Чем занимается моторист на судне
Моторист-рулевой: что это за профессия?
Пусть на сегодняшний день водные виды транспорта предназначены больше для транспортировки грузов, а пассажирские перевозки направлены в основном на туристов, суды не потеряли свое значение и профессии, связанные с судоходством продолжают оставаться весьма востребованными. Например, на флоте уже давно существуют такая специальность, как моторист-рулевой. Данный специалист несет ответственность за то, чтобы корабль выполнил рейс и вовремя добрался до пункта назначения.
Описание профессии
Моторист-рулевой – это специалист, который выполняет на судне функции матроса и техника. Иными словами, ему необходимо управлять водным транспортным средством и обеспечивать исправность работы двигателя, а также всех вспомогательных механизмов.
В число обязанностей судового моториста можно отнести:
запуск и остановка двигателя;
настройка и корректировка режимов работы;
отслеживание сигналов навигационных приборов;
отслеживание и корректировка в случае необходимости курса следования;
техническое обеспечение механизмов;
проведение профилактических осмотров и ремонтных работ;
выявление и устранение неполадок.
Для осуществления своих должностных обязательств мотористу-рулевому необходимо иметь представление о том, как происходит регулировка движения судна, по каким принципам работают средства для автоматизации управления машинным отделением, а также система дистанционного управления.
Поскольку данный специалист находится в непосредственном подчинении у боцмана и первого штурмана, он должен сообщать им обо всех обнаруженных неисправностях и изменениях как в работе двигателя, так и курсе судна. В случае возникновения внештатной или спорной ситуации моторист должен предварительно обсудить свое решение с руководством, заручиться его поддержкой.
Работа моториста-рулевого строится по вахтовому методу. При этом продолжительность смены и длина вахты зависит от типа и назначения судна. Таким образом, специалист может работать от восьми до двенадцати часов.
Вопреки расхожему мнению, профессия моторист-рулевой все еще одна из самых актуальных. Просто с развитием навигационных систем от специалиста требуются знания в новых областях и умение работать с техникой.
Если во время рейса возникла внештатная ситуация, которая привела к тому, что необходимо покинуть судно, то рулевой должен будет управлять шлюпкой. А при необходимости быть способным спасти утопающих и применить приемы первой помощи.
Источник фото Maël BALLAND/Pexels
Где можно выучиться профессии моторист-рулевой?
Для того, чтобы стать мотористом-рулевым необходимо получить профильное образование в среднем специальном образовательном учреждении по одному из перечисленных направлений:
техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
механик маломерного судна;
судоводитель – помощник механика маломерного судна.
Каждое из этих направлений позволяет получить необходимый объем знаний и навыков для работы с судовым двигателем и управления водным транспортом.
На сегодняшний день эта специальность востребована на всех видах речных и морских судов, поэтому при необходимости специалист может пройти курсы переподготовки по морским специальностям, а также получить командную должность на судне.
Разряды профессии моторист-рулевой
Принято выделять у специальности два квалификационных уровня – это пятый и шестой. Стоит отметить, что вне зависимости от разряда специалист должен проводить запуск и остановку двигателя, следить за его работой, вносить корректировки и проводить ремонтные работы. Отличие же в полномочиях мотористов состоит в мощности двигателя, с которым они могут работать.
Моторист-рулевой 5 разряда
Управляет судном с мощностью двигателя менее 850 кВт.
Моторист-рулевой 6 разряда
Работает с двигателем, мощность которого больше 850 кВт.
Личностные качества профессии моторист-рулевой
От отношения к работе рулевого зависит не только прохождение маршрута, но и безопасность всего экипажа, а также пассажиров. Поэтому данная работа подходит только людям с высокой ответственностью и дисциплинированностью. Моторист должен быть готов при возникновении внештатной ситуации взять на себя принятие решений и координировать действия судна и команды. Следовательно, работник должен обладать стрессоустойчивостью, хладнокровием и коммуникабельностью.
Моторист-рулевой также должен обладать:
развитым пространственным мышлением;
Уровень заработной платы профессии моторист-рулевой
Размер заработной платы представителя данной профессии зависит от того, в каком регионе он работает и на каком типе судна. Таким образом, уровень оклада может варьироваться от 15 000 до 30 000 рублей.
Но необходимо отметить, что для компенсации относительно небольшой заработной платы специалисту предоставляют премии, оплачиваемый отпуск и другие социальные гарантии.
Плюсы и минусы профессии моторист-рулевой
К положительным сторонам специальности стоит отнести следующее:
востребованность и актуальность на рынке труда;
Профессия «моторист-рулевой»
Выбирая работу на флоте, стоит обратить внимание на востребованную морскую профессию моториста-рулевого.
Моторист-рулевой на судне – это специалист рядового состава, совмещающий функции матроса и техника. Как вахтенный матрос, он управляет ходом судна, а как техник, обеспечивает эксплуатацию корабельного двигателя и вспомогательных механизмов, а также проводит их обслуживание.
Описание и характеристика профессии
Моторист-рулевой запускает и останавливает двигатель и изменяет режимы его нагрузки. Неся вахту на руле, он следит за курсом, корректируя его при необходимости. Для этого надо учитывать сигналы на других судах, указания навигационных приспособлений – береговых знаков, маяков, баканов и проч., показания глубины и т. д. Кроме того, мотористу-рулевому нужно хорошо разбираться как в общих правилах, регулирующих движение судов, так и в специальных дополнениях к ним, разъясняющих условия навигации в конкретном районе.
Моторист-рулевой руководствуется в своей работе правилами эксплуатации основных двигателей и вспомогательных механизмов, средств автоматизации управления машинным отделением и систем дистанционного управления. Ему положено знать
Функции моториста заключаются в наблюдении за состоянием двигателя и судовых механизмов и поддержании их рабочего состояния, а также в управлении судовыми механизмами. Помимо основных обязанностей, рулевой должен соблюдать правила техники безопасности на судне, уметь спустить шлюпку на воду и управлять ею в разных погодных условиях, а также применять на практике приёмы спасения утопающих.
В период подготовки судна к навигации рулевого-моториста привлекают к его ремонту и оборудованию.
Моторист-рулевой находится в подчинении у боцмана и первого штурмана, а на вахте выполняет распоряжения вахтенного начальника. Продолжительность вахты в зависимости от типа и назначения судна составляет от восьми до двенадцати часов.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Профессиональные навыки можно приобрести, пройдя обучение по следующим направлениям:
По каждому из этих направлений разработано от 1 до 4 программ обучения.
Среди учебных заведений, в которых научат, как стать мотористом-рулевым, у абитуриентов пользуются популярностью:
Практически в каждом из этих ССУЗов есть как бюджетные, так и платные места.
Кому подходит
Профессиональная ответственность – одна из основных характеристик работника, позволяющая не допустить возникновение экстремальных ситуаций. Однако на море и на реке может случиться непредвиденное. В этом случае рулевой должен проявить стрессоустойчивость и хладнокровие.
Необходимость контролировать сразу несколько объектов при управлении судном требует мгновенной реакции и отличной координации движений. Помимо этого, моторист-рулевой должен иметь острое зрение, хороший слух, точный глазомер и развитую зрительную память. Важны также чувство равновесия, выносливость и физическая сила.
Длительное пребывание со многими людьми в условиях ограниченного пространства предполагает умение матроса находить общий язык с командой, проявлять позитивное отношение к коллегам на протяжении всего рейса.
Зарплата моториста-рулевого
Оплата работы моториста-рулевого зависит от типа судна, региона, дополнительных условий, но в среднем в крупных городах и портах она колеблется в районе 30 тысяч рублей. Для сравнения: средняя зарплата по России – порядка 25 тысяч рублей.
Обычно в дополнение к зарплате при трудоустройстве почти всегда предлагают полный социальный пакет и нередко – оплату билетов к месту работы за счёт работодателей, материальную помощь при уходе в отпуск, дополнительную медицинскую страховку, частичное погашение стоимости санаторного лечения, премии и т.д.
Как построить карьеру
Мотористы-рулевые востребованы на всех видах речных и морских судов любого флота. Накопив опыт, моторист может пройти переподготовку по смежным морским специальностям. Последующее профессиональное образование откроет перспективу командных должностей на судах любого типа.
Перспективы профессии
Профессия «моторист-рулевой» не потеряла своей актуальности и с развитием навигационных механизмов и внедрением на флоте современных систем управления. И хотя прогресс в создании беспилотной техники всё активнее приходит на суда всех типов, искусственный интеллект еще не скоро вытеснит человека с места рулевого.
Права и обязанности судового моториста определяются:
К обслуживанию судовых дизелей и вспомогательных механизмов допускаются лица, окончившие специальные учебные заведения и имеющие специальные аттестаты, а также лица, прошедшие ученическую подготовку, сдавшие экзамен квалификационной комиссии и имеющие специальные свидетельства.
Моторист, направленный на судно, проходит подробный инструктаж об особенностях энергетической установки судна и своих обязанностях у непосредственного начальника (вахтенного механика), а затем проходит проверку знаний у старшего механика. И только после этого допускается к обслуживанию судовой установки. Во время работы на судне моторист обязан изучить и знать техническую характеристику, конструкцию, инструкции по эксплуатации и уметь управлять главным дизелем и вспомогательными механизмами машинного отделения, знать расположение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими.
Моторист обязан изучать и применять на практике передовые методы эксплуатации и ремонта судовых механизмов, экономить топливо и смазочные материалы, поддерживать в исправном техническом состсянии механизмы, закрепленные за ним согласно заведованию.
Моторист, заступающий на вахту, обязан явиться в машинное отделение за 15 мин до начала вахты, обратить внимание на общий фон шума от работы главного дизеля и вспомогательных механизмов.
При приеме вахты необходимо проверить:
Далее, по контрольно-измерительным приборам необходимо установить:
На дизеле проверяются:
Далее проверяется работа механизмов, обслуживающих главный дизель: насосов охлаждения; масляных насосов; лубрикаторов, газотурбонагнетателя; топливных насосов; топливоподкачивающего насоса; сепараторов топлива и масла; подогревателей топлива.
Проверяется работа вспомогательных механизмов и устройств: рулевой машины; вспомогательных двигателей; вспомогательного котла; компрессора сжатого воздуха; установки кондиционирования воздуха; гидрофоров санитарной и мытьевой воды.
Обо всех замеченных неисправностях принимающий вахту моторист докладывает «своему» механику.
(Работу рулевой машины целесообразно проверять до приема вахты в машинном отделении.)
Вахтенный моторист во время вахты не имеет права без разрешения вахтенного механика покидать машинное отделение. При нормальной работе дизеля и других механизмов вахтенный моторист обязан находиться на своем рабочем месте согласно расписанию по заведованию и несению вахты. Через каждые полчаса вахтенный моторист проверяет работу главного дизеля и вспомогательных механизмов по контрольно-измерительным приборам и на ощупь, обращает особое внимание на работу системы топливоподготовки, на работу топливоподкачивающего насоса, топливных насосов и форсунок, работу газотурбонагнетателя, работу системы смазки и системы охлаждения, производит подачу смазки к объектам, смазываемым вручную.
Согласно инструкции завода-строителя, через установленное время по заданию вахтенного механика переключает запасные топливные и масляные фильтры, чистит рабочие фильтры, запускает резервные сепараторы топлива (масла) и чистит рабочие или включает систему очистки на самоочищающихся сепараторах. Проверяет температуру и состояние дейдвудного сальника и в случае его нагрева докладывает вахтенному механику.
Следит за цветом и температурой отходящих газов. В случае превышения допустимой разницы температуры газов между отдельными цилиндрами (10—20° С) докладывает вахтенному механику. Следит за показаниями тахометров главного и вспомогательных двигателей. Принимает участие в снятии индикаторных диаграмм.
В случае возникновения аварийной ситуации в работе главного дизеля или вспомогательных механизмов немедленно докладывает вахтенному механику, а если авария может разрушить работающие механизмы и создать угрозу человеческой жизни, — останавливает аварийный агрегат. Принимает активное участие в профилактических и ремонтных работах.
Перед сдачей вахты вахтенный моторист спускает отстой из запасной топливной цистерны и переключает топливную систему на прием топлива из нее, включает топливоперекачивающий насос и заполняет пустую цистерну. Далее пополняет запасы масла: в циркуляционной системе смазки главного дизеля, лубрикаторах, вспомогательных двигателях, газотурбонагнетателях, в упорном подшипнике, опорных подшипниках промежуточных валов, в ручных масленках. Дополняет водой до требуемого уровня расширительные цистерны системы охлаждения главного дизеля, вспомогательных механизмов, поршней и форсунок. Обтирает насухо снаружи двигатель и другие механизмы, строго соблюдая при этом правила техники безопасности, наводит порядок в машинном отделении.
После того как принимающий вахту механик сделает запись в вахтенном машинном журнале о приеме вахты, вахта считается принятой, и прежняя вахта имеет право покинуть машинное отделение.
Должностная инструкция моториста-матроса
«______» _______________ 20___ г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность моториста-матроса [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Моторист-матрос назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Моторист-матрос относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность моториста-матроса назначается лицо, имеющее среднее образование, профессиональную подготовку и стаж работы не менее 1 года.
1.5. В практической деятельности моторист-матрос должен руководствоваться:
1.6. Моторист-матрос должен знать:
1.7. В период временного отсутствия моториста-матроса его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Моторист-матрос осуществляет следующие трудовые функции:
2.1. Управление судном под руководством вахтенного начальника.
2.2. Обслуживание и ремонт судовой техники.
2.3. Техническое обслуживание механизмов, закрепленных расписанием по заведованию.
2.4. Проведение замеров воды в танках, температуры в грузовых помещениях, глубины водоема ручным лотом.
2.5. Управление палубными механизмами, гребными спасательными шлюпками и моторными лодками.
2.6. Выполнение судовых такелажных, малярных, швартовых, слесарно-ремонтных работ.
2.7. Отдача и выборка якоря, подъем шлюпок на палубу и спуск на воду.
2.8. Уборка палубы, служебных палубных и бытовых помещений.
При отсутствии в штатном расписании профессии “рулевой” моторист-матрос выполняет его работу.
В случае служебной необходимости моторист-матрос может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Моторист-матрос имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Моторист-матрос несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы моториста-матроса осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы моториста-матроса является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы моториста-матроса определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью моторист-матрос обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«____» _______ 20__ г.
Обязанности вахтенного моториста.
1. Вахта —это специальный вид выполнения своих обязанностей членами судового экипажа, требующий повышенного внимания и непрерывного нахождения на рабочем месте или на посту. Вахта обеспечивает безопасность, живучесть и производственную деятельность судна.
2. Вахта контролирует посещение судна посторонними лицами, обеспечивает сохранность имущества и груза, находящегося на судне.
3. Ответственность за организацию вахтенной службы в целом возлагается на капитана, а по судовым службам – на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.
4. Никто из вахтенных без разрешения начальника по вахте не имеет права оставлять пост или передавать другому лицу исполнение своих обязанностей.
5. При обнаружении ненормальностей, отклонения параметров и прочего, необходимо немедленно доложить вахтенному начальнику.
6. Очередная вахта должна прибыть к месту несения вахты заблаговременно.
7. Судовые вахты подразделяются на ходовые и стояночные. Ходовая вахта – 4 часа, а при двухсменке – 6 часов. Продолжительность стояночной вахты для комсостава – 24 часа, для судовой команды – 8 часов.
8. Каждый член вахты должен знать свои обязанности по несению вахты:
— Уметь пользоваться системами внутрисудовой связи.
— Знать аварийные выходы, место расположения аварийного и противопожарного имущества, спасательных средств и уметь ими пользоваться.
— Знать сигналы судовых тревог.
Обязанности вахтенного моториста.
1. Вахтенный моторист подчиняется вахтенному механику.
2. Вахтенный моторист обязан:
— Получит инструктаж от вахтенного механика перед заступлением на вахту.
— Получить от сдающей вахты сведения о работе технических средств распоряжениях по вахте.
— Убедиться в исправности технических средств.
— Доложить вахтенному механику о приемке вахты.
— Обеспечить эксплуатацию технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями.
— Немедленно докладывать обо всех неисправностях и неполадках и принимать меры к их устранению.
— Поддерживать порядок в МО.
Организация обеспечения живучести судна.
Государственный флаг Украины, флаги и вымпелы, приветствия, встречи и торжества.
Организация обеспечения живучести судна.
1. Основой организации борьбы за живучесть судна и спасения человеческой жизни на море является расписание по тревогам. Расписание по тревогам определяют обязанности всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне, составляются на каждом судне и утверждаются капитаном.
2. Устанавливаются следующие расписания по тревогам: по борьбе с пожаром, водой, утечкой аммиака, разливом нефтепродуктов.
3. Расписание по тревоге «Оставление судна».
4. Расписание по тревоге «Человек за бортом».
5. При любой тревоге с помощью колоколов громкого боя объявляется сигнал общесудовой тревоги. Сигнал общесудовой тревоги – семь коротких и один длительный звонок (короткий сигнал – 1 с., продолжительный 5-6 с.); сигнал повторяется 3-4 раза. После звонков голосом объявляется вид тревоги.
6. При пожаре во время стоянки в порту сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол.
7. Каждый член экипажа должен знать правила индивидуального выживания. Оказания первой помощи, места расположения аварийно-спасательного имущества и уметь применить знания на практике.
8. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан, а непосредственное руководство возложено на старшего помощника капитана. В отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.
Государственный флаг Украины, флаги и вымпелы, приветствия, встречи и торжества.
1. Государственный флаг Украины указывает на принадлежность судна Республику Украина. Государственный флаг Украины поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке поднимается нести флаг на гафеле.
2. Государственный флаг Украины на ходу и на стоянке поднимается ежедневно в 8 часов по судовому времени и спускается с заходом солнца.
3. За полярным кругом зимой Государственный флаг ежедневно должен быть поднят в 8 часов и находится в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время с 8.00 до 20.00.
4. Государственный флаг поднимается ранее установленного времени (до 8.00), а также не спускается после захода солнца в следующих целях:
— При выходе судна из порта и входе в него.
— При встрече в море с военными кораблями и торговыми судами, плавающими под флагом Украины. До расхождения с ними.
5. При нахождении на судне президента, глав законодательной и исполнительной власти, а также глав дипломатических представительств Украины, с согласия указанных лиц, кроме Государственного флага Украины, поднимаемого на кормовом флагштоке, на носовой мачте дополнительно поднимается Государственный флаг.
6. При нахождении на судне Председателя Госрыбхозпрома Украины, с его согласия на носовой мачте поднимается вымпел рыбного флота Украины.
7. При плавании в иностранных территориальных водах и вовремя стоянок судна в иностранном порту, одновременно с Государственным флагом Украины на носовой мачте поднимается флаг государства. В водах которого находится судно.
8. При встрече с кораблем ВМС Украины судно обязано первым приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага Украины.
9. При встрече с военными кораблями государства, состоящего в дипломатически отношениях с Украиной, или при прохождении мимо такого корабля, стоящего на якоре или швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага.
10. При встрече с военными кораблями государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Украиной, приветствие Государственным флагом производится только при плавании в территориальных водах этого государства.
11. В траурные дни на судне производиться подъем Государственного флага держится приспущенным на 1/3 длины флага.
12. В праздничные дни на судне производиться подъем и флагов расцвечивания Международного Свода Сигналов.
Повседневный распорядок и быт.
1. Распорядок дня для судового экипажа устанавливает капитан применительно к конкретным условиям работы.
2. Экипаж судна размещается в каютах согласно расписанию, составленному старшим помощником капитана и согласованному со вторым механиком.
3. В каждой каюте назначается старший, который отвечает за:
— Отсутствие в каюте взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых веществ и нештатной электропроводке.
— Сохранность имущества и оборудования.
— Выполнение санитарных правил и правил личной гигиены.
4. Ответственными за производственные, служебные и бытовые помещения назначаются лица, в заведовании которых находятся указанные помещения.
5. Прием пищи лицами, находящимися на борту судна, производится в установленное распорядком дня время в столовой команды и кают-компании.
6. Старший в столовой – боцман, в кают-компании – старший помощник.
7. Спортивные мероприятия на судна, проводятся с разрешения капитана или старшего помощника. Ответственный – организатор спортивного мероприятия.
При составлении конспекта использовалась литература:
1. Ю.Г. Дайнего, «Судовой моторист», Конспект лекций, 2005г.
2. А.Г. Миклос, Н.Г. Чернявская, С.П. Червяков «Судовые двигатели внутреннего сгорания», Конспект лекций, 1986г.
3. А.Б. Кане «Судовые двигатели внутреннего сгорания», 1982г.
4. В.С. Архангельский, «Судоремонт», 1982г.
5. В.П. Фильченко, А.А. Шабанов «Судовые котельные установки флота РП», 1980 г.
6. А.Г. Верете, А.К. Дельвинг «Судовые паровые и газовые энергетические установки», 1990г.
7. Богомольный А.Е. «Судовые вспомогательные механизмы и рыбопромысловые механизмы» 1980г.
8. Чиняев И.А. «Судовые вспомогательные механизмы» 1989г.
9. Корнилов Э.В., Бойко П.В., Голофастов Э.И. «Вспомогательные механизмы и судовые системы». Справочник 2009г.