Чем занимается инженерия человеческого фактора
Человеческий фактор инженерная биоинженерия
Пресс-лекция | Биоинженерия внутренних органов (Декабрь 2021)
Термин «инженерия человеческих факторов» используется для одинакового обозначения совокупности знаний, процесса и профессии. Как совокупность знаний, инженерия человеческого фактора представляет собой набор данных и принципов о человеческих характеристиках, возможностях и ограничениях в отношении машин, рабочих мест и сред. Как процесс, это относится к проектированию машин, систем машин, методов работы и окружающей среды с учетом безопасности, комфорта и продуктивности пользователей и операторов. Как профессия, инженерия человеческого фактора включает в себя ряд ученых и инженеров из нескольких дисциплин, которые касаются отдельных лиц и небольших групп на работе.
Термины инженерия человеческого фактора и инженерия человека взаимозаменяемы на североамериканском континенте. В Европе, Японии и большей части остального мира распространенным термином является эргономика, слово, образованное от греческих слов ergon, означающих «работа», и nomos, означающих «закон». Несмотря на незначительные различия в акцентах, термины «инженерия человеческого фактора» и «эргономика» можно считать синонимами. Эти термины использовались в 1920-х и 30-х годах для обозначения проблем человеческих отношений в промышленности, более старой коннотации, которая постепенно вышла из употребления. Некоторые небольшие специализированные группы предпочитают такие ярлыки, как биоастронавтика, биодинамика, биоинженерия и технология пилотируемых систем; они представляют собой особые акценты, чьи различия намного меньше, чем сходство их целей и задач.
Человеческий фактор подход к дизайну
Two general premises characterize the approach of the human-factors engineer in practical design work. The first is that the engineer must solve the problems of integrating humans into machine systems by rigorous scientific methods and not rely on logic, intuition, or common sense. In the past the typical engineer tended either to ignore the complex and unpredictable nature of human behaviour or to deal with it summarily with educated guesses. Human-factors engineers have tried to show that with appropriate techniques it is possible to identify human-machine mismatches and that it is usually possible to find workable solutions to these mismatches through the use of methods developed in the behavioral sciences.
The second important premise of the human-factors approach is that, typically, design decisions cannot be made without a great deal of trial and error. There are only a few thousand human-factors engineers out of the thousands of thousands of engineers in the world who are designing novel machines, machine systems, and environments much faster than behavioral scientists can accumulate data on how humans will respond to them. More problems, therefore, are created than there are ready answers for them, and the human-factors specialist is almost invariably forced to resort to trying things out with various degrees of rigour to find solutions. Thus, while human-factors engineering aims at substituting scientific method for guesswork, its specific techniques are usually empirical rather than theoretical.
The human-machine model
Human-factors engineers regard humans as an element in systems, and a human-machine model is the usual way of representing that relationship. The simplest model of a human-machine unit consists of an individual operator working with a single machine. In any machine system the human operator first has to sense what is referred to as a machine display, a signal that tells the individual something about the condition or the functioning of the machine. A display may be the position of a pointer on a dial, a light flashing on a control panel, the readout of a digital computer, the sound of a warning buzzer, or a spoken command issuing from a loudspeaker.
Having sensed the display, the operator interprets it, perhaps performs some computation, and reaches a decision. In so doing, the worker may use a number of human abilities, including the ability to remember and to compare current perceptions with past experiences, to coordinate those perceptions with strategies formed in the past, and to extrapolate from perceptions and past experiences to solve novel problems. Psychologists commonly refer to these activities as higher mental functions; human-factors engineers generally refer to them as information processing.
Having reached a decision, the human operator normally takes some action. This action is usually exercised on some kind of a control—a push button, lever, crank, pedal, switch, or handle. The action upon one or more of these controls exerts an influence on the machine and on its output, which in turn changes the display, so that the cycle is continuously repeated.
A human-machine system does not exist in isolation; it exists in an environment of some sort. Since the nature of this environment influences the operator’s efficiency and performance, the human-factors engineer must be concerned with such environmental factors as temperature, humidity, noise, illumination, acceleration, vibration, and noxious gases and contaminants.
