Чем занимается наука этимология 4 класс
Этимология как наука
Существует в этимологии такое понятие как «ложная» или « народная» этимология. Она возникает главным образом в устной речи, когда говорящий, знакомясь с новым словом, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой. В таких случаях звуковой обмен слова изменяется.
Народная этимология возникает на основе «переделки» родного или заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка, установления между ними семантических связей на основе случайного звукового, внешнего совпадения, без учета реальных фактов их происхождения. Например, франц. «sale» – грязный – послужило источником для образования прилагательного сальный (переосмысление произошло через созвучие со словом сало ).
Существуют словари для учителей и учеников. Например, «Краткий этимологический словарь русского языка», составленный Н.М. Шанским, В.В. Ивановым и др., под ред. С.Г. Бархударова (М., 1961; 3-е изд. – М., 1975); «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой (М., 1994); «Этимологический словарь русского языка для школьников», составленный Карантировым С.И.(М, 1998). Особенность этих словарей в том, что в них показана историческая последовательность словообразования.
Словарная статья строится следующим образом: после заглавного слова следуют родственные ему слова, затем соответствия ему в других славянских языках; затем указывается его древняя основа и версии о смысловых и структурных связях его учёных этимологов. Например : Суп. Время: нач. 18в. Происхождение: франц. soupe suppa – похлёбка.
Этимология слова и раздел языкознания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Порой мы сами догадываемся о происхождении тех или иных слов, просто проводя элементарный анализ.
Причем довольно часто кажущиеся нам очевидными объяснения на деле оказываются совершенно ложными.
Но именно эту проблему призван решать раздел языкознания под названием этимология.
Подробнее об этом занимательном разделе языкознания, о его предмете, методике поговорим в этой статье.
Также затронем тему глубины этимологических исследований, реконструкции, ложных представлений о происхождении слов.
Этимология — это.
Этимология – особый раздел науки о языке, посвященный изучению происхождения слов.
Как правило, его не изучают в школе как отдельный предмет, поэтому познания об этом лингвистическом направлении у большинства невелики. С другой стороны, вряд ли найдется человек, который не пытался бы объяснить для себя, откуда появилось то или иное слово.
Чтобы разобраться в трактовании термина, принято обращаться к его истории. Лексема «этимология» имеет древнегреческие корни и легко распадается на две составляющие.
С языка эллинов «этимон» (ἔτυμον) переводится на русский как «истина», «основное значение слова», ну а «логос» (λόγος) традиционно читают как «слово» и «учение».
Проще говоря, буквально этимология означает что-то вроде «учения об истинном значении слова».
Термин этот достаточно древний: он происходит из работ стоиков Древней Греции, наиболее вероятно принадлежит Хрисиппу. Время появления – III век до н.э. Несмотря на то, что уже в момент возникновения слово обрело актуальное на сегодня значение, до XIX века этимологией иногда называли грамматику.
В текущее время термин трактуют так (согласно статье академика О.Н.Трубачева):
Этимология – это раздел языкознания (исторического), который посвящен исследованию первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлению элементов его древнего значения.
В то же время ученый дает ещё одно понимание того, что такое этимология. Однако вторая трактовка является производной от первой. В энциклопедии «Русский язык» она подана таким образом:
Этимология – это научно-исследовательская процедура, направленная на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этой процедуры.
Проще говоря, под данным термином также понимают методику исследований, которую применяют с целью выявления генезиса (происхождения) слова.
Исконное значение и первоначальную форму называют словом «этимон».
Лингвистам при этом интересна не только производящая лексема (морфема), но и сам процесс преобразования.
Этимологически темные и прозрачные слова
В качестве предмета этимологии выступает изучение всего лексического состава языка, который может быть встречен не только в современных, но и в исторических (устаревших) текстах с целью выявления механизмов формирования лексикона.
А также – реконструкция состава словаря наиболее древних периодов развития языка. Как правило, речь идет об эпохах до возникновения письменного варианта его реализации.
Очевидно, что восстановить более древние формы разных лексем – задачи не одной сложности. В обиходе лингвистов есть связанное с этим понятие о так называемых:
Нужно помнить, что в науке таких устоявшихся терминов нет. Причина в том, что степень этой «прозрачности» — очень субъективный фактор, напрямую зависящий от пресуппозитивной базы (имеющегося опыта, накопленных знаний) ученого или обывателя.
Ключевой метод этимологии — реконструкция
Этимологические исследования направлены на восстановление древнейшей формы слов. То есть, целью ученого является максимально точное реконструирование языка наших предков.
Для углубления в историю слова обычно используют такой метод:
Алгоритм этот выглядит довольно просто, однако на деле процесс обычно очень сложен. Есть огромный риск ошибиться на этапе снятия исторических слоев.
Кроме того, слова могли подвергнуться нетипичным изменениям, влиянию других языков или и вовсе давлению экстралингвистическим влияниям.
Ввиду такого положения дел реконструированная форма не может считаться достоверной на 100%. Она относительна. Слово-реконструкцию обозначают со знаком * перед первой буквой.
Несколько слов о народной этимологии
Наше сознание работает так, что мы сами часто прослеживаем некую историческую связь между словами. Созвучные единицы могут показаться нам родственниками.
Что это – этимология или нет? Лингвисты имеют вполне устоявшееся название для такого феномена (это что?). Он называется «народной этимологией» – ложной, чаще всего основанной на ассоциативных связях и схожем звучании.
О естественности этого процесса нам говорит детская речь. Ребенок, не понимая новое слово, но зная его значение, может построить свою лексему на основе имеющихся знаний.
К примеру, малыш может говорить «копатка» вместо «лопатка», ведь тут происхождение для него очевидно – от слова «копать». Примеры легко найти в просторечии: «спинжак» вместо «пиджака» отражает место ношения этого предмета одежды.
Такие параллели – естественны, однако доверять им, к сожалению, нельзя. При желании лучше свериться с этимологическим словарем. Для русского языка это монументальная работа Макса Фасмера, которая также имеет электронный вариант.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Кто-то может подумать — какая скука эта этимология, кому она нужна? А вот я так не думаю.
Пылился у меня на книжной полке Краткий этимологический словарь русского языка (ещё советского издания). И вот однажды меня, как человека верующего, заинтересовало происхождение слова «бог». И оказалось, что одним из его первичных значений является. СЧАСТЬЕ. И я с этим согласна на все 100%. Счастье действительно в общении с Богом. Уж поверьте на слово.
Сейчас все так смешалось, что постепенно язык становится универсальным. В русском языке столько заимствований, что диву даешься.
Хотя недавно начал изучать голландский и там есть похожие на русские слова, например «дурак», только ударение на первый слог. Ну и много других и завез их думаю Петр 1. Также много слов из греческого, латыни и т.п.
А уж в компьютерный век, термины впитываются в каждый язык.
Факультатив «Этимология» для начальной школы. 3–4-е классы
Презентация к уроку
Я предлагаю на конкурс материал для организации внеурочной деятельности: факультатив “Этимология” для начальной школы (3-4 классы).
1. Организационное занятие.
2. Экскурсия в библиотеку.
3. Художественная литература и этимология.
4. Художественная литература и этимология.
5. Как появились сложные слова?
6. Загадки о сложных словах.
7. Загадки о сложных словах.
8-10) Работа с книгой В.В. Волиной “Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь”.
12-13) Что в имени моём?
14) История твоей фамилии.
15-16) Автобусная экскурсия по городу “Их имена носят улицы нашего города”.
17) История слов-названий “Вязьма” и “Смоленск”.
18-21) История слов-названий “Вязьма” и “Смоленск”.
22) Итоговое занятие.
23-32) Резервные занятия (многие занятия носят исследовательский характер, поэтому на них требуется больше часов, чем запланировано).
Занятие 1Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
Язык — и стар, и вечно нов! И это так прекрасно —
В огромном море — море слов купаться ежечасно!
(А.Шибаев.)
Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
Язык — и стар, и вечно нов! И это так прекрасно —
В огромном море — море слов купаться ежечасно!
(А.Шибаев.)
“Мы так привыкли к словам. Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная, и имя ей — этимология, что в переводе с греческого означает “наука об истинном значении слов”. (В. Волина.)
На занятиях мы будем знакомиться с русским языком иначе, чем на уроках русского языка. Мы будем выяснять искать исторические корни, исследовать историю слова и делать свои маленькие открытия. А тут не обойтись без самой разнообразной литературы. Нужно будет заглянуть в словари и энциклопедии, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Нужно будет рассуждать, сопоставлять, логически мыслить. И результат этого стоит. “Ведь этимология — это наука, полная неразгаданных тайн, уходящих в древнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия.
В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия. Есть этимология научная, основанная на фактах и серьёзных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации.
