Чем занимается казначейство простыми словами
Чем занимается казначейство простыми словами
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Вступление. Что такое казначейство?
Большая часть граждан, не имеющая отношения к бюджету и бюджетной сфере, услышав на вопрос «А где Вы работаете?» ответ «В казначействе», далее высказывает следующие предположения (расположены в порядке убывания по популярности):
Так что же такое казначейство и чем, в действительности, оно занимается.
Положение о Федеральном казначействе утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703. В соответствии с положением:
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Информация об этом сложном наборе функций представлена в отдельных подразделах.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Что такое казначейство: органы Федерального казначейства
Что такое казначейство? Исходя из названия данного органа, можно смело утверждать, что занимается он вопросами государственной казны. Федеральное казначейство РФ обладает широким управленческим инструментарием и сложной организационной структурой. Это важнейшая инстанция в финансовой отрасли российской исполнительной власти. Про особенности работы, функции, полномочия и порядок управления Федеральным казначейством будет подробно рассказано в нашей статье.
Виды исполнения бюджета
Государственный бюджет исполняется двумя способами: банковским или казначейским. В советское время применялся первый способ. Средства, собранные с налогоплательщиков, поступали на счет налоговой инстанции Банка РСФСР. Несколько раз в неделю Банк получал информацию о поступлении новых платежей. Далее информация переходила Министерству Финансов СССР. Все сведения обобщались согласно составленной бюджетной классификации.
Неудобство банковской системы заключалось в проявлении трудностей с переходом информации. Данные были не оперативными, а зачастую и вовсе фальсифицировались. Сам Минфин не имел достаточного количества средств и возможностей для контроля над ситуацией.
Что такое казначейство?
Таким образом, Федеральное казначейство Российской Федерации реализует несколько основных функций. Во-первых, оно учитывает все доходы и расходы бюджета. Во-вторых, оно подтверждает обязательства по бюджету и реализует надпись разрешительного характера на право осуществления расходов. Так орган санкционирует расходы в пределах установленных лимитов. Наконец, Казначейство быстро и эффективно распоряжается средствами, которые поступают от налогоплательщиков.
На основе вышесказанного можно заключить, что главным предназначением системы казначейства является содействие оптимальному управлению государственными ресурсами в виде финансовых средств.
Казначейство в системе Министерства Финансов
В системе Министерства финансов Казначейство реализует функции правоприменительного характера. Оно, по сути, только обслуживает вышестоящие органы, выступая при этом неким посредником. Во взаимодействии с федеральными инстанциями Казначейство реализует свою деятельность непосредственно и через территориальные учреждения. В регионах рассматриваемый орган сотрудничает с местным самоуправлением, субъектными отделениями Центрального Банка, с правительствами или исполнительными администрациями, а также с отдельными общественными объединениями.
Цели и задачи органа
Дабы лучше понять, что такое Казначейство, следует обратить чуть большее внимание на первостепенные цели и задачи рассматриваемого органа. Согласно правительственному положению, ключевой целью Федеральной системы казначейства является формирование общего информационного поля деятельности муниципальных и общегосударственных структур, связанных с управлением финансовыми потоками. В отличие от простой банковской системы исполнения бюджета, система, осложненная посредником, в качестве которого выступает Казначейство РФ, работает значительно эффективнее. А информация, как известно – это источник любого качественного развития.
Федеральное казначейство обеспечивает эффективное кассовое обслуживание самых различных субъектов. Целью рассматриваемого органа является поддержание законности в системе такого обслуживания, а также постоянная модернизация элементов этой системы. Также совершенствованию должны подлежать расчеты, реализуемые в рамках бюджетных процедур.
Как посредник между субъектами налоговой системы и банками, Федеральное казначейство обязано помогать в обеспечении надежности всей финансовой системы страны. Помимо этого должны разрабатываться основы для эффективной реализации кадровой политики.
Контрольные и правоприменительные функции Казначейства России
Правоприменительные полномочия российского Казначейства связаны, главным образом, с реализацией федерального бюджета. Также орган обслуживает кассовые платежи, имеющие отношение к правоотношениям в границах бюджетной сферы страны. По сути, Казначейство РФ выполняет все свои обязанности в качестве вспомогательного органа, некого посредника.
Функции Федерального казначейства постоянно изменяются. Они дополняются, расширяются и даже ликвидируются. Все зависит от порядка исполнения законных полномочий, а также от вариантов решения тех или иных задач, которые напрямую возложены на правительственное ведомство.
Полномочия органов
Федеральное казначейство обладает широким спектром самых разных полномочий. С опорой на статью 161 Бюджетного кодекса РФ следует охарактеризовать основные виды деятельности рассматриваемой государственной инстанции.
Выше были обозначены далеко не все функции, которые реализуют органы управления Федеральным казначейством. Однако общая направленность очевидна: это контроль за ходом бюджетных средств, а также посредничество между субъектами налоговой системы и банковскими инстанциями.
Структура казначейства
Управляется система за счет трех ступеней, в каждой из которых содержатся специальные органы. Первая ступень именуется центральной. Ей подчиняются все региональные инстанции. Центральный аппарат включает в себя 14 управлений:
Территориальные органы системы Федерального казначейства разбросаны по 85 регионам страны. Они составляют вторую ступень структуры Казначейства. Региональные инстанции рассматриваемой системы следует рассмотреть чуть подробнее.
Региональные отделения
В чем заключается специфика работы территориальных органов системы казначейства? Порядок функционирования определяется законом, по которому региональные отделения осуществляют постоянное взаимодействие с центральным аппаратом. Любое отделение подчиняется законным требованиям центра. Иногда приказы могут поступать и от других органов власти. Все они должны быть исполнены.
В законе четко определены полномочия региональных казначейств. Они мало чем отличаются от федеральных, однако обладают немного иной спецификой. Вот на что здесь следует обратить внимание:
Функции председателя казначейства
Рассмотрев вопрос о том, что такое казначейство, следует перейти к характеристике его председателя. Глава органа назначается на должность и снимается с нее по приказу Правительства России. Кандидатуры на должность предлагает министр финансов.
Глава Федерального казначейства несет личную ответственность за реализацию возложенных на орган полномочий. Руководитель имеет заместителей, которые назначаются на должность по его представлению, но по приказу министра финансов. Общее количество заместителей ограничивается Правительством. Нет смысла приводить точную цифру, ибо она периодически меняется.
Какими полномочиями обладает руководитель Федеральным казначейством? Вот что здесь следует выделить:
Следует отметить, что вся рассматриваемая структура представляет собой юридическое лицо. Она имеет собственную печать, штамп и бланки государственного образца.
Председатель Казначейства
Что известно о нынешнем главе Федерального казначейства? Роман Евгеньевич родился в 1973 году в Московской области. В 1995 году он окончил Государственную академию управления имени Орджоникидзе. В 1998 году получил диплом выпускника Московской государственной юридической академии. С 1995 по 2005 гг. Артюхин работал в главном управлении Федерального казначейства. Здесь он получил достаточно опыта, чтобы в 2007 году возглавить орган.
Роман Евгеньевич является кандидатом юридических наук. Параллельно с реализацией своей основной работы Артюхин заведует кафедрой финансового права в университете при Правительстве РФ. Обладает наградой «За заслуги перед Отечеством» второй степени, а также Орденом Почета.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Функции
1. Методологическое и методическое обеспечение
2. Осуществление отдельных функций финансовых органов
3. Обеспечение исполнения федерального бюджета
4. Кассовое обслуживание
5. Учет и распределение поступлений
6. Ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности
7. Ведение и обслуживание государственных информационных систем
8. Обеспечение деятельности Федерального казначейства
9. Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности
10. Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере
11. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Документ создан 20.11.2014 16:04 (изменен 21.12.2016 17:37)
Перечень функций Федерального казначейства PDF 15.1 МБ
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Федеральное казначейство России: структура, функции, история
Федеральное казначейства – орган государственной власти, главная задача которого состоит в фактическом исполнении государственного бюджета. Через него проходят все средства, поступающие в казну, и проводятся все выплаты. По сути, данная структура является главным кассиром российского государства, через которого устанавливается весь доходно-расходный баланс страны.
Общая информация
Правовой основой деятельности казначейства является правительственное постановление от декабря 2004 года. В этом документе выписаны функции, полномочия и структура данной службы.
У службы есть собственный флаг и герб. Они были учреждены в 2011 году по указанию министра финансов Кудрина.
Герб казначейства России представляет собой золотого двуглавого орла с поднятыми крыльями. Он держит в лапах круглый щит синего цвета, на котором изображаются серебряный ключ и весы. Между их чашами расположена монета с изображением всадника, который поражает дракона копьем.
Флаг ведомства – это синее полотнище с триколором в крыже и гербом, который размещен в его правой части.
Функции и полномочия
Основными функциями российского казначейства являются:
Исполнение бюджета может быть банковским и казначейским. В России с 1992 года действует последняя система. Ее суть заключается в том, что между банковской сферой и субъектами бюджета находится особая структура – казначейство. На одном счету оно контролирует оба бюджетных потока: расходный и доходный, что значительно ускоряет оборот государственных средств и улучшает их учет.
Также к функциям данного органа относится создание и обслуживание информационных систем, контроль работы аудиторских организаций и их методологическое обеспечение, обслуживание бюджета союзного российско-белорусского государства.
Казначейство выступает в роли государственного кассира, что можно назвать его главной функцией. Оно получает средства, собранные в виде налогов и сборов, а после этого выдает их для различных государственных нужд. Также в качестве кассира казначейство управляет национальным долгом и частично выполнят функцию валютного контроля.
Основной задачей ведомства является распределение средств во времени. В каждый определенный момент ему необходимо найти суммы для государственных выплат, то есть, точно рассчитывать время пребывания доходов и осуществления расходов.
Полномочия казначейства весьма широки, в их список входит:
Кроме того, казначейство участвует в планировании поступлений и расходов средств бюджета, а также в разработке главного финансового документа страны.
Структура
В состав казначейства входит центральный аппарат, многочисленные территориальные подразделения, а также подведомственные структуры. За пределами страны служба своих представительств не имеет.
Во главе службы стоит руководитель, которому в работе помогают заместители, помощники и советники.
Территориальные органы ведомства расположены в административных центрах страны. В настоящий момент их существует 87 единиц.
История ведомства
Казначейские службы появились на Руси вместе с формированием первых государственных структур. Ценности, которые князья и бояре собирали на своих землях, назывались казной. Ее хранением занимались особые люди – казначеи. Их выбирали из наиболее толковых и верных правителю людей.
С расширением границ государства росло и богатство казны. Полученные средства нужно было не только сохранить, но и грамотно распорядится ими. Поэтому уже к XV столетию роль казначеев возрастает, появляются первые казенные дворы.
Серьезные реформы в области финансов начались в период Петра I. Была создана специальная Счетная контора, которая занималась контролем за сбором налогов. Она действовала до 1749 года.
Преобразования продолжила Екатерина II, при которой были созданы губернские казенные палаты. Они были наделены широкими фискальными полномочиями. На многие годы эти структуры стали основой государственного аппарата на местах.
Позже появилась должность уездного казначея, который, по сути, стал главным финансовым представителем государства на местах.
Реформа в финансовой сфере продолжились во второй половине XIX столетия. Казначейская служба была реорганизована, увеличился ее штат, был введен принцип единой кассы, а государственные доходы и расходы перестали быть закрытой информацией.
Новейшая история
В 1999 году была утверждена государственная программа развития ведомства до 2004 года. В данном документе система казначейства обозначалась, как наиболее эффективный инструмент финансового контроля. До 2002 года заработала вертикальная система казначейских органов. К этому моменту почти все бюджетные организации обслуживались через казначейство. Главным достижением начала «нулевых» годов называют создание механизма единого счета.
Данное нововведение не слишком понравилось многим руководителям регионов. Они разглядели в нем посягательства на свои права. Однако практика доказала эффективность данной реформы.
Прошлое десятилетия стало периодом бурного развития ведомства. В этом время было введено сопровождение для юридических лиц, новый механизм межбюджетных трансфертов, запущено несколько информационных систем.
В 2016 году службе были переданы функции упраздненного финансового надзора. На 2021 год намечена реформа системы бюджетных платежей. Планируется, что казначейство станет для них единым расчетным центром.
Система Федерального казначейства
Казначейские органы представляют собой самостоятельные службы, являются юридическими образованиями. Они владеют счетами в банковских учреждениях, печатью, обладают полномочиями составлять сметы бюджетных расходов на хозяйственные операции. Территориальные отделения подчиняются руководителю казначейства — начальнику Главного управления Министерства финансов, который управляет вышестоящим органом и является заместителем министра.
Структура органов
Схема представляет собой иерархический централизованный строй. Принцип множества уровней предполагает, что каждая ступень характеризуется собственными функциями, задачами и спецификой работы.
В системе различаются следующие уровни:
В стране бюджет наиболее точно выражает сущность власти правительства, а процесс учета и ведения является наглядной демонстрацией. Федеральное казначейство представляет основной контрольный инструмент для гарантии экономической безопасности. Большой вклад в работу ведомства вносят Ахметова Инна Анатольевна и Терехина Анна Викторовна — заместители руководителей Управлений в Кемеровской области и Московской области.
Задачи системы
Казначейство занимается организацией и контролем исполнения бюджета страны, управляет расходами и доходами на банковских счетах. Основополагающим является принцип единства кассы. Орган регулирует финансовые потоки между бюджетными и внебюджетными фондами, выступает в качестве организационного центра при прогнозировании объема денежных ресурсов, выделенных на определенный период.
Финансовый орган собирает и обрабатывает сведения о состоянии Росказны, представляет высшим представительным органам власти отчетные документы о деятельности правительства в рамках бюджета. Казначейство управляет и обслуживает государственный внешний и внутренний долг России совместно с Центробанком и иными уполномоченными финансовыми учреждениями. Система разрабатывает инструктивные и методологические материалы, схемы учета государственной казны в соответствии с правовыми постановлениями, положениями и законами.
Функции и деятельность
Казначейство наделено правом осуществлять ряд разнообразных операций. Все функции определяются в разрезе иерархической системы. Деятельность федеральных, локальных и региональных уровней отличается своеобразной спецификой. Головное управление координирует работу подчиненных казначейских органов и через них исполняет цели государства по финансированию бюджетных и внебюджетных формирований.
Деятельность основывается на выполнении принципов бюджетной системы РФ:
Помимо основных видов деятельности, перед казначейством стоит задача повышения качества текущего и предварительного контроля за счет расширения полномочий.
При разработке бюджета основной базой становятся учетные сведения за прошлогодний период. Казначейство учитывает доходную и затратную часть, планирует работу конкретных областей хозяйствования с учетом государственного кредитования.
Учет затрат
Бюджетные затраты в казначействе рассматриваются как самостоятельная категория. Расходы относятся к важной сфере финансовой системы. Деньгами обеспечивается выполнение социальных, экономических и политических задач. Сущность финансирования представляет отношения по распределению и перераспределению национального продукта, в результате которых формируются новые средства в распоряжении государства.
Расходы государства делятся на два вида:
Органы власти на местах имеют право увеличивать регламент расходов на оказание муниципальных и государственных услуг населению. Конкретные виды затрат характеризуются с количественными и качественными показателями.
Классификация расходов по определенным признакам:
Капитальные расходы формируются в бюджете в виде планируемой схемы развития. Текущие затраты всегда составляют львиную долю использования финансов.
Права МОУФК по доходам
Территориальные управления представляют промежуточную часть системы. Они организуют работу подчиненных локальных отделений и выступают в статусе управлявшего звена. С другой стороны, МОУФК находятся в подчинении головного управления и непосредственно исполняют некоторые функции, которые на них возлагаются. Органы территориального управления исполняют федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды в части финансирования.
При анализе доходов территориальные подразделения выполняют функции:
Для исполнения бюджета формируется консолидированная заявка в валюте РФ. В документе ставится номер, который присваивается ТОФК, расшифровывается как территориальный орган Федерального казначейства, при оформлении. В бумаге проставляется дата составления, и код по КОФК (можно расшифровать как классификатор органов ФК).
Учет ассигнования происходит по отдельным лицевым субсчетам по каждому распорядителю займа. Принимается во внимание раздел и вид расходов и доходов с учетом наименования статьи в целевом экономическом классификаторе. Прогнозирование и планирование территориальных подразделений на ближайшее время касается фиксированных выплат по целевым программам, например, компенсаций льготникам, пенсионерам, инвалидам.
Текущий контроль
Территориальные отделения казначейства выполняют функции финансового контроля наряду с исполнением федерального бюджета. Основная деятельность в этом направлении состоит в контроле целевых затрат на развитие предприятий, организациям из госбюджета. Немаловажную роль принадлежит анализу текущей отчетности об исполнении расходов, которая периодически предоставляется бюджетными учреждениями.
Локальные территориальные казначейские отделения проверяют бланки и ведомости, диагностируют правдивость сведений, анализируют итоговые объемы с выписками банков по счетам. Если требуется, то представители выезжают для проверок на месте.
Анализ деятельности предприятия включает проверку:
Органы федерального контроля проверяют своевременность операций относительно нормативных сроков для ускорения зачисления доходов в госбюджет или средств на счета целевых получателей. Своевременность деятельности касается и банковских учреждений, исполнения ими платежных поручений на перечисление налоговых взносов в госбюджет. Территориальные казначейские формирования имеют право проводить другие проверки по указаниям вышестоящих органов.
Отделения казначейства на местах имеют право на изъятие документов, которые связываются с нарушениями в проводках. Если организация отказывается давать информацию по ведению бухгалтерии, значит, территориальные представительства приостанавливают финансовую деятельность на счетах компании. Казначейским службам разрешается взыскание средств с организаций, если они применяются не в рамках целевого назначения. Органы применяют к нарушителям штрафы в размере действующих учетных ставок.
Территориальный казначейские отделения передают материалы в суд или в правоохранительные органы. Иногда за действия юридического лица предусматривается уголовная ответственность.
Официальный сайт
Система органов казначейства РФ относится к достаточно молодым формированиям, но темпы развития финансовой структуры являются высокими. Эффективность проведенных операций растет ежегодно, а функциональность постоянно расширяется.
Структура имеет официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации. Здесь представлены реквизиты, контактные телефоны, печатаются вакансии для поиска сотрудников. Желающие оплачивают налоги на сайте, а затем скачивают готовую квитанцию для дальнейшей отчетности по требованию. Казначейство в рамках сайта запустило образовательный портал УФК для ликвидации правовой безграмотности физических граждан и юридических лиц. На сайте есть история создания и развития казначейства в РФ.
При входе на сайт открывается полное меню:
На форуме пользователи делятся информацией и высказывают отзывы о разных ситуациях. Государственное казначейство работает в форме утвержденного удостоверяющего центра (УУЦ) для создания участникам электронных отношений сертификатов проверочных ключей. Структура осуществляет деятельность под влиянием центра по обеспечению деятельности казначейства (ЦОКР).
Функции УУЦ выполняются в территориальных подразделениях казначейства. Обеспечение пользователей сертификатами проверочных ключей происходит в соответствии с нормативами российского законодательства.