Чем занимается государство вовне за пределами своей страны

Значение и функции государства в жизни общества

История человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет, но только пять последних тысячелетий оно прожило, объединившись в государства. Тем не менее, даже столь короткого исторического промежутка времени было достаточно, чтобы убедиться в преимуществах развития общества под управлением государства перед иными сообществами людей, живущими общинным или племенным строем.

Государство: определение, основные признаки

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основное назначение государства на внешнеполитической арене – защита от внешней угрозы и обеспечение независимости страны, а внутри – обеспечение на своей территории стабильного развития экономики и социальной сферы.

Иногда понятие «государство» употребляют в качестве синонима понятию «страна». Однако это не всегда является правомерным: государство – это образование политическое, в то время как страна – это понятие прежде всего культурно-географическое. Поэтому его уместно употреблять, в случаях, когда речь заходит о климате какой-либо территории, населении и т. д.

Каждое государство обладает рядом основных признаков, среди которых наиболее значимыми являются:

Назначение государства и его роль в жизни общества

В Древнем мире и в Средние века роль государства в жизни общества сводились к нескольким аспектам, к которым можно отнести:

Однако с развитием общества растут запросы самого общества, усиливаются и переплетаются связи между людьми, а значит растёт и ширится количество задач, встающих перед государством.

В современном обществе уже ни один процесс не обходится без вмешательства государства. Оно по-прежнему защищает своих граждан и территорию страны, устанавливает правовые и нравственные законы, регулирует социальную сферу, объединяя людей с целью решения важных задач и придавая их деятельности смысл.

С целью поддержания обороноспособности страны и безопасности своих граждан государство создаёт, содержит и развивает армию и оборонную промышленность. В этой сфере роль государства является абсолютной. Однако в условиях цивилизованного общества при решении конфликтов между странами редко прибегают к аргументам силового воздействия: решающее битвы происходят на уровне государственных представителей – дипломатов. Развитие дипломатического корпуса (организация посольств, консульств, представительств на территориях других стран, подготовка грамотных специалистов и т. п.) также является абсолютной прерогативой государства.

Внутри страны для обеспечения стабильности, безопасности и порядка государство устанавливает систему правил и законов, нарушение которых карается мерами воздействия, различной силы: от штрафов, предупреждений и общественных порицаний за незначительные проступки, до лишения свободы на длительные сроки и конфискации имущества за тяжкие преступления.

В социальной сфере круг вопросов, решение которых стало исключительной прерогативой государства, расширился больше, чем в любой другой. Оно занимается:

При возникновении социальных споров, к которым относятся споры между отдельными гражданами или организациями, между представителями различных классовых прослоек, различных культурных, этнических или религиозных диаспор, государство выполняет роль арбитра в разрешении конфликтов. Для этого ещё в древности были созданы специальные органы: сначала это были советы старейшин или вождей, а затем их функции в разрешении конфликтов взяли на себя суды, ставшие третьей независимой силой государственной машины.

Функции государства

Рассуждая о роли государства в обществе более конкретно, следует обратиться к его функциям, которые разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции

Внутренние функции являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся функции:

Внешние функции

Ко внешним функциям относятся те, которыми государство занимается на международной арене. Это функции:

Примером организации мирового значения является Совет Безопасности ООН, регионального – Организация Африканского единства, Лига Арабских Государств.

Источник

Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть картинку Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Картинка про Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть картинку Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Картинка про Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть картинку Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Картинка про Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть картинку Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Картинка про Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны

Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть картинку Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Картинка про Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны

Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть картинку Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Картинка про Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны

Сущность государства.

Под функциями государства подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Выполняются они государственным аппаратом, который наде­ляется для этого необходимой компетенцией.

В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

В зависимости от сферы проявления классовой сущности государства различают функции внутренние (то, чем занимается государство внутри своей страны) и внешние(то, чем занимается государство вовне, за предела­ми своей страны).

Среди внутренних функций государства выделяют:

· политическую (защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка);

· экономическую (проведение единой экономической политики);

· социальную(охрана труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты).

· охраны правопорядка (в рабовладельческих, фео­дальных, буржуазных государствах эта функция выражалась в охране гос­подствующей формы собственности, в демократических государствах — в равной правовой защите всех форм собственности, охране прав и свобод граждан, в современной России эту функцию осуществляют силовые, правоох­ранительные органы государства, например Министерство внутренних дел (милиция) и др.);

· экологическую (появление функции охраны окружа­ющей среды связано с интенсивным загрязнением атмосферы, воды, земли в результате производственной деятельности человека.

К внешним функциям относятся:

· Функция ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И СОТРУДНИЧЕСТВА. С древ­них времен государства стремились развивать отношения с другими госу­дарствами, предотвратить набеги на свои земли, их захват.

· Посольское право — одна из древнейших отраслей международного права. Государства работают над системой коллективной безопас­ности, стремятся предотвратить вооруженные конфликты, проводят совме­стные миротворческие акции. Формируется взаимосвязанная глобальная социальная система, глобальная правовая система, единый мировой ры­нок. Государства создают все новые международные организации. В современной России эта функция государства реализуется Президен­том России, правительством, Министерством иностранных дел и др.

· Функция ОБОРОНЫ СТРАНЫ. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных мер по обеспечению готовности государства; к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета России. Основу обороны страны составляют ее Вооруженные Силы, комплектование которых осуществляется в добровольном порядке — по контракту, а также на основе призыва граждан на действительную военную службу. В современной России функцию обороны страны реализуют Верховный Главнокомандующий (Президент России), Министерство обороны и др.

Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Смотреть картинку Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Картинка про Чем занимается государство вовне за пределами своей страны. Фото Чем занимается государство вовне за пределами своей страны

· Функция ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯ­ЗЕЙ. Международная торговля — одна из наиболее древних форм между­народных отношений. Сегодня функция обеспечения экономического со­трудничества, интеграции в мировую экономику становится главнейшей внешней функцией практически любого государства. В современной России эту функцию реализуют, в частности, правительство, Министерство экономического развития и торговли и др.

По времени действия различают:

· постоянные функции: политическая, экономическая и др.

Источник

Правоведение для чайников – 13. Что такое государство?

Таким образом, государство, хоть и существует лишь в нашем сознании, становится таким же субъектом права, как и физические и юридические лица. Кроме того, государство не только действует в системе права вместе с физлицами и юрлицами, но и само создаёт эту систему права, выпуская законы и подзаконные акты.

С территорией всё понятно. Государство имеет строго установленные государственные границы, внутри которых оно существует.

С населением тоже всё просто. Государство должно кем-то управлять. Как минимум, на его территории должны проживать хотя бы одни только чиновники, которые будут управлять друг другом. Но обычно есть ещё какое-то население, занятое не управлением, а другими делами, например, производством товаров и услуг.

В России в последнее время часто смешивают понятия «суверенитет» и «независимость». На самом деле, термин «суверенитет» ближе по смыслу к понятию «власть».

3) Единство и полнота государственной власти. Чиновник, судья или депутат не имеют своего собственного кусочка власти, а представляют всю власть государства. Каждое своё действие они совершают от имени государства, и именно государство в результате их действий приобретает права и несёт обязанности.

Вскоре, однако, революции начали сметать одну монархию за другой. На их месте появились республики, и тогда получилось, что абсолютной и неделимой власти ни у кого нет. В итоге идея суверенитета трансформировалась: было решено, что эта власть есть только у народа, который сам вправе решать, как ему жить, какие законы ввести в действие, кого избрать в руководители. И если люди избирают руководителей, то эти руководители, в отличие от королей, сами по себе никакого суверенитета не имеют, поскольку их власть не постоянна и не абсолютна. Так что власть или суверенитет всё равно как бы остаются у народа. Так возникла идея народного суверенитета. Иными словами, полная власть над народом есть только у самого этого народа («народный суверенитет») и он для её осуществления создаёт государственные органы, избирает в них своих представителей, а они эту власть осуществляют («государственный суверенитет»). Такая вот сложная комбинация: народ имеет власть сам над собой, но передаёт её государству.

Цитата на эту тему из российской Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

Даже Россия, при всей закрытости нашего государства, подписала тысячи международных договоров и вступила в сотни международных организаций. Все они де-факто ограничивают её суверенитет. Если наше руководство подписало соответствующий договор, то Россия не может нарушать общепризнанные права человека, не может не пускать граждан определённого государства без визы, не вправе нарушать чьи-то авторские права или устанавливать дорожные знаки, не отвечающие международным стандартам. Конечно, все эти обязательства Россия приняла на себя добровольно. Но если человек добровольно отказывается от некоторой части своей власти, можно ли сказать, что он сохранил абсолютную и единую власть? Мне кажется, что не совсем.

Кроме того, почти в любом государстве власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, а часть властных полномочий отдают на уровень регионов и городов. То есть власть государства распадается на несколько уровней и видов и перестаёт быть похожей на тот суверенитет, который Жан Боден уподоблял власти Бога. Конечно, теоретики могут возразить, что власть, может, и делится на несколько частей, но суверенитет остаётся полным и единым. Но тогда само понятие суверенитета утрачивает всякий смысл, потому что перестаёт обозначать что-то, кроме самого себя.

Для чего нужно государство?

Люди по-разному видят цель и смысл существования государства. Первое мнение: государство создано, чтобы одни люди могли подчинить себе других людей; второе: государство создано, чтобы объединить людей, решить их проблемы и возникающие между ними конфликты.

Эти два подхода кажутся противоположными, но не исключают друг друга и даже сочетаются в большинстве государств. Даже при авторитарном режиме государство не только даёт диктатору и его друзьям безнаказанно грабить народ, но и худо-бедно помогает людям: следит за порядком, решает споры между гражданами, иногда строит школы и больницы. И даже в самом правовом и демократическом государстве есть чиновники и приближенные к ним люди, извлекающие выгоду из своего положения.

Поэтому можно сказать, что сущность государства и первая, и вторая. Просто чем оно более развитое, правовое и демократическое, тем больше усиливается вторая сущность и уменьшается первая.

Между тем, большую часть истории человечество обходилось без государства. У древних собирателей и охотников и даже у первых земледельцев и скотоводов не было в нём нужды. Но потом государства появились почти во всех населённых людьми частях планеты. Почему же так произошло?

Чтобы понять это, нужно сравнить жизнь примитивного общества и современную цивилизацию.

После этого представим любой современный город, где живут миллионы людей, ездят тысячи автомобилей, работают заводы, магазины, банки, системы связи и передачи энергии, продаются и покупаются миллионы товаров и услуг ежедневно. Здесь жизнь гораздо сложнее и разнообразнее. Одними десятью заповедями не урегулировать дорожное движение, заключение договора аренды или систему оплаты труда. А соседей будет явно недостаточно, чтобы выявить и наказать нарушителя закона. В таком обществе без государства не обойтись: должны быть люди, которые устанавливают для всех единые правила поведения и принуждают к их исполнению. Эти люди и образуют государство.

У государства нет какой-то одной цели или задачи. Оно управляет обществом сразу по многим направлениям. В юридической науке выделяют несколько основных направлений и называют их «функциями государства«.

Правовая функция наиболее проста и очевидна. Государство, как я уже сказал, устанавливает свою правовую систему на определённой территории. Депутаты в парламенте разрабатывают и принимают законы, министерства и ведомства издают подзаконные акты, чиновники и полиция следят за выполнением законов и привлекают нарушителей к ответственности, суды разбирают правовые конфликты. Если государство не выполняет правовую функцию, правонарушения остаются безнаказанными, и люди не чувствуют себя защищёнными: договоры не выполняются, растёт уровень преступности, а общество в конечном счёте погружается в хаос.

Политическая функция государства проявляется в обеспечении народовластия, защите стабильности и гармонии в обществе, сдерживании национальных и классовых противоречий. В государстве должны происходить референдумы и выборы, на которых определяется, чего именно хотят люди. Также люди должны иметь право организовывать митинги и демонстрации, создавать политические партии и общественные организации. Если государство не выполняет политическую функцию, то люди чувствуют, что не могут участвовать в принятии государственных решений, и справедливо полагают, что от их мнения в этой стране ничего не зависит.

Социальная функция заключается в том, что государство поддерживает необходимый уровень жизни, старается обеспечить своим гражданам жильё, работу, медицинское обслуживание, образование. Государство строит и содержит больницы, приюты, школы и другие места, которые удовлетворяют те или иные нужды людей. Думаю, последствия невыполнения социальных функций очевидны всем: рост числа больных, бездомных, сирот и ухудшение условий жизни у значительной части общества. Если государство хорошо выполняет социальные функции, его называют «социальным государством».

Перечисленные функции государство может осуществлять в двух формах: правовой и организационной.

Ещё древние греки и римляне понимали, что опасно давать власть в руки одному человеку или группе людей, а лучше разные обязанности распределить между разными людьми. В Древних Афинах Народное собрание принимало законы и наиболее важные государственные решения, Совет пятисот и коллегии стратегов и архонтов непосредственно управляли городом, а правовые споры решал ареопаг. Нечто похожее было и в республиканском Риме: там власть была разделена между консулами, сенатом и комициями (народными собраниями).

В Новое время, когда на месте монархий стали возникать республики, вновь появилась идея о том, что власть нужно распределить между несколькими группами людей.

Однако в такой ситуации может возникнуть ряд проблем.

Во-первых, президент может захватить власть навсегда. Для человека с неограниченными полномочиями сделать это несложно. Если ты принимаешь законы, то можешь прописать, что кандидат в президенты должен собрать миллион подписей граждан или иное почти невыполнимое требование. Если тебя слушаются судьи, можно возбудить уголовные дела против оппозиционных политиков. Если тебе подчиняются чиновники и полицейские, можно изгонять с избирательных участков наблюдателей, фиксирующих нарушения. То есть у такого президента есть много способов, чтобы остаться у власти навечно.

Чтобы избежать таких печальных последствий, французский мыслитель XVIII в. Шарль Монтескьё разработал идею разделения властей. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, причём первую полагал главной. «Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» («О духе законов» Ш. Монтескьё).

Законодательная власть во всех развитых странах считается главной. В парламенте обычно много депутатов, представляющих самые разные слои общества и политические идеологии. Все депутаты равноправны и приходят к совместным решениям путём переговоров и компромиссов. В силу многочисленности и разношёрстности этим людям сложнее захватить власть и установить диктатуру. Поэтому парламент обычно сам имеет широкие полномочия и контролирует другие ветви власти.

Таким образом, разные ветви власти в той или иной мере ограничивают, сдерживают и контролируют друг друга. Благодаря этому всё должны чётко выполнять свои обязанности, никто не может надавить на других или захватить власть.

Выше я уже приводил афоризм Джеймса Мэдисона «Если бы люди были ангелами, правительство было бы ненужно». Эта фраза отражает смысл и цель создания государства. Но у этого афоризма есть и продолжение, которое очень точно отражает необходимость разделения властей: «А если бы людьми управляли ангелы, был бы не нужен какой-либо контроль над правительством».

Государство управляет обществом сразу по нескольким направлениям. Учёные выделили несколько таких направлений и назвали их «функциями государства». Функции государства делят на внутренние и внешние. Главные внутренние функции: экономическая, политическая, правовая и социальная. Главные внешние функции: взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; участие в решении глобальных проблем; обеспечение национальной безопасности; защита граждан, находящихся за пределами государства.

Источник

Понятие государства, его структура и функции Государство

НазваниеПонятие государства, его структура и функции Государство
Дата публикации05.04.2013
Размер161.52 Kb.
ТипДокументы

userdocs.ru > Право > Документы

Понятие государства, его структура и функции

К основным признакам государства относятся:

— территория и ее границы;

— система налогов и сборов;

— суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);

— монополия на издание законов;

Представить государство без территории невозможно, его существование органически сопряжено с территорией, имеющей границы. Население ведет оседлый образ жизни и беспрепятственно перемещается только в пределах территориальных границ государства. Беспрепятственное передвижение по территориям других государств предполагает специальные межгосударственные договоренности. Понятно, что государственная власть может в определенных случаях ограничить передвижение по территории государства своих граждан, например, при чрезвычайных обстоятельствах. С появлением государства появляется не только понятие государственная граница, но и такое понятие, как гражданин, которое означает связь, принадлежность физического лица к конкретному государству.

Граница предполагает ее охрану, неприкосновенность, для чего создается армия, пограничные службы, таможенные органы и др.

Государство обладает монополией на введение и сбор налоговых платежей. Наряду с налогами в пользу государства, взимаются и сборы и государственные пошлины. С помощью данных поступлений формируется материальная финансовая основа государства. Налоговые поступления нужны прежде всего для обеспечения аппарата государства, заработной платы чиновников, содержания армии, других служб государства, для осуществления государственных программ в сфере экологии, просвещения, образования, здравоохранения, науки и т.д.

Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

Основные теории происхождения государства и права:

2. Теологическая (Ф. Аквинский, Лебюфф, Эйве; официальная доктрина Ватикана). Данная теория также была в числе исторически первых, так как исторически первым было религиозное воззрение о том, что государство создано Богом, а право есть проявление божественной воли, практическая власть Бога на земле.

3. Договорная (естественно-правовая теория) (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). Государство, право есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. Рассматривается как необходимая фаза развития общества, которое таким способом выходит из состояния «войны против всех». Право возникает естественным путем.

7. Ирригационная (гидравлическая) (Э. Виттфогель). Возникновение государства связывается с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных странах. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков, их выполнением занимались люди, способные руководить ирригационным строительством. Такие организаторы впоследствии стали первыми государственными служащими.

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти, о которой речь шла выше. Между тем это самостоятельный вид власти, и если это так, то он обладает следующими признаками:

а) реализуется посредством государства и материализуется с помощью таких носителей, как государственные органы, их системы. Это, прежде всего, законодательные, исполнительные и судебные органы;

б) носит суверенный характер, т.е. обладает верховенством внутри страны, независимо от чьей-то воли (воли другого государства, правителя(ей) других государств, их союзов и т.д.);

г) носит абсолютный характер, что означает ее универсальную способность вмешиваться и влиять на все стороны жизни общества, индивидуального человека. Одним из способов реализации такой способности является принятие законов, о чем уже шла речь выше. Однако свойство универсальности государственной власти не должно быть беспредельно и без ограничений. В противном случае государство, его власть превращаются в диктатуру.

^ Государственная власть есть система отношений воли и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего в обществе слоя (класса, нации) или народа. Призвана обеспечивать стабильность и порядок в обществе, защищать его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования таких средств, как поощрение, государственное принуждение и военная сила.

Структура государственной власти:

— средства и ресурсы, обеспечивающие власть.

Следует обратить внимание на такую деталь, как совпадение субъекта и объекта власти. В тоталитарном государстве субъект (диктатура в форме органов государственной власти) отделен, резко противопоставлен субъекту власти (населению, его слоям). В демократическом обществе и демократическом государстве субъект и объект власти совпадают. Здесь гражданин не только вправе избирать, но и вправе предложить свою кандидатуру, вправе инициировать отзыв, например, депутата и т.д. Референдум выступает как властное средство решения экономических, политических и иных вопросов жизнедеятельности населения.

Демократическое правовое государство руководствуется принципом ограничения государственной власти и конституционным запретом крайних форм принуждения и насилия. Формы принуждения в правовом государстве и обществе строго регламентируются законодательством.

Ресурсы, основы государственной власти подразделяются на экономические, социальные, информационные, идеологические и силовые.

К экономическим основам власти относят материальное производство, материальные ценности, полезные ископаемые страны.

Социальным ресурсом власти является общество, его поколение.

Идеологическая основа власти представляет собой систему идей, взглядов, сконцентрированных в социальной, экономической, культурной и др. политике государства.

В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия и др.).

Смешанными (парламентско-президентскими) называют республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом, например Россия. Правительство РФ формируется Президентом РФ и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума, как палата Федерального Собрания, может выразить Правительству РФ недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент РФ, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение 3-х месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии и др.

^ Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства.

Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене.

Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные Федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных Федерациях число субъектов Федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада).

Федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей Федерации, юридическом, в большинстве случаев, но не экономическом. Абсолютно симметричных Федераций нет, ибо в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический государственный режим присущ странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей, с учетом системы сдержек и противовесов. Демократический государственный режим характеризуется выборностью и сменяемостью органов государственной власти, а также ее децентрализацией.

Авторитарный государственный режим характеризуется преобладанием методов принуждения при сохранении отдельных приемов либерализма. В странах с авторитарным государственным режимом безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства; выборы в представительные органы являются формальностью, народ отстранен от управления государством, формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью. Политическая оппозиция практически отсутствует (иногда формально разрешается деятельность близких по идеологии партий или профсоюзов). По мнению специалистов, данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, стран африканского континента и не только.

^ Тоталитарный режим характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию, власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии.

1. Функция охраны правопорядка.

2. Экономическая функция.

4. Идеологическая функция.

5. Экологическая функция. Появление функции охраны окружающей среды связано с интенсивным загрязнением атмосферы, воды, земли в результате производственной деятельности человека.

К внешним функциям, в частности, относятся:

1. Функция обеспечения мира и сотрудничества.

2. Функция обороны страны.

3. Функция организации внешнеэкономических связей.

^ Политические системы современных развитых государств западного типа нашли такой баланс в идеологических концепциях гражданского общества и правового государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *