Чем занимается правовая информатика

Понятие правовой информатики

Чем занимается правовая информатика. Смотреть фото Чем занимается правовая информатика. Смотреть картинку Чем занимается правовая информатика. Картинка про Чем занимается правовая информатика. Фото Чем занимается правовая информатика Чем занимается правовая информатика. Смотреть фото Чем занимается правовая информатика. Смотреть картинку Чем занимается правовая информатика. Картинка про Чем занимается правовая информатика. Фото Чем занимается правовая информатика Чем занимается правовая информатика. Смотреть фото Чем занимается правовая информатика. Смотреть картинку Чем занимается правовая информатика. Картинка про Чем занимается правовая информатика. Фото Чем занимается правовая информатика Чем занимается правовая информатика. Смотреть фото Чем занимается правовая информатика. Смотреть картинку Чем занимается правовая информатика. Картинка про Чем занимается правовая информатика. Фото Чем занимается правовая информатика

Чем занимается правовая информатика. Смотреть фото Чем занимается правовая информатика. Смотреть картинку Чем занимается правовая информатика. Картинка про Чем занимается правовая информатика. Фото Чем занимается правовая информатика

Чем занимается правовая информатика. Смотреть фото Чем занимается правовая информатика. Смотреть картинку Чем занимается правовая информатика. Картинка про Чем занимается правовая информатика. Фото Чем занимается правовая информатика

Правовая информатика

Правовая информатика – это наука, изучающая информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере на основе исследования правовых особенностей изучаемых объектов, явлений и процессов.

Предметами правовой информатики являются информация, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы, функционирующие в правовой сфере.

Основными направлениями изучения информации в правовой системе как объекта правовой информатики являются:

определение и гармоничное сочетание общих свойств социальной информации и специфических свойств правовой информации (особенно нормативной правовой информации);

классификации социальной информации, циркулирующей в правовой системе;

исследование проблем оценки количества и качества правовой информации;

анализ роли информации в принятии юридических решений.

Информационные процессы в правовой системе – это процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации. Правовая информатика одновременно и во взаимосвязи изучает естественно-научную сущность этих процессов с учетом юридических свойств информации и информационных объектов. Целью изучения является, с одной стороны, необходимость эффективной организации информационных процессов во всех видах юридической деятельности, а с другой стороны, выявление их особенностей, учет которых необходим для грамотного правового регулирования тех общественных отношений, к возникновению которых приводят рассматриваемые информационные процессы.

Информационная технология – совокупность средств и методов осуществления информационных процессов и информационные системы, создаваемые на базе использования современных информационных технологий, долгое время рассматривались правовой информатикой только с точки зрения эффективной организации юридической деятельности. Однако в последнее время необходимость взаимодействия специалистов различных профессиональных областей, стоящая перед отраслевыми юридическими науками (в особенности перед информационным правом), требует от юриста знания и учета всех технических и информационных особенностей рассматриваемых объектов. Правовая информатика является инструментальным средством и источником знаний, которые необходимы для решения множества проблем правового регулирования общественных отношений.

Источник

Правовая информатика: понятие, направления

В настоящее время достижения IТ и их важность для развития других отраслей современной деятельности сложно переоценить. Каждая сфера, так или иначе, связана с научным продвижением IТ и активно двигается в прикладном направлении. Основой для развития являются новые пути применения информационных технологий и характеристика конкретных типов информации, циркулирующей в этой области. Результатом данных экспериментов стало появление разных подгрупп профильных IТ: экономические, социальные, правовые и т.д.

Конечно, вышеперечисленные области IT дополнительно располагают уникальным набором профильных инструментов, которые активно задействуются для разработки новых методов изучения информатики как науки в целом. Но здесь также есть свои нюансы – информационная работа в некоторых сферах не принесет должного результата без определенной базы исходных данных. Ее специфика требует разработки новых теорий по поводу того, как еще можно использовать функции IT для получения нужной информации в рассматриваемой сфере.

На основе полученной информации можно дать определение правовой информатики, как одной из главных сфер компьютерной дисциплины – это наука, с помощью которой стало возможно более подробно разобраться в правовой системе общества, основываясь на информационных элементах, составляющих эту сферу общества. Если рассматривать эту науку со стороны права, то ее даже можно посчитать юридической научной дисциплиной.

Кажется, что нет никаких сомнений в том, что благодаря чрезвычайно успешному влиянию IT стало намного проще и эффективнее применять современные технологии в развитии разносортных форм хозяйственной деятельности. Поэтому возникновение правовой информатизации как науки, изучающей информацию и все связанные с ней ресурсы и элементы ее получения, в рассматриваемой правовой системе припадает в России на начало XXI века. Тогда же начало формироваться полноценное информационное общество – важный фактор повышения активности региона.

Научное развитие информационных технологий

В развитие правовой информатики российские ученые внесли значительный вклад: Ю. М. Батурин, И. Л. Бачило, А. Б. Венгеров, Н. В. Витрук, А. А. Гаврилов, В. Б. Исаков, Д. А. Керимов, В. Кнапп, В. А. Копылов, В. Н. Кудрявцев, В. В. Кудрявцев, А. В. Морозов, С. С. Москвин, Н.С. Половей, М.М. Розанов, А.Д. Урсул, В.М. Хургин, С.М. Шахрай, А.Р. Шляхов и другие.

К закону об ИТ можно подходить по-разному. Традиционалист видит коллекцию более или менее разрозненных юридических вопросов, связанных с «компьютерами». Кибер-радикал видит новый электронный мир, где классические правовые концепции и модели рассуждений больше не применяются. Безупречный мир, виртуальный мир,быстрые биты, где закон, ранее признанный российским законодательством и который имел общепризнанный статус, перестал иметь смысл.

Столкновения между этими двумя противоположными подходами имеют тенденцию раскрывать не столько силу и обоснованность одного или другого взгляда, а скорее общее отсутствие понимания отношений между законом с одной стороны и ИТ с другой. Эта статья будет посвящена именно понятию правовой информации и какое отношение она имеет к современному законодательству. Мы попытаемся выяснить, почему ИТ право является естественной частью правовой информатики и как теоретическая структура научной компьютеризации помогает в решении конкретных вопросов. Основная проблема права в области ИТ связана с улучшением человеческого понимания того, как правила взаимодействуют с инструментами. Последующие обсуждения теоретиков начинаются с попытки описать, как расшифровывается понятие правовой информатики и как оно развивается в научных кругах.

Здесь стоит сразу подчеркнуть, что описание является компактным и что оно может легко распространяться в разных направлениях. Выбранное направление связано с ядром вопроса правовой информатики, а именно как отношения между правовым регулированием и техническими инструментами должны быть урегулированы. Основное сообщение заключается в том, что они тесно связаны между собой, и что связи между этими двумя объектами изучения науки в целом и служат для характеристики области.

Исходя из этого предположения, некоторые элементы общей методологии правовой информатики – это представленные философами и профессорами разных институций. Идея состоит в том, чтобы наметить части общей структуры для изучения законодательства в области ИТ для иллюстрации того, как такая структура может быть полезной.

Основные теории и определения ИТ

Часто обсуждаемый вопрос о том, может ли закон РФ справиться с развитием информационных технологий, и его использованием в обществе. Этому также посвящалось множество комментариев, прежде чем внимание было обращено на различные подходы к вопросам права ИТ – от традиционных, которые опираются на установленные категории правовой стипендии в более радикальные и современные, предполагающие попытки построения новой теории правовой информатики.

Довольно много времени было потрачено на доказательства полезности разработки закона об ИТ, как неотъемлемой части правовой информатики, а не как фрагментарного исследования изолированных вопросов без общей основы.

Фраза «Право ИТ» создает впечатление, что два явления просто помещаются вместе, как «автобус и поезд» или «кофе и чай». Это основная семантическая задача соединения «и». Но «и» не должно быть интерпретировано таким пассивным и бледным способом. Это также может указывать на логичность и/или функциональные отношения, такие как «возраст и мудрость». В этом случае отношения «права и информационных технологий», существует необходимость в «сильном» соединении, при этом стоит рассматривать это понятие не только как слово, которое означает только объединение, но также как интерактивность, взаимозависимость и тому подобное.

Таким образом, сигнализируется, что правила и инструменты составляют динамическое целое, что элементы правила и элементы инструмента взаимосвязаны, и что глубокое понимание права и информационных технологий связано как с правилами, так и непосредственно с механизмом контроля за всеми этими процессами. Другими словами, чтобы понять взаимодействие права и информационных технологий, необходимо учитывать как правила, так и аспекты инструмента, и только сочетание этих двух факторов может привести к полному пониманию и анализу правовой информатики как дисциплины.

Последствия такого взгляда довольно многочисленны. Основным, конечно же, является то, что задачей правовой информатики является систематическое изучение взаимодействия права и информационных технологий и развитие понимания правовых аспектов, имеющих как практическое и теоретическое применение. Практические аспекты встречаются в контексте законотворчества (там, где развитие регулирования ИТ и его приложений часто требует хорошего понимания технологии). Теоретические аспекты должны разъяснять, среди прочего, как влияет автоматизация обработки информации правового мышления на различные ключевые понятия, связанные с деятельностью человека.

Формы и виды информационного исследования

«Добросовестность», «небрежность» и «намерение» – это лишь некоторые из основных факторов, которые стали основой для изучения информационных технологий, направленных на удовлетворение интересов общества.

Необходимость понимания взаимодействия права и информационных технологий не относится к изолированным явлениям (таким как техническое и логическое мышление). Оно также охватывает общие характеристики информационных технологий как совокупности машин, логики, приложений, видов деятельности, организации и т.д. Во многих случаях необходимо более детально определиться с основными определениями процессов IT. Один из способов сделать это – отсортировать их по категориям:

Определение процессов IT

Автоматизация – это основной и самый старый элемент, который определил начало нового этапа развития технологии электронных вычислений. Автоматизация означает избавление от медленных ручных действий. Даже ранние предшественники современных компьютеров могли выполнять математические операции со скоростью от 5 до 10 в секунду.

В свете вышесказанного правовая информатика может быть определена как наука, исследующая структуру и свойства информации, закономерности развития информационных процессов, информационные технологии и информационные системы в области права и основанная на исследовании правовых характеристик объектов, явлений и процессов.

С одной стороны, компьютерные программы должны быть включены в рамки законодательства об интеллектуальной собственности. И автоматизированное принятие решений в государственном управлении на ранней стадии вызвало озабоченность с точки зрения как законности, так и юриспруденциальной теории. С самого начала информационный элемент представлял собой лишь незначительную проблему, объемы входных и выходных данных были довольно небольшими (по сравнению с тем, что мы видим на сегодняшний день). Когда массовое хранение данных стало технически и экономически целесообразно, новая технология стала восприниматься как инструмент для хранения и использования больших объемов данных. Изобретенные компьютерные системы используются сейчас во многих новых контекстах, где автоматизированная обработка может быть объединена с комплексными системами регистрации и базами данных. Как следствие, из-за новых законных интересов возникла необходимость, например, в компьютерной обработке персональных данных, а также создании систем для хранения и поиска юридических текстов.

Связь через локальные и глобальные сети стала реальностью только спустя целые десятилетия. Но только в интернет-революции 1990-х годов этот элемент начал восприниматься как существенная часть НТП наравне с автоматизацией и информационными элементами с точки зрения важности.

Это развитие отражается во все более частом использовании термина ИКТ вместо старого IT.

Понятие информационной метрики

Следует подчеркнуть, что информационное общение должно быть произведено не только между машинами – эта связь должна обеспечиваться между ними и людьми. Таким образом, ИТ стало средой для частного общения (электронная почта, чат) и для массовой коммуникации (спам, потоковое аудио). Это развитие находит свое отражение в правовой дискуссии. Она перешла от относительно простых вопросов традиционного регулирования телекоммуникаций с участием обычного «Проводника» к проблемам «контента», связанным с такими темами, как свобода слова, преступность в киберпространстве и различные стратегии управления глобальными данными сетей. Интеграция связана с явлениями конвергенции различных видов:

Наконец, взаимодействие является, пожалуй, самым трудным из шести элементов, который трудно понять со стороны рассматриваемого законодательства касаемо IT. Это связано с тем, как взаимодействуют различные инструменты обработки информации с человеческим чувством, опытом и мышлением. Инструменты бывают разных видов: системы обозначений, книги, карты, календари, спидометры, микроскопы, очки, телевизор, электронные вычислительные устройства и пр.

Маршалл Маклюэн в «Понимании СМИ» попытался описать характеристики разных медиа в терминах «горячий» и «холодный» в зависимости от таких факторов, как интенсивность общения и степень вовлеченности участников.

Таким образом, Маклюэн способствовал информированию людей о том, что СМИ (как таковые) не являются нейтральными, что они влияют на наши поведение, наши ожидания, наши переживания и т.д

Источник

Правовая информатика

Понятие правовой информатики как новой междисциплинарной отрасли знания. Государственная политика информатизации правовой системы России. Задача создания единого информационно-правового пространства России. Интеллектуальные системы и новые технологии.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.02.2011
Размер файла22,3 K

Чем занимается правовая информатика. Смотреть фото Чем занимается правовая информатика. Смотреть картинку Чем занимается правовая информатика. Картинка про Чем занимается правовая информатика. Фото Чем занимается правовая информатика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

высокий уровень информатизации и компьютеризации всех государственных и общественных структур как на уровне мирового сообщества в целом, так и на уровне каждой страны;

вовлечение значительной части трудоспособного населения каждой страны в общественное производство разнообразной информации, ее распространение и потребление;

активное вовлечение всего комплекса информационных технологий и систем в политические и демократические процессы современности, в формирование социальных групп и сообществ по политическим и социальным интересам;

возрастание функциональной роли науки и научных знаний как информации, определяющей в конечном счете все экономическое и социальное развитие;

— создание информационной экономики, т. е. экономики, основанной на экономических знаниях и технологической информации.

Существует разветвленная система наук, которая изучает информацию и информационные процессы. Прежде всего это теоретическая информатика, изучающая общие закономерности информационных процессов и их математические модели. Социальная информатика изучает информационные процессы в обществе. Прикладная информатика ориентирована на применение средств автоматизации для решения практических задач. Отраслевые направления информатики имеют своей целью изучение информационных процессов в конкретных науках (экономика, социология, право и др.).

От информатики следует отличать теорию информации, которая в настоящее время исследует в основном математические свойства информации.

Практические задачи правовой информатики могут быть сформулированы следующим образом:

активное участие в создании правового государства на основе принципов плюралистической демократии и гласности, доступности для каждого члена общества всей совокупности нормативных актов, свободного получения информации в нужное время, в нужном месте и в нужной форме;

разработка концепции информатизации всей правовой системы России;

разработка теоретических и практических основ построения и использования в правовой сфере автоматизированных систем и центров правовой информации;

интеллектуализация деятельности юридических учреждений и органов, повышение производительности труда и культуры в отправлении правосудия и других форм юридической работы;

разработка научных основ внедрения в практику автоматизированных рабочих мест (АРМ), интеллектуальных и консультационных систем;

В рамках правовой информатики осуществляется синтез данных юридических и иных общественных, технических, естественных и математических наук. Вместе с тем данная отрасль знаний принадлежит к системе юридического знания, ибо в ее основе лежат фундаментальные юридические представления и факты. Связь правовой информатики с техническими науками реализуется по линии активного использования для нужд юридической науки и практики современных ЭВМ различных классов. В свою очередь использование ЭВМ опирается на вовлечение в сферу интересов правовой информатики возможностей формальной логики и математики, без чего невозможна формализация правовых норм перед введением их в память ЭВМ.

Правовая информатика тесно связана с наукой конституционного права. Это следует из того, что в Конституции РФ закреплены основные нормы, оказывающие значительное воздействие на формирование и развитие информационных отношений. Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это базовая информационная норма. Конституция вводит понятие информации о частной жизни граждан, о материалах и документах государственных органов, а также понятие о государственной тайне как разновидности информации с особым режимом. Конституция содержит важные нормы, регламентирующие порядок реализации права на информацию.

Проблемы, связанные с получением и аналитической обработкой информации, возникают во всех юридических науках. Каждая юридическая наука должна создавать информационную модель объекта своего познания, что предполагает активное использование методов и средств общей и правовой информатики. При создании автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству необходимо использовать классификацию нормативных правовых актов (НПА), которые содержатся в отраслевых юридических науках (конституционное право, гражданское право, административное право и др.).

На основании чего можно сделать вывод:

Основными предметами исследования в информатике являются:

а) информация как объект особого рода, ее особенности и свойства; мотивация, основания и цели производства, преобразования и потребления информации; классификация информации и информационных объектов; проблемы оценки качества информации; роль информации в принятии решений;

б) информационные процессы как процессы сбора, производства, распространения, преобразования, поиска, получения, передачи и потребления информации;

в) информационные системы, в том числе автоматизированные информационные системы (АИС), компьютерные сети, другие информационно-коммуникационные технологии на основе использования средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.

2. Государственная политика информатизации правовой системы России (понятие, задачи)

В правовой системе существует два главных информационных потока.

В соответствии с положениями теории принятия решений правовая, политическая, экономическая, социальная, научно-техническая информация служит основой государственных, политических и правотворческих решений. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ 1993 года Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В условиях строительства правового государства понятия информации и информатизации приобретают новое содержание. В правовом государстве знание норм закона и иных нормативных правовых актов должно стать необходимым условием существования общества. Поэтому правовое государство обязано обеспечить всех своих граждан (и иных субъектов права) постоянно обновляющейся информацией о действующем праве. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В середине XX века во всех развитых странах начался стремительный рост объема правовой информации. Это было вызвано усложнением задач социального управления и регулирования. Число нормативных правовых актов перевалило за сотни тысяч, что приводит к накоплению значительных объемов правовой информации, а по существу, к перманентному информационному кризису, ибо правовая информация не доходит в полном объеме до адресатов, т.е. до соответствующих субъектов права. Возникает своеобразный парадокс: чем больше законодательных актов принимает законодатель, тем меньше их общая и специальная эффективность. Выход из создавшегося кризисного положения был найден на путях эффективного применения современных ЭВМ и других средств электронно-вычислительной техники. Как показывает практика, ЭВМ является эффективным средством для собирания, обработки, хранения, обновления и выдачи потребителям информации о законах и других нормативных правовых актах. В настоящее время во всех развитых странах ЭВМ активно используются для создания крупных баз и банков правовой информации. Создаются сложные телекоммуникационные системы получения и передачи информации.

а) Федеральные органы государственной власти:

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации Федерального Собрания РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ); Президент РФ, Администрация Президента РФ; Правительство РФ (федеральные министерства, ведомства, комитеты); Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ.

б) Органы государственной власти субъектов Федерации:

органы представительной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти.

в) Органы местного самоуправления.

Основные направления государственной политики информатизации правовой системы России определены в ряде указов Президента РФ. Так, Указом Президента РФ № 966 определяются следующие основные направления информатизации: правотворчество, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правовое образование и воспитание, формирование правовой базы процесса информатизации. Указом Президента РФ № 808 предусмотрена разработка трех программ: «Правовая информатизация органов государственной власти РФ»; «Правовая информатизация органов исполнительной власти РФ»; «Правовая информатизация органов государственной власти субъектов РФ».

В настоящее время в рамках реализации задач государственной политики информатизации правовой системы России создаются следующие автоматизированные информационные системы:

1. Российская государственная автоматизированная система правовой информации. Эта система представляет собой крупнейший информационно-коммуникационный комплекс, имеющий конечной целью создание развитого механизма всестороннего и беспрепятственного обеспечения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, иных физических и юридических лиц нормативной правовой информацией.

2. Информационно-коммуникационная система Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации). Она включает:

информационно-справочный центр, который обеспечивает депутатский корпус как открытой, так и конфиденциальной информацией;

систему локальных вычислительных сетей и автономных персональных ЭВМ, установленных в постоянно действующих комитетах, комиссиях, в канцеляриях депутатов, а также в подразделениях Аппарата Совета Федерации, подключенных к центральной базе данных.

3. Автоматизированные информационные системы правоохранительныхорганов.

Сюда относятся информационные системы МВД РФ и Генеральной прокуратуры. Обе они имеют многоуровневую структуру, региональные центры в субъектах Федерации и носят всероссийский характер. В составе информационной системы МВД уже функционирует около 100 региональных информационных центров.

Автоматизированная система информационного обеспечения органов и учреждений юстиции. Центральным ее звеном является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ.

Государственная автоматизированная система «Выборы».

Система предназначена для решения задач автоматизации сбора, обработки, обобщения и представления государственным органам информации, получаемой в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний. В ее структуру входят информационные центры и системы. Возглавляет эту систему Федеральный центр информатизации. При каждой избирательной комиссии субъекта РФ имеется региональный информационный центр.

Проектирование глобальных информационных систем в правовой сфере влечет за собой необходимость создания эффективных телекоммуникационных систем, охватывающих все органы государственной власти и управления.

Право негосударственных организаций и отдельных физических лиц создавать частные информационные системы нормативных правовых актов вытекает из текста Закона об информации от 20 февраля 1995 года. В соответствии со ст. 6 Закона информационные ресурсы могут быть государственными или негосударственных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью, которая при определенных условиях может иметь юридическую силу.

3. Задача создания единого информационноправового пространства России

Важной практической задачей государственной политики информатизации правовой системы является создание единого информационно-правового пространства России. Единое информационно-правовое пространство представляет собой систему организационно и методически увязанных информационных ресурсов, формируемых государством и другими участниками информационных отношений. В информационном обществе граждане и другие субъекты правового общения смогут свободно обмениваться информацией, общаться друг с другом, производить, хранить, распространять и потреблять любую интересующую их информацию. Общенациональная система правовой информации будет строиться на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, а также с использованием элементов искусственного интеллекта.

Содержание понятий «информационное пространство» и «информационно-правовое пространство» лучше всего раскрывается через понятия «интеграция», «совместимость», «единство» технических, методических и телекоммуникационных средств, используемых в процессе информатизации. Учитывая большое количество абонентов, разбросанных по всей территории России, необходимо разработать единые правила структурирования и кодирования информации, а также единые методические подходы к использованию и выбору информационных языков.

Необходимость создания единого информационно-правового пространства на уровне России определяется тем, что на территории страны действует большое число информационных центров правовой информации и информационных сетей различного уровня и различного назначения. Прежде всего это территориальные центры общего назначения.

Одной из грандиозных задач является создание всемирных компьютерных сетей. Такие сети в состоянии охватить значительное число государств, благодаря чему открываются новые перспективы в сфере экономики, политики, социальных отношений. Крупнейшей всемирной компьютерной сетью является сеть «Интернет». Она выросла из сети «Арпанет», созданной для обмена информацией между рядом исследовательских центров военной промышленности США. В 1993 году сеть насчитывала до 2 млн. компьютеров. В настоящее время она может предложить потребителям сотни баз данных, включая базы юридической информации.

Создание единого информационно-правового пространства требует наведения порядка в информационно-правовых ресурсах. Это означает их систематический и строгий учет, поддержание в состоянии, пригодном для хранения, дополнения и использования. Едиными для всех создаваемых систем должны быть и логико-семантические средства. Единое информационное пространство требует также согласования информационно-правовых норм, содержащихся в законодательствах субъектов Федерации.

4. Интеллектуальные системы и технологии

государственная политика правовая информатика

Перспективным направлением развития общей и правовой информатики является применение новейших компьютерных технологий. К их числу относятся интеллектуальные системы и технологии, базирующиеся на идеологии искусственного интеллекта.

В теории искусственного интеллекта рассматриваются следующие основные проблемы:

представление знаний (создание «баз знаний» в памяти ЭВМ); формализация систем специальных знаний;

манипулирование знаниями (например, обучение ЭВМ методам преобразования знаний).

Современные компьютеры, созданные с применением методов математической логики, с высоким уровнем программного обеспечения, могут решать разнообразные информационно-логические задачи с использованием процедур логического вывода и комбинаторных алгоритмов.

Интеллектуальные системы и технологии постепенно проникают и в сферу правовой информатики. Задачи применения методов искусственного интеллекта в правовой сфере получили нормативное закрепление. Так, в Указе Президента РФ «О президентских программах правовой информатизации» от 4 августа 1995 года подчеркнута необходимость активного использования элементов искусственного интеллекта при решении задач информатизации правовой сферы России. Высокий уровень интеллектуальности, специализации и профессионализма присущ мыслительной деятельности юриста (судьи, следователя, криминалиста, судебного эксперта и др.).

Применение интеллектуальных систем и технологий в области права включает следующие направления:

интеллектуализация автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) по законодательству;

создание автоматизированных систем анализа нормативных правовых текстов;

создание консультационных систем по правотворчеству;

создание экспертных систем в сфере правоприменительной деятельности;

разработка алгоритмов и программ идентификации при помощи ЭВМ объектов при расследовании и рассмотрении судебных дел (сфера криминалистики и судебной экспертизы).

Процесс информатизации охватывает сферу деятельности юридических органов и учреждений. Во всех ведомствах юридического профиля разработаны и приняты концепции и программы информатизации. Такие документы подготовлены и приняты в Министерстве юстиции РФ, Генеральной прокуратуре, МВД, в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде. Законодательные и представительные органы оснащаются современными ЭВМ и иными средствами электронно-вычислительной техники, что способствует повышению эффективности правотворческих решений. Применение ЭВМ в работе каждого юриста, на его рабочем месте ставит перед юридическим образованием новые задачи. Знание основ информатики, вычислительной техники и математики, овладение техникой работы на компьютере становятся необходимыми элементами профессиональной подготовки юриста XXI века.

Список используемой литературы:

1. Конституция РФ 1993 года.

2. ФЗ РФ от 20.02.1995 года «Об информации, информатизации и защит информации».

3. Гаврилов О.А. «Информатизация правовой системы России». М. 1998г.

4. «Правовая информатика». Под ред. М.М. Славина. М. 1998г.

5. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. «Основы правовой информатики». Учебное пособие. М. 2004г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Информатизация как процесс доведения информации до потребителей. Информационные и коммуникационные технологии в правовой сфере. Обработка и распространение правовой информации в электронном виде в Республике Беларусь. Понятие правовой информатизации.

реферат [21,2 K], добавлен 06.08.2012

Изучение понятий и места в системе юридических наук правовой информатики и информационного права. Перспективы информатизации разных видов деятельности. Принципы успешного библиографического разыскания законодательного документа при помощи Интернета.

контрольная работа [1,8 M], добавлен 18.09.2010

Анализ современного состояния нормативно-правовой базы информатизации муниципальных образований. Государственная политика формирования Единого информационного пространства. Разработка системы информационного обеспечения администрации Хабаровского края.

дипломная работа [716,5 K], добавлен 23.08.2013

Понятие и основные элементы правовой системы России. Проблема генезиса правовой системы России. Особенности правотворческой и правоприменительной практики. Поддержание единства правовой системы государства. Европейская конвенция о защите прав человека.

курсовая работа [53,4 K], добавлен 06.01.2015

Понятие единого информационно-правового пространства государства, правового мониторинга и мониторинга Конституции. Вопрос правомерности законодательства. Многофункциональная автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов РБ.

курсовая работа [26,6 K], добавлен 19.08.2012

Роль информатизации в обеспечении правовой информированности личности, общества, государства. Условия развития информационного общества. Государственная политика Российской Федерации в области формирования и использования правовых информационных ресурсов.

контрольная работа [18,6 K], добавлен 11.10.2013

Понятие, основные характеристики и функции правовой политики, роль и значение ее основных субъектов. Правовая политика и государственно-правовые режимы. Оценка влияния государства на право. Современные черты и тенденции правовой политики в России.

дипломная работа [124,0 K], добавлен 13.05.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *