Чем занимается психолог в социальной защите

Профессия: психолог в социальной сфере

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Психолог в социальной сфере — это эксперт по вопросам межличностных отношений в семье, на работе, в детском коллективе. Он помогает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которая вызывает проблемы с адаптацией и социализацией. Например, специалист поддерживает беженцев, малоимущие семьи, матерей-одиночек, детей-сирот, приемных детей и родителей. Он помогает людям найти свое место в социуме и закрепиться в нем.

Обязанности психолога в социальной сфере:

Психолог помогает не только людям с конкретными запросами и проблемами, но и тем, кто находится в уязвимом состоянии: родственникам онкобольных или всем пожилым людям.

Какие требования предъявляют к психологу в социальной сфере

Вы можете работать психологом в социальной сфере, если имеете образование:

Личностные характеристики психолога в социальной сфере:

Востребованность профессии психолога в социальной сфере

Несколько фактов о востребованности психологов в социальной сфере:

Психолог в социальной сфере может работать где угодно, ведь любой вид деятельности связан с социальным взаимодействием. Например, он может устроиться корпоративным психологом и работать над сплочением коллектива, повышением мотивации и удовлетворенности сотрудников. Или с тем же образованием устроиться в кризисный центр и помогать всем, кто туда обратится: людям без определенного места жительства, детям, сбежавшим из дома, женщинам, ушедшим от домашних тиранов и т. д.

Плюсы и минусы работы психологом в социальной сфере

Плюсы работы психологом в социальной сфере:

Минусы работы психологом в социальной сфере:

Курсы и программы обучения по профессии психолог в социальной сфере

Вы можете стать психологом в социальной сфере, пройдя обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки от АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»:

Источник

Профстандарт социального психолога

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Психолог в социальной сфере оказывает психологическую помощь людям разных возрастов и социальных групп, которые оказались в сложной кризисной ситуации.

На приём к социальному психологу направляют детей из приёмных семей, мигрантов и беженцев, людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и многих других, кому требуется помощь в адаптации и социализации.

Безусловно, работа с подобными категориями граждан требует определенного уровня компетентности от специалиста. В частности, профстандарт «Психолог в социальной сфере» выдвигает определенные требования к образованию и обучению социальных психологов.

Общая информация о профстандарте социального психолога

Профессиональный стандарт 03.008 «Психолог в социальной сфере» утвержден Приказом Министерством труда России от 18.11.2013 N 682н.

Профстандарт социального психолога был введен как основа для анализа и реформирования психологического образования и для регулирования трудовых отношений в социальной сфере.

С января 2015 года все работодатели при формировании должностных инструкций и аттестации социальных психологов должны учитывать требования этого профстандарта.

Какая информация содержится в профессиональном стандарте

В этом документе сформулированы основная цель деятельности, трудовые функции, необходимые знания и умения, требования к образованию и обучению социального психолога.

Основная цель деятельности – профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья).

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту

Трудовая функция

Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам

Социальная психология, психология малых групп

Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия

Методология командной работы

Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды

Психология управления, организационная психология

Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды

Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств

Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам

Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

Техники эффективной коммуникации со специалистами

Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.)

Трудовая функция

Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Психология кризисных состояний

Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей

Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений

Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга

Современные направления молодежных движений

Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Трудовая функция

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Трудовая функция

Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки

Методология проведения тренингов

Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов

Возрастная психология, геронтология

Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни

Психология воспитания и педагогики

Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов

Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде

Психология беженцев, мигрантов, маргиналов

Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания

Технологии работы с разными социальными группами

Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов

Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ

Трудовая функция

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам

Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)

Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам

Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)

Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)

Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов

Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере

Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии

Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы

Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации

Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

Трудовая функция

Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)

Трудовые действия

Необходимые умения

Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

Подготовка детей к устройству в замещающую семью

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Компетенции социального психолога по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые функции, социальный психолог должен обладать знаниями по следующим темам:

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

В АБиУС действует программа профессиональной переподготовки «Социальная психология» для желающих получить знания и навыки в области социальной психологии. Программа соответствует требованиям профстандарта «Психолог в социальной сфере».

Обучение по программе позволит профессионально осуществлять организацию и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп.

Срок обучения – 282 ак.ч. (2 месяца).

Выдаваемый документ – диплом о профессиональной переподготовке.

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Преимущества обучения в АБиУС для социальных психологов

Источник

Как работают психологи в стационарных учреждениях соцзащиты

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

В системе соцзащиты Москвы задействовано более 480 специалистов-психологов. Одно из важных направлений их работы — оказание психологических услуг проживающим в психоневрологических интернатах и пансионатах для ветеранов войны и труда. Специалисты работают с людьми как в индивидуальном порядке, так и организуют коллективные занятия. Важной составляющей является проведение тренингов. Как они проходят и какую пользу они приносят проживающим?

В Пансионате для ветеранов труда № 1 проводят когнитивные и коммуникативные тренинги, видеоклубы, группы общения или, как их еще называют, «день группы», а также практические и арт-терапевтические занятия. Летом, в хорошую погоду, занятия обязательно проводятся на улице. Участвуют все желающие. Маломобильные проживающие, а их здесь большинство, тоже присоединяются к тренингам.

Ежедневно Анна Петровна Евдокимова, психолог Пансионата для ветеранов труда № 1, занимается с проживающими. Ее здесь все хорошо знают: как только человек попадает сюда, она обязательно с ним знакомится, общается, располагает к себе. Это необходимо для того, чтобы человек чувствовал себя в безопасности, быстрее адаптировался к новым условиям и доверял специалисту.

«Я всегда прорабатываю „тренинговую форму“. Нужно понимать, что подойдет тому или иному человеку, какой формат занятий ему будет ближе и полезнее, — рассказывает Анна Евдомикова. — Клиентоориентированный подход очень важен. Кому-то больше нужно поработать над когнитивными функциями (анализом, мышлением, синтезом), а для кого-то важнее тренинги на сплоченность команды».

Путешествие в прошлое

Занятия в пансионате не имеют ничего общего со скучными лекциями. Каждое подготовленное упражнение Анна Петровна превращает в увлекательное приключение, подключая интерактив и творчество.

«Предпочтение отдаю, конечно, игровым формам. Я стараюсь делать так, чтобы всем было в первую очередь интересно. Люблю делать отсылку к прошлому, включая, например, советские фильмы и песни. Заодно таким образом прорабатывается и долговременная память», — говорит психолог.

В рамках арт-терапии совмещаются психологический тренинг и творческое занятие. Специалист поделилась одним из своих любимых форматов.

«Я выбираю какое-либо событие. Например, День славянской письменности и культуры. Мы берем эту дату за основу. Сначала я выдаю историческую справку, провожу викторину на знание тех или иных моментов, а затем перехожу к практике. Мы печатаем текст на славянском языке и декорируем бумагу под старину», — рассказывает Анна Петровна.

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Коллективные упражнения помогают поддерживать теплые отношения между проживающими. Как правило, каждое занятие начинается с комплиментов друг другу, а заканчивается обменом впечатлениями. Человек должен чувствовать себя неотъемлемой частью команды, резюмирует наша героиня.

С заботой о завтрашнем дне

В Психоневрологическом интернате № 20 специалисты разработали собственную программу занятий под названием «Я все смогу», которая призвана помочь проживающим адаптироваться в жизни вне пансионата.

«Эта программа направлена на развитие самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности инвалидов; самореализацию и нормализацию их жизни в обществе», — рассказывает Октябрина Ермакова, заместитель директора по общим вопросам Психоневрологического интерната № 20, бизнес-тренер.

С проживающими проводятся также тренинги навыков сенсорного развития с элементами телесно-ориентированной психотерапии.

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

«Мы делаем карточки с самыми разными материалами: шелком, бархатом и т.д., и даем участникам занятий прикоснуться к карточкам, потрогать их. Это позволяет развить тактильное восприятие, сенсорные возможности человека», — комментирует Светлана Шатилова, психолог Психоневрологического интерната № 20.

Встретить не только друзей, но и любовь

Участие в различных занятиях помогает лучше узнать друг друга, а впоследствии и создать семью. Так, на одном из занятий познакомились и сдружились Людмила Александровна Науменко и Николай Семенович Кальчин, проживающие Пансионата для ветеранов труда № 29. Уже на днях пара отпразднует свадьбу прямо в пансионате! Будущие супруги встретились на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Психологи пансионата акцентируют внимание на том, как важно привлекать людей именно к интеллектуальным играм. Во время игры активизируется работа мозга, что особенно важно для хорошего физического самочувствия. «Когда человеку удается проявить себя: показать с хорошей стороны, поделиться знаниями, он начинает чувствовать себя лучше», — поясняет Наталья Лобунова, психолог Пансионата для ветеранов труда № 29.

«Мы стремимся к тому, чтобы наш пансионат стал родным домом для людей, которые здесь проживают. Поэтому важно помогать им находить новые ресурсы и заряжать впечатлениями, что способствует в том числе активному долголетию. Все взаимосвязано: при помощи этой и других наших программ проживающие начинают и физически чувствовать себя гораздо лучше. Конечно, развиваются коммуникативные способности человека, что позволяет в полной мере ему реализоваться как личность, налаживается контакт и улучшается эмоциональный фон», — рассказал Артур Бунин, директор Пансионата для ветеранов труда № 29.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения

Деятельность психолога в центре социального обслуживания населения. Сычёва Наталья Николаевна, психолог ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» г. Снежногорск, Мурманской области

В различных учреждениях социальной сферы профессиональная деятельность психолога предусматривает довольно ограниченный набор предоставляемых услуг и, соответственно, специфика используемых методов и форм работы сужается до конкретной направленности. Однако психологам, работающим в отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних, требуется привлекать в свою работу весь спектр профессиональных навыков. Это объясняется тем, что взаимодействие с получателями социальных услуг происходит постоянно в течении рабочей недели, а чаще всего неоднократно в течении рабочего дня. Это взаимодействие предусматривает не только целевое оказание социально-психологической услуги, согласно ранее разработанному плану, но и экстренное оказание психологической помощи.

В Государственном областном автономном учреждении социального обслуживания населения «Полярнинский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН») функционирует такое структурное подразделение как отделение социальной реабилитации несовершеннолетних, состоящие из двух групп: группа дневного пребывания детей-инвалидов, и группа круглосуточного пребывания несовершеннолетних. Группа дневного пребывания осуществляет оказание услуг семьям с детьми-инвалидами, детям-инвалидам, несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья. Группа круглосуточного пребывания предназначена для полустационарного социального обслуживания в условиях временного приюта несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации. Зачисление несовершеннолетних в отделение социальной реабилитации обусловлено наличием трудной жизненной ситуации и, в большинстве случаев, связано с нарушением социальной адаптации.

Работа психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних регламентируются такими документами, как: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52888-2013, ГОСТ Р 52142-2013, ГОСТ Р 52143-2013, Профессиональный стандарт № 682н «Психолог в социальной сфере» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г., Должностная инструкция № 22 психолога отделения социальной реабилитации несовершеннолетних ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» от 01.06.2016 г.

Группа дневного пребывания

Приоритетным направлением работы психолога в группе дневного пребывания детей-инвалидов является коррекционно-развивающая деятельность. Занятия психолога направлены на оптимальную реализацию психического и социального потенциала, мобилизацию внутренних ресурсов детей-инвалидов для полной (по возможности) или частичной интеграции в обществе. Социально-психологическая адаптация является совокупностью развития коммуникативных навыков, навыков эффективного поведения в социуме, стремления к познанию окружающего мира, а также принятию себя и своего заболевания.

Одним из важных аспектов деятельности психолога в группе дневного пребывания детей-инвалидов является работа с родителями и законными представителями несовершеннолетних. Для повышения реабилитационного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов, психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» была разработана и апробирована технология «Созвездие», которая реализуется с января 2016 года (Приложение № 1).

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Работа по технологии строится по трем направлениям: психотерапевтическое, социально-тренинговое, консультативное. И включает в себя 4 занятия в неделю по 20-25 минут. Родители принимают участие во всех трех направлениях, а дети задействованы только в психотерапевтическом. В каждом направлении используются свои методы и техники, через которые достигается положительный результат применения технологии в реабилитационном процессе (Приложение № 2).

