Чем занимается литературный редактор

Редактор текста: кто это такой и что он делает?

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Привет всем читателям блога iklife.ru! Сегодня предлагаю рассмотреть ещё один вариант работы на дому.

Профессия редактор непростая, но интересная, для творческих личностей. Ещё она для целеустремлённых, амбициозных, с организаторскими способностями. В статье разберём, кто такой редактор, как им стать, что делает и сколько зарабатывает специалист. Итак, поехали!

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Начну с того, что это одна из самых древних профессий. С развитием книгопечатания появилась потребность в редактировании текста. Возникла необходимость в человеке, который бы следил за грамотностью печатного слова, правильным сложением его в предложения, ясностью и интересом для читателя.

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Со временем редактура охватила все сферы стилистической деятельности. Работа в отрасли литературы, средств массовой информации не представляется возможной без участия редактора. Газеты, журналы, книги, статьи на сайтах, прежде чем попасть на глаза читателю, проходят через руки этого специалиста.

Редактор – кто такой и чем занимается

Название профессии берёт свое начало от латинского «redactus», что означает «приведённый в порядок». Что же приводит в порядок редактор? Конечно же, текст. Он отвечает за подготовку его к публикации.

В этот процесс входит:

Но не только это. Редактор совмещает в себе навыки журналиста, копирайтера и даже корректора. Это ещё и менеджер/управленец, т. к. ему приходится вести дела с авторами, издательствами и другими службами.

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Разновидности профессии

Редактор – профессия креативная и многогранная. Всё зависит от того, в каком профиле вы желаете творить, каким редактором хотите стать:

Развитие и популярность интернета сделали возможным всем этим заниматься удалённо и приоткрыли завесу над ещё одной разновидностью профессии – редактора электронного издания/редактора сайтов/контент-редактора.

Функциональные особенности последнего отличаются лишь тем, что вся работа проводится онлайн, а публикации представлены широкой читательской аудитории в электронном виде.

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Какие обязанности выполняет редактор

Бытует мнение о том, что основной и единственной обязанностью редактора является правка печатного текста. Глубокое заблуждение, потому как без специального образования, дара к написанию текстов и пониманию стилей речи, без врождённой или приобретённой грамотности, профессионалом не станешь.

Редакторская деятельность – нелёгкий творческий процесс и просто так, как говорится «с улицы», на эту должность не попадёшь, нужно иметь определённые навыки и уметь выполнять определённые обязанности.

Должностные обязанности редактора:

Это далеко не весь спектр обязанностей. Он может быть дополнен, расширен или, наоборот, сокращён в зависимости от штатных особенностей, наличия или отсутствия специалистов, а также концепции редакции/организации/сайта.

Важные профессиональные качества

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Кто может стать редактором? Кому подойдёт эта профессия? Какими качествами должен обладать человек, желающий стать профессионалом в этом деле?

Увы и ах, многих придётся расстроить: далеко не каждый, кто уже сейчас видит себя в редакторском кресле, может добиться успеха. Необходимо обладать многими личностными качествами, от которых будет зависеть результат работы.

эта работа для вас. Если же каких-либо из перечисленных качеств у вас нет, не беда, «нет предела совершенству» – их в себе можно развить при желании. Отличным подспорьем будет опыт в журналистике, педагогической деятельности в области филологии, знание языков. И главное – любить то, чем занимаешься.

Целеустремлённый, уверенный в своих способностях профессионал, имея за спиной солидный багаж знаний и навыков, невостребованным не окажется.

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Плюсы и минусы профессии

Как в любой другой профессии, в работе редактора есть свои плюсы и минусы.

К позитиву можно отнести:

Выход в свет очередного издания приносит радость и удовлетворение от проделанной работы. Сама работа, будь то статья или книга, влечёт за собой формирование мнения, отношения, вкусов и пристрастий читателей. Во многом это заслуга редактора.

К минусам, в первую очередь, относятся медицинские противопоказания:

Профессия высоко востребованная, т. к. редакционные организации, интернет-ресурсы стремительно развиваются. Всё больше новых проектов появляется каждый день, и необходимость в грамотной и своевременной редактуре увеличивается в разы.

Сколько можно зарабатывать

Вопрос, на который сложно ответить однозначно. Гонорар редактора может зависеть от многих составляющих: образования (оно обязательно должно быть высшим филологическим или журналистским, на крайний случай, педагогическим), квалификации, места работы (что очень важно), вашего опыта, сложности выполняемых проектов, сопутствующих навыков (знание иностранных языков, например) и др.

Немаловажный фактор, влияющий на уровень дохода – большая конкуренция. Понятно, что престижное издательство новомодного журнала или редакция книжного издательства более конкурентоспособны и зарплаты там в разы выше, нежели редакция районной периодики или электронного издания.

Трудоустройство

Как стать удалённым редактором? Как уже было сказано выше, без опыта никто не доверит вам свой проект. Обычно карьера начинается с работы копирайтером, по мере обучения и повышения уровня профессионализма в этой сфере, уже можно рассчитывать на должность редактора.

Устроиться можно так же, как и на любую другую удалённую работу, ищите и отзывайтесь на вакансии на биржах фриланса.

Заключение

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Вывод каждый, думаю, сделал для себя сам. Работа, позволяющая совместить приятное с полезным, хобби превратить в источник дохода.

Если вы серьёзно задумались о том, чтобы заняться этой работой, то вот вам напоследок несколько советов от уже состоявшихся профи в этой нише:

“Ох, нелёгкая это работа…” Ну, а кто говорил, что будет легко? Зато как потом будет приятно похвастаться своим умением даже самую скучную статью превратить в шедевр.

На этом всё, друзья. Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Делитесь своими мнениями, соображениями. Жду ваших комментариев. До встречи на страницах блога.

Источник

Редактор

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Редактор (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это специалист, профессионально занимающийся редактированием, т.е. подготовкой к выходу в свет произведений (статей, литературных произведений), а также подготовкой к выпуску изданий в целом (книг, журналов, интернет-изданий). Сегодняшние книги, газеты и журналы издаются не только на бумаге. Они могут выходить в виде компакт-дисков для чтения, просмотра и даже для прослушивания (аудиокниги). Кроме того, многие периодические издания давно и успешно существуют в Интернете. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

К обязанностям редактора относятся разработка концепции будущего издания, заказ (или поручение) написания текстов, оценка авторского текста и его литературная обработка. Также редактор работает с иллюстраторами и художниками-оформителями, корректорами и верстальщиками. В крупных книжных издательствах проблемами художественного оформления занимается художественный редактор. Он разрабатывает концепцию оформления вместе с редактором издания и затем ее реализует.

В крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами.

Главный редактор отвечает за стратегию всего издательства, определяет его тематику и, совместно с финансовым директором, маркетинговую политику издательства. Ему подчиняются редакторы отделов, редакций или серий. Они работают с авторами, заказывают рукописи, оценивают готовые рукописи, принимают решение о доработке и непосредственно в этой доработке участвуют.

Часто книжные издательства приглашают для работы над рукописями литературных редакторов со стороны. А если необходимо оценить материал с научной точки зрения, приглашают научных редакторов – специалистов в конкретной области знаний (медицина, химия, литературоведение и т.д.).

Обучение на Редактора

Курсы

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

В крупных газетах и журналах, в интернет-издательствах, как правило, работают штатные литературные редакторы. Они отвечают за литературную грамотность текстов. Иногда вмешательство редактора в текст оказывается очень значительным. Он литературно обогащает, а иногда полностью переписывает статьи, написанные непрофессиональными авторами. При этом не только устраняются ошибки, но и меняется стилистика в целом и даже структура статьи. Такое вмешательство называется рерайтом.

Литературные редакторы в периодике работают под руководством главного и выпускающего редакторов. Если главный редактор отвечает за единую редакционную политику газеты или журнала, то выпускающий – за ее конкретное воплощение в каждом выпуске. Выпускающий редактор отвечает за своевременный выход газеты или журнала, взаимодействует с типографией, координирует работу журналистов, литературного редактора, корректора, иллюстраторов, верстальщика и главного редактора, если он участвует в качестве автора (например, пишет в «Колонку главного редактора»).

Выпускающий редактор участвует в разработке планов публикаций, вносит предложения по размерам гонораров, замещает главного редактора в его отсутствие и т.д.

Работа над интернет-сайтом ведется иначе, там некоторые функции выпускающего редактора выполняет контент-менеджер либо руководитель интернет-проекта. Интересно, что в разных редакциях разделение труда происходит по-разному.

В некоторых журнальных и газетных редакциях работают редакторы по работе с авторами (ищут авторов, формулируют задания для них и пр.), редакторы иллюстраций (бильдредакторы). В других эти обязанности выполняет выпускающий редактор.

Что касается руководящих должностей, то помимо главного и выпускающего редакторов, в периодике существуют ответственный секретарь и шеф-редактор.

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Ответственный секретарь – грань между ним и выпускающим редактором порой неразличима, и в некоторых редакциях выпускающий редактор именуется ответственным секретарем (и наоборот). Главное различие в том, что ответсек больше ориентирован на технологию процесса, а выпускающий редактор контролирует содержание выходящих газет и журналов.

Шеф-редактор необходим тогда, когда в издательском доме выходит сразу несколько изданий, и главный редактор не может заниматься ими всеми с должной отдачей. Шеф-редактор проводит издательскую политику в конкретной газете или конкретном журнале.

Есть такое заблуждение, что редактор – это человек, который лишь правит чужие тексты. Но все выдающиеся редакторы – от А. Пушкина с его «Современником» до П. Гусева, руководящего «Московским комсомольцем», – люди пишущие. Для работы редактором (независимо от места работы и конкретной должности) необходимо хорошее гуманитарное образование и умение создавать собственные тексты, понимать природу слова, различных жанров и стилей «изнутри». При этом желательно иметь диплом редактора, журналиста, литературного сотрудника или филолога. Однако редактор должен хорошо разбираться в тематике своего издания и постоянно развиваться в этом направлении. Часто редакторами (научными и даже главными) становятся специалисты в соответствующих областях. Например, профессиональный биолог может руководить журналом о животных.

Источник

Редактор: кто стоит за спиной у писателя? Сколько зарабатывает хороший редактор?

Вы любите читать книги и журналы? Но ведь мало написать книгу или статью, оказывается за писателями стоят редакторы, корректоры и порой целые издательства, которые помогают нашим любимым книгам увидеть свет.

Давайте разбираться, кто же такой редактор.

Профессия редактор: кто и чем занимается?

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Редакторы есть везде, где есть тексты: в любом печатном издании будь то газета или журнал, в издательстве, даже на интернет-сайтах и телевидении.

В 2006 году вышел замечательный фильм «Дьявол носит Прада», где одну из главных ролей сыграла Мэрил Стрипп – главного редактора модного журнала «Подиум». Здесь главный редактор предстает перед зрителем деспотичным, очень требовательным руководителем, которого боятся и ненавидят. Одним словом «железная леди». Но при этом все понимают, что работа с этим человеком открывает огромные перспективы в карьере.

Конечно не все редакторы такие, но когда человек занимает руководящую должность, это накладывает на него определенный отпечаток.

Фильм интересный, советую посмотреть, если еще не видели)).

Работа редактором связана с проверкой и исправлением ошибок в тексте, отбором авторов для публикаций и работа с ними напрямую. Готовит тексты к печати или к публикации в интернете, «наводит лоск» и редактирует в соответствие со стилистикой издания.

На телевидении редактор ищет новости, пишет или правит тексты для дикторов, организует съемки.

В зависимости от выполняемых задач редакторы бывают:

В настоящее время редакторы очень востребованная профессия. Очень часто у авторов интересные идеи и мысли, которые они не всегда могут грамотно изложить в тексте, чтобы это было понятно и интересно читателям, тогда на помощь приходят редакторы.

Редактор: творчество или рутина?

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Как сказал Конфуций: «Найди себе дело по душе и тебе больше никогда не придется работать» (с).

Редактор крутая, интересная и творческая профессия. У такого человека должно быть развито своеобразное «чутье». Ведь из множества рукописей, которые попадают ему в руки, надо рассмотреть и выбрать те, которые будут иметь успех у читателя. Или произведут эффект разорвавшейся бомбы. Это дорогого стоит.

Есть редакторы, которые сами пишут тексты и ведут свои колонки в печатных изданиях. Вот где огромный простор для воображения и самовыражения. И это очень здорово, потому что такие редакторы лучше понимают писателей и находят с ними общий язык.

Редактор еще должен быть немного психологом, это же к каждому автору надо найти индивидуальный подход, проявить креативность в этом вопросе.

Куда пойти учиться?

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

На редакторов обычно идут люди, которые еще с детства любили делать стенгазеты, даже не так, могли организовать этот процесс. Любили читать и писать сочинения.

Чтобы стать профессионалом необходимо получить образование в ВУЗе, вот некоторые в Москве:

Отличные редакторы выходят из филологов, журналистов и даже учителей.

Образование – это только полдела. Еще нужен опыт, эрудиция, любовь к чтению.

Чтобы стать редактором необходимо иметь профильное образование, но с другой стороны совсем необязательно. Среди людей этой профессии встречаются и с техническим образованием, куда более важно наличие таланта в писательстве и желание учиться и развиваться в данной профессии.

Где работать?

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Должность редактора есть в издательствах, в разных газетах, журналах, на телевидении, радио, на новостных и развлекательных интернет-сайтах. Везде, где есть текст – нужен редактор, потому что ни одно крупное издание не позволит себе публиковать некачественные статьи, написанные корявым и неинтересным языком.

Плюсы и минусы профессии

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Фильм «Предложение» 2009 года хоть по большей части и романтическая комедия, но хорошо демонстрирует недостатки работы редактором.

Героиня, которую сыграла Сандра Баллок, главный редактор книжного издательства. И в начале фильма показан ее рабочий день, как она читает рукопись и одновременно занимается спортом на велотренажере.

В течении фильма показано, как она общается с проблемным писателем, как уговаривает выступить на шоу.

Детский редактор

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Это особый вид редакторов, у которого самый притязательный читатель – дети. И большая ответственность перед ними, чтобы книги выходили грамотными, интересными и красочными.

Детскому редактору необходимо разбираться и интересоваться детской психологией, а еще лучше иметь своих детей, но это совсем не обязательно. Понимать какие темы и герои интересуют современных детей, если мы говорим о детях постарше. Можно закончить курсы или даже получить какое-то начальное образование в сфере детской психологии.

Работа редактора, в принципе не важно какого детского, литературного, научного и т.д, подразумевает организаторскую и передовую деятельность. Поэтому в этой профессии важны следующие качества:

Редактор-удаленщик

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Эта профессия как нельзя хорошо подходит для удаленной работы. Но не надо путать удаленку и фриланс.

Удаленный работник – это тот, кто в основном работает по трудовому договору, но, не посещая офис.

Фрилансер – это тот, кто работает по временному договору, обычно нанимают под конкретный проект/работу. Сам себе определяет количество заказов и работы.

Редактор-удаленщик востребован в основном в разных интернет проектах: сайты, интернет-магазины, даже инстаграм, везде где есть текст и не требуется личное присутствие в офисе.

Редактор, который работает дистанционно, должен быть организованный и дисциплинированным человеком, чтобы дома выстроить четкий график работы и перерывов и соблюдать его.

Найти подобные вакансии можно на различных сайтах и биржах, вот некоторые из них:

Сколько платят?

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Наибольшее количество вакансий открыто в Москве и Московской области. Уровень зарплаты колеблется от 30 т.р до 50 т.р в месяц, все зависит от опыта и самой компании, куда требуется редактор и от выполняемых им работ.

Работа редактором подразумевает еще и удаленную работу. Если Вы живете в России, то для нашей страны это средний уровень дохода и на него можно прожить. Если Вы хотите, например уехать на зимовку в Азию, то этих денег Вам тоже хватит, чтобы там жить, а вот если жить в Европе, с учетом нынешнего курса валюты, то Вам придется искать еще одну подработку, а может и не одну.

Дополнительные знания и навыки

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Человек, занимающий должность редактора, должен идти в ногу со временем, если конечно он хочет развиваться в этой области. Любить учится, профессия достаточно обширная и важно умение быстро вникать и разбираться в новых темах для себя, может быть получить дополнительное образование.

Знание иностранных языков идет только в плюс, особенно, если Вы хотите работать удаленно в иностранной организации.

Знание деловой этики и искусство переговоров. К сожалению, этому не учат в ВУЗах, но существует множество тренингов и курсов, где за небольшой промежуток времени Вы освоите данные навыки.

Так же как и во всех профессиях, у редакторов тоже бывает профессиональная деформация. Что это? Если в двух словах то, когда человек свои профессиональные привычки переносит в повседневную жизнь.

Например, когда редактор в обычной жизни, общаясь с людьми, каждую фразу разбирает на предмет грамотности, логики и стиля. Когда людей в жизни оцениваешь по тому, как они говорят: правильно/неправильно ставят ударения в словах.

Даже самый хороший и одаренный редактор время от времени становится неспособным к объективной оценке, понимание и внимательность снижается, что недопустимо для редактора. Это состояние необходимо у себя отслеживать и бороться с ним, иначе, потом будет сложно из него выйти.

А чтобы этого не случилось, редактору необходимо находить время читать книги: классику или современные, не важно. Хорошая литература помогает отвлечься от рабочего застоя и информационного потока, который нас окружает.

Перспективы профессии

Чем занимается литературный редактор. Смотреть фото Чем занимается литературный редактор. Смотреть картинку Чем занимается литературный редактор. Картинка про Чем занимается литературный редактор. Фото Чем занимается литературный редактор

Карьерный рост редактора зависит от места его работы. Например, редактор журнала/газеты или интернет-издания.

Обычно в этих организациях редакторами становятся журналисты/корреспонденты, тогда перспектива карьерного роста может быть следующая: журналист – редактор – выпускающий редактор – главный редактор.

Редактор в книжном издательстве. В небольших издательствах редактор может исполнять сразу несколько ролей: быть и выпускающим редактором и литературным одновременно, он же и корректор и взаимодействует с типографией.

В крупных издательствах есть разделение труда и это гораздо облегчает работу, уменьшает количество ошибок и более правильный подход, с точки зрения организации работы.

В книжных издательствах есть вакансия внештатного редактора, это хороший вариант, например, для студентов или в качестве подработки. Если есть специальное образование можно попробовать устроится младшим редактором – помощник выпускающего редактора, который отвечает за выпуск книги в целом.

Основной перспективой профессии является открытие собственного бизнеса. За годы работы от журналиста до главного редактора у Вас накопится уникальный опыт руководителя, исполнителя и связей для того, чтобы организовать свое дело.

Заключение

Редактор очень интересная, многогранная и специфическая профессия. Она требует выдержки, самообладания, множества умений. Но самое главное это умение учиться, впитывать новые знания и желание развиваться в своей области.

Источник

Сколько зарабатывает редактор в издательстве

В Санкт-Петербурге

Наша новая героиня работает в издательстве, которое выпускает детскую литературу и классику. Она рассказала о том, почему в книгах крупных издательств так много опечаток, на какую подработку можно рассчитывать, если профессионально занимаешься текстами, и с какими причудами наследников писателей приходится мириться, чтобы подписать договор.

Образование

Высшее образование я получила с третьей попытки, но все они были связаны с книгами.

Выросла я в Томске. Со старших классов школы мечтала уехать в Питер, поступить в Муху и стать книжным иллюстратором. В Томске на иллюстраторов тогда еще не учили, а Питер был городом мечты — там хотелось оказаться в любом случае.

Для подстраховки я поступила на томский филфак. Литература и русский мне нравились, и я успешно сдала экзамены. Мне казалось, что учиться на филфаке будет интересно. Но вот кем работать после выпуска? Этого я не знала — и потому не видела себя в будущем филологом. Преподавать я бы точно не смогла.

В Муху я не поступила, провела первый курс на филфаке. Это было очень хорошее образование: знания, полученные всего за год, до сих пор помогают мне в моей нынешней работе. Но тогда я этого не ценила и следовала за своей мечтой — поехала в Питер поступать еще раз.

Поступила на книжную графику. Филфак бросила. А через два года была отчислена и из Мухи: богемная жизнь, которая у меня началась вдали от дома, не пошла мне на пользу. Я вышла замуж и осталась без профессии.

Это был 2006 год. Сначала я устроилась няней — моей дневной зарплаты хватало только на проезд и еду. Потом работала продавцом-консультантом в книжном магазине «Буквоед» за 8000 Р в месяц. Снимать жилье не требовалось: у мужа была своя квартира, в ней мы и жили. Но он не работал, занимался творчеством, которое почти не приносило дохода. В перспективе вырисовывалась жизнь за чертой бедности. Надо было браться за ум и что-то решать с учебой и работой.

Восстанавливаться туда или сюда было стыдно, и я стала искать новый вариант «книжной» профессии. На филфаке я слышала, что в Питере учат на редакторов в Северо-Западном институте печати. Я разведала, что требуется для поступления, и стала готовиться к этому в течение года — мне помогали старые школьные и филфаковские конспекты. Книги и учебники брала в библиотеке или в «Буквоеде».

Поступать пришлось на вечернее отделение, потому что я уже не могла оставить работу: материально мне никто не помогал. Мама обеспечивала меня, пока я была мухинской студенткой. Муж меня содержать не собирался.

В Институте печати я проучилась шесть лет — и наконец-то получила диплом. Мне повезло: с конца первого курса я уже работала по специальности благодаря рекомендации преподавателя. Меня взяли младшим редактором в небольшое издательство, выпускающее альбомы по искусству.

Мой директор, она же главный редактор, научила меня корректуре и редактированию. С 10:00 до 17:30 я работала, с 18:30 до 21:30 — училась. Знания, полученные на работе, порой опережали теорию, которую нам давали в институте.

Место работы

Четыре года назад маленькое издательство, в котором я проработала восемь лет, закрылось, и мне пришлось искать другую работу. Выяснилось, что это большая проблема. Дело в том, что около 85% книжных издательств находятся в Москве, 10% — в Петербурге и только 5% — по всей остальной России. Я жила в Питере и хотела заниматься именно книгами. И тут оказывается, что вакансий просто нет. Можно устроиться редактором в какое-нибудь интернет-издание, можно найти что-нибудь вроде вычитки брошюр с гороскопами или рецептами. Но книги — в Москве. Я даже думала, что придется покинуть город мечты и переехать в столицу исключительно ради работы.

Однако я не сдавалась и стала искать через однокурсников. Это помогло: я узнала, что в издательстве, которое выпускает иллюстрированную классику и детские книги, редактор уходит в декрет и на ее место ищут человека. Тематика мне подходила.

Я написала в издательство и прикрепила свое резюме. Мне ответил директор: «Какие идеи изданий вы можете предложить?» Несколько дней я составляла список идей. Мое письмо должно было свидетельствовать о том, что я разбираюсь в детской литературе. Примерно так оно и было: я много читала в детстве, а в институте писала диплом по детским литературно-художественным журналам.

Мне дали тестовое задание: редзаключение на новую рукопись и редактирование детской книжки. Я его выполнила, прошла собеседование, и меня взяли.

Три года назад мой молодой человек после года отношений на расстоянии предложил мне жить вместе. Он москвич и живет в однокомнатной квартире, которая принадлежит родителям. Переезжать ко мне в Питер на съемное жилье ему не хотелось, и я решилась на переезд в Москву, хотя никогда туда не стремилась.

Я приготовилась к тому, что придется бросать любимую работу и искать новую в Москве.

С тех пор, вот уже три года, я живу в Москве и работаю на петербургское издательство из дома.

Суть профессии

Ведущий редактор сопровождает книгу на всех этапах редакционно-издательского процесса, контролирует издание, начиная с замысла и заканчивая печатью в типографии.

В разных издательствах у ведущих редакторов разные функции. В первом издательстве, куда я устроилась, у меня не было возможности проявлять инициативу: репертуар составляла директор, мне просто давали в работу какую-то книгу — и все. В мои задачи входило вычитывать текст в «Ворде», макет — в верстке, исправлять все виды ошибок, следить за связью текста и картинки, за тем, чтобы каждый элемент издания находился на своем месте и все соответствовало гостам. Ездила я и в типографию на спуск полос — контрольную проверку файлов перед печатью. Спуск полос — это пробные печатные листы. Как правило, на них проверяют самые важные элементы: заголовки, подписи под иллюстрациями, выходные данные. Это последняя возможность заметить ошибку на видном месте и исправить ее.

Поскольку издательство было маленьким, каждый сотрудник выполнял множество функций. Я была не только редактором, но отчасти и секретарем, курьером, грузчиком, уборщицей, офис-менеджером и продавцом. Все это я успевала делать, потому что объем выпускаемой продукции был невелик: в год у нас выходило около пяти изданий.

Сейчас я понимаю, что это был рай для редактора: я имела возможность читать тексты много-много раз и доводить их до совершенства.

В штат входили только директор, верстальщик, цветокорректор и я. Иногда тексты помимо меня вычитывал внештатный корректор, а иногда мы с директором справлялись своими силами: читали параллельно, а потом я объединяла наши корректуры.

И тем не менее это работа мечты. Я горжусь многими нашими книжками и с теплом вспоминаю, как мы их придумывали и готовили.

У нас среднее по размеру издательство, и здесь у меня больше возможностей, чем на предыдущем месте работы: я могу инициировать издания и заниматься реализацией проекта, если начальство его утвердит. Как правило, идеи возникают или на основе уже существующего читательского опыта, или в процессе знакомства с новыми книгами. Я могу предложить переиздать книгу, которой давно нет в продаже, издать на русском зарубежную книгу или опубликовать начинающего автора.

Увы, далеко не каждая идея одобряется руководителями. Начальству в первую очередь нужны те книги, что будут хорошо продаваться. А я не маркетолог и не могу доказать числами, что мой проект будет успешен. Поэтому приходится убеждать, оперируя такими косвенными доказательствами, как моя интуиция, былая слава книги или нынешняя популярность автора, выраженная в количестве подписчиков на его странице в соцсетях.

На эти доказательства и уговоры у меня уходят месяцы, а порой и годы! И увы, не каждый проект «выстреливает». Были у меня и редакторские неудачи, и редакторские триумфы.

Например, удалось уговорить директора издать рукопись начинающей детской писательницы. Издали, но тираж продается уже четвертый год. Хорошим сроком считается полгода, а еще лучше — месяц-два. Я и сейчас считаю эту книжку гениальной и не знаю, почему она не обрела популярности. Возможно, просто не хватило пиара. Нехватка пиара не моя вина, но вела книгу я, поэтому считается, что я предложила убыточный проект.

А недавно случилась моя самая большая редакторская удача. Больше года я настаивала на издании серии рисунков про советское детство. Эти картинки я случайно увидела в интернете, стала следить за серией, связалась с художницей и разузнала, не хочет ли она сделать из этого материала книгу. Оказалось — очень даже хочет, но не знает как. Пока я размышляла, откуда брать тексты для этих рисунков, художница стала писать их сама, и в какой-то момент мне удалось уговорить директора взяться за этот проект. В типографию книгу сдавали уже в режиме самоизоляции — с самыми мрачными настроениями: кризис ударил по книгоизданию, продажи резко упали. Какова же была наша радость, когда в день выхода книги было продано 200 экземпляров! А за первый месяц — тысяча! Это даже в обычной жизни очень хороший показатель, а что уж говорить про пандемию.

Круг моих обычных обязанностей таков:

Для редактора желательно профильное образование — филфак или специальность «издательское дело и редактирование». Но я знаю, что многие приходят в профессию совершенно из других сфер: куда важнее любовь к книгам, грамотность и начитанность. Эта работа подходит тем, кто постоянно расширяет свой кругозор, склонен к творчеству, разбирается в изобразительном искусстве и способен порождать идеи. И, конечно, работа редактора требует внимательности, некоторого педантизма, въедливости.

Больше всего я ценю в своей профессии то, что она меня развивает, образовывает. Благодаря своей нынешней работе я узнала, например, что такое рубель и валёк, как выглядят сусеки и кто такая пестунья, какие животные занесены в Красную книгу, почему в старину свадьбы играли осенью, что такое МПВО и шроты, чем славятся города России и как раньше назывались улицы Петербурга.

На работе я читаю около 50 книг в год. Правда, не все они — фолианты, есть среди них и небольшие детские книжки. Помимо работы у меня выходит примерно столько же: в основном это современная проза и классика, иногда — детская литература, документальная и нон-фикшен.

Книги других издательств я всегда читаю с карандашом в руке: отмечаю важные места и попутно исправляю ошибки и опечатки — ничего не могу с собой поделать. Корректорские ошибки отмечаю автоматически и не особо раздражаюсь. А вот когда вижу, что там куча повторов, логических ошибок и нелепостей, я понимаю, что редактор вообще не прикасался к этой книге и это уже настоящая халтура. Тогда я чувствую себя обманутым читателем и возмущаюсь. Думаю, чем больше издательство, тем ниже качество изданий в смысле корректуры и издательской подготовки.

В большом издательстве на одном редакторе висит, может быть, 20 книг одновременно.

Понятно, что он не может всем уделить достаточно внимания. Нередки случаи, когда в книгу попадает аннотация, вообще никак не соответствующая содержанию. Такие случаи бесят.

Самое ужасное в работе редактора — это ответственность за ошибки. Все приходится проверять по сто раз, и все равно в издании может оказаться косяк. Были промахи и у меня: однажды я на странице допустила целых две ошибки в названиях динозавров. А в другой раз я стала причиной международного скандала. Адаптировала реалии в переводной книге, из-за спешки не успела согласовать с авторами — и после выхода книги авторы решили разорвать контракт. Пришлось долго извиняться.

Нас не штрафуют за ошибки, но в кошмарах я регулярно вижу, как открываю книгу и нахожу опечатку. А как-то приснилось, что директор решил меня расстрелять.

Рабочий день

Я просыпаюсь в 9:30 — за полчаса до начала рабочего дня.

Просматриваю рабочую и личную почту, отвечаю коллегам, авторам, художникам, верстальщику.

Выхожу на связь с главным редактором через «Скайп» или «Вотсап», получаю от нее задания, узнаю новости или отчитываюсь о том, как продвигается моя работа.

Далее обычно все восемь часов я провожу за компьютером.

Работу над несколькими проектами я веду параллельно. Чаще всего они находятся в разной стадии готовности. Проект перебрасывается как мячик от сотрудника к сотруднику. Например, я отдала текст автору на доработку — для меня этот проект ставится на паузу. Я берусь за другую книгу, которую получила от корректора, начинаю обрабатывать корректуру. Обработала — высылаю верстальщику. Пока верстальщик вносит правку, я перехожу к третьему проекту. Например, пишу рекламную статью о той книге, что уже вышла.

Я могу целый день редактировать одну и ту же книгу, страница за страницей. А другой день будет наполнен сотней разных дел: правка текстов, разметка иллюстраций для верстальщика, обсуждение макета, согласование правки с автором или переводчиком, поиск контактов того или иного автора, придумывание более звучного названия для переводной книги или серии книг.

Обед у меня — 30 минут. Если муж — в прошлом году мы поженились — дома, а график у него два через два, мы обедаем вместе и смотрим за едой сериал. Если он на работе, я ем прямо за рабочим столом и читаю самотек. Самотек — это присланные в редакцию рукописи, еще одна редакторская боль.

В день издательство получает до десяти писем от авторов и художников с заявками на публикацию. И если с художниками все понятно — посмотрел и увидел, стоящие работы или нет, — то с писателями все гораздо сложнее. Чтобы понять, есть ли потенциал, нужно открыть файл и прочесть первую страницу. Если это не бред сумасшедшего — то еще несколько страниц. А если это и вовсе неплохо — читай до конца, а в некоторых рукописях сотни страниц! Беда в том, что чаще всего мы читаем самотек в свое свободное время. Так происходит потому, что гениальных рукописей в этой массе меньшинство.

В основном люди присылают что-то глубоко вторичное или вовсе бездарное, поэтому директор не хочет тратить на это наше рабочее время.

Если же кто-то обнаруживает стоящий текст, мы читаем его все вместе: редакторы, начальники, а порой и кто-то из наших авторитетных опытных авторов. После прочтения — голосуем. Публикация рукописи из самотека происходит нечасто, раз или два в год.

Бывают и дела, связанные с работой в городе. Иногда надо съездить в библиотеку и раздобыть для переиздания классики редкое издание с конкретными иллюстрациями или примечаниями. Иногда — в музей, выбрать работы, которые мы закажем и будем использовать в книге. Взять у художника оригиналы работ и отсканировать их. Подписать с автором или наследником договор, отвезти авторские экземпляры.

