Чем занимается художник в театре
«Комедианты»
Комитет по культуре Ленинградской области
Профессия — художник-постановщик
Один из главных соавторов режиссера в процессе создания спектакля — это художник-постановщик. Именно его творчество вызывает в созна¬нии зрителя образы места и времени действия. Но, тут все гораздо сложнее, ведь театр — искусство коллективное, а значит, сценографическое решение должно взаимодействовать с актерами-персонажами, а они с ним, а еще с музыкой, светом, проекцией и т. д. Да и еще само по себе нести эмоционально-драматургическую нагрузку. Такая удивительная особенность театра делает профессию театрального художника совершенно уникальной, и не каждый художник или дизайнер может оформить спектакль. Редкой профессии художника-постановщика учат в Театральных ВУЗах на факультете сценографии. Для создания декораций современному специалисту необходимы навыки дизайнера, архитектора и конструктора, он одинаково профессионально должен уметь чертить и работать с технической документацией, разбираться в сценическом оборудовании, знать технологию изготовления декораций. Более того, будучи соавтором спектакля, сценограф должен разбираться в режиссуре, актерском мастерстве и знать классическую и современную драматургию.
Работу режиссера с художником можно разделить на три этапа.
Первый этап — «разговорный», режиссер и художник беседуют, разбирая пьесу и обмениваясь идеями. После этого художник делает эскизы. Эскизы фиксируют какие-то отдельные фрагменты спектакля, часто они вызваны эмоциональным восприятием пьесы художником. У эскизов есть несколько достоинств, в частности они помогают найти цветовое и даже стилистическое решение всего спектакля. Но, поскольку эскизы представляют собой двухмерную модель, на смену им приходит макет — трехмерная модель будущих декораций.
Это второй этап — «макетный». Именно в виде макета художник сначала материализует свои и режиссерские идеи. Макет строится с использованием картона или пластилина в масштабе 1:20 и представляет собой точную во всех деталях копию того, что впоследствии увидят зрители. На основе макета делаются чертежи, и просчитывается смета будущего декорационного сооружения. В процессе проектирования и строительства принимает активное участие заведующий постановочной частью или завпост.
И только после этого декорации и другие элементы декора строятся в натуральную величину и начинают «играть» на сцене, участвуя в репетициях и ожидая премьеры. Третий этап, создание декораций происходит в мастерских театра или специализированных мастерских, и здесь художник участвует уже как консультант — контролер.
Полина Левшина, главный художник театра, рассказала нам о своей работе:
Изначально мы садимся с режиссером и размышляем о решении, о художественным образе, который бы транслировал идею спектакля, помогая раскрыть режиссерский замысел. Иногда художник только ведом режиссером, иногда образ спектакля рождается в их диалоге, а порой художник может подтолкнуть режиссёра к каким-то интересным решениям.
Важна идея, которая рождается как философское видение прочитанной пьесы. Идей может быть несколько, а после многочисленных разговоров с режиссером выделится какая-то конкретная или вовсе обнуляются все, а взамен найдутся новые.
Сейчас на выпуске спектакль «Завещание целомудренного бабника». Главный герой — стареющий Дон Жуан, действие по пьесе происходит в его доме. Я предложила вариант: пространство сцены — это кабинет психоаналитика, и все, кто приходит в дом главного героя — его посетители, пациенты со своими психологическими нерешенными любовными проблемами. Режиссер не согласился. Тогда я предложила другой вариант: сцена — это музей, музей женской красоты, поклонения всему прекрасному в Женщине. — «Да, пускай, это музей, портреты по стенам, статуи, мягкое освещение, мало мебели» — согласился со мной режиссер, и я приступила к работе. Еще я придумала использовать ширму, предполагая «зонирование» и дополнительное поле для проекции, а главное, это та перегородка, которая может использоваться во время «исповеди» героев. Сначала режиссёр не был уверен, а через какое-то время я зашла на репетицию, и вижу: ширма уже активно используется не только для «исповеди», но и в эпизодах с фехтованием и в других, не относящихся к душеизлияниям, мизансценах. То, что получилось — увидите на премьере.
Раскрою вам один секрет — сцена требует все укрупнять, делать ярче, масштабней, мелкое и деликатное может пропасть, не работать. Поэтому при выборе необходима смелость взять цвет шторы ярче, чем бы ты повесил себе дома, разлиновку поверхности сделать крупнее, веер в руках персонажа не может быть бытовой, а как для танца — в два раза больше размером при раскрытии. Сцена ищет знаковости, силуэтов, цветовых сочетаний, необходимых пустот и нагрузок.
Художник-постановщик — важнейший соавтор режиссера, и судьба спектакля часто напрямую зависит от творчества этого важнейшего человека в театре.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Видео
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК
В чём отличие художника обычного от театрального художника?
Художник в театре — это, в первую очередь, сценограф, дизайнер сцены. Он создает внешний облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.
В то же время театральный художник — широкое понятие. Профессия эта состоит из множества граней. Такие специалисты, как дизайнер сцены, декоратор, художник, не выполняют того набора функций, которые присущи театральному художнику.
Художник в театре рука об руку взаимодействует с режиссером, он должен всегда учитывать его творческий замысел и реализовывать его задумку. Но чтобы называться театральным художником, пассивного воплощения идеи режиссера в жизнь зачастую бывает мало. Если художнику хватает опыта и многогранности таланта, он может расширить, обогатить режиссерскую идею, стать его соавтором. Объединяя усилия, согласовывая режиссерский и художественный замысел, можно достичь невероятного по силе результата.
Находчивость, пространственное мышление, изобретательность, богатая фантазия — все это должно быть присуще театральному художнику. Ведь часто приходиться реализовывать идеи буквально на ходу. Такова театральная жизнь.
http://www.liveinternet.ru/users/3902194/post419840369/
И сейчас я хочу показать малую толику его работ по костюмам, по образам героев.
Родился 14 (26) декабря 1883 года в Чернигове. C 1902 по 1907 год учился в Московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище. Учителями Федоровского были великие русские художники В. А. Серов, К. А. Коровин, М. Врубель и архитекторы И. В. Жолтовский и Ф. О. Шехтель.
Участник антрепризы С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (1913—1914).
Заведующий художественно-постановочной частью (1927—1929), затем главный художник ГАБТ в Москве (по 1953 год). Творчество Федоровского целиком связано с музыкальным театром, он тяготел к героико-эпическим темам и напряжённой динамике цветового решения живописно-объёмной декорации.
Наряду с живописным решением пространства сцены, художник уделял большое внимание образному решению всех костюмов каждого, даже второстепенного, персонажа оперы.
Постановки художника Ф. Ф. Федоровского всегда отличались большой выразительностью массовых сцен.
Творчество мастера получило заслуженное признание зрителей.
Художник оставил большое количество живописных эскизов декораций (холст, масло), относящихся к 1933 и 1943 годам, и обширную серию картонов, выполненных гуашью, углём, акварелью, сангиной.
Эти произведения сейчас хранятся в Театральном музее им. А. А. Бахрушина, Музее Большого театра, Театральном музее Санкт-Петербурга и других российских и зарубежных собраниях.
Ф. Ф. Федоровский умер 7 сентября 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1)
Процитировано 1 раз
Понравилось: 19 пользователям
Художник Богатов Антон
Художник в театре — это, в первую очередь, сценограф, организатор пространства сцены. Он создает внешний облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены. В то же время театральный художник — широкое понятие.
Балет Спартак (Восстание рабов), 60х80, картон, смеш, тех. картина 3, 2017г.
Сценография, как искусство художника театра, непосредственно связана с живописью, графикой, скульптурой, архитектурой — так как в той или иной мере использует выразительные средства этих видов искусства. Но это не единственные выразительные средства сценографии. Ее искусство непосредственно связано с театром: с драматургией и ее сценической интерпретацией, сценическим действием.
Балет Спартак, финальная сцена, Богатов Антон, 2017
Так как сценография — неотъемлемая часть спектакля, часть его образной выразительности, то ее ни в коем случае нельзя рассматривать как вторичное, по отношению к театру, искусство. Без интересного сценографического решения не бывает интересного спектакля.
Театральный художник должен иметь «свое лицо».
Индивидуальность – важнейшая составляющая профессии. В работу необходимо привносить также любовь, вкладывать душу, и это не пустые слова. Надо мной, например, многие смеются, когда я прихожу за кулисы и расправляю на декорациях листочки деревьев. Но если этого не сделать, они будут смотреться на сцене «мочалкой», когда на них попадет свет, и мне будет стыдно…
Надо знать и любить театральное дело! Полюбить ту работу, которую делаешь, и понять ее. Необходимо уметь говорить с режиссером на одном языке, погружаться в его замысел. Если не будет этой гармонии, работа не пойдет.
Главный принцип театрального художника- «максимум выдумки и минимум затрат». Очень многое можно сделать своими руками из простых материалов.
Пространственное оформление спектакля — это художественный мир-вымысел, не тождественный бытовой реальности и находящийся с ней в сложной ассоциативно-эмоциональной связи. Художник создает в театральном пространстве мир конкретного действия, соединяющий в себе признаки места действия и обстоятельств действия, жанровые и стилистические особенности его.
На сцене не бывает ничего случайного
Театр — это не только вид искусства. Это особый тип коллектива, в котором все его члены — высокопрофессиональные художники, только общий результат труда и творчества каждого мастера,создает единый творческий продукт..
Декорация должна создать образ того места и времени, к которым относится действие в спектакле. Композиция театральных декораций, их цветовое решение и другие характеристики зависят от многих факторов. Помимо содержания к ним относятся скорость смены места действия, особенности восприятия предметов на сцене с точки зрителей, возможности и особенности освещения и многое другое.
Прежде чем пространство сцены будет оформлено, необходимо создать эскизы театральных декораций. Именно на этом этапе прорабатываются все детали будущих декораций с целью достижения наибольшей выразительности и целостности. Что касается мастеров сценографии, их эскизы рассматриваются не только как база для оформления сцены, но и как самостоятельное художественное произведение, отличающееся авторским стилем и своеобразием. Театральная декорация состоит из множества частей. Это и обрамляющие элементы, и занавес, и объекты, находящиеся на сцене, а также кулисы, фон и т.д.
Театральные декорации создаются несколькими способами, в частности с помощью изображений и объёмных деталей. В русском реализме живописные элементы являются преобладающими. Очень важно, чтобы плоскостные элементы и объёмные объекты вместе создавали целостную и живую картину места действия. Помимо основных, традиционных способов изображения среды, появляются новые и современные. Среди них – проекции, ширмы, драпировки и многое другое.
Впрочем, современные способы оформления сцены не вытеснили живопись, которая так или иначе присутствует практически в любых декорациях. Разнообразие форм создания реальности лишь позволяет специалистам выбрать наиболее подходящие согласно содержанию и стилю спектакля.
Настоящий художник должен сам увидеть и прочувствовать все, что потом должен пережить зритель.
Театральный художник
Театральный художник – интересная профессия с ярко выраженным творческим уклоном. Художник находится в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком, реализует все замыслы и несет ответственность за визуальное воплощение концепции постановки. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Театральный художник – человек, который визуализирует спектакль. Принимает участие в процессе выбора костюмов, оформления сцены, определения образов актеров и других важных организационных моментах, от которых напрямую зависит успешность постановки. Он генерирует идеи, необходимые для создания аутентичной атмосферы. Профессия многогранная, требует творческого начала и эрудированности. Связана с управлением и контролем.
Особенности профессии
Работа театрального художника начинается с изучения сценария. Он знает все о сюжете, характерах персонажей и локациях, на которых будет разворачиваться действие. После этого он выбирает лучшие декорации, костюмы и другие элементы, необходимые для максимально точной визуализации постановки. Предварительного готовит чертежи, эскизы и рабочие макеты, а также контролирует процесс изготовления и поиска:
От качества работы театрального художника зависит то, какой именно зрители увидят ту или иную постановку. Важны не только красота и реалистичность, но и безопасность, поэтому театральный художник нередко несет ответственность за технический контроль и своевременный ремонт сценического инвентаря, оформления, бутафории.
Профессия востребована в сфере театрального искусства, однако в ближайшее время она претерпит изменения. Развитие современных технологий и диджитализация приведут к тому, что театральные художники будут использовать не только краски или реальные декорации, но и графические редакторы, 3D-визуализаторы, программы дополненной реальности, иные инструменты.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Театральный художник – разносторонне развитый, начитанный и технически грамотный специалист. В процессе работы он контролирует многие организационные моменты, поэтому должен обладать пунктуальностью, ораторскими навыками и коммуникабельностью. Важны творческие задатки: умение рисовать от руки, пространственное мышление, креативность, нестандартный подход.
Обучение на театрального художника
Навыки, необходимые для работы театральным художником, абитуриент может получить в вузе, сделав выбор в пользу творческих направлений подготовки:
Во время поступления придется сдать творческое испытание на базе вуза, а также русский язык и литературу в рамках ЕГЭ. Если абитуриент планирует поступать в ссуз, то стоит обратить внимание на направление «Художественно-бутафорское оформление спектакля».
Театральные художники. Какова роль художника в театре.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Какова роль художника в театре.
Направление Изобразительное искусство.
Исследовательская работа Федосеевой Елены
Руководитель: Пападьина Наталья Викторовна
учитель ИЗО и ИСКУССТВА
1. Введение 3-4 1.1 Актуальность.
2. Основная часть: 4-13
2.1 Художник в театре. 4-5
2.2Какова роль художника в театре 5-7
2.3 Кто такой сценограф. 7-10
2.4 Великие театральные художники 10-13
Многие из нас ходили в театр и обращали внимание на то, что когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех зрителей охватывает ощущение волшебства и тайны. Мы ещё не видим героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.
Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?
Конечно благодаря художникам, работающим в театре, которые делают спектакль более зрелищным и запоминающим. Мы мало знаем об этих людях. Мы видим игру актёров, которые играют на сцене. Мы знаем их по именам. Но не знаем кто стоит за созданием неодушевленной часть спектакля. Которая может порой оказаться и самой живой его частью, и самой красивой, и самой большой, и даже — самой яркой.
Моя работа посвящена изучению деятельности театральных художников. Этим обусловлена её актуальность .
Цель моей работы : Познакомиться с ролью художника в театре.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
Углубить знания о театральном искусстве
Выяснить какова роль художника в театре.
3. Узнать какие художники работают в театре.
4. Изучить художественную деятельность сценографа;
5 Познакомиться с основными стадиями исторического развития искусства сценографии от античности до наших дней
6. Подобрать материалы по данной теме для использования на уроках изобразительного искусства.
В процессе исследования использовались следующие методы :
1. Исследовательский метод.
2. Сопоставление и анализ собранного материала.
Объект исследования –театральные художники.
Предметом исследования стало изучение деятельности театрального художника.
Этапы выполнения проекта:
4 Выводы по результатам проведенного анализа информации.
Театр —особый тип коллектива, в котором все его члены — высокопрофессиональные художники. У каждого своя функция в процессе создания спектакля, и каждый вносит свою лепту в результат труда и творчества всей группы.
Художник в театре — это, в первую очередь, сценограф, дизайнер сцены. Он создает внешний облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.
В то же время театральный художник — широкое понятие. Профессия эта состоит из множества граней. Такие специалисты, как дизайнер сцены, декоратор, художник, не выполняют того набора функций, которые присущи театральному художнику.
Художник в театре рука об руку взаимодействует с режиссером, он должен всегда учитывать его творческий замысел и реализовывать его задумку. Но чтобы называться театральным художником, пассивного воплощения идеи режиссера в жизнь зачастую бывает мало. Если художнику хватает опыта и многогранности таланта, он может расширить, обогатить режиссерскую идею, стать его соавтором. Объединяя усилия, согласовывая режиссерский и художественный замысел, можно достичь невероятного по силе результата.
Находчивость, пространственное мышление, изобретательность, богатая фантазия — все это должно быть присуще театральному художнику. Ведь часто приходиться реализовывать идеи буквально на ходу. Такова театральная жизнь.
Художник-декоратор – это театральный художник, который переводит авторский замысел художника-постановщика с (плоских) эскизов на (объемные) декорации.
Грим фр.Grime, от итал.Grimo – морщинистый.
— исполняющий театральный костюм по эскизам художника-постановщика; а также
— контролирующий рациональное использование костюмов в спектаклях.
Театральный костюм от итал.Costume – обычай.
Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра.
Для обозначения сферы деятельности всех тех, кто участвует в создании пространственного оформления спектакля есть термин сценография. Можно сказать, что и художник-постановщик, и заведующий художественно-постановочной частью, и живописец-исполнитель, и бутафор, и художник по свету, и художник по костюму — все они сценографы, подобно тому, как на корабле все, от юнги до адмирала, — моряки.
Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.
В Древней Греции, и мы видим что с этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография, как исторически первая система оформления его спектаклей. В античном театре амфитеатр (от греч. «амфи» – «с обеих сторон», «кругом» и «тёатрон» – «место зрелищ») с местами, возвышавшимися уступами, охватывал с трёх сторон небольшую круглую площадку – орхестру (от греч. «орхёомай» – «танцую»), на которую выходили актёры и хор. Они появлялись из здания скены, где хранились костюмы и маски, проходили через просцениум – площадку перед стеной скены – и по небольшим лесенкам спускались на орхестру. Зрителю, смотревшему сверху и сбоку из амфитеатра, пустая круглая плоскость орхестры казалась фоном для фигуры актёра. Античная драматургия не предполагала изображения конкретного места действия. Сидя в огромном амфитеатре, зритель ощущал себя частью единого театрального целого.
В Средние века спектакли стали снова играть под открытым небом. Формы средневекового народного, уличного театра сохранились и в эпоху Возрождения – в конструкции шекспировской сцены. Именем великого английского драматурга называют тип построения театрального пространства, существовавший в период правления королевы Елизаветы I Тюдор (1558-1603 гг.). Театр Шекспира. Шекспировские трагедии, комедии и хроники шли в помещении театра «Глобус» (построен в 1599 г.). Название объясняется внешним сходством: зрительный зал охватывал сценическую площадку с трёх сторон и напоминал глобус. Однако есть и иной, символический смысл названия: театр – это мир, а в пьесах представлены все основные сюжеты человеческой жизни. Над сиеной «Глобуса» был навес, а над головами зрителей – открытое небо.
Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Очень многое из того, что придумали театральные архитекторы и художники в эпоху Возрождения, сохранилось в театре до наших дней. Линию рампы (фр. rampe), границы между зрительским и игровым пространством, до сих пор часто обозначают маленькими светильниками. Снабжённые специальными отражателями, они расставляются, чтобы ярче осветить сцену и лица актёров. На консольных креплениях, выдвинутых из стены, натягивали тросы (верёвки), и при помощи особого устройства персонажи пролетали над сценой. Несмотря на новейшие достижения современной сценической техники, принцип этого устройства по прежнему считается самым надёжным. К концу XVII в. в театральной архитектуре окончательно оформилась сцена-коробка – такая же, какую можно встретить в театре сейчас. Особое внимание художники вплоть до конца XIX в. уделяли тому, каким способом сохранить у зрителя ощущение, что в этой коробке заключено огромное пространство. Эта так называемая итальянская сцена стала самой распространённой в европейском театре.
Как самостоятельный вид искусства театрально декорационное складывается только к середине XIX в., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).
Последнее время к сценографии стали обращаться архитекторы и актуальные художники. Режиссер и сценограф Роберт Уилсон (дизайнер архитектуры по образованию) еще в студенческие времена работал в жанре перформанса, затем разработал теорию пластического театра, которой верен до сих пор. В его сценографии преобладает минимализм и большое внимание уделяется движениям артистов, а главное свету, который часто полностью меняет восприятие классических сюжетов. В прошлом году в Большом театре с большим успехом прошла его знаменитая «Мадам Баттерфляй», где Уилсон свел всю пышность былых постановок оперы Пуччини до лаконичности японской каллиграфии.
А группа «Обледенение архитекторов» настроила на Щукинской сцене сада Эрмитаж свои «фирменные» леса и амфитеатр, которые своей эффектностью затмили саму пьесу – «Э’Федру» Живиле Монтвилайте.
Театральные традиции прошлого изучаются и используются современной режиссурой. В наши дни с режиссёром постоянно работают сценографы. Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, – а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Сначала художник постановщик, в течение длительного времени работавший вместе с режиссёром над художественным решением спектакля, приносит в театр эскизы декораций. Но эскизы – плоское, двухмерное изображение, а сцена пространство трёхмерное. Поэтому результаты своего труда театральный художник может правильно оценить, только выполнив макет декораций. На этом необходимом и крайне важном этапе на помощь художнику приходит макетчик. Уникальность профессии театрального макетчика состоит в том, что он одновременно и художник, и столяр, и слесарь, и драпировщик. Работает мастер в определённом масштабе – 1:20. В каждом театре есть подмакетник – уменьшенное в двадцать раз изображение сцены. В этой «коробочке» и «колдует» макетчик. Сначала он обычно делает так называемую прирезку – «прикидывает» декорации из обычной бумаги. Это как бы черновик, с которого затем можно уже начисто, без ошибок, из дерева, картона, ткани и других материалов изготовить макет. Используют декорации нескольких видов. Жёсткие, или строенные, изготавливают из дерева (досок, брусков, фанеры) и металла. Они должны быть одновременно и прочными, и лёгкими, быстро устанавливаться на сцене. Жёсткие декорации делают разборными – чтобы было удобно хранить и перевозить во время гастролей. Мягкие декорации – это половик, которым затягивают планшет сцены (пол), кулисы, перекрывающие сцену по бокам, падуги, закрывающие верх сцены, а также задники, создающие фон.
Богатый художественно-исторический опыт по сей день оказывает влияние на современную практику сценографии. На разных этапах своего развития сценография вынуждена подстраиваться под определенный импульс, который ей задает история, живопись, литература, музыка. Учет исторического опыта, способствует успешному конкурентному развитию отечественной сценографии при условии внедрения компьютерных и медиа-технологий в объемно-пространственное решение сцены.