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Работа по технологии происходит беспрерывно, длительно и не нарушает общий процесс реабилитации. Благодаря данным мероприятиям достигается положительный эффект повышения потенциала семьи, раскрытие внутренних ресурсов для социализации и интеграции в обществе, в том числе для укрепления связи между образовательным учреждением и родителями (Приложение № 3).

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

В работе с детьми-инвалидами, для достижения поставленных целей и задач, психолог использует совокупность современных и эффективных психологических методов, средств и технологий; песочная и игровая терапия, арт-терапия и сказкотерапия, занятия в сенсорной комнате, нейропсихологическая коррекция, глинотерапия, дыхательная гимнастика. Также, психологом используются авторские методики Научно-производственный фирмы «Амалтея»:

Целевая аудитория: дети-инвалиды от 5 лет.

Цель: развитие конструктивной и целенаправленной деятельности.

По результатам итоговой диагностики отмечается улучшение в развитии невербальных форм

мышления у 60 % детей (9 человек из 15), повышение усвоения пространственных взаимоотношений отмечено у 26% детей (4 человека из 15), последовательное формирование

недостающих элементов конструктивной деятельности отмечается у 33% детей (5 человек из 15).

Целевая аудитория: дети-инвалиды от 3 лет.

Цель: развитие и коррекция пространственного мышления.

По результатам итоговой диагностики отмечается улучшение в усвоении сложных пространственных сенсорных эталонов, развитие пространственного мышления и психомоторики,

формирование регулятивного компонента интеллектуальной деятельности и способности к сложному анализу у 60 % детей (9 человек из 15).

Комплекс перечисленных методов и технологий помогает в развитии интеллектуально-познавательной, речевой, коммуникативной и личностной сферы ребенка, стабилизирует эмоциональное состояние и осуществляет коррекцию нежелательного поведения.

Группа круглосуточного пребывания

Как правило, зачисление ребенка в группу круглосуточного пребывания обусловлено трудной жизненной ситуацией, ситуацией социально-опасного положения и в большинстве случаев сопряжено с нарушениями социализации. Зачастую, в процессе психодиагностики выявляются различные нарушения эмоционально-личностной и поведенческой сферы, высокий уровень тревожности, наличие страхов, агрессивность, низкий уровень развития коммуникативных и бытовых навыков, низкая мотивация к учебе и труду, сниженный уровень самооценки. В большинстве случаев наблюдается подрыв детско-родительских отношений.

Для стабилизация социально-психологического статуса несовершеннолетнего, работа психолога в группе круглосуточного пребывания строится из нескольких приоритетных направлений: психодиагностическое, психокоррекционное, психопрофилактическое и консультативное.

Направления деятельности психолога

НаправлениеЦельЗадачиФорма проведения
1ПСИХОДИАГНОСТИКАВыявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности при помощи научно-обоснованных методик, приемов, технологий, тестов.Изучение психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования;

Исследование характера, темперамента, акцентуаций личности, психического развития;

Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития,

Выявление риска склонности к суицидальному поведению, употреблению ПАВ, воровству,

Выявление наличия девиаций поведения.

Индивидуальная/ групповая
2СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕПомощь несовершеннолетним, их законным представителям в осознании происходящего на их жизненном пути, основываясь на осознанном выборе в ходе разрешения личностных и эмоциональных проблем, межличностных и внутрисемейных конфликтов.Определение уровня психологического здоровья, оценка эмоционального состояния, Оказание профессиональной помощи и эмоциональной поддержки в решении заявленной проблемы, Мобилизация внутренних ресурсов получателя социальных услуг с целью повышения стрессовой и кризисной устойчивости, Коррекция личностной дисгармонии.Индивидуальная/ групповая
3ПСИХОКОРРЕКЦИЯФормирование или коррекция у несовершеннолетних психологических качеств, необходимых для социализации в обществе. Устранение (насколько это возможно), либо уменьшение числа проявлений различных девиаций поведения с целью обеспечения полноценного функционирования личности в обществе.Стабилизация внутренних ресурсов личности и баланса ее психодинамических сил,

Стабилизация психоэмоционального состояния,

Коррекция коммуникативной, познавательной сферы,

Расширение позитивного опыта общения,

Укрепление личностной позиции,

Формирование уверенности, повышение самооценки,

Коррекция социальных и психологических отклонений,

Обучение несовершеннолетних новым, социально-приемлемым способам выражения отрицательных эмоций,

Обучение конструктивным формам поведения,

Коррекция детско-родительских отношений.

Индивидуальная/ групповая
4ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАУкрепление и повышение психологического здоровья несовершеннолетних, их законных представителей. Профилактика употребления ПАВ, алкогольной и табачной продукции, профилактика буллинга и суицидального поведения среди несовершеннолетних.Выявление среди несовершеннолетних детей, склонных к употреблению ПАВ,

Выявление несовершеннолетних, склонных к различным формам суицидального поведения,

Выявление несовершеннолетних, оказавшихся в системе «буллинга»,

Оказание выявленным группам экстренной психологической помощи,

Организация и проведение психопрофилактических тренингов.

Индивидуальная/ групповая

Для достижения поставленных целей в каждом из направлений психологом применяются эффективные методы и техники, которые повышают результативность общей социально-реабилитационной работы. Помимо этих методов, для психокорреционного и психопрофилактического направления психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» были разработаны технологии, которые уже показали эффективность их применения.

В группе круглосуточного пребывания в рамках психопрофилактической работы психолог проводит тренинги, лекции и беседы не только с несовершеннолетними, но и с их родителями, законными представителями.

Для индивидуальной работы используется авторская программа «Сталкер» комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста, ВиЭль, СПБ 2016г.

Для групповой работы психологом ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН» в рамках профилактики наркозависимости среди несовершеннолетних разработан проект «Поколение Z – мы выбираем жить!» (Приложение № 4).

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Основная коррекционная деятельность осуществляется в блоке «Реализация». Практическая работа в этом блоке строится на трех последовательных этапах и позволяет затронуть большую часть аспектов подростковой среды (Приложение № 5, Приложение № 6).

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть фото Чем занимается психолог в социальной защите. Смотреть картинку Чем занимается психолог в социальной защите. Картинка про Чем занимается психолог в социальной защите. Фото Чем занимается психолог в социальной защите

Социально-психологическое сопровождение подразумевает под собой тесное сотрудничество не только с ребенком, но и с его законными представителями. Продуктивное сотрудничество является совокупностью таких форм работы, как: психологическое просвещение, консультирование, выдача письменных и устных рекомендаций, тренинги по восстановлению детско-родительских отношений, эмоциональная поддержка.

Для решения поставленных задач социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего, психологу необходимо постоянное взаимодействие с родителями. Однако не всегда родители готовы идти навстречу своему ребенку, в силу личностных особенностей характера, по причине сильной занятости на работе, или же недобросовестности выполнения своих родительских обязанностей. Случается, что при зачислении «сложного» ребенка-девианта в группу круглосуточного проживания, родители перекладывают обязанности по воспитанию ребенка на сотрудников учреждения. Именно поэтому важно сформировать у родителей мотивацию к совместной работе.

Технология психолога «Навстречу друг другу» была разработана в рамках профилактики социального сиротства и безнадзорности, апробирована и внедрена в работу. Целью технологии является профилактика социального сиротства, посредством коррекции детско-родительских отношений. Ведущими задачами выступают: повышение сензитивности родителей к их детям, выработка у родителей адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка, психологическое просвещение родителей и их детей, реорганизация арсенала средств общения у родителей и их детей, обучение детей и родителей приемлемым способам выражать негативные эмоций, формирование у детей и родителей мотивации на преобразование взаимоотношений.

Осуществляя коррекционную деятельность, мы минимизируем вероятность рецидива внутрисемейного конфликта, тем самым предупреждая возможность возникновения условий для распада семьи.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога подразумевает под собой целый ряд обязанностей, техник, методов и форм работы, направленных на оказание социально-психологической помощи в рамках общего реабилитационного процесса. Благодаря индивидуальному подходу, а также широкому спектру программ и технологий в большинстве случаев наблюдается положительная динамика по стабилизации и нормализации социально-психологического статуса несовершеннолетнего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *