Чем занимается продукт менеджер
Кто такой продакт-менеджер: объясняем на гифках
Ксения Суворова на гифках рассказывает о том, кто такой продакт-менеджер.
Профессия продакта появилась на рынке не так давно. Каких-то пять лет назад это был «неопознанный лосось» в digital-мире. Сейчас без продакт-менеджера или руководителя продукта не представляют себе жизни большинство стартапов, бизнесов и вообще весь мир ИТ.
Поэтому решили помочь разобраться в обязанностях продакта с помощью гифок.
курс
Product
manager
Продакт — руководитель
Когда продакт-менеджеров не было, отношения между заказчиком и разработкой или дизайн-отделом выглядели часто так:
Теперь есть арбитр — продакт, который с легкостью делает вот так:
Чтобы вместо первой гифки получалась вторая, необходимо знать множество нюансов:
Продакт — заказчик и исполнитель
Если задачи ставятся неправильно или никто не следит за их исполнением; если о гибких методологиях даже не слышали; если неприоритетные задачи делаются быстрее и лучше, чем действительно важные, то вот что происходит:
Руководитель продукта должен понимать всю ответственность за свои действия. Потому что её несёт не разработчик, не дизайнер и тем более не отдел маркетинга. Просто представьте, что ваша команда в работе над продуктом — это они:
Ну вот как таких обидишь? Это первое… А второе — конечно, разработчик может сам поставить задачи и решить их как хочет и когда хочет. Но тогда о слове «приоритет» можно забыть. Такая же история и с дизайнером, когда стремление «покреативить» перевешивает пользу, пользовательскую историю, удобство и цели, которые стоят перед задачей.
Продакт — не разработчик, не дизайнер, не тестировщик, не маркетолог
Кто такой разработчик? Когда ему приходится править чужой код, или php в очередной раз тянет совершить самоубийство, или вёрстка поехала, потому что семантика кривая, или когда поставили задачу и выделили на неё в три раза меньше необходимого времени. Тогда разработчик выглядит вот так:
Задача продакта — сделать продукт крутым и не расстраивать разработчика, ставя правильно задачи, распределяя время и обозначая приоритеты. Иначе будет мало фич и множество неисправленных багов.
Дизайнер чаще всего напоминает нам вот эту гифку. Покреативить не дают, а хочется. Или покреативил и увидел результат:
Дизайнеры тоже люди. Но иногда креатив или стремление сделать «вот так» в обход пользовательской истории, дружелюбного интерфейса или задачи, стоящей перед баннером — перевешивает. Чтобы такого не случилось, продакт должен понимать, что, как и зачем происходит. Почему и как можно делать, где нужен креатив, а где всё же во главе угла — пользователь или маркетинговые цели.
Тестировщик в конце рабочего дня, а иногда и в начале и даже в середине выглядит вот так:
Тестировщик находит баги даже там, где их чисто теоретически быть не может. Это его работа. А работа продакта — решить, какие баги с пометкой «критикал», а какие — терпят, и о них можно забыть.
Ничто лучше не иллюстрирует маркетолога, чем эта гифка:
Сказка про Буриданова осла, стоящего перед двумя одинаковыми кучками сена — правда. Только в условиях ограниченного бюджета, сил разработки и количестве задач маркетолог становится несчастным человеком, не могущим выбрать за что взяться.
Чтобы этого не происходило, продакт должен понимать, как привлекается трафик, совершается лидогенерация. Поэтому стремление продакта сделать жизнь маркетолога проще, наладить процесс анализа эффективности, настроить определённые параметры в CRM и так далее. Продакт — это и о маркетинге тоже.
Возьмём пример: появился Яндекс.Дзен, маркетолог решает попробовать новый инструмент, но видит требования к RSS, теряется и бежит к продакту. Продакт должен понимать, как важно привлечение нового трафика и он даёт задачу отделу разработки переделать RSS под требования нового сервиса Яндекса. Вуаля, пара часов работы с задачей с пометкой «срочно», и через два дня трафик вырастает.
Именно всё это вместе и творит магию. Вот так:
Продукт-менеджер: роль в бизнесе, функции, качества, мышление и деньги
Не совсем новая, но очень популярная в настоящее время профессия продукт-менеджера для многих до сих пор содержит ряд неопределенностей: непонятно, что делают все эти люди, что они должны знать и уметь, как правильно мыслить и сколько зарабатывают те, кто делает свою работу на отлично.
У нас в Humathèq есть свои продукт-менеджеры, а также при разработке новых продуктов мы вынуждены «ставить» институт продукт-менеджмента в компаниях клиентов, иначе создаваемые продукты не будут иметь будущего. При этом, работая с изначально продвинутыми заказчиками, мы сталкиваемся с сильными продукт-менеджерами уже на этапе пресэйла.
На основе нашего опыта делюсь с вами информацией о продукт-менеджерах, которая, полагаю, будет полезна самим продукт-менеджерам, тем, кто хочет ими стать, HR-ам и CEO, которые их ищут и нанимают.
Продукт-менеджер обеспечивает успех продуктов, которыми он управляет.
Продукт-менеджер формирует ассортимент своей продуктовой группы, исследует и анализирует потребности целевых клиентов и пользователей, разрабатывает концепции и организует разработку новых продуктов, управляет жизненным циклом производимых продуктов, выводит из ассортимента устаревшие продукты, управляет ценовой политикой своей продуктовой группы, определяет методы продвижения и продаж своих продуктов.
Роль продукт-менеджера есть в каждой компании, независимо от её размера и возраста. В небольших компаниях роль продукт-менеджера чаще всего берет на себя собственник.
Однако, на определенном этапе роста, когда собственник теряет возможность “тянуть” роль продукт-менеджера, она (роль) размывается внутри команды, в результате чего теряется центр продуктовой компетенции и ответственности.
А, следовательно, и пропадает роль продукт-менеджера:, в результате быстро теряют актуальность существующие продукты, новые продукты практически не появляются, а если и появляются, то, как правило не взлетают.
Ведь теперь за продукт никто не отвечает, у него нет владельца.
И здесь появляются наёмные продукт-менеджеры.
Продукт-менеджер, как роль и компетенция, нужны всем компаниям. При этом, такая позиция должна появляться лишь в тех компаниях, которые до этого осознанно доросли, или, как это бывает чаще, переросли.
1. Продукт-менеджер управляет всеми процессами, связанными с продуктовым направлением: исследованиями аналогов и тенденций рынка, разработками и модификациями продуктов, продвижением своего продуктового направления на рынке.
2. Анализирует развитие продуктов и изменение продуктовых метрик: объемов продаж, рентабельности, оборачиваемости, сервисных обращений, возвратов.
3. Запрашивает, получает и анализирует информацию от отделов продаж, маркетинга, дистрибьюторов, служб сервиса с целью получения сведений о тенденциях и потребностях рынка, ошибках и неисправностях продуктов, действиях конкурентов в рамках продуктового направления.
4. Разрабатывает стратегии маркетинга, прогнозирует прибыльность продуктов и продуктового направления, окупаемость разработок / модификации, совместно с отделами маркетинга и продаж планирует продвижение и продажи.
5. Отслеживает ассортимент, технологии и функциональные возможности продуктов конкурентов.
6. Определяет для специалистов по маркетингу и продажам каналы сбыта, условия продаж, новые сферы применения продуктов своей группы.
7. Совместно с продавцами разрабатывает стратегию и тактику вывода новых продуктов на рынок, продаж, ценообразования.
8. Координирует работу своей команды (у продукт-менеджера могут быть ассистенты), контролирует трекинги разработок продуктов, процесс обучения и консультирования дилеров и дистрибьюторов.
9. Проводит исследования ёмкости потенциальных рынков, изучает потребности клиентов и пользователей, отслеживает инновации и лучшие практики в своей продуктовой области, оценивает возможности и риски на потенциальных и охваченных рынках.
10. Отвечает за выполнение целевых бюджетов и достижение запланированных показателей доходности продуктового направления.
11. Участвует в формировании технических требований и технических заданий на разработку, и модификацию продуктов, составляет требования, предъявляемые к разрабатываемым продуктам.
12. Осуществляет приёмку результатов разработки, контролирует процесс устранения несоответствий, обнаруженных в процессе разработки.
13. Контролирует жизненный цикл каждого своего продукта, проводит своевременное обновление продуктов, обеспечивает непрерывное совершенствование продуктов.
14. Оценивает экономическую эффективность продуктового направления, своевременно выводит из ассортимента невостребованные и устаревшие продукты.
15. Проводит адаптацию эксплуатационных характеристик продуктов с учётом технических и других региональных стандартов, национально-культурных особенностей рынков присутствия.
16. Ведёт технические файлы и файлы менеджмента рисков для каждого продукта и отвечает за корректное и своевременное ведение и внесение информации в данные документы всеми ответственными сотрудниками.
. фактически, это должностная инструкция настоящего продукт-менеджера.
Кто такой продакт-менеджер и как им стать, если хочешь создавать крутые продукты
В России ещё не все понимают, кто такой продакт-менеджер. В этой статье я вместе с действующими продактами расскажу, чем занимается продакт-менеджер в ИТ и как им стать.
Продакт-менеджер «ведёт» продукт (или часть продукта) и отвечает за его успех. В ИТ продуктом может быть сервис, платформа, мобильное приложение, профессиональный софт — всё, что удовлетворяет потребности и формирует опыт пользователя.
Предположим, компания разработала и выпустила на рынок продукт — приложение по заказу еды на дом. Если пользователи довольны, акционеры получают прибыль, команда разработчиков не уволилась и продукт развивается, то это успех. Работа продакт-менеджера — «растить» продукт, удерживая баланс между задачами пользователя, задачами бизнеса и процессом разработки.
Пользователи решают с помощью продукта свои задачи, и они же обычно за него платят. Продакт-менеджер изучает, что нужно пользователям, чувствует рынок, определяет приоритетные функции продукта и его точки роста. Для этого он и его команда проводят качественный и количественный анализ, проверяют гипотезы, определяют ключевые преимущества продукта и стратегию его продвижения.
Продакт-менеджер — не эксперт, а исследователь: он разбирается в том, что нужно пользователям, какие у них «боли». Для этого продакт общается напрямую с пользователями, с сотрудниками службы поддержки, формулирует гипотезы и определяет, какие функции нужно добавить в продукт в первую очередь.
На старте команда выпускает версию продукта с минимальным функционалом (MVP — minimal viable product), чтобы сберечь ресурсы на разработку и быстро получить обратную связь. Если продукт развивается, то новые версии при возможности тестируются не на всех пользователях, а на их части. Пользователи взаимодействуют с продуктом, а продакт-менеджер анализирует количественные данные: сколько человек пользуются продуктом, насколько часто они к нему обращаются, какие функции задействует большинство пользователей. Проверка практикой показывает, какие гипотезы верны, а какие не оправдались.
Продукт — это всё, что создаёт опыт пользователя. Например, качество приложения по заказу еды на дом зависит не только от его функций, но и от того, удобно ли им пользоваться, насколько широк выбор блюд, долго ли ждать курьера. Изучая пользователей и их взаимодействие с продуктом, продакт-менеджер понимает, что улучшить в первую очередь: например, предложить комплексный рацион на день или изменить упаковку.
Продакт-менеджер понимает рынок, на котором работает продукт, чувствует, как этот рынок меняется, сравнивает продукт с конкурентами. Продакт-менеджер определяет, какие ключевые преимущества должен иметь продукт и как его продвигать. После изучения рынка из первоначальной идеи может получиться совершенно новый продукт.
Oyster Kit начинался с того, что основатели хотели сделать курсы по программированию для детей. Ещё на стадии проработки идеи мы поняли, что для этого нет того рынка, каким мы его представляли. Потом стали рассматривать рынок ЕГЭ, там тоже не увидели перспектив для себя. В результате мы придумали наборы для детей от 4 лет для знакомства с миром профессий. Это коробка с обучающими заданиями и разными предметами, например, с врачебным стетоскопом или с берестяной грамотой. Ребёнок выполняет задания, приближенные к реальности, и понимает, чем занимается врач, художник или археолог и др. С кем бы мы ни тестировали эту идею, всем она нравилась – и пользователям, и методистам. Сначала мы предполагали, что это будет онлайн-курс, а коробка – премиальный бонус за дополнительные деньги. Но выяснилось, что за онлайн-курс родители не готовы платить, а вот коробка с интересными предметами, которую можно потрогать, им нравится. Сейчас проект вышел на американский рынок: для России цена коробки слишком высокая.
Пользователи могут быть счастливы, а бизнес – не очень. С точки зрения бизнеса, развитие продукта должно вписываться в стратегию компании и приносить измеримые результаты: прибыль, продажи, рост доли рынка. Продакт-менеджер отвечает перед руководителями и владельцами бизнеса за то, чтобы инвестиции в продукт возвращались, а развитие продукта развивало компанию.
Продакт-менеджер знает, как формируется прибыль, на старте оценивает доходность бизнес-идеи, в дальнейшем рассчитывает, сколько продукт приносит компании. Эффективный продакт-менеджер понимает экономику продукта (юнит-экономику) и определяет, как его монетизировать, кто и за что будет платить. Продавать можно сам продукт, услуги, подписку, рекламу. Опираясь на расчёты и не забывая о стратегии компании, продакт-менеджер защищает перед менеджерами и акционерами решения о развитии продукта.
Ключевые метрики, на которые мы ориентируемся — аудитория и деньги. Работа продакт-менеджера — делать жизнь лучше для пользователей и зарабатывать деньги для компании.
Продакт-менеджер определяет идеологию процесса разработки продукта. Правильно, когда дизайнеры и разработчики понимают, что и зачем они делают, а продакт-менеджер учитывает их ограничения.
За рабочий процесс и выполнение конкретных задач отвечает проджект-менеджер (тим-лид). Продакт-менеджер отвечает за то, как развивается его продукт, зачем что-то нужно или не нужно делать. Команда дизайнеров и программистов ограничена по ресурсам, по срокам, по компетенциям. Команда может работать сразу над несколькими продуктами. Продакт-менеджер учитывает эти ограничения, но направляет работу команды в правильном направлении. Если требуется, привлекает новых исполнителей. Поэтому продакт-менеджер должен уметь договариваться, убеждать, мотивировать команду, при этом понимать рабочий процесс и не требовать невозможного.
У каждого есть свой vision: разработчик думает по-своему, дизайнер по-другому, а моя задача — принять решение и по возможности никого не обидеть. Поэтому нужно уметь общаться, иметь лидерские качества, уметь обосновывать свои решения.
Кроме того, участники команды смотрят на то, насколько комфортно с тобой работать и какой продукт мы делаем. Я работала в компаниях, где сотрудникам было важно, чтобы их продукты делали мир лучше.
В Яндексе есть общий flow, в котором все двигаются. Когда ты работаешь с умными людьми, понятие «ставить задачу» не работает. Есть общие цели, инициатива по конкретным фичам чаще идёт от меня как от продакта, а потом включается коллективный разум.
Продакт-менеджер «живёт» продуктом, понимает и развивает его, удерживая фокус внимания на бизнесе, пользователях и разработке. Успешный продукт, в отличие от успешного проекта, не заканчивается, а начинается и долго живёт. Поэтому продакт-менеджер постоянно ведёт продукт вперёд.
У меня есть своя метафора работы продакт-менеджера: продуктовый спиннер. Есть взаимозависимые блоки: продукт, пользователи, компания, продуктовая команда. Эти блоки связаны между собой по кругу: продукт создаёт ценность для пользователей, пользователи приносят доход компании, компания платит зарплату команде, а команда развивает продукт. Продакт-менеджер отвечает за то, чтобы всё работало: вращает этот спиннер и устраняет затыки. Если какая-то связь нарушается, то только продакт может её наладить, потому что кроме него никто не владеет всей картиной по своему продукту в целом.
В России разные компании могут по-разному видеть роль продакт-менеджера и зону его ответственности. Откликаясь на вакансию, нужно внимательно смотреть на то, чего ждут от кандидата. На собеседовании — спрашивать, кто в команде за что отвечает, как организованы рабочие процессы.
В качестве примера — требования из вакансии продакт-менеджера маркетплейса страховых продуктов для автовладельцев.
Работодатель ожидает, что кандидаты готовы:
Сложность профессии продакт-менеджера определяет высокие ожидания к кандидату на эту позицию. Многие навыки можно приобрести достаточно быстро. Но есть качества, которые изначально заложены в характере человека или формируются за счёт длительной работы над собой. Опрошенные продакт-менеджеры обратили внимание на психологическую устойчивость, умение принимать решения и эмпатию.
Я занималась спортом, где научилась преодолевать себя, принимать решения, спорить, слышать негатив в свой адрес. Иногда на работе бывает очень жарко: от тебя чего-то хотят инвесторы, другие продакты, пользователи, кто-то постоянно критикует твою работу, а ты и сам можешь сомневаться.
Кто такой продакт-менеджер: чем занимается и какие скиллы пригодятся в работе
Product manager — одна из самых популярных и высокооплачиваемых digital-профессий. Средняя зарплата опытного специалиста в России составляет 150–300 тысяч рублей. Крупные IT-компании готовы платить продактам до 500 000 рублей. Чем же занимается product manager?
В материале разберемся:
Решили освоить профессию продакта? Собрали лучшие курсы для продактов 2021 в нашем дайджесте:
Кто такой Product manager
Product manager отвечает за создание, выход на рынок нового продукта и его развитие в течение всего жизненного цикла. В IT продуктом может быть мобильное приложение, онлайн-сервис или же отдельная фича — функция в приложении или сервисе.
Product manager — связующее звено между командами разработки, маркетинга и продаж. Продакт изучает рынок, общается с клиентами, анализирует потребности целевой аудитории и определяет направление развития продукта. Например, какие фичи включить в план разработки и какую пользу принесут клиентам и компании.Онлайн-банк планирует разработать и выпустить на рынок мобильное приложение для инвестиций. За создание и развитие приложения отвечает Product manager. Он исследует приложения конкурентов, проводит глубинные интервью с пользователями, и на основе полученных данных создает MVP или разрабатывает продуктовую стратегию, а после релиза анализирует эффективность и собирает обратную связь от пользователей.
Какая цель у Product manager
Product manager следит, чтобы развитие продукта соответствовало стратегии компании и приносило измеримые результаты: новых клиентов, продажи, увеличение доли присутствия на рынке. Его главная цель — запускать продукты, которые будут пользоваться спросом у пользователей и приносить прибыль компании.
Цель запуска мобильного приложения по инвестированию — увеличение количества новых пользователей в приложении к концу года на 25% за счет создания бесплатного курса по финансам.
Какие основные задачи выполняет Product manager
В разных компаниях задачи Product manager могут значительно отличаться, но они всегда крутятся вокруг продукта: проведение исследований, общение с клиентами, тестирование гипотез и генерация идей. Мы собрали основные задачи продакта и поделили их на четыре направления.
Рассмотрим каждое направление более детально.
Исследование пользователей
Вероятность создать успешный продукт без понимания, кто ваши клиенты, практически равна нулю. Продакт должен знать, какие боли и потребности есть у пользователей, как они решают свои проблемы сейчас, и как помочь им делать это более эффективно. Если Product manager не исследует целевую аудиторию, есть шанс запустить продукт, который будет сильно оторван от реальных проблем клиентов и не будет востребован на рынке.
Чтобы фича, приложение или сервис пользовались спросом и приносили прибыль компании, Product manager проводит исследования и изучает пользователей. Инструменты для проведения исследований:
На основе проведенных исследований Product manager создает бэклог инициатив по улучшениям в существующем продукте или разрабатывает стратегию развития нового.
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Анализ рынка и разработка стратегии продукта
Product manager анализирует рынок и изучает опыт конкурентов, чтобы определить, какие решения и продукты уже существуют на рынке и насколько они востребованы. Анализ рынка помогает отстроиться от конкурентов и запускать продукты, которые лучше решают проблемы пользователей.
Инсайты, полученные в ходе исследований рынка и конкурентов, учитываются при формировании стратегии продукта. Чтобы сформулировать продуктовую стратегию, продакту нужно ответить на три вопроса: «Где мы сейчас?», «Куда идем?», «Как достигнем цели?»
«Где мы сейчас?» | «Куда идем?» | «Как достигнем цели?» |
Текущее состояние продукта. | Будущее состояние продукта. | Этапы создания продукта |
Product manager определяет: текущие бизнес-цели; проблемы и потребности клиентов; какие уже есть решения на рынке. | Product manager выбирает: модель монетизации продукта; ключевые показатели, по которым мы определим успешность запущенного продукта. | Product manager прописывает: основные этапы в работе над продуктом и даты релизов; бюджет и сроки реализации идей. |
Продуктовая стратегия сформулирована верно, если:
После создания продуктовой стратегии команды разработки приступают к реализации первой итерации продукта, а продакт следит за процессом разработки и направляет команды.
Управляет процессом разработки
Product manager не следит за разработкой напрямую, но принимает управленческие решения и руководит командой:
Разберем каждую задачу подробнее:
Формирование бэклога
Бэклог — документ, куда закидываются идеи по разработке фичей. Product manager вместе с командой разработки генерирует идеи фичей в продукте и заносит их в бэклог.
Приоритизация идей
Product manager определяет, над чем команда разработки будет работать в первую очередь и оценивает все идеи из бэклога по нескольким критериям:
Нельзя с уверенностью сказать, какая из идей окажется более эффективной. Решение всегда принимается в условиях неопределенности. Задача Product manager — снизить неопределенность с помощью полученных данных в ходе исследований.
Создание Road Map
Road Map — план с описанием задач по разработке фичей и сроками их реализации.
Когда команда разработки завершила работу над продуктом, наступает процесс релиза фичи на рынок и оценка её эффективности.
Анализ эффективности запущенного продукта
После запуска продукта Product manager рассказывает о новых фичах клиентам и собирает обратную связь от них, а также анализирует успешность запущенного продукта с помощью продуктовых метрик:
В улучшении продуктовых метрик помогут инструменты для коммуникации с пользователями:
Какие soft скилы должны быть у Product manager
Soft skills — гибкие, «мягкие» навыки или личные качества. Гибкие навыки помогают быстро обучаться, критически мыслить, организовывать работу команды и быстро адаптироваться к переменам. Такие качества особенно полезны для продакта, ведь он не занимается напрямую разработкой или дизайном, а организует процесс взаимодействия разработчиков и дизайнеров.
Критическое мышление
Когда Product manager генерирует идеи фичей, всегда есть соблазн реализовывать только те, что кажутся ему нужными и полезными, но личные убеждения — нерепрезентативные данные. Важно смотреть на гипотезы с критической точки зрения: находить не только сильные, но и слабые стороны в каждой идее.
Если директор компании говорит, что хочет создать мобильное приложение, Product manager должен ответить на вопросы:
Навыки критического мышления помогают решать только те задачи, которые ведут к достижению бизнес-целей. Без критического мышления есть риск создать продукт, который не нужен аудитории.
Инициативность и лидерство
Product manager — лидер, который умеет ставить задачи и мотивировать команду. Дизайнеры и разработчики понимают, что именно продакт принимает решения, и обращаются к нему по всем вопросам. Лидерские качества в тандеме с инициативностью помогают ему сплотить команду внутри продукта и исключить недопонимание.
Гибкость
В продуктовых компаниях приоритеты меняются ежедневно. Сегодня компания заинтересована в повышении качества продукта и популяризации бренда, завтра — в выходе на новый рынок.
Product manager должен оставаться гибким и легко переключаться между задачами, объективно оценивать результаты своей работы. Если продакт потратил много времени на разработку фичи, и она оказалась ненужной, он отказывается от нее и переходит к следующей.
Стрессоустойчивость
Часто в работе продакта возникают напряженные ситуации. Инвесторы требуют результатов, разработчики не успевают вовремя выполнить задачи, гипотезы не подтверждаются. Без стрессоустойчивости Product manager быстро «выгорит» на рабочем месте и не сможет качественно выполнять обязанности. Чтобы достичь успеха в профессии, продакт должен уметь абстрагироваться, адекватно воспринимать критику и избегать конфликтов.
Коммуникативные навыки
Работа Product manager на 70% состоит из коммуникаций с разными людьми: инвесторами, разработчиками, дизайнерами, клиентами. Чтобы со всеми находить общий язык, отстаивать идеи и добиваться поставленных задач, продакту нужны коммуникативные навыки.
Топ-менеджмент спустил задачу продакту, но она не соответствует целям компании и потребностям клиентов. Если взять ее в работу, компания рискует недополучить прибыль и потратить время на запуск не востребованного продукта. Чтобы избежать этих проблем, продакт должен уметь правильно выстраивать коммуникацию со стейкхолдерами, не бояться критиковать их мнение.
Какие hard скилы должны быть у Product manager
Hard skills — «жесткие» или технические навыки. У каждой профессии свой набор hard skills, у продакта это:
Знание основ веб-разработки
Product manager не должен уметь программировать, но понимание основ веб-разработки поможет ему выстраивать эффективную коммуникацию с разработчиками и планировать Road Map с учетом ограничений команды разработки.
Анализ данных
Продукты не существуют в вакууме. Они создаются, чтобы решать конкретные задачи целевой аудитории. Именно поэтому Product manager должен уметь анализировать рынок, исследовать пользователей и конкурентов. Желательно, чтобы у продакта был опыт проведения маркетинговых исследований.
Юнит-экономика
Юнит–экономика — инструмент для расчета прибыли с каждого пользователя. Юнит-экономика показывает, как разные фичи влияют на доход. Product manager использует Unit-экономику для поиска точек роста в продукте, которые могут улучшить рентабельность продукта.
Чем Product manager отличается от Project manager
Project Manager — это связующее звено между командой разработки и заказчиком. Менеджер проектов превращает идеи заказчика в понятные задачи для команды.
Основные отличия Product manager от Project manager:
Project manager | Product manager |
Не генерирует идеи по улучшениям в продукте. Создает план работы по реализации идеи. | Исследует пользователей, анализирует рынок, на основании полученных данных генерирует идеи для улучшения продукта. |
Действует в заранее обозначенных условиях: известен объем задач, согласованы сроки и бюджет, прописаны обязанности. | Никогда точно не знает, что должен делать, какая гипотеза окажется провальной, а какая принесет прибыль. |
Не думает об окупаемости, его задача — уложиться в согласованный бюджет. | Окупаемость стоит на первом месте. Постоянно ищет ответы на вопросы: Сколько мы потратим? Какую модель монетизации выбрать? Как привлекать пользователей? Как получить дополнительную прибыль? |
Действует в рамках проекта, который длится не более года. Задачи получает от владельца бизнеса или заказчиков. | Есть собственное видение, куда движется продукт и каким он станет через 1−3 года. Формулирует задачи и понимает, как они приближают продукт к цели. |
Думает о рисках и минимизирует их негативное влияние. | Думает о возможностях. Любая неопределенность — потенциальная возможность улучшить продукт. |
Чем Product manager отличается от Product marketing manager
Product marketing manager отвечает за адаптацию продукта на рынке. Его задача — объяснить ценность продукта конечным покупателям, сформулировать ценностное предложение и закрыть возражения, которые могут возникнуть перед покупкой.
Product marketing manager:
Основные отличия Product manager от Product marketing manager:
Product manager | Product marketing manager |
Фокусируется на том, как решить проблемы пользователей. | Ищет способы, как рассказать аудитории о придуманном решении, донести ценность. |
Развивает продукт с технической точки зрения. | Развивает продукт через позиционирование. |
Больше всего взаимодействует с командой разработки. | Больше всего взаимодействует с командами маркетинга и продаж. |
Product manager и Product marketing manager должны плотно взаимодействовать, чтобы создавать качественные продукты и правильно преподносить их целевой аудитории.
Чем занимается Product manager в Carrot quest
В Carrot quest продакты не закреплены за разработкой конкретной фичи. Все работают над улучшениями и придумывают гипотезы по всем направлениям, а Head of Product Дима Туровский приоритизирует разработку фичей и формирует бэклог с задачами для разработки.
Мы поговорили с Полиной Поспеловой и Константином Сосниным, продактами в Carrot quest, и узнали как устроен рабочий процесс продакта в наших командах.
Весь процесс по работе с фичей от идеи до релиза называется Product Discovery. У нас есть отдельная доска в Favro, где мы трекаем каждый этап.
Вся работа начинается с появления идеи по улучшению существующего продукта. Идеи приходят от запросов клиентов, исследований в продукте или просто от разговора с коллегами.
Появилась идея, ты включаешь критическое мышление и начинаешь ее оценивать: какую пользу она принесет клиентам и компании, какой с нее будет профит, будет ли она полезна всем пользователям?
В продуктовой команде есть отлаженный процесс по работе с реквестами от пользователей. Поддержка и продажи передают запросы от клиентов в специальный канал в Slack, продакты оценивают реквесты и отправляют самые важные в сервис для управления продуктом — Product Board. Сервис позволяет приоритизировать задачи по количеству запросов от клиентов и степени важности проблемы. Мы видим количество реквестов, понимаем, от клиентов из каких сегментов они. Исходя из этого принимаем решение, брать задачу в бэклог или нет.
После анализа и личного апрува от продакта, идея отправляется на обсуждение в Product Team.
Как только продакт оформил идею — набросал на бумаге MVP-версию фичи, прикинул профит и пользу от релиза — гипотеза закидывается в продуктовый канал в Slack #ProductPitch. В канале команда задает вопросы, фиксирует замечания к идее. Если идею одобрили, то дальше продакт готовит гипотезу к обсуждению с командой разработки.
Когда фича большая, и на ее разработку планируется потратить несколько спринтов, чтобы снизить неопределенность и продумать задачу более детально, мы собираемся с продуктовой командой и декомпозируем её. Как правило, задача декомпозируется в зависимости от пользовательских сценариев, и в рамках каждого клиентского пути расписываются функциональности фичи. Когда мы определились с полным списком функциональностей, определяем, что будет входить в MVP-версию продукта, которая точно принесет пользу нашим клиентам.
На этом этапе проходят встречи продактов с командой разработки и прорабатываются фичи. Чем лучше проработана фича, тем качественнее и легче пойдет процесс по её разработке.
У нас в чате долго не было возможности переноса строки. Мы давно хотели заняться этой фичей, но из-за большого потока больших и стратегически важных задач, благополучно про неё забыли. В какой-то момент я вспомнила про задачу с переносом и закинула её в #ProductPitch. Продуктовая команда одобрила фичу, и мы отправили её на груминг в разработку. На этом этапе мы рассказываем разработке, что за продукт мы хотим получить в итоге, какие работы пользователей он будет закрывать и обсуждаем, как будет работать фича. В случае с переносом строки мы решали, какие горячие клавиши будут переносить строку и так далее.
Планированием спринта и формированием бэклога занимается вся продуктовая команда, но решающее слово о том, какую задачу взять в спринт, принимает Head of Product. Спринт планируется в зависимости от загруженности команды разработки и их готовности брать новые задачи в работу.
На этом этапе команда разработки занимается фичей. Продакт подробно описывает задачу в Favro, на случай, если у разработчиков возникнут вопросы по её разработке.
Каждое утро мы собираемся на daily, где обсуждаем с разработкой, как идет процесс по подготовке фичи. На daily я могу ответить на вопросы разработчиков и помочь в решении некоторых задач. В целом, команда разработки самостоятельная, и я их никак не контролирую.
После запуска фичи наступает пострелизная работа:
Философия нашего продуктового подхода — мы хотим понять, какую работу делает пользователь с помощью нашего продукта, как помогают наши инструменты в достижении его задач. И, чтобы создать продукт, который будет закрывать работы пользователей, нужно, чтобы вся команда понимала для кого и почему делается продукт.
Хотите узнать больше подробностей про работу с продуктом в Carrot quest? Смотрите интервью Дмитрия Туровского (CPO) и Сергея Инкова (CTO) про принципы работы в команде продукта Carrot quest: как все устроено, из кого состоит команда, какие есть процессы и ритуалы.
Что еще почитать по теме
Product manager — специалист, который занимается выводом продукта на рынок и его последующим развитием. Продакт работает в тесном контакте с командой разработки, исследует рынок, общается со стейкхолдерами и конечными пользователями продукта.
К основным задачам Product manager относят:
— изучение поведения и болей пользователей;
— создание стратегии продукта;
— управление процессом разработки;
— анализ эффективности запущенного продукта.
Основная цель Product manager — создать продукт, который будет отвечать потребностям пользователей и принесет прибыль компании.
Product manager должен обладать soft- и hard-скиллами.
Soft skills:
— критическое мышление;
— инициативность и лидерство;
— гибкость;
— стрессоустойчивость;
— коммуникативные навыки.
Hard skills:
— основы веб-разработки;
— анализ данных;
— юнит-экономика.
Екатерина Дешина
Копирайтер
Александра Каменских
Знакомлю читателей блога Carrot quest с лучшими зарубежными материалами.