Чем занимается отдел главного энергетика на предприятии
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Положение об отделе главного энергетика
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения]
[должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]
1. Общие положения
1.1. Отдел главного энергетика, являясь самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом [наименование должности руководителя предприятия].
1.2. Отдел подчиняется непосредственно техническому директору предприятия.
1.3. Отдел возглавляет главный энергетик, назначаемый на должность приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению технического директора (главного инженера).
1.4. Главный энергетик имеет [значение] заместителя(ей), его(их) обязанности определяются главным энергетиком.
1.5. Заместитель(и) и другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом [наименование должности руководителя предприятия] по представлению главного энергетика.
1.6. В своей деятельности отдел руководствуется:
— законодательством Российской Федерации;
2. Структура
2.1. Структуру и штатную численность отдела утверждает [наименование должности руководителя предприятия], исходя из конкретных условий и особенностей деятельности предприятия, по представлению технического директора и главного энергетика, а также по согласованию с [отделом кадров, отделом организации и оплаты труда].
2.2. Отдел главного энергетика может иметь в своем составе структурные подразделения (бюро, группы, лаборатории, пр.).
Например: энергобюро (сектор, группа); группа электротехнического оборудования; группа теплосилового и сантехнического оборудования; электроремонтный цех; энергетический цех; вентиляционное бюро (сектор, группа); бюро (сектор, группа) планово-предупредительного ремонта; группа по электроизмерениям КИПиА; радиоузел; телефонная станция.
2.3. Положения о подразделениях отдела главного энергетика (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются техническим директором, а распределение обязанностей между работниками подразделений осуществляется главным энергетиком.
3. Задачи
На отдел главного энергетика возлагаются следующие задачи:
3.1. Бесперебойное снабжение предприятия всеми видами энергии.
3.2. Сохранность энергооборудования и его рациональная эксплуатация.
3.3. Проведение мероприятий по экономии энергии и повышению мощности энергоустановок.
3.4. Повышение КПД энергосети.
3.5. Рациональное распределение энергии.
3.6. Развитие энергетического хозяйства соответственно росту производственных мощностей предприятия.
4. Функции
Отдел главного энергетика выполняет следующие функции:
4.1. Организация эксплуатации и своевременный ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем.
4.2. Бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром, газом, водой и другими видами энергии.
4.3. Контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии.
4.4. Планирование работы энергетических цехов и хозяйств.
4.5. Разработка графиков ремонта энергетического оборудования и энергосетей.
4.6. Разработка планов производства и потребления предприятием электроэнергии, технологического топлива, пара, газа, воды, сжатого воздуха, норм расхода и режимов потребления всех видов энергии.
4.7. Составление заявок и необходимых расчетов к ним на приобретение энергетического оборудования, материалов, запасных частей, на отпуск предприятию электрической и тепловой энергии и присоединение дополнительной мощности к энергоснабжающим организациям.
4.8. Участие в разработке планов перспективного развития энергохозяйства, планов повышения эффективности производства, в подготовке предложений по реконструкции, техническому перевооружению предприятия, внедрению средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
4.9. Разработка мероприятий по снижению норм расхода энергоресурсов, внедрению новой техники, способствующей более надежной, экономичной и безопасной работе энергоустановок, а также повышению производительности труда.
4.10. Рассмотрение проектов реконструкции и модернизации систем энергоснабжения предприятия и его подразделений.
4.11. Составление технических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих энергообъектов.
4.12. Подготовка заключений по разработанным проектам.
4.13. Участие в испытаниях и приемке энергоустановок и сетей в промышленную эксплуатацию.
4.14. Проверка средств связи, сигнализации, учета, контроля, защиты и автоматики.
4.15. Проведение работ по защите подземных сооружений и коммуникаций.
4.16. Своевременное предъявление органам, осуществляющим государственный технический надзор, котлов и сосудов, работающих под давлением.
4.17. Разработка мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, надежности и экономичности работы энергоустановок, предотвращению аварий, созданию безопасных и благоприятных условий труда при их эксплуатации.
4.18. Контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, инструкций по эксплуатации энергоустановок и использованию энергооборудования и сетей.
4.19. Заключение договоров со сторонними организациями на снабжение предприятия электроэнергией, паром, водой и другими видами энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.20. Хранение, учет наличия и движения находящегося на предприятии энергооборудования, а также учет и анализ расхода электроэнергии и топлива, технико-экономических показателей работы энергохозяйства, аварий и их причин.
4.21. Проведение аттестации и рационализации рабочих мест.
4.22. Внедрение новых прогрессивных методов ремонта и эксплуатации энергооборудования.
4.23. Подготовка заключений на рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся совершенствования энергооборудования и энергообеспечения.
4.24. [Вписать нужное].
5. Права
Отдел главного энергетика имеет право:
5.1. Давать указания по эксплуатации и ремонту энергооборудования.
5.2. Принимать решения о внесении изменений в технологию обслуживания энергооборудования.
5.3. Требовать от руководителей производственных и технических подразделений:
— выполнения предписанных норм эксплуатации и обслуживания энергооборудования;
— своевременного предоставления сведений о нарушениях технологии обслуживания энергооборудования;
— немедленного сообщения о поломках энергооборудования;
5.4. Запрещать работу на неисправном энергооборудовании.
5.5. Останавливать работу энергооборудования в случае угрозы аварии или несчастного случая.
5.6. Осуществлять принудительный ремонт (останавливать работу оборудования) в случае нарушения правил эксплуатации энергооборудования.
5.7. Не допускать проведение земляных работ на территории предприятия без надлежащего согласования и оформления.
5.8. Отстранять от работы работников, не прошедших соответствующий инструктаж.
5.9. Поручать отдельным структурным подразделениям предприятия проведения работ по техническому обслуживанию энергооборудования.
5.10. Участвовать в разработке технических условий, инструкций.
5.11. Главный энергетик вправе представлять руководству предложения о поощрениях отличившихся работников, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих производственную и трудовую дисциплину.
5.12. [Вписать нужное].
6. Взаимоотношения (служебные связи)**
Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел главного энергетика взаимодействует:
6.1. С отделом главного технолога по вопросам:
— плана размещения энергооборудования;
— планов модернизации энергооборудования;
— технологической документации на энергооборудование;
— предложений по усовершенствованию процесса обслуживания энергооборудования;
— паспортов на применяемое энергооборудование;
— информации об изменениях и дополнениях в паспортных данных энергооборудования;
6.2. С отделом главного механика по вопросам:
— заявок на разработку электрических схем приборов, необходимых для выполнения ремонтных работ;
— заявок на подключение оборудования;
— заявок на отключение электроэнергии;
— графиков профилактических ремонтных работ;
— графиков планово-профилактических работ на электрооборудовании;
— извещений о выполнении заявок на подключение дополнительного и вновь устанавливаемого ремонтного оборудования;
— извещений о выполнении заявок на временное отключение электроэнергии для выполнения ремонтных работ;
— разработок электрических схем;
6.3. С отделом стандиртизации по вопросам:
— заключений по технической документации на предмет соблюдения действующего законодательства о стандартизации;
— планов работ по стандартизации, нормализации, унификации;
— информации о переводе предприятия на новые стандарты;
— извещений об изменениях и дополнениях стандартов и технических условий;
— документации по обслуживанию и ремонту энергооборудования;
— предложений по проведению работ по стандартизации;
— предложений по переводу предприятия на новые стандарты;
— информации о нарушении стандартов и технических условий;
6.4. С отделом патентной и изобретательской работы по вопросам:
— заявок на экспертную оценку рационализаторских предложений и изобретений;
— планов по внедрению рационализаторских предложений и изобретений;
— помощи в решении поставленных задач;
— заключений по рационализаторским предложениям и изобретениям;
— помощи в технологическом решении отдельных вопросов;
— помощи в выполнении чертежей, изготовлении моделей;
— возможности опытной проверки изобретений;
6.5. С отделом технической информации по вопросам:
— заявок на копии технической документации отдела;
— копий технической документации отдела;
— оригинальных документов для регистрации, учета и хранения;
— заявок на оформление, размножение и рассылку технической документации;
— заявок на техническую литературу;
6.6. С отделом охраны труда по вопросам:
— информации о требованиях законодательства об охране труда;
— заключений по технологии обслуживания и ремонта энергооборудования на предмет соблюдения норм техники безопасности;
— информации о соблюдении законодательства об охране труда;
— заявок на заключения по технологии обслуживания и ремонта энергооборудования на предмет выполнения правил техники безопасности;
6.7. С отделом организации и оплаты труда по вопросам:
— консультаций по трудовому законодательству;
— утвержденного штатного расписания;
— заданий по снижению трудоемкости за счет усовершенствования технологии ремонта и обслуживания энергооборудования;
— предложений по формированию штатного расписания;
— отчетов о выполнении предписаний по снижению трудозатрат;
6.8. С планово-экономическим отделом по вопросам:
— планов производства продукции;
— указаний по экономии средств;
— оценок экономической эффективности использования энергооборудования;
— планов проведения профилактических работ;
— расчетов потребности электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха и других видов энергии;
6.9. С главной бухгалтерией по вопросам:
— актов на списание, передачу, продажу энергооборудования;
— данных о выделении денежных средств отделу;
— анализа темпов расходования средств;
— перечня энергооборудования, подлежащего списанию и снятию с баланса;
— перечня неиспользованного энергооборудования, подлежащего передаче и продаже;
— актов ремонта энергооборудования;
— заявок на оплату заказанного энергооборудования;
6.10. С [наименование структурного подразделения] по вопросам:
7. Ответственность
7.1. Ответственность за качество и своевременность выполнения отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет главный энергетик.
7.2. На главного энергетика возлагается персональная ответственность за:
— соблюдение действующего законодательства в процессе руководства отделом;
— представление достоверной информации о состоянии энергосетей;
— своевременное и качественное исполнение поручений руководства;
— недопущение применения устаревших технологий, которые могут вызвать энергетические потери (при наличии возможности применения новых, усовершенствованных).
7.3. Ответственность работников отдела главного энергетика устанавливается должностными инструкциями.
Руководитель структурного подразделения
[должностное лицо, с которым согласовывается положение]
1.2. Задачи и функции отдела главного энергетика
1.2. Задачи и функции отдела главного энергетика
1.2.1. Как показывает опыт работы предприятий в новых условиях хозяйствования, особенно в последние 5–7 лет, существовавшая в недавнем прошлом централизованная командная система управления оказалась неприспособленной для решения главной задачи: получения прибыли.
1.2.2. Появилась необходимость не на словах, а на деле централизовать управление технической эксплуатацией всех типов основных фондов предприятия, сосредоточив его в одних руках: заместителя директора – главного инженера предприятия. На некоторых предприятиях централизацию технической эксплуатации еще более тесно связали с эффективным использованием основных фондов, подчинив ее заместителю руководителя предприятия по оборудованию.
1.2.3. На предприятиях необходимо:
уточнить организационную структуру управления отделом главного энергетика (ОГЭ; пример структуры ОГЭ представлен на рис. 1);
разработать систему (матрицу) распределения ответственности и полномочий каждого сотрудника ОГЭ, отдела главного механика (ОГМ), отдела главного прибориста (ОГП) и других подразделений (табл. 1.1);
конкретизировать их функции и ответственность в отношении содержания работ, срокам их выполнения, объемов информации, получаемой от руководства предприятия, служб и отдельных подразделений.
1.2.4. Для выполнения работ п. 1.2.3. создается комиссия в составе: руководитель: заместитель руководителя – главный инженер предприятия;
члены: заместитель руководителя предприятия по персоналу, главный энергетик, заместитель главного инженера по качеству и производственной безопасности, начальник отдела охраны труда и заработной платы, начальник юридического отдела, инженер по организации управления производством, главный механик.
Разработанные комиссией материалы утверждаются руководителем предприятия и вводятся в действие в виде «Регламента по функционированию энергетической службы предприятия».
1.2.5. После утверждения регламента руководителем предприятия уточняются обязанности и права главного энергетика (Приложение 7).
Реализация рекомендаций Системы ППР ЭО на предприятии возлагается на ОГЭ, а на предприятиях, где в силу малочисленности энергетической службы ОГЭ не создан, – на ОГМ. На ОГЭ кроме указанных выше функций возлагаются следующие задачи.
1.2.6. Основными задачами ОГЭ являются:
организация бесперебойного снабжения предприятия энергоресурсами требуемых параметров (электроэнергией, паром, перегретой водой, промышленной и питьевой водой, природным газом, сжатым воздухом);
организация качественной очистки промышленных и хозяйственных сточных вод;
организация надежной и безопасной работы энергетического хозяйства предприятия;
организация и контроль эксплуатации и ремонта энергетического хозяйства предприятия, а также технический надзор и методическое руководство деятельностью энергетического и технологического персонала, обслуживающего энергетическое и энерготехнологическое оборудование цехов и водооборотные циклы производств;
осуществление взаимодействия с региональными органами Федерального надзора по вопросам безопасной эксплуатации оборудования;
осуществление взаимодействия с поставщиками и потребителями энергоресурсов.
Рис. 1. Организационная структура ОГЭ (вариант)
Распределение ответственности и полномочий руководства ОГЭ (вариант)
Обозначения: О – несет ответственность; У – обязательно участвует; O 1 – ответственность по электроснабжению и водоснабжению; 0 2 – ответственность по теплогазоснабжению и очистке сточных вод; О 3 – ответственность по ведомственному надзору; 0 4 – ответственность по рациональному использованию энергетических ресурсов; O 5 – ответственность по планово-предупредительному ремонту.
1.2.7. В соответствии с основными задачами на ОГЭ возлагается выполнение следующих работ:
составление энергобаланса предприятия. Разработка суточных и месячных лимитов энергопотребления, анализ их выполнения в целях снижения нагрузок в часы пик;
составление (с привлечением сторонних организаций) текущих и перспективных планов развития энергохозяйства;
систематический контроль энергонагрузки предприятия и принятие своевременных мер по соблюдению установленного лимита потребления электроэнергии, природного газа и других энергоресурсов;
координация работы подразделений, входящих в службу главного энергетика: тепловой электростанции, цеха электроснабжения, цеха водоснабжения и канализации, отделения газоснабжения, цеха нейтрализации и очистки промышленных сточных вод, электроремонтного цеха, централизованного энергоремонтного цеха;
разработка (совместно с производственным, техническим отделами и отделом экономического анализа) дифференцированных технологических цеховых и общезаводских удельных норм расхода всех видов энергии на выпуск продукции и вспомогательные нужды, контроль соблюдения цехами этих норм и установленных лимитов энергопотребления;
разработка мероприятий, направленных на рациональное использование и экономию всех видов энергии и топлива на оборудовании, обслуживаемом персоналом службы главного энергетика, а также на максимальное использование вторичных энергетических ресурсов;
периодический контроль качества энергетического топлива (природного газа, угля, мазута);
составление планов организационно-технических мероприятий, направленных на повышение надежности и экономичности работы энергетического оборудования, в том числе обеспечивающих: рационализацию энергопотребления, экономию энергоресурсов, высвобождение дефицитных видов топлива, использование вторичных энергетических ресурсов, увеличение коэффициента мощности, рационализацию тепловых и электрических схем, уменьшение потерь в электросетях, трансформаторах, пароводяных, воздушных газовых коммуникациях, установление рационального топливно-энергетического режима;
организация и контроль подготовки исходных данных и заданий для проектирования новых и реконструкции действующих энергетических установок, утверждаемых главным инженером;
контроль разработки и выполнения цехами предприятия планов организационно-технических мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов в соответствии с установленными основными и дополнительными заданиями;
анализ себестоимости вырабатываемой энергии (совместно с планово-экономическим отделом) и разработка мероприятий по ее снижению;
организация и контроль работы цеха нейтрализации и очистки промышленных сточных вод.
1.2.8. Руководство ОГЭ на правах единоначалия осуществляет начальник ОГЭ. Должностная инструкция приведена в Приложении 7.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Интегрирующие функции
Интегрирующие функции Первая перепись населения была проведена в США в 1790 году. В 1810 году казначейство Соединенных Штатов провело первую экономическую перепись молодой демократии. В то время в стране проживал 1 миллион семей. Также в стране был 1 миллион рабов. Но это не
6.12. Функции
6.12. Функции В приведенном выше примере один из предикатов, а именно предикат «поручик Пшебысский»(c), отличается от остальных предикатов своей явной неэлементарностью. В свойстве «быть поручиком Пшебысским» мы различаем две стороны: иметь чин и иметь фамилию Пшебысский.
1.5.4. Навигация главного меню
1.5.4. Навигация главного меню Навигация главного меню представлена в табл. 1.2.Таблица 1.2Навигация главного
Глава 2. Нанотехнология и глобальная энергетика
Глава 2. Нанотехнология и глобальная энергетика Ричард СмоллиЗнаменитый ученый Ричард Э. Смолли, выпускник Принстонского университета, прославившийся своими работами в новейших областях химической физики, долгое время (1996–2002) возглавлял Центр нанонауки и технологии в
Глава 19 Многополярная энергетика
Глава 19 Многополярная энергетика Вопрос важный, поэтому выделим его в небольшую, но отдельную главу. Коротко рассмотрим некоторые аспекты теории новых источников энергии, работающих в условиях «многополярности». Начнем с обычного «двухполярного» электричества.В
О жизни и деятельности главного конструктора В.Н. Венедиктова (очерк)
О жизни и деятельности главного конструктора В.Н. Венедиктова (очерк) К 85-летию со дня рождения выдающегося главного конструктора отечественных танков Валерия Николаевича Венедиктова «Домашний
ЧАСТЬ II В.Н. Венедиктов. Творческий портрет главного конструктора по воспоминаниям современников
ЧАСТЬ II В.Н. Венедиктов. Творческий портрет главного конструктора по воспоминаниям современников «Нет ничего легче, чем записывать воспоминания, которые вылетели из головы» Чарлз Чаплин, американский киноактер и режиссер В.А. АНДРОНОВ Плотная совместная работа с
1.3. Структура отдела главного энергетика
1.3. Структура отдела главного энергетика 1.3.1. Единое централизованное управление ТО и ремонтом всех основных фондов на предприятии осуществляет главный инженер – заместитель руководителя предприятия.1.3.2. В отношении энергохозяйства он отвечает за выполнение ОГЭ
1. СЛУЖБА ГЛАВНОГО МЕХАНИКА И СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА
1. СЛУЖБА ГЛАВНОГО МЕХАНИКА И СИСТЕМА ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА 1.1. Общая концепция системы технического обслуживания и ремонта оборудования 1.1.1. Общей концепцией поддержания оборудования в исправном состоянии и постоянной работоспособности является
Назначение и функции систем
Назначение и функции систем Дополнительная электроника, встроенная в автомобильные сигнализации, может помочь, чтобы автомобиль зимой не превратился в бесчувственный снежный ком. Идея не нова, но популярности таких устройств это совершенно не мешает. Они с успехом
Энергетика касатки
Энергетика касатки «КД авиа» делает ставку на «Боинги»«Иномарки» все активней осваивают российское небо. К началу этого года в парке девяти российских авиакомпаний эксплуатировалось уже 95 магистральных пассажирских и транспортных самолетов зарубежного производства.
Как должна быть устроена энергослужба крупного предприятия
Как устроена энергослужба на крупном предприятии
Данная статья в сокращенном виде была опубликована в бумажном журнале “Электротехнический рынок”.
Я решил её разместить также и на своем блоге, дабы расширить охваты и получить отклик от читателей блога.
Что касается журнала – электронную версию статьи можно будет скачать ниже.
Просто я работаю… электриком!
В этой статье расскажу свое мнение по животрепещущему вопросу – как должна выглядеть идеальная энергослужба (служба главного энергетика, СГЭ) промышленного предприятия.
То, что я буду излагать – мои мысли, и они местами будут похожи на утопию. Однако, это тот идеал энергослужбы, к которому следует стремиться.
И на первый взгляд – как будто не видна…
У нас на заводе, где я работаю инженером-электроником, по внутреннему устройству энергослужбы было проведено множество дискуссий, главная цель которых проста: бардака должно быть меньше, а отдачи больше. Казалось бы, простые слова, но признайтесь честно – разве у каждого из нас идеальный порядок в семье? А тут – круглосуточный выпуск продукции, многомиллионные обороты, а главное – люди, каждый со своими проблемами…
Я буду рассказывать про свой завод, где-то идеализируя и смотря в будущее.
Но у всех моих читателей понятие о производстве разное, поэтому я буду подразумевать среднее предприятие, на котором работают более 150 человек. Это фабрика или завод, на котором выпускается однотипная продукция, но производственный цикл по количеству операций довольно большой. Производственные линии разные, разного года выпуска и принципа действия, и выполняют различные функции и технологические операции. Одна и та же операция может выполняться параллельно на разных линиях, для разных заказов.
Электрошкаф с информационными наклейками
Размеры каждой единицы оборудования у нас таковы, что на некоторых крупных линиях работают до 10 человек в смену, не считая вспомогательного персонала – ремонтных служб, водителей погрузчиков, укладчиков-упаковщиков, и т.д.
За час работы такого оборудования электроэнергии тратится больше, чем в обычной квартире – за месяц!
Электрики – кто они?
Итак, в состав энергослужбы (СГЭ) входят:
Помещение энергослужбы. Рабочие места инженеров-электроников.
Каждый выполняет свою часть работы –
К вопросам энергослужбы также относится котельная, обеспечение предприятия водой и газом, отопление.
Функции энергослужбы
Казалось бы, что делать электрикам? Некоторые думают, что они бездельники. Не горит лампочка – заменил, не идёт ток – прозвонил.
Но это только кажется. Так же, как кажется, что в работе хирурга нет ничего сложного – разрезал, отрезал, пришил, зашил.
Процесс ремонта технологического оборудования
Основная функция энергослужбы – чтобы оборудование работало. На этом можно было бы закончить статью. Но цель моей статьи – рассказать про весь комплекс мероприятий, который позволяет добиться бесперебойной работы.
Помните баян-пребаян про то, как Генри Форд платил своим ремонтникам? Они получали деньги только за то время, когда отдыхали – а знаменитый фордовский конвейер ехал. Так и у нас – простои и аварии должны быть сведены к нулю.
Всей водки не выпьешь, всех денег не заработаешь, … Но стремиться к этому надо!
Главное – должна быть выработана СИСТЕМА. Систему нужно взращивать, подпитывать и управлять ею. И в то же время обладать достаточной мудростью, чтобы понимать, что идеального порядка никогда не будет.
Только дурак нуждается в порядке. Гений управляет хаосом.
Система электрогидравлических приводов. Как и любая сложная система, она состоит из элементарных частиц)
Кто в чем «виноват»
Кроме нас, за работу оборудования в ответе:
Извечный спор между электриками и механиками – кто из них главнее? Так спорят лыжники и сноубордисты)
Разграничение полномочий – важная часть работы сервисных служб. Но часто бывают комплексные неисправности, когда нужно выяснить причину. Тогда в дело вступают все. И выясняется причина – неправильно настроен зазор на подаче (ошибка машиниста), изношено полотно конвейера (проблема технологов), поломан редуктор (в дело вступают механики), либо нужно менять защитный автомат (электрика).
Служба главного механика за работой. Замена вала. Такая работа длится не менее 8 часов.
Несмотря на весь опыт, не всегда удается найти и устранить проблему быстро. Бывали у нас простои и сутки, и больше. В это время все стоят на ушах – ведь акционерам в Москве не нужны подробности о двигателях и редукторах, им нужен план и прибыль. Такова селяви. И нужно относиться к этому спокойно – каждый на своём месте делает свою работу.
Вот мой эмоциональный рассказ, как однажды всё предприятие остановилось из-за поломки главной технологической линии. Да, можно было не совершать этих титанических усилий и не нести существенных расходов в поиске пути решения. Но, как говорится, хорошая мысля приходит опосля!
Ещё на заводе у нас есть такое правило. Если неисправность не устраняется более часа, то на место обязан прибыть руководитель службы (гл.энергетик или гл.механик, или оба, или их замы). И часто бывает, что под чутким руководством дело сдвигается с мертвой точки)
Электрошкаф – аварийные модули, линейный контактор, термостат
А как быть, если неисправность произошла ночью? Во-первых, ответственный по линии должен не допускать, чтобы это происходило. Во-вторых, на случай экстренного ремонта должны быть разработаны инструкции. Ну а если всё же проблема не уходит – могут и позвонить. А могут и вызвать в ночь. У меня такое бывало не раз. Конечно, не безоплатно, согласно ТК и по договоренности с руководством.
То же самое, если срочный ремонт происходит после работы (оплата 1,5 оклада) или по выходным (двойная оплата).
Хозяин или стрелочник?
Очень важно, что в нашей СГЭ каждая технологическая линия имеет своего «хозяина» – ответственного человека. Причем, эта ответственность на него возлагается официальным приказом по СГЭ за подписью директора. Ответственные есть не только по линиям, но и по автопарку (дизельные и электропогрузчики), по электрохозяйству (подстанции 10 кВ), по котельной и т.д.
Что откуда берется и куда девается
Кстати, на моей линии с гидростанции капает масло, надо завтра сказать механикам.
Например, если электрошкаф с автоматикой перегревается – нужно устранить перегрев, либо улучшить вентиляцию, либо поставить на него кондиционер. Если подгорают контакты реле – поставить более мощное либо твердотельное реле. Если пульт управления установлен в неудобном месте – перенести его или продублировать нужные кнопки в новом пульте.
Но если произошла поломка – первый спрос с ответственного. Он активно участвует в ремонте, ведь он лучше всех знает свою машину изнутри! Потом, при разборе полётов выясняется – можно ли было предотвратить аварию, что нужно, чтобы этого не повторилось, и степень вины ответственного.
Ответственный в курсе всего, что происходит на линии. Он общается в том числе и с подрядчиками. Например, я общался с китайцем, который приезжал на наладку, из русского он знал только “ОК”:
Общение с подрядчиками – важная часть работы ответственного
Каждый день, минимум два раза за смену, ответственные обходят своё оборудование, о чём делается запись в журнал обхода оборудования.
Если в результате обхода выявлены замечания и проблемы, делаются записи в диагностической карте, которая ведётся в электронном виде. Дальше принимается решение (самостоятельно либо на коллегиальном совете), что делать. Например, срочно останавливать линию, или звонить механикам, или подождать до планового ТО.
Документация. Учи матчасть!
Ведение технической документации – очень важная часть работы энергослужбы. Люди, далёкие от техники, не понимают всю ценность качественного ведения и изучения документации. А ведь когда порядок и понимание в теории – тогда всё отлично и на практике!
Страница рабочей электрической схемы
В состав документации входят:
Но главное для нас – это электрические схемы.
Как для пирата – карта, так для электрика – схема!
Грамотный электрик сразу видит по схеме – откуда приходит питание, что и как подключено, как датчики и двигатели должны выполнять свои функции. И где это всё находится в реале.
Чтобы в схемах не было бардака, у нас принципиально существует только три экземпляра схем:
Три. Не больше и не меньше! Пока этого правила не было, бумажный рабочий экземпляр мог представлять собой картонку с начерченной от руки схемой, архивной не было, а схем в компьютере могло быть несколько. Причем электронные варианты схем могли быть разных форматов файлов, разбросаны по разным папкам, и названия были крайне информативные – «схема новая», «схема +», «схема2» или даже «схема шр.н.2011».
Конечно, всё это вносило сумятицу в работу СГЭ, и затрудняло ремонт и обслуживание. А главное – мы тратили время и нервы на поиск истины. Сейчас на изготовление и поддержание актуальности схем тратятся значительные ресурсы службы, но это стоит того.
Старая рабочая схема технологического оборудования. Уже есть новая электронная и бумажная версия!
Кроме схем, есть инструкции по эксплуатации и инструкции к отдельным устройствам – тут тоже должен быть порядок и соответствие реальности.
Теперь самое интересное, наша гордость – документация, которую создаём мы сами. Это документы, которые улучшают и облегчают нашу работу:
Благодаря этой дополнительной документации поиск и устранение неисправностей проходит гораздо быстрее. А как только появляется новая поломка – она анализируется и заносится в файл «Проблемы и решения». Этот файл есть по каждой линии, в нём пошагово описано устранение встретившихся в процессе эксплуатации неисправностей.
Обучение
Даже если нет поломок и других проблем, сотрудники не играют в шахматы и домино, как у Форда. Все электрики и инженера изучают и улучшают документацию по своим линиям, проводят осмотры, измеряют параметры в контрольных точках, и так далее.
Я без дела не сижу – с пользой время провожу!
Моё рабочее место. Рабочий беспорядок.
Важно то, что проводится плановое взаимное обучение сотрудников. У нас составлен план обучения – у каждого отмечен в графике день, в который он проводит краткий обзор того, что случилось на его линии. Например, обзор может проходить по такому плану:
У настоящих профессионалов процесс получения знаний не заканчивается с получением диплома, а продолжается непрерывно.
Рабочие электросхемы, лежат в шкафу на своём месте
Кнут и пряник
Всё, что я написал – конечно, похоже местами на утопию. И уверен, при чтении статьи у вас неоднократно должен был возникнуть вопрос – сколько же должны получать такие специалисты?!
Вопросы мотивации, несомненно, зависят от руководства, и вопрос не только в сумме зарплаты. Существует система премирования, которая основана на многих факторах. Кроме того, забота и обязанность руководства и владельца бизнеса (а любое производство – это чей-то бизнес) – обеспечивать персонал спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, инструментом, местами для отдыха и приема пищи, и так далее.
Показательна история про то, как слесарь во время техобслуживания уронил ключ в бак клеевой машины. Можно было бы об этом ничего не говорить, но тогда бы про запуске линии был бы поломан клеевой насос, произошёл бы сброс клея и простой не менее смены. Слесарь, ожидая наказания, всё же решил сообщить о своей неудаче главному механику.
В результате, авария была предотвращена, простоя не произошло. А слесаря не только не наказали, но ещё и премировали!
Бизнес должен быть с человеческим лицом – работники должны ощущать, что они не «горбатятся на дядю», а участвуют в одном большом и важном деле.
Скачать
Выкладываю, если кому интересно, “бумажную” версию статьи.
Коллеги, буду рад, если зададите вопросы и поделитесь, как у вас на предприятии обстоят дела с организацией труда. И насколько моя утопия близка к идеалу?