Поход к автору, художнику или наследнику — иногда целое приключение.

Случаи

Среди творческих личностей и их наследников много чудаков. Иногда чудачества усугубляются возрастом.

Одна художница, например, отключила дверной звонок и никому не открывает. Чтобы подписать с ней договор на переиздание книги с ее иллюстрациями, приходилось ее осаждать, караулить соседей при входе в отсек и просить их достучаться. Тогда она открывала и впускала меня. В комнате у нее хранится кровельное железо, которое она прикупила для дачи около двадцати лет назад.

Один наследник тоже никому не открывает, боится покушения. Мы с ним общаемся через почтовый ящик. Сначала я везу ему проект договора, кидаю в ящик, он спустя месяц его находит и перезванивает. Тогда я еду опять — забрать подписанный договор. Сама позвонить ему не могу, номер он не дает. Пускает меня только в прихожую, где все поверхности застелены газетами.

У другой наследницы меня покусала собака.

Один автор ничего не слышит по телефону, но делает вид, что слышит, и отвечает наугад. Договориться о сотрудничестве в таких условиях сложновато.

Но это еще ничего: бывает, автор уже теряет память и забывает, что книга издана и гонорар получен.

Самая ужасная история произошла у меня с пожилой наследницей, которая попросила сдать для нее кровь. Она болела лейкемией, и переливания нужны были несколько раз в неделю. Моя группа крови была неважна: я должна была пополнить банк крови, а больной оттуда выделили бы кровь необходимой группы.

Я поехала на другой конец города и выполнила ее просьбу. Через несколько дней она позвонила и накричала на меня — за то, что я все еще не прочитала книгу ее матери, которую она хотела переиздать. Мои объяснения, какая у нас на работе большая нагрузка, не были приняты, как и все мои извинения. А через месяц ее не стало, и теперь мне уже точно никогда не получить от нее прощения.

Подработки

Я вычитывала все, что предлагали: монографии и статьи, путеводители и учебную литературу, письма и дневники, буклеты, альбомы и даже графоманский роман.

Например, тратишь все свое свободное время на неделе — а получаешь за это 3—4 тысячи.

Бывает, что подработкой в месяц я зарабатываю больше, чем на основной работе. Поэтому правильнее было бы сказать, что у меня всегда одновременно несколько работ, просто их состав и характер меняются. Нередко я работаю по 12 часов в сутки.

Например, мои подработки в апреле:

Рерайтинг (8,5 часа)12 750 Р
Корректура писем Александра III для частного издателя (2,9 а. л.). Прислала сокурсница с филфака, она эти письма набирала. Нужна была помощь корректора — исправить ошибки, унифицировать сокращения и написание дат5800 Р
Проверка двух школьных сочинений. Предложила подруга, которая работает репетитором1000 Р
Итого19 550 Р

Доходы и расходы

В Санкт-Петербурге моя зарплата среди редакторов считается хорошей, бывают и ниже. Но я живу в Москве! Здесь на подобной должности я могла бы получать 75 тысяч за восьмичасовой рабочий день, об этом говорят вакансии.

Рост внутри издательства возможен, но только теоретически. Над ведущим редактором стоит главный редактор, его зарплата выше — и выше ответственность: он контролирует все процессы, работу всех сотрудников и должен подавать еще больше идей для изданий. Книги он уже не вычитывает. В нашем издательстве все прочно занимают свои позиции. Поэтому сейчас расти мне особо некуда, если только вширь. Я и расту.

Никакого общего счета, на который бы мы складывали деньги, не существует, деньги у каждого свои. Но кое-что мы, конечно, делим пополам и оплачиваем в равных долях: это расходы на коммунальные услуги, еду и лекарства. Также пополам делим ипотеку. Вместе оплачиваем подарки родственникам. Пополам оплатили ноутбук и холодильник, которыми пользуемся оба. Все остальные траты — на развлечения, книги, поездки, одежду, технику — каждый совершает на свое усмотрение.

Детальный бюджет я не веду, но у меня есть таблица в «Экселе», куда я вручную забиваю чеки из продуктовых магазинов и где учитываю общие траты, чтобы произвести взаиморасчет. Общие платежи мы делаем то с карты мужа, то с моей, и в конце месяца кто-то отдает кому-то деньги, чтобы получилось поровну.

У мужа есть кое-какие сбережения и акции. Последнее время все свободные средства он тратит на досрочные ипотечные платежи — по 4000—20 000 Р в месяц. У меня пока вносить досрочные платежи не получается и никаких накоплений сейчас нет, потому что я все вложила в покупку второй квартиры, а потом все деньги стали съедаться разовыми большими тратами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *