Чем занимается кирсанов в романе отцы и дети

Характеристика Кирсанова

Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

Характеристика Павла Петровича

Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

Источник

Павел Петрович Кирсанов — образ и характеристика героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Часто смысл этого романа сводится лишь к конфликту аристократов и разночинцев, «отцов» и «детей». Это слишком упрощённый взгляд.

Да, конфликт поколений — реальность и остаётся таковой до наших дней. Эта реальность существовала всегда, но она не является неизбежностью, что видно из одного только этого романа. Между братьями Кирсановыми («отцами») и Аркадием Кирсановым («детьми») никаких конфликтов поколений не существует.

В романе видны не только идеологические разногласия Павла Петровича Кирсанова и Базарова, но также их психологическая несовместимость. Это два типа людей с противоположным мировосприятием, и даже если бы между ними не было идеологических разногласий, они всё равно ненавидели бы друг друга. Им некомфортно вместе. Каждый из нас хотя бы раз в жизни чувствовал дискомфорт при общении с каким-то определённым человеком, а это означает, что собеседник осознанно или неосознанно давил на психику. Базаров же делал это осознанно, вёл себя развязно, чего Павел Петрович не переносил в людях.

Происхождение и воспитание

Братья Кирсановы воспитывались в семье боевого генерала 1812 г. Это был не очень грамотный, грубоватый человек, всю жизнь отдавший военному делу. При этом он не был злым, заботился о своих сыновьях и дал им хорошее образование.

Мать была типичной генеральшей, командиршей не только в семье, но и в обществе, в основном провинциальном, где командовал её муж сначала бригадой, потом дивизией и в силу своего чина играл значительную роль. Она, как жена генерала, пользовалась своим положением.

Павел Петрович пошёл по стопам отца и стал военным — окончил Пажеский корпус, привилегированное военное учебное заведение для молодых дворян,
а затем поступил на службу в гвардию.

В светском обществе Петербурга он быстро стал своим, вёл ту же жизнь, что и другие молодые люди того времени (это подробно показал А. Пушкин на примере жизни Евгения Онегина). Имел большой успех у женщин.

Его карьера развивалась успешно, но всё изменила роковая любовь, постигшая молодого человека.

Роковая любовь

Однажды встретив на балу княгиню Р., влюбившись в неё без ума, 27-летний офицер Павел Петрович оставил блестящую карьеру военного ради этой женщины.

Её имя — Нелли. Она замужем, но детей нет.

Характер и поведение княгини непредсказуемы. В обществе она кажется весёлой и легкомысленной, танцует и шутит, а по ночам плачет, молится, не находит покоя, мечется по комнате или сидит бледная над Псалтырью. Она то смеётся без причины, то рыдает…

В общении с ней у Павла Петровича всегда оставалась какая-то недосказанность, тяжесть, он не мог разрешить загадку этой женщины и поэтому, любя её страстно, постоянно страдал, её загадочность манила его и мучила.

Когда она уехала за границу, он отправился за нею вслед, бросив и службу, и свою карьеру. Но княгиня уже охладела к нему, от этого его страдания стали еще сильнее. Наконец произошёл полный разрыв их отношений, и Кирсанов возвратился в Петербург. Но за 10 лет отсутствия он потерял все былые связи, утратил навык светской жизни — в прежнюю колею попасть уже не смог. Он начал избегать людей. Его жизнь потеряла смысл. И тогда он отправился в своё имение Марьино.

Скорее всего, так проявляются чувства у людей-однолюбов. Они любят раз и на всю жизнь. Это свойство человека, не зависящее от него самого и не подлежащее осуждению.

Что же касается княгини Р., то здесь налицо какое-то психическое отклонение — эти метания, внезапные переходы от смеха к слезам и т.д. Автор пишет, что «она скончалась в Париже, в состоянии, близком к помешательству». Вот и вся загадка этой женщины, которую так стремился разгадать бедный Павел Петрович.

