Чем занимается присяжный заседатель

Присяжные заседатели и предъявляемые к ним требования

Чем занимается присяжный заседатель. Смотреть фото Чем занимается присяжный заседатель. Смотреть картинку Чем занимается присяжный заседатель. Картинка про Чем занимается присяжный заседатель. Фото Чем занимается присяжный заседатель

Адвокат Антонов А.П.

Согласно п. 30 ст. 5 УПК РФ под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

В соответствии со ст. 339 УПК РФ к компетенции присяжных заседателей относится разрешение вопросов о фактической стороне деяния, вмененного подсудимому (место, время, характер и способ действий, наступившие последствия, лицо, совершившее деяние, мотивы и цели его действий, умысел на совершение деяния или неосторожность и др.). Поэтому присяжных заседателей часто называют «судьями факта».

Главный вопрос, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, — это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.

Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, установлены в ст. ст. 2, 3 и 7 ФЗ № 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ФЗ № 113). К таким требованиям, в частности, относятся следующие:

Присяжными заседателями и кандидатами не могут быть:

Все вышеперечисленные требования и основания для отстранения от участия в деле в качестве присяжного заседателя должны тщательно проверяться судом и сторонами. Кроме того, при формировании коллегии присяжных заседателей следует помнить, что сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на решение по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора (п. 14 ПП ВС РФ от 22.11.2005 N 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Источник

Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

(В редакции федеральных законов от 31.03.2005 № 26-ФЗ, от 22.12.2008 № 265-ФЗ, от 25.11.2009 № 271-ФЗ, от 27.12.2009 № 350-ФЗ, от 29.12.2010 № 433-ФЗ, от 23.06.2016 № 209-ФЗ, от 03.07.2016 № 305-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования каждые четыре года составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, включая в указанные списки граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года на основании списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, представляемых главами муниципальных образований, составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, образованных в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, включая в них необходимое для работы соответствующих судов число граждан, постоянно проживающих на территориях муниципальных образований, входящих в округа.

3. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

4. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, определяется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, а число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению соответственно в список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, список кандидатов в присяжные заседатели округа и общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатели верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, вносят в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представления о необходимом для работы соответствующих судов числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований и уведомляет исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований о числе граждан, подлежащих включению в указанные списки от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования число включенных в них граждан не должно превышать 10 процентов установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации числа граждан, подлежащих включению в указанные списки. Составленные списки представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. При недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели численности населения в муниципальных образованиях, на территории которых распространяется юрисдикция районного суда, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области или автономного округа вправе своим распоряжением образовывать округа из нескольких муниципальных образований.

4. Кандидаты в присяжные заседатели муниципального образования определяются путем случайной выборки с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на основе содержащихся в ее информационном ресурсе персональных данных об избирателях, участниках референдума. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

5. О составлении списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, в течение двух недель предоставляет гражданам возможность ознакомиться с ними и рассматривает поступающие от граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, письменные заявления об исключении их из этих списков и исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

6. Уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

8. В запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа и запасной список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов подписываются руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляются печатью.

10. Список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования публикуются в средствах массовой информации муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

11. Граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями о необоснованном включении их в указанные списки, об исключении их из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

12. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившие в соответствии с частью 11 настоящей статьи письменные заявления и принимает по ним решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

13. Изменения и дополнения, внесенные исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, публикуются в средствах массовой информации муниципального образования. На основании внесенных в указанные списки изменений и дополнений высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит соответствующие изменения и дополнения в списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации.

14. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или по представлению председателя суда в более короткие сроки) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

15. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 51. Особенности порядка составления списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе составляются в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

2. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения и (или) уполномоченным им исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

3. Законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочиями по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели могут быть наделены исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований соответствующего города федерального значения. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

4. Списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, изменения и дополнения, внесенные в них, публикуются в средствах массовой информации соответствующего города федерального значения и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

5. Средства федерального бюджета для финансового обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе предоставляются в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях: (В редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 209-ФЗ)

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

Статья 8. Направление в суд списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований, составленные исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, а также списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные в суд списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 14 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. В случае выявления в поступивших в суд списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения указанных списков председатель суда вносит в исполнительно-распоря

Источник

В каких случаях уголовное дело может рассматриваться судом с участием присяжных заседателей?

Для рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей необходимо соблюдение следующих условий:

В частности, суд в составе судьи верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегии из восьми присяжных заседателей рассматривает по ходатайству обвиняемого:

Суд в составе судьи районного суда, гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей рассматривает по ходатайству обвиняемого:

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой (убийство) и 111 частью четвертой (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) УК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет.

1) по окончании предварительного расследования после ознакомления с материалами уголовного дела (пункт 1 части 5 статьи 217 УПК РФ);

2) после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта (пункт 5 части 2 и часть 3 статьи 229 УПК РФ).

Для рассмотрения такого ходатайства судья назначает предварительное слушание. Согласно пункту 5 части 2 статьи 229 УПК РФ предварительное слушание проводится в том числе для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

3) кроме того, согласно пункту 1 части 5 статьи 231 УПК РФ после назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. По смыслу данного положения

данное ходатайство также может быть заявлено обвиняемым непосредственно на предварительном слушании, проводимом при наличии иных предусмотренных частью 2 статьи 229 УПК РФ оснований.

Уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых. Если один или несколько подсудимых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При этом судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела в отдельное производство не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения уголовного дела, выделенного в отдельное производство, и уголовного дела, рассматриваемого судом с участием присяжных заседателей. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей (часть 2 статьи 325 УПК РФ).

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном статьей 30 УПК РФ (часть 3 статьи 325 УПК РФ).

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается (часть 5 статьи 325 УПК РФ).

Источник

Особенности защиты в суде присяжных

Чем занимается присяжный заседатель. Смотреть фото Чем занимается присяжный заседатель. Смотреть картинку Чем занимается присяжный заседатель. Картинка про Чем занимается присяжный заседатель. Фото Чем занимается присяжный заседатель

Вступление

Статьи Конституции РФ

Содержание

Статья № 123, ч. 4

Регламентирует судебный процесс с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных Федеральным законодательством.

Статья № 30 УПК РФ

Регламентирует право осуждённого гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных в том случае, когда гражданин проходит обвиняемым в тяжких преступлениях и преступлениях особой тяжести, где возможен срок заключения более пятнадцати лет, а так же, пожизненное заключение и смертная казнь.

Статья № 47, ч. 2, № 56, ч. 3

Предоставляют данное право на присяжных и запрещают чинить ограничения в этом праве, даже при чрезвычайном положении.

Обсуждая особенности присяжного суда, нельзя обойти вниманием исчерпывающую характеристику присяжных заседателей, данную А.Ф. Кони. Он справедливо полагал, что присяжные «представляют собой специфический, тонко настроенный, восприимчивый организм», который не должен отворачиваться от конкретной ситуации отдельного гражданина, «замечать в ней что-то типичное и всегда исследовать деяния и квалифицирующие признаки».

Чтобы дело по уголовной статье оказалось в ведении присяжных в момент его окончательного слушания, обвиняемый должен написать заявление о своём желании этого. Об этом его обязан информировать следователь.

Следователь обязан, ещё на ознакомительном этапе с подробностями материалов уголовного дела, донести до осуждаемого лица информацию о наличии у него права на осуществление ходатайства относительно суда, в присутствии присяжной коллегии. Если будет получен отрицательный ответ в отношении ходатайства, то, в дальнейшем обвиняемый уже не сможет изменить своё решение и написать заявление о согласии на присяжный суд.

Важная информация! Адвокат обвиняемого обязан вести контроль на предмет добровольности написания ходатайства обвиняемым и, перед его написанием, подробно обсудить со своим подзащитным все нюансы, с тем, чтобы обвиняемый не находился в состоянии неизвестности, и не испытывал надежд, которые фактически никак не подкреплены.

Специфика деятельности защитника в уголовном процессе с участием присяжных заседателей

Нюансы профессиональной работы адвоката в суде присяжных, зависят от специфики решений поставленных судом на этапе каждого судебного процесса.

К примеру, если обвиняемый выражает желание на участие в процессе присяжных, тогда защитник обязан подробно объяснить ему всё многообразие требований со стороны закона, надлежащих к исполнению.

Обвиняемый обязан понимать:

Имейте в виду! Следует понимать: если обвиняются сразу несколько человек, то наличие факта ходатайства, от одного из осуждаемых, с просьбой рассмотреть дело судом присяжных, автоматически распространяется и на прочих осуждаемых по делу. Они тоже будут привлекаться к судебному процессу с присяжными. Поэтому, данную ситуацию желательно предварительно обсудить между собой.

Адвокату не надо заниматься навязыванием подзащитному лицу своего суждения, относительно разумности/неразумности написания ходатайства, с просьбой рассмотреть его дело судом присяжных. Адвокату необходимо направить вектор внимания своего клиента на присутствие в его делах положительных нюансов, однозначно выгодных для их предоставления коллегии присяжных, например:

Слушание на предварительном этапе

В рамках данного слушания, адвокат должен уделять время на оспаривание предъявленных доказательств вины. Согласно тексту статьи 235 УПК РФ: в случае, когда доказательство исключается из дела, тогда на него невозможно будет ссылаться в суде присяжных и информировать присяжных о нём тоже нельзя.

Важно! Защитник, должен быть предельно мотивированным и уметь объяснить: по какой именно причине, те или иные доказательства, он считает недопустимыми; и в чём, по его мнению, нарушен закон в методах их получения.

Судопроизводство: на подготовительном этапе

Особенность подготовительной части судопроизводственного процесса, предполагающего наличие коллегии присяжных, состоит в проведении её в режиме двух ступеней:

На первой ступени осуществляется решение процедурных вопросов, которые не имеют никакого отношения к ведению присяжной коллегии. На данной ступени решается вопрос о возможности их участия в конкретном судебном уголовном процессе.

На этой ступени за адвокатом остаются все права, позволяющие осуществить: вызов новых свидетелей, различных экспертов и необходимых специалистов. За адвокатом сохраняются права: об истребовании письменной и вещественной доказательной базы; об исключении незаконных доказательств обвинения, которые были получены путём нарушения Уголовного кодекса и заявлению различных ходатайств, в частности, об отводах.

Содержание под стражей предполагает специальные условия по присутствию обвиняемого гражданина в судебном зале, а именно: его доставка в конвойном сопровождении; его присутствие в судебном зале, способом изолирования от всех присутствующих лиц.

Дело в том, что такое содержание и конвоирование могут действовать негативно на присяжных заседателей, прежде всего, с психологической точки зрения: это создаёт у них заведомо предвзятое отношение к обвиняемому лицу.

Такое содержание под стражей порождает неприятие виновного, ещё до вынесения ему обвинительного приговора. Даже при условии, что его вина ещё не доказана. Этот момент может существенно исказить впечатление присяжной коллегии от обвиняемого и, соответственно, спровоцировать их принятие несправедливого и необъективного решения.

К тому же, на мнение присяжных способны влиять разные внешние моменты, такие как: громкие выкрики обвиняемого, ругательства с его стороны, его поведение, внешность и способ держаться, обороты речи, грамотность речи, движения и многое другое.

Имейте в виду! Присяжные заседатели – это обычные люди, не имеющие опыта во всех нюансах юриспруденции. Они судят по чисто внешним характеристикам. Зная это, адвокат обязан максимально скорректировать, в положительную сторону, поведенческие и речевые особенности своего подзащитного.

Полностью освободить присяжную коллегию от предвзятого отношения, которое обусловлено конвоированием и удержанием под стражей, не представляется возможным. Ведь судом, с участием присяжной коллегии, разбираются сложные уголовные дела по обвинению граждан в совершении особо тяжких деяний.

Поэтому, надо стараться сокращать число заключённых, находящихся под стражей одномоментно в зале суда, когда рассматриваются дела с участием присяжных.

Следует стремиться к тому, чтобы при участии коллегии присяжных, брали под стражу лишь тех граждан, в отношении которых уже есть официальные на то обоснования, не учитывая исключительно лишь тяжесть совершённого ими преступления.

Это важно! В ситуации отрицательного вердикта относительно изменения меры пресечения со стороны присяжных, адвокату необходимо подать ходатайство повторно, с целью предъявления своего подзащитного, перед присяжной коллегией, без вооружённого конвоирования и наручников.

Именно на это ориентирована вся современная практика Судопроизводства Европы по защите человеческих прав. Суд Европы расценивает абсолютно недостаточным, лишь одноразовое рассмотрение судебным процессом вопросов о законности и обоснованности нахождения гражданина под конвоем, для защиты его прав. Европейский Суд чётко говорит о том, что каждый гражданин, содержащийся под стражей, обязан иметь законную возможность для возбуждения разбирательств, с целью оспорить законность своего нахождения под конвоем.

На второй ступени подготовительного этапа, в судебном заседании, осуществляется:

Отбор присяжных заседателей

От состава присяжной коллегии, напрямую зависит многое: прежде всего, справедливость итогового вердикта, относительно виновности/невиновности обвиняемого гражданина, а также решение о том, возможно ли снисхождение в отношении обвиняемого лица.

Важно! На этапе создания присяжной коллегии, адвокат и его клиент, наделены возможностью адресовать заседателям все интересующие их вопросы. Необходимость этих вопросов связана лишь с одной задачей: установить и понять, имеют ли заседатели какое-нибудь зависимое мнение, склоняющее их к виновности обвиняемого лица.

Согласно букве закона, вся система по формированию присяжной коллегии, обязана максимально гарантировать участие в ней беспристрастных, всецело разумных и справедливых граждан. Лиц, способных принять объективное решение, основанное исключительно на честности, объективности и принципиальности.

Если у присяжной коллегии сформируется зависимое мнение, это способствует созданию обвинительной установки уже на подсознательном уровне. Эта обвинительная установка находит своё проявление в том, что присяжные начинают активно слышать лишь обвиняющую сторону, по сути, полностью игнорируя аргументы адвоката.

Подобные предвзятые и необъективные настроения коллегии, на которые, в первую очередь и должен повлиять защитник в суде присяжных, свойственны следующей категории людей:

Вручив стороне защиты и обвинения списочные перечни с кандидатами в присяжные, суд обязан привести все разъяснение по правам и последствиям их игнорирования.

Следует понимать, что миссия адвоката, в момент формирования присяжной коллегии, заключается в его воздействии на членов её состава. Поэтому, во избежание несправедливого отношения к своему клиенту со стороны заседателей, адвокат обязан потребовать отводов тех кандидатов в присяжные, которые работают в правоохранительной сфере и, при этом, сделать отвод всем лояльным к правоохранителям гражданам.

Имейте в виду! Отсутствие заявления, с требованием отвода одного из присяжных, потом лишит адвоката права ссылаться на проявленную предубеждённость этого присяжного заседателя. При заявлении мотивированного отвода, защита в суде присяжных обязана уделять внимание непосредственно мотиву, сформировав его в конкретной и чёткой форме. Это убеждает председательствующего суда в важности его положительного решения.

Следует понимать, что отсутствие чётко сформулированных требований к списку кандидатов в присяжные, наверняка приведёт к упрощению содержания списка, и к минимизации информирования адвоката о данных лицах. Поэтому, скупость информации о личности, помешает адвокату и его подзащитному качественно провести подготовку к устному опросу и сделать заключение о качестве личности каждого из кандидатов в коллегию присяжных.

Очевидные изъяны в процессе по формированию коллегии присяжных

Адвокат не имеет других методов, чтобы получить сведения о каждом члене присяжной коллегии, в отличие от обвинителя: благодаря государственным полномочиям, обвинитель обладает гораздо большей палитрой возможностей.

Соответственно, обладая одинаковыми, со стороной обвинения, юридическими правами в процессе формирования присяжной коллегии, защитник, при этом, не имеет равных возможностей для их применения.

Явные изъяны в процедуре по формированию присяжной коллегии заключаются ещё и в том, что у адвоката и подзащитного не хватает достаточного времени, для детального и последовательного подготовительного периода к предстоящему ознакомлению с кандидатами в присяжную коллегию.

Защита в суде присяжных не обладает достаточным временем, чтобы обдумать и подготовиться к мотивированным/немотивированным отводам заседателей. Существующая практика судебных процессов по уголовным делам говорит о том, что для осуществления подобных, фундаментальных по значимости, действий, адвокату выделяется совсем короткий временной отрезок, практически рассчитанный поминутно.

Зачастую, именно поэтому, кандидаты в члены присяжной коллегии, предъявляют о своей персоне неправдивые и недействительные сведения: это может служить причиной для отмены решения суда.

Обратите внимание! Для сравнения будет любопытным ознакомиться с тем, как отбирают членов в присяжную коллегию в Америке. В США, для того, чтобы осуществить подбор достойных членов присяжной коллегии, вместе с юристами работают консультанты. Они пользуются, для отбора присяжных заседателей, современными и хорошо зарекомендованными научными тактиками и методиками.

С целью получить конкретную информацию о личностных характеристиках членов присяжной коллегии, адвокат изучает анкеты, заполненные кандидатами, чтобы задать им вопросы, которые у него возникнут (УПК РФ ст. 328).

Действия адвоката при неудовлетворении кандидатами в присяжные заседатели

В том случае, когда адвокатом, после изучения анкет, заданы вопросы и получены на них явно неудовлетворяющие ответы, защита в суде присяжных, и его подзащитный, должны осуществить подачу мотивированного ходатайства об отводах. Адвокат и обвиняемый также имеют право на немотивированный отвод.

Присяжных заседателей должно быть не меньше двадцати человек. В случае если после мотивированных отводов, их остаётся более 14-ти, тогда право на немотивированный отвод первым получает сторона государственного обвинения, а лишь затем – защита.

Согласно УПК РФ ст. 330, защитник имеет право на ходатайство о полном роспуске всей коллегии присяжных лишь в том случае, когда полагает, что уровень сложности рассматриваемого дела не соответствует уровню объективности представленных присяжных.

Такое ходатайство всегда подробно обговаривается в комнате для совещаний и, затем, судом либо удовлетворяется, либо нет.

Важно! Адвокатское ходатайство может быть заявлено строго до присяги присяжных.

Защитник обязан строго прослеживать, чтобы в числе отводимых присяжных заседателей, были:

Судебное следствие

При судебном следствии в суде присяжных, в отличие от обычного суда, особое внимание уделяется психологическому контакту с присяжными. Поэтому, играет огромную роль способность адвоката к красноречию и знанию определённых психологических приёмов. Только лишь эти навыки, проявленные в суде присяжных, смогут реально помочь подсудимому.

Поэтому защитник обязан детально заняться изучением материалов уголовного дела, с конкретной целью:

Защитник обязан подтвердить объективность своих заявлений с помощью доказательств, собранных им в соответствии со ст. 86 УПК РФ.

По ходу судебного разбирательства, в присутствии присяжных, изучаются лишь те доказательства, с помощью которых решаются главные вопросы о фактической стороне виновности:

После постановки главного вопроса о вине подсудимого, адвокат ставит частные вопросы, касающиеся степени виновности, или изменения её характера. Это может вести к оправданию подсудимого.

Имейте в виду! Чтобы у коллегии присяжных и судьи было сформировано верное внутреннее убеждение по всем вопросам защитника, они должны понимать позицию защиты уже с самого начала судебного процесса. Для этого, адвокат обязан провести подготовку с подзащитным: чтобы он, в начале суда, кратко и чётко обозначил суть позиции защиты. Первое впечатление от обвиняемого в зале суда – очень стойкое и важное, для завоевания доверия и расположения коллегии присяжных к нему.

На суде очень важен принцип состязательности: исследование и оценка доказательной базы присяжными происходит исключительно в режиме состязания сторон защиты и обвинения.

Участие адвоката в судебном процессе заключается в 2-х этапах: каждый такой этап подразумевает свой предмет доказывания и свой круг возможной доказательной базы.

Любое судебное следствие берёт своё начало во вступительных заявлениях адвоката и обвинителя. Это необходимо, прежде всего, для присяжных: чтобы они имели представление одновременно, как о концепции обвинителя, так и о концепции защитника.

Важно! Заявление адвоката должно состоять из 2-х частей: обозначение, ранее согласованной с подзащитным, позиции по предъявленному обвинению и предложения, касающиеся судебного порядка исследования доказательной базы. Соответственно, в отличие от обычного суда, в суде с присяжными адвокат должен обозначить свою позицию по предъявленному обвинению.

Миссия, по соблюдению процедуры исследования доказательной базы, возлагается на председательствующего судью: он обязан убирать из исследования доказательства, хоть и имеющие отношение к делу, но явно выходящие за полномочия присяжных заседателей.

Категорически запрещено, в судебном процессе, подвергать исследованию: факты предыдущей судимости обвиняемого, признания его алкоголиком и наркоманом, чтобы не вызывать у присяжных негативного отношения к подсудимому.

В задачу коллегии присяжных входит лишь исследование доказательств вины подсудимого в совершении данного конкретного преступления. Поэтому, информация о подсудимом должна исследоваться присяжными исключительно в той мере, в какой она необходима им для понимания признаков состава данного преступления, в совершении которого он обвиняется в настоящий момент времени.

Все нюансы судебного производства, в суде с присяжными заседателями, регламентируются ст. 335 УПК РФ.

При присяжных заседателях, не следует разбирать решения по процессуальным моментам, таким как: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого лица.

В присутствии присяжных не следует заниматься обсуждением и разрешением вопросов и ходатайств, нацеленных на обеспечение условий судебного производства: привод потерпевших, меры пресечения, отводы участников процесса и т.д.

Одним словом, категорически запрещается обсуждать вопросы, которые не касаются присяжных напрямую и могут спровоцировать их искажённое и необъективное восприятие обвиняемого.

Судебные прения

Прения в суде, с участием присяжных заседателей, имеют свои особенности. Прежде всего, это деление процесса прений на два уровня, в зависимости от компенсации коллегии присяжных и профессионального судьи, при рассмотрении уголовного дела.

Первый уровень прений ориентирован, исключительно лишь на вопросы, которые входят в компетенцию коллегии присяжных, а именно: на доказанность деяния обвиняемого, доказанность факта совершения преступления и его вины в этом деянии.

В случае признания подсудимого виновным, стороны на этом уровне осуществляют рассмотрение вопросов, касающихся возможного признания обвиняемого заслуживающим снисхождения.

Важная информация! Имеется понятие запрета на придание огласки отрицательных личностных характеристик обвиняемого (к примеру, о его бывшей судимости, алкоголизме и др.). К сожалению, этот запрет, со стороны обвинительной стороны, часто бывает нарушен. Адвокат должен реагировать на это не просто возмущением, а путём напоминания присяжным заседателям о том, что даже в мелочах обвинение занимается нарушением закона, относясь к нему без уважения.

Защитнику не надо слишком уж увлекаться и представлять подзащитного гражданина, чуть ли ни в образе «ангела». Адвокат должен объективно, без лишних эмоций, обрисовать более или менее реальную картину: именно это может вызвать доверие со стороны присяжных заседателей.

Коллизионная защита

К важным особенностям защиты в суде присяжных относится коллизионная защита. Коллизионная защита – это когда существует несколько обвиняемых и, при этом, их позиции диаметральны друг другу.

В этом случае требуется осознавать древнюю заповедь, которая гласит: «не обвинять, защищая».

Самые острые моменты в состязательном уголовном процессе в суде с участием присяжных, для коллизионной защиты могут возникнуть, когда, на основании улик, каждый обвиняемый, отрицая свою вину, накладывает её на другого обвиняемого, как бы оговаривая его. Тогда у присяжных может создаться уверенность, что каждый их обвиняемых признался в вине за другого обвиняемого.

В суде, с участием присяжных, нельзя задавать допрашиваемым вопросы, направленные на выяснение обстоятельств, которые изобличают обвиняемого в незаконном деянии, либо направленных на отягощение меры его ответственности.

Каждая постановка вопроса – это, по сути, самостоятельный судебный этап. В.К. Случевский дал чёткое определение этому этапу, назвав его «решительным моментом процесса».

Важная информация! По результатам кассационной истории, в 2005 году, главной основой для отмены многих судебных решений, вынесенных судом в присутствии присяжных, является неграмотное и искажённое формирование вопросного листа председательствующим судьёй.

Именно этот этап имеет огромное значение: он подготавливает присяжных заседателей к исполнению их функций, выражающихся в формулировании ответа на главный вопрос: подсудимый виновен или не виновен?

Судья не имеет права отказать обвиняемому и его адвокату в постановке вопросов о присутствии в уголовном деле конкретных обстоятельств, которые могут исключить вину подсудимого за деяние, либо влекущих за собой его ответственность за менее тяжкое деяние.

Второй этап судебного разбирательства, в суде присяжных, отличается тем, что на нём, уже без присутствия коллегии присяжных заседателей, обсуждаются последствия вынесенного решения.

В зависимости от того, последствия какого именно вердикта (обвинительного или оправдательного) обсуждаются, зависят и вопросы, в обсуждении которых участвуют адвокат и обвинитель.

Имейте в виду! При оправдательном решении коллегии присяжных, исследованию и обсуждению подлежит лишь круг таких вопросов, как: распределение судебных издержек и судьба вещественных доказательств. При обвинительном приговоре, председательствующий судья обязан обеспечить стороны возможностью изучать доказательства, которые не могут быть исследованы в присутствии присяжных; высказаться о содержании состава преступления в деянии, которое присяжные признали доказанным и т.д.

В продолжение прений, защита и обвинение затрагивают различные вопросы права, которые подлежат разрешению при вынесении приговора. Но, при этом, обе стороны не имеют никакого права сомневаться и критиковать решение, принятое коллегией присяжных заседателей.

Резюме

Исходя из всего вышесказанного, особенности защиты в суде присяжных обусловлены тем, что вопросы факта решают присяжные заседатели совершенно самостоятельно. В то время, как вопросы юридической квалификации, на основании этих фактов, установленных коллегией присяжных, решаются судьёй, который председательствует по конкретному уголовному делу.

Соответственно, роль защитника в суде присяжных качественно исполнима лишь при отличном знании адвокатом всего процессуального порядка судебного процесса с участием коллегии присяжных заседателей, его отменных способностей к ораторскому искусству, психологическим познаниям и многому другому, что должно быть в арсенале рабочих средств настоящего защитника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *