Чем занимается инженер по тестированию
Тестирование ПО: суть профессии, требования и заработная плата
Разработка программного обеспечения — сфера, которая будет в ближайшее время только расти, несмотря ни на эпидемию, ни на экономический кризис. Соответственно, будет увеличиваться дефицит технических специальностей, связанных с разработкой.
Одна из них — тестирование ПО. Забегая наперед, скажем, что в тестировщиках нуждаются практически все компании, которые занимаются созданием программного обеспечения и сервисов. Что касается порога входа, требований, которые предъявляются к разработке ПО и размере заработной платы тестировщиков, то в этом вопросе поможет разобраться преподаватель курса GeekBrains «Тестирование ПО» Максим Засецкий.
QA, QC и тестирование
Тестирование программного обеспечения — обширное понятие, которое включает планирование, проектирование и, собственно, выполнение тестов.
Из чего состоит сфера тестирования ПО
QA (Quality Assurance) — обеспечение качества продукта. QA-специалист контролирует и обеспечивает качество работы продукта компании. Он отвечает и за отдельные этапы разработки софта. В частности, за выбор инструментов для разработки, предотвращение возможных проблем. Еще он участвует в процессе совершенствования продукта. QA охватывает все этапы разработки, включая описание проекта, собственно, тестирование, релиз и, зачастую, пост-релизный этап.
QC (Quality Control) — контроль качества продукта. Задача QC-специалиста — проверка конкретного продукта, что включает анализ кода продукта, дизайна, плюс тестирование. QC-инженер разрабатывает стратегию тестирование вполне определенного тестирования, взаимодействует с разработчиками и организует само тестирование.
Специалист по тестированию занимается выполнением тестов. Тестированием называют проверку соответствия результатов работы программного продукта на соответствие заданным критериям. Тестировщики занимаются тестированием всего продукта в целом или же отдельных компонентов. Тестирование играет важнейшую роль в обеспечении качества продукта.
Кстати, есть внешнее ответвление — современное направление тестирования Developer in test. Специалисты этого направления — вроде как и разработчики, но занимаются они обеспечением качества разрабатываемого продукта.
Что должен знать и уметь хороший тестировщик?
Исходя из всего, что сказано выше, сложно выделить конкретные знания или умения. Все сильно зависит от проекта, на котором работает специалист, соответственно, и от стека технологий, которые на этом проекте используются.
Если говорить о джуниорах, то здесь можно выделить общие навыки:
Хорошие знания в клиент-серверной архитектуре.
Хороший тестировщик должен понимать механизм взаимодействия веб-приложений, уметь локализовать проблему вне зависимости от того, возникла ли она на фронтэнде или бэкенде.
Специалисту необходимо иметь базовые навыки использования специализированного софта, уметь использовать инструменты devTools, иметь представление о работе снифферов, знать базовые команды консоли Windows.
Крайне важны soft-скиллы:
Умение общаться с коллегами.
Умение ясно излагать мысли.
Способность четко описать проблему разработчику.
Умение работать с документацией.
Понимание стандартов разработки ПО.
Готовность доказать и отстоять свою позицию, основываясь на документации или здравом смысле.
Существует мнение, что профессионалом в сфере тестирования можно стать через 3 года, при условии наличия технического бэкграунда. В первый год молодой специалист начинает понимать, что от него требуют, во второй год — понимает, как нужно выполнять то, что от него требуют, на третий — пытается улучшить выстроенный процесс, добавляя свое видение.
Что касается тестировщиков с большим опытом и обширными знаниями, то им крайне необходимо постоянно расширять навыки, следить за тенденциями в мире IT, искать новые подходы к решению вчерашних задач и всегда быть «на волне».
В разных компаниях требования к тестировщиком отличаются. Кому-то нужны Developer in test, а для кого-то важнейшую роль играют софт-скиллы специалистов.
Мифы о тестировании ПО и тестировщиках
Почему-то все более распространенным становится заблуждение, согласно которому тестировщики занимаются тем, что просто нажимают на кнопки и вводят рандомную информацию в разные поля программы. На самом деле это не так, если бы тестировщики хаотично нажимали на кнопки и вводили случайные данные, то результаты тестирования никакой ценности для разработчика не принесли бы. Результаты представляли бы собой неструктурированную информацию из которой невозможно получить представление о том, насколько качественным получился продукт и насколько удобен он для пользователей. У тестировщиков всегда есть стратегия работы, план, который позволяет получить объективное описание актуального состояния продукта.
Второй миф заключается в утверждении, что тестировщики ответственны за качество ПО. На самом деле, ответственность за качество разработки продукта несет вся команда. Тестировщики же помогают улучшать качество разработки, а также выявляют проблемы на ранних стадиях.
Третий миф — тестировщиков очень много. На самом деле хороших специалистов на рынке мало. Много тех, кто выкладывает резюме с пометкой «тестировщик», не понимая сути тестирования ПО.
Востребованность профессии и доходы тестировщиков ПО
По данным зарплатного калькулятора Хабр Карьеры, средний размер заработной платы тестировщика составляет чуть больше 96 тысяч рублей в месяц. Конечно, это среднее значение. Есть те, кто зарабатывает значительно меньше, скажем, тысяч 30, а есть и те, кто получает в 10 раз больше — около 300 тысяч рублей.
Средняя з/п тестировщика ПО в первом полугодии 2020 года
Профессионалы примерно одного уровня, выполняющие один и тот же пул задач в столице и в регионе могут получать сильно отличающуюся зарплату. В Москве это 100+ тысяч рублей, в регионах — 40-50 тысяч рублей, а в некоторых случаях и вовсе 20-30 тысяч.
Если сравнивать уровень зарплаты тестировщиков в РФ и за рубежом, то разница в среднем 30-50%.
Источник картинки https://habr.com/ru/post/446650/
Плюс можно сравнить еще разброс уровня заработной платы в зависимости от региона — Евросоюз, СНГ, США и Канада, РФ.
Источник картинки https://habr.com/ru/post/446650
Наш зарплатный калькулятор показывает и список навыков, которыми владеют тестировщики ПО:
Кто такой инженер по тестированию и стоит ли на него учиться
Раскладываем по полочкам новую профессию.
Если вы знаете язык программирования, вы можете стать разработчиком и писать код. Если знаете математику, можете стать дата-сайентистом и извлекать знания из биг-даты. Если разбираетесь в людях, бизнесе и технологиях, можно стать продактом и рулить продуктом в целом.
А кто такой инженер по тестированию? Говорят, что это хороший трамплин в ИТ. Разберёмся.
На микроволновках
Допустим, в компании решили создать бытовую микроволновку.
Продакт-менеджер:
Коллеги, нам нужно устройство, в котором люди смогут разогревать блюда, но без нагревательного элемента. Чтобы работала быстро. Размер такой-то. Нужна дверца. Обязательно таймер.
Разработчик:
Для этого подходят микроволны. Потребуется сделать вращающуюся платформу и фарадееву клетку.
Продакт:
Ничего не понял, делайте.
Инженер по тестированию:
Постойте!
Инженер по тестированию:
От какого напряжения будет работать? Какая будет защита от перепадов? А если включить в розетку вдвое менее мощную? Что там можно будет греть, а что нельзя? Что если включить с открытой дверцей? Что будет, если греть воду? Что если греть камень? А сталь? А кота? А динамит? А если поджечь фитиль? А если туда ничего не положить и включить?
Это и есть работа тестировщика: убедиться, что продукт работает нормально в штатных и внештатных ситуациях. По-умному будет так: «Насколько реальное поведение продукта совпадает с ожидаемым и как это отразится на опыте пользователя?»
Какие бывают
В ИТ-среде в связи с тестированием и качеством принято три обозначения:
QA — quality assurance, самый главный по качеству;
QC — quality control, контролёр качества;
В разных компаниях эти обозначения могут сливаться или дополнительно разделяться, но в целом картинка такая.
QA — это тот, кто думает о качестве продукта в целом, причём не только о конечном коде, но и всего процесса разработки. Например:
Как понять пользовательские сценарии, в которых вероятнее всего возникнут ошибки? Как их собрать? Как систематизировать? Как ничего не упустить? (Например, как понять, какие именно предметы люди могут догадаться засунуть в микроволновку, и как защититься от идиотов, которые засунут туда динамит?)
Как соединить запросы людей, требования бизнеса и реальные возможности продукта с точки зрения качества? Что если наш продукт совсем не делает то, чего пользователи могут ожидать? Например, если они будут сушить в микроволновке кошку — это чья проблема? Будем ли мы с этим что-то делать?
Кто, как и в каком порядке будет исправлять ошибки? Как мы будем повторно тестировать места с ошибками?
Что и как тестировать от версии к версии программы, чтобы это было достаточно быстро, но не в ущерб качеству?
Можно представить, что QA — это директор по качеству, главный человек на пути у багов. Он не менее важен, чем главный архитектор или ИТ-директор. Многие его функции могут пересекаться с функциями других ИТ-директоров.
QC — это тот, кто сфокусирован на тестировании самого продукта:
Что именно тестируем? Какие функции, кнопки, состояния, сценарии?
Какие результаты тестирования нам нужны? Какие исходы правильные, а какие — ошибки?
Как автоматизируем тесты? Что нужно обязательно пройти ручками?
Как синхронизировать работу нескольких тестировщиков? Как распределить задачи, области, слои?
Можно представить, что это такой главный бригадир тестировщиков. Его работа — чтобы тесты шли ровно и чётко, без проблем. Разумеется, очень полезно, если он умеет непосредственно тестировать.
Тестировщик — это тот, кто тестирует продукт: проходит его ручками или пишет автоматические тесты; описывает баги; общается с разработчиком по поводу этих багов; заново тестирует исправленное.
Зачем столько тестировщиков
Когда продукт маленький, функция тестировщика может лежать на самом разработчике: сам написал код, сам проверил работу. Никакие QA и QC в маленьком продукте не нужны — там всё решается быстро и компактно.
Но продукты имеют свойство расти: сначала там один разработчик, потом трое. Каждый протестировал свою часть продукта, а кто протестирует продукт в целом и проверит «стыки»? Нужен тестировщик. Продукт продолжает расти, и вот уже у нас не один тестировщик, а пятеро: как сделать так, чтобы они не тестировали одно и то же? Или тестировали, но по правильной методике? Значит, им нужен бригадир — QC.
Не успели оглянуться — и вы уже делаете массовый веб-сервис, у вас несколько сотен тысяч клиентов, а сам сервис состоит из десятков модулей. И часть модулей делают в Москве, другую часть — в Санкт-Петербурге, третью — в Екатеринбурге. У каждого офиса своя атмосфера, куча собственных нюансов и проблем. И вот это всё нужно «причесать», чтобы внутри и на стыках этих модулей не было багов. Над этим работают десятки тестировщиков, несколько QC и один большой важный QA, который управляет тестированием.
Что делает тестировщик
Тестировщику дают продукт и требования к нему (документацию). Он всё это изучает и сопоставляет. Придумывает, как это всё тестировать. Его задача — проверить, чтобы продукт исполнял возложенные на него обязанности по документации, а потом — проверить всякие нештатные ситуации и предложить улучшения.
Само тестирование происходит по множеству разных сценариев. Например, так:
Тестировщик открывает продукт как пользователь и проходит все стандартные сценарии — как будет происходить у 80% всех людей. Все баги фиксирует.
Потом он может пройти кромешные варианты — например, если у человека очень длинное имя или трёхзначный возраст. Например, если у вас интернет-магазин, то что будет, если в нём закажет товар Его Пресвятое Величество Константин Константинович «Навуходоносор II» Константинопольский?
Можно попробовать взломать продукт: вместо имени ввести код; добавить в корзину бесконечное количество товаров; добавить в корзину −1 (минус один) товар; добавить в корзину больше 40 тысяч товаров (и перегрузить переменную счётчика товаров); поискать в строке поиска «Войну и мир» (полный текст).
Можно представить, что у пользователя дефектное устройство: например, ввод происходит бесконечно быстро или вместо русских букв в поле ввода вставляются картинки. Как тогда поведёт себя программа? Все находки фиксируются в багтрекере.