Внешность

В начале романа Павлу Петровичу Кирсанову около 45 лет. Он среднего роста, красив и хорош собою даже и в этом возрасте — это природное, он с детства отличался красотой.

У него уже седые волосы, коротко подстриженные, но выглядит он моложаво, на лице его нет морщин. Он всегда тщательно следит за своей внешностью: его зубы поражали белизной, руки были с длинными розовыми ногтями. Его облик отличался изяществом и породистостью, сохранённой юношеской стройностью.

В одежде он щепетилен, одет по моде своего времени, дорого, со вкусом и даже в деревне не изменял своим правилам или, как он говорил, «принсипам». В споре с Базаровым Павел Петрович объяснял свою позицию так: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека…». С этим невозможно не согласиться, и ставить этот принцип в число отрицательных качеств человека нельзя. Ещё А. С. Пушкин убеждал, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». А гораздо позже А. П. Чехов расширил эту формулировку, сказав: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Павел Петрович Кирсанов как нельзя лучше соответствовал этой формуле. Он следил не только за своей внешностью, но и за поведением, никогда не позволял себе развязного тона в разговоре с людьми, был учтивым и внимательным.

Характер

Ко всему прочему, Павел Петрович был человеком практичным, с чем соглашался даже брат, хотя именно Николай Петрович в основном хозяйничал в имении.

Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возник острый конфликт, который окончился дуэлью. Формальной причиной дуэли послужило то, что Павел Петрович увидел, как Базаров тайком целует Фенечку.

На дуэли никто не погиб, а Павел Петрович отделался легким ранением.

Что же за разногласия были между Кирсановым и Базаровым?

Идейные разногласия

Павел Петрович считал себя славянофилом (славянофилы верили, что у России свой, особый путь развития, не похожий на западноевропейский), но придерживался либеральных взглядов.

Либерал Кирсанов и нигилист Базаров постоянно спорили об актуальных проблемах того времени: отношении к общественному строю, дворянству, народу, религии, искусству.

Павел Петрович признавал, что общество несовершенно, существует много недостатков в его устроении. Базаров был того же мнения, но считал, что Кирсанов только обличает, а этого недостаточно, надо исправить общество. Главная цель нигилистов — деятельность. Но какую деятельность предлагает Базаров? Разрушить старый мир, а построением нового мира должен заняться кто-то другой: «Сперва нужно место расчистить».

Спор о русском народе. Кирсанова умиляет религиозность и патриархальность народа. Базаров за это же самое презирает мужика. Серьезные расхождения между ними и в отношении к искусству, к природе. Павел Петрович говорит о духовной жизни и необходимости культуры. Базаров же высмеивает всё то, что не имеет практического смысла («читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой глупо, наслаждаться природой — нелепо»), искусство только отвлекает человека от дела.

Чем же окончилась эта дуэль мнений?

Ничем. Победителя в ней нет. Каждый остаётся при своем мнении. В финале Тургенев показывает безжизненность идей обоих героев: Кирсанов уезжает за границу и живёт в Дрездене, не отрекаясь от своих принципов, но понимая, что в России происходит смена эпох, мировоззрений и поколений. Базаров уезжает к родителям и постепенно приходит к осознанию несостоятельности нигилистических принципов. Молодое поколение, заражённое идеями нигилизма, не способно изменить Россию к лучшему, т.к. прежде чем разрушать, надо твёрдо знать, что затем строить. Опыт предшественников игнорировать нельзя.

Вывод

Каждая новая эпоха даёт новых людей, а с ними — новые убеждения, взгляды, идеи. Но смена поколений не должна происходить революционным путём: сломать всё старое и на развалинах старого построить новый мир. Так не бывает. Вернее, бывает, в России так и произошло в 1917 г. Но это неправильный путь. Новое поколение должно брать всё лучшее от предыдущих поколений и развиваться дальше, только тогда возможно движение вперед. Образ Павла Петровича Кирсанова вносит равновесие в идеологический спор двух противников: нельзя искать истину в крайностях, она всегда посередине.

Возможно, Тургенев поэтому и не разделял нигилистических убеждений Базарова и развенчивал их, что предугадывал, к чему это может привести. Новое поколение ещё толком не выработало новых взглядов: нигилизм — переходное состояние мировоззрения героя, и он постепенно сам от него отходит.

Характеристика образа Павла Петровича Кирсанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Характеристика Павла Петровича Кирсанова, образ, описание, внешность, характер в цитатах | «Отцы и дети»

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: описание внешности, личности и характера героя.

Смотрите:
— Все статьи о Павле Петровиче Кирсанове
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Характеристика Павла Петровича Кирсанова, образ, описание, внешность, характер в цитатах | «Отцы и дети»

«. имение, ты, может быть, не знаешь, у них не разделено. » (Аркадий о дяде и отце, глава VII )

«Я живу в деревне, в глуши. « (Павел Петрович о себе, глава X)

«Он с детства отличался замечательною красотой. « (глава VII)

«. от него пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами. » (глава VII)

«Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» (слова Базарова, глава IV)

«Одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны, он быстро шел по дороге. » (глава XXIV)

«Павел Петрович достал свою трость. » (глава XXIV)

Павел Петрович одевается щеголевато, как будто находится в Петербурге, хотя на самом деле он живет в деревне, где это щегольство совсем не обязательно:

«Щегольство какое в деревне, подумаешь!» (слова Базарова, глава IV)

«. родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу. « (цитата о двух братьях Кирсановых, глава I)

«Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, так же как и младший брат его Николай, потом в Пажеском корпусе.» (глава VII)

«. вышел офицером в гвардейский полк. » (глава I)

В молодости Павел Кирсанов был «светским львом» в Петербурге:

«Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. « (глава VII)

«Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.» (Аркадий о дяде, глава IV)

Он является умным мужчиной, по мнению его племянника и брата:

«И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам. « (глава VII)

«. ты самый добрый и умный человек в мире. » (Николай Петрович о нем, глава XXIV)

«. Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича и всегда спрашивал его совета. » (глава VIII)

«А чудаковат у тебя дядя, – говорил Аркадию Базаров. » (глава IV)

«Архаическое явление. » (Базаров о Павле Петровиче, глава IV)

«. и те и другие его уважали за его отличные, аристократические манеры. « (глава VII)

«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. « (глава VI)

«. уважают в нем совершенного джентльмена, «a perfect gentleman». « (глава XXVIII)

«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов. принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. « (глава V)

« – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подергивая плечами. » (глава IV)

«– Вы столь высокого мнения о немцах? – проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович. « (глава VI)

«. Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью. « (глава XXIV)

«И те и другие считали его гордецом. « (глава VII)

«. он стыдился своей заносчивости. » (после дуэли, глава XXIV)

У него есть чувство собственного достоинства. По его мнению, уважение к себе важно не только для самого человека, но и для общества в целом:

«. без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному. bien public <общественному благу (фр.)>. общественному зданию.» (глава X)

«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека. « (глава X)

«Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин. » (глава X)

«С англичанами он держится просто, почти скромно, но не без достоинства. » (глава XXVIII)

Он является самоуверенным человеком:

«. к тому же он был самоуверен. » (глава VII)

«. немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравиться. « (глава VII)

«С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично. » (глава XXVIII)

Он является самолюбивым человеком, по словам Базарова:

«Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство. « (глава VI)

Павел Петрович – слабонервный, чувствительный человек, по мнению Базарова:

«Известное дело: нервы, – перебил Базаров. « (глава VII)

«Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая. « (слова Базарова, глава XXIV)

Он является вспыльчивым и упрямым человеком, по словам его брата:

«Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый. « (глава XXIV)

Павел Петрович не является романтиком и не умеет мечтать, но при этом у него страстная душа:

«Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа. » (глава XI)

Со стороны Павел Петрович кажется холодным человеком:

««Так тебя холодом и обдаст», – жаловалась Фенечка Дуняше. « (мнение Фенечки, глава XXIII)

« Павел Петрович подавлял всех, даже Прокофьича, своею леденящею вежливостью.» (накануне дуэли, XXIV)

«Может быть, только у него сердце предоброе.» (Аркадий о дяде, глава VII)

«. только он, право, хороший человек. « (Аркадий о дяде, глава IV)

«Я недаром всегда утверждал, что ты самый добрый и умный человек в мире. » (Николай Петрович о своем брате Павле Петровиче, глава XXIV)

«. с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил. « (глава VII)

Добрый Павел Петрович неоднократно помогает брату деньгами, когда тот оказывается в трудном положении:

«Я уже не говорю о том, что он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги. » (Аркадий о дяде, глава VIII)

«Павел Петрович не раз помогал своему брату; не раз, видя, как он бился и ломал себе голову, придумывая, как бы извернуться, Павел Петрович медленно подходил к окну и, засунув руки в карманы, бормотал сквозь зубы: «Mais je puis vous donner de l’argent» <Но я могу дать тебе денег (фр.)>, – и давал ему денег. » (глава VIII)

Павел Кирсанов является отзывчивым человеком, который рад помочь любому человеку, по словам его племянника Аркадия. Он также всегда вступается за крепостных крестьян:

«. он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян. » (Аркадий о дяде, глава VII)

«. ты недаром так много жил с людьми, ты их хорошо знаешь: у тебя орлиный взгляд. « (глава VIII)

«. он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его – грешно. « (глава VII)

«. но жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает. « (глава XXVIII)

«На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось. « (глава VII)

«Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею. » (глава VII)

«. человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен. « (глава VII)

«Дамы находили его очаровательным меланхоликом, но он не знался с дамами. « (глава VII)

Так Павел Петрович Кирсанов из светского льва превратился в мизантропа, то есть начал избегать общества людей. В итоге он поселился в имении в глуши, где и живет с братом в начале романа:

«Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. » (глава VII)

«. его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа. « (глава XI)

«Я люблю детей: покажите-ка мне его. « (он просит показать ему племянника Митю, глава VIII)

Он считает себя либеральным человеком, любящим прогресс:

«. меня все знают за человека либерального и любящего прогресс. » (глава X)

«Он придерживается славянофильских воззрений. « (глава XXVIII)

Судя по всему, Павел Петрович, является поклонником всего английского. Он устроил свою жизнь в деревне на английский манер:

«. он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус. » (глава VII)

Он читает книги и газеты на английском языке:

«Он стал читать, все больше по-английски. « (глава VII)

«Он держал в руках последний нумер Galignani*. « (глава IV)

(*«Galignani´s Messenger», «Вестник Галиньяни» – газета на английском языке, издавалась в Париже)

Он пьет какао и зеленый чай (эти продукты считались дорогими напитками в то время):

«. велите купить для меня зеленого чаю. « (глава VIII)

Он хорошо играет в вист (в карты), но по каким-то причинам всегда проигрывает:

«. за то, что он мастерски играл в вист и всегда проигрывал. « (глава VII)

Павел Петрович ненавидит главного героя романа, нигилиста Евгения Базарова, который приезжает на каникулы в гости к Аркадию. По мнению Павла Петровича, Базаров с его идеями нигилизма плохо влияет на неопытного Аркадия:

«Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.» (слова Павла Петровича о Базарове, глава X)

Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острый конфликт. Герои не могут терпеть друг друга. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров тайком целует Фенечку. Чаша терпения господина Кирсанова переполняется, и он вызывает дерзкого Базарова на дуэль. К счастью, в результате дуэли никто не погибает, Павел Петрович отделывается легким ранением:

» Мы друг друга терпеть не можем. Чего больше?» (Павел Петрович о себе и Базарове, глава XXIV)

«Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… который до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений.» (глава XXIV)

В конце романа Павел Петрович уезжает жить за границу:

«Это Павел Петрович. Он уехал из Москвы за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене. » (глава XXVIII)

Источник

Павел Петрович Кирсанов

В образе Павла Петровича Кирсанова И.С. Тургенев воплотил традиционные черты либерально настроенной части русского дворянства. В романе ему отведена роль представителя гвардии «отцов» и самого яростного оппонента Базарова. Поскольку образ этого главного персонажа является собирательным, у него нет реального прототипа. Большая часть жизненной истории Павла Петровича остается за страницами произведения.

Описание героя

Чем занимается кирсанов в романе отцы и дети. Смотреть фото Чем занимается кирсанов в романе отцы и дети. Смотреть картинку Чем занимается кирсанов в романе отцы и дети. Картинка про Чем занимается кирсанов в романе отцы и дети. Фото Чем занимается кирсанов в романе отцы и дети

Б. Химичев в роли Павла Петровича. Х/ф «Отцы и дети», 1983

Павел Петрович – мужчина лет сорока пяти, аристократ до кончиков ногтей с изящными манерами и красивой, породистой внешностью: «красивый, изящно одетый», «лицо его… необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

У него есть младший брат Николай, с которым он проживает в поместье, и два племянника – старший Аркадий и маленький, недавно родившийся, Митя. Автор почти не дает информацию о детских годах этого героя. Известно лишь, что он вырос в семье, главой которой был малограмотный и грубый отец, дослужившийся до генеральского чина: «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».

После домашнего обучения Павел, благодаря связям отца, продолжил учебу в Пажеском корпусе, быстро и легко продвигаясь по карьерной лестнице: «вышел офицером в гвардейский полк». Наряду с новыми званиями он приобретал авторитет в аристократических кругах Петербурга, где «его уважали за его отличные, аристократические манеры» и наделили статусом светского льва. Мужчины втайне завидовали ему, а женщин сводило с ума его холодное равнодушие: «…ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»

В жизни Павла Петровича была история любви, которую можно назвать не иначе, как роковой. Предметом этой страсти была графиня Р., ради которой Павел пожертвовал блестящей военной карьерой: «Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней». «Года четыре провел он в чужих краях, гоняясь за нею…»

В итоге эта любовь оказалась безответной и разрушительной. Она морально уничтожила молодого человека, превратив его в мизантропа, избегающего общества: «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» После известия о смерти графини Павел Петрович навсегда закрыл свое сердце, до которого не смогла достучаться ни одна женщина. Вскоре он навсегда обосновался в своем имении, где и предстал перед читателем в самом начале романа.

Несмотря на пережитую драму и связанные с ней страдания, Павел Петрович и по прошествии лет все еще остается видным и эффектным мужчиной. Он седовлас и невысокого роста, но ему удается сохранять ту «юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». Его ухоженность сквозит буквально во всем: безупречный и модный костюм дополняет белоснежный, каменно накрахмаленный воротничок, он пользуется дорогим «благородным» парфюмом, его идеально ухоженные ногти, по словам Базарова, можно отправлять на выставку. У Павла Петровича белоснежные зубы и красивый бархатный голос: «…заговорил он приятным голосом». Особенно хороши были его продолговатые черные глаза, которые казались еще прекраснее на фоне мраморной кожи лица: «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд…»

Несмотря на проживание в сельской глуши, Павел Петрович заявляет: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека». Он является подражателем всему английскому: заказывает себе английскую одежду: «…одетый в темный английский сьют…», дорогое какао и зеленый чай, читает английскую прессу: «Он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…» Манеры Павла Петровича соответствуют его образу жизни. Он всегда и везде старается вести себя по-джентельменски, поэтому ему так отвратительно поведение Базарова: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Именно Базаров является тем человеком, который может вывести Павла Петровича из себя. Нередко его вспыльчивая натура не выдерживает, и, казалось бы, начавшаяся мирно беседа заканчивается бурным спором. О взрывном характере Павла говорит его брат Николай: «Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый».

Внешняя холодность Павла Петровича нередко отпугивает людей. Особенно настороженно к нему относятся простолюдины. Но в глубине души старший Кирсанов является отзывчивым и участливым человеком. Он почти никогда и никому не отказывает в просьбе, а также защищает интересы крепостных крестьян, правда, беседуя с ними, «он морщится и нюхает одеколон». Его брат Николай ценит в нем такие качества, как ум, великодушие и честность, что, по его мнению, является поводом для еще большего уважения: «Ты такой же благоразумный, как и великодушный… безукоризненно честный человек», «…ты самый добрый и умный человек в мире».

В то же время, в характере Павла Петровича присутствуют такие черты, как заносчивость и гордость. Сам он оправдывает это тем, что человек без самоуважения не может быть полноценным как для общества, так и для самого себя: «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе…нет никакого прочного основания общественному благу». Иногда он бывает насмешливым и как то по-забавному желчным: «С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично».

К своему брату Николаю он относится с огромной теплотой и любовью. Этому не мешает даже огромная разница в их характерах: «…с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил». Он бескорыстно предлагает Николаю помощь, когда того настигают финансовые трудности, ничего не требуя взамен. По сути, Павел Петрович – глубоко несчастный человек, «мертвец» в душе, как говорит о нем Аркадий. Виной всему его несчастная любовь к графине Р. Возможно, поэтому он так трепетно относится к своей семье, – любовь к брату и племяннику компенсирует ему то, что он недополучил в своей жизни.

Все меняется с приездом в имение Базарова. Умеренный, сдержанный Павел Петрович не в силах сдерживать ненависть по отношению к внезапному гостю. Прежде всего, он считает, что Евгений с его философией отрицания плохо влияет на Аркадия. Личная неприязнь усугубляется развязностью манер, цинизмом, неоправданной гордостью Базарова. Но больше всего самолюбие Павла Петровича ущемлено тем, что Базаров так же презирает его. Он не может принять того, что его, уважаемого человека, аристократа пытается оспаривать какой-то наглый нигилист.

В спорах, как правило, побеждает Базаров, и это еще больше разогревает Павла Петровича. Он понимает, что Базаров не оставляет ему никакой надежды, перечеркивая всю его бессмысленную и пустую жизнь. По этой причине он часто срывается, употребляя оскорбления, ехидные замечания и насмешки. Базаров же остается спокойным, приберегая силы для основной схватки.

Дебаты, которые разгораются между противниками, носят не частный характер, они спорят о будущем устройстве России. В них очень хорошо проявляются общественно-политические взгляды Павла Петровича. Рассматривая роль дворянства, Кирсанов жестко отстаивает позицию, согласно которой движущей и развивающей силой общества является аристократия. Он верит, что при помощи либеральных реформ и гласности аристократы приведут страну к так называемой «английской свободе». По мнению же Базарова, от аристократов вообще нет никакой пользы.

В следующем споре на тему нигилизма и его роли Павел Петрович резко осуждает это течение за пропаганду неуважения, отрицания и беспринципности. Говоря о бессилии нигилистов, Павел Петрович едко замечает: «Вас всего четыре с половиной человека» и сразу получает ответ Базарова: «От копеечной свечи Москва сгорела».

В спорах о народе Павел Петрович делает ставку на семью, христианство, крестьянскую общину, прославляя русскую патриархальность. Базаров же утверждает, что народ настолько невежественен, что не в силах понять собственных интересов. Нигилизм, по его утверждению – это и есть воля народного духа.

Наконец, в споре о природе и искусстве Кирсанов прославляет и то и другое, считая это одной из наивысших человеческих ценностей. В этом вопросе Тургенев четко принимает позицию Павла Петровича. Базаров отрицает и то и другое: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а Рафаэль, по его мнению, вообще не стоит ломаного гроша.

Ни в одном из споров герои не достигают компромисса, а последнее слово всегда остается за Базаровым. Таким образом, дуэль можно рассматривать, как логическое завершение этого противостояния. Именно с помощью нее Кирсанов надеется одержать победу над Базаровым, который считает это решение глупостью: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!». Поэтому их поединок, как известно, заканчивается лишь легким ранением Павла Петровича. «Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически».

Роль героя в произведении

Павел Петрович – это тот персонаж, без которого роман потерял бы свою идейность. Столкновением Кирсанова и Базарова автор демонстрирует проблему разногласий между дворянами и разночинцами-демократами. Представляя Кирсанова, как человека, принадлежащего к «сливкам» аристократии, он показывает его честность, щедрость, сочувствие крестьянам, но, в то же время, с помощью тонкой иронии делает вывод о безжизненности принципов этого барина. Образом Павла Петровича Тургенев показал поколение, которому ничего не остается, как сойти с дистанции и со стороны наблюдать за прогрессом. Финал истории старшего Кирсанова происходит в Дрездене, где он живет в одиночестве, вдали от семьи и родины.

Развитие героя по мере сюжета

В финале романа герой выбирает одиночество и покидает Россию. Его любовь, ставшая для него всей его жизнью, умерла, забрав с собой все живое, что когда-то было в его душе. Мертв и Базаров, не давший этой душе окончательно завянуть. За эти долгие годы Кирсанов смирился, стал спокойным и равнодушным. Завершая историю бесполезной жизни Павла Петровича, Тургенев сочувственно отмечает: «Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает». То ли упрек, то ли усмешка звучат в последних словах, посвященных герою: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот предмет – единственное, что связывает с родиной «мертвеца» Павла Петровича Кирсанова.

Отношение автора к герою

И.С. Тургенев разделяет высокие нравственные принципы Павла Петровича, но понимает, что они неспособны прижиться в той действительности, в которой он существует. Тургенев также акцентирует внимание на его отсталости от жизни. Все, что составляет жизнь Павла Петровича – это строгое следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и от которых не в силах отказаться. Сам же писатель не видит никакого смысла в таком существовании, потому что оно лишено какой-либо цели. Смысл жизни окончательно был утрачен Павлом Петровичем после разрыва с княгиней Р. По этой причине и называет автор своего героя «мертвецом».

В спорах Павла Петровича с Базаровым писатель придерживается нейтралитета и не поддерживает ни одну из сторон. Следовательно, конфликт отцов и детей остается открытым. Понимая всю глубину проблемы, автор не знает, как разрешатся вопросы, поднятые его персонажами. Тем не менее, эти вопросы и придают особую остроту повествованию, раскрывают образы каждого героя и показывают победу новых идей над старым отжившим миром «отцов».

Экранизации героя

В экранизациях разных годов роль Павла Петровича Кирсанова исполняли такие актеры, как Николай Никольский, Бруно Фрейндлих, Андрей Смоляков, Евгений Велихов. В 1983 году зрители познакомились с очередной постановкой режиссера Вячеслава Никифорова. Для исполнения роли Кирсанова был приглашен актер Театра им. Моссовета Борис Петрович Химичев (1933-2014). К тому времени в копилке актера уже насчитывалось 25 сыгранных ролей. Впоследствии сам актер будет считать роль в фильме «Отцы и дети» одной из самых значимых в своей карьере.

Кинокритики отмечали, что Павел Петрович в исполнении Химичева предстал перед зрителем «изящным рыцарем с глазами раненой серны, человеком чрезвычайно симпатичным и тонко обаятельным». Актеру удалось создать образ не только барина-аристократа, но и показать судьбу глубоко несчастного и одинокого человека, принявшего решение добровольно отречься от этого мира. Химичев сумел привнести в фильм ту лирическую ноту, которую можно назвать элегией одиночества, и которой огромное значение придавал сам Иван Сергеевич Тургенев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *