Чем занимается отдел планирования на предприятии
Планово-экономический отдел. Функции. Структура
Не всем компаниям необходимо создавать планово-экономический отдел, так как часть его функций выполняют бухгалтера. И, если предприятие небольшое, то необходимости в организации нового структурного подразделения, отвечающего за сбор информации и анализ экономических показателей, нет.
Планово-экономический отдел: чем занимается
Планово-экономический отдел представляет собой структурное подразделение предприятия, работники которого занимаются изучением данных об экономическом состоянии фирмы, а также расчетом финансовых показателей и их планированием.
В небольших компаниях работу планово-экономического отдела зачастую выполняет бухгалтер или сам руководитель. В любом случае, деятельность по сбору и анализу информации об экономическом состоянии фирмы, а также планированию ее дальнейшей работы, существует на каждом предприятии, даже на самом маленьком.
Надо отметить тот факт, что, чем крупнее организация, тем больше трудовых ресурсов потребуется для осуществления планово-экономической деятельности. Именно поэтому крупные фирмы формируют специализированные отделы.
ПЭО и его функции
Работники ПЭО занимаются сбором информации об экономическом положении компании, составлением планов и прогнозов. На основании проведенных экономических расчетов аналитики подготавливают отчеты, справки, аналитические записки. Зачастую на специалистов структурного подразделения ложится обязанность по составлению бизнес-планов или инвестиционных проектов.
На планово-экономический отдел возложены следующие функции:
Зачастую работники планово-экономического отдела, кроме выполнения основных функций, занимаются ведением управленческого учета.
Взаимосвязь деятельности предприятия и функций планово-экономического отдела
Деятельность всего предприятия тесно связана с функциями, которые выполняет планово-экономический отдел. Чтобы ясно увидеть данную корреляцию, работу компании делят на группы: основную, вспомогательную и обслуживающую:
Классификация деятельности компании | Вид деятельности фирмы | Функции планово-экономического отдела |
Основная | Исследование и разработка новых видов производства | Прогнозирование, контроль проведения научно-исследовательских разработок, анализ результатов, расчет и планирование закупок сырья и НМА |
Реализация продукции | Прогнозирование уровня продаж, контроль над исполнением плана, анализ реализационной деятельности | |
Производство товаров и услуг | Планирование объема производства, координация производственных цехов, анализ конечного результата отдела изготовления продукции. | |
Закупки | Планирование объема приобретения сырья, материалов, ОС, НМА, управление деятельностью закупочного отдела, анализ объема закупок. | |
Вспомогательная | Выбор технологии производства | Анализ исследований, нормирование выработки, определение технологии и контроль над ее применением |
Отслеживание качества | Разработка нормативов качества продукции, контроль над производством товаров без брака, проведение анализа в области лицензирования и сертификации. | |
Инженерная и капитальное строительство | Анализ, прогнозирование и управление ремонтно-конструкторскими работами | |
Транспортная деятельность | Разработка транспортной карты, определение вида транспорта, расчет топлива, прогноз затрат, анализ фактических показателей и регулирование этапов выполнения плана. | |
Обслуживающая | Обслуживание персонала | Прогнозирование, оценка и управление оплатой труда, созданием условий работы и затратами на управление сотрудниками |
Проведение маркетинговой работы | Прогнозирование, оценка и регулирование затрат, направленных на осуществление маркетинговой деятельности | |
Финансовая деятельность | Прогнозирование, оценка и регулирование финансов. | |
Деятельность по юридическому сопровождению сделок | Прогнозирование, оценка и регулирование затрат работы юридического отдела | |
Административная работа | Прогнозирование, оценка и управление тратами на администрирование |
Важно! В крупных компаниях остро стоит проблема взаимодействия планово-экономического отдела с другими структурными подразделениями. Но для эффективной работы аналитиков важно наладить эффективные коммуникации внутри фирмы.
Структура планово-экономического отдела
На практике, различают два вида организационной структуры планово-экономического отдела: линейную и линейно-штабную.
Линейная организационная структура планово-экономического отдела
Главным достоинством линейной организационной структуры планово-экономического отдела является простота управления. Такая иерархия – это классическая форма руководства подчиненными во главе с руководителем. Минус подобной структуры заключается в слабой коммуникации между другими структурными подразделениями. Аналитики получают информацию о деятельности предприятия с небольшой задержкой, что немного усложняет работу.
При линейной организационной конструкции, на работников планово-экономического отдела возлагаются следующие функции:
Важно! Линейная организационная структура подходит больше для средних компаний.
Пример линейной организационной структуры планово-экономического отдела
Если в компании сформирована линейная структура планово-экономического отдела, наблюдается следующая схема подчинения:
Линейно-штабная организационная структура планово-экономического отдела
При линейно-штабной организационной структуре классическая иерархия дополняется третьим органом – штабом. В планово-экономическом отделе в качестве такового выступает подразделение, занимающееся сбором информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, специалисты самого отдела освобождаются от обязанности настраивать информационные коммуникации между подразделениями. Они работают на основании уже подготовленной ранее документации. При такой структуре экономисты выполняют следующие функции:
Достоинством линейно-штабной структуры является тот факт, что специалисты отдела не испытывают трудностей с получением информации. Обмен данными между отделами происходит в оперативном режиме.
Пример линейно-штабной организационной структуры планово-экономического отдела
Структура планово-экономического отдела при линейно-штабной иерархии дополняется третьим органом – экономистом, работающим в других подразделениях. Именно он осуществляет оперативное предоставление информации.
При такой конструкции наблюдается факт двойного подчинения в производственных подразделениях. Работниками может управлять как руководитель планово-экономического отдела, так и начальник самого цеха.
Организация планово-экономического отдела
Бывает так, что при образовании компании нет планово-экономического отдела, а в связи с расширением организации появляется необходимость в его формировании. В таком случае, подразделение нужно утвердить путем создания внутренней документации, регулирующей его деятельность.
Положение планово-экономического отдела должно включать в себя следующую информацию:
Важно назначить периодичность и срок предоставления отчетности планово-экономическим отделом. В дальнейшем положение структурного подразделения послужит отправной точкой для создания должностных инструкций специалистов отдела.
Сам факт утверждения нового отдела подтверждается приказом главы предприятия. Вся дальнейшая работа планово-экономического подразделения будет проходить под надзором директора предприятия.
Как организовать планирование деятельности предприятия
Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.
Что входит в планирование деятельности?
Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:
Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:
Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.
Как проводится анализ планирования?
Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:
На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.
Цели и виды
Рассмотрим основные цели планирования:
Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.
Разновидности
Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:
Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:
ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.
Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:
Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:
Планирование может быть:
ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.
Методы
Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:
Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.
Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.
Что такое плановый отдел
Содержание статьи
Перспективный план развития
По своей сути план предприятия состоит из целого комплекса взаимосвязанных действий, которые направлены на повышение прибыли. Поставленная цель достигается путем увеличения эффективности всех производственных процессов и успешной реализацией изготовленной продукции.
Структура планового отдела
В плановый отдел входит весь спектр специалистов, которые непосредственно помогают осуществлять функции планирования. Каждое предприятие организовывает работу своего планового отдела исходя из специфики собственного производства. Чтобы работа планового отдела была наиболее продуктивной, он должен находиться в постоянной информационной связи с другими подразделениями предприятия. Наиболее тесное сотрудничество на практике бывает с бухгалтерией, специалистами сметного дела, производственным отделом, отделами сбыта, маркетинга, материально-технического обеспечения, организации труда и заработной платы. В штате сотрудников должны обязательно присутствовать:
— начальник планово-экономического отдела;
— заместитель;
— экономист по ценообразованию;
— профильные экономисты.
Количественный состав планового отдела оговаривается штатным расписанием предприятия и напрямую зависит от масштабов производства. А в штате небольших фирм планового отдела может и не быть. В этом случае, его обязанности исполняет либо отдел маркетинга, либо непосредственно руководство.
Функции
К непосредственным функциям планового отдела относятся:
— подготовка исходных данных и рабочих материалов во всех секторах и службах предприятия, участвующих в процессе планирования;
— организация процесса работы по составлению конкретного вида плана, утверждаемого дирекцией;
— просчет и составление прогнозов технико-экономических показателей по важнейшим отраслям деятельности;
— формирование цен на продукцию и анализ затрат;
— разработка структуры плана, необходимого для успешной деятельности и направление их руководящему составу для утверждения;
— работа над нормативно-плановой документацией (различные виды планов) и ее согласование для всех подразделений предприятия;
— осуществление оперативного контроля за ходом выполнения плановых показателей в целом по предприятию и его подразделениям;
— организация экономического анализа финансовой деятельности;
— ведение статистической отчетности с привязкой ее к экономическим показателям;
— формирование экономической и ценовой политики согласно установленным нормативным документам;
— осуществление методического руководства персоналом подразделений предприятия по вопросам планирования и экономического анализа.
Планирование производства на предприятии: описание процесса, цели, задачи, факторы и этапы составления плана производственной программы
Управление производственным процессом – это комплекс мер, который принимается с целью определить задачи, стоящие перед организацией, а также этапы их выполнения. При планировании важно учитывать размер компании, ее специализацию, ассортимент выпускаемого товара. Ошибка в этом деле может повлечь за собой серьезные финансовые потери. Поэтому очень важно тщательно проводить расчеты, принимая во внимание все факторы. В этой статье мы подробно рассмотрим основы, задачи планирования производства на предприятии, какие существуют методы и правила в этой сфере.
Понятие производственного плана
Разработка стратегии – это один из пунктов административной деятельности фирмы. Если обобщить, то сюда относятся решения, которые влияют на объемы задействованного сырья, численность работников и многое другое. ПП может содержать информацию о:
Стоит учитывать, что здесь приведены общие данные. Структура может изменяться в зависимости от профиля компании.
Зачем его составлять
Производственное планирование на предприятии нередко осуществляется интуитивно, без четкой схемы. Но такой подход не позволяет максимально рационализировать процесс.
Грамотно проработанный ПП помогает руководству решить несколько проблем. Среди них:
Планирование производства на предприятии – это необходимая часть работы, особенно если речь идет о крупных организациях.
Не менее важная часть функционирования компании – автоматизация и оптимизация рутинных процессов с целью сокращения издержек, увеличения прибыли и реинвестирования финансов в развитие бизнеса. Это происходит за счет технологических нововведений, например, внедрения специализированного ПО. В каталоге «Клеверенс» представлен широкий спектр решений, которые подойдут для разных сфер бизнеса: от розничной торговли до производственного сектора.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Цели и функции
Если обобщить, то главная задача ПП – это составление прогноза развития фирмы. С помощью него определяется, чего руководству и работникам нужно достичь на конкретный временной промежуток. В итоге должны оперативно появляться решения, реализуемые в процессе хозяйственной и финансовой деятельности.
В условиях рыночной экономики делать это сложнее, чем при плановом производстве – это обусловлено тем, что нет централизованного управления компаниями. Поэтому менеджерам приходится самостоятельно определять перспективы при постоянной конкуренции. Руководство небольших контор нередко делает это «на ощупь», не применяя никаких схем и стратегий. Но чем больше масштаб бизнеса, тем острее ощущается необходимость в четкой и структурированной программе. Без нее невозможно добиться слаженного функционирования.
Составные звенья цепи
Планирование производственной деятельности предприятия включает в себя 4 основных компонента:
При разработке ПП нужно опираться на два ключевых понятия: приоритет и производительность. Первое означает ассортимент, объем товара и сроки его выпуска. Эти значения устанавливаются исходя из ситуации на рынке. Второе – это количество продукции, сделанной за единицу времени.
Принципы
При составлении схемы стоит действовать по нескольким правилам. Прежде всего, – непрерывность. План производства предприятия должен оставаться актуальным на всех стадиях выработки. Кроме того, нужно обеспечивать единство. Это значит, что в ПП должны быть учтены связи между видами работы. Следующий принцип – экономичность. Следуя схеме, руководство фирмы должно максимально оптимизировать процесс и снизить издержки.
Еще одно требование – гибкость, чтобы при возникновении непредвиденных ситуаций в план можно внести коррективы. Важно также учитывать и точность. Ее должно хватать для безошибочного выполнения поставленной задачи. Все филиалы организации в рамках плана связываются между собой.
Как происходит составление
За эту часть административной деятельности отвечает отдел планирования производства. Ниже подробно рассмотрим все этапы.
Главная проблема, которая стоит перед специалистами, это необходимость в как можно более рациональном использовании мощностей. Если они превышают объемы продаж, то происходит недозагрузка. К ее последствиям можно отнести, например, увеличение издержек. В свою очередь, это приводит к падению прибыли компании. Если доход ниже необходимого значения, то фирма не сможет обеспечить выпуск нужного количества продукции.
Программа разрабатывается на год. Задания распределяются по кварталам и месяцам.
Состав
Планирование производственного процесса на предприятии завершается составлением стратегии, которая оформляется в виде официальной бумаги. Она имеет определенную структуру. Стоит ее придерживаться, чтобы избежать путаницы. В ней содержится:
Последний пункт нужен для добавления уточнений, которые могут понадобиться в процессе работы.
Как определить загрузку мощностей
Прежде всего, необходимо произвести анализ рынка, чтобы выявить наиболее популярные среди потенциальных потребителей товары.
Второй этап – это составление коммерческого прогноза. Иными словами, менеджеры считают, какое количество продукта определенного типа можно будет реализовать. Исходя из этих цифр, ведется обсуждение, хватит ли для осуществления поставленных целей имеющегося в распоряжении оборудования. Если нет, то принимается решение о целесообразности приобретения дополнительных единиц техники. Их требуется перечислить в ПП. Кроме того, указать нужно сумму, потраченную на оплату труда, штат работников и затраты на хозяйственные нужды.
Отображение в документе текущего планирования производства
Перед выпуском товаров необходимо установить, каким способом он будет осуществляться. Для этого сотрудникам организации стоит провести глубокий анализ обеспечения компании машинами и кадрами. После выбирается наиболее эффективный, с коммерческой точки зрения, вариант. При этом сотрудники делают выбор между:
Важно учитывать специфику функционирования предприятия. Если изготавливается продукт для массового рынка, то рекомендуется прибегнуть к конвейерному методу. Он простой и обеспечивает минимальные издержки. Такой подход приемлем для большей части фирм. Однако если предстоит выполнять спецзаказы, то придется задействовать альтернативные решения. Эти аспекты нужно зафиксировать в ПП.
Виды планирования и организации работ производственного участка
Существует несколько классификаций этого типа деятельности по различным признакам. Прежде всего, это сроки выполнения. От потраченного времени напрямую зависит и глубина производимых расчетов. По данному критерию разделяют:
Первая разновидность отличается тем, что сотрудники учитывают период действия выработки товара, который можно прогнозировать. Вторая характеризуется составлением программы на один год. Задачи распределяются по кварталам. Последний вид задействуется в условиях, когда необходимо выпустить нужное количество продукции в достаточном ассортименте и в прописанные сроки. При этом используется наименьший цикл.
Следующий критерий – это перспективы, а также цели и задачи производственного планирования. Стратегическое используется для того, чтобы открыть для организации новые пути и возможности. При этом во внимание принимаются глобальные стремления компании.
Тактическое служит для реализации установок, разработанных на предыдущем этапе. Еще одна функция – это создание возможностей для увеличения объемов выработки и производительности мощностей, сокращения издержек, повышения качества продукции.
Третий тип – бизнес-план. Он необходим, чтобы оценить целесообразность внедрения проектов или привлечения капиталовложений со стороны.
Также программы производственных участков классифицируют по степени обязательности заданий. Различают директивные и индикативные.
Цели, которые ставятся при первом типе планирования, подлежат беспрекословной реализации в установленные сроки. При этом второй вид включает в себя задачи, которые носят рекомендательный характер. Они служат только для того, чтобы задавать нужное направление функционирования компании. Неотложные предписания допускаются, но их количество не должно быть большим.
Еще один используемый параметр – это особенности структуры. По уровням управления производственные планы бывают:
Стратегия и тактика
Этот пункт необходимо разобрать, чтобы более детально изучить структуру процесса. Это два вида программ, которые служат для конкретных целей. Первая должна реализовываться в соответствии с выбранным направлением деятельности организации, объемами выпуска товаров, количеством трудовых ресурсов, а также планами реализации продукции. Важно отметить, что в основе стратегии производственного планирования должны быть прогнозы в долгосрочной перспективе.
Чтобы выполнять цели, намеченные на первом этапе, необходимо прибегнуть к тактике. В производственном плане следует подробно указать информацию о состоянии предприятия. В частности, наличие сырья в нужном объеме, степень укомплектованности штата работников, транспортные средства, которыми располагает компания. Кроме того, требуются данные о мероприятиях, которые предстоит провести для осуществления программы, и их сроки. В качестве дополнений прикладываются сведения о себестоимости единицы продукции.
Что является основным методом планирования производственных ресурсов и какие факторы учитываются
Существует несколько методик. Первая – балансовая. Ее суть заключается в сопоставлении потребностей фирмы и оснащенность. При этом учитывается количество сотрудников, наличие материалов, техники и финансов. При отсутствии равновесия специалисты ищут способы его достичь. Такой подход дает руководству возможность оценить уровень мощностей, которым располагает организация, их динамику в будущем и степень загрузки. Также можно провести мониторинг рынка. С этой целью составляют план выработки.
Второй метод, который хорошо зарекомендовал себя, — это техническое расчетное планирование. Его задействуют при нужде в расчетах экономической эффективности деятельности компании, целесообразность привлечения инвестиций и выпуска ценных бумаг. Основа способа – использование системы групп норм. К ним относятся:
Еще один распространенный подход к системе планирования производства – расчетно-аналитический. Его суть заключается во всесторонней оценке состояния фирмы за выбранный период. Во внимание принимается также его потенциальные изменения и факторы, которые могут оказать на это влияние.