Чем занимается охрана общественного порядка
Невский район
Охрана общественного порядка
В июле 2014 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации «Об участии граждан в охране общественного порядка», которым установлены принципы и основные формы такого участия, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин.
В законе дано понятие общественного объединения правоохранительной направленности, каковым является не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка, народной дружины, как общественного объединения, основанного на членстве, участвующего в охране общественного порядка во взаимодействии с полицией и иными правоохранительными органами.
Определены ограничения для лиц, оказывающих помощь в охране общественного порядка. Они не вправе выдавать себя за сотрудников полиции и других правоохранительных органов, осуществлять деятельность, относящуюся исключительно к компетенции названных органов, а также допускать угрозы жизни и здоровью граждан.
Действующие на территории общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины подлежат включению в реестр, который ведут территориальные органы МВД России.
Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
— содействие органам полиции и иным правоохранительным органам;
— участие в поиске лиц, пропавших без вести;
— внештатное сотрудничество с полицией;
— участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Командиры народных дружин избираются членами дружин по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным органом МВД России.
Планы работ народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество участвующих народных дружинников подлежит согласованию с органами государственной власти, территориальным органом полиции.
Народные дружинники должны пройти подготовку в порядке, утвержденном МВД России, иметь удостоверение и носить форменную одежду с отличительными знаками, образцы которых утверждают субъекты Российской Федерации.
Народные дружинники вправе:
— требовать прекращения противоправных действий;
— принимать меры по охране места происшествия, обеспечению сохранности вещественных доказательств с последующей передачей их сотрудникам полиции;
— оказывать содействие полиции при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, закрепленных в ФЗ «О полиции»;
— применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации после предупреждения об этом. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает угрозу жизни и здоровью граждан или ему самому, либо может повлечь иные тяжкие последствия. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины;
— отказаться от исполнения обязанностей, если имеется угроза жизни и здоровью;
— осуществлять иные права, предусмотренные законом.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы.
Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности дружин, предоставлять им помещения, технические и иные материальные средства, осуществлять материальное стимулирование деятельности дружинников, предоставлять проездные билеты на все виды общественного транспорта, страховать дружинников.
Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней.
Законом также предусмотрены иные виды поощрения, которые, в том числе, могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения закона распространяются на деятельность народных дружин из числа казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации с учетом особенностей, указанных в ст. 23 настоящего закона и ФЗ «О государственной службе российского казачества».
В период осуществления обязанностей народные дружинники и внештатные сотрудники полиции находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами, неисполнение которых влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Участие граждан в охране общественного порядка.
Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
— прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
— определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;
— разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
— применение специальных экономических мер;
— разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;
— организацию научной деятельности;
— координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;
— международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.
В конце ноября 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.
Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.
Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.
Однако, если Закон «О милиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.
Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.
Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.
Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России от 21.07.2014 № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.
Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.
Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.
В народные дружины не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.
Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)
Приказ МВД России от 18.07.2011 N 849 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации»
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 июля 2011 г. N 849
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА И КООРДИНАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утвердить прилагаемое Положение о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ
Приложение
к приказу МВД России
от 18.07.2011 N 849
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА И КООРДИНАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
За исключением дел об административных правонарушениях, производство по которым осуществляют подразделения Госавтоинспекции, органы внутренних дел на транспорте.
4. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.
5. Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.
6. Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.
7. Главное управление в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, совместно с территориальными органами МВД России на региональном уровне обеспечивает эффективность деятельности подразделений полиции по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.
Главное управление для обеспечения служебной деятельности пользуется в установленном порядке печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.
II. Основные задачи Главного управления
9. Основными задачами Главного управления являются:
9.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления.
9.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления.
9.3. Организация в пределах предоставленных прав обеспечения безопасности граждан и правопорядка в общественных местах, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий.
9.4. Обеспечение взаимодействия подразделений МВД России с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам профилактики правонарушений, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, относящихся к компетенции Главного управления.
За исключением дел об административных правонарушениях, производство по которым осуществляют подразделения Госавтоинспекции, подразделения по вопросам миграции, органы внутренних дел на транспорте.
9.6. Координация деятельности территориальных органов МВД России по исполнению законодательства Российской Федерации о содержании, охране, конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, а также о содержании, охране, конвоировании лиц, арестованных в административном порядке, находящихся в специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке органов внутренних дел, о содержании в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориальных органов иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии.
9.7. Организация деятельности территориальных органов МВД России по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением отдельными категориями лиц установленных в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, осуществлению иных форм индивидуальной профилактической работы с населением.
9.9. Организация деятельности территориальных органов МВД России по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
9.10. Организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов МВД России и их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
III. Основные функции и полномочия Главного управления
10. Основными функциями Главного управления являются:
10.1. Осуществление анализа состояния правопорядка и общественной безопасности в общественных местах, в том числе при проведении публичных (массовых) мероприятий, а также эффективности мер, принимаемых территориальными органами МВД России, их структурными подразделениями по реализации основных направлений государственной политики, отнесенных к компетенции Главного управления.
10.2. Определение приоритетных направлений совершенствования служебной деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.
10.3. Подготовка на основе проводимого анализа прогнозов изменения оперативной обстановки, проектов стратегических решений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, с информированием заинтересованных органов государственной власти о тенденциях развития криминогенной ситуации.
10.4. Разработка и внесение заместителю Министра предложений и проектов управленческих решений по формированию и реализации государственной политики в установленной области деятельности, а также по совершенствованию форм и методов работы территориальных органов МВД России, их структурных подразделений, приоритетных мерах, направленных на упорядочение функционирования и оптимизацию выполнения ими задач по охране общественного порядка на основе сочетания человеческих ресурсов и потенциала современных автоматизированных информационно-телекоммуникационных технологий, технических средств.
10.5. Осуществление мероприятий по формированию и реализации федеральных целевых программ по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
10.6. Участие в перспективном и текущем планировании деятельности МВД России, разработке концепций, основных направлений развития территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
10.7. Обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и выработка соответствующих правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
10.8. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
10.9. Разработка в установленном порядке либо участие в разработке по решению руководства Министерства совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти проектов международных договоров Российской Федерации, а также межведомственных нормативных правовых актов и соглашений в установленной области деятельности.
10.10. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
10.12. Ведение совместно с заинтересованными подразделениями Министерства баз данных нормативных правовых актов в установленной области деятельности, проведение работы по их систематизации.
10.13. Проведение антикоррупционной экспертизы изданных нормативных правовых актов МВД России при мониторинге применения нормативных правовых актов МВД России в соответствии с компетенцией Главного управления.
10.14. Разработка проектов типовых положений о структурных подразделениях территориальных органов МВД России, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции Главного управления, а также участие в разработке типовых штатных расписаний указанных подразделений.
10.15. Выработка и реализация совместно с заинтересованными подразделениями МВД России общесистемных подходов по формированию оптимальных механизмов влияния института административной ответственности на профилактику преступлений, в том числе посредством повышения качества подготовки материалов об административных правонарушениях, установления в процессе производства причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также подготовки предложений по корректировке норм законодательства об административных правонарушениях федерального и регионального уровней.
10.16. Организация производства по делам об административных правонарушениях, а также исполнения административных наказаний.
10.17. Подготовка по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, предложений по совершенствованию правоприменительной практики органов внутренних дел в области производства по делам об административных правонарушениях, повышению эффективности осуществления административно-процессуальных полномочий органов внутренних дел (полиции).
10.18. Обеспечение взаимодействия и координации деятельности территориальных органов МВД России по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, с уполномоченными по правам человека и по правам ребенка, общественными наблюдательными комиссиями, правозащитными организациями и формированиями по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации о содержании задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, и временной изоляции лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также о содержании лиц в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.
10.19. Обеспечение в пределах компетенции Главного управления выработки общих принципов и моделей (схем) организации несения службы по охране общественного порядка в рамках комплексных планов использования сил и средств органов внутренних дел на обслуживаемой территории, подходов к организации системы управления и взаимодействия с заинтересованными подразделениями системы МВД России.
10.20. Подготовка в пределах своей компетенции проектов решений руководства МВД России по комплексному использованию сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России для организации охраны общественного порядка и общественной безопасности, в том числе в период подготовки и проведения общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий федерального (межрегионального) значения.
По согласованию в установленном порядке с ГКВВ МВД России.
10.21. Организация в установленном порядке федеральных и межрегиональных оперативно-профилактических операций и мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, а также участие в организации профилактических мероприятий в сфере миграции в соответствии с установленной компетенцией.
По согласованию в установленном порядке с ГКВВ МВД России.
10.23. Организация профилактики и пресечения преступлений и административных правонарушений в жилом секторе, на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах, в том числе при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий, а также спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий.
10.23.1. Сбор, обобщение и анализ информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении российских и иностранных болельщиков команд спортивных клубов по футболу, осуществление международного обмена информацией, а также координация обмена указанной информацией с заинтересованными подразделениям МВД России, правоохранительными органами Российской Федерации.
В установленном порядке во взаимодействии с Оперативным управлением МВД России.
10.25. Организация привлечения общественных объединений, организаций, внештатных сотрудников полиции, частных охранных организаций к участию в охране общественного порядка.
10.25.1. Организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля за деятельностью народных дружин.
10.26. Организация деятельности территориальных органов МВД России по обеспечению охраны дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций.
10.27. Участие в организационном обеспечении охранных мероприятий в отношении объектов государственной охраны в пределах полномочий, отнесенных к компетенции Главного управления.
10.28. Организация обеспечения общественного порядка в случае введения правового режима чрезвычайного или военного положения, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
10.29. Координация взаимодействия территориальных органов МВД России с уголовно-исполнительными инспекциями и осуществления процессуальных полномочий полиции по контролю (надзору) за соблюдением отдельными категориями лиц установленных в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений.
10.30. Организация индивидуальной профилактической работы с населением в жилом секторе и на отдельных объектах социального назначения, в том числе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
10.31. Мониторинг состояния, структуры и динамики подростковой преступности, а также преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.
10.32. Организация деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации; подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел Российской Федерации; а также подразделений, обеспечивающих содержание, охрану, конвоирование лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста органов внутренних дел Российской Федерации; специальных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии; центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел Российской Федерации; исполнения решений суда (судьи) о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием.
10.40. Организационное обеспечение деятельности Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, а также участие в пределах компетенции Главного управления в реализации необходимых подготовительных мероприятий по участию руководства МВД России в деятельности Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
10.41. Организационное обеспечение деятельности Оперативного штаба МВД России по профилактике правонарушений.
10.42. Организация деятельности территориальных органов МВД России по участию в реализации решений и предложений постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации.
10.43. Организация взаимодействия с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и координация деятельности территориальных органов МВД России по вопросам участия в установленном порядке подразделений полиции в охране общественного порядка в ходе избирательных кампаний в соответствии с установленной областью деятельности.
10.44. Участие в разработке мер по развитию сферы применения служебных животных в практической деятельности патрульно-постовых и охранно-конвойных подразделений, новых форм и методов их применения.
10.45. Организация и осуществление подготовки заключений о возможности (невозможности) осуществления представительствами иностранных государственных органов и организаций или иностранными некоммерческими неправительственными организациями деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и участие во взаимодействии с территориальными органами МВД России в осуществлении контроля за их деятельностью в установленном порядке.
10.46. Выявление, обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по обеспечению охраны общественного порядка, а также перспективных форм и методов наиболее эффективного применения сил и средств полиции в установленной области деятельности.
10.47. Организационно-методическое обеспечение, а также осуществление в установленном порядке контроля деятельности территориальных органов МВД России и их структурных подразделений по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления. Разработка рекомендаций и методических пособий.
10.48. Организационно-методическое обеспечение участия участковых уполномоченных полиции и подразделений патрульно-постовой службы в розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести. Организационно-методическое обеспечение участия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием; уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.
10.49. Участие в установленном порядке в инспектированиях, а также осуществление целевых выездов для проведения проверок территориальных органов МВД России и оказания практической помощи в части, касающейся организации оперативно-служебной деятельности, относящейся к сфере ведения Главного управления.
10.50. Формирование заявок на проведение научных исследований и опытно-констукторских работ, участие в обеспечении внедрения достижений науки в деятельность территориальных органов МВД России по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
10.51. Использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
10.52. Определение потребности в материальных ресурсах на основе норм положенности, составление и представление в обеспечивающие подразделения заявок на получение материально-технических средств и средств связи, необходимых для функционирования Главного управления, а также ведение их учета.
10.54. Рассмотрение обращений граждан; иных писем, заявлений; публикаций в средствах массовой информации по вопросам деятельности Главного управления.
10.55. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.
10.56. Выполнение иных функций в установленной области деятельности, предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России.
11. Главное управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
11.1. Создавать рабочие группы и комиссии.
11.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Главного управления.
11.3. По поручению заместителя Министра привлекать в установленном порядке образовательные и научные организации МВД России для выполнения поставленных перед Главным управлением задач и осуществления возложенных функций.
11.4. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности Главного управления.
11.5. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства и его территориальных органов, образовательных и научных организаций МВД России для решения задач, возложенных на Главное управление.
11.6. Проводить по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, проверки служебной деятельности территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях и их структурных подразделений.
11.7. Вносить предложения заместителю Министра о постановке на особый контроль территориальных органов МВД России и подразделений полиции, входящих в сферу ведения Главного управления, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.
11.9. Проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары.
11.10. Проводить в установленном порядке стажировку руководителей территориальных органов МВД России, состоящих в резерве для назначения на указанные должности, по направлениям деятельности Главного управления, а также образовательных и научных организаций МВД России.
11.11. Использовать при выполнении возложенных задач возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
11.13. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Главное управление является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
11.14. Осуществлять иные полномочия, предоставленные Главному управлению нормативными правовыми актами МВД России.
IV. Организация и обеспечение деятельности Главного управления
12. Главное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра.
Начальник Главного управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
13. Начальник Главного управления:
13.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Главного управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Главное управление задач и функций и реализацию предоставленных прав, за выполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, приказов, поручений и указаний Министра внутренних дел Российской Федерации.
13.2. Распределяет по согласованию с заместителем Министра, ответственным за деятельность Главного управления, обязанности между своими заместителями; осуществляет контроль за исполнением ими возложенных на них обязанностей; делегирует часть своих полномочий своим заместителям, на одного из которых возлагает непосредственный контроль за своевременным и качественным выполнением поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, соблюдением Регламента Правительства Российской Федерации, Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации в части соблюдения процедур и сроков межведомственного и внутриведомственного согласования проектов документов, контроль за обеспечением внесения Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Министру внутренних дел Российской Федерации докладов (проектов докладов) о выполнении поручений, проектов нормативных правовых актов и иных материалов в порядке и в сроки, установленные Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Регламентом Правительства Российской Федерации, Регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также контроль за своевременным выполнением документов планирования и иных документов и обращений, поступивших в Главное управление на исполнение.
13.3. Утверждает положения и планы работы структурных подразделений Главного управления.
13.4. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Главного управления.
13.4.1. Организует проведение и проводит правовую экспертизу правовых актов и проектов правовых актов, подготовку и редактирование проектов правовых актов и их визирование.
13.5. Создает в пределах утвержденного штатного расписания Главного управления временные подразделения целевого назначения для выполнения задач, возложенных на Главное управление.
13.6. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Главного управления.
13.7. Осуществляет в пределах прав, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников Главного управления до заместителя начальника управления, входящего в Главное управление, включительно.
13.8. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Главное управление, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Главном управлении.
13.9. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации.
13.10. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников Главного управления; присваивает сотрудникам Главного управления специальные звания до подполковника полиции включительно. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения о присвоении специального звания полковник полиции сотрудникам Главного управления.
13.11. Поощряет в пределах предоставленных Министром прав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления и налагает на них дисциплинарные взыскания соответственно до начальника управления включительно; вносит заместителю Министра представления к награждению государственными и ведомственными наградами указанных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, а также предложения об их поощрении либо применении к ним дисциплинарных взысканий правами курирующего заместителя Министра или Министра.
13.12. Вносит начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России предложения о поощрении либо привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов МВД России.
13.13. В установленном порядке в пределах предоставленных Министром прав поощряет граждан, оказавших содействие Главному управлению в решении поставленных задач, вносит начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России и заместителю Министра предложения о поощрении граждан, оказавших содействие Главному управлению в решении поставленных задач.
13.15. Устанавливает в пределах своей компетенции сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Главного управления соответствующие надбавки и выплаты.
13.16. Предоставляет в пределах своей компетенции отпуска сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Главного управления.
13.17. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением службы в Главном управлении.
13.18. Организует в пределах своей компетенции:
разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;
оказание по поручению заместителя Министра в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим Главного управления в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
13.19. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Главном управлении, а также обеспечивает выполнение в Главном управлении мероприятий гражданской обороны.
13.21. Лично принимает граждан в Приемной МВД России согласно графику, утвержденному Министром.
13.22. Отвечает за организацию и организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Главного управления.
13.23. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет личную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояния служебной дисциплины и законности в Главном управлении.
13.25. Обеспечивает подготовку в установленном порядке для представления в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
13.25.1. Обеспечивает участие уполномоченного сотрудника Главного управления в деятельности Постоянного комитета Совета Европы по Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и в частности футбольных матчей (ETS N 120).
13.26. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Главного управления и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.
14. При начальнике Главного управления действует совещание, порядок проведения и состав которого определяются начальником Главного управления.
15. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Главного управления осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.