые органические вещества, но не доводящие разложение органических веществ до простых минеральных составляющих. Выделяют консументы первого порядка (растительноядные) и второго, третьего и т.д. порядков (хищники).
-редуценты (разлагатели) организмы, минерализующие мертвое органическое вещество до простых неорганических соединений пригодных для продуцентов.
Люди вместе со своими культурными растениями домашними животными образуют группировку организмов, взаимодействующих друг с другом и со средой. Это тоже экосистема. Все экосистемы Земли, включая человеческую, взаимосвязаны и образуют в своей совокупности единое целое- биосферу.
Эти две науки изучают одни и те же явления, а именно – влияние факторов среды на человека и т.о. оценивают роль разнообразных факторов на формирование здоровья населения.
Уровень здоровья человека зависит от влияния факторов внешней среды, которые подразделяются на 3 основные группы:
1) природные факторы – включают атмосферный воздух, солнечное излучение, естественный радиационный фон, растительность, микрофлору, воду и почву. К этим факторам в организме выработаны механизмы адаптации.
2) социальные факторы – факторы, связанные с образом жизни, нравственными и социальными устоями, особенностями быта, поступающей информации.
3) антропогенные факторы – возникают в результате деятельности человека (антропос – греческий человек). Они представляют собой физические, химические и биологические факторы, возникающие в результате промышленной деятельности, транспорта сельского хозяйства и т.д. К этим факторам у человека нет механизма адаптации.
Взаимодействие человека с окружающей средой рассматривает отдельное направление – экология человека. Термин появился в 1972 г. на 1-м заседании ООН по окр. среде.
Предметом изучения экологии является – среда.
Основные законы экологии сформулированы американским экологом Б. Коммонером (1974 г.):
1 закон «Всё связано со всем» (эколог. цепи)
2 закон «Всё должно куда-то деваться» (сохранение материи);
3 закон «Природа знает лучше» (природный вариант явлений лучший);
4 закон «Ничто не даётся даром» или «За всё надо платить» (что отняли или испортили надо вернуть или исправить).
Итак, гигиена и экология имеют общие цели изучения: влияние факторов окр. среды на здоровье человека. Гигиенисты разрабатывают мероприятия по предупреждению, экологи природоохранное законодательство, формируют эколог. мировоззрение.
II . Методы гигиенических исследований (МГИ)
Гигиенические методы подразделяются на 2 большие группы:
методы, оценивающие факторы внешней среды.
методы, оценивающие реакцию организма на эти факторы.
Метод санитарного обследования – описание объекта, в котором даётся его гигиеническая характеристика (санитарное состояние эпидемиологич. и т.д).
в) бактериологические методы, которые используются при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов (кишечная палочка, сальмонелла);
г) токсикологический метод, исп-ся в экспериментах при выявлении действия веществ на организмы животных, для установления ПДК.
Метод клинических наблюдений проводится при профессиональных осмотрах, диспансерном наблюдении и т.д.
Санитарно-статистический метод (смертность, рождаемость, заболеваемость, уровень физического развития).
Все исследования проводятся на основании ГОСТ, ТУ, СанПиН (санитарных правил и норм) и др. НМД.
Цель гигиены – разработка и реализация первичной медицинской профилактики. Профилактика – это комплекс мероприятий (политических, экономических, правовых, медицинских, эколог. и т.д.) по сохранению и укреплению здоровья населения, его долголетия. устранению причин заболеваний, улучшению условий труда, быта и отдыха населения.
Выделяют три уровня профилактики:
активная наступательная профилактика (обеспечение благоприятной среды обитания, ЗОЖ);
оборонительная или пассивная (профилактика прогрессирования заболеваний, инвалидности)
Выделяют личную и общественную.
Выделяют несколько видов профилактики:
-первичная предполагает предотвращение возникновений заболеваний (либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня).
-вторичная предусматривает раннюю диагностику заболеваний у лиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окр. Среды.
-третичная направлена на предупреждение ухудшения здоровья. Разработан комплекс мер (лечение и реабилитация) по предотвращению осложнений, которые могут возникать в ходе уже развившегося заболевания.
ГИГИЕНА
Гигиена (греч. hygieinos здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека. Она включает ряд самостоятельных дисциплин — коммунальную гигиену (см.), гигиену труда (см.), гигиену питания (см.), гигиену детей и подростков (см.) и др.
Гигиена связана с физиологией, патофизиологией, эпидемиологией, токсикологией, физикой, химией, а также с социально-экономическими науками, т. к. на здоровье человека наряду с природными факторами влияют социальное устройство общества и его классовая структура.
Задача Гигиены — предотвращение заболеваний населения, оздоровление условий труда и быта, охрана и оздоровление окружающей среды (см.). При разработке оздоровительных мероприятий советские гигиенисты исходят из диалектической взаимосвязи организма и окружающей среды.
Великий русский физиолог И.М.Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Идеи Сеченова получили дальнейшее развитие в трудах И. П. Павлова, особо отметившего значение гигиены в замечательных словах, сказанных на торжественном собрании, посвященном памяти С. П. Боткина: «Только познав все причины болезни, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т. е. в гигиену в широком смысле слова» (Полное собрание трудов И. П. Павлова, т. III, стр. 358).
В задачи Гигиены входит разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора (см.), научное обоснование мероприятий по сан. благоустройству населенных мест (см.), гиг. регламентация условий труда и отдыха человека (см. Труд, Охрана труда), а также сан. экспертиза качества воды (см.), продуктов питания (см. Пищевые продукты) и разнообразных предметов бытового обихода. Видное место в гиг. исследованиях занимает научное обоснование гигиенических нормативов для воздуха населенных мест и производственных помещений, воды, продуктов питания, строительных материалов, предметов одежды, обуви и материалов для их изготовления. Гигиенисты принимают непосредственное участие в разработке основ сан. законодательства. Реализация гиг. правил и норм, а также осуществление контроля за выполнением требований сан. законодательства являются главной задачей деятельности сан.-эпид, службы.
При гиг. исследованиях применяются физ., хим., физиол., токсикол., бактериол., радиол, и санитарностатистические методы.
Г. является одной из самых древних наук. Элементы сан. законодательства можно обнаружить в исторических документах народов Индии, Египта, Китая и других народов древнего мира. Археологические раскопки, произведенные в Индии, показывают, что за 3000 лет до н. э. населенные места в долине р. Инд располагали общественными банями и благоустроенными рынками.
В китайском сборнике песен и гимнов Ши-цзин, составленном в 11 — 7 вв. до н. э., приводятся сведения, относящиеся к сан. культуре населения (требования к воде, жилищу, продуктам питания, гигиене населенных мест). Археол. изыскания показали, что территории китайских поселений подвергались сан. мелиорации, на площадях и улицах имелись мостовые, жилые дома отапливались внутристенными трубами — «канами».
О развитии Г. в античном мире свидетельствуют трактаты Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и особенно «О здоровом образе жизни». Говоря о причинах, порождающих болезни, Гиппократ указывал на важное значение условий, окружающих человека. В предупреждении и лечении болезней он видное место отводил гиг. мероприятиям.
Древний Рим, унаследовавший греческую культуру, перенял и личную гигиену, физ. упражнения, рациональное питание. Большое развитие получили в Древнем Риме водопроводные и канализационные сооружения, общественные бани (термы), сан. наблюдение за качеством пищевых продуктов на рынках. Конечно, всеми благами сан. культуры в Риме и его владениях преимущественно пользовались патриции.
Народы Средней Азии создали своеобразную культуру, свидетельствующую об относительно высоком уровне сан. знаний. На территории Древнего Хорезма обнаружены остатки благоустроенных городов, обеспеченных водой и простейшими устройствами сбора и удаления нечистот.
Ученый и врач Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) оставил многочисленные труды, среди которых особое место занимает Канон врачебной науки (см.), состоящий из 5 книг. Этот труд в течение многих столетий был обязательным руководством при изучении медицины не только в странах Востока, но и в западноевропейских ун-тах. В гиг. разделах «Канона» содержатся указания по Г. жилища и одежды, питания детей и стариков.
Большие достижения в области сан. культуры народов глубокой древности почти полностью были преданы забвению в эпоху феодализма. Об этом свидетельствуют исторические описания средневековых городов Европы, не имевших даже элементарных сан.-техн. устройств.
В истории медицины высоко оценивается Салернский кодекс здоровья (см.), представляющий собой свод гиг. правил и предписаний.
В эпоху Возрождения возросло внимание к проблемам личной и общественной Г., что нашло известное отражение в «Утопии» Томаса Мора (1516) и в «Городе солнца» Томмазо Кампанеллы (1623).
В период перехода от феодализма к капитализму развитие мануфактурного производства привлекло внимание передовых людей этой эпохи к изучению условий труда и влияния их на профзаболевания. В 1700 г. выходит знаменитый труд Б. Рамаццини «О болезнях ремесленников». Автор этого произведения, изучая заболевания ремесленников и рабочих мануфактур, показал связь между условиями труда и заболеваемостью. Предшественниками Рамаццини, на труды которых он в известной мере мог опереться, были Парацельс, уроженец Швейцарии, врач и химик, и Г. Агрикола, нем. врач, геолог и металлург. В 1742 г. вышло сочинение Зюссмильха (J. P. Sussmilch, 1707—1767) «Божественный порядок в изменении человеческого рода». В этом сочинении указывалось, что на рождаемость и смертность населения оказывают влияние окружающие человека природные, бытовые и культурные условия. В 1797 г. вышла в свет книга иенского профессора К. Гуфеланда «Макробиотика, или Искусство продления жизни». Гуфеланд ставил макробиотику выше лечебной медицины, подчеркивая вспомогательный характер последней. В произведении нем. ученого И. Франка, приглашенного в 1804 г. в Россию и назначенного в 1805 г. профессором и ректором Медико-хирургической академии, «Полная система медицинской полиции» говорилось о необходимости государственных мероприятий в области здравоохранения.
Достаточно высоким для своего времени был уровень сан. культуры древнерусских городов. В Новгороде, Суздале и Москве существовали деревянные мостовые (10—12 вв.). Были устроены водопроводы в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевской (16 в.) и Киево-Печерской (17 в.) лаврах. В Москве самотечный водопровод из свинцовых труб построен в 1631 г.
Археол. раскопки показали, что древнерусские города имели радиально-кольцевую планировку. Центральная часть города (кремль) обеспечивалась водопроводом и примитивной системой сбора и удаления нечистот. Нередко встречались деревянные мостовые, а также дорожки для пешеходов. В городах Древней Руси при застройке предусматривалось создание больших площадей, отсутствовавших в западноевропейских городах раннего средневековья.
В литературных памятниках Древней Руси можно обнаружить ряд гиг. указаний. Так, в документе, датированном 1624 г., говорится о необходимости «смотрения за печением и продажей хлеба». Мытье в банях было широко распространено в городах Древней Руси. Древний Новгород уже в 12 в. выделялся своим благоустройством. В Москве в 1650 г. было запрещено выливать на улицы помои и нечистоты (на 130 лет раньше, чем в Париже). В трудах М. В. Ломоносова вопросы Г. нашли отражение в письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761) и сочинении «Первые основания металлургии или рудных дел». В этих произведениях затронуты вопросы Г. народного быта и питания населения, мореходства в северных морях, освещены проблемы гигиены труда в горнорудной промышленности. Существенный вклад в развитие гиг. знаний внесло Вольное экономическое об-во, созданное в 1765 г. Оно проводило конкурсы на гиг. темы. В трудах этого об-ва публиковались такие актуальные для своего времени сочинения, как «Об очищении воздуха в жилищах» В. X. Фриде, «Показание нового средства, как воду во время путешествий на море от порчи предохранять и гнилую воду делать опять к питью удобной» Т. Ловица, «О способах очищения воды» П. Карачарова.
Развитие капитализма, рост промышленного производства, увеличение числа городов и населения в них обусловили повышение внимания со стороны врачей к вопросам сан. состояния населенных мест. Этому способствовали революционные требования рабочих масс, недовольных условиями труда и быта, сан. неблагоустройство городов, распространение эпидемий, затрудняющих торговлю и создающих помехи в промышленном производстве. Успехи естествознания также содействовали усилению внимания к проблемам Г. Так создавались предпосылки перехода от эмпирического направления в Г. к экспериментальному изучению гиг. и сан. проблем. Развитие техники в свою очередь способствовало решению таких сан.-техн. задач, как строительство водопроводов и очистных сооружений, замена местного отопления центральным, оборудование жилых зданий механической вентиляцией и т. д.
Развитие экспериментального направления в Г. связано с именем М. Петтенкофера — создателя нем. школы гигиенистов. Руководства по гигиене Петтенкофера и Цимссена (H. W. Ziemssen, 1882), К. Флюгге (1889), М. Рубнера, Грубера, Фиккера (М. Rubner, М. Gruber, Р. М. Ficker, 1912) были переведены на русский язык и получили широкое распространение в России. В середине 19 в. был опубликован труд англ. гигиениста Э. Паркса «Руководство к практической гигиене», в к-ром нашло отражение экспериментальное направление в гиг. исследованиях. Существенный вклад в развитие гиг. науки внес видный англ. гигиенист Дж. Саймон. Во Франции и за ее пределами получили широкое распространение труды А. Беккереля (1877), Леви (М. Lewi), А. Лаверана, Роше (A. Rochaix).
В 1867 г. в России на I съезде естествоиспытателей и врачей был заслушан доклад Н. Здекауэра на тему «Естествознание в гигиене». В этом докладе был представлен обширный материал о связи естественных наук и Г., к-рая к тому времени достигла значительных успехов. Участниками съезда были видные гигиенисты страны: А. П. Доброславин, А. И. Якобий, С. П. Ловцов и др. На III съезде естествоиспытателей и врачей (1871) был впервые поставлен вопрос об изучении сан. состояния страны. На IV съезде (1873) была организована секция сан. статистики. Оформление Гигиены как университетской дисциплины является заслугой А. П. Доброславина — организатора Об-ва охранения народного здравия и редактора первого гиг. журнала «Здоровье». А.П.Доброславин возглавил в 1871 г. впервые организованную кафедру гигиены в Медико-хирургической академии. Из этой кафедры вышли русские гигиенисты: С. В. Шидловский, М. Я. Капустин, В. Ф. Нагорский, В. А. Левашев и др.
Исследования Ф. Ф. Эрисмана и его учеников [Г. В. Хлопин, С. Ф. Бубнов, С. С. Орлов, Н. К. Игнатов, П. П. Белоусов (т. 5, доп. материалы), А. Д. Соколов, М. С. Уваров] явились крупным вкладом в развитие всех отраслей Г. Развиваясь столь же интенсивно, как и в западноевропейских странах, гиг. наука в России имела и свои особенности. Русские гигиенисты 19 в. широко применяли санитарно-статистические методы исследования. Ф. Ф. Эрисман и московские земские санврачи (Е. А. Осипов, П. И. Куркин, С. Ж. Богословский) создали русскую школу изучения состояния здоровья и заболеваемости населения на основе учета и гиг. оценки демографических данных.
Самобытный характер развития гиг. мысли в России был связан с деятельностью земских сан. учреждений. Статистические методы изучения сан. состояния населенных мест и здоровья населения характеризуют этот земский период развития Г. и сан. дела в стране. Земские и городские санврачи выполнили ряд исследований, посвященных медико-топографическим описаниям различных районов России, сан. благоустройству населенных мест, состоянию водоснабжения и сан. охране водоемов. Этот период в развитии отечественной Г. характеризуется острой борьбой со сторонниками отрыва Г. от активного участия в практической сан. деятельности с уходом гигиенистов в лаборатории.
Видную роль в развитии гиг. мысли и обобщении сан. опыта сыграли пироговские съезды, на которых при участии гигиенистов обсуждались наиболее актуальные вопросы гиг. науки и сан. практики. На II Пироговском съезде (1887) была принята предложенная Ф. Ф. Эрисманом обширная программа изучения сан. состояния жилищ, исследований воздуха, воды и почвы. Видное место в трудах пироговских съездов занимали вопросы сан. статистики. Перед первой мировой войной по инициативе Пироговского об-ва созывались совещания эпидемиологов, бактериологов и санврачей для обсуждения мер борьбы с эпидемиями. В решениях совещаний подчеркивалась необходимость тесной увязки противоэпид. деятельности с мероприятиями по оздоровлению населенных мест.
Большой вклад в развитие Г. внес Г. В. Хлопин. Живя и работая на рубеже двух исторических эпох в развитии нашей Родины, он явился связующим звеном между советскими гигиенистами и передовыми сан. деятелями дореволюционной России. Из сан. деятелей дореволюционной России (в т. ч. земских и городских) выделяется группа будущих организаторов здравоохранения и сан. дела после Великой Октябрьской социалистической революции — Н.А. Семашко, 3. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Н. И. Тезяков, А. Н. Марзеев. Из школы Г. В. Хлопина вышли В. А. Углов, В. А. Яковенко, Н. Ф.Галанин, В. А. Виноградов-Волжинский, Е. Ц. Андреева-Галанина, П. Н. Ласточкин и др. В СССР гигиена развивалась в соответствии с требованиями программы РКП (б), принятой в 1919 г. на VIII съезде партии, где были особо подчеркнуты профилактические задачи советского здравоохранения, определены содержание и направление деятельности сан. органов страны и работы научно-исследовательских учреждений. В программе партии было сказано об оздоровлении населенных мест, о постановке общественного питания на научно-гигиенических началах, об организации мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней, о создании сан. законодательства. На основе решений VIII съезда РКП(б) и строилось сан. дело в стране.
В 1921 г. Наркомздравом и Наркомвнуделом был созван специальный съезд санврачей, инженеров и архитекторов для разработки мероприятий по оздоровлению населенных мест. Широкая программа этого съезда охватывала вопросы коммунальной санитарии в городах и сельских местностях. В докладе А. Н. Сысина были сформулированы конкретные предложения по оздоровлению населенных мест и организации государственного сан. надзора.
Важной вехой в истории строительства сан. организации явился VI Всероссийский съезд эпидемиологов, бактериологов и санврачей (1922). В резолюции этого съезда было записано, что в тяжелых сан. условиях послевоенного времени деятельность сан. органов РСФСР выдвигается на первое место. На VII съезде эпидемиологов и санврачей были определены задачи планомерного оздоровления страны.
В период восстановления народного хозяйства страны задачи Г. решались в соответствии с лозунгом «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта». На V Всероссийском съезде здравотделов в июне 1924 г. Н. А. Семашко поставил вопрос о необходимости сосредоточить внимание органов и учреждений здравоохранения на вопросах оздоровления труда и быта.
Коллективизация сельского хозяйства вызвала усиление внимания к вопросам гигиены села. В послевоенные годы был создан Ин-т гигиены села в Саратове, в задачу к-рого входит научная разработка вопросов с.-х. труда, изучение проф. патологии, производственного и бытового травматизма, разработка гиг. проблем планировки и реконструкции колхозного села.
Первые итоги перестройки гиг. науки были подведены на XIII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов и санврачей (1956). В программных докладах были определены основные гиг. проблемы, намечены пути их решения. Особое внимание съезд уделил экспериментальным исследованиям по научному обоснованию гиг. нормативов (см. Нормативы гигиенические).
В новой программе КПСС, принятой XXII съездом партии в октябре 1961 г., еще раз была подтверждена основная задача советского здравоохранения — «Предупреждение и решительное сокращение болезней, ликвидация массовых инфекционных заболеваний». В программе КПСС предусмотрен еще один важный пункт — о дальнейшем увеличении продолжительности жизни советских людей.
В декабре 1969 г. Верховным Советом СССР были утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». В этом законодательном акте видное место занимают гиг. проблемы: сан. охрана водоемов и почвы (см. Санитарная охрана водоемов, Санитарная охрана почвы), борьба с загрязнением атмосферного воздуха населенных мест (см. Санитарная охрана атмосферного воздуха). Закон устанавливает, что сан.-эпид, благополучие населения СССР обеспечивается рядом комплексных сан.-гиг. и сан.-противоэпид, мер, а также системой государственного сан. надзора. В законе оговорены права органов сан. надзора в отношении планировки строительства и последующего содержания населенных мест и промышленных предприятий. Первостепенное гиг. значение имеют статьи закона, касающиеся эффективной очистки, обезвреживания и улавливания вредных отбросов и отходов промышленного производства. Государственное значение придается борьбе с городским и производственным шумом.
В принятом законе нашли отражение основные положения гиг. науки и сан. практики. Реализация сан. статей его требует не только проведения необходимых сан. мероприятий, к осуществлению которых готовы органы сан. надзора, но и развертывания гиг. исследований, вооружающих сан. практику научно обоснованными рекомендациями.
Успешные полеты пилотируемых космических кораблей по околоземной орбите и планируемые экспедиции на другие планеты поставили на повестку дня разработку проблемы жизнеобеспечения человека в космическом пространстве. Так зародилась новая отрасль гиг. науки — космическая гигиена (см. Космическая медицина).
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» (1960) говорится о необходимости широкого развития исследований по обоснованию нормативов во всех областях Г. как основы профилактических мероприятий. В постановлении Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» также отмечается государственное значение гиг. нормативов. Советские принципы и методы гиг. нормирования стали образцом строго научного подхода к изучению вредных воздействий некоторых факторов окружающей среды на здоровье населения и для зарубежных гигиенистов. Многие из разработанных в СССР нормативов приняты СЭВ и вошли в сан. законодательство стран социалистического содружества.