Какие-то из этих тестов можно автоматизировать: пишется специальная программа, которая симулирует действия пользователя и сравнивает результаты с эталоном. Другие тесты обязательно проходятся ручками.
Отдельная кухня — это то, как тестировщик фиксирует баги и доносит их до разработчика. Ведь одно дело сказать «Я нашёл ошибку», и совсем другое — сделать так, чтобы разработчик тоже смог её найти и исправить. Поэтому хороших тестировщиков учат грамотно описывать баги.
В некоторых компаниях тестировщик предлагает улучшения продукта с точки зрения логики, интерфейса или текста. Раз человек пользуется продуктом много и часто, есть смысл его послушать.
Почему говорят, что это трамплин в профессию
С одной стороны, стать тестировщиком проще, чем программистом: не нужно знать языки программирования и математику. Программирование и понимание алгоритмов потребуется только для автотестов, и это не так сложно, как обычная продуктовая разработка.
С другой стороны, тестировщики очень важны: ни одна уважающая себя компания не будет запускать продукт без внимательного тестирования. Везде, где есть разработчики, будут и тестировщики.
Так как профессия довольно молодая, спрос на специалистов есть, и найти работу реально.
Где учиться
На тестировщиков постепенно начинают учить везде, где учат на разработчиков. В Практикуме тоже: посмотрите наш бесплатный тренажёр для тестировщиков и приходите осваивать новую профессию — с наставниками и чёткой системой роста это легко и приятно. Мы обучаем ребят до уровня QC: то есть помогаем научиться самому тестированию и организации работы тестировщика. До уровня QA люди уже доходят самостоятельно.
Если вы не знаете, чем заняться ближайшие 15 лет, — идите в дата-сайенс, помогите нейросетям захватить мир.
Четыре стратегии повышения дохода, если ты владеешь хотя бы одним языком программирования.
Модное слово в разработке. Нужно ли оно?
Рассказываем, как сделать шаблон любой страницы.
Они лениво раз за разом вычисляют новые значения, но не помнят, что было до этого.
CI/CD на простых примерах
Противофаза, дай мне силу.
8 вопросов, которые вы всегда хотели задать, но боялись куки.
Простое, но очень стойкое.
И что это вообще такое?
Многие думают, что на языке Wiring, но на самом деле…
Немного матчасти для тех, кто хочет глубже понимать программирование
Чем занимается инженер по тестированию и как начать работать в этой области
Главные качества тестировщика — внимательность до дотошности, перфекционизм и сильное структурное мышление
Инженер по тестированию контролирует качество IT-продукта. Он находит ошибки, записывает их в отчет и передает разработчикам. На старте нужны минимальные технические навыки, поэтому такая профессия считается одной из точек входа в сферу IT. Фёдор Зволинский, руководитель службы тестирования Яндекс.Браузера, поделился особенностями работы инженера по тестированию и рассказал, какие качества помогут стать экспертом в этой области.
Работа инженера по тестированию, или, как мы говорим, тестировщика, экономит ресурсы компании и команды разработки. Продукт тестируют разными способами на каждом этапе. Чем раньше найдены ошибки, тем проще и дешевле для компании будет их исправить.
Инженер по тестированию хорошо знает продукт, понимает бизнес-процессы и может предложить решение проблемы, исходя из своего опыта. Миссия тестировщика — поддерживать баланс между интересами пользователя, целями менеджмента и возможностями разработчиков. Курс «Инженер по тестированию» Яндекс.Практикума рассчитан именно на это направление.
Задачи тестировщика
Инженер по тестированию отвечает за аудит качества продукта. Есть много направлений проверки. Например, проверка на соответствие функциональным или нагрузочным требованиям. Сохраняется ли история заказов в приложении вызова такси — это проверка функции продукта. Выдержит ли сайт, если 100 покупателей одновременно оформят покупку, — это тест на устойчивость к нагрузке.
Тестировщик проверяет код на соответствие всем требованиям и в процессе находит баги — ошибки, из-за которых продукт работает неправильно. Например, в приложении для поиска отелей не запускается сортировка по цене за ночь. Или сервис выдает ошибку при попытке добавить товар в корзину. Тестировщик проходит весь пользовательский сценарий: совершает покупки, вызывает такси, настраивает личный кабинет и так далее. Если что-то работает неправильно, фиксирует ошибку.
Тестировщик составляет тестовую модель. Он изучает структуру продукта и продумывает порядок проверки всех элементов, функций и состояний. Например, на начальных этапах нужно описать всё, что пользователь видит на разных страницах и экранах: как ведут себя фотографии товаров при наведении, есть ли чат поддержки и как его вызвать. Когда продукт меняется или усложняется, тестировщик вносит изменения в тестовую модель.
Еще одна задача тестировщика — автоматизация. Объем тестирования постоянно растет, а инструменты автоматической проверки для разных направлений тестирования помогают экономить время. Тестировщик постоянно работает над тем, чтобы контроль качества продукта становился еще надежнее и быстрее.
Тестировщик всегда может поставить себя на место клиента. Он понимает, зачем создается продукт и в чём его польза. Если главные функции работают неправильно или ими неудобно пользоваться, он способен объяснить проблему и разработчику, и менеджеру. Технические знания и пользовательский кругозор помогают всё точно сформулировать и в некоторых случаях предложить решение.
Как работает тестировщик
Работа тестировщика делится на этапы. Вначале он собирает всю информацию, изучает и анализирует требования к продукту. Следующий шаг — выбор методов тестирования и создание тестовой модели. Затем он проводит все тесты, а после них пишет отчет, где указывает ошибки, дает ссылки на технические требования и по возможности предлагает решение проблемы. Заключительный этап — проверка исправленного продукта.
Первый этап. Сбор информации
Сначала нужно изучить задачу: какие требования и условия были у нового продукта, как это работает на практике и всех ли в команде устраивает результат. Всё это можно узнать у разработчиков и менеджера продукта.
На этом этапе очень важны навыки общения с командой. Чем лучше тестировщик разберется в задаче, тем проще ему будет создать качественную и полную тестовую модель. Также нужно хорошо понимать, чего от нового сервиса или сайта ждут пользователи. Для этого стоит вникнуть в бизнес-процессы, посмотреть аналитику.
Второй этап. Анализ
Для работы на этом этапе важно понимать техническую документацию, знать требования к продукту. Если тестировщик не ориентируется в терминах и плохо понимает, как устроено приложение или сайт, здесь могут возникнуть проблемы.
Тестировщик разбивает все глобальные процессы в продукте на самые маленькие блоки. Чтобы проверить, как работает приложение, он будет отдельно тестировать каждую страницу, кнопку и действие.
«Если вы тестируете показ всплывающего окна, то такими маленькими блоками могут стать отрисовка всплывающего окна и условия показа. Отдельно проверяем, как окно будет отображаться для пользователя, и оцениваем логику показа без тестирования пользовательского интерфейса. При таком тщательном подходе в тестовой модели будет меньше ошибок, а проверка пройдет быстрее», — говорит Фёдор Зволинский.
Цель этого этапа — понять, что нужно тестировать. Качественный анализ помогает точно оценить время, которое понадобится для проверки.
Третий этап. Разработка тестовых сценариев
Тестовые сценарии описывают действия в системе, условия и ожидаемый результат. Задача инженера по тестированию — выбрать такой сценарий, который лучше всего подходит для проверки продукта.
Тестировщик составляет тест-кейсы — описание всех условий и шагов тестирования. Он ссылается на требования к продукту, указывает нужные настройки для тестовой среды, перечисляет все действия. Для каждого пункта тест-кейса тестировщик описывает результаты: ожидаемый и фактический.
Чтобы получить полный набор тестов без дублирования, специалисты пользуются техниками тест-дизайна. Это стандартные методики проверки для разных сценариев и отдельных функций. Знание основных техник помогает сэкономить время.
