Чем занимается машинист инструктор
Чем занимается машинист инструктор
Профессия машиниста-инструктора за более чем столетний период существования претерпела ряд изменений. Изначально это были старшие и главные механики, по мере увеличения паровозного парка появились колонны и руководители — машинисты-мастера. С образованием железных дорог, введением структур и служб появились нормативные документы, инструкции, создание которых и обучение по ним паровозных бригад было возложено на машинистов-инструкторов. В 50-х годах минувшего столетия с вводом тепловозов и электровозов произошло разделение машинистов-инструкторов по видам тяги.
Сегодня ни одно техническое училище, к сожалению, не готовит специалистов этой профессии, главное в работе машиниста-инструктора — самостоятельная учеба, заимствование опыта у старших коллег. Но и этого не всегда достаточно. Требуются особый склад характера, умение находить с людьми общий язык, жить их заботами.
Как сказано в должностной инструкции, машиниста-инструктора назначают из числа наиболее грамотных, опытных и классных машинистов. Это весомые аргументы в его дальнейшей работе, но если отсутствуют или не развиты организационные, творческие и воспитательные качества, хорошего машиниста-инструктора сразу не получится.
На протяжении десятилетий и не одним поколением машинистов-инструкторов установлены традиции, порядки и законы, по которым воспитывался вновь назначенный инструктор. Молодому руководителю колонны всегда уделялось особое внимание, передавались навыки и опыт, вместе с требовательностью, контролем и наставлениями в нужных направлениях, будь то обучение, проверки или личные качества человека. В формировании участвовали как коллектив машинистов-инструкторов, так и руководители депо. Однако самым главным должны быть желание работать в этой должности и любовь к своей профессии. Для организации нормальной и слаженной работы вверенного коллектива необходимы энергия и овладение многими качествами. Прежде всего, требуются техническая грамотность, образованность и самоподготовка. Кстати, именно от самоподготовки и знаний необходимых материалов, умения донести и проконтролировать эти знания у машинистов и помощников зависит правильность их действий как при ведении поезда, выполнении маневровой работы, так и принятии грамотных, обоснованных решений при возникновении нестандартных ситуаций. А знание требований инструкций, ТРА станций и нормативных документов позволит предотвратить действия, ведущие к угрозе безопасности движения поездов и жизни людей. Доскональное знание устройства локомотива, электрической и пневматической схем, умение быстро и грамотно собрать аварийные схемы при неисправности позволит машинисту-инструктору на технических и практических занятиях детально обучить и проверить уровень подготовки локомотивной бригады.
Давно не секрет, что машинист-инструктор обязан постоянно и систематически повышать свою квалификацию, совершенствовать уровень подготовки. Для этого необходимо изучать вновь поступающие материалы и возвращаться к различным источникам информации, разрабатывать темы, включающие устройство, работу и неисправности узлов, механизмов и схем; производить опрос слушателей как в письменной форме (по заранее заготовленным вопросам), так и по устным ответам возле схем и на тренажерах, создавая различные нештатные ситуации. Конечно же, необходимы технические кабинеты, оснащенные электрическими схемами, действующими тренажерами, плакатами и наглядными пособиями.
Разработка и оснащение технических кабинетов также ложатся на плечи машиниста-инструктора. Если он заинтересован в высоком мастерстве и профессионализме своих бригад, он всячески будет стараться добиваться максимального оснащения и оборудования технического кабинета, разрабатывать и изготавливать различные памятки, инструктивные указания, режимные и профильные карты, настойчиво воплощать в жизнь передовые технологии обучения.
Моя мысль может показаться наивной, но машинист-инструктор должен относиться к своей работе творчески, с душой и любовью. Если это инструкция или режимная карта — они должны быть разработаны так, чтобы изучающему ее машинисту было все понятно и доступно. Порой бывает наоборот: неграмотно разработанная инструкция (включающая интересы других служб) идет вразрез с основной задачей или с безопасностью движения, раздражает и нервирует машиниста, заставляет его нарушать и выполнять неправильно свои должностные обязанности.
С введением компьютерной техники творческое поле деятельности машиниста-инструктора значительно расширено: появилась возможность создания новых обучающих программ, тренажеров, мультимедийных экзаменационных тестов, видеофильмов, красочных пособий, конспектов и книг. Поучиться и взять опыт в этом плане необходимо там, где обеспечен высокий уровень технической подготовки, творческий подход к решению задач обучения, технической оснащенности и контроля. Только так можно создать профессионально грамотный коллектив.
Честность, чуткость и человечность — качества, без которых машинист-инструктор не может быть руководителем коллектива. Работа с людьми очень ответственна и обязывает устанавливать отношения с каждым членом локомотивной бригады. Машинист-инструктор просто обязан знать, чем живет и дышит каждый его работник. При формировании локомотивной бригады необходимо учитывать все тонкости психологического, морального и физического состояния людей. Ведь анализ случившихся на дорогах Украины и стран СНГ негативных транспортных событий показывает, что именно там, где не были учтены личностные и физиологические качества локомотивной бригады при ее формировании, недоработка командиров среднего звена сыграли ключевую роль в допущенных происшествиях. Немаловажную помощь в подборе машиниста и помощника как единого целого оказывают психологи депо.
Отношения между машинистом-инструктором и локомотивной бригадой должны носить дружественный характер, но в то же время — быть деловыми, тактичными и взаимно уважительными.
Негативные стороны, включающие выявленные нарушения и замечания, должны быть высказаны не только машинисту или его помощнику, но и разобраны на технических занятиях, колонных собраниях или при собеседовании. Не случайно говорят, что на виду у коллектива человек проявляет все свои качества. Если он совестлив, то перед товарищами ему будет стыдно за малейшие свои упущения. Заслуживает поощрения — честь и хвала!
Основная задача машиниста-инструктора — сложить в коллективе колонны дружественные, уважительные отношения между собой и непримиримые — к нарушителям безопасности движения, трудовой дисциплины, просто лоботрясам. Машинист-инструктор обязан быть честным, прежде всего, перед самим собой, так как завышение оценки работы трудового коллектива, успокоенность, невладение атмосферой и сложившейся ситуацией, представление желаемого результата за действительное — все это вносит несогласованность, разлад в работу колонны, разрушает дисциплину, в конечном итоге ведет к плачевному результату. (…)
Кто твой наставник, машинист?
Состоялась традиционная встреча начальника Западно-Сибирской дороги Александра Целько с машинистами-инструкторами.
Далеко не каждый, даже самый опытный машинист может работать инструктором. Для этого нужно обладать особыми чертами характера. К счастью, большинство из 180 машинистов-инструкторов магистрали достойно несут это высокое, ко многому обязывающее звание.
Однако, отмечалось на совещании, некоторые формально относятся к своим обязанностям, не используют всех предоставленных им прав. В результате страдает, прежде всего, безопасность движения. Машинист-инструктор здесь – главное звено, но в отдельных случаях довольно слабое. А где слабо, там и рвется.
В прошлом году в локомотивном хозяйстве допущено 95 случаев брака, то есть четвертая часть всех на дороге. При этом на 40 процентов увеличилось количество особых случаев брака. Были даже две порчи локомотивов, ведущих пассажирские поезда.
Эти данные привел заместитель начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйству Валерий Танаев. И дополнил: в двух из трех случаев задержек поездов продолжительностью от 30 минут до часа локомотивная бригада должна была найти и устранить неисправность в течение 15 минут. Пережог контактного провода, образование ползунов на колесных парах, изломы токоприемников были допущены исключительно по халатности локомотивных бригад. Часть задержек стала следствием нарушения ими режима ведения поезда перед подъемом.
Словом, по вине отдельных машинистов-инструкторов некоторые локомотивные бригады не приобрели требуемых профессиональных навыков, помогающих находить выход из нестандартных ситуаций. И техническая учеба в локомотивных депо зачастую хромает.
А теперь еще раз заглянем в святцы. В прошлом году при расшифровке скоростемерных лент выявлено более 160 грубых нарушений, допущенных машинистами. Каждый раз экипажи находились на грани проезда запрещающего сигнала, схода подвижного состава, столкновения, аварии, крушения. Почему иные работники депо Новосибирск, Тайга, Барабинск считают возможным проводить пробу тормозов в неустановленном месте и при нерасчетной скорости? Почему локомотивная бригада депо Карасук может оставить на перегоне вагоны, а экипаж из депо Омск явиться на работу в неподготовленном виде? Почему машинист депо Новокузнецк не замечает неправильно приготовленный маршрут следования и режет стрелку, а помощник машиниста депо Топки не знает установленной скорости движения по участку? Почему локомотивная бригада теряется при возникновении элементарной неисправности, допускает образование ползунов?
На все эти «почему» один ответ: машинист-инструктор вовремя не научил, не потребовал и не проконтролировал, как локомотивная бригада выполняет должностные обязанности. А ведь машинисты, как саперы, не имеют права на ошибку. Они последний оплот безопасного движения. Они должны грамотно реагировать на оплошности движенцев, эсцэбистов, путейцев.
– Не надо жалеть денег на подготовку локомотивных бригад. Им и руководителям колонн необходимо создавать нормальные условия на рабочем месте, – убежден Александр Целько. – Подкованная, чувствующая заботу и опеку локомотивная бригада не допустит беды.
Начальник дороги привел пример, когда на станции Мереть был допущен особый случай брака – пассажирский поезд отправили по неготовому маршруту. Благодаря умелым действиям машиниста депо Новокузнецк В.Пахомова удалось избежать беды. Но бывало, что в подобных случаях локомотивные бригады взрезали стрелки и выезжали на занятый перегон.
Для повышения качества работы инструкторского состава на дороге делается немало. Больше года действует Положение о машинисте-инструкторе локомотивных бригад, в котором не только упорядочены его права и обязанности, но и определена система социального обеспечения. Так, все машинисты-инструкторы располагают телефонной связью, в первом квартале нынешнего года будут решены жилищные вопросы десяти руководителей колонн – остальные жильем обеспечены. Значительно выросла у них заработная плата, в среднем до 22 тысяч рублей. А максимальная достигает 28 тысяч. И это правильно, труд высококлассного специалиста, отвечающего за десятки людей, должен оплачиваться соответственно.
В прошлом году преобразился цех эксплуатации локомотивного депо Омск. Прекрасные учебные классы, бытовые комнаты, реабилитационный центр, оснащенный самой современной медицинской аппаратурой, – все это направлено на повышение профессиональной подготовки, улучшение работы и послерейсового отдыха локомотивных бригад. В этом году будет завершено строительство во всех депо реабилитационных центров. Только создав необходимые условия и обеспечив социальные гарантии, можно требовать с машинистов-инструкторов соответствующих результатов работы.
На встрече прозвучало немало дельных предложений. Так, начальник отдела локомотивного хозяйства Кузбасского отделения Виктор Петренко предложил организовать для машинистов-инструкторов курсы по психологии, методам работы с людьми. Его поддержал начальник депо Омск Владимир Ковалев и посоветовал открыть эти курсы на базе ОмГУПСа, где есть соответствующие преподаватели.
Заместитель начальника локомотивного депо Новосибирск Василий Попов, сам в прошлом машинист-инструктор, предложил предоставить каждому руководителю колонны личный кабинет с персональным компьютером. С интересной инициативой выступил и заместитель начальника дороги Валерий Танаев: создать дорожную ассоциацию машинистов-инструкторов, в состав которой входили бы по одному-два человека из числа наиболее опытных работников каждого депо. Ассоциация обобщала бы передовой опыт в масштабе сети, множила бы его в хозяйстве своей дороги.
Практически в каждом выступлении машинистов-инструкторов звучала мысль, что пора навести порядок со служебными телеграммами. Ведь приходят чуть ли не по пять телеграмм, касающихся одного и того же случая. А разве недостаточно одной, в которой были бы расписаны все мероприятия.
Миной замедленного действия назвал Александр Целько сверхурочную работу локомотивных бригад. В прошлом году она вылилась примерно в 830 тысяч часов, пришлось по 100 часов на человека. В чем корень зла? Хотя в 2003 году «обкатано» 605 молодых машинистов и принято на работу 1477 помощников, тем не менее бригад не хватило на все рейсы. Потому начальник дороги распорядился принять еще 300 машинистов и «обкатать» их к началу летних перевозок.
Остается рационально использовать бригады. А там, где этого не умеют, пусть своим рублем оплачивают сверхурочную работу. Это возымело бы хороший эффект. Ведь в результате непроизводительного использования локомотивных бригад в прошлом году израсходовано 44 миллиона рублей, в том числе на оплату сверхурочных часов работы – 12,5 миллиона, простоев – 8 миллионов, за следование бригад пассажирами – 11 миллионов рублей. Машинисты-инструкторы должны знать наизусть рабочее время каждой бригады, отстранять от работы машинистов и их помощников с перерасходом нормы рабочего времени и своевременно докладывать об этом руководству.
Магистраль взяла обязательство вывезти из Кузбасса 171 миллион тонн угля, что на 13 миллионов тонн больше, чем в прошлом году. Значит, надо повышать средний вес поезда, участковую и техническую скорость, организовать вождение по Среднесибирскому ходу «девятитысячников», а на остальных полигонах до минимума снизить число «коротышей». И машинисты-инструкторы могут и обязаны повлиять на улучшение общей обстановки.
Положение о машинисте-инструкторе локомотивных бригад
от «20» __11__ 2007г. № 000р
Машинист-инструктор локомотивных бригад является важнейшим звеном в обеспечении безопасности движения поездов и организации эксплуатационной работы в локомотивном хозяйстве. Положение о машинисте-инструкторе локомотивных бригад (далее – Положение) разработано в целях повышения уровня безопасности движения поездов, определения единых основных требований в организации работы машинистов-инструкторов локомотивных бригад, их прав и обязанностей, ответственности и стимулирования труда, обеспечения единых подходов в их работе, а также повышения профессионального мастерства.
Настоящее положение обязательно для исполнения всеми работниками локомотивного хозяйства в части, их касающейся. На железных дорогах – филиалах использование дополнительных положений или иных инструктивных документов по работе машинистов-инструкторов локомотивных бригад не допускается.
Запрещается дополнять и расширять круг обязанностей, а также устанавливать повышенные нормативы выполнения предписанного настоящим Положением объема работы машинистов-инструкторов локомотивных бригад и закрепления за ними количества локомотивных бригад.
2. Машинист-инструктор в зависимости от характера работы может специализироваться по:
подготовке и обучению работников локомотивных бригад (далее – по обучению);
автотормозам и расшифровке скоростемерных лент и электронных носителей памяти (далее – по автотормозам);
рациональному расходу топливно-энергетических ресурсов (далее – по теплотехнике).
3. Машинист-инструктор (кроме машиниста-инструктора по обучению) руководит прикрепленной к нему колонной локомотивных бригад. Количество локомотивных бригад в колонне каждого машиниста-инструктора устанавливается с учетом специфики работы локомотивного депо, местных условий (протяженности участков обслуживания, видов движения, количества машинистов со стажем работы менее 1 года) и не может превышать:
Для машиниста-инструктора пассажирского движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад до 250 км включительно – 35 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора пассажирского движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад свыше 251 км – 30 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора пассажирского движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад свыше 500 км – 25 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора грузового движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад до 250 км включительно – 30 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора грузового движения с протяженностью участка обращения локомотивных бригад свыше 251 км – 25 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора пригородного движения – не более 40 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора маневрового движения – не более 40 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора хозяйственного движения – не более 35 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора смешанного грузового и пассажирского движения – не более 30 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора смешанного маневрового и хозяйственного движения – не более 35 локомотивных бригад;
Для машиниста-инструктора смешанных других видов движения и маневровой работы, а так же выполнения маневровой работы при депо – не более 40 локомотивных бригад.
Для машиниста-инструктора по автотормозам и теплотехнике не менее половины указанной нормы, но в любом случае не менее 10 локомотивных бригад.
При наличии в локомотивном депо двух и более видов движения или наличии в штате более 300 локомотивных бригад, количество машинистов-инструкторов по тормозам устанавливается из расчета один машинист-инструктор по автотормозам на каждые 300 локомотивных бригад одного вида движения, в том числе один машинист-инструктор по тормозам – при наличии в штате менее 300 локомотивных бригад.
Машинист-инструктор по обучению не имеет закрепленных локомотивных бригад. Количество машинистов-инструкторов по обучению устанавливается из расчета 1 машинист-инструктор по обучению на каждые 300 локомотивных бригад штата локомотивного депо, в том числе 1 машинист-инструктор по обучению при наличии в штате депо менее 300 локомотивных бригад. При наличии в штате локомотивного депо менее 100 локомотивных бригад за машинистом-инструктором по обучению может быть закреплено не более 10 локомотивных бригад.
Исходя из указанных выше норм, в каждом локомотивном депо определяется необходимое количество машинистов-инструкторов, в том числе и по специализации и видам тяги, которое утверждается приказом начальника железной дороги.
4. Машинист-инструктор находится в непосредственном подчинении заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации.
5. Использование машиниста-инструктора в качестве машиниста локомотива запрещается, кроме случаев, связанных с подменой работника локомотивной бригады в пути следования, а так же при организации опытных поездок на новый участок, освоения других серий локомотивов, вождения поездов с применением новых технологий и др.
Машинисту-инструктору, специализирующемуся на обучении и подготовке локомотивных бригад, разрешается самостоятельная работа в качестве машиниста не более одной поездки в месяц.
Назначение (освобождение) на должность машиниста-инструктора
8. Перед назначением на должность машинист-инструктор в установленном порядке проходит:
профессиональный отбор в порядке, установленном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
обучение на специальных курсах по программе, разработанной с учетом специфики будущей работы;
стажировку в течение одного месяца в должности и. о. машиниста-инструктора, по результатам которой начальником локомотивного (моторвагонного) депо принимается решение о возможности работы кандидата в должности машиниста-инструктора;
9. При временном отсутствии машиниста-инструктора начальник локомотивного депо возлагает его обязанности на наиболее опытного машиниста колонны из числа кандидатов, включенных в резерв кадров на замещение данной должности.
В каждом локомотивном депо составляется список резерва кадров на замещение машиниста-инструктора. Требования к кандидату на замещение машиниста-инструктора аналогичны требованиям для назначения машиниста-инструктора за исключением стажировки. Замещение машиниста-инструктора может быть приравнено к стажировке при назначении на должность машиниста-инструктора, при условии соблюдения установленного пунктом 7 срока в сумме в течение последних двух лет.
Замещение машинистов-инструкторов, специализирующихся по автотормозам и по обучению, производится из числа штатных машинистов-инструкторов.
10. Машинист-инструктор обязан:
а) руководить закрепленной колонной локомотивных бригад;
б) обучать работников локомотивных бригад:
— устройству локомотивов (МВПС) обслуживаемых серий, в том числе их индивидуальным особенностям;
— рациональным и безопасным режимам вождения поездов и маневровой работы;
— правилам обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы и соблюдения графика движения поездов;
— правилам и приемам производства технического обслуживания и содержания локомотивов в эксплуатации;
— рациональным и безопасным приемам труда;
— действиям в аварийных и нестандартных ситуациях с использованием тренажеров или действующих локомотивов;
— особенностям работы в различных климатических условиях.
в) оценивать уровень профессиональных навыков работников локомотивной бригады по вождению поездов, соблюдению установленного регламента переговоров, содержанию ТПС в эксплуатации, соблюдение ими требований нормативных документов, регламентов, и инструкций по кругу обязанностей машиниста и помощника машиниста, наличия необходимого уровня профессиональных знаний и умение применять их на практике путем проведения с локомотивной бригадой контрольных поездок;
г) путем проведения целевых проверок осуществлять контроль выполнения локомотивными бригадами, своих служебных обязанностей и требований руководящих документов по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы;
д) давать заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках работникам локомотивной бригады на локомотивах (МВПС). При необходимости выезда на участок обслуживания машиниста локомотива (МВПС), не имеющего заключения машиниста-инструктора для самостоятельной работы, в помощь машинисту локомотива (МВПС) должен выделяться проводник из числа машинистов-инструкторов или машинистов локомотивов (МВПС), имеющих такое заключение, или помощников машиниста локомотива (МВПС), имеющих свидетельство на право управления локомотивом и стаж работы на указанном участке не менее двух лет, а также запись машиниста-инструктора в служебном формуляре о возможности сопровождения поезда в качестве проводника по участку обслуживания;
е) докладывать в пути следования поездному диспетчеру и дежурному по станции, а по прибытии в расположение депо – руководству локомотивного депо о выявленных нарушениях в обеспечении безопасности движения поездов;
ж) участвовать в расследовании случаев браков в поездной и маневровой работе, допущенных по вине работников локомотивных бригад, нарушений трудовой и технологической дисциплины, графика движения, режимов ведения поездов и управления автотормозами, нарушений правил и инструкций по охране труда;
з) формировать к летнему и зимнему графикам движения поездов, а так же при отсутствии одного из членов локомотивной бригады, персональный состав локомотивных бригад с учетом рекомендаций психолога, согласовывать персональный состав локомотивных бригад с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации и представлять на утверждение начальнику локомотивного депо;
и) при исполнении своих служебных обязанностей быть одетым опрятно по форме;
к) иметь личный штамп, форма личного штампа приведена в приложении №7 к настоящему Положению.
11. В исключительных случаях (стихийные бедствия, техногенные или природные катастрофы, массовые сбои графика движения поездов (с задержкой 3-х и более пассажирских или пригородных поездов на 1 час и более каждый), чрезвычайные ситуации, объявление особого режима работы по указанию и т. д.), по письменному приказу начальника локомотивного депо машинист-инструктор может привлекаться в установленном порядке для дежурства в локомотивном депо и оказания практической помощи дежурному по локомотивному депо в решении эксплуатационных вопросов и только на период до восстановления нормальных условий.
12. Машинист-инструктор, специализирующийся на подготовке и обучении работников локомотивных бригад, обязан:
а) обучать работников локомотивных бригад особенностям устройства обслуживаемых серий локомотивов, пневматическим и электрическим схемам, работе узлов и агрегатов локомотивов, способам и порядку устранения неисправностей, используя современные средства обучения и натурные образцы, а так же проводить обучение на имитационных тренажерах или действующих локомотивах;
б) представлять начальнику локомотивного депо заключения о результатах прохождения помощниками машинистов курса практического обучения с использованием тренажеров и других технических средств и возможности их допуска к самостоятельной работе машинистами;
в) представлять начальнику локомотивного депо и прикрепленному машинисту-инструктору заключения о результатах прохождения теоретического и практического обучения и сдачи зачетов работниками локомотивных бригад по предписанию прикрепленного машиниста-инструктора или приказу начальника локомотивного депо;
г) представлять предложения руководству локомотивного (моторвагонного) депо по оснащению технических кабинетов тренажерами, учебными пособиями, схемами, макетами, другими современными средствами обучения; организовывать и проводить теоретические и практические занятия с работниками локомотивных бригад с привлечением руководителей и специалистов служб пути, вагонного хозяйства, перевозок, сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения;
д) принимать участие в разработке учебных планов для проведения технической учебы локомотивных бригад;
е) один раз в месяц осуществлять выезд на один из участков обслуживания в качестве сопровождающего или машиниста с целью ознакомления с изменениями на участках и станциях.
13. Машинист-инструктор по автотормозам, обязан:
а) проводить технические занятия с работниками локомотивных бригад и техниками по расшифровщике лент скоростемеров по изучению тормозного оборудования и устройств безопасности, установленных на локомотивах (МВПС), порядка управления тормозами, технического обслуживания тормозного оборудования локомотивов (МВПС), порядка расшифровки лент скоростемеров и электронных носителей памяти (далее – модулей памяти);
б) проводить работу с техниками по расшифровке лент скоростемеров по обеспечению качества расшифровки скоростемерных лент и модулей памяти, проводить расследование выявленных нарушений в управлении автотормозами поезда, подготавливать по ним технические заключения, оказывать практическую помощь техникам по расшифровке лент скоростемеров в повышении их квалификации;
в) участвовать в проверке тормозного оборудования локомотивов (МВПС) и поездов при контрольной проверке тормозов;
г) осуществлять анализ выявленных нарушений в управлении автотормозами поезда, разрабатывать и реализовывать меры по их предупреждению;
д) по указанию начальника депо или его заместителя по эксплуатации проводить целевые поездки с машинистами, допускающими повторные нарушения правил управления автотормозами поезда в течение месяца;
е) представлять предложения руководству локомотивного (моторвагонного) депо по оснащению рабочих мест техников по расшифровке лент скоростемеров необходимыми приспособлениями, пособиями, техническими средствами, нормативными документами для качественной расшифровки лент и модулей памяти;
ж) организовывать работу в локомотивном депо по совершенствованию вождения поездов и управлению автотормозами, разработке местных инструкций в данном вопросе.
14. Машинист-инструктор по теплотехнике, обязан:
а) организовывать изучение работниками локомотивных бригад наиболее рациональных режимов вождения поездов, обучать их передовым методам работы по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), на основе анализа выборочно проводить целевые поездки с машинистами, допускающими перерасход электроэнергии и дизельного топлива;
б) организовывать в локомотивном (моторвагонном) депо проведение мероприятий по передаче передового опыта по рациональному использованию ТЭР машинистам, имеющим перерасход ТЭР;
в) разрабатывать и корректировать режимные карты по вождению поездов на обслуживаемых участках;
г) разрабатывать в установленном порядке дифференцированные нормы расхода ТЭР на тягу поездов, организовывать учет и проведение контроля их выполнения работниками локомотивных бригад.
15. Машинист-инструктор за невыполнение или нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами
16. При выполнении профилактической работы с локомотивной бригадой в пути следования ответственность за обеспечение безопасности движения поездов, маневровой работы и соблюдение графика движения поезда помимо локомотивной бригады возлагается так же на машиниста-инструктора.
17. Машинист-инструктор несет ответственность за нарушение, допущенное локомотивной бригадой прикрепленной колонны, если машинистом-инструктором было допущено нарушение сроков или качества проведения с данной локомотивной бригадой профилактической работы.
18. Машинист-инструктор имеет право:
выдавать заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках работникам локомотивных бригад по итогам контрольных поездок;
приостанавливать действие или не выдавать заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках по итогам контрольных поездок с выдачей предписания работникам локомотивной бригады о прохождении дополнительного обучения или сдачи зачета для получения права доступа на инфраструктуру, на срок обучения или до сдачи зачета, но не более 2-х месяцев;
производить замену машинистов, помощников машинистов локомотивов (МВПС) в пути следования в случаях, когда их действия или состояние здоровья угрожают безопасности движения поездов и жизни пассажиров, с докладом об этом диспетчерскому аппарату и руководству локомотивного депо;
оперативно информировать руководителей структурных подразделений смежных служб железной дороги о выявленных нарушениях, угрожающих безопасности движения поездов и требующих принятия срочных мер;
назначать дополнительное прохождение теоретического или практического обучения на тренажерах и действующих локомотивах и сдачу зачета для подтверждения работниками локомотивных бригад своих профессиональных навыков;
довести поезд до пункта смены локомотивных бригад в случае подмены работника локомотивной бригады в пути следования;
управлять локомотивом при выполнении контрольных поездок на отдельных участках и элементах профиля пути с целью обучения локомотивной бригады приёмам вождения поездов;
запрещать работу локомотивов (МВПС) с неисправностями, угрожающими безопасности движения до их устранения;
запрещать отправление поезда, в котором выявлены неисправности и отклонения, угрожающие безопасности движения поездов, до их устранения;
производить записи в служебные формуляры машинистов и помощников машинистов;
оперативно информировать дежурных по станциям и поездных диспетчеров о выявленных в пути следования нарушениях, угрожающих безопасности движения поездов и требующих принятия срочных мер;
вносить предложения начальнику локомотивного депо на представление работников локомотивных бригад к поощрению и направлению на обучение для повышения класса квалификации за безупречное выполнение обязанностей, проявленную бдительность и действия, позволившие предотвратить нарушения безопасности движения;
разрешать передачу управления локомотивом (МВПС) помощнику машиниста, имеющему свидетельство на право управления локомотивом (МВПС), с целью его практической подготовки к вождению поездов (выполнению маневровой работы) под личную ответственность машиниста с записью в служебных формулярах машиниста и помощника машиниста, а при выполнении пробных поездок в процессе практического обучения для получения прав управления – только в своем присутствии;
бесплатно обеспечиваться форменной одеждой;
доступа к эксплуатации устройств для регистрации переговоров по радиосвязи в качестве пользователя;
пользоваться в установленном порядке служебной телефонной связью и мобильной связью с оплатой услуг в пределах лимита, установленного начальником железной дороги;
бесплатно обеспечиваться необходимой для работы и обучения технической литературой и нормативной документацией, персональными компьютерами, установленными на рабочих местах, при необходимости – диктофонами и носимыми радиостанциями;
повышать свой профессиональный уровень в высших и средних профессиональных учебных заведениях железнодорожного транспорта;
сдавать экзамены на право управления ТПС других видов тяги и повышение класса квалификации без дополнительного обучения;
на получение служебного транспортного требования для проезда в купейном вагоне на участки обращения локомотивов и локомотивных бригад депо приписки;
на поощрения по итогам работы прикрепленной колонны локомотивных бригад за отчетный период.
Повышение квалификации машиниста-инструктора
19. Машинист-инструктор не реже одного раза в три года направляется на курсы повышения квалификации в профильные средние специальные или высшие учебные заведения или учебные заведения, имеющие соответствующую лицензию.
20. Ежегодно в одном из локомотивных депо службой локомотивного хозяйства организуется и проводится краткосрочное целевое обучение машинистов-инструкторов с привлечением специалистов смежных служб (пути, энергоснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, вагонного хозяйства, охраны труда, финансовой, отдела организации труда и других служб) по программе, утверждаемой начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.
Организация работы машиниста-инструктора.
21. Работа машиниста-инструктора осуществляется по план-графику работы на месяц.
22. План-график работы машиниста-инструктора на месяц составляется машинистом-инструктором совместно с инженером цеха эксплуатации, согласовывается с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации и утверждается начальником локомотивного депо. План-график должен предусматривать работу машиниста-инструктора в пределах нормы рабочего времени на данный месяц и предоставление машинисту-инструктору еженедельных выходных дней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23. План-график работы машиниста-инструктора на месяц должен предусматривать:
Еженедельно по средам-четвергам, кроме первой недели, проведение технических занятий с локомотивными бригадами продолжительностью не менее 3 часов. По вторникам предусматривается подготовка к проведению занятий, совещаний, составление конспекта из базы данных нормативной документации продолжительностью не менее 1 часа.
Каждую первую среду-четверг месяца проведение производственных совещаний с локомотивными бригадами.
Отчет машинистов-инструкторов у начальника депо проводится до 10-го числа каждого месяца.
В соответствии с распоряжением начальника локомотивного депо планируются целевые проверки обеспечения безопасности движения поездов – не более 3-х в месяц. Разрешается совмещать с контрольной поездкой не более одной проверки в месяц.
После планирования указанной работы в депо осуществляется планирование контрольных поездок (далее – КП), исходя из планов и сроков их проведения.
Подготовка к каждой контрольной поездке планируется продолжительностью не менее 1,5 часов.
После планирования работы в депо и контрольных поездок, предусматривается индивидуальная профилактическая работа с локомотивными бригадами, в том числе по результатам контрольных поездок, проведение инструктажей, занятий на тренажерах и действующих локомотивах продолжительностью 1,5 – 2 часа с одной локомотивной бригадой.
Примерный график работы машиниста-инструктора на месяц:
Произв. совещание, депо
КП – контрольная поездка
ПП – подготовка к совещанию с локомотивными бригадами
ЦПр – целевая проверка
ПТЗ – подготовка к техническим занятиям с локомотивными бригадами.
ТЗ – технические занятия с локомотивными бригадами;
ХХХ – выходной день.
(В примерном графике на месяц, продолжительностью 30 дней предусмотрено: КП – 12, ЦПр – 3 (одна – совмещенная), совещание с локомотивными бригадами – 1 дублировано, ТЗ – 3 раза дублировано, выходных – 8, работа в депо – 4).
По местным условиям дни проведения технических занятий, совещаний с локомотивными бригадами, отчетов машинистов-инструкторов могут отличаться от типового плана с условием соблюдения их количества и установленного порядка.
Если при работе на линии непрерывная продолжительность рабочего времени составила 12 часов, дальнейшее следование к месту расположения депо осуществляется в вагоне пассажирского или пригородного поезда. Как исключение, при отсутствии возможности следования в вагоне пассажирского или пригородного поезда, разрешается следование пассажиром в нерабочей кабине локомотива.
24. Перед наступлением зимнего периода времени машинист-инструктор предусматривает проведение дополнительных технических занятий с работниками локомотивных бригад, работающими первую зиму по специальной программе, в которой обращает особое внимание на особенности управления автотормозами и уход за ними при низкой температуре окружающего воздуха, предупреждение случаев замораживания автотормозного оборудования локомотивов (МВПС); проверяет знание работниками локомотивных бригад рекомендаций по предупреждению: обрывов автосцепок в поездах, заклинивания колесных пар железнодорожного подвижного состава, остановок поезда из-за боксования; а так же умение применять их в практической работе.
25. План-график работы на месяц составляется до первого числа каждого месяца. Изменение плана работы машиниста-инструктора допускается в исключительных случаях в связи с производственной необходимостью по письменному разрешению начальника локомотивного депо или его заместителя по эксплуатации.
Проведение контрольных поездок
26. Контрольные поездки (КП) подразделяются на два вида: контрольно-заключительные поездки (далее – КЗП) и контрольно-инструкторские поездки (далее – КИП).
27. Перед проведением КП машинист-инструктор проверяет прохождение работниками локомотивной бригады всех видов инструктажей, посещение технических занятий и производственных совещаний, сдачу экзаменов и зачетов, результаты по расходу ТЭР, проводит анализ нарушений, допущенных машинистом и выявленных при расшифровке скоростемерных лент за период от предшествующей КП по АРМ, а при его отсутствии – по записям в личной карточке, а так же просматривает не менее пяти скоростемерных лент или протоколов расшифровки электронных модулей памяти поездок данного машиниста за предшествующие 30 дней с целью контроля соблюдения им правил по управлению автотормозами и ведению поезда. У машинистов со стажем самостоятельной работы менее одного года проверяются все скоростемерные ленты за последний месяц.
При отсутствии скоростемерных лент или модулей памяти машиниста в связи с его отпуском, болезнью, командировкой и т. д. скоростемерные ленты или протоколы расшифровки модулей памяти не проверяются, а проводится анализ предшествующей работы по АРМ или записям в личной карточке за период не менее 1 года.
При заступлении на работу локомотивной бригады, с которой проводится КП, машинист-инструктор проверяет ведение работниками локомотивных бригад технических формуляров, наличие у них режимных карт, выписок из приказов об установленных скоростях движения и ТРА обслуживаемых станций с изменениями и дополнениями к ним, норм расхода электроэнергии и топлива.
28. Целью КП является обучение работников локомотивной бригады безопасному и рациональному управлению поездом, автотормозами и оказание им практической помощи в совершенствовании методов вождения поездов, производства маневровой работы, ухода и содержания в эксплуатации ТПС, а так же контроль соблюдения работниками локомотивных бригад должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов и определение возможности выдачи заключения для самостоятельной работы на обслуживаемых участках. При проведении КЗП для выдачи заключения для определенного вида работы или на участке (станции) проверяется знание и умение применять на практике полученные знания особенностей работы на данном участке, его профиля, расположения сигналов и знаков, ТРА станций всего участка.
29. Машинист-инструктор при проведении КП:
обучает машинистов рациональным методам ведения поезда и безопасным приемам управления ТПС и автотормозами, при этом особое внимание обращает на правильность определения машинистами расстояния до светофора со стоящего и д вижущегося поезда в светлое и темное время суток, а также скорости движения, обучает правильным действиям при возникновении нестандартных ситуаций;
обучает машинистов приемам предотвращения боксования;
обращает особое внимание машинистов на снижение тормозной эффективности поезда в зависимости от изменения погодных условий, увеличения веса и длины поезда, применения различных типов тормозных колодок, а также из-за наличия в составе поезда нефтепродуктов, сыпучих грузов;
комплексно оценивает работу локомотивной бригады по теоретической подготовке и практическим навыкам, обращая особое внимание на взаимодействие и порядок следования на запрещающий сигнал, действия при управлении автотормозами поезда и выбор режима ведения поезда; действия работников локомотивной бригады при приближении поезда к переездам, станциям, проследовании станций, осмотре состояния встречных поездов; на выполнение работниками локомотивных бригад установленного регламента переговоров, на восприятие показаний светофоров и своевременность изменения режима ведения поезда, на соблюдение установленной скорости движения поезда и определяет возможность выдачи права выезда на обслуживаемые участки.
30. Контрольно-заключительные поездки проводятся машинистом-инструктором с целью определения возможности выдачи заключения для самостоятельной работы на обслуживаемых участках машинисту, в конкретном виде движения и на конкретных сериях локомотивов, а также при перерыве в работе машиниста более 6 месяцев, при переводе машиниста из одного вида движения в другой, смене вида или серии обслуживаемого локомотива и для обслуживания локомотива без помощника машиниста.
31. КЗП с оформлением заключения для самостоятельной работы на обслуживаемых участках машинистом локомотива (МВПС) выполняется машинистом-инструктором в обоих направлениях на всех участках работы машиниста, а для машинистов маневровых локомотивов – в течение полной смены во всех маневровых районах, которые будут обслуживаться машинистом.
32. При переводе машиниста из грузового движения в пассажирское машинист-инструктор осуществляет контроль за подготовкой машиниста к вождению пассажирских поездов. В этом случае для данного машиниста устанавливается по одной поездке на каждое плечо обслуживания в качестве дублера машиниста, при этом в общей сложности не менее шести поездок с пассажирскими поездами. После чего, машинистом-инструктором с этим машинистом проводится КЗП на одном из обслуживаемых участков на полное плечо в обоих направлениях, а при отсутствия заключения на обслуживаемые участки в связи с переводом в другой вид движения – на каждый новый участок обслуживания.
33. При переводе машиниста на обслуживание локомотива без помощника машиниста проверяется знание нормативных документов по данному вопросу, после чего проводится КЗП на полное плечо в обоих направлениях (в маневровом движении – в течение полной смены).
34. Машинист-инструктор оформляет повторное заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках машинисту при перерыве его работы на обслуживаемых участках или станциях более шести месяцев, а при произошедших изменениях на обслуживаемых участках или станциях (укладка новых путей, установка светофоров, изменение порядка приема и отправления поездов) – после перерыва в работе на этих участках или станциях более трех месяцев. В этом случае машинист-инструктор должен проверить ведение машинистом технического формуляра, наличие в нём изменений, дополнений к ТРА станций, расположенных на участках обслуживания, выписок об изменении скоростей движения, расположения сигналов, сигнальных знаков, указателей, после чего провести КЗП на весь участок работы машиниста в оба направления (при маневровой работе – в течение смены).
35. В случае перевода машинистов на обслуживание незакрепленных участков их подготовка осуществляется в соответствии с Положением о локомотивной бригаде от 01.01.01 года № ЦТ-40.
36. По итогам КЗП письменно оформляется заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках, которое передается специалисту отдела кадров для хранения в личном деле работника, а также записывается в служебный формуляр машиниста и заверяется оттиском личного штампа. В АРМ инструктора вносятся соответствующие изменения, а при отсутствии АРМ – заключение записывается в личную карточку машиниста. Заключение для самостоятельной работы на обслуживаемые участки выдается на срок до следующей КИП в соответствии с пунктами 39 и 41 настоящего Положения.
37. Контрольно-инструкторские поездки выполняются с целью обучения машинистов приемам и правилам безопасного вождения поездов, маневровой работы, обслуживания локомотивов (МВПС) в эксплуатации, особенностям работы на участках (станциях) обслуживания, а так же контроля уровня теоретической и практической подготовки машиниста для данного вида работы, определения необходимости, объема и своевременного проведения индивидуальной работы с машинистом и определения возможности выдачи им заключения для самостоятельной работы на обслуживаемых участках для дальнейшей работы.
38. Периодичность проведения КИП с машинистами, имеющими стаж самостоятельной работы менее одного года:
две поездки (смены) в течение первых 30 дней самостоятельной работы машиниста на разных участках обслуживания (станции) в соответствии с полученным заключением;
одна поездка (смена) в месяц со второго по четвертый месяцы работы;
далее – одна поездка (смена) в два месяца до достижения стажа работы один год.
39. КИП с машинистами, имеющими стаж работы менее одного года, проводятся на всей протяженности одного из участков работы локомотивных бригад в одном направлении, при маневровой работе – в течение половины смены.
40. КИП с машинистами, имеющими стаж работы более одного года, проводятся один раз в четыре месяца с каждым машинистом после выдачи или продления срока права выезда на обслуживаемые участки, не зависимо от класса квалификации. КИП проводится не позднее окончания срока действия заключения для самостоятельной работы на обслуживаемых участках.
41. КИП с машинистами, имеющими стаж работы более одного года проводятся:
42. При переводе машиниста из одного вида движения в другой (из грузового движения в пассажирское, из пассажирского или грузового движения в маневровое, из маневрового движения в грузовое, с экипировки в маневровое или грузовое движение и т. д.) в первые три месяца работы машиниста КИП проводятся с ним один раз в месяц, независимо от стажа работы.
43. КИП проводится не позднее числа месяца предшествующей КИП или КЗП.
44. По результатам КИП машинист-инструктор оценивает работу локомотивной бригады и выдает заключение для самостоятельной работы на обслуживаемых участках для дальнейшей ее работы с записью в формуляры машиниста и помощника машиниста и заверяет оттиском личного штампа. При выявлении нарушений или недостатков заключение для самостоятельной работы на обслуживаемые участки может быть выдано после проведения профилактических мероприятий, направленных на их устранение, таких как:
— собеседование с машинистом-инструктором по результатам КИП;
— индивидуальные практические занятия;
— сдача внеочередного зачета по тематике допущенного нарушения;
— дополнительные индивидуальные технические занятия;
— целевая поездка с проверкой устранения выявленных нарушений;
— внеочередное собеседование локомотивной бригады у заместителя по эксплуатации или начальника депо;
— изменение персонального состава локомотивной бригады;
— другие виды профилактической работы.
По результатам КИП локомотивной бригаде может быть назначено одновременно несколько предписаний.
Результаты КИП утверждаются заместителем начальника локомотивного (моторвагонного) депо с отметкой в АРМ, а при его отсутствии – в личных карточках в течение недели. При окончании срока действия заключения для самостоятельной работы на обслуживаемых участках, для проведения обучения, сдачи зачетов на тренажерах и по теоретическим вопросам, издается приказ начальника локомотивного (моторвагонного) депо с указанием сроков и форм подготовки для выполнения предписания машиниста-инструктора и порядка оплаты на весь период.
45. По итогам КИП все замечания, предписания и заключения для самостоятельной работы на обслуживаемых участках записываются в служебные формуляры машиниста и помощника машиниста и заверяются оттиском личного штампа, а так же заносятся в АРМ, а при его отсутствии – в личные карточки.
Проведение целевых проверок
47. ЦПр проводятся в соответствии с приказом начальника локомотивного депо о проведении целевых проверок, издаваемым до начала отчетного месяца. Для каждого машиниста-инструктора назначаются по 3 целевые проверки в месяц. В приказе о проведении целевых проверок указывается конкретный участок, вид деятельности, время проверки, а также перечень вопросов, подлежащих контролю во время их выполнения. Проверки обеспечения безопасности движения поездов с выездом на линию, как правило, проводятся в ночное время и для их проведения привлекаются по два машиниста-инструктора. Контроль выполнения регламента переговоров с дежурными по станциям и диспетчерами проводится во время ЦПр посредством прослушивания регистратора переговоров или контроля радиоэфира в реальном режиме времени
48. По итогам целевой проверки машинист-инструктор в суточный срок с момента прибытия в депо, представляет начальнику локомотивного депо доклад для рассмотрения и принятия мер.
49. Результаты целевых проверок рассматриваются на производственных совещаниях локомотивных бригад по безопасности движения с выборочным заслушиванием личных объяснений работников локомотивного (моторвагонного) депо, допустивших нарушения при выполнении своих обязанностей.
Проведение целевых поездок
50. Целевые поездки (ЦП) при необходимости планируются машинистом-инструктором при составлении или корректировке личного плана-графика работы на месяц, по итогам КП, а также назначаются по указанию начальника локомотивного депо или его заместителя по эксплуатации.
51. Задачами целевой поездки являются:
контроль за устранением недостатков, выявленных у машинистов при проверке скоростемерных лент, выявление причин допущенного случая брака в работе и порчи оборудования локомотива (MBПС), повторного идентичного нарушения порядка управления автотормозами в течение 2-х месяцев, контроль за рациональным расходованием электроэнергии, дизельного топлива;
изучение и анализ приемов вождения поездов машинистами, управления ими автотормозами, эксплуатации и обслуживания приборов безопасности, ухода за локомотивом (МВПС);
соблюдение работниками локомотивной бригады охраны труда.
52. Целевая поездка считается выполненной при выполнении задания, установленного начальником локомотивного депо, его заместителем по эксплуатации или самим машинистом-инструктором.
53. С машинистами, допустившими брак в работе из-за неправильного управления локомотивом (МВПС), в течение месяца со дня нарушения проводится целевая поездка. По итогам целевой поездки в зависимости от лица ее назначившего, машинистом-инструктором предоставляется отчет и определяется необходимость и объем проведения профилактической работы с локомотивной бригадой.
Проведение технического обучения и инструктажа
работников локомотивных бригад
55. Машинист-инструктор в соответствии с планом проведения технических занятий проводит теоретическое и практическое обучение работников локомотивных бригад по темам, утвержденным начальником локомотивного депо или главным инженером локомотивного депо. По каждой изучаемой теме машинист-инструктор должен иметь план-конспект занятий.
Зачеты принимаются в течение месяца по окончании отчетного квартала по всем темам, изученным в течение отчетного квартала, по которым не сданы зачеты ранее.
Порядок проведения зачетов определяется приказом начальника локомотивного (моторвагонного) депо.
58. Машинист-инструктор совместно с инженером по обучению и подготовке кадров при составлении конспекта технических занятий по каждой теме подготавливает вопросы, которые формируются на отдельном листе. По окончании лекционной части технических занятий каждому работнику выдается лист вопросов, на которые он письменно отвечает и сдает для проверки машинисту-инструктору. По итогам проверки правильности ответов машинист-инструктор выставляет оценку «зачет» или «незачет». Зачет по практическим занятиям выставляется машинистом-инструктором. Посещение технических занятий работниками локомотивных бригад, а так же все оценки записываются в журнале учета теоретического обучения формы КУ-154 инженером по обучению (инженером цеха эксплуатации). При получении оценки «незачет» работник извещается об этом и в течение месяца повторно сдает зачет, при необходимости с ним проводятся дополнительные занятия и консультации.
59. Не реже одного раза в квартал согласно годовой программы обучения, утвержденной главным инженером или начальником локомотивного (моторвагонного) депо, локомотивная бригада сдает зачеты:
— на тренажере или действующем локомотиве по знанию электрических и пневматических схем и устранению неисправностей в них;
— по действиям в аварийных и нестандартных ситуациях на динамических тренажерах или с помощью имитационных ситуаций на действующем локомотиве без приведения его в движение.
Совмещать указанные зачеты запрещается.
60. Машинист-инструктор в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России и Минобразования России от 01.01.2001г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» проводит с работниками локомотивных бригад первичный инструктаж по охране труда, при этом обращает их внимание на основные обязанности и безопасные приемы труда с показом на рабочем месте.
Повторный инструктаж работников локомотивных бригад машинист-инструктор проводит по правилам противопожарной безопасности и охране труда не реже одного раза в квартал;
Внеплановый инструктаж по охране труда машинист-инструктор проводит машинистам, помощникам машинистов при перерыве в работе свыше 30 дней, при допущенном травматическом случае в локомотивном депо и факту травматизма в локомотивном хозяйстве, связанного с движением поездов, выполнением маневровой работы.
В случае привлечения работника локомотивной бригады к другой работе, не связанной с движением поездов (снегоборьба, уборка территории и другие работы), целевой инструктаж проводится ответственным работником депо, назначенным для руководства данной работой, непосредственно перед указанными работами.
61. Машинист-инструктор проводит инструктаж работников локомотивных бригад по вопросам безопасности движения при индивидуальных беседах, при КП и целевых поездках, целевых проверках, при этом убеждается в знании машинистами и помощниками машинистов причин, приведших к крушениям и проездам запрещающих сигналов.
62. Машинист-инструктор при проведении инструктажей должен убедиться в усвоении материала инструктируемым работником.
Подготовка кандидатов для работы машинистами локомотивов (МВПС)
64. Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов (МВПС) из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство о присвоении профессии машинист локомотива и свидетельство на право управления локомотивом (МВПС) соответствующего вида тяги.
65. По рекомендации машиниста-инструктора кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов приказом начальника локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом не менее трех лет. В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом (МВПС) под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах, кандидата и машиниста. Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично и при этом должна быть по продолжительности не менее трех месяцев. При подготовке кандидата в зимний период и перед наступлением зимнего периода во время подготовки дополнительно изучаются особенности работы в этот период по программе «первозимника». Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом и перерыв в работе машинистом составляет менее 5-ти лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.
66. Машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатами в машинисты нормативной документации, ТРА станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях. Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо с учетом местных условий. Изучение практических навыков и проверка знаний машиниста проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах (МВПС). По результатам указанной проверки знаний выдается письменная рекомендация.
68. По итогам проведенных теоретических испытаний машинистом-инструктором с каждым из кандидатов проводятся КЗП (не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях, смены на маневровой работе). При проведении КЗП состав локомотивной бригады состоит из помощника машиниста – кандидата и машиниста, производившего его подготовку. По результатам КЗП машинист-инструктор представляет начальнику локомотивного депо заключение о возможности допуска кандидата к самостоятельной работе машинистом, которое затем передается в отдел кадров локомотивного депо (специалисту по управлению персоналом). Заключение также записывается во вновь выдаваемый служебный формуляр машиниста.
69. Машинист-инструктор представляет кандидата в машинисты начальнику локомотивного депо для проведения с ним собеседования в присутствии заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации. Итоги собеседования записываются во вновь выдаваемый служебный формуляр. По результатам обучения, подготовки, испытаний и проведенного собеседования начальник локомотивного депо издает приказ о назначении кандидата в машинисты на самостоятельную работу машинистом локомотива (МВПС).
70. Для самостоятельной работы в качестве машиниста, машинистом-инструктором с учетом рекомендаций психолога в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада в соответствии с Положением о локомотивной бригаде от 01.01.01 г. № ЦТ-40. Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит в установленном порядке инструктаж у начальника локомотивного депо или лица его замещающего.
71. При назначении машиниста на самостоятельную работу машинист-инструктор контролирует выдачу машинисту следующей документации:
служебного формуляра машиниста;
предупредительного талона по безопасности движения;
предупредительного талона по охране труда;
служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;
удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, ТРА станций обслуживаемых участков, режимных карт и служебного расписания движения поездов.
При необходимости выдается другая нормативная документация, касающаяся деятельности машиниста.
Порядок ведения документации.
72. Для планирования работы в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения составляется план-график работы машиниста-инструктора. Форма план-графика работы машиниста-инструктора на месяц и отчета машиниста-инструктора по итогам работы прикрепленной колонны локомотивных бригад за месяц приведены в приложении № 1. План-график хранится у инженера цеха эксплуатации, машиниста-инструктора, заместителя начальника депо по эксплуатации. Отчет по итогам работы за месяц составляется инженером цеха эксплуатации и передается начальнику локомотивного депо. После отчета машинистов-инструкторов, отчет с оценкой работы хранится у инженера цеха эксплуатации.
74. Форма доклада машиниста-инструктора локомотивных бригад о результатах целевой проверки приведена в приложении № 3.
75. При замене заполненного служебного формуляра машинист-инструктор переносит в новый формуляр все допуски и заключения, выданные машинисту на обслуживаемые участки. В новом служебном формуляре записывается не весь текст заключения, а только наименование участков, даты выдачи заключений и допусков фамилии машинистов-инструкторов, производивших КЗП. Указанная запись заверяется печатью (штампом) локомотивного депо. Форма и порядок ведения служебных формуляров приведены в приложении №4.
76. Формы документов, необходимых для назначения кандидата машинистом локомотива приведены в приложении №5.
77. Форма и порядок ведения технического формуляра приведены в приложении №6.
Контроль за работой машиниста-инструктора
78. Контроль за работой машиниста-инструктора осуществляется руководителями локомотивного депо, руководителями отделения железной дороги, руководителями и специалистами службы локомотивного хозяйства, аппаратом главного ревизора по безопасности движения отделения и управления железной дороги, заместителями начальника железной дороги, специалистами и руководителями департаментов локомотивного хозяйства и безопасности движения по:
АРМ машиниста-инструктора с распечаткой всех необходимых выходных форм;
служебным и техническим формулярам машинистов и помощников машинистов;
скоростемерным лентам и модулям памяти, проверенным машинистом-инструктором;
журналам учета теоретического обучения формы КУ-154;
журналам проведения инструктажей локомотивных бригад;
протоколам проведения производственных совещаний.
докладам о результатах проведенных целевых проверок.
При отсутствии АРМ – дополнительно по:
Личным карточкам машиниста (помощника машиниста).
Проведение отчетов машинистов-инструкторов и оценка их работы
79. Машинисты-инструкторы по результатам работы за месяц отчитываются у начальника локомотивного депо.
80. Перед проведением отчета у начальника локомотивного депо заместитель начальника локомотивного депо по эксплуатации проверяет итоги работы по АРМ инструктора, а при его отсутствии – по отчету, составленному инженером цеха эксплуатации.
Ежеквартально в службе локомотивного хозяйства железной дороги проводится отчет машинистов-инструкторов, у которых в течение квартала дважды работа оценена неудовлетворительно.
82. Отчеты машинистов-инструкторов у начальника локомотивного депо проводятся до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и оформляются протоколом.
83. Отчет машиниста-инструктора должен содержать информацию о проводимой в колонне профилактической работе; количестве и результатах проведенных КП и целевых проверок; количестве допущенных случаев брака, нарушений правил и инструкций по охране труда, нарушении трудовой дисциплины.
84. При отчете машинист-инструктор докладывает результаты работы прикрепленной колонны локомотивных бригад по безопасности движения, производственной дисциплины, расходе ТЭР, выявленных машинистами замечаний, угрожающих безопасности движения поездов, о проведении технических занятий, их посещаемости, количестве проверок и выявленных при этом недостатках.
85. По результатам отчета руководителем, принимающим отчет, работа машиниста-инструктора за отчетный период может быть принята или оценена неудовлетворительной.
86. Работа машиниста-инструктора оценивается неудовлетворительно в следующих случаях:
брака в работе, произошедшего по вине работника локомотивной бригады прикрепленной колонны, и отсутствии при этом профилактических мер со стороны машиниста-инструктора;
выявления превышения установленной скорости следования поезда, выключение исправно действующих приборов безопасности, отсутствия установленных проверок и опробований тормозов, несчастном случае с работником во время исполнения им своих обязанностей, допущенном в прикрепленной колонне локомотивных бригад (за исключением случаев выявления указанных нарушений и проведения своевременных профилактических мер прикрепленным машинистом-инструктором);
нарушение срока или не проведение КП без уважительной причины;
искажение машинистом-инструктором отчетных данных о результатах работы;
невыполнение машинистом-инструктором запланированной работы или предписания руководителя без уважительной причины.
87. Оценка работы машиниста-инструктора по обучению зависит от количества допущенных в локомотивном депо случаев брака и отказов технических средств по вине работников локомотивных бригад, от качества обучения и подготовки локомотивных бригад.
88. Оценка работы машиниста-инструктора по автотормозам, зависит от качества выполнения своих нормативов и от результатов работы прикрепленных локомотивных бригад согласно данному Положению.
89. Оценка работы машиниста-инструктора по теплотехнике, зависит от результатов работы локомотивного депо по экономии ТЭР, качества выполнения своих нормативов и от качества работы прикрепленных локомотивных бригад согласно данному Положению.
90. По результатам работы машиниста-инструктора в отчете работы за месяц и протоколе указывается оценка «Работа принята» или «неудовлетворительно».
91. В случае если работа оценена неудовлетворительно, в отчете указывается причина неудовлетворительной работы.
92. Машинист-инструктор, получивший в течение квартала дважды неудовлетворительную оценку, или три раза по итогам работы за год, проходит собеседование у начальника службы локомотивного хозяйства железной дороги.
93. При расследовании случаев брака оценка работы машиниста-инструктора и определение степени его виновности в допущенном браке устанавливается с учетом ранее проведенной профилактической работы с машинистом, допустившим брак в работе.
(письмом ЦФБ 27/591 от 01.01.2001г. признано не нуждающимся в визировании)