Чем занимается кгк рб
Цели и задачи
В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647, Комитет государственного контроля решает следующие задачи:
защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за исполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет;
осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
ведение в установленном порядке административного процесса;
выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
В пределах своей компетенции Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за:
исполнением республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;
принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;
исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;
соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности;
использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
соблюдением государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка организации и проведения проверок;
финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
соблюдением законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в том числе по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету, инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку), переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;
соблюдением установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;
исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь Национальным банком, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями;
соблюдением законодательства о ценных бумагах;
поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для государственных нужд;
соблюдением организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также регулирующего защиту потребительского рынка и прав потребителей;
исполнением государственными органами, иными организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в том числе за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;
соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;
деятельностью организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
Основными функциями Комитета государственного контроля являются:
сбор и анализ информации о подозрительных финансовых операциях, проверка поступившей информации и выявление признаков, свидетельствующих о том, что финансовые операции связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, либо финансированием террористической деятельности;
координация плановых проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами, определение переченя методов и способов осуществления проверок органами Комитета;
принятие мер профилактики правонарушений в экономической сфере в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
участие в установленном порядке в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями;
принятие нормативных правовых актов;
проведение в установленном порядке проверки отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, подготовка соответствующего заключения и внесение его на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
осуществление обязательного согласования проектов законов и правовых актов Президента Республики Беларусь по вопросам исполнения республиканского бюджета, использования государственной собственности (включая приватизацию), регулирования хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь и нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления по вопросам приватизации государственного имущества, а также проектов актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля;
рассмотрение в соответствии с законодательством обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также проведение личных приемов работниками Комитета граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц;
осуществление контроля по иным вопросам и выполнение других функций в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Комитет
В соответствии с Главой 8 Конституции Республики Беларусь Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Комитет государственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом.
Систему органов Комитета государственного контроля образуют центральный аппарат Комитета государственного контроля, его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований Комитета государственного контроля. В структуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга и иные структурные подразделения.
Деятельность Комитета государственного контроля и его территориальных органов осуществляется на принципах:
законности;
соблюдения и охраны интересов государства, прав и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций;
единства системы органов Комитета государственного контроля и централизации управления ими;
открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан и организаций, о государственных секретах и иной охраняемой законодательными актами тайне;
презумпции добросовестности и невиновности организаций и граждан, в отношении которых в соответствии с законодательными актами проводятся контрольные мероприятия;
равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов.
Закон РБ О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах
Статья 7. Основные задачи Комитета государственного контроля и его территориальных органов
Основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются:
защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля;
осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
ведение в установленном порядке административного процесса;
выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Здравствуйте. Было написано заявление на кражу, проводили опрос и сотрудники милиции запугали чтобы сознаться в том чего не было и девушка написала заявление что взяла небольшую сумму рублей как в этом случае поступить? Подскажите пожалуйста!
Комитет государственного контроля
Комитет государственного контроля — ведомство уважаемое и авторитетное. Большинство граждан, которые сюда обращаются, находят решение своих проблем. Другие, не вполне законопослушные, опасаются иметь с ним дело. Зато все общество и государство обязаны ему экономической безопасностью страны, защита которой является главной обязанностью организации.
В эти дни сотрудники КГК отмечают юбилейные даты. Первый повод — 90–летие контрольных органов, которые существуют с 1919 года. Второй — 15–летие контрольных органов независимой Беларуси. Отсчет ведется со 2 августа 1994 года, когда Указом Главы государства № 16 была создана Служба контроля Администрации Президента, затем менявшая название и структуру.
Сегодня все знают ее как Комитет государственного контроля. Поздравляя сотрудников КГК с юбилейными датами, предлагаем читателю интервью с директорами ключевых департаментов комитета. Валерий Ярошевский возглавляет департамент финансового мониторинга, чаще называемый финансовой разведкой. Сергей Барановский является заместителем Председателя КГК и директором департамента финансовых расследований, или финансовой милиции.
Разведка уполномочена заявить: «Анализируем»
— Валерий Павлович, почему департамент финансового мониторинга чаще называют финансовой разведкой?
— Так принято в международной практике, хотя подразделения везде называют по–разному.
— Это секретная служба?
— Нет, это не секретная служба в чистом виде по нескольким причинам. Наличие финансовой разведки в стране предполагает ряд международных конвенций, которые подписала Беларусь. Сегодня действует международная неформальная группа Egmont, которая объединяет подразделения финансовой разведки 112 стран. Фактически она реализует на практике рекомендации FATF — межправительственной организации, которая устанавливает правила игры в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В строгом соответствии с ними и развивается белорусская национальная система борьбы с отмыванием денег. Уже по этой причине служба не может быть абсолютно секретной.
— В этом плюс или минус?
— Это позволяет работать по общемировым правилам. Именно FATF исповедует открытость в работе финансовой разведки. Дескать, знайте, что за вашими финансовыми операциями внимательно следят, все видят. Другое дело, что результаты нашей работы обычно не бросаются в глаза. Это также роднит нас с разведкой.
— Как работает система?
— Лица, осуществляющие финансовые операции, когда видят подозрительные признаки (кстати, предусмотренные законом), обязаны сообщить о них нам. Суть нашей работы в том, чтобы лишить экономического смысла совершение преступлений. Зачем, если деньгами нельзя воспользоваться. Чтобы лишить смысла оборот наркотиков, нужно изымать не менее 70 процентов товара. Сейчас, замечу, изымается лишь около 10. Но такой же эффект даст изъятие лишь 40 процентов дохода от преступного бизнеса.
— Возят, а что дальше? Их надо легализовать: положить на счет, купить недвижимость, инвестировать в бизнес. Без банка не обойтись! Во всяком случае, в любой цивилизованной стране. Там первый вопрос: откуда деньги? Банк сообщает о своих подозрениях разведке. Разведка запрашивает нас, если деньги поступили из Беларуси. Процесс пошел!
— А что, из Беларуси переводят большие деньги?
— Иногда достаточно и небольших. Наши банки обратили внимание, что белорусские граждане вдруг взялись переводить по международным платежным системам деньги в. одну из латиноамериканских стран. Мы начали расследование данного факта. Выяснили, что занимались этим человек 50, живущих в соседних общежитиях. Подключились коллеги из России, ряда заинтересованных стран. Был вскрыт канал поставки наркотиков в Россию из Южной Америки. Беларусь же использовалась лишь как транзитная площадка для перевода денег.
— В чем их подозрительность?
— Человек с обликом бомжа открывает счет. Вариантов множество. Появляются новые способы ухода от налогов, технологии финансовых преступлений совершенствуются. Мы обязаны не отставать, владеть узкой и сложной спецификой банков и бирж, страхования и торговли драгметаллами, казино и ломбардов. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы с привлечением таких узких специалистов подготовить соответствующие материалы в компетентные органы.
— Не опасаетесь перетекания в страну сомнительных денег вместе с игорным бизнесом?
— Не переживаем по этому поводу. У нас и законодательное регулирование достаточно жесткое, и внимание правоохранительных органов.
— А нет ли опасений, что это отпугнет владельцев чистых денег?
Финансовая милиция: «Найдем!»
— Сергей Константинович, можно ли цифрами проиллюстрировать взаимодействие вашего департамента с финансовой разведкой? Если это не секрет, конечно.
— За шесть месяцев 2009 года мы получили от коллег 1.050 сообщений о подозрительных финансовых операциях. Проверили все. Возбудили 194 уголовных дела. Замечу, что всего за этот же период департамент возбудил 773 уголовных дела. При этом подавляющее большинство, 80,5 процента, дел относится к исключительной подследственности органов финансовых расследований.
— Поясните, пожалуйста, эту тонкость.
— Мы целиком сосредоточились на главной задаче, которую ставит Президент и принятый в 2008 году Закон «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь». Это обеспечение экономической безопасности страны, если говорить кратко. Закон существенно сместил приоритеты. Прежде департамент являлся скорее карательным органом: на первом месте были предварительное следствие и дознание по уголовным делам. Сейчас приоритет — защита граждан, общества, государства от преступных и противоправных действий в экономической сфере, профилактика и потом только предварительное расследование и дознание.
Разумеется, департамент по–прежнему является субъектом оперативно–розыскной деятельности, которая предписана законом. Скажу больше: в Беларуси создана уникальная для стран СНГ модель. Пожалуй, и наиболее эффективная в борьбе с финансовыми преступлениями. Такой ее делает сочетание финансовой разведки и финансовой милиции под эгидой одного конституционного органа, Комитета государственного контроля. Мы не тратим время на передачу документов из одного ведомства в другое.
Выявили взятку или коррупционное, должностное преступление — сами возбуждаем уголовное дело. Причем быстро, в течение нескольких суток или даже дня.
Горе–бизнесмены постоянно изобретают новые схемы, которые мы вскрываем и работаем с опережением. Для этого у нас трудятся профессионалы, имеющие, как правило, два высших образования, юридическое и экономическое.
— Газета регулярно рассказывает о работе финансовой милиции: о выявленных махинациях, возбужденных делах и назначенных наказаниях, о возвращенных в казну миллиардах. Едва ли нужно повторять. Но назовите некоторые итоговые цифры.
— В соответствии с Указом Президента № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» мы сократили количество проверок. Они стали точечными и более эффективными, а выявленные нарушения — более значимыми. Сейчас на одну проверку приходится в среднем 55,6 миллиона рублей возвращенных государству денег на одного работника. В сравнении с 2008 годом — двукратный рост, с 2006–м — четырехкратный. За первые полгода 2008–го было предъявлено к уплате 62 млрд. рублей дополнительных платежей, сейчас — 105 млрд.
Мы сконцентрировались на тяжких и особо тяжких преступлениях, на преступных группах и организациях. В отношении преступных групп и преступных организаций в нынешнем году возбуждено уже 29 уголовных дел, выявлено 252 тяжких и особо тяжких преступления, что составило более 30 процентов от всех выявленных.
— Откуда поступает информация о возможных преступлениях? Только ли из финансовой разведки?
— Если уж мы занимаемся оперативно–розыскной деятельностью, то имеем и свои источники информации. Но я особенно рад, когда бизнесмен просит защитить от недобросовестной конкуренции. От тех, кто работает по теневым схемам, не платит налоги и таким образом выигрывает в цене.
— Сейчас на слуху Черкизовский рынок в Москве. У нас есть подобная проблема с массовой контрабандой и опасными для здоровья изделиями?
— Вопрос есть, если уж мы выявляем теневые схемы. Но проблемы в соизмеримых масштабах — нет! Ситуацию четко отслеживают все, кому положено. Кстати, замечу, что наша работа невозможна без тесной координации с МВД, КГБ, Государственным погранкомитетом, Государственным таможенным комитетом, налоговыми органами, с гражданской частью Комитета государственного контроля.
— А от граждан вы помощь получаете?
— Личный контакт с людьми — для нас один из главных источников информации. Ежегодно на приеме в органах финансовых расследований бывает около 2 тысяч посетителей. Только за январь — июнь 2009 года наши работники провели 195 «прямых линий».
— Не заваливают ли вас жалобами, не мешает ли это основной работе?
— Это тоже основная работа. Если к нам идут на прием люди, значит, чувствуют поддержку. Знают, что и преступника найдем, и нуждающемуся поможем.
В канун праздника хочу поздравить всех работников КГК и ветеранов, пожелать здоровья и успехов в работе на благо белорусского народа.
Скоро состоится редакционная «прямая линия» с Председателем Комитета государственного контроля Зеноном Ломатем. Точная дата и время будут названы в ближайших номерах.
Общественные инспекторы КГК начнут работу с 15.12.2021
С 15.12.2021 в Беларуси начнет функционировать система общественных инспекторов КГК. Это предусмотрено Указом от 10.09.2021 N 339, который опубликован на Национальном правовом Интернет-портале. В нем также определены основные права и обязанности общественных инспекторов КГК.
1. Общественные инспекторы КГК: кто может ими стать
Согласно Указу N 339 на базе КГК будет создана система общественных инспекторов. Лица, желающие стать общественными инспекторами, должны:
— иметь гражданство Беларуси;
— иметь минимальный возраст (25 лет);
— иметь определенный уровень образования (высшее, среднее специальное или профессионально-техническое);
— иметь личные, моральные и деловые качества, которые соответствуют требованиям КГК. Перечень этих требований к общественным инспекторам КГК должен утвердить до 15.12.2021 (п. 3 Указа N 339);
— заявить о добровольном содействии органам КГК (п. 2, ч. 1 п. 4, абз. 5 п. 5 Положения N 339).
Общественными инспекторами не могут быть лица:
— имеющие непогашенную или неснятую судимость;
— совершившие тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий;
— признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
— привлекавшиеся в течение года до дня подачи заявления к административной ответственности за совершение правонарушения против порядка управления (п. 5 Положения N 339, гл. 24 КоАП).
Включать в состав общественных инспекторов и прекращать их полномочия будут руководители органов КГК (п. 6 Положения N 339). Федерация профсоюзов Беларуси, иные общественные объединения (например, РОО «Белая Русь», БРСМ и др.) могут ходатайствовать о привлечении членов этих организаций к работе в качестве общественных инспекторов (ч. 2 п. 4 Положения N 339).
Общественному инспектору КГК будет выдаваться удостоверение. Форму и порядок выдачи удостоверения определит КГК в течение ближайших трех месяцев (п. 8 Положения N 339, п. 4 Указа N 339). Удостоверение необходимо будет предъявить при исполнении обязанностей по требованию должностных лиц организаций и граждан (абз. 5 п. 11 Положения N 339).
2. Цели работы и оплата труда общественных инспекторов КГК
Цель работы общественных инспекторов — оказание содействия органам КГК в проведении аналитических и контрольных мероприятий, реализации иных задач и функций, возложенных на КГК (п. 2 Положения N 339). В частности, общественные инспекторы обязаны незамедлительно информировать работников органов КГК о ставших известными им подготавливаемых, совершаемых (совершенных) преступлениях или иных правонарушениях. При этом они должны соблюдать законность, быть тактичными и вежливыми в общении с должностными лицами и иными гражданами (абз. 3 и 4 п. 11 Положения N 339).
Методическое руководство деятельностью общественных инспекторов будет осуществлять КГК (абз. 3 п. 9 Положения N 339).
Указ N 339 также содержит основные права и обязанности общественных инспекторов КГК (п. 10 и 11 Положения N 339). При этом установлен запрет на выполнение общественными инспекторами самостоятельных действий, которые относятся к компетенции должностных лиц органов КГК (п. 13 Положения N 339).
Как следует из текста Указа N 339, общественные инспекторы по общему правилу будут выполнять свои функции на общественных началах (бесплатно) и в свободное от основной работы, службы (военной службы) или учебы время (п. 7 Положения N 339).
Однако те из них, кто будет активно содействовать органам КГК, могут быть поощрены Председателем КГК и председателями КГК областей. Среди видов возможных поощрений названы: денежное вознаграждение, объявление благодарности и награждение Почетной грамотой КГК (ч. 1 п. 14 Положения N 339). Также допускается одновременное применение нескольких мер поощрения (ч. 2 п. 14 Положения N 339).
Порядок выплаты денежного вознаграждения общественным инспекторам и его максимальные размеры определит Правительство по согласованию с КГК в срок до 15.12.2021 (ч. 3 п. 14 Положения N 339).