Чем занимается природоохранная прокуратура ее функции
Природоохранная деятельность органов прокуратуры
Демичев Алексей Андреевич, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
В статье анализируется природоохранная деятельность прокуратуры Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что деятельность природоохранных прокуратур в России в целом эффективна, но необходимо создание целостной системы природоохранных прокуратур.
Ключевые слова: экологическая функция правоохранительных органов, природоохранная прокуратура, природоохранная функция прокуратуры.
Protection activities of the prosecutor’s office
Demichev Aleksey A., Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Doctor of Law, Candidate of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation.
The article analyzes the nature protection activities of the prosecutor’s office of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that the activities of environmental prosecutors in Russia as a whole are effective, but it is necessary to create an integrated system of environmental prosecutors.
Key words: environmental function of law enforcement agencies, environmental prosecutor’s office, environmental function of the prosecutor’s office.
Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. N 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» 2017 г. был объявлен Годом экологии. В этом году был проведен комплекс мероприятий экологического характера. Однако от любых мероприятий всегда будет мало толку без эффективного выполнения природоохранной функции правоохранительными органами.
В числе прочих на правоохранительные органы возложены и задачи, связанные с реализацией экологической функции государства. В частности, речь идет об обеспечении экологической безопасности, защите экологических прав граждан, применении мер юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.
Татаринов А.Е., Янчуркин О.В. О практике осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления // Экологическое право. 2016. N 2. С. 19.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» природоохранная деятельность прокуратуры реализуется в следующих направлениях:
Естественно, то, что в ряде субъектов нет специализированных природоохранных прокуратур, не означает, что там никто не осуществляет природоохранную деятельность, не защищает экологические права граждан. Эти функции выполняют «обычные» прокуратуры. Однако, как свидетельствует практика, в некоторых случаях прокуроры воспринимают исполнение соответствующих обязанностей в качестве дополнительных, а не основных, что, конечно, отрицательно сказывается на реализации экологической функции органами прокуратуры.
Непосредственно полномочия природоохранных прокуроров регламентируются Приказом Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». В частности, в п. 2.3 названного Приказа определяются полномочия природоохранных прокуроров по надзору за исполнением экологического законодательства различными субъектами права.
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор действует на правах прокурора в субъектах Российской Федерации. Его полномочия регламентируются п. 4 Приказа Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 г. N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». Среди основных полномочий волжского межрегионального природоохранного прокурора можно назвать:
См.: Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов в Арктической зоне (доклад начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.В. Паламарчука) // Прокурор. 2016. N 2. С. 38.
Там же. С. 47.
На уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации также реализуется экологическая функция этого правоохранительного органа. В Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры создан Отдел по надзору за исполнением законов в экологической сфере. В п. 4.4.3 утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации 4 июня 2014 г. Положения о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации определяются полномочия названного выше отдела:
Такая организация деятельности отдела по надзору за исполнением законов в экологической сфере позволяет, на наш взгляд, осуществлять эффективный надзор за исполнением федерального законодательства. Однако природоохранная функция прокуратуры в полной мере не может быть полноценно реализована без создания целостной системы природоохранных прокуратур в Российской Федерации. Мы полагаем, что постепенно в каждом субъекте Российской Федерации должна быть создана межрайонная природоохранная прокуратура. Следующим звеном системы природоохранной прокуратуры должны быть межрегиональные природоохранные прокуратуры. Их создание возможно на основании разных принципов: бассейнового, территориального или иных. Главное, чтобы все межрайонные природоохранные прокуратуры входили в ту или иную межрегиональную природоохранную прокуратуру. Наконец, аналогично Главной военной прокуратуре целесообразно создание Главной природоохранной прокуратуры.
Что такое экологическая прокуратура?
Экологическая прокуратура — это орган, который контролирует соблюдение ст. 9, 36, 58, 42, 72, 71, 114, 74 Конституции РФ.
В частности, ст. 9 устанавливает право на использование природных ресурсов в РФ народами, которые проживают на конкретной территории.
Предмет надзора
Экологическая прокуратура должна контролировать соблюдение права и свободы гражданина и человека, включая и право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. А также на право возмещения ущерба, который принесен здоровью либо имуществу экологическим правонарушением.
Прокуратура по экологическому надзору является одним из звеньев цепочки, которая направлена на реализацию гарантированных прав и свобод человека, общества, страны.
Исходя из ФЗ «О прокуратуре РФ», в качестве предмета надзора в сфере экологии выступает соблюдение Конституции страны, а также исполнение природоохранных законов на территории РФ государственными комитетами, федеральными министерствами, иными органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями.
Также экологическая прокуратура осуществляет проверку соответствия издаваемых ведомствами распоряжений и приказов природоохранному законодательству, действующему на территории нашей страны.
Направления деятельности
В качестве одного из приоритетных направлений работы органов прокуратуры необходимо выделить надзор в экологической сфере. Объекты окружающей среды, включая воду, воздух, леса, землю, являются экономическим и экологическим капиталом, без которого невозможно создавать благоприятные условия для жизни человека, обеспечивать ему комфортную среду, а также экономическую безопасность всей страны.
Предназначение
Экологическая деятельность прокуратуры направлена на своевременную постановку определенных задач перед каждым работником и всем коллективом, правильную расстановку по участкам работы. Также предполагается и полноценное руководство, функционирование коллектива в качестве единого полноценного механизма.
К тому же экологическая прокуратура устанавливает контакты с различными органами власти, руководителями компаний государственного и коммерческого типа.
Они сводятся к информированию, предназначенному для обеспечения своевременного поступления качественной и достоверной информации о правонарушениях, а также о функционировании компетентных органов по выделению и устранению, восстановлению нарушенных прав компаний и граждан о результативности прокурорского надзора.
Значимость деятельности
Экологические функции прокуратуры определены в ФЗ «О прокуратуре». В этом документе указано, что полномочия, порядок и организация работы прокуратуры РФ определяются Конституцией страны, а также разнообразными федеральными и международными договорами России.
История появления
Природоохранная прокуратура появилась еще во второй половине прошлого века. Именно в тот период возникла потребность в разработке механизма укрепления законности в экологической области, что имело особое значение для обеспечения жизнедеятельности государства и общества.
Вариант построения федеральных властных структур на административно-территориальном принципе перестал быть универсальным. Так как правонарушения в области экологии и их последствия развиваются под влиянием географических, естественных и экологических закономерностей, появились надзорные органы в субъектах РФ.
Важные моменты
Функционирование природоохранных специализированных прокуратур дало возможность обеспечить максимальную самостоятельность, независимость от местной власти в вопросах, касающихся исполнения законодательства в области охраны природы.
В наше время единственной считается Волжская природоохранная межрегиональная прокуратура. В ее подчинении находится 38 межрайонных природоохранных прокуратур. Подчиняется этот орган Генеральному прокурору РФ. В стране функционируют 74 природоохранные прокуратуры, находятся они в подчинении прокуратур субъектов РФ.
Осуществляется их деятельность на приказах и указаниях генерального прокурора РФ. В частности, подобные органы ведут контроль исполнения законов, соблюдения свобод и прав гражданина, а также принимают участие в различной деятельности, касающейся защиты природных ресурсов.
В настоящее время отлажен механизм прокурорского надзора за выполнением природоохранного законодательства, а также рационального применения природных ресурсов. Благодаря экологической прокуратуре удается пресекать и своевременно предотвращать разнообразные нарушения, выявлять виновных лиц и взыскивать с них материальный ущерб в пользу государства.
Благодаря систематической деятельности представленной организации удается предотвращать многочисленные экологические бедствия в нашей стране.
Природоохранная прокуратура
Оглавление
Принявший орган: None
Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:
Природоохранная прокуратура
Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему Прокуратуры РФ, не допускаются.
К специализированным прокуратурам в области обеспечения исполнения природоохранительного законодательства, обеспечения экологических прав граждан, рационального использования компонентов окружающей среды относятся соответствующие природоохранные прокуратуры. Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью как соответствующих государственных органов, регулирующих вопросы, связанные с охраной окружающей среды, так и хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц.
Природоохранные прокуратуры приравниваются к прокуратурам субъектов РФ и городов (ст.11 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1.
Природоохранные прокуратуры как специализированные строятся по общим для органов прокуратуры принципам:
Одним из основных направлений их деятельности является надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1.
В соответствии с данным законом органы прокуратуры осуществляют:
Первоочередной задачей прокуратуры является усиление надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок. Основания для прокурорского вмешательства могут отсутствовать, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности.
В субъектах РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур. Над природоохранными органами, расположенными в бассейне р.Волги, надзор осуществляет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура на правах прокуратуры субъекта РФ.
Акты прокурорского реагирования
В зависимости от характера нарушений природоохранительного законодательства, их причин, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорского реагирования:
Протест приносит прокурор или его заместитель в соответствии со ст.23 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Представление прокурора является наиболее распространенным средством реагирования на нарушения природоохранительного законодательства. Оно выносится прокурором или его заместителем, согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление выносится на основе глубоко проведенной проверки или нескольких проверок, анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
Постановление прокурора выносится, согласно ст.25 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Последнее выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного в нарушении природоохранительного законодательства к административной ответственности и этот вопрос не был поставлен в представлении или другом акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях согласно ст.25_1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Прокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией (исполнением) вынесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.
Полномочия в рамках прокурорского надзора
1. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
Внимание!
Пределы надзора ограничены надзором за соблюдением законов об охране природы и окружающей среды.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Круг требований, с которыми прокурор вправе обратиться в арбитражный суд (ст.52 АПК):
Анализ практики прокурорского надзора в рамках судебной защиты государственных и общественных интересов позволяет выделить следующие направления исковой деятельности:
1. Иски об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Основанием для обращения в суд с такого рода исками может служить не только содержание в оспариваемом акте положений, противоречащих федеральному или региональному законодательству, но и несоблюдение установленного порядка принятия (утверждения) нормативного правового акта.
2. Иски об оспаривании действий и решений органов власти и управления, а также сделок, совершаемых в отношении природных объектов.
К числу этой категория дел относятся иски о признании недействительными итогов разного рода конкурсов, договоров и решений о выдаче лицензий; оспаривание ненормативных правовых актов и бездействие органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
3. Иски о приостановлении и запрещении незаконной деятельности в сфере природопользования.
4. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения требований природоохранного законодательства.
К этой категории относятся иски о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением и иски о возложении на нарушителей природоохранного законодательства обязанностей по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (возмещение причиненного вреда в натуре).
В соответствии со ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой есть положительное заключение государственной экологической экспертизы, подлежит возмещению заказчиком и/или субъектом хозяйственной и иной деятельности в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а если таковых нет, то исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п.2 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Ответственность за нарушение законодательства о прокуратуре
Согласно ст.5 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 воздействие в какой-либо форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой ответственность, которая определена в ст.294-298 Уголовного кодекса РФ.
Природоохранная деятельность прокуратуры
Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.
Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.
Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (в дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды «.
В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.
При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет у других природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.
Все это не означает, что прокуратура подменяет в этих вопросах соответствующие контрольные природоохранные органы. Основные усилия и действия прокуроров концентрируются прежде всего там, где исчерпываются полномочия контролирующих органов, на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и затрагивающих интересы большого количества населения.
Каждый год прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и других экологических преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной и исполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.
Спектр допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.
В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.
Другой важной задачей прокуратуры следует считать организацию взаимодействия с этими органами.
При этом следует исходить из следующего. Во-первых, природоохранные органы обладают всеми необходимыми правами и возможностями по выявлению, пресечению и устранению нарушений природоохранительного законодательства и ведомственных актов, привлечению к ответственности виновных лиц и принятию мер к возмещению причиненного материального ущерба. Во-вторых, прокуроры, как уже отмечалось, не вправе подменять природоохранные органы, дублировать их деятельность, выполнять функцию контроля. В-третьих, прокурорский надзор, обладая признаками всеобщности и надведомственности, распространяется и на контрольную деятельность, осуществляемую природоохранными органами. А это означает, что прокуроры вправе требовать от указанных органов совершения определенных действий: проведения проверок, выделения специалистов для этого, предъявления исков в суды и арбитражные суды, представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений. Таким образом, прокуроры, с одной стороны, правомочны проверять исполнение законов природоохранными органами и, с другой — призваны всячески способствовать активизации и совершенствованию их деятельности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране природы. Это положение характеризуется следующими особенностями.
Прокурорский надзор может осуществляться всегда, когда исполняется законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вместе с тем следует помнить, что, когда нарушается любое законодательство, вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности. И, наконец, всегда, когда возникает вопрос, кому проводить проверку исполнения природоохранительного законодательства, решающее слово принадлежит прокурору. Поэтому при поступлении сведений о нарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает, кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, ее проведение следует поручать природоохранным органам. Для этого прокуроры должны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия.
Прокуроры обязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал правовых средств для своевременного и полного выявления и устранения нарушений природоохранительного законодательства, от кого бы они ни исходили, принимать предусмотренные законом меры по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, по привлечению к ответственности правонарушителей, в том числе и уголовной, преследуя основную цель — предупреждение нарушений указанного законодательства. Для этого они должны широко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования, предоставленные им Законом о прокуратуре.
Воздействие в какой-либо форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
В зависимости от характера нарушений природоохранительного законодательства, их причин, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление.
Протест приносит прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре РФ на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. превышении полномочий при наложении административных взысканий, в привлечении к ответственности при отсутствии или недоказанности вины, при отсутствии причинной связи между действиями лица и наступившими последствиями, наложении взысканий по истечении сроков их применения, установленных законом.
Представление прокурора является наиболее распространенным средством реагирования на нарушения природоохранительного законодательства. Оно вносится прокурором или его заместителем, согласно ст.24 Закона о прокуратуре РФ, в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе глубоко проведенной проверки или нескольких проверок, анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
Постановление прокурора выносится, как сказано в ст. 25 Закона о прокуратуре РФ, исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Так, к примеру, в случае обнаружения признаков экологического преступления им выносится мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.
В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного в нарушении природоохранительного законодательства к административной ответственности и этот вопрос не был поставлен в представлении или другом акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Кроме того, прокуроры обязаны принимать меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушениями природоохранительного законодательства. Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре РФ, прокурор вправе предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В последние годы число таких актов имеют тенденцию к росту.
Вместе с тем нельзя не заметить, что, предъявляя иски в суды и арбитражные суды, прокуроры нередко тем самым подменяют другие органы. Подавляющее число исков, если это не связано с рассмотрением судами уголовных дел, должны в первую очередь предъявляться уполномоченными на то органами: комитетами по охране природы, органами здравоохранения, местными органами власти и другими. Прокурорам же надлежит предъявлять иски преимущественно в случаях, когда это по какой-то причине не в состоянии сделать заинтересованные органы. Они должны всячески способствовать активизации и совершенствованию работы по возмещению материального ущерба этими органами, поддерживать, когда это необходимо, заявленные ими иски в судах и арбитражных судах.
Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, исковое заявление в Высший Арбитражный суд РФ вправе направить только Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в арбитражный суд субъекта Российской Федерации — также прокурор или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители (ст. 41). Это означает, что районные и межрайонные прокуроры не могут непосредственно обращаться в арбитражный суд области. В результате данная оговорка в законе несколько осложняет положение межрайонных природоохранных прокуратур.
Ко всему прочему прокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства.
Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.
К задачам органов прокуратуры следует также отнести необходимость широкого разъяснения ими природоохранительного законодательства. Вся деятельность прокуратуры должна проводиться в условиях гласности.
Наиболее активной реакции органов прокуратуры в настоящее время требует проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии, захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов и приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п.
Особой задачей прокуратуры является систематическая проверка исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.
Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров, в т.ч. и по вопросам экологической безопасности.
Решение всех перечисленных выше задач было бы невозможно без постоянного совершенствования работы по руководству нижестоящими прокурорами. Генеральный прокурор РФ обязывает вышестоящих прокуроров оказывать практическую помощь городским и иным прокурорам в организации надзора за исполнением законов об охране природы.
Проверки исполнения законов проводятся, как сказано в Законе о прокуратуре РФ, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Под информацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления
За последние годы Генеральной прокуратурой РФ с Участием природоохранных и территориальных прокуроров были проведены проверки исполнения законодательства, направленного на обезвреживание токсичных отходов; предотвращения захоронения радиоактивных и других опасных веществ; незаконного вывоза биологических ресурсов за рубеж; охрану морской экономической зоны, животного мира; соблюдение водного, лесного, земельного законодательства, режима особо охраняемых территорий, законодательства о недрах, а также по преодолению последствий Чернобыльской аварии и по другим экологическим вопросам. По результатам вносились представления руководителям федеральных министерств и ведомств, информации Президенту РФ, Правительству РФ, в Федеральное Собрание РФ с постановкой конкретных вопросов об усилении контроля за соблюдением природоохранительного законодательства, устранении противоречий в законах, о разработке законодательных актов, усиливающих ответственность за экологические правонарушения.
Все чаще прокуроры стали направлять в суды и арбитражные суды иски, связанные с загрязнением рек стоками с городских свалок, сбросами сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ; незаконной (самовольной) порубкой леса, нарушением правил рыболовства, санитарных правил в лесах и т.д. Стали весьма распространенными иски прокуроров о признании недействительными актов органов местной власти управления. Главы администрации, случается, открыто нарушают экологическое законодательство.
К сожалению, не всегда еще по материалам прокурорских проверок по сведениям, поступающим из контролирующих органов, при наличии признаков преступления возбуждаются уголовные дела. Кроме того, в случае отказа в возбуждении уголовного дела нередко не оповещаются органы экологического контроля для привлечения нарушителей природоохранительного законодательства к иным видам ответственности. В результате они остаются безнаказанными.
В рамках единой системы органов прокуратуры России наряду с территориальными прокуратурами, сложились и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.
Начало создания системы природоохранных прокуратур относится к периоду 1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический кризис и Чернобыльская трагедия вынудили государство усилить контроль за исполнением природоохранительного законодательства. Были приняты меры к совершенствованию прокурорского надзора в экологически неблагополучных территориях, увеличена штатная численность прокурорских работников. результативность природоохранных прокуратур в сравнении с аналогичной надзорной деятельностью территориальных прокуратур.
Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии позволило обеспечить:
· заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местной власти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполнения природоохранительного законодательства;
· большую координацию и согласованность следственно-прокурорских действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных единиц;
· усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;
· повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров.
Активность реагирования специализированных прокуратур на нарушения природоохранительного законодательства по всем учитываемым статистическим показателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз выше, чем у территориальных прокуратур.
Заключение
Охрана природы, создание комфортной среды обитания человека является глобальной проблемой. Важно то, что создать предпосылки и условия для решения этой проблемы пытаются юристы. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и общества. Нынешнее законодательство уже не отвечает требованиям времени. Оно в большей степени обусловлено интересами не сохранения природы, а интересами экономики и политики, которые живут за счет ресурсов. Бездушное использование природных ресурсов для решения каких бы то ни было экономических или политических задач уже не может быть оправдано целями только государственной потребности.
Взаимосвязанность и взаимообусловленность природных процессов вызывает необходимость принципиально нового подхода в регулировании общественных отношений, где приоритет отдается сохранению естественной среды обитания человека, что, безусловно, требует адекватного правового обеспечения.
В настоящее время экологическое право становится самостоятельной отраслью юриспруденции. Сам термин «экологическое право» еще нуждается в наполнении и осмыслении. Природоохранные правовые нормы разбросаны по многим отраслям права. Они содержатся в гражданском, административном, уголовном законодательстве. Кроме того, проблемы использования и охраны недр, вод, животного мира и других природных ресурсов уже регулируются отдельными нормативными актами. Но их общая сфера регулирования: отношения «общество – природа» ставят проблему кодификации и классификации экологического права. Изменение общественных представлений о праве и порядке, их направленность на строительство правового государства вводят в научный и практический обиход новые основополагающие понятия, такие как экологические права и обязанности человека и их гарантии, экологические обязанности государства, экологический правопорядок. Соответственно, деятельность по обеспечению гарантий, надзору за соблюдением прав и охране правопорядка становится самостоятельным комплексом функций государства. Работа природоохранных правоохранительных органов только начинается и должна стать основой для обобщения опыта правоприменительной практики и разработки нового законодательства. Процесс создания новых законов подразумевает определение применительно к данной отрасли права таких институтов и понятий, как долг, ответственность, разграничение отношения в узком и широком смысле (природоохранные и экологические), установление меры, как долга, так и ответственности.
Список использованных источников:
1. Конституция РФ. М.: 1993.
2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1, Ч. 2. М.: Новая Волна. 1997.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996г
4. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г. № 2060-1.
5. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997.
6. Экологическое право: Хрестоматия (Сост. В.Ю.Резниченко),М. 1994.
7. Бринчук М.М. Экологическое право,- М.Юристъ,1998.
8. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, ЛТД». 1997.