Чем занимается портье в отеле
Администратор гостиницы (портье)
Администратор гостиницы – это не просто ответственный за размещение гостей. От его профессионализма зависит, захочет ли гость остановиться в отеле вновь. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Администратора гостиницы также называют французским словом «портье» (фр. portier porte дверь), потому что администратор – это сотрудник, который встречает постояльца, как только тот переступает порог отеля.
Однако обязанности администратора гораздо шире, чем просто встреча и размещение гостей. Поэтому некоторые специалисты протестуют против термина «портье» по отношению к своей профессии.
Администратор регистрирует и расселяет гостей, заботится о доставке багажа в номер, объясняет постояльцам правила отеля, информирует о дополнительных услугах, выдаёт ключи и забирает их на хранение, когда гости на время покидают гостиницу. Если на имя постояльца приходит корреспонденция, администратор вручает её адресату.
Правда, многие обязанности администратора постояльцам не видны. Например, он ведёт учёт занятых и освободившихся номеров, бронирует номера, следит за тем, чтобы они были готовы к приёму гостей. Уборка номеров, смена белья и т.п. – это обязанность горничной. Но администратор контролирует, чтобы всё было сделано вовремя. Если где-то перегорела лампочка или в баре номера кончилась минералка, он направляет соответствующего сотрудника, чтобы тот всё исправил. Иными словами, администратор координирует работу гостиничных служб, чтобы гостям было уютно и комфортно.
В то же время администратор следит, чтобы гость не забыл оплатить номер. Он разрешает конфликтные ситуации, если гостю что-то не нравится в обслуживании. Но если сам гость норовит затеять драку или искупаться в бассейне прямо в кроссовках, администратору приходится призвать его к порядку – вежливо, но строго. А когда не получается, на помощь приходит охрана гостиницы.
Работа сменная и очень хлопотная, много времени администратор проводит на ногах. При этом он в любую минуту должен оставаться бодрым и доброжелательным. Его обязанности – это, с одной стороны, решение хозяйственных и организационных вопросов, а с другой – много-много общения. Несомненный плюс профессии в том, что она востребована в разных странах. И в первую очередь там, где есть курорты.
Рабочее место
Гостиничные администраторы (портье) работают в отелях и гостиницах.
пожалуйста подскажите должностные обязанности портье в гостинице
Должностные обязанности портье
1. Портье относится к категории технических исполнителей.
2. На должность портье назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и индивидуальное обучение или среднее профессиональное образование, знание не менее 2-х иностранных языков в объеме специальных курсов.
3. Назначение на должность портье и освобождение от нее производится приказом директора гостиницы.
4. Портье должен знать:
4.1. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по вопросам гостиничного обслуживания.
4.2. Правила пользования гостиницами.
4.3. Правила приема и обслуживания граждан.
4.4. Прейскуранты и тарифы на номера, места и предоставляемые услуги проживающим.
4.5. Правила регистрации и паспортно-визового режима в гостиницах.
4.6. Порядок оформления и правильность ведения всей эксплуатационной документации.
4.7. Расположение номеров и нормативы оснащения помещений и номерного фонда гостиниц.
4.8. Порядок использования номерного фонда и бронирования.
4.9. Порядок расчетов за предоставляемые услуги.
4.11. Правила внутреннего трудового распорядка.
4.12. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. Портье подчиняется непосредственно
иному должностному лицу
6. На время отсутствия портье (болезнь, отпуск, пр. ) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора организации, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
1. Ведет учет движения номерного фонда гостиницы.
2. Оформляет разрешение на поселение граждан по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
3. Принимает и оформляет необходимые документы.
4. Осуществляет контроль за своевременной подготовкой номеров к приему граждан.
5. Ведет документацию по установленным формам.
6. Осуществляет контроль за соблюдением проживающими правил пользования гостиницами.
7. Следит за своевременностью оплаты за проживание и предоставляемые услуги, не допуская задолженности.
8. Обеспечивает контроль за паспортным режимом при оформлении граждан.
9. Принимает меры к разрешению конфликтов, возникающих при обслуживании проживающих.
10. Ведет журнал и книгу сдачи дежурства.
11. Сдает в бухгалтерию необходимые отчеты и документы.
12. Обеспечивает хранение, выдачу и получение ключей от номеров гостиницы.
13. Информирует проживающих в гостинице о предоставляемых дополнительных платных услугах и принимает заказы на их выполнение.
14. Принимает и вручает поступившую корреспонденцию проживающим.
15.
.
Портье имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства гостинцы, касающихся его деятельности.
2. Вносить на рассмотрение руководства гостиницы предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению
4. Требовать от руководства гостиницы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
5.
.
Портье несет ответственность:
Тема 2. Организация и порядок работы портье
Профессия – администратор гостиницы (портье):координатор гостиничных служб!
Администратор гостиницы (или «портье» от фр. portier, porte – дверь) – это сотрудник, встречающий постояльцев, как только они переступят порог отеля и помогающий чувствоваться себя комфортно все время пребывания. Поэтому от того, насколько профессионально работает администратор, часто зависит, захочет ли человек и в следующий раз остановиться в этом отеле.
Некоторые специалисты не любят термин «портье», потому что их обязанности гораздо шире, чем просто встреча у двери. Администратор гостиницы регистрирует и расселяет, доставляет багаж в номер, объясняет правила поведения в отеле, рассказывает о дополнительных услугах, выдает ключи и берет их на хранение, вручает поступившую корреспонденцию.
Кроме этого он ведет учет занятых и свободных номеров, бронирует их по необходимости, следит за тем, чтобы номер был готов к приему гостей (контролирует работу горничных по уборке, смене белья и т.д.). Даже перегоревшая лампочка и закончившаяся в баре минералка не ускользнут от взгляда профессионала, и он направит соответствующего сотрудника для исправления ситуации. Координируя работу гостиничных служб, администратор не забывает следить за своевременной оплатой номера и разрешать возникающие конфликтные ситуации, если нужно вежливо, но твердо, призывает гостя к порядку.
Почти все свое рабочее время администратор проводит на ногах, да еще и работа сменная и хлопотная. Но администратор гостиницы должен быть доброжелательным и бодрым в любую минуту, ведь кроме вопросов организационных (или хозяйственных) его работа предполагает большое количество общения.
Для специалиста в этой профессии очень большим плюсом является востребованность во многих странах, особенно там, где есть курорты.
Необходимые качества администратора гостиницы
– внимательность и аккуратность; – чувство красоты и гармонии; – физическая выносливость и внешняя презентабельность; – общительность и доброжелательность; – уравновешенность и стабильная психика; – высокая ответственность; – умение выстроить отношения с клиентом; – умение организовать и оптимизировать рабочий процесс.
Также он должен знать:
– правила предоставления гостиничных услуг и правила внутреннего распорядка; – методы и правила организационного процесса обслуживания клиентов; – порядок содержания разных помещений гостиницы; – основы этики и эстетики, психологии и обслуживания гостей, экономики и управления, организации труда и структуру управления гостиницей; – права и обязанности работников, а также законодательство о труде; – правила и нормы техники безопасности, противопожарной защиты, санитарии и охраны труда.
Где можно работать администратором гостиницы?
Естественно, гостиничные администраторы (или портье) в основном работают в гостиницах и отелях, а также в домах отдыха. Причем необходимо иметь как минимум среднее профессиональное образование, иногда стаж работы не учитывается, но в отелях высокого класса стаж работы в гостиничном бизнесе обязателен.
Должностная инструкция портье
Открыть в формате WORD
1. Портье относится к категории технических исполнителей.
2. На должность портье назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и индивидуальное обучение или среднее профессиональное образование, знание не менее 2-х иностранных языков в объеме специальных курсов.
3. Назначение на должность портье и освобождение от нее производится приказом директора гостиницы.
4. Портье должен знать:
4.1. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по вопросам гостиничного обслуживания.
4.2. Правила пользования гостиницами.
4.3. Правила приема и обслуживания граждан.
4.4. Прейскуранты и тарифы на номера, места и предоставляемые услуги проживающим.
4.5. Правила регистрации и паспортно-визового режима в гостиницах.
4.6. Порядок оформления и правильность ведения всей эксплуатационной документации.
4.7. Расположение номеров и нормативы оснащения помещений и номерного фонда гостиниц.
4.8. Порядок использования номерного фонда и бронирования.
4.9. Порядок расчетов за предоставляемые услуги.
4.11. Правила внутреннего трудового распорядка.
4.12. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. Портье подчиняется непосредственно | |
(дежурному администратору; | . |
иному должностному лицу |
6. На время отсутствия портье (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора организации, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
1. Ведет учет движения номерного фонда гостиницы.
2. Оформляет разрешение на поселение граждан по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
3. Принимает и оформляет необходимые документы.
4. Осуществляет контроль за своевременной подготовкой номеров к приему граждан.
5. Ведет документацию по установленным формам.
6. Осуществляет контроль за соблюдением проживающими правил пользования гостиницами.
7. Следит за своевременностью оплаты за проживание и предоставляемые услуги, не допуская задолженности.
8. Обеспечивает контроль за паспортным режимом при оформлении граждан.
9. Принимает меры к разрешению конфликтов, возникающих при обслуживании проживающих.
10. Ведет журнал и книгу сдачи дежурства.
11. Сдает в бухгалтерию необходимые отчеты и документы.
12. Обеспечивает хранение, выдачу и получение ключей от номеров гостиницы.
13. Информирует проживающих в гостинице о предоставляемых дополнительных платных услугах и принимает заказы на их выполнение.
14. Принимает и вручает поступившую корреспонденцию проживающим.
Портье имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства гостинцы, касающихся его деятельности.
2. Вносить на рассмотрение руководства гостиницы предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению
4. Требовать от руководства гостиницы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Портье несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
История[ | ]
История профессии восходит, по крайней мере, ко временам Плавта и Римской республики, где швейцаров называли iānitor
(от лат. ianua — дверь).
В России, имперского периода, (конец XIX – начало XX века) профессия швейцара встречалась гораздо чаще, чем сегодня. Швейцары регулярно упоминаются в художественных произведениях и воспоминаниях того времени.
Швейцар в дореволюционной России был неизменным атрибутом ресторана или гостиницы среднего класса, не говоря уже о дорогих. Швейцару полагалось давать на чай, однако в целом швейцара не замечали, поэтому после Февральской революции Керенский поразил всех тем, что за руку здоровался со швейцаром. В Советском Союзе профессия швейцара искоренялась как «буржуазная», однако швейцары всё-таки существовали, в основном, в местах, ориентированных на обслуживание иностранцев.
В современной России швейцар в классическом смысле — достаточно редкая профессия, а швейцары встречаются только в заведениях премиум-класса. Во многом это связано с тем, что если до революции швейцар выполнял также функции охранника и производил проверку посетителей на входе («фейсконтроль»), то сегодня для этого существуют специальные люди.
пожалуйста подскажите должностные обязанности портье в гостинице
1. Портье относится к категории технических исполнителей.
2. На должность портье назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и индивидуальное обучение или среднее профессиональное образование, знание не менее 2-х иностранных языков в объеме специальных курсов.
3. Назначение на должность портье и освобождение от нее производится приказом директора гостиницы.
4. Портье должен знать:
4.1. Постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по вопросам гостиничного обслуживания.
4.2. Правила пользования гостиницами.
4.3. Правила приема и обслуживания граждан.
4.4. Прейскуранты и тарифы на номера, места и предоставляемые услуги проживающим.
4.5. Правила регистрации и паспортно-визового режима в гостиницах.
4.6. Порядок оформления и правильность ведения всей эксплуатационной документации.
4.7. Расположение номеров и нормативы оснащения помещений и номерного фонда гостиниц.
4.8. Порядок использования номерного фонда и бронирования.
4.9. Порядок расчетов за предоставляемые услуги.
4.11. Правила внутреннего трудового распорядка.
4.12. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. 5. Портье подчиняется непосредственно
иному должностному лицу
6. На время отсутствия портье (болезнь, отпуск, пр. ) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора организации, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
1. Ведет учет движения номерного фонда гостиницы.
2. Оформляет разрешение на поселение граждан по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
3. Принимает и оформляет необходимые документы.
4. Осуществляет контроль за своевременной подготовкой номеров к приему граждан.
5. Ведет документацию по установленным формам.
6. Осуществляет контроль за соблюдением проживающими правил пользования гостиницами.
7. Следит за своевременностью оплаты за проживание и предоставляемые услуги, не допуская задолженности.
8. Обеспечивает контроль за паспортным режимом при оформлении граждан.
9. Принимает меры к разрешению конфликтов, возникающих при обслуживании проживающих.
10. Ведет журнал и книгу сдачи дежурства.
11. Сдает в бухгалтерию необходимые отчеты и документы.
12. Обеспечивает хранение, выдачу и получение ключей от номеров гостиницы.
13. Информирует проживающих в гостинице о предоставляемых дополнительных платных услугах и принимает заказы на их выполнение.
Портье имеет право:
1. Знакомиться с проектами решений руководства гостинцы, касающихся его деятельности.
2. Вносить на рассмотрение руководства гостиницы предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению
Портье несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и г
Портье
Типовой образец УТВЕРЖДАЮ ___________________________________ (инициалы, фамилия) (наименование организации, пред- ________________________ приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж- правовая форма) ностное лицо, уполномо- ченное утверждать долж- ностную инструкцию) » » ____________ 20__г. м.п. Должностная инструкция портье ______________________________________________ (наименование организации, предприятия и т.п.) » » ______________ 20__г. N_________ Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с __________________________________________ (наименование должности лица, на которого ______________________________________________________ и в соответствии с составлена настоящая должностная инструкция) положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации. 1. Общие положения 1.1. Портье относится к категории технических исполнителей. 1.2. На должность портье назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование, знание не менее 2-х иностранных языков в объеме специальных курсов. 1.3. Назначение на должность портье и освобождение от нее производится приказом директора гостиницы. 1.4. Портье должен знать: — постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, методические, нормативные и другие руководящие материалы по вопросам гостиничного обслуживания; — правила пользования гостиницами; — правила приема и обслуживания граждан; — прейскуранты и тарифы на номера, места и предоставляемые услуги проживающим; — правила регистрации и паспортно-визового режима в гостиницах; — порядок оформления и правильность ведения всей эксплуатационной документации; — расположение номеров и нормативы оснащения помещений и номерного фонда гостиниц; — порядок использования номерного фонда и бронирования; — порядок расчетов за предоставляемые услуги; — правила внутреннего трудового распорядка; — приемы и методы оказания доврачебной медицинской помощи; — правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; — _________________________________________________________________. 1.5. Портье подчиняется непосредственно ____________________________ (дежурному администратору; ________________________________________________________________________. иному должностному лицу) 1.6. Во время отсутствия портье (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора гостиницы, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. 1.7. ______________________________________________________________. 2. Должностные обязанности Портье: 2.1. Ведет учет движения номерного фонда гостиницы. 2.2. Оформляет разрешение на поселение граждан по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. 2.3. Принимает и оформляет необходимые документы. 2.4. Осуществляет контроль за своевременной подготовкой номеров к приему граждан. 2.5. Ведет документацию по установленным формам. 2.6. Осуществляет контроль за соблюдением проживающими правил пользования гостиницами. 2.7. Следит за своевременностью оплаты проживания и предоставляемых услуг, не допуская задолженности. 2.8. Обеспечивает контроль за паспортным режимом при оформлении граждан. 2.9. Принимает меры к разрешению конфликтов, возникающих при обслуживании проживающих, и их взаимному уважению. 2.10. Ведет журнал и книгу сдачи дежурства. 2.11. Сдает в бухгалтерию необходимые отчеты и документы. 2.12. Обеспечивает хранение, выдачу и получение ключей от номеров гостиницы. 2.13. Информирует проживающих в гостинице о предоставляемых дополнительных платных услугах и принимает заказы на их выполнение. 2.14. Принимает и вручает поступившую корреспонденцию проживающим. 2.15. _____________________________________________________________. 3. Права Портье имеет право: 3.1. Знакомиться с проектами решений руководства гостиницы, касающимися его деятельности. 3.2. Вносить на рассмотрение руководства гостиницы предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией. 3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе осуществления должностных обязанностей недостатках и вносить предложения по их устранению. 3.4. Требовать от руководства гостиницы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав. 3.5. ______________________________________________________________. 4. Ответственность Портье несет ответственность: 4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. 4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. 4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации. 4.4. ______________________________________________________________. Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________ (наименование, _____________________________. номер и дата документа) Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия) _________________________ (подпись) » » _____________ 20__г. СОГЛАСОВАНО: Начальник юридического отдела (инициалы, фамилия) _____________________________ (подпись) » » ________________ 20__г. С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия) _________________________ (подпись) » » _____________20__ г. Другие инструкции в разделе: — Заведующий складом: должностная инструкция; — Должностная инструкция начальника отдела подготовки кадров; — Должностная инструкция начальника железнодорожной станции.
На что живут портье Сотрудница большого московского отеля — про Новый год за стойкой с гостями, воровство в номерах и свои доходы
Портье
в среднем 30 000 рублей
Траты
поездки в родной город
уход за собой и косметика
Как стать портье
Я приехала в Москву из небольшого города. В школе у меня был очень хороший английский, поэтому преподаватель посоветовал мне поступать туда, где он пригодится, и я пошла учиться на гостиничное дело. Почему-то я думала, что в отпусках люди обычно оставляют очень много денег, значит, и работать в отеле должно быть прибыльно. К тому же в Москве, Петербурге или Краснодарском крае сотрудники в этой сфере нужны всегда.
Сейчас мне 24 года, я уже три года работаю в крупной гостинице. Я пришла сюда, когда уже оканчивала университет. Можно сказать, что я устроилась по знакомству, но сейчас я вижу, какие девочки приходят к нам работать, и понимаю, что вполне могла бы попасть на эту работу сама.
Требования к профессии
К портье довольно много требований. Конечно, стараются набирать девушек с презентабельной внешностью. Еще во время учебы мы ходили в разные гостиницы и смотрели, как там все устроено. Где-то вообще требуют высокий рост и размер одежды не больше 44–46, но у нас таких строгих рамок нет. Однозначно не возьмут только тех, кто говорит с региональным акцентом — это очень режет слух. Важны вежливость и умение общаться, хотя из-за большой текучки приходили и те, кто откровенно хамил гостям.
Талант здесь не нужен, но необходимо уметь работать в условиях многозадачности. Когда только устраиваешься на работу, на тебя валится большой объем информации. От нас требуют знание отельной программы, где очень много разных функций при бронировании: тарифы, акции, что-то можно исправить, продлить, сократить.
Еще все портье обязательно учатся работать с банковскими картами. Если в магазинах карту никто даже не смотрит, то мы должны проверять, чтобы карта была на то же имя, которое указано в паспорте гостя. На обучении нам рассказывали, что мошенники оплачивают проживание в отеле чужой картой, потом ее законный владелец обращается в банк, и после проверки ему без особых разбирательств возвращают деньги на карту. Очень много гостей, которые по этому поводу возмущаются, потому что платят за отель картой родственника, и каждый раз им приходится повторять одно и то же: «На карте написано, что она может быть использована только владельцем».
Не сказать, что иностранцы идут один за другим, но периодически они у нас бывают, поэтому портье должны владеть иностранными языками. Как-то приезжали группы из Польши, Италии, но больше всего, конечно, китайских туристов. Никаких иностранных языков они не знают, но зато всегда идут группами по 20 человек, и у каждой из них есть турлидер, говорящий по-русски. Бывают еще китайцы, которые учатся в России. Мы же смотрим визу — у них она будет выдана каким-нибудь университетом. Китайские студенты, как правило, уже довольно прилично могут объясниться на русском языке. При общении с гостями мы в основном обходимся английским, но я знаю еще и испанский. Он пригодился мне всего пару раз.
График
У нас очень большая гостиница, потому портье работают по пять человек в смену. Обычно во всех отелях график «два через два», но мы работаем сутки, а потом отдыхаем трое. Это очень удобно, особенно для жителей Подмосковья, студентов или женщин с детьми.
Ночью мы делимся на группы: кто-то сидит с полуночи до четырех утра, а кто-то с четырех до восьми, а другие в это время идут спать в специальное помещение. У нас есть душ, я принесла свою зубную щетку и полотенца. В восемь утра мы все выходим за стойку, так как нужно уже закрывать кассу. И на это время за час до конца смены почему-то приходится больше всего косяков.
Бывает и такое, что ночью так много гостей, что поспать не удается вообще. Когда выходишь после бессонной ночи, чувствуешь себя будто только что с поезда — качает из стороны в сторону и в голове шум. Такой режим на пользу здоровью не идет: сбиваются биологические часы. Тяжелее всего работать зимой и осенью. Приходишь домой после смены, отключаешься — и практически не видишь светового дня.
Особенности работы
У нас есть стандарт: оформлять гостя с заранее оплаченной бронью мы должны две-три минуты, а если брони нет, как мы это называем «селим гостя от стойки», то надо уложиться в восемь минут.
В принципе, это вполне разумные требования. Вообще, за стойкой работать довольно скучно: повторяешь всем одно и то же, как попугай. Когда гости идут один за одним, время проходит быстрее. Если же никого нет, мы можем сидеть и обсуждать какие-то отвлеченные темы. Но ничего сказать про гостей или начальство нельзя: у нас стоят камеры и есть прослушка, все разговоры записываются, и потом записи хранятся какое-то время.
Самое тяжелое время в гостинице — непосредственно перед Новым годом, и я однажды работала в этот день. У нас стояло на брони более 600 номеров, в каждом по два человека. Все эти гости выстроились в очереди, которые почти не уменьшались пару часов, несмотря на то, что мы не ходили обедать и ужинать и делали все максимально быстро. В полночь мы даже не переглянулись, чтобы поздравить друг друга с праздником. Где-то за 20 минут до полуночи все особенно торопились и хотели побыстрее попасть в номера. Один мужик пытался пробиться без очереди, и его, естественно, никто не пропускал. И так получилось, что именно его я и оформляла под бой курантов.
Сотрудники отеля
Вместе с портье работает еще и старший администратор, который не сидит за стойкой, но всегда находится рядом и может выйти в случае конфликта. Я сама работала на такой должности прошлым летом. Это уже интереснее простого оформления гостей за стойкой: ты общаешься с начальством, работаешь с группами, решаешь сложные вопросы. Но там столько ответственности именно за девочек-портье. Если они косячат и говорят об этом мне, то отвечать придется уже нам двоим. И еще у нас в гостинице есть должность паспортиста, который работает с иностранными группами, делает копии паспортов.
Над портье и администратором еще много разного начальства. Если руководитель не очень далеко от нас, сам приходит на ресепшен, видит, что мы делаем, то он сам понимает, как тяжело работать с гостями.
Еще в отеле есть охрана. Говорят, что охранники мутят какие-то серые схемы и даже могут провести кого-то в номер без документов, но мы в это не лезем. Еще охрана связана с жрицами любви. В первый же рабочий день мы с коллегой прошлись по холлу, и она мне показала всех проституток, которых уже успела запомнить в лицо. Каждой ночью сидят в холле одни и те же немолодые потасканные женщины и ловят своих жертв.
Случаи воровства
«Звездность» отеля определяет не уровень обслуживания, а количество оказываемых услуг. Три звезды предполагают только проживание и питание, так что у нас из развлечений только бар на первом этаже. Хотя за те небольшие деньги, которые платят гости, все довольно прилично. Матрас ортопедический с наматрасником, хорошие подушки и одеяла, практически везде есть плоские телевизоры. В номерах всегда чисто, горничные работают очень хорошо. Еще на этажах сидят администраторы, которые контролируют уборку и экипировку номеров.
Многие думают, что горничные воруют вещи гостей, но, если что-то пропадает, вычислить, кто убирал этот номер, несложно. За такое сразу увольнение по статье, а горничные работой дорожат. Как-то к нам на стойку прибежали китайцы — мужчина и женщина. Они кричали, якобы, у женщины из номера пропала заколка для волос. Вызвали горничную, которая у них убиралась, и дежурного администратора и решили пойти посмотреть этот номер — вдруг заколка просто куда-то завалилась. Хотя китайцы говорили, что везде уже искали, мы стали смотреть на полу, под кроватью. Заходим в ванную комнату, а на душевой занавеске прикреплена такая дешевая пластмассовая заколка-«крабик». Хотя по тому шуму, который подняли эти гости, мы подумали, что пропала заколка как минимум из золота и с драгоценными камнями.
Типичные гости
В основном к нам едут командированные. У них есть свои хитрости — например, они специально бронируют номер через сайт, чтобы было включено питание, но в окончательном счете указывается только проживание. Бывает, что они могут заселиться вдвоем с кем-то, и цена будет выше за счет того, что в нее включена оплата завтрака и ужина на двоих. При этом по документации, опять же, не видно, что с командированным сотрудником жил еще кто-то. И так они обманывают своих работодателей. Иногда даже бухгалтер какой-нибудь фирмы звонит и просит оформить все так, чтобы не было понятно, что их сотрудник заселяется с женой.
Когда в Москве проходят какие-то олимпиады или соревнования, к нам съезжаются детские группы со всех регионов страны. По вечерам детям бывает скучно и они бегают по этажам и беспокоят тех, кто хочет выспаться. В таких случаях мы вызываем охранников. У них такой суровый вид, что одним взглядом они могут очень быстро усмирить детей. С мая по сентябрь едут китайские группы, в день может быть от двух до десяти групп, в каждой по 20 человек. Они нечистоплотные, шумные и просто чудные. В холле при регистрации поднимают такой гвалт, что пугают других гостей. Могут и потоп на этаже устроить.
В пятницу и субботу у нас одна за другой идут парочки. Основной наплыв — с одиннадцати до трех часов ночи, обычно они еще и пьяные, потому с ними очень тяжело общаться. К тому же такие гости приходят или вообще без паспортов, или с одним паспортом на двоих. А мы уже назубок знаем все законы, связанные с отелями. Хоть среди ночи разбуди, расскажем про Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации от 9 октября 2015 года. По закону запрещено заселяться по водительскому удостоверению или другим документам, нельзя, чтобы мы одного гостя оформили, а второй с ним прошел в номер просто так.
Нас мало волнует моральный облик гостей, семейное положение парочек мы не проверяем, но иногда обращаем внимание, что фамилии не совпадают и прописка в разных городах. Причем бывают не только пары из мужчины и женщины, но и двое мужчин — к этому мы привыкли.
У нас есть стандартные номера с одной широкой кроватью или двумя узкими. Иногда сами гости при бронировании их путают. Как-то заселялись двое мужчин, по виду обычные командировочные. Я им специально озвучила, что в номере одна кровать, а они, видимо, это прослушали. Я же не буду им повторять еще раз и предлагать номер с двумя кроватями, вдруг это гей-пара, как-то не хотелось их обидеть. Только они поднялись в номер, тут же прибегают к стойке и оправдываются: «Мы же не такие! Пожалуйста, поменяйте нам номер!»
Конфликты
У нас есть черный список гостей, которых мы не селим ни при каких обстоятельствах. В основном в него попадают цыгане за то, что они воруют полотенца и постельное белье. И в конце списка оказался гражданин Великобритании. Я как-то спросила, почему этот мистер в черном списке. Оказывается, он в номере измазал своими фекалиями все стены.
Обычно гости устраивают конфликты по самым банальным причинам — из-за отсутствия паспорта или оплаты чужой картой. Но бывают и не совсем обычные случаи. Как-то приехала парочка, мужчина и женщина, они поднялись в номер, а через полчаса спускаются и требуют вернуть деньги, так как им здесь все не нравится. Мы можем оформить возврат, но только если номером не пользовались. А тут горничные проверили, и оказалось, что в этом номере явно предавались любовным утехам.
У нас все этажи одинаковые, и как-то женщина их перепутала. Она не могла попасть в свой номер, и горничная, добрая душа, открыла ей дверь своим универсальным ключом, хотя это и запрещено. Гостья заходит в номер, а там ничего нет. Она прибежала на ресепшен с криками: «Все украли!» Но быстро выяснилось, что горничная ей просто открыла точно такой же номер, но на другом этаже.
Часто гости жалуются на отель, но при этом забывают указать, в чем же причина конфликта. В жалобной книге пишут: «Администраторы гады, сволочи, мрази», — но что он сам без паспорта явился, этот человек не написал. Как-то гость сказал, что горничные с ним разговаривали недостаточно вежливо, а потом оказалось, что он у себя в номере зажег свечки, нарушив все правила пожарной безопасности.
Если попросить жалобную книгу или оформить возврат, то проблемой гостя начнет заниматься не портье, а старший администратор. Мы всегда пытаемся сохранить наших гостей, даже идем на повышение категории номера — апгрейд. Обычно мы повышаем на одну ступень, но бывают случаи, когда мы готовы поселить гостей из самых дешевых номеров в бизнес-класс. Но в разных гостиницах могут быть свои правила. В отеле, где работает моя подруга, нужно указывать какие-то очень весомые основания для апгрейда — например, номер непригоден для проживания, потому что его залили водой гости сверху.
Доходы
Оклад портье — 20 тысяч рублей, но у нас есть и премиальная часть зарплаты. Обычно премия выходит около 10 тысяч, в расчетном листке ее называют «производственные заслуги». Летом она всегда выше, а меньше всего выходит в январе, когда загрузка отеля очень маленькая. Еще есть премии в День туризма и под Новый год — от 5 до 10 тысяч.
Мы также получаем премии за дополнительную продажу завтраков и ужинов. Если у гостя забронировано только проживание, мы можем предложить ему доплатить за питание. В системе видно, кто оформляет дополнительные услуги, за это нам доплачивают еще тысячи полторы. Иногда нам предлагают выйти на подработку на 12 часов в свой выходной день. Мы сами подписываем соглашение с работодателем, что согласны на работу в выходной, и это оплачивается в двойном размере.
Один раз меня и других портье из одной смены лишили 25 % премии за то, что за стойкой не было определенного количества человек. В дневное время там должно находиться не меньше трех портье, а тут оказалось всего двое, и выстроилась очередь из гостей. Начальство посмотрело по камерам, и мы за это получили по полной.
В среднем портье получает в районе 30 тысяч в месяц. У старшего администратора оклад уже 22 тысячи и выше премия. На этой должности я получала 36–38 тысяч.
Расходы
Я снимаю комнату в Подмосковье за 10 тысяч рублей, а вместе с интернетом и электричеством выходит 11 тысяч. В Москву я приезжаю только на работу, добираюсь около часа на метро и электричках. На проезд у меня всегда тратится определенная сумма — 1 300 рублей. Еще я могу съездить раз в месяц в свой родной город. На дорогу трачу около 3 тысяч, приходится брать плацкарт. Зато могу там бюджетно сходить к стоматологу, сдать платные анализы, которые в Москве стоят в два раза дороже. В родном городе я покрасилась в хорошем салоне всего за полторы тысячи, притом что у меня волосы ниже лопаток и довольно густые.
На питание у меня уходит около 6 тысяч. Секрет экономии очень простой: сутки я нахожусь на работе, там сотрудников бесплатно кормят, потом сутки отсыпаюсь, могу только потратиться на газировку или йогурт. И только на третий день я иду в магазин, чтобы взять что-то простое — макароны, сосиски, хлопья, мюсли, огурцы и помидоры. Обычно за один поход трачу примерно 600–700 рублей. Раньше я еще грешила фастфудом, могла зайти пару раз в неделю и оставить там 200–300 рублей.
У нас на работе есть форма, поэтому много одежды мне не нужно. Покупаю что-то для себя, при этом особо не смотрю на цены, могу потратить на платье и 5 тысяч рублей. Я люблю ездить по магазинам во второй половине июля и начале августа. Везде большие скидки, и можно недорого найти что-то хорошее. Так в среднем на одежду у меня тратится 2 тысячи в месяц, но уже образовались излишки вещей. Я сама не знаю, когда накупила столько сумок и одинаковых черных кофт.
У портье обязательно должен быть неяркий макияж и аккуратные ногти. Я не делаю маникюр, просто покрываю ногти бесцветным лаком. Я одно время играла на гитаре, потому привыкла особо не заморачиваться на ногтях. На косметику могу потратить около тысячи рублей. Тушь всегда выбираю водостойкую, чтобы она выдерживала суточную смену и не осыпалась. Для работы я как-то купила матовую помаду очень красивого оттенка. Девочки на работе решили, что это MАС, и даже охранники делали комплименты, но на самом деле это бренд белорусской косметики, и я потратила на эту помаду всего 160 рублей. В этом же магазине белорусских товаров я нашла хороший и недорогой сухой шампунь. Также много косметики привожу из родного города, а духи мне вообще дарит родственница. На работу я обычно собираю волосы в пучок. Просто купила в «Фикспрайсе» за 40 рублей заколку, которая помогает все сделать аккуратно.
Я веду не очень активную социальную жизнь, общаюсь всего с несколькими знакомыми, не хожу по кафешкам и клубам. Из развлечений я люблю почитать книгу, но они очень дорогие, причем не только в Москве, но и в моем родном городе. Каждая книга стоит около 500 рублей. Но в Москве я хожу в магазин подержанных книг, где можно найти и классику, и современную литературу, и даже что-то на английском языке. Все книги в хорошем состоянии, а стоят всего 50–60 рублей.
К концу месяца у меня обычно остаются деньги, и я даже могу что-то откладывать. А поработав старшим администратором, я накопила достаточно много. Тогда я собрала все свои деньги и купила себе шубу и айфон. В августе на меха были хорошие скидки, и шуба обошлась мне всего в 60 тысяч. Некоторые говорят, что если у тебя нет машины и ты снимаешь комнату, то шуба тебе не нужна, не тот статус, чтобы ее носить. Но была бы у меня машина, я бы вообще обошлась без шубы, потому что не мерзла бы столько на улице. Для меня это не предмет роскоши, а универсальная одежда, которая будет греть зимой. Айфон я тоже купила только потому, что мой телефон тогда сломался. Я взяла пятый, потратила на него 15 тысяч.
Только один раз в жизни было такое, когда у меня к концу месяца совсем не осталось денег и я очень ждала зарплату. Это случилось именно тогда, когда я купила шубу и айфон. Тогда на одной карте у меня осталось рублей 200, а на второй почти ничего не было. Последние наличные 200 рублей я потратила на продукты и пошла в салон связи, чтобы мне обрезали сим-карту. Сотрудник салона уже начал ее обрезать и говорит мне, что стоить это будет 150 рублей. К счастью, на карте оказалось еще немного, чтобы с ним расплатиться.