Деятельность человека всегда приводила к изменению окружающей среды. Но с особой остротой вредное воздействие научно-технического прогресса на природу выявилось тогда, когда вторжение в экологическое равновесие биосферы приобрело опасные для человечества размеры. Стихийная урбанизация в сочетании с интенсивной индустриализацией создала такие условия, когда процессы самоочищения воздуха, воды и почвы уже не в состоянии справиться с поступлением в биосферу загрязнений, объем которых быстро растет. Нерегулируемое использование природных ресурсов влечет за собой интенсивное загрязнение воздушной среды и водных ресурсов, накопление в почве вредных для здоровья веществ, поступление их в продукты питания и т.п.
В нашей стране, где преимущества социалистического строя обеспечивают исключительно благоприятные возможности для научно-техн. прогресса, проблема изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека является вполне разрешимой.
Верховный Совет СССР утвердил Основы земельного и водного законодательства, в которых нашли отражение ленинские принципы охраны природы. В Совете Союза и Совете Национальностей Верховного Совета СССР созданы комиссии по охране природы. Во всех союзных республиках приняты законы об охране природы и созданы аналогичные комиссии. Выполнение грандиозных планов промышленного и с.-х. строительства в СССР потребует вовлечения в народное хозяйство новых естественных ресурсов. Отсюда возникает задача большой государственной важности — рациональное использование природных богатств нашей страны с предотвращением загрязнения окружающей среды.
В докладе XXV съезду КПСС Председатель Совета Министров СССР тов. А. Н. Косыгин, останавливаясь на направлениях научно-технического прогресса, которые будут играть особую роль в десятой пятилетке, указал, что в совершенствовании технологических процессов получат дальнейшее развитие прогрессивная малооперационная технология (напр., бездоменная металлургия, безверетенное прядение и бесчелночное ткачество) и технологии, максимально экономящие исходное сырье, топливо, материалы и обеспечивающие охрану окружающей среды.
За годы Советской власти Всесоюзное научное об-во гигиенистов стало массовой общественной организацией, к-рая оказывает действенную помощь органам здравоохранения и государственного сан. надзора.
Подготовка студентов-медиков в области Г. ведется на кафедрах общей гигиены мединститутов в течение двух семестров. Программами и учебными планами предусматриваются лекционные и практические занятия на кафедрах общей гигиены для студентов лечебного и педиатрического факультетов (VI и VII семестры).
На сан.-гиг. факультетах подготовка студентов ведется на кафедрах общей и коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, гигиены детей и подростков. Учебными планами перечисленных кафедр предусматривается ок. 30% час. лекционных и 70% час. практических занятий на VII—X семестрах. Помимо этого, студенты сан.-гиг. факультетов проходят стажировку в республиканских, краевых, областных и городских СЭС. Основной задачей обучения студентов сан.-гиг. факультетов является подготовка врачей по санитарному делу. Отсюда и включение в программы и учебные планы таких разделов, как гигиена воды и водоснабжения, очистка бытовых и сточных вод, гиг. основы сан. охраны воздуха и почвы населенных мест и т. д.
Усовершенствование санврачей осуществляется на кафедрах коммунальной и промышленной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков ЦИУ и ГИДУВ. Программы и учебные планы ин-тов усовершенствования предусматривают ознакомление практических санврачей с новыми достижениями гиг. науки и сан. практики. Видное место отводится ознакомлению с деятельностью крупных СЭС и научно-исследовательских институтов. Срок подготовки в ин-тах усовершенствования — 1—2 мес.
В СССР выходят три журнала гиг. профиля: «Гигиена и санитария», «Гигиена труда и профессиональные заболевания» и «Вопросы питания».
Во всех социалистических странах для научных исследований гиг. проблем созданы профилированные научные институты. В частности, Чехословакия располагает двумя гиг. ин-тами: в Праге и Братиславе; в Румынии исследования в области Г. ведутся в Ин-те гигиены и санитарии (Бухарест), в Болгарии проблемы Г. разрабатываются в Научно-исследовательском гигиеническом центре (София).
Вопросы гиг. науки и сан. практики занимают видное место и в деятельности ВОЗ. Созданные ВОЗ комитеты экспертов периодически обсуждают такие актуальные гиг. проблемы, как гигиена окружающей среды, гигиена атмосферного воздуха, гигиена воды и водоснабжения, радиационная гигиена, хим. средства защиты растений (пестициды), сан. просвещение.
В США создано значительное число научно-исследовательских учреждений по изучению гиг. проблем. Из них особого внимания заслуживают центры по изучению состояния окружающей среды, организованные в штате Сев. Каролина и г. Нью-Йорке. Изучение действия пестицидов на организм человека ведется в ряде ун-тов (в штатах Калифорния, Мичиган, Флорида, Орегон и др.)* Исследования по изучению действия выхлопных газов автомобилей производятся в лабораториях Филадельфии, Бостона, Питсбурга. Изучением влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье населения занимаются многие ун-ты и колледжи.
Во Франции изучение окружающей среды проводится в Париже в Национальном ин-те здравоохранения и мед. исследований и в Ин-те радиационной гигиены, в Тулузе в Ин-те по изучению загрязнения атмосферного воздуха.
В Японии вопросами гигиены окружающей среды занимаются в Ин-те гигиены, Ин-те общественного здравоохранения, в Академии гигиены и на ф-те гигиены ун-та Китазато, в Ин-те радиологии.
В Англии изучение проблем Г. сосредоточено в Лондонском ин-те гигиены и тропической медицины при ун-те. Это многопрофильное учебное и научно-исследовательское учреждение сотрудничает с Советом мед. исследований Великобритании.
В Канаде гиг. исследования ведутся в Ин-те микробиологии и гигиены при Монреальском ун-те, в Ин-те гигиены в Торонто и в Центре гигиены окружающей среды в Оттаве.
В Италии гигиенические исследования сосредоточены гл. обр. на ф-тах гигиены в ун-тах.
Наиболее крупные международные ассоциации по Гигиене: Международный комитет по изучению факторов окружающей среды (International Committee for Research and Study of environmental Factors — ICEF); Международная федерация по гигиене, профилактической и социальной медицине (International Federation for Hygiene, preventive Medicine and Social Medicine), Международная медицинская ассоциация по изучению жизненных условий и состояния здоровья (International medical Association for the Study of Living Conditions and Health), Международный союз ассоциаций по предупреждению загрязнения воздуха (International Union of Air Pollution prevention Associations — IUAPPA), Международная ассоциация по водоснабжению (International Water Supply Association — IWSA).
История — Богоявленский H. А. О некоторых элементах гигиены и санитарии в быту Древней Руси, Гиг. и сан., № 3, с. 43, 1948; Грандо А. А. Развитие гигиены в Украинской ССР, Киев, 1975, библиогр.; Заблудовский П. Е. Медицина в России в период капитализма, Развитие гигиены, Вопросы общественной медицины, М., 1956, библиогр.; Лотова Е.И. Русская интеллигенция и вопросы общественной гигиены, М., 1962, библиогр.; Мольков А. В. I Московский медицинский институт и развитие гигиенических наук (К 125-летию I ММИ), М.— Л., 1940; 50 лет Советского здравоохранения, 1917—1967, под ред., Б. В. Петровского, М., 1967; Сысин А. Н. Съезды по гигиене, эпидемиологии и бактериологии в СССР за 30 лет (Исторический обзор), Гиг. и сан., №1, с. 28, 1948.
Учебники, руководства, справочные издания — Габович Р. Д., Познанский С. С. и Шахбазян Г. X., Гигиена, М., 1971; Доброславин А. А. Гигиена, курс общественного здравоохранения, т. 1—2, Спб., 1882—1884; Лаптев А. П. и Малышева И. Н. Руководство к практическим занятиям по гигиене, М., 1975; Минх А. А. Методы гигиенических исследований, М., 1971, библиогр.; он же, Справочник по санитарно-гигиеническим исследованиям, М., 1973; Общая гигиена, под ред. Г. А. Митерева, М., 1973; Учебник гигиены, под ред., А. Н. Сысина, М., 1943; Хлопин Г. Основы гигиены, т. 1—2, М., 1921—1923; он же, Курс общей гигиены, М.— Л., 1930; Эрисман Ф. Ф. Курс гигиены, т. 1—3, М., 1887—1888; The theory and practice of public health, ed. by W* Hobson, L. a. o., 1975, bibliogr.