Чем занимается менеджер звезды
Менеджер артиста VS ассистент. Кто это? Зачем нужен?
Сегодня поговорим о том, кто такой менеджер артиста, зачем нужен менеджер и почему артисты ищут себе менеджера.
Если спросить «А для чего тебе нужен менежер? Чтобы он делал что?», в ответ появляются расплывчатые ответы.
Это неконкретно и неизмеримо! Это не разговор.
Из разговора с артистами становится понятно, что они ищут себе личного ассистента, а не менеджера. Это не одно и то же.
Искать человека нужно не по названию профессии, а исходя из конкретных задач, которые подлежат выполнению.
Ассистента ищут большинство артистов.
Ассистент выполняет поставленные перед ним задачи: найти паблики для рекламы, найти выход на радио, найти медиа-ресурс для интервью, раскидать песню на лейблы и проч.
Это важно для работы. Но это не то, для чего нужен менеджер.
Задача менеджера – четко прописать цели артиста на короткий, средний и длительный срок (в измеряемых величинах) и определить и обеспечить ресурсы, необходимые для достижения этих целей.
Это ключевое отличие роли менеджера и ассистента.
Менеджер должен выстроить бизнес, сформировать видение для движения команды, дать команде ресурсы для выполнения целей, а ассистент выполняет текущие задачи.
Отличается и уровень ответственности.
Если артист не выполнил план, команда не пришла к намеченным целям – чаще всего вина лежит на менеджере. Его задачей было обеспечить ресурсы, предусмотреть риски, поставить задачи участникам коллектива.
Ассистент выполняет то, что ему говорят, в рамках своей компетенции.
Менеджер – это управленец, задача которого выстроить работу коллектива артиста.
Ассистент – это человек, выполняющий текущие задачи, которые ставит менеджер.
В нашем мире, особенно в самом начале карьеры артиста, роли в коллективе совмещаются в одном человеке. Часто артист одновременно и менеджер, и ассистент в одном лице. Ещё чаще менеджер выполняет работу ассистента.
Практически во всех случаях это необходимость, так как в команде ещё нет ресурсов для чёткого разделения ролей.
Но даже на начальном этапе важно понимать, как устроена команда большого артиста, ведь рано или поздно придётся столкнуться с необходимостью собирать многочисленную команду и чётко распределять роли в коллективе.
Зачем артисту менеджер в 2019 году?
Если твоя музыка вызывает интерес, за твои треки готовы платить, а выступления твоей группы проходят не в одном лишь родном городе, самое время найти менеджера. Откуда они берутся и какими обязанностями их можно нагрузить – расспросили об этом у обеих сторон тандема.
Зачем нужен менеджер?
рэпер
«Изначально я сам договаривался о выступлениях, условиях и гонорарах, но позже все это превратилось в тягомотину. Люди часто пользовались моей добротой и снисходительностью. Были организаторы, которые любыми способами пытались обмануть: урезали оплату, задерживали ее, не выполняли райдер и так далее. В итоге я, вместо того чтобы заниматься любимым делом, решал все оргвопросы и разгребал кучу скопившейся и ненужной для меня информации».
менеджер Бакея и Какоры
«Менеджер в первую очередь должен освобождать артиста от всех административных вопросов и предоставлять возможность заниматься только творчеством. Чтобы у артиста не болела голова: когда выступление, где выступление, сколько он заработает, сколько денег он получит, как его релиз зальется на площадки. Менеджер должен во всех смыслах париться за него».
группа «РСП»
«С появлением менеджера жизнь группы стала проще и активнее. Проще, потому что многие организационные моменты с музыкантов перешли на плечи нашего менеджера, а активнее, потому что она постоянно нас теребит: туда на интервью, там видео записать, там фит замутить и так далее. Вещи, которые мы в силу своей лени сами делать бы не стали».
Рассматривать контракты и коммерческие предложения; заключать договоры с промоутерами и спонсорами.
Общаться с организаторами выступлений, концертов, фестивалей – до ивента и непосредственно на площадке; следить, чтобы соблюдались условия технического и бытового райдера; регулировать вопросы гонорара.
Следить за продвижением в соцсетях.
Устанавливать связи с продюсерами, звукозаписывающими студиями, издательствами, агентами, радиостанциями, фотографами, клипмейкерами, промоутерами.
Заниматься вопросами дистрибьюции на цифровых площадках.
Курировать релиз альбома, устанавливать дату выхода на рынок.
Следить за дедлайнами.
Организовывать концерты и туры.
Помогать в принятии важных решений.
Стимулировать творческий процесс.
Важно понимать: список задач может отличаться при работе с разными артистами. Кто-то самостоятельно соблюдает все дедлайны, кто-то с удовольствием будет самостоятельно заниматься инстаграмом. Каждый случай индивидуален, главное – найти верный подход к человеку.
Anna Mira Markevich
менеджерка группы Nizkiz
«Найдите себе менеджера, который будет безумно любить вашу музыку, – так ему будет легче сворачивать горы, чтобы убедить весь мир, что вы гениальны. Определитесь: вам нужен менеджер-друг, или менеджер-босс, или, возможно, менеджер-наставник? В соответствии с этими моделями вам проще будет выставлять требования друг к другу.
Это должен быть человек с сильной репутацией в мире шоу-бизнеса, которому будут доверять организаторы и промоутеры. Дипломат, психолог и представитель коллекторского агентства одновременно – это минимальный must have личностных качеств и навыков».
менеджерка группы «РСП»
«Моя история началась в Одессе, где я познакомилась с вокалисткой группы “Колiр”. Тогда проект находился в процессе зарождения, и мы начали работать на энтузиазме и вдохновении друг от друга. Сначала это был просто концерт в Беларуси, потом тур, участие в конкурсах, запись песен на беларусском языке. Так получилось, что я стала представлять “Колiр” в Беларуси. Дальше сделало свое дело сарафанное радио, и теперь я работаю с “РСП”. Примеры в профессии для меня – украинские менеджеры Сергей Марченко («Фиолет»), Наталья Городецкая (Epolets), беларусские менеджеры Женя Крук (“Дай дарогу!»), Аня Маркевич (Nizkiz)».
промоутер, продюсер и создатель музыкального блога Storytelling, менеджер Murovei
«Со времен участия брата в составе группы Slozhnie я стал заниматься административными вопросами, организацией концертов. Когда Murovei ушел в сольное творчество, я продолжил «по-братски» работать с ним. Сам как раз к этому времени закончил ЕГУ и ушел работать в сферу рекламы. Отсюда стал появляться менеджерский опыт. Параллельно я организовывал различные культурные мероприятия. Так появился не только опыт, но и важные знакомства».
Нужно ли менеджеру специализированное образование?
Понимание основ менеджмента или маркетинга точно не будет лишним. Но даже с ним ты вряд ли сможешь избегать ошибок на первых порах. Ключевой вещью в любом случае остается опыт: общение с людьми, нарабатывание связей и несколько провальных мероприятий (а такие точно будут) помогут тебе понять, как начать работать лучше. «И без него, и с ним непросто», – так наличие профильного образования описывает Настасья Доль, которая пришла в мир менеджмента с дипломом юриста.
Какими качествами обладает идеальный менеджер?
«В приоритете честность, вежливость и стрессоустойчивость. Умение найти общий язык с разными людьми, мобильность. Обязательно, чтобы у менеджера была заинтересованность в творчестве артиста, а также умение стоять на своем, разумная упертость и готовность идти на компромиссы».
«Менеджер должен быть в курсе законодательства: организация концертов, реклама, налоги. Также не помешает знание основ маркетинга. Огромный плюс – навыки аналитической работы, способность сравнивать, прогнозировать, находить взаимосвязи».
«Менеджер должен быть для артиста другом. Если вы не дружите, не общаетесь на какие-то близкие темы, то это холодное сотрудничество и тут будет сложно делать что-то от души. Потому что ситуации бывают разные, а друзья способны выйти из любых ситуаций на изике. Главное – чтобы взгляды менеджера совпадали с тем, что видит артист, и чтобы они двигались в одном направлении хотя бы на уровне мысли и мироощущения».
Как артисту обрести своего менеджера?
Присмотреться к близкому окружению и найти человека, который вдохновлен твоей музыкой, чтобы «вырастить» из него менеджера.
Попросить коллег рекомендовать достойного человека.
Поискать талантливого человека на специальных музыкальных мероприятиях, которые проходят в твоем городе.
Бросить клич в соцсети.
Как решать конфликты с артистами?
«Лично мне сложно говорить «нет» вообще по жизни. Вместо этого я стараюсь максимально понятно и подробно описать свою позицию, привести аргументы, что затем прошу у второй стороны. Истина рождается не в споре, а в диалоге».
«Я сейчас не могу вспомнить подходящей ситуации. Потому что стараюсь минимально трогать творческий процесс. Например, могу всунуть нос в треклист и там покудахтать, если мне что-то не нравится, объяснить, какие песни нужно перенести либо исключить вообще. Обычно мы слушаем друг друга, а если не согласны, то пытаемся договориться».
«Важнее всего, чтобы артисту было приятно, комфортно и удобно. Я могу что-то предложить, а они сами решают: да – да, нет – нет. Я ни на кого не давлю. Единственное, из-за чего мы можем спорить, это обложки, афиши и другие моменты, связанные с дизайном, потому что я дотошен в этом вопросе. У нас движ без акульего подхода из шоу-бизнеса. «Берем много денег, вкладываем в рекламу» – нет, просто на лайте занимаемся творчеством. Никто никого не продает».
Как выстраивается сотрудничество артиста и менеджера?
«Правильно работать официально. Тогда любые конфликты решаются намного проще и быстрее. Но, как показывает практика, подавляющее большинство работает на доверии. Если масштабы творчества велики, лучше переходить на договорные отношения, в том числе с менеджером, с организаторами концертов и так далее. Условия могут быть самые разные. Лично я ориентируюсь на понятие «менеджерские», они могут колебаться от 5 до 50%, в зависимости от конкретной ситуации и задачи. Главное – договориться вначале, чтобы потом избежать конфликтных ситуаций».
«В идеале артист и менеджер обсуждают свою долгосрочную перспективу. Ставят перед собой цели, разрабатывают контент-план, маркетинг-план и выстраивают алгоритм работы. Артист выдает качественный материал, постоянно совершенствуясь, а менеджер ведет его по плану развития, открывая новые пути распространения музыки. Если они справляются, то этот союз обрастает широкой командой вплоть до финансиста, публициста, юриста, концертного директора, звукорежиссера, продюсера, видеографа, маркетолога, пиарщика и даже своего стилиста».
Anna Mira Markevich
«Очень часто работа с группой начинается с дружбы и рабочие договоренности с менеджером никак не закреплены. Я, конечно, и сама работаю #полюбви, но чтобы в будущем не было мучительно больно – подкрепите вашу дружбу договором, где пропишете обязанности и форму расчетов. Почти как брачный договор перед свадьбой.
Процентное соотношение заработка менеджера обычно составляет 10% от гонорара группы. Но тут у каждого свои договоренности.
Ну и на всякий случай помните распространенное стереотипное мнение: если у артиста все хорошо – это хороший артист, если все плохо – плохой менеджер. Нечестно, знаю, но привыкайте».
Музыкальный менеджер
Музыкальный менеджер – специалист, выполняющий продвижение талантливых людей в мире шоу-бизнеса. Певец, музыкант или композитор отвечают за творческую часть работы, менеджер – за установление деловых контактов. Музыкальный менеджер должен иметь высшее образование и деловую хватку. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
В сфере шоу-бизнеса важен не только талант, но и команда, которая занимается продвижением артиста. Талантливые певцы, музыканты, композиторы нуждаются в опытном агенте, который будет заниматься урегулированием всех спорных вопросов. Именно музыкальный менеджер ищет инвесторов, он осуществляет организацию концертов и проверку исполнения райдера. Менеджер договаривается о рекламных контрактах и гонорарах, он отстаивает права музыканта и общается с прессой. Профессиональный музыкальный менеджер по совместительству является помощником, ведь творческие люди нередко впадают в депрессию, сталкиваются с кризисами и усталостью. Менеджер помогает соблюдать баланс между творчеством и частной жизнью, они может одновременно работать с несколькими музыкантами.
Особенности профессии
Музыкальными менеджерами нередко становятся выходцы из сферы шоу-бизнеса. Они могут не достичь высоких карьерных высот на сцене, однако выбирают другой способ для реализации своих управленческих и организаторских способностей. Менеджеры во всех ситуациях отстаивают права и интересы музыкантов, с которыми работают. Они обладают колоссальными деловыми связями, поэтому могут договориться о проведении концерта, рекламных публикациях и даже о создании новых творческих групп.
Музыкальные менеджеры осуществляют кастинг, например, во время выбора танцоров для шоу-программы, осветителей, гримеров и других специалистов, которые войдут в команду певца. Список обязанностей следующий:
Круг обязанностей может быть более широким, все зависит от ранга звезды и требований, прописанных в контракте. Менеджеры сопровождают звезду во время всех концертов, они оказывают психологическую и мотивационную поддержку.
Плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Музыкальный менеджер имеет безупречные вкус и слух, он отслеживает модные новинки, знает требования целевой аудитории. Имеет ярко выраженные управленческие черты, умеет урегулировать спорные вопросы, является тонким психологом. Обладает профессиональной интуицией, которая позволяет ему вычислить будущую звезду среди тысяч неизвестных музыкантов.
Обучение на музыкального менеджера
Музыкальные менеджеры являются выпускниками творческих вузов. Нередко эту профессию выбирают певцы и музыканты, которым не удалось достичь карьерных высот, а также продюсеры. Будущие менеджеры могут пройти профессиональную переподготовку по профилю «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений», срок которой составляет 1 год. Программы реализуются в бизнес-школе RMA и Институте управления и предпринимательства в социальной сфере.
«Соглашаясь быть менеджером артиста, вы соглашаетесь на жертвы»
Если думаете, что менеджер артиста — это очень творческая работа, которая сулит тусовки со звездами и свободный график, то советуем прочитать интервью Дарьи Кулик. Выпускница факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» рассказала, как променяла стабильность на хаос и стала менеджером группы Therr Maitz, а также дала несколько советов начинающим артистам.
Когда вы впервые столкнулись с шоу-бизнесом как организатор, а не как зритель?
Я ходила на уроки вокала, и моя преподавательница еще писала и исполняла песни. Она создала свой музыкальный коллектив и поняла, что не справляется с менеджментом. Артист, в принципе, не должен заниматься организаторской работой. Меня попросили помочь с продвижением, потому что я работала в рекламе и разбиралась в социальных сетях. Так как опыта ни у кого особо не было, мы вместе сидели и разбирались, как привлекать людей. Организовали один концерт, он прошел очень хорошо, казалось, что дальше будет только лучше. Но потом все пошло наперекосяк, группа распалась, а я начала думать, что делать дальше.
Мне, на самом деле, очень нравилось работать в рекламном агентстве, я быстро развивалась и работала с крупными клиентами. Но в один день мне резко стало скучно, хотя работа у меня была не монотонная. Мне не хватало драйва, хаоса, непредсказуемости. Еще я поняла, что реклама всех раздражает, а я не хочу делать то, что бесит людей. Вот музыка людям нравится: я вспомнила, как выступала, и поняла, что хочу видеть сцену, счастливых зрителей. Даже не как артист, а просто как часть всего этого.
Почему не в роли артиста?
Мне не хотелось выпускать второсортный продукт, поэтому я решила сосредоточиться на другом аспекте шоу-бизнеса и заняться организационной работой. Если я все-таки стану певицей, знание музыкального менеджмента мне очень пригодится. Любой артист должен понимать, откуда деньги берутся, на что тратятся, как организовать концерт и так далее.
Выше вы говорили, что артист не должен заниматься менеджментом.
Все верно. Я считаю, что артист должен заниматься только творчеством, но разбираться в основах важно, хотя бы для того, чтобы тебя не обманули. Вспомните того же Элтона Джона, которого обманул собственный менеджер, казавшийся близким другом. Поэтому между творческими поисками и светской жизнью стоит хотя бы иногда спрашивать свою команду: «А почему мы делаем именно так, а не иначе?».
Итак, вы решили, что хотите работать в музыкальной индустрии, и что делали дальше?
Походила на какие-то стажировки, например, на Bosco Fresh Fest, и поняла, что кроме практики и контактов нужна минимальная база знаний о том, как работает эта индустрия. Собственно, поэтому я пошла учиться на факультет «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений».
Почему выбрали RMA?
Я искала, где получить недостающие знания. Смотрела онлайн-курсы на Coursera, особенно мне там понравились программы от музыкального колледжа Berklee, даже начала изучать его сайт, но это все-таки слишком дорого. В итоге выбрала RMA, поскольку у вашей школы большая история и много отзывов.
Во-первых, я шла за знаниями, как я уже говорила, а во-вторых — за полезными контактами. В итоге получила и то, и другое. Точно не стоит идти за трудоустройством. Только потому, что вы где-то учились, вам не дадут классную должность в музыкальном агентстве с шестизначным гонораром. Это так не работает.
Идти учиться нужно именно для того, чтобы получить знания. В RMA их действительно много: больше половины из того, что я услышала на лекциях, я использую сейчас в своей работе. Например, курс авторского и смежного права мне очень пригодился, он помогает разговаривать с юристами на одном языке и понимать, что написано в договорах и запросах на лицензирование музыки. Самому такой сложный предмет изучить тяжело, должен быть человек, который вдолбит тебе в голову все эти законы и объяснит термины. Александр Кондратенко умел объяснить все так, чтобы понял даже новичок. Еще, как ни странно, полезным оказался курс по SMM и интернет-маркетингу, хотя, казалось бы, я со своим опытом работы должна была уже все знать. Но продвижение авиалиний и музыканта совсем разные вещи, и нужно применять другие инструменты. Даже то, что во время обучения казалось бесполезной ерундой, сейчас я применяю в своей работе.
И нетворкинг, конечно, важная составляющая процесса. Многие, с кем я сейчас работаю, — это мои преподаватели из RMA, и очень удобно, что у нас с ними уже есть что-то общее.
В общем, если говорить о кост-эффективности, то обучение на факультете музыкального менеджмента точно стоит своих денег. Уж не знаю стоило ли обучение в Berklee тех космических сумм, но я ни капли не жалею, что оказалась в RMA.
А на стажировки вы ходили?
Если честно, то почти нет, только на одну вроде попала. Работа в рекламном агентстве не позволяла везде успевать. К тому же я довольно быстро начала работать с Therr Maitz, и необходимость в стажировках отпала. Моя работа — одна большая стажировка.
Давайте тогда перейдем к Therr Maitz. В своем блоге вы писали, что, услышав на концерте Антона Беляева, вы сказали: «Единственный российский артист, с которым мне бы хотелось работать, — это Therr Maitz». Это была конкретная, осознанная цель или просто посыл в космос?
Нет, конечно, это не была цель, я не стремилась к ее реализации. Но это была абсолютно искренняя фраза: тогда я уже мечтала о карьере в шоу-бизнесе и на этом концерте поняла, что ни с каким другим российским артистом я работать не хочу. Я не говорю, что в России нет других достойных исполнителей, просто для меня Антон Беляев и команда — лучшие.
В общем, я сказала это и забыла, но потом начали происходить забавные вещи. В разделе с вакансиями на сайте rma. ru я увидела, что в команду Therr Maitz ищут smm-специалиста. Я отправила резюме, но мне никто не ответил. Я написала в директе Инстаграма лично Антону, он на удивление ответил и попросил отправить резюме еще раз на другую почту. Мне опять никто не ответил. Это все происходило осенью 2018 года. А в декабре Therr Maitz планировали выступать в Мумий Тролль Music Bar. Перед концертом проводили конкурс, в котором нужно было опубликовать в социальных сетях фотографию с билетом. Я опубликовала, а под фотографией написала, что хочу работать в команде. Мне опять написал Антон, и на этот раз меня пригласили на встречу. Я ехала на встречу с трясущимися ногами и колотящимся сердцем, несколько раз порывалась развернуть такси и ехать домой. Когда я зашла в студию и сказала: «Я Даша», а он ответил: «Я Антоша», я поняла, что мы точно будем работать вместе. Это всё странное стечение обстоятельств, и так чаще всего в жизни и бывает.
Расскажите про первые дни работы.
Это был просто ад. О том, что меня берут, сообщили перед моей поездкой в Будапешт, так что работать я начала прямо из отпуска. Нужно было писать много постов перед большим концертом, а там еще сбоил интернет — в общем, я понервничала. Мне часто звонил Антон, и я каждый раз брала трубку с мыслью, что вот сейчас меня точно уволят. Но он просто комментировал мои тексты, говорил, что хорошо, а что нужно исправить.
Я начинала даже не как smm-специалист, а как контент-менеджер: писала тексты к развлекательным постам. Составлением контент-плана, рекламными и информационными постами, таргетингом занимался smm-менеджер. Потом он уволился, и меня взяли на эту позицию. Работы оказалось очень много, и оставила рекламное агентство. А потом из команды Therr Maitz ушли еще несколько человек, и мне стали предлагать другие обязанности — я-то была только «за». Так, постепенно я стала менеджером. Хотя, честно признаюсь, когда мне предложили эту позицию, я сначала отказалась, потому что испугалась: мне казалось, что я морально не готова к такой ответственности.
Сколько человек в менеджерской команде?
Четыре человека: директор, я, ассистент, тур-менеджер. На аутсорсе еще работают юрист и бухгалтер. Команда совсем небольшая, но сейчас у нас в планах серьезный проект, поэтому мы ищем новых людей. Для нас важны энтузиазм и искреннее желание работать с Therr Maitz, а не опыт. Вакансии уже можно посмотреть на сайте rma.ru (раздел с вакансиями).
Расскажите подробнее, чем вы занимаетесь? Я так понимаю, что список обязанностей у вас очень обширный.
Это, наверное, прозвучит странно, но я занимаюсь просто всем. От самой простой работы вроде вызова такси и заказа еды до разработки стратегии выхода на зарубежные рынки.
Можете привести какие-то конкретные примеры того, что вы делаете каждый день?
Например, телевизионный канал приглашает Антона принять участие в передаче. Мне нужно оценить, насколько это интересное предложение, просчитать, поможет ли это действие нам в увеличении охватов. Потом мне нужно все организовать, проследить, чтобы Антон вовремя приехал на съемки, в подходящей одежде. Нужно проконтролировать, чтобы в эфир не вышли несогласованные материалы.
Сейчас, как я уже говорила, мы готовим крупный проект — музыкальную передачу на интернет-платформе с Антоном в роли ведущего. Это шоу, не имеющее аналогов на российском рынке. Большая часть организации съемок на мне, и это меня пугает ужасно, потому что приходится очень быстро разбираться в новых для меня вещах.
Когда группе предлагают выступить где-то, наш директор Юлия согласовывает площадку и гонорар, а дальше все переходит ко мне: подписание договора, согласование промо-материалов и рекламной кампании.
Еще я отвечаю за сайт: слежу, чтобы на нем всегда была актуальная информация по концертам, наличию мерча. А еще я продолжаю вести все социальные сети. Занимаюсь рекламой: и в области продвижения группы и концертов, и в области сотрудничества с брендами, которые приглашают Антона рекламировать их товар. Последним, кстати, занимаюсь, с наибольшим удовольствием: видимо, сказывается прошлый опыт работы.
По каким параметрам вы выбираете с какими брендами сотрудничать?
Во-первых, должен быть интерес к продукту. Мы не хотим, чтобы социальные сети Антона превратились в рекламный проспект. Поэтому Антон старается рекламировать только то, чем сам пользуется. Простой пример: в последней рекламной кампании Uniqlo участвовало много звезд, но, кажется, только Антон действительно носит одежду этой марки.
А если это формат амбассадорства, то Антон точно должен любить бренд, лицом которого он выступает. Потому что здесь уже важны не столько рекламные посты, а то, как артист взаимодействует с брендом в офлайне. Например, Антон — амбассадор бренда российских оправ Harry Cooper, у него даже есть своя линейка оправ, и он на самом деле всегда в них ходит, всем про них рассказывает и дарит. Также Антон и Юля — представители автомобилей Cadillac, и на все светские мероприятия они приезжают именно на этой машине. В общем, бренд должен быть близок, чтобы не получилось, как с Собчак, которая была амбассадром Samsung, а фотографировала все на iPhone.
Вы упоминали про работу с иностранными рынками, расскажите об этом поподробнее.
Мы пока не очень ярко представлены за рубежом. Мы не хотим приезжать в условный Берлин и собирать на концерт русских экспатов и эмигрантов. Мы хотим завоевать иностранную аудиторию, а это очень сложно, поэтому двигаемся постепенно. Большой преградой для выхода за рубеж оказался наш большой состав команды и вес оборудования. Одно дело, когда три мальчика с гитарами сели в самолет и полетели за моря, и совсем другое, когда нужно доставить центнеры света и звука, а также двенадцать человек.
Сейчас собираемся развивать азиатские рынки. Ездили с директором Юлией на фестиваль шоукейсов в Корею, где познакомились с представителями разных музыкальных индустрий, как азиатских, так и европейских. У всех разные подходы, разное видение, какая музыка хорошая, а какая — нет. И, конечно, там мы поняли, что сложно говорить просто о выходе за рубеж, надо очень четко понимать, куда ты хочешь выйти. Способы выхода в Америку и способы выхода в Китай — это вообще разные вещи.
Почему вы выбрали азиатский рынок?
Там музыкальный рынок не так перенасыщен. В Америке, Англии, Франции очень много своих музыкантов в разных направлениях, свободных ниш не осталось. Сейчас, как ни странно, Венгрия — хороший вариант для музыкантов. Но что такое Венгрия по сравнению с Китаем? Территориально они просто не сравнимы.
Почему Therr Maitz не работает ни с одним лейблом? Это довольно необычные кейс, по крайней мере, для России.
Когда я пришла, так уже было, поэтому могу только догадываться о причинах этого решения. Думаю, что это из-за желания сохранять полную независимость и не испытывать давления. Лейблы устанавливают сроки сдачи альбомов, а Антон — перфекционист, и ему нужно много времени, чтобы выпустить идеальный продукт, исправить все неточности, которые другие, может, и не заметят. Поэтому он работает медленно и не хочет вписываться ни в какие дедлайны.
И, конечно, с юридической точки зрения это удобно: мы владеем всеми правами на музыку, можем давать права на использование, кому и когда хотим. И с финансами выгодно: нам не нужно ни с кем делиться прибылью. Мы сами всё контролируем.
А группам, которые только начинают, посоветуете работать с лейблом?
Мне кажется, сейчас всё это отмирает потихоньку. Наступает эпоха людей, которые все делают сами. И сейчас есть все возможности сохранять независимость: рынок открыт, ты можешь найти нужные контакты в Фейбуке или Инстаграме, договориться, о чем угодно.
Можно работать с лейблами как с дистрибьюторами контента, которые помогут распространить вашу музыку. Ну и конечно, если решите подписывать с кем-то контракт, очень внимательно его читайте. Потом вспомните все недавние громкие скандалы и перечитайте еще раз.
А как вообще молодой группе без лейбла или продюсерского центра продвигаться? Если нет денег вообще ни на что?
Сейчас столько интересных кейсов, как клипы, снятые за сто долларов, взлетали в топы ютуба, так что возможно все.
Но не буду говорить, что все так просто. Если нет богатых родителей или других родственников, то начинающему артисту в России придется иметь параллельную работу. В этом, кстати, есть разница между российским и корейским рынками: в Корее платят настолько весомые гонорары даже небольшим группам, что они могут существовать исключительно за счет музыки.
Но нельзя просто сидеть и ждать, когда на тебя свалятся миллионы. Нужно двигаться, выступать. Есть много площадок, с которыми можно договориться о концерте, не имея никаких связей. Подавать заявки на фестивали, есть много различных шоукейсов, где могут выступить совсем никому не известные группы. Так вы постепенно наращиваете количество своих слушателей. А когда уже есть лояльное комьюнити, можно и к концертным площадкам стучаться, и краудфандинговую кампанию запускать.
И напоследок расскажите про блог Music Date: почему решили вести блог о музыкальной индустрии?
Сначала, я просто чувствовала потребность выражать свои мысли, потом поняла, что лучше всего заходят интервью с представителями музыкального бизнеса, и решила сосредоточиться на них. Вообще в России не хватает профессионального издания о музыке: не со сплетнями о жизни звезд, а о том, что на самом деле происходит в индустрии. Мне было интересно говорить с теми, о ком еще не написано десяток статей в самых разных СМИ, — с начинающими артистами или работниками закулисья. У меня часто спрашивают, почему до сих пор нет интервью с Антоном, но с ним же уже сотни материалов на любой вкус, что я у него спрошу нового? «Антон, когда у меня будет отпуск?» разве что.
А как вообще с отпуском и графиком работы, кстати? Я так понимаю, очень напряженно.
Времени на себя очень мало, в блог тот же давно ничего не писала — не успеваю просто. У меня нет возможности уехать куда-то и выключить телефон, я всегда должна быть на связи. Я все пытаюсь придумать, как отделить работу от личной жизни, но, кажется, это невозможно, и я так и буду подскакивать на семейных праздниках, чтобы ответить на звонок. Это самый негативный момент этой работы, о котором все должны знать, особенно те, кто хочет работать с большим артистом. Нужно понимать, что, соглашаясь быть менеджером артиста, вы соглашаетесь на жертвы.