Чем занимается оперативная группа
Должностные лица оперативной группы
Должностные лица оперативной группы – это нештатные должности оперативного штаба на месте пожара или чрезвычайной ситуации.
Состав
В состав оперативной группы территориального гарнизона включаются должностные лица территориального органа МЧС России – органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Главное управление МЧС России) по субъекту Российской Федерации, представители центра управления в кризисных ситуациях (далее – ЦУКС) Главного управления МЧС России и другие лица в зависимости от характера пожара (чрезвычайной ситуации).
В состав оперативной группы местного гарнизона включается сотрудник государственного пожарного надзора или представитель подразделения пожарной охраны.
Решение о выдвижении оперативной группы на место пожара или чрезвычайной ситуации принимается начальником гарнизона или диспетчером гарнизона.
На пожаре
Должностные лица оперативной группы на пожаре подчиняются начальнику оперативного штаба на месте пожара, а в случае, если оперативный штаб на пожаре не создается, – руководителю тушения пожара (РТП).
Основными задачами оперативной группы на месте пожара являются:
Оперативная группа обеспечивается следующими документами:
При чрезвычайной ситуации
Работа должностных лиц оперативной группы при ЧС
Должностные лица оперативной группы на месте ЧС подчиняются начальнику оперативного штаба на месте ЧС, а в случае, если оперативный штаб на месте ЧС не создается, – руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС).
Основными задачами оперативной группы на месте ЧС являются:
Оперативная группа обеспечивается следующими документами:
Дополнительно по теме об обязанностях других нештатных должностей в составе оперативного штаба на месте пожара или ЧС:
Источник: приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
глава 4. Организация и деятельность следственно-оперативных групп и их разграничение со следственными группами
Ранее, когда весь следственный аппарат находился в органах прокуратуры (до 1963 г.), на практике возникла такая организованная форма, как группа следователей. Это положение нашло свое закрепление в ст. 129 УПК РСФСР.
Разница между следственными группами и следственно-оперативными заключается в следующем 81 : следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:
1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;
2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел;
3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей может создаваться для производства только одного следственного действия, например, осмотра мета происшествия.
Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе органов внутренних дел.
Порядок создания следственно-оперативных групп подробно рассмотрен в главе 1, теперь необходимо также дать и их классификацию.
Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия (дежурная).
Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей использования в розыскных и процессуальных целях материальных следов преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов. Следственно-оперативные группы (СОГ) по осмотру места происшествия создаются начальником органа внутренних дел путем издания приказа, утверждения графиков дежурства следователей, оперативных работников, экспертов-криминалистов, кинологов. Он же определяет количество дежурных СОГ, график их работы и отдыха исходя из штатной численности и оперативной установки. С учетом требований действующих нормативных актов. При этом одна группа в течение суток должна выезжать не более, чем на 2-3 преступления.
Личный состав указанных СОГ придается дежурной части органа внутренних дел и подчинен дежурному. Он дает указания о сборе членов СОГ для выезда на осмотр места происшествия обеспечивает их
Специализированные следственно-оперативные группы.
83 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД № 334 от 20.06.96.
84 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, АЛ. Качалова. Изд. 2. М-: «Спарк».-1997.-С.224.
86 Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений» Утв. приказом МВД РФ № 334 от 20.&6.96.
Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после установления лица, совершившего преступление.
Совместная следственно-оперативная группа.
ФСБ и федеральной службы налоговой полиции.
Рассмотрим деятельность такой следственно-оперативной группы на примере СОГ по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп.
Данная СОГ (бригада) создается в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и расследованию деятельности организованной преступной группы.
Руководителем СОГ назначается прокурор, начальник ОВД, начальник следственного подразделения или один из следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме работы и большой численности СОГ, могут назначаться заместители руководителя, создаваться штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее руководителю независимо от их ведомственной принадлежности.
При этом руководителем должен быть не просто начальник по должности, а работник следственного подразделения, то есть должностное лицо, являющееся следователем по профессии: заместитель прокурора по следствию, начальник отдела надзора за следствием и т.п. 91
В соответствии со ст. 127 УПК РСФСР следователи обладают широкой процессуальной самостоятельностью в принятии решений при производстве предварительного расследования, за исключением случаев, когда предусмотрено получение санкции прокурора; руководитель СОГ (прокурор или начальник следственного отдела) вправе давать следователю указания о производстве предварительного следствия. Такие указания даются следователю в письменной форме и являются обязательными для исполнения (ст. 127′ УПК РСФСР). Однако, в случаях несогласия следователя с указаниями о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела (ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР) следователь вправе представить дело вы-
шестоящему прокурору с изложением своих возражений и приостановить их выполнение. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора (начальника следственного отдела) или исключает данного следователя из состава следственно-оперативной группы по данному делу и поручает его производство другому следователю.
Таким образом, положительные стороны работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и повышается качество расследования в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе.
Таким образом, основой взаимодействия следователя и органа дознания должно быть установленное законом разграничением компетенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов работы.
Взаимодействие следователя и оперработника, обеспечивающее успешное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступлений предлагает: четкое разграничение их полномочий, совместный выезд на место преступления в целях выявления и закрепления следов преступления, розыска и задержания преступника; совместное участие в разработке плана расследования по делу и плана отдельных, наиболее сложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; систематическую взаимную информационную связь о вновь полученных данных, касаю-
щихся обстоятельств расследуемого преступления и лица, его совершившего; совместный анализ и оценку результатов деятельности следователя и оперативного работника.
Привлекаемые для участия в расследовании преступления работники оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений должны: активно использовать свои специфические средства и методы доя быстрого и полного раскрытия преступлений, четко и своевременно выполнять поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действия, немедленно уведомлять следователя и прокурора об обнаруженном преступлении, когда производство предварительного следствия обязательно, принимать безотлагательные меры по охране места происшествия, выявлению и закреплению вещественных доказательств, розыску преступника по горячим следам и осуществлению других действий, оказывать научно-техническую помощь, своевременно обращать внимание следователя на вновь полученные оперативно-розыскные данные для использования их при подготовке и проведении следственных действий. Следователь, в свою очередь в целях наиболее оптимального сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мероприятиях должен ставить в известность соответствующих оперативных работников о результатах выполнения плана расследования, о вновь полученных оперативно-розыскных данных для использования при подготовке оперативно-розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме давать оперативным работникам поручения о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий; приглашать оперативных работников для участия в подготовке и проведении ареста или задержания обвиняемого, обыска и других мероприятий, связанных с рыском сопротивления со стороны подозреваемого (обвиняемого), его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств; а также на совещаниях следователей, ведущих расследование по делу, обсуждать причины и условия, способствовавшие совершению престу-
пления и соответствующие профилактические мероприятия. Данные, полученные оперативно-розыскным путем, позволяют не только своевременно о обоснованно производить следственные действия, но и тщательно подготовиться к ним, обеспечивая осведомленность следователя об объекте поиска, о местах хранения орудий преступления и похищенного имущества, о поведении преступника перед его задержанием и т.д. Все это дает следователю возможность быстро, эффективно и неожиданно для преступника их использовать. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий содействует также своевременному пресечению готовящихся преступлений. Следователи также могут оказать большую помощь оперативным работникам выявляя в ходе расследования данные, которые можно использовать для организации и успешного выполнения оперативно-розыскных мероприятий. К такого рода данным могут относиться сведения о готовящихся преступления, способах и орудиях их совершения, намеченных объектах преступного посягательства, способах сокращения следов преступления, способах связи между соучастниками и многие другие сведения, которые не относятся к составу данного расследуемого преступления, но могут быть использованы а организации оперативно-розыскных мероприятий. Допрашивая свидетелей, обвиняемого, выполняя другие следственные действия, следователь выясняет необходимость сведения и незамедлительно сообщает о них оперативным работникам.
Эффективности взаимодействия способствует создание следственно-оперативных групп, положительные стороны работы которых состоят в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных мероприятий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения доказательств по делу, изобличения виновных лиц и возмещения материального ущерба. При этом сокращаются сроки следствия и повышается качество расследова-
ния в целом. Все это в конечном итоге позволяет успешно бороться в с преступностью.
Вместе с тем, мне бы хотелось выдвинуть некоторые идеи совершенствования уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
Я считаю необходимым дополнить раздел II УПК РСФСР главой о создании следственно-оперативных групп. В ней должны быть детально урегулированы основания и порядок создания СОГ, полномочия руководителя и других ее членов, механизм разрешения возникающих в ходе работы следственно-оперативной группы противоречий между ее руководителем, следователем и оперативным работником, ответственность данных лиц за допущенные нарушения, а также осуществление контроля за деятельностью работы группы. Здесь должны быть определены и виды следственно-оперативных групп. Это станет более строгим средством регламентирования порядка их деятельности, чем ведомственные нормативные акты.
Надеюсь, что я достиг целей написания дипломной работы на тему «Проблемы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования»: полно и всесторонне раскрыл содержание основных ее положений, определил сущность и значение правовых основ и форм взаимодействия следователя и органа дознания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
7. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений», утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.
29. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края уголов-
31. Архив Сочинского городского суда Краснодарского края, уголовное дело №1-538/98.
32. Архив Краснодарского краевого суда, уголовное дело № 62900/98.
Следственно-оперативная группа: состав, сотрудники, деятельность
В качестве основной организационной и самой результативной формой взаимодействия служащих органов, осуществляющих раскрытие преступлений, выступает следственно-оперативная группа. Рассмотрим далее эту структуру подробнее.
Нормативная база
Современное законодательство не определяет порядок, основания, по которым осуществляется создание следственно-оперативной группы. Отсутствует в УПК и разъяснение понятия СОГ. Одним из наиболее полно разработанным документов и, по мнению экспертов, имевших особое значение в процессе укрепления взаимодействия между подразделениями внутренних дел, является Инструкция, утвержденная приказом Министерства ВД СССР от 20.02.1979 г. К другим значимым нормативным актам необходимо отнести указание Генпрокурора и МВД СССР. Оно было принято в 1985 г. Этим указанием утверждена типовая инструкция, в соответствии с которой должна организовываться работа следственно-оперативной группы. С 1993 г. был введен в действие новый документ. В дальнейшем его положения были учтены при разработке других нормативных актов.
Определение
Существует несколько вариантов трактовки понятия СОГ. По мнению Шостака и Дубинского, следственно-оперативная группа представляет собой организационную форму взаимодействия служащих разных подразделений правоохранительных органов. И. А. Цоколов считает, что СОГ – это организационное формирование временного характера, основанное на ведомственных правовых актах и законодательстве. В эту структуру включаются следователи, сотрудники оперативных аппаратов и прочие специалисты. Назначение СОГ – оптимальная организация мероприятий, которые осуществляются служащими по раскрытию преступлений. Некоторые эксперты, однако, отмечают, что включение в определение понятия «временности» будет излишним. Это обуславливается тем, что сегодня достаточно распространены постоянные совместные следственно-оперативные группы. Между тем возможность и необходимость функционирования таких формирований может отпасть по нескольким причинам. Например, деятельность следственно-оперативной группы станет невостребованной при изменении криминологической ситуации, перестановках в структуре самих правоохранительных органах. При этом для служащих, задействованных в данных объединениях, это не является основными и единственными профессиональными задачами. В этой связи представляется допустимым согласиться с временным характером СОГ.
Классификация
В практике распространено формирование:
Характеристики
В качестве неотложной и первостепенной задачи дежурных групп при получении сообщения о преступлении выступает его пресечение и принятие мер по сохранению следов деяния и задержанию нарушителя закона. На эффективность мероприятий в этом случае, вне зависимости от формы и способа поступления сведений, будет влиять уровень знания своих обязанностей и инициатива служащих. Непременным условием успешного раскрытия преступного деяния выступает своевременная и правильная организация выезда на место, квалифицированный осмотр территории происшествия. В ходе этих мероприятий следственно-оперативная группа осуществляет сбор информации об обстоятельствах и предполагаемом виновном. Умелое использование полученных при осмотре сведений в большинстве случаев обеспечивает возможность установления личности преступника. Зачастую информация, собранная на месте происшествия, позволяет раскрыть деяние «по горячим следам».
Субъекты
Если рассматривать дежурные группы, необходимо сказать, что включение в них следователей является, безусловно, необходимым. Это объясняется несколькими причинами. В первую очередь оперуполномоченный далеко не всегда имеет право возбудить уголовное производства. Это связано с тем, что тот или иной состав может не относиться законодательством к его подследственности. Решение о возбуждении дела следователем объясняется и тем, что этот служащий может объективно и взвешенно рассмотреть те или другие обстоятельства. При этом он принимает на себя всю ответственность за дальнейшее раскрытие преступления. Проблема включения в состав группы следователя может решаться путем формирования постоянных объединений, незамедлительного привлечения служащего, в том числе с заблаговременным его уведомлением о планируемом мероприятии. При этом его законное и своевременное вмешательство можно считать результатом эффективного взаимодействия представителей разных подразделений.
Особенности специализированной СОГ
В практике правоохранительным органам приходится раскрывать самые различные преступления. Среди них в том числе и деяния прошлых лет. Для выяснения обстоятельств таких преступлений формируется специализированная следственно-оперативная группа. Сотрудники такого объединения занимаются наиболее сложными делами. В этой связи к их профессиональным качествам предъявляются повышенные требования. Специализированная следственно-оперативная группа может заниматься раскрытием особо тяжких посягательств на личность, совершенных в условиях неочевидности, террористических актов или иных деяний, спровоцировавших широкий резонанс в обществе.
Специфика взаимодействия служащих
Руководитель следственно-оперативной группы несет персональную ответственность за итоги проведенных мероприятий. Он вправе принимать процессуальные решения, организовывать выполнение тех или иных процедур. К основным задачам взаимодействия между служащими следует отнести:
В существующем сегодня УПК не предусматривается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Несмотря на это, представляется, что без учета этого условия следственно-оперативная группа МВД не может функционировать эффективно и целенаправленно. В существующем УПК предусматривается возможность формирования только СГ. Следственная группа осуществляет процессуальную работу, привлекая к ней служащих органа дознания. Последние задействуются зачастую напрямую к проведению определенных мероприятий, итоги которых имеют существенное доказательное значение. При этом имеет место и оперативное сопровождение процедур. Оно также позволяет добыть процессуальные доказательства, которые впоследствии реализуются в установленном порядке. Эксперты обращают внимание на то, что отсутствие нормативного регулирования, применяемого на практике участия дознавателей в раскрытии преступлений на постоянной основе в пределах функционирования СОГ, может оказать влияние на качество и скорость выявления обстоятельств дела.
Важный момент
Следственно-оперативная группа полиции образуется, как правило, для успешного решения трудоемких, сложных, экстренных задач, реализации большого объема мероприятий по делам с множеством эпизодов, по преступлениям, совершенным несколькими лицами в сговоре, а также в других случаях, имеющих существенное социальное значение. Кооперирование труда будет эффективно только тогда, когда оно производится на базе тесного служебного взаимодействия членов бригад, комиссий, подразделений. Это, в свою очередь, предполагает выполнение заданий по одному, согласованному плану. Выполнение поставленных задач осуществляется посредством совершения скоординированных действий при четко распределенных обязанностях, взаимопомощи, взаимопонимании, взаимной информированности и поддержке. В рамках СОГ сопровождение должно быть максимально полным.
Ключевые принципы
Формирование СОГ базируется на ряде положений. К ключевым принципам создания групп следует отнести:
Дополнительные лица
Кроме следственно-оперативной группы, на месте происшествия некоторые функции могут осуществлять и иные участники производства. В качестве них выступают, например, понятые, представители коммерческих организаций, учреждений, предприятий, на территории которых производится осмотр. Участие этих субъектов регламентируется ст. 170 УПК. Во избежание затруднений в выборе понятых, для исключения опасений в привлечении субъектов, заинтересованных в результатах расследования, а также вероятности разглашения ими итогов осмотра, этих лиц рекомендуется привлекать до выезда на место. В ст. 170, ч. 3 УПК предусматривается ряд случаев, в которых процессуальное действие может осуществляться без участия указанных субъектов.
Еще одной категорией лиц, которая задействуется в осмотре, выступают обвиняемые, подозреваемые, очевидцы, пострадавшие. Эти субъекты могут быть необходимы и полезны ввиду их осведомленности об обстоятельствах случившегося. При привлечении к осмотру подозреваемого/обвиняемого, с ним вместе в процессе осуществления процессуального мероприятия может присутствовать и защитник. В случае необходимости к процедуре привлекается переводчик. Возможность его участия регламентируется ст. 59 УПК. К субъектам, которые могут быть задействованы в осмотре, относят также и вспомогательный персонал. На него возлагаются обязанности по оказанию технической помощи сотрудникам следственно-оперативной группы. Им, в частности, могут поручаться раскопки, расчистка завалов, охрана территории осмотра и прочее. Представители учреждений, предприятий, коммерческих структур полезны при осмотре, поскольку обладают необходимой информацией о самом месте происшествия, документацией, имеют доступы в помещения. Они также могут организовывать вспомогательные работы.
Заключение
Необходимо сказать, что взаимодействие служащих разных подразделений, организованное в соответствии с четко разработанным планом, при конкретном и грамотном распределении обязанностей позволяет в кратчайшие сроки решить как неотложные задачи, так и собрать полную доказательную базу по особым категориям преступлений. Существенное значение работы следственно-оперативных групп имеет при расследовании преступлений, совершенных в сравнительно давнее время. Во всех случаях к процессуальным мероприятиям привлекаются различные специалисты: криминологи, эксперты и пр. Незамедлительный выезд СОГ на место преступления обеспечивает сохранение и фиксацию следов деяния. Это, в свою очередь, позволяет быстро установить все обстоятельства случившегося, а в ряде случаев поймать виновных «по горячим следам».