Чем занимается прокуратура в сша
Как устроена американская прокуратура
Генеральная прокуратура США
Прокуратура в США федерализирована и разделена на три не связанных друг с другом уровня
Окружная прокуратура. В каждом американском графстве есть свой прокурор, который осуществляет функции уголовного преследования в своем округе (графстве). В большинстве штатов окружной прокурор не назначается, а выбирается населением. Основной объем расследования выполняет полиция. Но у каждого местного прокурора есть свой небольшой следственный аппарат. В основном этот аппарат расследует дела о нарушениях закона в полиции или дела большого публичного звучания. В первую же очередь окружной прокурор — это государственный обвинитель и руководит обвинением в суде.
Генеральный прокурор штата. Во-первых, он не командует окружными прокурорами, они ему не подчинены. Во-вторых, он, как правило, осуществляет гособвинение только по узкой категории дел — например, природоохранное законодательство. В основном же он главный юрист штата — правая рука губернатора по юридическим вопросам, главный его консультант. И занимается в основном гражданско-правовыми вопросами, а не уголовным преследованием.
Федеральная прокуратура. Во главе стоит генеральный прокурор США. Называется он attorney general, или буквально — генеральный атторней. То есть поверенный. Он и выступает в первую очередь как юридический поверенный в делах правительства США и, соответственно, президента. У генерального прокурора и подчиненного ему аппарата три основные функции. Во-первых, представлять федеральное правительство в судах по искам, обращенным в федеральное правительство. Во-вторых, представлять юридические заключения по вопросам правоприменения президенту и членам его кабинета. В-третьих, функция уголовного преследования. Для исполнения этой функции в подчинении генерального прокурора США находится огромный аппарат. В первую очередь министерство юстиции, которое возглавляет генеральный прокурор. Американское министерство юстиции мало похоже по функциям на российское или аналогичные европейские ведомства. Собственно, министерство юстиции в США — это штаб-квартира генеральной прокуратуры. Через министерство юстиции генпрокурор управляет федеральными прокурорами США в федеральных судебных округах. Деление на округа не совпадает с делением на штаты, страна разбита на 94 федеральных судебных округа. Возглавляет каждый округ должностное лицо, подчиненное генпрокурору и именуемое «прокурор США».
При этом вертикаль федеральной прокуратуры никак не связана с региональной прокуратурой — окружные прокуроры никак не подчиняются прокурорам США и генеральному прокурору. Они просто занимаются разными делами.
В системе федеральной прокуратуры есть свои органы расследования, в том числе и такое, как…
Василий Власихин, «Эксперт» №24 (518)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
К вопросу о правовом положении прокуратуры в зарубежных странах на примере США *
Сафонова Татьяна Юрьевна, ассистент кафедры права и правоохранительной деятельности ФГОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки».
В статье анализируется правовое положение прокуратуры как государственного органа и ее развитие в зарубежных странах на примере США.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, законодатель, судебная власть, государственный орган.
The article analyses the legal status of procuracy as a public body and its development in foreign countries, as an example of the USA.
Key words: procuracy, procuracy supervision, legislator, judicial authority, state structure.
В настоящее время выделяют четыре модели прокуратуры в зависимости от роли и места в системе государственной власти и от выполняемых ею задач и функций.
Первая модель включает такие страны, как США, Франция, Израиль и т.д. В данных государствах прокуратура входит в состав министерства юстиции, но при этом относится к органам правосудия и действует при судах, а прокуроры принадлежат к судейскому корпусу.
См.: Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом государстве: Учебник / Под ред. А.Я. Сухарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 152.
См.: Там же. С. 152.
Рассмотрим организацию и деятельность органов прокуратуры на примере атторнейской службы Соединенных Штатов Америки.
Рассматривая органы отдельных государств, выполняющие функции прокуратуры, будем употреблять именно термин «прокуратура», но при этом не забывая о реальном названии данного органа в конкретном государстве.
Атторнейская служба в США не имеет строгой централизации и соподчиненности: на уровне штатов в целях координации действует Национальная ассоциация окружных атторнеев (НАОА). Генеральный прокурор в США назначается Президентом «по совету и с согласия» Верховной палаты Конгресса США (Сената) и в его непосредственном введении находятся:
См.: Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом государстве. С. 157.
К функциям государственной атторнейской службы относятся следующие.
Важно в заключение рассмотрения этой функции заметить, что в США, где прокуратура включена в систему органов министерства юстиции, где у нее нет жесткой централизации и иерархии, в то же время Генеральный атторней обладает правом законотворчества (правотворчества). Акты Генерального атторнея подлежат обязательному применению и исполнению не только службами, которые ему подконтрольны, но и всеми субъектами права, если данные правовые акты внесены в Свод законов США.
Рассматривая же прокуратуру США, важно подчеркнуть, что постоянное участие атторнеев в судопроизводстве нередко определяющим образом влияет на решение суда, устанавливающего прецедент как норму общего права.
Расследование на предварительной стадии и оперативно-розыскные действия выполняют, в свою очередь, ФБР и иные органы расследования Министерства юстиции. В данном случае для полного отражения правового статуса Генерального атторнея необходимо заметить, что он имеет право привлекать другие федеральные органы расследования для организации работы по борьбе с преступностью на определенных направлениях, давая всем этим органам указания, обязательные для исполнения.
Если расследование проводилось другими федеральными органами, в соответствии с их компетентностью, то материалы дел поступают в Министерство юстиции, где решается вопрос о достаточности доказательств и о дальнейшем направлении дел. По наиболее важным уголовным делам процессуальные решения, такие, как, например, возбуждение уголовного дела, передача материалов дела суду, поддержание государственного обвинения, находятся под контролем соответствующих подразделений министерства юстиции.
На основании вышеизложенного можно сказать о том, что:
При проведении анализа первой мировой модели организации и деятельности прокуратуры мы уделили повышенное внимание США, так как по форме государственного устройства, типу рыночной экономики, размерам территории, численности и многонациональности населения и иным характерным признакам они сходны с Россией.
Как устроена американская прокуратура
Прокуратура в США федерализирована и разделена на три не связанных друг с другом уровня
Федеральная прокуратура. Во главе стоит генеральный прокурор США. Называется он attorney general, или буквально — генеральный атторней. То есть поверенный. Он и выступает в первую очередь как юридический поверенный в делах правительства США и, соответственно, президента. У генерального прокурора и подчиненного ему аппарата три основные функции. Во-первых, представлять федеральное правительство в судах по искам, обращенным в федеральное правительство. Во-вторых, представлять юридические заключения по вопросам правоприменения президенту и членам его кабинета. В-третьих, функция уголовного преследования. Для исполнения этой функции в подчинении генерального прокурора США находится огромный аппарат. В первую очередь министерство юстиции, которое возглавляет генеральный прокурор. Американское министерство юстиции мало похоже по функциям на российское или аналогичные европейские ведомства. Собственно, министерство юстиции в США — это штаб-квартира генеральной прокуратуры. Через министерство юстиции генпрокурор управляет федеральными прокурорами США в федеральных судебных округах. Деление на округа не совпадает с делением на штаты, страна разбита на 94 федеральных судебных округа. Возглавляет каждый округ должностное лицо, подчиненное генпрокурору и именуемое «прокурор США».
При этом вертикаль федеральной прокуратуры никак не связана с региональной прокуратурой — окружные прокуроры никак не подчиняются прокурорам США и генеральному прокурору. Они просто занимаются разными делами.
В системе федеральной прокуратуры есть свои органы расследования, в том числе и такое, как ФБР. ФБР — подразделение министерства юстиции, а директор ФБР непосредственно подчиняется генеральному прокурору. Впрочем, ФБР — это только один силовой орган, подчиненный министерству юстиции. Кроме ФБР министерству юстиции подчинена служба маршалов США (судебные исполнители), администрация по применению законов о наркотиках, бюро по контролю за исполнением законов об алкогольных напитках, табачных изделиях и взрывчатых веществах. Раньше еще была служба иммиграции и натурализации, но она сейчас передана в созданное министерство внутренних дел.
Однако следственные органы есть не только у министерства юстиции. Свои структуры, обладающие правом следствия и задержания, есть и у других министерств. В первую очередь самая значимая в современной Америке следственная служба — служба внутренних доходов, входящая в состав министерства финансов США. Всего на федеральном уровне около пятидесяти следственных ведомств (своя следственная служба есть, например, у американской почты).
Однако материалы для возбуждения уголовного дела и поддержания обвинения в суде эти следственные органы передают в министерство юстиции.
Прокуратура в США
Структура и роль деятельности прокуратуры США
В качестве прокуратуры в США выступает исполнительно-распорядительный орган, у которого нет точного аналога в ряде правовых структур иных государств. Как институт исполнительной власти, данная служба занимается осуществлением не только аналогичных с иными странами полномочий относительно уголовного преследования, но и дает консультации правительству относительно правовых вопросов, представляет его интересы в суде, следит за исполнением закона. Это обусловило то, что для государственного атторнея допустимо выступать в качестве адвоката в гражданских делах и в качестве обвинителя в ряде уголовных дел. Помимо этого, для данной службы свойственно управлять тюрьмами и курировать дела иммигрантов. Ее работники работают в качестве следователей и сыскных агентов. В поле введения Генерального атторнея США находится и политический сыск и контрразведка.
Также как и суд, прокуратура осуществляет деятельность на трех этапах. Для каждого этапа характерно то, что отношения внутренней субординации обозначены принципом подчинения прокуроров более низкого ранга вышестоящим.
Особенности работы федерального уровня прокуратуры США
Федеральный уровень напрямую связан с возглавляемым Генеральным атторнеем Департаментом юстиции США и подчиненными ему окружными прокурорами, которые назначаются в каждом судебном округе.
В США всего 94 судебных округа.
Основой для работы федеральной атторнейской службы служат законы, которые принимает Конгресс США. Главу службы на должность назначает Президент США, имея при этом согласие Сената США. Срок службы – 4 года. Для сотрудников его аппарата свойственно организовывать деятельность ряда окружных прокуратур и выполнять ряд собственно прокурорских функций. Сюда же входит подготовка материалов обвинительных досье, которые используются во время поддержания обвинения в суде.
Для окружных прокуроров свойственно назначаться на позиции в порядке аналогичном тому, что и для Генерального атторнея США. Для них характерно располагать аппаратом помощников и осуществлять свою работу, к которой в том числе относится и уголовное преследование в рамках локаций, которые относятся к юрисдикции федеральной власти.
Суть работы на втором уровне прокуратуры США
Второй этап связан с прокуратурами штатов, у которых есть свой аппарат. Возглавляют их генеральные атторнеи штатов, у которых есть свои помощники на местах. Для атторнейской службы штатов свойственно действовать в рамках юрисдикции необходимого штата и осуществлять, в том числе, уголовное преследование лиц, которые посягнули на его законы.
Важно отметить, что практически во всех штатах в качестве Генерального атторнея это выборная должность. Его избирает законодательное собрание или население штата. В ряде штатов губернатор назначает Генерального атторнея.
Специфика муниципального уровня прокуратуры США
Муниципальный (местный) этап связан с прокурорами и следователями, которые являются подконтрольными местным органам власти. Для них свойственно осуществлять уголовное преследование относительно дел, в которых Генеральный атторней штата не принимает участия. Для местных прокуроров характерно избираться населением, но в ряде штатов их избирают или назначают органы местного самоуправления.
Если говорить об организационном аспекте, то для местных атторнеев свойственно быть независимыми друг от друга даже в рамках одного штата.
Так как прокурор был избран населением, то он в ответе пред ним за то, в каком состоянии находится борьба с незаконными деяниями. О том насколько эффективна его работа, можно судить по статистике привлечения к уголовной ответственности ряда лиц, которые совершили незаконные деяния, и по количеству обвинительных приговоров суда.
Полномочия Генерального атторнея прокуратуры США
Для Генерального атторнея свойственно на самостоятельной основе формировать штат своих работников. Для него допустимо расторгать ряд трудовых отношений с работниками аппарата своего предшественника и набирать для себя новых сотрудников. Но, как показывает практика, в большинстве случаев профессиональные сотрудники остаются на своих позициях и тогда, когда сменился руководитель.
Так как уголовное преследование важно воспринимать как не единственную функцию избранного атторнея, у него есть заместитель, для которого свойственно заниматься рядом соответствующих вопросов при помощи службы, которая ему подчиняется.
Для Генерального атторнея США и подчиненных ему органов недопустимо осуществлять руководство атторнейской службой штата. Для Генерального же атторнея штата недопустимо иметь административную власть над рядом местных атторнеев. Но для глав соответствующих прокуратур свойственно воздействовать на все правоохранительные органы США определенного этапа, а также на то, как формируется правовая политика в пределах данной структуры. И тут важно отметить, что влияние оказывается посредством реализации не административных, а процессуальных полномочий.
Для органов прокуратуры определенных этапов свойственно быть не соподчиненными друг другу, но сотрудничать между собой. Их юрисдикция имеет четкое разграничение. Но для местных прокуроров свойственно производить дела, которые являются подведомственными штатам, в ситуациях, когда ряд генеральных атторнеев или их помощников передают им ряд своих полномочий на основании взаимной договоренности.
Суд и прокуратура США
В Соединенных Штатах Америки параллельно работают единая федеральная система судов и имеющие самостоятельность суды каждого из пятидесяти штатов страны, четырех федеральных территорий и округа Колумбия.
Федеральная судебная система США состоит из Верховного суда, апелляционных и окружных судов, а также в нее входят специальные суды. Во главе всей системы федеральных судов стоит Верховный суд США, занимающий одновременно исключительно важное положение в целом в структуре высших органов государственной власти наряду с президентом и Конгрессом США. Верховный суд Соединенных Штатов Америки является единственным судебным органом, упоминаемым в конституции страны. Он состоит из девяти судей, один из которых по воле президента США занимает председательское кресло. Каждый из членов Верховного суда также назначается президентом и проходит утверждение на пост в Сенате. Принятие решений в высшем судебном органе страны происходит путем кворума, составляющего шесть голосов. В юрисдикции Верховного суда США в качестве первой инстанции находятся дела, касающиеся споров между двумя и более штатами, затрагивающие послов иностранных государств и другие. Дел, предназначенных для рассмотрения исключительно в Верховном суде США на практике совсем немного. Основная функция Верховного суда заключается в рассмотрении жалоб, которые подаются на решения нижестоящих судебных органов федерального уровня и судов штатов при условии затрагивания в делах вопросов федеральной важности. Кроме того, Верховный суд рассматривает просьбы об отмене постановлений судов любых инстанций, если они были основаны на законах, противоречащих конституции США.
Апелляционные суды, являющиеся одной из главных частей, на которые делится судебная система в США, созданы в 1891 годы. Они представляют собой суды промежуточной юрисдикции между окружными судами и Верховным судом США. На сегодня в стране работает 13 апелляционных судов, каждый из которых охватывает территорию от трех до десяти штатов и имеет свой официальный номер. В составе каждого апелляционного суда находится от четырех до двадцати трех судей. Председателем является тот судья, который дольше всех находится в составе данного суда, но при этом не переступил порог 70-летия. При рассмотрении дел в каждом апелляционном суде участвует закрепленный за ним член Верховного суда США. В апелляционных судах рассматриваются жалобы на решения и приговоры, вынесенные окружными судами, а также на постановления различных административных органов. Чаще всего дела рассматриваются коллегией из трех судей, однако если речь идет не об апелляции, то рассмотрением могут заниматься один или двое судей.
Окружные суды являются основным звеном в большом властном механизме под названием судебная система США. Вся территория Соединенных Штатов Америки поделена на отдельные округа с учетом пограничных линий каждого штата. Такое деление подразумевает наличие в одном штате от одного до четырех округов. Кроме того, окружные суды США работают в четырех заграничных территориях, находящихся под контролем этой страны. Всего на сегодня судебная система в СШАнасчитывает 94 окружных (называемых также районными) судов. В каждом из них работает от двух до двадцати семи судей, а председатель выбирается по тем же правилам, что и в случае с апелляционным судом. Рассматриваются окружными судами в первой инстанции дела уголовного и гражданского характера, которые входят в компетенцию федеральных органов юстиции. Также в окружных судах рассматриваются жалобы граждан и организаций на действия различных административных ведомств. При окружных судах создаются федеральные магистраты, выполняющие вспомогательные функции или самостоятельно ведущие дела по незначительным преступлениям, наказание по которым не может превышать года лишения свободы или 1000 долларов штрафа. Кроме того, с 1978 года при каждом окружном суде создаются дополнительные органы, занимающиеся рассмотрением дел о банкротствах. Данная категория дел является достаточно многочисленной. Жалобы на решения этого подразделения приносятся обычно в тот же окружной суд, при котором оно работает.