«Простой пример: есть функция, которая считает суммарную стоимость купленных билетов в кино. При этом стоимость одного билета известна, а купить можно не более восьми билетов за раз. В таком случае мы можем воспользоваться двумя техниками, которые были придуманы до нас: классами эквивалентности и граничными значениями. Сначала нам нужно проверить, что функция действительно всё правильно считает. Возьмём значение из середины, допустим, 5. Если с результатом всё будет в порядке, следует проверить границы — 1 и 8, а также точки снаружи границ — 0 и 9. Таким образом мы создали всего пять тестов. А если бы мы перебирали все значения от 0 до 9, нам потребовалось бы десять проверок. Экономия времени и усилий в два раза», — объясняет Фёдор Зволинский.
Цель этого этапа — решить, как проводить тесты, выбрать инструменты и методику.
Четвертый этап. Тестирование
Следующий шаг — автоматическое или ручное тестирование. Специалист проходит все этапы, которые описаны в тест-кейсе и проверяет работу продукта. Например, если нужно найти ошибки в верстке, тестировщик использует валидаторы HTML/CSS. Достаточно указать путь к приложению или сайту, и сервис покажет все обнаруженные ошибки.
Проверить продукт на совместимость с браузерами и операционными системами помогают эмуляторы. Это программы, которые воспроизводят возможности разных устройств — ПК, планшета или смартфона — с разными операционными системами. Эмуляторы удобны, когда продукт нужно протестировать одновременно на Android и iOS: не нужно ничего загружать на устройство, все действия выполняются на виртуальном аналоге.
Поиск уязвимостей или перформанс-тесты — для каждого направления тестирования нужен свой инструмент. Существуют специальные программы, которые решают отдельные задачи тестирования автоматически.
Можно управлять организацией тестирования с помощью сервисов. Например, они позволяют создавать тест-кейсы и назначать ответственных за выполнение тестирования. Такие инструменты нужны для того, чтобы привести весь процесс в порядок и не потерять данные предыдущих тестов. Каждая компания выбирает свой подход к тестированию исходя из задач проекта.
Пятый этап. Подготовка отчета
Ошибки нужно описать и показать. Кроме текста тестировщик готовит скриншоты или видео, где можно увидеть ошибку. Всё, что удалось обнаружить, нужно зафиксировать в специальных программах. Для этого используют Bugzilla, Redmine, Mantis, HP ALM. Если процессы в компании еще не настроены, работают с Word и Excel.
Отчет с описанием всех проблем и ошибок тестировщик передает разработчикам и менеджерам. Иногда нужно уточнить, является ли обнаруженный эффект ошибкой или команда изначально заложила его в идею продукта.
Описывать ошибки нужно так, чтобы разработчик или менеджер могли повторить все действия, которые к ней приводят, и увидеть проблему. Подробное описание помогает и на следующем этапе, когда нужно выяснить, действительно ли все ошибки исправлены.
Шестой этап. Проверка исправленного продукта
Нужно свериться с отчетом об ошибках и убедиться, что все проблемы устранены. Если всё работает правильно, тестировщик отмечает, что все обнаруженные ошибки исправлены. Продукт готов к запуску.
Что нужно для старта
Минимальные технические знания помогут тестировщику лучше ориентироваться в задачах и общаться с командой разработки. Пригодится умение читать код, базовые навыки системного администрирования, понимание принципов работы с данными. Еще важно разбираться в особенностях разных операционных систем, браузеров и устройств.
Собеседование с будущим инженером по тестированию обычно строится вокруг понятий тест-дизайна и тест-кейсов. Нужно понимать, для чего пишутся тестовые сценарии, как оценивать эффективность тестирования и какие подходы лучше использовать для разных случаев. Работодатель ждет, что кандидат разбирается в процессе разработки ПО, понимает, какие специалисты за что отвечают и к кому обратиться за информацией, необходимой для тестирования. Преимуществом будет понимание моделей разработки: каскадной, итеративной, спиральной.
В профессии тестировщика очень важны софт-скиллы. Нужно уметь договариваться с другими, аргументировать свою точку зрения и принимать чужую. Главные качества инженера по тестированию — внимательность до дотошности, перфекционизм и сильное структурное мышление. Такой специалист быстро освоит профессию и поможет улучшить продукт.