A human-machine example
Driving an automobile is a familiar example of a simple human-machine system. In driving, the operator receives inputs from outside the vehicle (sounds and visual cues from traffic, obstructions, and signals) and from displays inside the vehicle (such as the speedometer, fuel indicator, and temperature gauge). The driver continually evaluates this information, decides on courses of action, and translates those decisions into actions upon the vehicle’s controls—principally the accelerator, steering wheel, and brake. Finally, the driver is influenced by such environmental factors as noise, fumes, and temperature.
The simple human-machine model provides a convenient way for organizing some of the major concerns of human engineering: the selection and design of machine displays and controls; the layout and design of workplaces; design for maintainability; and the work environment.
Human factors in large systems
No matter how important it may be to match an individual operator to a machine, some of the most challenging and complex human problems arise in the design of large human-machine systems and in the integration of human operators into these systems. Examples of such large systems are a modern jet airliner, an automated post office, an industrial plant, a nuclear submarine, and a space vehicle launch and recovery system. In the design of such systems, human-factors engineers study, in addition to all the considerations previously mentioned, three factors: personnel, training, and operating procedures.
Systems are generally designed for particular kinds of operators. A space vehicle, for example, is designed for a highly select handful of astronauts. Automobiles, on the other hand, are designed to accommodate a wide spectrum of people. In large systems, the specification of personnel requirements is an integral part of systems design.
Personnel are trained; that is, they are given appropriate information and skills required to operate and maintain the system. System design includes the development of training techniques and programs and often extends to the design of training devices and training aids.
Instructions, operating procedures, and rules set forth the duties of each operator in a system and specify how the system is to function. Tailoring operating rules to the requirements of the system and the people in it contributes greatly to safe, orderly, and efficient operations.
Осторожно, это ловушка: что такое социальная инженерия
«Привет! Я оказался в сложной ситуации. Можешь занять 5000 рублей до понедельника», — получали такое сообщение в соцсетях от «друзей»? Значит вы уже сталкивались с социальной инженерией. Киберпреступники всё чаще используют такие методы для кражи ценных данных (в том числе и ваши финансы), ведь человеческий фактор по-прежнему остаётся слабым звеном в любой системе защиты.
Согласно статистике, количество атак с использованием социальной инженерии в 2020 году выросло на 147%. Рассказываем вам, какими бывают такие приёмы и как обезопасить себя.
Что такое социальная инженерия и как она появилась?
Социальная инженерия (social engineering) или «атака на человека» — это совокупность психологических и социологических приёмов, методов и технологий, которые позволяют получить конфиденциальную информацию.
Кибермошенников, которые используют эти приёмы на практике, называют социальными инженерами. Пытаясь найти доступ к системе или ценным данным, они используют самое уязвимое звено — человека. Самый простой пример — телефонный звонок, где злоумышленник выдаёт себя за кого-то другого, пытаясь узнать у абонента конфиденциальную информацию, играя на чувствах человека, обманывая или шантажируя его. К сожалению, многие люди продолжают клеватьна такие удочки и доверчиво рассказывают социальным хакерам всё, что им нужно. А в арсенале мошенников немало техник и приёмов. О них мы расскажем чуть позже.
Сейчас социальная инженерия приобрела прочную связь с киберпреступностью, но на самом деле это понятие появилось давно и изначально не имело выраженного негативного оттенка.
Люди использовали социальную инженерию с древних времён. Например, в Древнем Риме и Древней Греции очень уважали специально подготовленных ораторов, способных убедить собеседника в его «неправоте». Эти люди участвовали в дипломатических переговорах и работали на благо своего государства.
Спустя много лет, к началу 1970-х годов стали появляться телефонные хулиганы, нарушавшие покой граждан просто ради шутки. Но кто-то сообразил, что так можно достаточно легко получать важную информацию. И уже к концу 70-х бывшие телефонные хулиганы превратились в профессиональных социальных инженеров (их стали называть синжерами), способных мастерски манипулировать людьми, по одной лишь интонации определяя их комплексы и страхи.
Когда же появились компьютеры, большинство инженеров сменило профиль, став социальными хакерами, а понятия «социальная инженерия» и «социальные хакеры» стали синонимичны.
Яркие примеры социальной инженерии
Иллюстрацию того, на что способен умелый социальный инженер можно найти в кинематографе. Возможно, вы смотрели фильм «Поймай меня, если сможешь», основанный на реальных событиях — на истории легендарного мошенника Фрэнка Уильяма Абигнейла-младшего. За пять лет преступной деятельности его фальшивые чеки на общую сумму 2,5 миллионов долларов оказались в обращении 26 стран мира. Скрываясь от уголовного преследования, Абигнейл проявил удивительные способности в перевоплощении, выдавая себя за пилота авиалиний, профессора социологии, врача и адвоката.
Иногда достаточно просто попросить. Пример — кража у компании The Ubiquiti Networks 40 миллионов долларов в 2015 году. Никто не взламывал операционные системы и не крал данные — правила безопасности нарушили сами сотрудники. Мошенники прислали электронное письмо от имени топ-менеджера компании и попросили, чтобы финансисты перевели большую сумму денег на указанный банковский счёт.
А слышали как Виктор Люстиг не просто заполнил США фальшивыми купюрами и оставил «в дураках» Аль-Капоне, а ещё продал достояние Парижа — Эйфелеву башню? Дважды, кстати ;). Всё это стало возможным с помощью социальной инженерии.
Всё эти реальные примеры социальной инженерии говорят о том, что она легко адаптируется к любым условиям и к любой обстановке. Играя на личных качествах человека или отсутствие профессиональных (недостаток знаний, игнорирование инструкций и так далее), киберпреступники буквально «взламывают» человека.
Самые популярные методы социальной инженерии
Атака на человека может производиться по многим сценариям, но существует несколько наиболее распространённых техник работы злоумышленников.
Фишинг
Чувство, на котором играют: невнимательность
Метод сбора пользовательских данных для авторизации — обычно это массовые рассылки спама по электронной почте. В классическом сценарии на почту жертвы приходит поддельное письмо от какой-то известной организации с просьбой перейти по ссылке и авторизоваться. Чтобы вызвать больше доверия, мошенники придумывают серьёзные причины для перехода по ссылке: например, просят жертву обновить пароль или ввести какую-то информацию (ФИО, номер телефона, банковской карты и даже CVV-код!).
И вроде бы, человек всё делает так, как сказано в письме но… он попался! Преступники продумали каждый его шаг, именно поэтому им удаётся заставлять людей делать то, что они хотят.
Подробнее о том, как распознать сайт-подделку и защититься от фишинга можете прочитать в этом посте.
Троян
Чувство, на котором играют: жадность
Вирус не зря получил своё название по принципу работы троянского коня из древнегреческого мифа. Только приманкой здесь становится email-сообщение, которое обещает быструю прибыль, выигрыш или другие «золотые горы» — но в результате человек получает вирус, с помощью которого злоумышленники крадут его данные. Почему этот вид кражи данных называют социальной инженерией? Потому что создатели вируса хорошо знают, как замаскировать вредоносную программу, чтобы вы наверняка кликнули по нужной ссылке,скачали и запустили файл.
Кви про кво
Чувство, на котором играют: доверчивость
Или «услуга за услугу», от латинского «quid pro quo». Используя этот метод, злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки и предлагает исправить возникшие неполадки в системе, хотя на самом деле проблем в работе ПО не возникало. Жертва верит в наличие неисправностей и, выполняя указания хакера, лично передаёт ему доступ к важной информации.
Претекстинг
Чувство, на котором играют: доверчивость
Ещё один приём, к которому прибегают киберпреступники, называется претекстинг (действие, отработанное по заранее составленному сценарию). Чтобы завладеть информацией, преступник выдаёт себя за известное вам лицо, которому якобы необходима ваша информация для выполнения важной задачи.
Социальные инженеры представляют сотрудниками банков, кредитных сервисов, техподдержки или вашим другом, членом семьи — человеком, которому вы по умолчанию доверяете. Для большей достоверности они сообщают потенциальной жертве какую-либо информацию о ней: имя, номер банковского счёта, реальную проблему, с которой она обращалась в эту службу ранее. Общеизвестный пример — чёрные «call-центры», когда заключённые под видом сотрудников крупных банков звонят гражданам и обманом заставляют перевести деньги. Самый яркий случай произошёл в «Матросской Тишине», где мошенники обманом получили 7 миллионов рублей.
Обратная социальная инженерия
Чувство, на котором играют: доверчивость, невнимательность
Методика направлена на то, чтобы жертва сама обратилась к социальному инженеру и выдала ему необходимые сведения. Это может достигаться несколькими путями:
Внедрение особого ПО
Поначалу программа или система работает исправно, но потом происходит сбой, требующий вмешательства специалиста. Ситуация подстроена таким образом, чтобы тем специалистом, к которому обратятся за помощью, оказался социальный хакер. Налаживая работу ПО, мошенник производит необходимые для взлома манипуляции. А когда взлом обнаруживается, социальный инженер остаётся вне подозрения (он ведь наоборот помогал вам).
Реклама
Злоумышленники могут рекламировать свои услуги как компьютерных мастеров или других специалистов. Жертва обращается к взломщику сама, а преступник не только работает технически, но и выуживает информацию через общение со своим клиентом.
Как защититься?
Если вы не хотите стать очередной жертвой социальных инженеров, рекомендуем соблюдать следующие правила защиты:
Надеемся, что наш пост поможет вам защитить себя от мошенников. Мы всегда готовы поделиться полезным опытом!
И подписывайтесь на рассылку нашего блога — впереди много полезных статей!
Социальная инженерия – что это?
Даже самая совершенная система защиты не безопасна
Этот пост начинает серию статей о социальной инженерии, а в этом мы просто разберёмся с терминами, видами и некоторыми методами.
Так что же такое социальная инженерия?
Социальная инженерия – это способ управления действиями человека без использования технических средств, направленный на использовании слабостей человеческого фактора, и считается очень разрушительным.
В основе методов социальной инженерии всегда лежит манипулирование базовыми эмоциями человека: страхом, жадностью, эмпатией.
Основная задача социального инженера — «подобрать ключ» к каждому конкретному человеку и сыграть на его чувствах и эмоциях так, чтобы он забыл про осторожность и совершил необходимые злоумышленнику действия.
В результате успешных атак с применением методов социальной инженерии жертва добровольно и зачастую без каких-либо подозрений предоставляет злоумышленнику важные данные (логины и пароли от учетных записей, реквизиты банковских карт) или необходимые возможности для получения доступа к целевой системе в обход ограничений безопасности.
Виды социальной инженерии
Социальная инженерия подразделяется на два основных вида:
У этих двух видов общее только то, что они воздействуют на человека, но при этом их способы воздействия совершенно различны. Социальная инженерия может быть применима в любой обстановке, без предварительной подготовки, а люди, в отношении которых была направлена социальная инженерия, остаются в неведении настоящей ситуации, иногда и личностей.
Социальная инженерия успешно применяется не только для взлома и получения информации, как написано во многих книгах, но и в реальных ситуациях, для извлечения обыкновенной прибыли.
В обычной жизни мы не взламываем ежедневно компьютеры и сервисы, но почти ежедневно тратим деньги, которые нужно как-то зарабатывать.
〈Разберем самый обычный пример из жизни. Есть одна компания, под кодовым названием фирма №1. Как и у любой хорошей фирмы у нее много сайтов, на которых представлен один и тот же товар или услуга.
Раньше одна и та же компания создавала от 5 до 20 сайтов, и старалась вывести их все на первую и вторую страницу в выдаче. И это получалось. В итоге человек обращался в одну и ту же фирму с одним и тем же заказом, не зависимо от того, какой бы он сайт не выбрал.〉
Почему человек думал, что это разные организации?
Потому что, это были разные сайты, поэтому он звонил, заказывал, иногда к нему даже приезжали люди как бы от разных фирм, но это перестало работать со временем.
Поисковые системы ввели фильтр (antiaffilat фильтр). При обнаружении сайтов одной фирмы, по одному запросу в выдаче, если будет выявлено, что целью организации является продажа товаров и оказание услуг, к этим сайтам будет применен специальный фильтр, который оставляет один сайт, а остальные отбрасывает на самые дальние странички.
Сейчас, чтобы противостоять этому фильтру, придумано много методов, один из которых – это скрытие данных владельца домена по запросу «whois». Почту и телефон же стараются указывать для каждого домена разные. Тоже самое дело и с телефонами и адресами на самом сайте. Названия фирм очень часто пишут, в соответствии с названиями доменов.
Методы социальной инженерии
Существуют различные методы социальной инженерии, принято выделять следующие:
Фишинг
Поддельные страницы сайта являются одними из самых популярных методов обмана пользователей с целью получения персональной или конфиденциальной информации. Страница, повторяющая дизайн целевой, и содержит поля для ввода логина и пароля.
Ссылки на такие страницы распространяются через СМС-сообщения, электронные письма, социальные сети и мессенджеры. Причем получить фишинговое письмо можно даже от знакомого адресата. Чтобы вызвать доверие у своей жертвы, злоумышленники часто используют взломанные учетные записи.
Претекстинг
Метод социальной инженерии, при которой злоумышленник представляется другим человеком и по заранее подготовленному сценарию подводит пользователя к тому, что тот совершает требуемые мошеннику действия или выдает необходимую конфиденциальную информацию.
Обычно реализуется через телефон, социальные сети или электронную почту и требует предварительного сбора информации о жертве.
« Примером может служить телефонный звонок от имени сотрудника банка, который сообщает клиенту, что его банковская карта заблокирована и выманивает у него реквизиты карты под предлогом ее разблокировки. »
Обратная социальная инженерия
Обратная социальная инженерия строится на трех факторах:
Метод, при которой злоумышленник вынуждает жертву саму обратиться к нему за «помощью». Этим методом пользуются злоумышленники, выдающие себя за сотрудников технической поддержки. Подобная атака проходит в несколько этапов.
« Например, сначала злоумышленник создает на компьютере жертвы обратимую неполадку.
Затем сообщает пользователю о своей возможности решить подобные технические проблемы
(размещает объявление или свои контакты рядом с рабочим местом пользователя или там, где он их увидит наверняка).
После того как пользователь обратится к нему за помощью, злоумышленник решает проблему и заодно получает необходимый для своих целей
доступ к компьютеру пользователя. »
Подведём итоги
Самый основной способ защиты от социальной инженерии – это обучение, поэтому тот, кто предупрежден, тот вооружён.
Именно поэтому данный блог будет посвящён социальной инженерии и в следующих статьях мы будем описывать методы, различные манипуляции, техники воздействия на человека, делиться полезными книгами на данную тематику и способы защиты от Си.
Статьи будут представлены исключительно в ознакомительных целях. Вся информация будет направлена на то, чтобы уберечь читателей от противозаконных действий.
Краткое введение в социальную инженерию
Intro
Информация – является одним из важнейших активов компании. Информация может составлять коммерческую тайну компании, т.е. при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или принести иную коммерческую выгоду компании. Соответственно, такую информацию необходимо защищать.
Поскольку в любой компании работают люди, то неизбежно возникает влияние человеческого фактора на все процессы организации. В том числе и на процесс защиты конфиденциальной информации.
Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем при использовании этим человеком современных технологий.
Любые действия человека, связанные с нарушением режима безопасности можно разделить на две большие категории: умышленные и неумышленные действия.
К умышленным действиям относятся кражи информации сотрудниками, модификация информации, либо её уничтожение (диверсии). Это крайний случай и с ним приходиться бороться постфактум, привлекая сотрудников внутренних дел.
К неумышленным действиям относятся: утрата носителей информации, уничтожение или искажение информации по неосторожности. Человек не осознаёт, что его действия приводят к нарушению режима коммерческой тайны.
Так же к неумышленным действиям относиться «помощь» не тем лицам, или так называемая социальная инженерия. Когда сотрудник не осознаёт, что его действия направлены на нарушение режима коммерческой тайны, но при этом тот, кто его просит это сделать, чётко знает, что нарушает режим.
Техники социальной инженерии
Все техники социальной инженерии основаны на особенностях принятия решений людьми.
Претекстинг — это действие, отработанное по заранее составленному сценарию (претексту). В результате цель (жертва) должна выдать определённую информацию, или совершить определённое действие. Этот вид атак применяется обычно по телефону. Чаще эта техника включает в себя больше, чем просто ложь, и требует каких-либо предварительных исследований (например, персонализации: выяснение имени сотрудника, занимаемой им должности и названия проектов, над которыми он работает), с тем, чтобы обеспечить доверие цели.
Фишинг — техника, направленная на жульническое получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает цели e-mail, подделанный под официальное письмо — от банка или платёжной системы — требующее «проверки» определённой информации, или совершения определённых действий. Это письмо обычно содержит ссылку на фальшивую web-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести конфиденциальную информацию — от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.
Троянский конь: Эта техника эксплуатирует любопытство, либо алчность цели. Злоумышленник отправляет e-mail, содержащий во вложении важное обновление антивируса, или даже свежий компромат на сотрудника. Такая техника остаётся эффективной, пока пользователи будут слепо кликать по любым вложениям.
Дорожное яблоко: Этот метод атаки представляет собой адаптацию троянского коня, и состоит в использовании физических носителей. Злоумышленник может подбросить инфицированный CD, или карту памяти, в месте, где носитель может быть легко найден (коридор, лифт, парковка). Носитель подделывается под официальный, и сопровождается подписью, призванной вызвать любопытство.
Пример: Злоумышленник может подбросить CD, снабжённый корпоративным логотипом, и ссылкой на официальный сайт компании цели, и снабдить его надписью «Заработная плата руководящего состава Q1 2010». Диск может быть оставлен на полу лифта, или в вестибюле. Сотрудник по незнанию может подобрать диск, и вставить его в компьютер, чтобы удовлетворить своё любопытство.
Кви про кво: Злоумышленник может позвонить по случайному номеру в компанию, и представиться сотрудником техподдержки, опрашивающим, есть ли какие-либо технические проблемы. В случае, если они есть, в процессе их «решения» цель вводит команды, которые позволяют злоумышленнику запустить вредоносное программное обеспечение.
Обратная социальная инженерия.
Целью обратной социальной инженерии является заставить цель саму обратиться к злоумышленнику за «помощью». С этой целью злоумышленник может применить следующие техники:
Диверсия: Создание обратимой неполадки на компьютере жертвы.
Реклама: Злоумышленник подсовывает жертве объявление вида «Если возникли неполадки с компьютером, позвоните по такому-то номеру» (это в большей степени касается сотрудников, которые находятся в командировке или отпуске).
Меры противодействия
Самый основной способ защиты от социальной инженерии — это обучение. Т.к. тот, кто предупреждён – тот вооружён. И незнание в свою очередь не освобождает от ответственности. Все работники компании должны знать об опасности раскрытия информации и способах ее предотвращения.
Кроме того, сотрудники компании должны иметь четкие инструкции о том, как, на какие темы говорить с собеседником, какую информацию для точной аутентификации собеседника им необходимо у него получить.
Вот некоторые правила, которые будут полезны:
1. Все пользовательские пароли являются собственностью компании. Всем сотрудникам должно быть разъяснено в день приема на работу, что те пароли, которые им выдали, нельзя использовать в каких бы то ни было других целях, например, для авторизации на интернет-сайтах (известно, что человеку трудно держать в голове все пароли и коды доступа, поэтому он часто пользуется одним паролем для разных ситуаций).
Как такая уязвимость может быть использована в социальной инженерии? Допустим, сотрудник компании стал жертвой фишинга. В результате его пароль на некотором интернет-сайте стал известен третьим лицам. Если этот пароль совпадает с тем, который используется в компании, возникает потенциальная угроза безопасности самой компании.
В принципе, даже не обязательно, чтобы сотрудник компании становился жертвой фишинга. Нет никаких гарантий, что на сайтах, где он авторизуется, соблюдается необходимый уровень безопасности. Так что, потенциальная угроза всегда существует.
2. Все сотрудники должны быть проинструктированы, как вести себя с посетителями. Необходимы четкие правила для установления личности посетителя и его сопровождения. При посетителе всегда должен находиться кто-то из сотрудников компании. Если сотрудник компании встречает посетителя, бродящего по зданию в одиночку, то он должен иметь необходимые инструкции для корректного выяснения того, с какой целью посетитель оказался в этой части здания и где его сопровождение.
3. Должно существовать правило корректного раскрытия только действительно необходимой информации по телефону и при личном разговоре, а так же процедура проверки является ли тот, кто что-либо запрашивает действительным сотрудником компании. Не секрет, что большая часть информации добывается злоумышленником при непосредственном общении с сотрудниками компании. Надо учесть еще тот факт, что в крупных компаниях сотрудники могут не знать друг друга, поэтому злоумышленник может запросто прикинуться сотрудником, которому требуется помощь.
Все описанные меры достаточно простые, однако большинство сотрудников забывают про эти меры и про тот уровень ответственности, который на них возложен при подписании обязательств о неразглашении коммерческой тайны. Компанией тратятся огромные финансовые средства на обеспечение информационной безопасности техническими методами, однако эти технические средства могут быть обойдены, если сотрудники не будут применять меры по противодействию социальным инженерам, а службы безопасности не будут периодически проверять бдительность персонала компании. Тем самым средства, направленные на обеспечение информационной безопасности, будут потрачены впустую.