Чем занимается осб мвд россии
УСБ МВД
Управление собственной безопасности (УСБ) – обособленное подразделение, входящее в структуру МВД России. Датой образования этой структуры считается 18 декабря 1995 года. Тогда, президентом России был подписан приказ № 50 о создании особого департамента УСБ при Главном Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Что такое УСБ?
УСБ МВД РФ – структурное подразделение полиции, являющееся самостоятельным органом и находящееся в подчинении центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ.
Всю деятельность данной структуры контролирует исключительно Министерство внутренних дел РФ и сам министр внутренних дел.
Последняя реорганизация УСБ проходила в 2004 году, тогда был образован департамент собственной безопасности (позднее переименованный в Главное управление). Основание для образования – Указ Президента России № 1407, изданный 5 ноября 2004 года.
Управление занимается вопросами по выработке общегосударственной политики и нормативными актам, задействованными в сфере обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в подразделениях МВД и ФМС Российской Федерации. А также, защитой сотрудников этих органов и членов их семей. Управление призвано оградить полицию от сотрудников, которые подрывают авторитет полиции в глазах рядовых граждан. А также, управление собственной безопасности способствует развитию России, как правового демократического государства.
Основные задачи управления собственной безопасности России
Основные направления работы УСБ закреплены в Приказе Министерства внутренних дел № 765 от 23 ноября 2004 года «Вопросы департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел РФ».
Согласно этому документу, в задачи входит:
Структура
УСБ не относится к структуре, которая обслуживает федеральные, региональные или территориальные участки. Данное управление принадлежит к единой системе независимых подразделений, занимающихся вопросом собственной безопасности в Министерстве внутренних дел.
Во главе находится Главное управление собственной безопасности. ГУСБ было создано в 1995 году. Оно независимо от других департаментов и ведомств, находится в подчинении непосредственно министра внутренних дел России. Главным документом, регламентирующим деятельность ГУСБ, является Положение о Главном управлении собственной безопасности.
Задачи этого органа перекликаются с основными задачами всей структуры:
Состав службы собственной безопасности России
В составе УСБ мелкие отделы, выполняющие административные функции, подчиняются более крупным. В их отношении крупные выполняют управленческие, координационные и контрольно-методические задачи.
Все подразделения управления подчиняются Министерству внутренних дел. В состав УСБ входят:
На уровне ведомств, вопросами безопасности и борьбой с коррупцией в системе МВД занимаются заместители Министра внутренних дел, начальники (и их заместители) центрального аппарата МВД. Далее, следуют руководители территориальных органов МВД РФ на окружном уровне, а также, их заместители.
Следующий уровень – руководители территориальных органов на уровне региона. Внизу структуры находятся начальники подразделений на уровне районов, округов и городов. Также, в состав управления входят оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения.
Кто координирует и контролирует?
УСБ МВД РФ – самостоятельное структурное подразделение, входящее в состав Министерства внутренних дел.
Поэтому, его контроль и координацию проводит исключительно министр внутренних дел. Это его личная прерогатива. Другим ведомствам, структурам и лицам, УСБ не подчиняется.
УСБ – государственный орган, главное назначение которого – борьба с правонарушениями сотрудников системы МВД. С жалобой или обращением на действия полицейского или другого служащего может обратиться каждый гражданин. Другая, немаловажная задача управления – защита самих работников, создание безопасных условий для них и членов их семей.
Подразделения собственной безопасности органов внутренних дел: задачи, функции, полномочия
Анализ состояния законности и дисциплины в органах внутренних дел свидетельствует о том, что количество правонарушений среди личного состава имеет тенденцию не к снижению, а наоборот, к увеличению. К их числу относятся злоупотребления служебным поведением, взяточничество, вымогательство. Особую опасность представляют действия сотрудников милиции в виде покровительства организованным преступным группам, оказания им помощи в реализации преступных замыслов и уклонения от ответственности, предательства интересов службы, высшей степенью которого является прямое вхождение сотрудников милиции в преступные сообщества и руководство ими.
Все эти негативные моменты обусловлены невысоким уровнем внутриведомственного контроля, недостаточной полнотой и достоверностью учета правонарушений, совершенных сотрудниками милиции, нравственной и профессиональной деформацией некоторой части сотрудников, упущениями в воспитательной работе с личным составом.
В целях активизации работы по обеспечению безопасности и укреплению законности в органах внутренних дел и во исполнение статьи 10 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» Министром внутренних дел Российской Федерации был издан Приказ от 26 февраля 1996 г. № 129 «О мерах по обеспечению законности в Российской Федерации и укреплению собственной безопасности»[122], которым впервые в истории органов внутренних дел образована система аппаратов собственной безопасности. Одновременно этим приказом были утверждены: Временное положение об Управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации; Временное типовое положение об Управлении (отделе) собственной безопасности МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и на режимных объектах; Временная инструкция о порядке осуществления контроля за состоянием собственной безопасности и законности в органах внутренних дел Российской Федерации и проведения служебных проверок по правонарушениям, совершенными сотрудниками органов внутренних дел; Временная инструкция по учету сведений о сотрудниках органов внутренних дел Российской Федерации, совершивших должностные проступки и преступления.
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 г. № 1407 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий» в структуре центрального аппарата МВД России образован Департамент собственной безопасности МВД России.
В соответствии с Приказом МВД России от 23 ноября 2004 г. № 765 дсп «Вопросы Департамента собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации» основными задачами ДСБ МВД России являются:
1) разработка и реализация мер обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от проникновения лиц, преследующих противоправные цели;
2) участие в обеспечении государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких;
3) участие в предупреждении, выявлении и пресечении преступлений и коррупционных связей со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел и ФМС России;
4) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной области деятельности;
5) организационно-методическое руководство подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел.
В целях выполнения возложенных на него задач Департамент собственной безопасности МВД России выполняет следующие функции:
– организует и осуществляет анализ и прогнозирование состояния и реализации мер обеспечения собственной безопасности ОВД и ФМС России;
– участвует в определении основных направлений деятельности ОВД и ФМС России и разработке мер по их совершенствованию в области обеспечения собственной безопасности;
– обобщает и анализирует практику применения законодательства РФ в области оперативно-разыскной деятельности подразделений собственной безопасности ОВД, организации обеспечения государственной защиты сотрудников органов внутренних дел и их близких; выработка правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел в этом направлении;
– участвует и координирует деятельность подразделений Министерства и ФМС России по вопросам обеспечения собственной безопасности ОВД и ФМС России;
– организует в пределах своих полномочий:
а) обеспечение государственной защиты жизни, здоровья и имущества сотрудников органов внутренних дел и их близких, применения и осуществления подразделениями системы ОВД предусмотренных законом мер безопасности;
б) охраны Министра и его заместителей, координации деятельности привлекаемых с этой целью подразделений МВД России, взаимодействия в этой области с соответствующими подразделениями других федеральных органов исполнительной власти;
– осуществляет сбор, обработку и учет оперативно-разыскной информации в установленной области деятельности, разработку форм отчетности о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел, формирование и ведение необходимых информационных систем;
– выявляет и устраняет условия, способствующие совершению преступлений сотрудниками, федеральными государственными служащими и работниками ОВД и ФМС России;
– осуществляет проведение служебных и предварительных оперативных проверок по поступившим в Департамент жалобам, заявлениям и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях сотрудниками, федеральными государственными служащими, работниками ОВД и ФМС России и на их основе информирует население о результатах своей деятельности;
– осуществляет проведение проверок кандидатов на руководящие должности в подразделения системы ОВД дел и ФМС России, назначение на которые рекомендуется в установленном порядке согласовывать с Департаментом;
– разрабатывает проекты законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, нормативное и методическое обеспечение в области обеспечения собственной безопасности ОВД и ФМС России;
– представляет в установленном порядке в судах интересы МВД России, а по соответствующим поручениям – интересы Российской Федерации по вопросам деятельности Департамента;
– координирует деятельность управлений (отделов) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах и осуществляет другие функции.
Управления (отделы) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах выполняют три основные задачи, возложенные на Департамент собственной безопасности МВД России, за исключением задачи по организационно-методическому руководству и координации деятельности других подразделений собственной безопасности, поскольку на уровне горрайлинорганов внутренних дел такие подразделения не создаются. Последнее замечание относится и к функциям Управлений (отделов) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах. То есть эти подразделения осуществляют те же функции, что и Департамента собственной безопасности МВД России, за исключением функции по координации деятельности.
Полномочия подразделений собственной безопасности следует рассматривать, исходя из объема прав и обязанностей сотрудников, проводящих служебные проверки.
Так, сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, имеет право:
а) знакомиться с соответствующими документами органов внутренних дел, в случае необходимости приобщать их копии к материалам проверки;
б) посещать любые подразделения, учреждения системы МВД, а также служебные и режимные объекты иных министерств, ведомств со своим удостоверением при наличии соответствующего предписания;
в) получать консультации специалистов по вопросам, требующих специальных познаний, а также акты, справки о результатах исследований;
г) готовить поручения и запросы в другие органы внутренних дел о представлении необходимой информации и выяснения обстоятельств, подлежащих установлению, исполнение которых обязательно для всех должностных лиц;
д) выезжать на место, где было совершено преступление или иное правонарушение;
е) изучать в установленном порядке материалы оперативно-разыскной деятельности в части проводимой проверки;
ж) вносить соответствующему руководителю органа внутренних дел предложения об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, в отношении которых проводится служебная проверка.
К обязанностям лица, которому поручено проведение служебной проверки, относятся: получение от сотрудников органов внутренних дел письменных объяснений, а также от гражданских лиц, проходящим по материалам проверок; принятие законных мер к выяснению обстоятельств, относящихся к событию и виновности сотрудника, его деловым и моральным качествам, смягчающие и отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения; разъяснение и соблюдение прав и интересов заявителя и лица, в отношении которого проводится проверка; своевременный доклад начальнику, назначившему служебную проверку, о ее результатах.
Сотрудник, проводивший служебную проверку, по ее окончании готовит заключение, в котором указывается:
– должность, звание и фамилия сотрудника, проводившего такую проверку, основания для ее назначения;
– должность, звание, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время службы в органах внутренних дел и занимаемой должности лица, в отношении которого проведена служебная проверка;
– сущность установленного правонарушения, его последствия, какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника, обстоятельства, способствующие нарушению законности или иному правонарушению, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, принятые, либо предполагаемые меры по их устранению;
– предложение о применении конкретного вида дисциплинарного взыскания или мер общественного воздействия, о возмещении материального ущерба, направлении материалов в орган предварительного следствия.
Копия заключения служебной проверки приобщается к личному делу сотрудника, совершившему должностной проступок, связанный с нарушением законности, или преступление. По окончании служебной проверки, связанной с совершением сотрудником дисциплинарного проступка, материалы по ней подлежат сдаче в архив органа внутренних дел. Что же касается материалов служебной проверки в связи с возбуждением уголовного дела, то такие материалы должны находиться на контроле в Управлении (отделе) собственной безопасности ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ до принятия окончательного решения органами следствия и суда. Служебная проверка должна быть закончена не позднее, чем в месячный срок со дня поступления в орган внутренних дел заявления, жалобы, информации, сообщения о правонарушении и лишь в исключительных
случаях срок проверки может быть продлен руководителем органа, но не более чем на один месяц.
Если материалами проверки подтверждается грубое либо систематическое нарушение служебной дисциплины, начальник органа внутренних дел, не позднее одного месяца со дня окончания проверки, может наложить одно из следующих видов взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел.
Служба собственной безопасности МВД
Для ведомства, ответственного за поддержание правопорядка в государстве, особенно важно заботиться о чистоте собственных рядов и обеспечении законности действий сотрудников силовых государственных ведомств. В статье рассматриваются особенности деятельности службы собственной безопасности МВД России, с представлением структуры организации, исторических традиций, направлений работы и прочей сопутствующей информации.
Об организации 
Главное управление собственной безопасности российской полиции — специальное подразделение в центральном аппарате МВД, контролирующее работу представителей ведомства. К основным задачам структуры относятся исключение взяточничества и других злоупотреблений со стороны полицейских, обеспечение законности и соблюдения требований уставной документации.
История
Формирования, функции которых сходны с задачами службы собственной безопасности МВД, создавались во всех силовых ведомствах СССР и его преемника — Российской Федерации.
Современные рыночные условия порождают искушение поддаться жажде личной наживы в ущерб служебному долгу и имиджу ведомства. Структура управления собственной безопасности МВД сформировалась в нынешнем виде в 2011 году. От момента указанной даты количество раскрытых преступлений сотрудниками подразделения превысило пять тысяч. Более половины правонарушений связано со взяточничеством и превышением возложенных функций.
Направления деятельности 
Аналогично остальным государственным органам, задачи отдела собственной безопасности МВД четко разграничены и распределены. Сотрудники структуры занимаются решением задач по следующим направлениям:
- защите сотрудников ведомства и их близких, гарантированной государством; предотвращению принятия в число работников системы МВД недостойных кандидатов, устраивающихся с противозаконными целями; общему контролю кадровой политики ведомства; выявлению и прекращению незаконных действий со стороны полицейских всех уровней ответственности; поиску и устранению поводов, создающих благоприятные условия для нарушения законодательства сотрудниками полиции; организации розыскных и следственных мероприятий по обеспечению выполнения поставленных задач; созданию благоприятного имиджа ведомства органов правопорядка; профилактике правонарушений, с пропагандой соблюдения законности и правопорядка должностными лицами системы МВД.
В число основных задач службы собственной безопасности МВД входит работа с гражданами, в результате анализа информации, полученной по телефону доверия, поданным жалобам и другим формам обратной связи с населением. Этот сектор работы предусматривает предотвращение:
- случаев формализма в рассмотрении ходатайств частных лиц и организаций; отказа от возбуждения уголовного рассмотрения дел; фактов подделки документов; незаконных арестов граждан; физического воздействия на задержанных; грубого и хамского отношения к населению и других превышений полномочий.
Работа строится на системной основе и всестороннем комплексном подходе к выполнению поставленных задач. В ходе функционирования отдел использует последние достижения научной мысли, развивая перспективные направления исследований для дальнейшего совершенствования методологии и интеллектуального обеспечения деятельности.
Структурное устройство учреждения
Отдел функционирует как единая структура, включающая независимые подразделения. Система организации предусматривает принцип централизации, когда отделы административного значения подчинены вышестоящим структурным единицам.
Основные функции и полномочия Главного управления
Символика ГУСБ МВД России
Образование главного управления собственной безопасности российской полиции произошло в 1995 году. Основные функции руководящего органа подразделения аналогичны главным направлениям деятельности всего органа, предусматривая:
- недопущение оформления в качестве полицейских кандидатов, идущих в представители государственных органов с преступными целями; профилактику и пресечение противоправной деятельности сотрудниками системы МВД и гражданскими служащими; безопасность и защиту полицейских и их родных от лица государства; претворение в жизнь основных решений государственных политических органов; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей основные направления работы; разработку и контроль выполнения комплексных мероприятий, призванных противодействовать коррупционным схемам в системе МВД; проведение контроля функционирования подчиненных формирований; организационно-методическую деятельность, направленную на координирование функционирования отдела; обработку полученной информации с подготовкой соответствующей отчетности по всем направлениям функционирования.
Полномочия представителей управления позволяют:
- представлять исковые заявления к судебному рассмотрению выявленных фактов нарушений; проводить оперативно-розыскные мероприятия по выяснению размеров доходов, принадлежащей собственности, материальных и моральных обязательств объектов расследования; контролировать контракты, заключаемые государственными организациями, определять направления развития указанных компаний на период до пяти лет; предоставлять руководству государственных учреждений и органов данные по результатам расследований с контролем достаточности принятых мер; организовывать и проводить проверки с целью проверки поступивших заявлений от граждан.
Главное управление напрямую взаимодействует с парламентскими комитетами, представляя необходимую информацию и организуя мероприятия по претворению в жизнь государственной политики.
Начальник управления непосредственно подчинен министру МВД.
Критерии отбора в управление связаны с серьезными требованиями к кандидатам. В число сотрудников принимаются представители МВД, отработавшие в системе не менее пяти лет, зарекомендовав себя с положительной стороны.
Обращения граждан 
В обязанности службы собственной безопасности входит принятие и рассмотрение обращений от любых граждан, включая сотрудников ведомства, ставших очевидцами противоправных действий представителей полиции.
Номера телефонов доверия подразделений собственной безопасности МВД по каждому отдельному административному округу представлены в средствах массовой информации, с возможностью беспрепятственного доступа любому желающему.
Допускается сообщение по телефону или подача письменных обращений. К поступающим сигналам предъявляется два требования:
Все поступившие обращения регистрируются надлежащим образом, для обеспечения контроля их надлежащего рассмотрения, с фиксацией даты подачи, сведений о заявителе, предмета разбирательства.
К задачам ГУПРа относится координация деятельности подчиненных подразделений, профилактическая работа с личным составом, обеспечение государственной защиты сотрудников с их семьями.
Перечень руководителей
Руководство службой безопасности МВД России в разные годы осуществлялось:
- Константином Ромодановским — в период с 2001 по 2005 гг.; Юрием Драгунцовым — с марта 2006 по июнь 2012г.; Александром Макаровым — после ухода предыдущего начальника по сей день.
Макаров Александр Иванович
Два из последних начальника структуры имеют чин генерал-лейтенанта полиции.
Заключение
Подразделение, наряду с остальными структурами системы МВД РФ, выполняют важнейшие государственные задачи, стоя на страже законности и правопорядка в стране.
Учитывая, что к представителям государственных органов предъявляется особый спрос, сотрудники службы собственной безопасности МВД на отдельном счету в плане отношения к служебному долгу и чистоте поступков. От них зависит эффективность исполнения государственного законодательства и деятельности органов, реализующих политику державы внутри страны и на международной арене.
Вот версия сотрудника, который все это сделал, он сейчас сидит в СИЗО и уже несколько раз пытался покончитьс жизнью.
Во время Универсиады он был откомандирован в Татарстан, где познакомился с сотрудником из другого региона. Они подружились. Наш фигурант помог другу (так он тогда о нем думал)перевестись в Москву в МУР.
Правда при переводе в Москву с «другом» побеседовали в УСБ и, видимо, сделали предложение, от которого тот не смог отказаться.
После долгих размышлений сотрудник идет на это преступление. Финал известен. УСБ-шники привинчивают звездочки на погоны, получают премии и т.д., а сотрудник возможно не доживет до суда.
На прошлой неделе в ОМВД «Северное Тушино» задержали участкового якобы за взятку в 170 тыс.рублей. Отличился сотрудник ОСБ СЗАО некто Шубин.
Суть дела (опять по версии задержанного).
Опять повторимся, что это версия одной стороны, но уж больно убедительная.
Ну и расскажем еще один случай, который произошел около 2 лет назад.
В профсоюз пришел сотрудник, который сказал, что с него вымогают 150 тыс. за перевод в другое подразделение.
Мы созвонились с руководством УСБ Москвы и направили сотрудника туда.
Оттуда сотрудника направили в округ. Там с ним побеседовал начальник ОСБ и начальник округа. После чего, буквально через день, тот, кому предназначались 150 тыс. встретил около дома сотрудника и высказал ему все, что он о нем думает. Вот в этом случае УСБ-ОСБ » спрофилактировали » взяточника, не стали его сажать и он до сих пор работает в органах.
И этот случай уже не версия, а реальный факт.
Может кто поделится другими такими фактами или версиями?