А как порой неожиданно складывается судьба слова! Иногда его значение меняется со временем до обратного. Это может зависеть и от поворотов истории, и от удачной шутки, автора которой никто уже не помнит. Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например: конь и козёл — гимнастические снаряды, кошки у верхолазов—специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка — прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово всё дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии. Порой научных толкований бывает несколько, не говоря уже о народных”. (В. Волина.)
Запись в тетради у обучающихся.
Этимология (от греч. “этимон” — истина, истинное значение слова и “логос” — слово) — раздел языкознания, изучающий происхождение слов и их первоначальное значение.
Занятие 2
Тема: Экскурсия в библиотеку.
Занятие 3
Тема: Художественная литература и этимология.
В науке этимологии, которой мы с вами будем заниматься, ещё очень много белых пятен, то есть много неизвестного, неизведанного. В ней так много вопросов без ответов. А нужно ли доискиваться до этих ответов?
Конечно, можно спокойно жить и дальше, не зная, как появилось то или иное слово, ведь общаться это никому не мешает. Но нет! Великий учёный-исследователь Иван Павлов утверждал, что потребность дышать, двигаться. Не зря главными вопросами малышей являются “где?”, “что?”, “почему?”, “как?” и т.п. Они всё хотят узнать, пощупать, попробовать.
Народная мудрость гласит: “Если не знаешь имён, пропадёт и знание вещей”. А познакомившись со словом поближе, вы уже никогда не употребите его некстати, неточно, неуместно.
А речь очень ярко характеризует, она сразу выдаст человека, чья речь правильная, богата и разнообразна словами.
“А что значит — “знать слова”? Вряд ли найдётся человек, не слышавший имя А.С.Пушкина; уже в первом классе читают отрывки из его сказок, учат наизусть стихи. Но многие ли обогатили свою речь его словами и оборотами? Конечно, словарь Пушкина — это словарь гения, в нём более двадцати одной тысячи слов. Но даже если вы не чувствуете в себе литературного таланта, развивать свою речь необходимо.
Как этого добиться? Секрет прост: прислушивайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. “Слово всегда есть, да ум наш ленив”, — говорил Н.А. Некрасов.
А ведь как интересно проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам. Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Вот её-то мы и будем искать на этом и последующих наших занятиях. Сегодня мы обратимся к художественной литературе для детей.
Практическая работа.
Чтение рассказа Р.Романовского “Русь” “цепочкой”.
Русь — это страна, где много рек и озёр? Россия.
Русский — человек, живущий у воды? россияне.
Русь — светлое место, страна света.
Русая рожь — спелая, светлая.
Чтение отрывков из рассказа К.Паустовского “Родник в мелколесье”.
Запись в тетради: “Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ”.
Занятие 4
Тема: Художественная литература и этимология.
“Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно. Как бы мы узнали о событиях дней минувших, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в Лету, реку забвения?
Но никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории. У предков наших всегда было презрительное отношение к “Иванам, не помнящим родства”, живущими лишь сегодняшним днём”. (В. Волина)
Я очень хочу, чтобы наши занятия пробудили в вас интерес к истории слова, чтобы у вас почаще возникало непреодолимое желание заглядывать в словари.
Пока вы молоды и у вас больше свободного времени, изучайте и любите родное слово, нашу великую русскую речь.
Практическая работа.
2.1.Чтение отрывка о слове “га” из книги С.Алексеева “Сокровища Валькирии”, с.23.
“. в русских словах “га” означает движение—нога, телега, дорога, Волга, Онега, Ладога.
2.2.Запись в тетради:
Га (движение) — но-га, теле-га, доро-га, Вол-га, Оне-га, Ладо-га.
2.3.Чтение отрывка о словах “ра”, “ар” и др., с.27-28, с.30-31.
“Оказывается, и нужно-то было лишь слегка почистить слово, сдуть с него пыль веков, чужих наречий, неверного толкования, и оно начинает сиять, как жемчужина, освобожденная от серой, невзрачной раковины. Он нашел ключ—в основе огромной толщи слов, которые означали обрядовую суть человеческой жизни от рождения до смерти, было заключено всего три понятия: солнце—РА, земля—АР, и божество—РОД. Язык сразу засветился и как бы озарил сознание! Тысячи раз он говорил, например, слово “красота” и никогда не вдумывался, из чего оно состоит, почему и в чем смысл его глубокого корня, неизменного на протяжении многих тысячелетий. А всего-то навсего в этом слове изначально жило солнце, свет, потому что нет на земле ничего прекраснее. Благодаря этому ключу, Русинову стали открываться все слова; их можно было петь, можно было купаться в них, как в воде, дышать как воздухом: —Ра-дуга, п-ра-вда, д-ар, ве-ра, к-ра-й, ко-ра, род-ина, на-род, род-ник.
. лишь слепой не увидит выпирающих, кричащих о себе древних корней, которые словно корни старого дуба, оголились и выступали из земли.
И оказывается, потому нельзя называть бога на “вы”. ”
2.4.Запись в тетради:
Ра (солнце) — к-ра-сота, ра-дуга, п-ра-вда, ве-ра, к-ра-й, ко-ра, у-ра.
Ар (земля) — д-ар, гект-ар.
Вар (тепло, земной огонь, зной, “жар”) — вар-ить, жар-ить, жар-птица, по-вар.
Увы (у тьмы) — “Иду на вы!” (сражение с тьмой).
2.5.Работа с учебником “Окружающий мир”, с.12.
См. учебник: Н.Ф.Виноградова, Г.С Калинова. Окружающий мир. 3 класс. — М: “Вентана-Граф”, 2001.
O “Выскажи предположение.
Согласишься ли ты с таким мнением: “Каждый человек смотрит на явление природы своими глазами”?
Прочитай два текста. Как ты думаешь, какой текст написал учёный, а какой—писатель?
1.Радуга—это природное явление, которое происходит во влажном воздухе. Солнечные лучи преломляются в мельчайших каплях пара и образуют разноцветную дугу. Радугу составляют семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
2.Приходилось ли тебе видеть радугу? Возможно, что слово радуга произошло от двух слов: радость и дуга. От первого слова взяли слог ра и прибавили к нему слово дуга. Получилось ра-дуга—радостная дуга! Согласись, что, когда смотришь на радугу, хочется улыбнуться. Так и кажется, что на каждой её дуге сидит весёлый гномик. Давай нарисуем радугу: сначала красную дугу, потом оранжевую, жёлтую, зелёную, голубую, синюю и фиолетовую. Какая весёлая радуга у нас получилась!”
Занятие 5
Тема: Как появились сложные слова?
В этимологии бесспорных истин меньше, чем в какой-либо другой области языкознания. “Этимологи неустанно работают над уточнением своих гипотез. Они выдвигают всё новые и новые предположения чуть ли не по каждому, даже уже давно объяснённому слову.
Было бы очень неверно в таких случаях считать, что “который-либо из учёных тут “напутал”, “допустил промах”. Нельзя возмущаться: “Как же так? Один — одно, другой — другое! А где же правда?”
Учёных много: “Сколько голов, столько умов”, но все умы идут разными путями к одной цели—объяснению слова.
Пока она не достигнута, мы всегда можем столкнуться не с одним, а с несколькими предположениями, со спорами и несогласиями. Давно известно: в спорах-то и рождается истина!” (Л.В. Успенский)
Вы уже знаете, что одни русские слова родились столетия назад, другие — совсем недавно. Язык создавал и создаёт слова из заготовок. Например, слова лётчик, паровоз или пароход. Все части, из которых они сконструированы, живут в отдельности очень давно. А вот в таком соединении — совсем недавно.
—Сегодня вы познакомитесь со сказкой Евгения Пермяка “Про дедушку Само”.
—Как вы думаете, почему мы прочитали эту сказку?
Практическая работа.
Выписывание слов с корнем сам- из сказки.
Самокопная (лопата), саморубный (топор), самоходная (телега), самосвальная (телега), саморезные (станки), самопильные (пилы), лодки-самоходки, печи-самоварки, самостирное (корыто), самосильные самоделы-самоходы, самопашные (плуги), самолёты, самоточный (станок), самоточка, самобеглая (коляска), самокат, самовязная (машина), самовязка, самосвальная (машина), самосвал, самовзлётный, самопосадный, самоуправляемый, самобурильный, самопогрузный, саморазгрузный, самовидящий, самослушающий, самоотвечающий (корабль).
Составление картотеки современных слов с корнем сам-.
Самолёт, самокат, самоделка, Самоделкин, самосвал, самописка, самоходка, самовар, самоуправление, саморезы, самородок.
Занятие 6
Тема: Загадки о сложных словах.
Цель: самостоятельная работа в личной, школьной или городской детской библиотеке с книгами — поиск загадок, имеющих отгадками сложные слова.
Занятие 7
Тема: Загадки о сложных словах.
Знакомство со сказкой Е.Пермяка “Как Самовар запрягли”.
Выписывание сложных слов из сказки.
Самовар, паровоз, пароход.
—Что общего у этих слов? (Сложные, вырабатывают пар. )
4. Продолжение составления картотеки сложных слов.
Лежебока, косолапый, листопад, снегопад, камнепад, ледоход, снегоход, снегокат, вездеход, тепловоз, паровоз, книголюб, земноводные, мухоловка, мухобойка, мухомор, носорог.
Занятие 8—10
Тема: Работа с книгой В.В. Волиной “Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь”.
Вступительное слово учителя.
— Вспомните рассказ К.Паустовского “Родник в мелколесье”. В нём автор описал свою встречу с лесником, который любил искать словам объяснение и радовался своим находкам. “Найдёшь слову объяснение и радуешься”, — говорил он писателю.
Попробуем и мы сегодня научиться догадываться, почему отдельные растения, птицы и животные называются именно так.
Практическая работа с картинками.
КАРТИНКИ: малина, шиповник, рябина, гвоздика, колокольчик, синица, снегирь, медведь.
Сравнение со словарными статьями из книги Волиной.
Малина—1. Ягодка малинка состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой. Слова малый, маленький определили название ягоды.
2. В этом случае прилагательное малиновый производное от малины, а не наоборот!
Рябина— кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой: в прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья. И ветки, и воздух. “Рябые”, — говорили в народе. Итак, по образному выражению наших сородичей, “рябина от ряби пестра”.
Гвоздики — 1.Название цветку дано по сходству его семян с гвоздиками. А гвозди старинные — деревянные, ещё больше напоминают её семена.
2. Цветок назван гвоздикой за острый, резкий запах, похожий на запах всем известной пряности гвоздики.
Синица — 1. Существует вполне научная версия, которая в основу слова всё же ставит цвет! Явно синего у птицы нет, а вот отлив — синий и лапки голубые. И слова для анализа: сивый, синий, сиять!
2. Сторонники же звукоподражательной теории происхождения этого слова утверждают, что имя синичье родилось от её песенки — “зинь-зинь”. Когда-то звали синицу “зиницей”.
Снегирь — 1. СнИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”.
2. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок — жди снегиря.
Медведь—Казалось бы, ну что об этом слове говорить, и так всё ясно: медведь—ведающий, где мёд. Об этом знают даже маленькие дети. Но не “ведающий”, а “едящий” (корень –ед-, как в слове еда, утверждают некоторые учёные-лингвисты). / То есть медоед.
Шиповник — веточки покрыты острыми шипами, которые больно поцарапают каждого, кто захочет сорвать цветок или плод.
Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: «Душа слова»
Открытый урок русского языка в 4 Г классе
Тема: «Душа слова» (с использованием этимологического словаря Трубачева О.Н.)
Дата проведения: 17.10.2013
1) Образовательная: создать условия для формирования у детей представления о том, что такое «доброта» с разных точек зрения: в этимологии, лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, синтаксисе;
2) Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, самооценки; совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию в детях чувства доброты, отзывчивости, милосердия к окружающим, ответственности за свои слова и поступки, стремления совершать добрые дела, помогать и сочувствовать людям.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Методы: частично-поисковые (беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)
Приёмы обучения: создание проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
портрет Трубачева О.Н
плакаты: “Душа слова ”, пословицы
Организационный момент (1 мин).
Психологический настрой учащихся к деятельности.
— Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
2. Постановка темы и целей урока
-В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов? Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.
-Послушайте, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой». (Пословица написана на доске.)
-Как вы думаете, а у слова есть свой внутренний мир? А какой он? (его значение, содержание)
Т.е. слово имеет свой внутренний мир, свое содержание, душу. Я предлагаю вам послушать высказывание Л.Н.Толстого,которое нам приготовила
Да,словом можно разъединить людей, рассорить и примерить. Какие же бывают слова расскажет нам
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Слова бывают смелые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
— Как вы думаете, что мы сегодня будем на уроке делать? (разговаривать о словах, рассматривать его внутренний мир)
Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование.
— Вы хотите сегодня на уроке стать исследователями? (Да).
Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное. А какое узнаете чуть позже.
— Запишите в тетради сегодняшнее число
Актуализация знаний. Введение
— Запишите слово «Доброта» с красной строки с заглавной буквы.
– Мы заглянем в его внутренний мир с разных сторон науки о русском языке.
— Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык!
«Открытие» нового знания
— Так, что же такое доброта? Чтобы узнать всю правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его. А в этом нам сможет помочь такая наука, как Этимология. Что же это за наука кто знает? (это наука о происхождении слов, его первоначальном значении.)
Ответить на вопрос где и когда появилось слово, из каких частей оно образовалось мы попросим Этимологический словарь славянских языков. Создателем которого был – Трубачев Олег Николаевич. Расскажет нам об этом словаре
Так как происхождение многих слов не поддаётся точному однозначному определению, то этимологические словари фиксируют различные точки зрения и содержат ссылки на соответствующую литературу.»
Вы знаете, что сейчас проходит городской фестиваль «Дни русского языка», который приурочен ко дню рождения нашего земляка, ученого-лингвиста Олега Николаевича Трубачева.
Мы уже приняли участие в конкурсе-викторине «Грамотеи». И конечно наш урок мы тоже посвятим именно этому легендарному человеку, о котором нам расскажет 4)5)уч.
Трубачев Олег Николаевич родился 23 октября 1930 г. в Сталинграде, в семье врача. С младых лет проявилась у него неодолимая тяга к языкам, к чтению: он самостоятельно выучил немецкий, польский, затем английский, французский… В годы Великой Отечественной войны ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. После семья поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и поступил в университет.
Олег Трубачев рано обратил на себя внимание учителей способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии.
Знал более 50-ти языков, в том числе древние. Что помогло делать поразительные научные открытия в области русской культуры. Трубачев написал более 200 научных работ. Главное дело Трубачева — фундаментальный «Этимологический словарь славянских языков» в 13 – ти томах. Работа над ним продолжалась более 40 лет!
За фундаментальный труд «Этимологический словарь славянских языков.» О. Н. Трубачев был удостоен первой золотой медали имени В. И. Даля и присуждено почетное звание Doctor (доктор).
Слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый. ОТВЕТЫ уч-ся.
— Но как же узнать, правы вы или нет?
— Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей).
Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.
– Хороший, нравственный: добрые дела.
– Дружески близкий: добрые знакомые.
– Хорошего качества, добротный: доброе вино, добрый конь.
– Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добрая память.
— Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть происхождение и лексическое значение слова “Доброта” и понять его? (Да).
— Молодцы. А как вы думаете, данное слово имеет одно или несколько значений? (Несколько).
— Значит, каким оно будет? (Многозначным).
— А теперь попробуйте, составить словосочетания с нашим исследуемым словом в разных значениях.
Добрый (душа, глаза, вести, друг, конь, молодец, день).
— А можно ли к нашему слову “доброта” подобрать синонимы и антонимы?
— Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).
— Запишем слова синонимы:
— Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
— Итак, какие же антонимы можно подобрать к нашему слову? ( Злоба)
— Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. На экране вы видите пословицы разбитые на части. Вам нужно из слов собрать пословицу.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
— Ребята, встаньте парами лицом друг к другу.
— Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло рук. Представьте себе энергию, которая течет сквозь ваши руки к рукам вашего соседа по парте. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вы передайте друг другу теплоту и доброту руками. А сейчас музыка затихает и вы открываете глазки. И можете сказать что-нибудь хорошее и приятное друг другу.
— ДОБРОТА ПОСЕЛИЛАСЬ В ВАШИХ ДУШАХ!
5. Первичное закрепление
– Вспомним какие слова называются однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными.)
— Давайте проведем соревнование, чей ряд больше придумает родственных слов к данному слову.
-добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, задобрить, добро, добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.
На доску прикрепляется карточка:
Предложение рассыпалось, помогите его собрать.
добро, побеждает, В, всегда, сказках, зло. Один ученик работает у доски.
— Чему мы сегодня учились?
— С каким ученым мы сегодня с вами познакомились? Какой великий труд он написал?
А можно еще сказать, что «Мы учились доброте»? Стихотворение о доброте прочитают нам6),7) __________________________________
6) Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
7) Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
6.Закрепление изученного материала.
— Ребята, доброта сегодня вошла в наш класс!
— Это произошло благодаря ВАМ!
— Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
— Повесьте это солнышко на ту часть доски, которая как вам кажется наиболее подходит на вопрос «Каким вам запомнился наш урок?»
(познавательным, интересным, необычным, скучным)
Спасибо, ребята, вам за ваш честный, добросовестный труд. Мне было очень приятно сотрудничать с вами на уроке.